Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
DOI 10.47643/1815-1329_2022_8_115
К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВАНИИ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДСТВОМ МАСС МЕДИА ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF THE PERSONALITY AND THE FORMATION OF THE HUMAN PSYCHE THROUGH THE MASS MEDIA
ИВЛИЕВ Павел Валентинович,
кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России.
390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: ivliev [email protected];
ТКАЧЕНКО Николай Иванович,
кандидат юридических наук, доцент института кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России.
390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: [email protected];
IVLIEV Pavel Valentinovich,
PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia 390000, Russia, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: [email protected];
TKACHENKO Nikolai Ivanovich,
PhD in Law, Associate Professor of the Institute of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia 390000, Russia, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы в том числе психологические аспекты становления личности под воздействием средств массовой коммуникации. Затрагиваются разные исторические эпохи с характерными для исследуемого времени видами масс медиа и особенностями их воздействия на психику индивида. Рассматриваются эффективные приемы и способы противоборства манипуляционному и тлетворному влиянию СМИ на сегодняшний день.
Abstract: The article deals with topical issues, including the psychological aspects of the formation of personality under the influence of mass media. Different historical epochs are touched upon with the types of mass media characteristic of the time under study and the peculiarities of their impact on the psyche of the individual. Effective techniques and methods of confronting the manipulative and pernicious influence of the media today are considered.
Ключевые слова: Средства массовой информации; телевидения; радио; онлайн; газеты; журналы; психика человека; модель поведения; формирование личности; масс медиа.
Keywords: Mass media; television; radio; online; newspapers; magazines; the human psyche; behavior model; personality formation; mass
media.
Для цитирования: Ивлиев П.В., Ткаченко Н.И. К вопросу о становлении личности и формировании психики человека посредством масс медиа //Аграрное и земельное право. 2022. № 8(212). С. 115-117. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_115.
For citation: Ivliev P.V., Tkachenko N.I. On the question of the formation of the personality and the formation of the human psyche through mass media // Agrarian and Land Law. 2022. No. 8(212). pp. 115-117. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_115.
Статья поступила в редакцию: 22.07.2022
Введение. Актуальность данной темы исследования не вызывает никаких сомнений. Дело в том, что средства массовой информации обладают широчайшим арсеналом воздействия на психику человека и как следствие формирования его личности. Необходимо понимать, что механизмы влияния масс медиа на человека полностью не осознаются по крайне мере большинством людей. Необходимо прийти к пониманию экологических принципов деятельности масс медиа, в противном случае этот инструментарий превратится в тотальный диктат четвертой ветви власти, которая имеет все шансы превратится в единственную силу. На фундаменте научного понимания закономерностей формирования негативных массовых социальных явлений в обществе необходимо создать эффективную систему противостояния пагубного информационного воздействия транслируемого средствами массовой информации.
Цель исследования. Проанализировать на основе разных видом средств массовой информации исторические закономерности и характерные особенности влияния масс медиа на развитие как психики индивида так и коллективной психики, а также становления личности с точки зрения формирования менталитета и мировоззрения.
Методы исследования. За основу взят исторический и сравнительный методы исследования. С помощью исторического метода освещаются в ретроспективе разные виды средств массовой коммуникации. А с помощью сравнительного метода проводится анализ влияние конкретных видов масс медиа на формирование личности и становление его психологических установок, паттернов поведения, а также мировоззрения и менталитета.
Влияние информации на становление личности невозможно недооценить. Глобальность процессов информационного воздействия с каждым поколением возрастает. Если взять исторический аспект этого влияния, то можно сказать что в до революционной России формирование личности по большому счету исключительно и только происходило под воздействием непосредственно окружающий его факторов и оно было очень локальным и определялось традициями и обычаями, которые имели место быть в данном месте проживания. При чем необходимо отме-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 8(212)
тить, что таких обычаев было в общем-то совсем не много и по этой причине мировоззрение и менталитет людей во многом был похож и о таком коллективном бесструктурном управление, которое дает СМИ речи быть не могло. Но с появлением первых масс медиа культурно-информационная составляющая стала резко возрастать. Количество фактов, знаний стало увеличиваться очень быстро и это все безусловно сильно влияло на становлении личности. СМИ - это мощнейший канал воздействия на массовое сознание, что является бесспорным фактом[1].
Первыми масс медиа были естественно печатные СМИ. При их появлении воздействие на людей стало ощутимо возрастать. Доверие к подобным масс медиа изначально было очень высоким. Ведь на тот момент о таком явлении как манипуляции масс медиа не были хорошо известны широкой аудитории. Особенности психики людей такова что, информация, подаваемая со стороны да ещё и структурами, которые цензурированы, хорошо подготовлены большим количеством редакторов, журналистов и иными профессионалами не нуждается в дальнейшей верификации. Это обеспечивало эффект максимального доверия к информационному источнику. Именно на основе этой психологической характеристики основано эффективное воздействие средствами массовой коммуникации на формирование личности индивида в частности и всего общества в целом. Во времена зарождения печатных масс медиа люди впитывая информацию, как правило воспринимали её именно так как позиционирует сам источник, не особо вдаваясь в анализ источников, выявление причинно-следственных связей сопоставления фактов и естественно не подключая критическое мышление. Это и обеспечивало максимально качественное и быстрое влияние на человека и на становление его психики. Люди не задумывались о том, что информация транслируемая газетами или журналами оказывает огромное влияние на человека, оседая в его бессознательном и формируя основу для мотивации и паттерны поведения. Доказывая этот факт можно привести пример такого рода воздействия на население в третьем рейхе, а именно главного министра по пропаганде Йозефа Геббельса. Он утверждал, что для успешной пропаганды должно использоваться максимально простое утверждение. Речь идёт о том, что чем проще лозунг ем легче его понять и осознать и уж тем более не нужно будет подключать логический аппарат и критическое мышление. А как показывают социологические исследования активно мыслить и решать сложные интеллектуальные задачи люди не любят. Для как минимум 85% граждан любой страны мира анализировать информацию и вообще думать является каторгой. Человек как-бы «проглатывает» данную информацию не подвергая её карантинной зоне и она попадает в бессознательное влияет на дальнейшее принятие решений этим человеком. Другими совами задача манипуляторов заключается в том, чтобы полностью устранить критическое мышление населения, что обеспечит большую вероятность, усвоения данного контента именно в тех содержательных конструкциях которые обеспечат нужный эффект для распространителя информации.
Необходимо отметить, что печатные масс медиа по сути являлись первопроходцами в процессах формирования личности массовыми средствами информации. И эффективность этого воздействия во многом зиждется на новизне такого инструментария как журналы или газеты. При этом надо понимать, что чтение требует большой концентрации внимания, что само по себе снижает манипулятивный аспект, так как волей не волей читатель анализирует изученный материал. Хотя конечно же эффект воздействия безусловно присутствует в этом масс медиа.
На сегодняшний день печатные СМИ не являются главными факторами становления психики индивида. Это во многом связано с тем, что граждане потеряли интерес к чтению, так как сегодня очень хорошо развиты иные масс мадиа. Так, например до недавнего времени достаточно популярным информационным источником являлись радиостанции. Этот масс медиа произвел самый настоящий фурор в развитии средств массовой коммуникации. Ведь слушать звуковой источник, можно не отрываясь от привычных дел. Эффективность воздействия радио на становление личности и влияния на психику человека значительно больше чем у печатных СМИ, так как радио во многом более замкнуто на свою четко сформулированную целевую аудиторию, и по этой причине информации которую вещает радио слушатель больше доверяет чем печатному. Более того, выполняя свою работу или занимаясь ещё каким-либо видом деятельность индивид не может одновременно критично относиться к информации, которую он получает из радио, тем самым обеспечивается, так называемое, имплицитное воздействие на бессознательное индивида и это ведет к появлению новых моделей поведения, становлению новых психологических установок и как следствие к формированию личности.
Необходимо отметить, что в третий четверти XX века особую популярность среди СМИ стало занимать телевидение. И в этом нет ничего удивительного так как помимо всего прочего в данной ситуации добавляется ещё и визуальная картинка, что делает телевидение более конкурентоспособным нежели, чем радио и печатные масс медиа. Экраны телевизоров сразу перетягивают на себя внимание, привлекая богатой дифференциацией передач, новостей, спортивных матчей фильмов, ток шоу и многого другого. Формирование личности под воздействие телевидения стало происходить значительно более эффективно. В самом начале появления телевизоров они являлись центром притяжения не только членов семьи но и даже соседей. Просматривая передачи население впитывало тот контент, который транслировался. Самое эффективное в процессе становления личности и формирования психики индивида посредством телевидения является заимствование моделей поведения, транслируемых в первую очередь через фильмы и рекламу. Так, например, в 90-ых годах XX века в России доминировала криминальная культура, существовало большое количество организованных преступных группировок, что безусловно затрагивало все общество. Именно киноиндустрия чётко проиллюстрировало это факт. В то приснопамятное десятилетия фильмы отражали культуру ОПГ и даже во многом её романтизировали. Это безусловно отразилось на психики подрастающего поколения и нашло свое выражения в том, что многие представители молодёжи также хотели погрузить себя в бандитский мир. Необходимо отмети, что после успешного проката подобного рода фильмов количество преступлений возрастало. Этот факт безусловно говорит за себя, доказывая какое огромное влияние на формирование личности оказывают средства массовой информации.
На сегодняшний день главными в становлении личности и психики человека играют безусловно всемирная паутина - Интернет. К великому сожалению, средства массовой информации не считают своей первостепенной функцией образование, воспитание и развитие ребенка,
Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
больше отдавая предпочтение трансляциям развлекательных телепрограмм и коммерческих проектов[2]. Огромные информационные потоки из разных социальных сетей браузеров мессенджеров, новостные ленты, сайты, онлайн курсы все это привлекает очень много внимания. С уверенностью можно сказать, что население не может долго пребывать без погружения в свои гаджеты для получен нового информационного продукта. В первую очередь это касается молодежи и подрастающего поколения. Именно в интернете они заимствуют психологические паттерны поведения, которые формируют их фильтры восприятия и определяют дальнейшее мировоззрение и менталитет. Современное состояние медиа среды, такого что информационные потоки настолько огромны, что среднестатистический человек просто напросто не успевает обрабатывать входящие потоки информации, что перегружает его сознание, но, тем не менее, необходимо понимать, что наше бессознательное в буквальном смысле впитывает все что попадает к нам в психику, тем самым оказывая на нас неосознаваемое воздействие. И если раньше в самой начале эпохе телевидения необходимо было собраться вокруг телевизора всей семьей, что получить долю информационного воздействия, то на данный момент современная конъюнктура не дает возможности человеку отключить все компьютеры и гаджеты и тем самым обезопасить себя на некоторое время от всего этого. Но при этом необходимо отдать должное тому, что современное население, которое много раз было обманута в лихие 90-ые годы, на сегодняшний не являются таким доверчивыми к СМИ как это было два три десятилетия назад. Уровень критичности к транслируемой информации достаточно высокий, что в свою очередь позволило воспитать подрастающее поколении с совершенно иным уровнем восприятия информации и работы с ней, что во многом исключает отрицательное в том числе манипулятивное воздействия на население. Также надо отметить, что количество контента в сети просто зашкаливает, и средне статистический пользователь безусловно кликая все подряд может уменьшить манипуляционное воздействие и снизить вероятность формирования отрицательных психологических установок и паттернов поведения. Вследствие научно-технической революции СМИ буквально вошли в каждый дом, оказывают постоянное воздействие на членов любого сообщества[3]. Более того необходимо отметить, что при современной конъюнктуре в условиях борьбы с короновирусной инфекцией широкое применение электронных образовательных ресурсов становится не просто актуальным, а жизненно необходимым и архи востребованным[4].
Для того чтобы формирование личности и в частности психики индивида происходило положительно необходимо каждому человеку, желающему проводить много времени в онлайне получить достаточные навыки работы с информацией, понимать двухуровневую модель психики, а также критично относиться к не проверенным источникам, уметь анализировать входящие потоки информации, отслеживать причинно-следственные связи. Для формирования выше названных компетенций индивиду необходимо как можно быстрее разобраться в своем жизненном пути, тогда он будет получать только ту информацию, которая полностью соотносится с его жизненным кредо и психологическим установками. Все это позволит ограничить пагубное манипулятивное воздействия на психику индивида в частности и общества в целом.
Заключение. Подводя итог всему вышесказанному можно с уверенностью констатировать факт, того что СМИ не случайно называют четвёртой ветвью власти. Ведь именно она во многом формирует в коллективном сознании людей образы, на основе которых люди будут совершать какие-либо поступки, а также будет являться ориентиром в тех или иных делах. Именно масс медиа практически в буквальном смысле программируют психику людей на нужные манипулятору действия. Понимая это можно минимизировать отрицательное воздействия на формирование личности и психики индивида.
Библиогра фия:
1. Зырянов М.Ю. «Роль средств массовой информации постсоветсткой России в формировании гражданского общества» // Вестник КРАСГАУ, № 3, 2008 г., С:
334-338.
2. Ахметьянова Н.А. Байбулатова З.З. «Роль СМИ и интернета в формировании личности, воспитания подрастающего поколения» // Развитие современной науки и образования: актуальные вопросы, достижения и инноваций. Статья в сборнике трудов конференции. 2022 г.,С. 225-227.
3. Кожагулова Г.К. «Роль СМИ в формировании имиджа личности» // Медиапространство региона: история и перспективы развития. статья в сборнике статей. 2019 г., . 26-33.
4. Ивлиев П.В. Ткаченко Н.И. «Перспективы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения» // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития, 2020 г. С. 981-987
References:
1. Zyryanov M.Yu. "The role of the mass media in post-Soviet Russia in the formation of civil society" // Vestnik KRASGAU, No. 3, 2008, C: 334-338.
2. Akhmetyanova N.A. Baibulatova Z.Z. "The role of the media and the Internet in shaping the personality, educating the younger generation" // Development of modern science and education: current issues, achievements and innovations. Article in the conference proceedings. 2022, S. 225-227.
3. Kozhagulova G.K. "The role of the media in shaping the image of the individual" // Media space of the region: history and development prospects. article in a collection of articles. 2019, . 26-33.
4. Ivliev P.V. Tkachenko N.I. "Prospects for the use of electronic educational resources in the learning process" // Psychology of the XXI century: challenges, searches, development vectors, 2020, pp. 981-987