Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА РАЗВИТИЕ СПОРТА В РОССИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА РАЗВИТИЕ СПОРТА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
366
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РАДИО / ИНТЕРНЕТ / ПСИХОЛОГИЯ / МЕДИЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ГАЗЕТЫ / ЖУРНАЛЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ивлиев Павел Валентинович, Ткаченко Николай Иванович

В статье рассматриваются особенности развития, популяризации спорта и физической культуры с помощь средств массовой информации. Затрагиваются такие современные виды масс медиа, как телевидение и интернет оказывающие наибольший эффект, касаемый привлечения подрастающего поколения и молодежи в спорт. Также рассматриваются более консервативные виды медийных источников в ретроспективном аспекте, такие как печатные издания и радио. Предлагаются эффективные методы совершенствования пропаганды здорового образа жизни государством через СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE INFLUENCE OF THE MEDIA ON THE DEVELOPMENT OF SPORTS IN RUSSIA

Keywords: MASS MEDIA, TV, SPORT, PHYSICAL CULTURE, RADIO, INTERNET, PSYCHOLOGY, MEDIA SOURCES, NEWSPAPERS, MAGAZINES

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА РАЗВИТИЕ СПОРТА В РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_10_108

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СМИ

НА РАЗВИТИЕ СПОРТА В РОССИИ PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE INFLUENCE OF THE MEDIA ON THE DEVELOPMENT OF SPORTS IN RUSSIA

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: ivliev [email protected];

ТКАЧЕНКО Николай Иванович,

кандидат юридических наук, доцент института кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. Tkachenkonikolaj1 [email protected];

IVLIEV Pavel Valentinovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: [email protected];

TKACHENKO Nikolai Ivanovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Institute of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st. Sennaya, 1. [email protected]

Краткая аннотация: В статье рассматриваются особенности развития, популяризации спорта и физической культуры с помощь средств массовой информации. Затрагиваются такие современные виды масс медиа, как телевидение и интернет оказывающие наибольший эффект, касаемый привлечения подрастающего поколения и молодежи в спорт. Также рассматриваются более консервативные виды медийных источников в ретроспективном аспекте, такие как печатные издания и радио. Предлагаются эффективные методы совершенствования пропаганды здорового образа жизни государством через СМИ.

Abstract: В статье рассматриваются особенности развития, популяризации спорта и физической культуры с помощь средств массовой информации. Затрагиваются такие современные виды масс медиа, как телевидение и интернет оказывающие наибольший эффект, касаемый привлечения подрастающего поколения и молодежи в спорт. Также рассматриваются более консервативные виды медийных источников в ретроспективном аспекте, такие как печатные издания и радио. Предлагаются эффективные методы совершенствования пропаганды здорового образа жизни государством через СМИ.

Ключевые слова: Средства массовой информации; телевидение; спорт; физическая культура; радио; интернет; психология; медийные источники; газеты; журналы.

Keywords: Mass media; TV; sport; Physical Culture; radio; the Internet; psychology; media sources; newspapers; magazines.

Для цитирования: Ивлиев П.В., Ткаченко Н.И. Психологические аспекты влияния СМИ на развитие спорта в России // Право и государство: теория и практика. 2022. № 10(214). С. 108-110. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_108.

For citation: Ivliev P. V., Tkachenko N.I. Psychological aspects of the influence of the media on the development of sports in Russia // Law and state: theory and practice. 2022. No. 10(214). pp. 108-110. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_108.

Статья поступила в редакцию: 22.08.2022

Введение. Актуальность данной тематики занимает далеко не последнее место на сегодняшний день. Речь идёт о том, что популяризация спорта одновременно решает огромное количество проблем. Так, например если в обществе присутствует хорошо развитая культура спорта, то можно с уверенностью сказать, что уровень здоровья граждан, находится на высоком уровне, что само по себе очень хорошо и при этом снижает нагрузку на медицинские учреждения. Также надо отметить, что развитие современного спорта не возможно без строительства специальной спортивной индустрии, это касается многофункциональных спортивных комплексов, стадионов, бассейнов, теннисных кортов и многих других учреждений. Все эти объекты улучшают экономические показатели государства и несомненно притягивают международные инвестиции. Также надо сказать, что развитие спорта всегда противостоит вредным привычкам, так как невозможно одновременно достигать высоких спортивных результатов и иметь при этом вредные привычки. Необходимо сказать, что именно средства массовой информации могут серьезнейшим образом повлиять на популяризацию спорта и как следствие на его бурное развитие.

Цель исследования. Проанализировать влияние всевозможных медийных источников на популяризацию спорта в нашем государстве и на его дальнейшее развитие. А также выявить актуальные на сегодняшний день и эффективные способы развития физической культуры и спорта в современной России.

Методы исследования. Основными методами в настоящем исследовании являются исторический и сравнительно правовой. Так с помощью исторического метода анализируются факты и особенности влияния масс медиа на популяризацию спорта в ретроспективе, а посредством сравнительного метода исследования выявляются положительные и отрицательные аспекты влияния отдельно взятого вида СМИ на популяризацию и развития спорта в России.

Влияние средств массовой информации на развитие спорта в различные исторические эпохи отличалось своим колоритом и харак-

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

терными для того времени особенностями. Так, например самыми первыми видами масс медиа это были конечно печатные издания то есть газеты, журналы. Данный вид медийных источников для своего времени производил на болельщика неизгладимое впечатление. Это связано, с тем, что отсутствие телевидения и иных СМИ создавало плодородную почву для подготовки аналитических обзоров с всевозможными исследовательским материалами. Это в первую очередь касается командных видов спорта где существует большое количество разного рода спортивны интегралов, на основе которых можно создавать качественный контент. Газеты и журналы позволяют освещать спортивные мероприятия постфактум на холодную голову, когда спортивные корреспонденты уже высказать свое особое мнение о происходящих событиях, что позволяет оценить соревнования с иной более профессиональной точки зрения. Такой формат как правило не применяется при телевизионных репортажах, где комментаторы делают акцент на эмоции здесь и сейчас, а зритель уже не будет нуждаться в глубокой аналитике постфактум. Также необходимо отметить, что печатные издания предоставляют читателю возможность самостоятельно выбрать порядок прочтения спортивных статей и иного контента, что не подразумевается например в классических телевизионных трансляциях. Что касается печатных изданий в ретроспективе, то надо отметить, что болельщики команд и вообще потребители данного контента того времени имели возможность вырезать фотографии своих кумиров из журналов и газет, то только лишь добавляла интереса к спорту и обеспечивало полные трибуны на стадионах. Также ещё одним позитивным аспектом развития спорта посредством печатных СМИ является тот факт, что в журнала и газетах зачастую присутствуют материалы, связанные с правильным питанием, распорядком дня, всевозможные советы по занятию разыми видами спорта, также присутствует антиреклама табака и алкоголя, на которую зритель волей не волей будет обращать свое внимание. В электронном медийном источнике антиреклама вредных привычек может пройти бегущей строкой и оказать значительно меньшее влияние на население с точки зрения укрепления ценностей здорового образа жизни. Также необходимо отметить, что большое значение для формирования ЗОЖ и развития профессионального спорта выступают книги о физической культуре, тренировках, спортсменах, самоподготовки и других немаловажных составляющих спорта. В целом в России около 60 процентов молодого поколения имеют проблемы со здоровьем[1]. В Советском Союзе большим спросом пользовались монографии, учебники, а также пособия по разным видам спорта. именно это обеспечивало развитии спорта в те времена самыми быстрыми темпами. Спортивная деятельность даёт возможность поставить цели, контролировать их продвижение[2].

Необходимо отметить, что печатные масс медиа также имеют свои недостатки. Так, например периодическая печать значительно уступает в оперативности электронным источникам. Газеты в лучшем случае будут напечатаны на следующий день после освещаемых спортивных мероприятий, при этом печатные СМИ не могут обеспечить прямые репортажи со спортивных состязаний. Также не способны обеспечить повторы и динамику спортивных ивентов, детали и тонкости соревнований. Так же необходимо отметить, что печатные масс медиа уступают электронным еще по удобству восприятия. Так, например чтобы ознакомиться со статьёй необходимо выделит на это время сосредоточиться и целенаправленно воспринимать информацию. При потреблении электронного источника, например, телевизионных каналов, такая четкая фик-сированность перед телевизором не требуется, моно просто сделать звук погромче и выполнять какие-то домашние дела.

Следующим немаловажным видом масс медиа, которые также оказывали существенно влияние на развития спорта является радио. Данный источник популяризации спорта свое признание получил довольно давно. Наиболее популярен этот вид СМИ среди дальнобойщиков, строителей и многих других профессий, которые не позволяли лишний раз попасть на стадион чтобы поболеть за своих люби мцев.

Радио содержит в себе большое количество плюсов, так например, в отличии от газет журналов ради не требует огромных интеллектуальных усилий для его потребления. Также надо сказать, что радио сильно напоминает диалог между людьми, что увеличивает доверие населения к этому медийному источнику и тем самым дополнительно популяризирует спорт. Основным преимущество радио является его оперативность. Можно вести прямые трансляции со спортивных событий радуя болельщиков интересными репортажами.

Также необходимо отметить ,что популяризация спорта посредством радиовещания имеет свои давние традиции и уходит корнями в далекую историю. Так, например в Советском Союзе по радио длительное время транслировали в утреннее время физическую зарядку со звуковыми эффектами, которая сопровождалась ценными комментариями профессионалов. А прослушивать комментарии к командным состязаниям было вообще символом той эпохи, что сильно популяризовало развитие спорта. Также необходимо отметить, что и по сей день многие радиостанции, вещают контент, связанный со здоровым образом жизни. Более речь идет не только о каких-то крупны федеральных радиовещательных каналов. Большое значение имеет и локальное радио, в например в ВУЗах со спортивным уклоном где на территории учебного заведения посредством радио пропагандируется ЗОЖ, а также оповещается информации и проведение ближайших региональных спортивных мероприятиях. На сегодняшний день у радио существует достаточно широкая аудитория.

При этом надо отметить, что радио не по всем характеристикам может конкурировать с другими медийными источниками. Так, например одним из существенных минусов радиовещания является односторонняя коммуникация, что находит своё выражение в том, что если слушатель пропустил какую-то важную информацию, то вернуть к ней и прослушать ещё раз он не может, например в отличии от печатных СМИ где один и тот же журнал можно перечитывать много раз. Самым важным минусом радио является отсутствие возможности передавать картинку, то есть визуальные изображения, что делает радио менее конкурентоспособным по сравнению с другими масс медиа.

Следующим СМИ, оказывающее серьезнейшее влияние на развитие спорта является телевидение. С момента массового появления качественного ТУ оторвать болельщика от телевизора стало крайне затруднительно. Для футбольных и иных клубов вернуть посетителей на стадионы стало огромной проблемой. Но тем не менее с появление качественного телевидения изменился подход освещения спортивных мероприятий. Так, например телевидение способно обеспечивать своим потребителям зрительный контакт, что формирует наилучшую атмосферу и делает ТУ одним из самых конкурентоспособных средств массовой информации, как способа популяризации и развития спорта. Так же надо от-

метить, что телевидение на данный момент времени предоставляет огромный выбор каналов по разным тематика. Так, например, есть каналы которые в целом освещают спортивные события и при этом являются источником спортивных новостей. Также есть каналы, которые исключительно посвящены одной отдельно взятой футбольной команды.

Также надо отметить, что реклама здорового образа жизни по телевидении выглядит значительно более насыщенно, эмоциональна и интересна, что вызывает дополнительный интерес у общества в сфере спорта.

Но к превеликому сожалению телевидение утаивает в себе факторы тлетворного влияния на развития спорта. Первым таким отрицательным моментом выступает большое количество рекламы не только спортивных тренировок, правильного питания, распорядка дня и многих других атрибутов здорового образа жизни, но и присутствует с избытком реклама вредной пищи и как раз-таки всего того что никак не увязывается с ЗОЖ. Это связано с тем, что поскольку мы живем в условия рыночной экономики, то монетизация то есть прибыль медийных источников является превалирующей и в общем-то все телевизионные каналы зарабатывают на рекламе, и отказываться от такого лакомого куска никто не желает. Это проблема усиляется ещё и тем, что разные коммерческие структуры конкурирующие между собой ведут борьбу за выбор потребителя. Этой особенностью во многом объясняется такое беспринципное и жесткое соперничество производителей различной продукции. Решение этой проблемы можно увязать с качественным нормативно-правовым государственным регулированием этой сферы. Надо сказать, что с момента появления интерактивного телевидения интерес населения к занятиям спорта резко упал. Современный технический прогресс позволяет не выходя из дома просматривать матч своей любимой команды в режиме реального времени и управлять трансляцией с помощью пульта управления. Речь идёт о том, что матч одновременно снимают несколько десятков видео камер, находящихся на стадионе, и пользователь оплатившей соответствующей тариф может просматривать матч с любой из эти камер и в любой момент. Это безусловно не добавляет мотивации заниматься спортом, а с учётом того, что начиная с 2000-ых годов в обществе доминируют сентенции барных просмотров матчей, где собираются коллеги «по цеху» и добавляют градуса, то такого рода пассивный отдых не позволяет говорить о развитии спорта в государстве, а только лишь укрепляет вредные привычки. Более того поскольку занятия спортом требуют от населения значительных физических и волевых усилий, то зачастую в конкуренции за потребителя побеждают приснопамятные производители нездоровых развлечений. А с учетом того, что нахождение в клубах и барах с друзьями в выходные дни, а спортивные мероприятия в большинстве с воём проходят именно в эти дни, то приобретение алкогольных напитков и нездоровой пищи только лишь усиляется. Так притупляется потребность в приобретении знаний, в духовном обогащении[3]. Борьба с этим недугом в подобных обстоятельствах да, ещё и в условиях рыночной экономики и пропаганда физической культуры правильного питания, занятий спортом становится очень сложным и дорогостоящим явлением, требующей соответствующей поддержки со стороны государства как на финансовом уровне, идеологическом и нормативно-правовом.

Самым современным медийным источником, оказывающим преимущественно влияние на подрастающее поколение и молодежь является Интернет. Глобальная компьютерная сеть начиная с начала прошлого десятилетия радикальным образом увеличила свою аудиторию. В Интернете появляется все большее и большее количество сервисов и возможностей. Огромное количество спортивных учреждений имеют свои сайты страницы в социальных сетях, тем самым обеспечивая продвижение своих интересов и развития спорта в целом. Главным преимуществом интернета по сравнению с остальными СМИ это его интерактивность, то есть возможность предоставлять обратную связь со своими коллегами и иными структурами.

На сегодняшний день пропагандистские возможности глобальной сети используются не в полно мере в нашем государстве. Это связано с большим количеством причин, такими как коронавирус, специальная военная операция общемировой экономический спад. На данный момент России находится в связи с вышеперечисленными проблемами не в том состоянии, чтобы активно развивать спорт, но тем не менее на сегодняшний день есть все технологии в том числе медийные позволяющие популяризировать спорт, физическую культуры и здоровый образ жизни.

Заключение. Подводя итог всему вышесказанному необходимо отметить, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на развитие спорта в государстве. В современной Росси вопрос популяризации и развития спорта стоит также очень остро. Индикатором этого является не очень удачное выступление российских атлетов на международных состязаниях, если сравнивать с советским периодом. Одним из эффективных способов решения этой проблематики будет являться план ведения пропагандистской работы с использование масс медиа. Для этого необходимо привлекать высококвалифицированных профессионалов в медийной сфере, а также звезд отечественного спорта. Всё это позволит изменить общую психологию людей и замотивирует их заниматься спортом Государство, решая задачи по улучшению имиджа спортивных институтов, оказывают воздействие на паттерны поведения населения, программируя людей на занятия спортом и соблюдения правил здорового образа жизни, что неизбежно приведет государство к высоким спортивным достижением и улучшения здоровья нации в целом.

Библиогра фия:

1. Воронов Н.А. «Развитие спорта в России и негативные процессы тормозящие его развитие» Современные научные исследования и разработки // № 9 (26) 2018 г., С: 116-118

2. Аминова В.С. «Влияние спорта на развитие положительных качеств личности» // Матрица научного познания, № 4, 2019 г. С: 194-197.

3. Ивлиев П.В., Кошелюк Б.Е. «Влияние СМИ на молодёжь с целью формирования ЗОЖ» // № 5 (156), 2021 г. С: 170-172.

References:

1. Voronov N.A. "Development of sports in Russia and negative processes hindering its development' Modern scientific research and development // No. 9 (26) 2018,

C: 116-118

2. Aminova V.S. "The influence of sports on the development of positive personality traits" // Matrix of scientific knowledge, No. 4, 2019. C: 194-197.

3. Ivliev P.V., Koshelyuk B.E. "The influence of the media on young people in order to form a healthy lifestyle" // No. 5 (156), 2021. C: 170-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.