Научная статья на тему 'РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ'

РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
539
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ФУНКЦИИ СМИ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ / МАСС МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ивлиев Павел Валентинович, Невзорова Анна Сергеевна

В данной статье СМИ рассмотрены как основной носитель политической информации, раскрывается их роль в формировании политического сознания граждан. Описываются функции СМИ, особенности средств массовой информации в современном обществе, основные способы воздействия на общественное сознание и их роль в освещении различных политических событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MASS MEDIA IN THE FORMATION OF A POLITICAL WORLDVIEW

This article examines the media as the main carrier of political information, reveals their role in the formation of the political consciousness of citizens. The functions of the media, the features of the media in modern society, the main ways of influencing public consciousness and their role in covering various political events are described.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_10_42 УДК 34.342,76

РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ THE ROLE OF THE MEDIA IN FORMING A POLITICAL OUTLOOK

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: [email protected];

НЕВЗОРОВА Анна Сергеевна,

студент Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России.

390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1.

E-mail: [email protected];

IVLIEV Pavel Valentinovich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law and Process

of the Institute for the Training of State and Municipal Employees of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: [email protected];

NEVZOROVA Anna Sergeevna,

3rd year student of the Institute for the Training of State and Municipal Employees of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia 390000, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В данной статье СМИ рассмотрены как основной носитель политической информации, раскрывается их роль в формировании политического сознания граждан. Описываются функции СМИ, особенности средств массовой информации в современном обществе, основные способы воздействия на общественное сознание и их роль в освещении различных политических событий.

Abstract: This article examines the media as the main carrier of political information, reveals their role in the formation of the political consciousness of citizens. The functions of the media, the features of the media in modern society, the main ways of influencing public consciousness and their role in covering various political events are described.

Ключевые слова: средства массовой информации; политическое мировоззрение; политическое сознание; функции СМИ; политическое манипулирование; масс медиа.

Keywords: mass media; political worldview; political consciousness; functions of the media; political manipulation; mass media.

Дата направления статьи в редакцию: 05.08.2021

Дата публикации: 29.10.2021

На сегодняшний день невозможно представить жизнь без телевидения, радио, интернета и других СМИ, которую мы привыкли получать каждый день и в большом объеме независимо от того, где мы находимся.

В современном обществе, являющимся информационным, очевидна важная роль масс медиа в просвещении населения и во влиянии на мировоззрении каждого человека.

В данной статье затрагивается проблема манипуляционного воздействия на населения посредством СМИ и в первую очередь на молодежь. Новизна данного исследования выражается в том, что с развитием информационных технологий все больше и больше формируется соблазнов использовать масс медиа в корыстных целях. И для реализации этого фундаментальным способом будет являться воспитание молодежи с заранее запрограммированными моделями поведения. Данное исследование помогает выявить способы манипуляционного воздействия на населения и предотвратить негативные последствия от этого. Объектом исследования является изучение манипуляционной функции СМИ как средства влияния на формирование мировоззрения населения.

Средства массовой информации, используя современные организационно-технические комплексы, которые обеспечивают массовое тиражирование и оперативность передачи вербальной и аудиовизуальной информации, могут осуществлять воздействие на систему чувств человека не только содержанием информации, но и способом ее передачи[9].

Под СМИ обычно понимается совокупность субъектов массовой коммуникации, которые осуществляют сбор, обработку и распространение информации среди населения как на локальном, так и на международном уровне. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)[ 1].

С распадом СССР и произошедшими изменениями кардинально изменилась и деятельность СМИ. Сейчас они являются средством осуществления политической коммуникации, которая ранее была практически невозможна из-за полного контроля за деятельностью СМИ. Известный исследователь взаимовлияния государства, СМИ и народа, профессор В.Ф. Кузнецов, отмечает: «От степени развитости политической коммуникации в обществе зависит и степень влияния различных источников информации (в том числе и СМИ) на формирование политических взглядов». [3, с. 87].

В наиболее крупных СМИ государство либо является владельцем, либо соучредителем, что позволяет контролировать поток полити-

ческих новостей и форму их подачи. СМИ стремительно развиваются и выступают в качестве посредника во взаимодействии общества и власти. Необходимо отметить, что масс медиа способны влиять на политический выбор населения. Повлиять на выбор зрелого взрослого человека, посредством одного двух видео роликов достаточно сложно. Здесь предстоит длительное дискретное информационное воздействие, для того чтобы сформировать определенные мировоззренческие мотивы и спровоцировать человека на нужные для определенных лиц действия. Многочисленные исследования показали, что изменение мировоззрения - наиболее сложный процесс, протекающий инерционно, но в то же время влияющий на все остальные сферы развития общества, изменения в которых носят необратимый характер[5]. А вот что касается представителей поколения до 25 - летнего возраста, то ситуация здесь обстоит совсем по другому. Опасность здесь заключается в том, что именно молодёжь, будучи не компетентной в политическом смысле слова является наиболее уязвимой для манипуляционного воздействия, которое исходит от масс медиа. СМИ во многом является авторитетом для этой категории граждан и внушающее воздействие со стороны видео роликов или иных инструментов является более чем эффективным. А потому следование образцам поведения авторитетного человека расценивается как рациональный способ принятых решений. Таким образом, СМИ опосредованно, но достаточно эффективно могут влиять на утверждение ценностных позиций и стандарты группового поведения[4]. Необходимо отметить, что опасность формирования искаженных политический ценностей может приводить к подрыву социальный устоев общества. Государство в таком случае должно предпринимать комплекс мер направленных на противодействию тлетворному влиянию СМИ на общество. Так например, в условиях конкурентной борьбы на выборах альтернативная точка зрения будет выглядеть вполне себе демократично, но что делать если это всего лишь красивая ширма, за которой скрываются далеко идущие мотивы зарубежных политических сил или спец служб. Конечно можно запретить те или иные средства массовой информации, но тогда можно поставить под удар демократию в нашем обществе. Тем более надо понимать, что в стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы отмечен один из её принципов, а именно обеспечение прав граждан на доступ к информации[2].

Формирование политического мировоззрения происходит не только с помощью прямых действий, используемых СМИ, таких как видео ролики, реклама или ещё что-нибудь мотивирующее на конкретные действия. Такие инструменты весьма однозначны и граждане могут быстро распознать в них манипуляционное воздействие и отказаться от программируемых в них действий. Другое дело когда манипуляционное воздействие СМИ достигается благодаря косвенным факторам, являющихся более эффективными. Это, так называемые, многоходовки. В западной теории управления часто встречается фраза: создай проблему, реши проблему и живи на разницу. Именно такая модель манипуляций закладывается в сущность многоходовки. Так, например, экстремистские организации, которые имеют острое желание получить долгожданные мандаты в парламенте, могут через масс медиа протащить несколько кровавых сюжетов, касаемых террористических актов, взрывов и так далее. И на этом месте собственно уйти в тень, закончив свою рекламную компанию. Смысл этого действия заключается в том, что граждане, увидев такие сюжеты сделают не утешительные для себя выводы и очень захотят чтобы их дом то уж точно не взорвали. И в этом самый финальный момент политические силы запустят акцию типа «проголосуй за нас мы против терроризма». К сожалению, уникальные возможности СМИ также активно используются для достижения целей террористов и экстремистов[6].

В силу того, что мы живем в капиталистическом обществе и на населения оказывается большое влияние рыночных ценностей, то и масс медиа не являются исключением из этого правила. Так, например, для того чтобы увеличить свои рейтинги СМИ зачастую используют самый простой и отнюдь не интеллектуальный контент, не требующий серьёзного анализа со стороны. Это способно привести к тому, что действительность упрощается многократно в сознании человека, а уж ребенка и тем более. В среднем в будничный день на 16 каналах ТВ демонстрируется около 50 сериалов[7]. Учёнами была установлена четкая взаимосвязь того, что формирование упрощённых моделей поведения оторванных от реальной жизни также способствуют появлению у людей искаженных политических ценностей.

В политической сфере общества СМИ представляют собой один из наиболее действенных способов манипуляции сознанием населения. Влияя на сознание людей, они способствуют, в том числе, формированию политического мировоззрения, под которым принято понимать совокупность взглядов, устоявшихся в обществе и отражающих мнение о власти и проводимой ее политике. Довольно часто за свое огромное влияние на общество СМИ называют "четвертой ветвью власти". Со временем в США укреплялось мнение о том, что СМИ обладает полноценными властными полномочиями по осуществлению влияния на политические процессы, в силу прямого взаимодействия с обществом в целом и конкретными людьми в частности, нежели чем у других ветвей власти[10]. Вопросы влияния СМИ на общество можно рассматривать с двух сторон. Первая это если речь идёт о высоконравственном и духовном воздействии на общество, когда руководители СМИ способны отказаться от каких бы то не было сиюминутных бонусов и бенефитов (например рейтингов) и оказывать лишь только развивающее воздействие на социум. Вторая точка зрения говорит об обратном процессе когда необходимо выполнить чей либо политический заказ или тем более гнаться за рейтингами. В этой гонке масс медиа не стесняются использовать самые низкие методы. Причем цинизму и нравственной разнузданности нет предела. В ход идет буквально все: ложь, подтасовки, фальсификации, шантаж, домыслы, едкие оценки, провокации, оскорбления, черный пиар. Конечный их продукт - не только споры у монитора, а вполне реальные пикеты, митинги, протесты, майданы, оранжевые революции[8].

Наука рассматривает сущность политического мировоззрения в двух аспектах. Во-первых, из-за большого количество разнообразной информации невозможно построить целостное мировоззрение, поскольку широко распространены различные суеверия и мифы. Во-вторых, содержание данного понятия постоянно расширяется и многие исследователи предлагают включить в данное понятие политические ценности, т.е. такие ценности, которые реализуются посредством политической власти, опираясь на государственный аппарат, или для осуществления которых идёт борьба за власть. Исходя из этого, можно сказать, что под политическим мировоззрением понимаются убеждения личности и социальных групп о политическом устройстве общества и месте социально-политических общностей и личности в нем.

Являясь важной составляющей политической системы государства, СМИ выполняют несколько функций.

Во-первых, они осуществляют информационную функцию, которая заключается в освещении событий, происходящих не только внутри собственного государства, но и на международном уровне. При этом данная информация обычно подвергается оценке и комментируется как экспертами, так и простыми людьми.

Во-вторых, СМИ является средством политического образования и социализации граждан. В результате получения такой информации люди имеют некоторые представления о политической сфере, понимают суть происходящих процессов и усваивают политические нормы и ценности.

В-третьих, предоставляя власти информацию о настроениях населения путем выявления интересов и мнений людей, масс медиа осуществляют представительную функции.

Одна из главнейших функций СМИ — формирование общественного мнения. Ежедневно видя на экранах телевизоров выпуски новостей, различные телепередачи, слушая выступления различных политических лидеров и экспертов в области политики, люди часто соглашаются с озвучиваемыми взглядами или на их основе формируют свое собственное мнение. Многие представители СМИ полагают, что наиболее подвержены влиянию информации лица пожилого возраста, поскольку в их юности СМИ было развито не так активно, и они не склонны думать о том, что в получаемой информации кроется обман. При этом такое положение дел касается и молодежи, так например во всемирной паутине можно наблюдать проплаченные публикации известных личностей, касающиеся политики. Молодежь, восхищаясь и подражая данной личности, может слепо доверять ей и разделять ее точку зрения. Молодое поколение всегда нестабильно и легко поддается различным манипуляциям со стороны СМИ.

Сегодня политическая коммуникация осуществляется преимущественно в интернете. Примером этого служит электронное голосование. Так в избирательный процесс в основном интегрируется возрастная группа от 18 до 34 лет, меньше других участвующие в традиционном голосовании. Это позволяет сделать вывод о том, что благодаря интернету электоральное поведение молодежи может стать более активным. Такое голосование позволяет снизить издержки, повышает его мобильность и доступность. Но с другой стороны, повышаются риски информационных сбоев, вбросов и манипуляций.

Все же не стоит забывать о роли в политической сфере и традиционных СМИ. Сегодня из материалов прессы люди получают информацию даже реже, чем из радиопередач. Печатаная пресса переживает упадок и ориентирована в основном на лиц старше 35 лет, в то время как молодежь читает электронные СМИ. Но информация в электронных СМИ часто является выдуманной, отсутствуют ответственные за предоставление правдивых сведений, а в печатных изданиях уровень ответственности за распространяемую информацию по-прежнему высок.

Радио является ограниченным каналом политической коммуникации, что сводится в основном к новостным выпускам. Таким средством сложно привлечь внимание молодежи к политике. Сегодня наблюдается смещение интереса молодежи в сторону независимых и оппозиционных СМИ.

Важную позицию в качестве основного источника информации из числа традиционных СМИ занимает телевидение, с помощью которого государство способно наиболее быстро и эффективно транслировать необходимую информацию о всех аспектах своей деятельности.

Анализируя роль СМИ в политической сфере, необходимо отметить роль киноиндустрии, которая также обладает широким влиянием на общественное сознание, для чего и используется в политических и пропагандистских целях. В 2004 г. был создан Фонд поддержки патриотического кино и литературы, пропагандирующий патриотические идеалов и формирование положительного образа гражданина России и защитника Отечества.

Не менее важной функцией СМИ в условиях развития демократического гражданского общества является функция осуществления общественного контроля за деятельностью власти. Но с реализацией данной функции все не так просто, поскольку реализовывать ее необходимо только при независимых СМИ, иначе ими будет освещаться только нужная и выгодная для органов власти информация. Каждый стремиться создать более положительный образ себе и своей деятельности, чему могут поспособствовать СМИ. Тем не менее законодательством установлено, что цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается. [1]

Данная функция позволяет гражданам анализировать действия органов власти. Однако огромное число людей, не обладая должным уровнем правовых и политических знаний, отдает предпочтение уже проанализированной информации, тем самым часто подвергая себя различного рода манипуляциям.

Политическое манипулирование включает в себя средства и методы, применяемые для распространения информации, способной подвигнуть население к определенным действиям. Такое часто можно наблюдать в преддверии выборов, когда кандидаты проводят агитационную программу: распространяют буклеты, заказывают статьи, подтасовывают факты и распространяют недостоверную информацию, умеют применить красивую лексику и сгладить острые углы в различных ситуациях.

Таким образом, политическое влияние СМИ осуществляется с помощью воздействия как на разум, так и на чувства человека. С реальной достоверной информацией часто смешивается ложь: либо подается полуправда, либо используется фальсификация. Часто публикации во Всемирной паутине даже не имеют автора, но часть населения быстро усваивает эту информацию, не задумываясь о ее истинности.

СМИ умело представляют информацию и расставляют акценты в интересах различных общественно-политических сил. В настоящее

время, в России, наиболее актуальны проблемы в экономической области и социальной сфере, о чем свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ. Тем не менее на современных политических телепередачах данные проблемы, а различные события внешней политики, тем самым СМИ отвлекают внимание граждан и контролируют их политическое сознание.

Помимо всего, СМИ выполняют мобилизационную функцию. Так, например в недавнем прошлом в СМИ вышел фильм-расследование о недвижимости государственного и политического деятеля Д. А. Медведева и действующего президента Российской Федерации В. В. Путина, с помощью которого была сделана провокация с целью побудить население к конкретным политическим действиям — митингам.

Рассматривая тему роли СМИ в формировании политического мировоззрения, необходимо изучить и вопрос доверия к СМИ. Учитывая то, что СМИ стремятся к извлечению максимальной прибыли, а также могут быть легко подвержены влиянию органов власти, уровень доверия к освещаемой ими информации должен быть невысоким. Но по результатам различных опросов, более половины респондентов одобряют деятельность СМИ, в то же время 40% опрошенных уверены в их необъективности. Наиболее недоверчивы к СМИ именно молодые люди от 18 до 30 лет (39% — доверяют, 50% — не доверяют). Проявляемое недоверие обусловлено недостоверностью представляемой информации, в правдивости которой легко усомниться. Помимо этого, для отвлечения внимания от каких-либо серьезных проблем общества в политике часто используют различные скандалы и псевдособытия.

Государство не в полной мере использует потенциал позитивного влияния СМИ на общество и молодое поколение для решения насущных проблем.

Роль СМИ в современном обществе настолько велика, что ни один политический деятель не становится успешным без их влияния. Доверие населения заслуживается через многочисленные статьи и эфиры. СМИ рассматривают как средство повышения политической культуры населения и как средство организации политического давления. Люди принимают решения кому верить и за кого голосовать на основании полноты и разносторонности имеющихся сведений, полученных из различных СМИ. Исходя из этого, в современном демократическом обществе приветствуется плюрализм взглядов и мнений, свободный обмен информацией и всесторонний охват реально существующей ситуации.

Подводя итог всему вышесказанному можно с уверенностью отметить, что если общество хочет двигаться по пути развития, то необходимо уделять внимание тому что демонстрируется обществу, тому что общество изучает и читает. В противном случае социум будет неизбежно деградировать и постоянно будет возникать и укрепляться плодородная почва для манипуляций общественным сознанием.

Библиогра фия:

1. Закон РФ от 27. 12. 1991 №2124-1 «О средствах массовой информации » (ред. от 01.07.2021).

2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы.

3. Зенин К. А., Ишунин В. А. Особенности структуры «власть-пресса-общество» в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. С. 87-89.

4. Ивлиев П.В. Кошелюк Б.Е. «Влияние СМИ на молодёжь с целью формирования ЗОЖ: актуальные проблемы и пути решения» // Евразийский юридический журнал № 5 (156) 2021 г. С: 170-171.

5. Дадыка А.Е. Назар Р.Н. Влияние СМИ на мировоззрение студента-архитектора // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры, № 1 (123), 2017 г. С: 131-134.

6. Кауров О.Ю. «Средства массовой информации как инструмент оправдания терроризма» // Гуманитарные и социальные науки, № 5, 2010 г., С:168-174.

7. Воропаева А.В. Старовойтова Е.Н. «Современные средства массовой информации как система формирования и трансляции социальных норм и ценностей» // PR и реклама: традиции и инновации, № 6-2, 2011 г. С: 127-129.

8. Охотский Е.В. «Средства массовой информации в механизме государственного управления» // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, № 4(59), 2015 г., С:25-31.

9. Беленькая Ю.П. «Средства массовой информации и медиа-среда как фактор формирования общественного мнения» // Вестник Ставропольского государственного университета, № 4, 2010 г., С:52-57.

10. Ивлиев П.В. Ананьева Е.О. «Средства массовой информации как четвёртая ветвь власти» // Закон и право № 1 2021 г., С: 51 -52.

References (transliterated):

1. Zakon RF ot 27. 12. 1991 №2124-1 «O sredstvah massovoj informadi » (red. ot 01.07.2021).

2. Ukaz Prezidenta RF ot 9 maya 2017 g. N 203 "O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody.

3. Zenin K. A., Ishunin V. A. Osobennosti struktury «vlast'-pressa-obshchestvo» v Rossii // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2021. S.

87-89.

4. Ivliev P.V. Koshelyuk B.E. «Vliyanie SMI na molodyozh' s cel'yu formirovaniya ZOZH: aktual'nye problemy i puti resheniya» // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal № 5 (156) 2021 g. S: 170-171.

5. Dadyka A.E. Nazar R.N. Vliyanie SMI na mirovozzrenie studenta-arhitektora // Vestnik Donbasskoj nacional'noj akademii stro-itel'stva i arhitektury, № 1 (123), 2017 g. S: 131-134.

6. Kaurov O.YU. «Sredstva massovoj informacii kak instrument opravdaniya terrorizma» // Gumanitarnye i social'nye nauki, № 5, 2010 g., S:168-174.

7. Voropaeva A.V. Starovojtova E.N. «Sovremennye sredstva massovoj informacii kak sistema formirovaniya i translyacii soci -al'nyh norm i cennostej» // PR i reklama: tradicii i innovacii, № 6-2, 2011 g. S: 127-129.

8. Ohotskij E.V. «Sredstva massovoj informacii v mekhanizme gosudarstvennogo upravleniya» // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie, № 4(59), 2015 g., S:25-31.

9. Belen'kaya YU.P. «Sredstva massovoj informacii i media-sreda kak faktor formirovaniya obshchestvennogo mneniya» // Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta, № 4, 2010 g., S:52-57.

10. Ivliev P.V. Anan'eva E.O. «Sredstva massovoj informacii kak chetvyortaya vetv' vlasti» // Zakon i pravo № 1 2021 g., S: 51-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.