Научная статья на тему 'К вопросу о становлении и развитии ЕГЭ в системе образования Чувашской республики'

К вопросу о становлении и развитии ЕГЭ в системе образования Чувашской республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЧУВАШИЯ / РЕГИОН / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / UNIFIED STATE EXAMINATION / GENERAL EDUCATION SYSTEM / CHUVASHIA / REGION / SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урясов Михаил Николаевич

В статье на основе архивных материалов, нормативной базы, исследовательской литературы, статистической отчетности, печати изучен вопрос становления и развития Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в системе образования Чувашской Республики. Проанализировано включение республики в общероссийский эксперимент по проведению экзамена, а также прослежены этапы его развития в регионе и стране в целом. К 2008 г., когда завершился эксперимент и проведение ЕГЭ стало обязательным для всех регионов России, Чувашия уже имела колоссальный опыт по реализации данного экзамена. В работе определено, что к первому десятилетию 2000-х гг. проведение Единого государственного экзамена для школьников республики стало ожидаемой и привычной формой проверки знаний. Изучены результаты успеваемости выпускников общеобразовательных организаций, выявлены сложности при проведении ЕГЭ в Чувашии в начале 2000-х годов. Данная публикация позволяет по-новому проследить историю становления ЕГЭ в республике, поскольку освещает не только мнения современников специалистов в области управления образованием, но и статистическую информацию, накопленную в архивохранилищах региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING DEVELOPMENT OF THE UNIFIED STATE EXAMINATION IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE CHUVASH REPUBLIC

On the basis of archival materials, regulatory framework, research literature, statistical reporting and the press the article studies the issue of formation and development of the Unified State Exam (USE) in the education system of the Chuvash Republic. Involving the republic in the all-Russian experiment for holding the examination is analyzed as well as the stages of its development in the region and the country as a whole are traced. By 2008, when the experiment was completed and the Unified State Examination became mandatory for all regions of Russia, Chuvashia already had tremendous experience in implementing this exam. The work determines that by the first decade of the 2000s holding the Unified State Examination for schoolchildren of the Republic became an expected and usual form of knowledge testing. The academic performance results of educational institutions graduates are studied, difficulties in holding the Unified State Examination in Chuvashia in the early 2000s are identified. This paper makes it possible to retrace the history of the Unified State Examination in the Republic, since it covers not only the opinions of contemporaries specialists in education management, but statistical information accumulated in the archives of the region as well.

Текст научной работы на тему «К вопросу о становлении и развитии ЕГЭ в системе образования Чувашской республики»

УДК 304.3:316.32(1.470.344) ББК С546(2Рос.Чув):С526

М.Н. УРЯСОВ

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ЕГЭ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ключевые слова: единый государственный экзамен, система общего образования, Чувашия, регион, школьное образование.

В статье на основе архивных материалов, нормативной базы, исследовательской литературы, статистической отчетности, печати изучен вопрос становления и развития Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в системе образования Чувашской Республики. Проанализировано включение республики в общероссийский эксперимент по проведению экзамена, а также прослежены этапы его развития в регионе и стране в целом. К 2008 г., когда завершился эксперимент и проведение ЕГЭ стало обязательным для всех регионов России, Чувашия уже имела колоссальный опыт по реализации данного экзамена. В работе определено, что к первому десятилетию 2000-х гг. проведение Единого государственного экзамена для школьников республики стало ожидаемой и привычной формой проверки знаний. Изучены результаты успеваемости выпускников общеобразовательных организаций, выявлены сложности при проведении ЕГЭ в Чувашии в начале 2000-х годов. Данная публикация позволяет по-новому проследить историю становления ЕГЭ в республике, поскольку освещает не только мнения современников - специалистов в области управления образованием, но и статистическую информацию, накопленную в архивохранилищах региона.

Начало XXI столетия стало временем инновационных путей развития системы отечественного образования. Связано это с введением новых форм и методов обучения, большинство из которых было перенято из европейской модели образования. Одним из таких нововведений стало применение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который позволял оценить качество полученных знаний выпускников общеобразовательных организаций.

Первые прообразы ЕГЭ стали появляться в России еще в 1997 г. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию учащихся организаций общего образования. Автором идеи создания Единого государственного экзамена в России стал В.М. Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 г. Именно при его активном участии началась масштабная реформа отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов [8]. Одним их необходимых условий данного процесса стало введение новых методов оценивания знаний обучающихся.

ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах, вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников (стандартная пятибалльная шкала с этой задачей давно уже не справлялась), именно поэтому была выбрана тестовая форма, с которой работает беспристрастная машина. Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из глубинки страны [8].

Введение ЕГЭ составляет особую страницу в истории развития народного образования Чувашской Республики (ЧР) начала 2000-х гг. Данная форма проверки знаний имеет важное преимущество, она упрощает процедуру поступления в высшие учебные заведения, исключая для абитуриента издержки, связанные со сдачей вступительных экзаменов, и тем самым уравнивает

шансы выпускников на поступление в вуз [5. С. 363]. Это сделало возможным желающему поступить в престижный столичный университет, не выезжая в центр на сдачу вступительных экзаменов, а для сельского абитуриента отпала необходимость приезжать в город. Для Чувашии, где численность школьников в сельской местности и в городах отличается незначительно, это стало особенно злободневным [5. С. 363].

Тенденция к расширению использования тестовых технологий в итоговой аттестации выпускников школ началась еще в 90-х гг. XX в. В 1998-2001 гг. общеобразовательные организации ЧР приняли участие в ряде российских и международных исследований по оценке качества знаний учащихся по конкретным предметам, базирующихся на тестовых технологиях: международном сравнительном исследовании качества знаний пятнадцатилетних учащихся по русскому языку, математике и естествознанию; всероссийском исследовании уровня образования выпускников начальной школы; мониторинге по изучению качества подготовки выпускников средних общеобразовательных учреждений по литературе, алгебре и началам анализа [5. С. 363-364].

Неудивительно, что в 2001 г. руководство Чувашии принимает решение об участии в эксперименте по введению ЕГЭ в республике. Чувашская Республика наряду с Марий Эл, Якутией, Самарской и Ростовской областями стала одним из первых регионов России, в которых начал применяться Единый государственный экзамен [4. С. 157]. Чувашия была выбрана в качестве пилотного региона не случайно, поскольку имела значимый педагогический кадровый потенциал, а также стабильную материальную базу, что нашло отражение в количественных показателях общеобразовательных учреждений: в 1995 г. - 726 (13,4 тыс. выпускников), 2000 г. - 707 (16,5 тыс. чел.), 2005 г. -602 школы (16,4 тыс. чел.) [12. С. 80].

Таким образом, во исполнение постановления Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. за № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» и приказа Министерства образования России от 5 января 2001 г. № 50 «О проведении эксперимента по единому государственному экзамену» в целях создания системы объективной, независимой оценки качества образования, обеспечения всем выпускникам, имеющим среднее (полное) общее образование, равного доступа к высшему профессиональному образованию Кабинет министров ЧР постановил принять участие Чувашии в эксперименте [3. Л. 3].

Вопрос проведения ЕГЭ не только обсуждался на правительственном уровне, но и учитывалось экспертное мнение педагогического сообщества, а также проходили обсуждения на ученых советах высших учебных заведений республики. Не случайно в Постановлении Кабинета министров ЧР от 15 марта 2001 г. № 44 отмечалась необходимость принятия предложений Министерства образования ЧР и ученых советов вузов об участии в 2000/2001 учебном году в эксперименте по введению единого госэкзамена, обеспечивающего совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в организации высшего профессионального образования по математике, а также об организации приема на специальности, определенные учеными советами вузов в форме ЕГЭ [3. Л. 3].

Единый госэкзамен в первый же год своего существования дал иные результаты итоговой аттестации в отличие от экзаменов, проводившихся в тра-

диционной форме, что позволило в полтора раза увеличить численность выпускников из ЧР, поступивших в ведущие вузы страны [4. С. 157]. К 2008 г., когда завершился эксперимент и проведение ЕГЭ стало обязательным для всех регионов России, Чувашия уже имела большой опыт по реализации данного экзамена. К итогам первого десятилетия 2000-х гг. проведение Единого государственного экзамена для школьников республики стало ожидаемой и привычной формой проверки знаний [15; 4. С. 157-158].

Основная миссия по проведению ЕГЭ в республике была возложена на отраслевое министерство, руководила которым в то время Г.П. Чернова [3. Л. 5]. Именно при ее активном участии исполнение данного эксперимента стало возможным и результативным. Осуществление подобного эксперимента открыло новые возможности для совершенствования и концентрации внимания на системе образования. Поэтому закономерно, что следующим значимым событием в развитии образовательного пространства Чувашии, рассчитанным на обобщение достигнутых результатов, стало принятие Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 г., утвержденной Указом Президента ЧР 21 марта 2008 г. [4. С. 158]. Ее разработчиками являлись Министерство образования и науки Чувашской Республики, высшие учебные заведения, педагогическое сообщество. Ключевым звеном Стратегии стало определение ЕГЭ в качестве приоритета по оценке знаний выпускников школ. Для подготовки школьников и учителей к наиболее качественным результатам, успешного прохождения выпускниками экзамена в целом с первых же дней апробации ЕГЭ и мониторинга его итогов педагогическими и научными коллективами учебных заведений республики были разработаны и выпущены учебные, методические материалы и рекомендации по проведению и содержанию ЕГЭ, которые стали востребованы не только в Чувашии, но и в других регионах страны [6, 7, 11]. Главным учебным заведением республиканского значения по повышению квалификации, переподготовке учителей и преподавателей в предметной области, а также по разъяснению условий и непосредственно самой системы проведения единого госэкзамена стал Чувашский республиканский институт образования. Ведущими направлениями его работы в данной сфере стали: разработка механизмов модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования; повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций ЧР; проведение мониторинга и социологических исследований, их анализ и прогнозирование [13. С. 33-34].

В целом в истории проведения единого государственного экзамена можно выделить несколько этапов: 2001-2003 гг. - запуск и начальный этап проведения эксперимента; 2004-2006 гг. - второй этап, который был нацелен на решение проблемы, связанной с уменьшением нагрузки выпускников школ посредством сочетания выпускных и вступительных экзаменов, общим итогом которого явилось решение об увеличении количества высших учебных заведений, принимавших абитуриентов по результатам ЕГЭ; 2007-2009 гг. - третий этап, предусматривавший подготовку перехода к массовому введению ЕГЭ до 1 января 2009 г. на территории страны [8]. Последующие годы проведения экзамена были связаны с содержательной частью вопросов, тестов, творческими заданиями, а также применением результатов олимпиад для поступлении в вуз.

На современном этапе, участвуя в общероссийском эксперименте и имея большой опыт проведения ЕГЭ на своей территории, Чувашская Республика является передовым регионом успешного прохождения итоговой аттестации знаний выпускников школ, а также включения общеобразовательных организаций региона в ряды преуспевающих в целом по стране.

Показателем повышения качества общего образования является непосредственно сам результат единого государственного экзамена. Так, например, средний балл ЕГЭ по русскому языку в 2013 г. по сравнению с таковым в 2011 г. увеличился на 3,01 балла и составил 66,86, в 2014 г. этот показатель увеличился уже до 66,94 балла; по математике - на 2,14 и составил 56,03 балла [9. С. 12; 14. С. 2]. Необходимо отметить и то, что результаты ЕГЭ по обязательным предметам в Чувашии значительно выше среднероссийских. Показатели 2013 г. имеют следующее соотношение: русский язык - 66,86 (ЧР) и 63,4 (РФ); математика - 56,03 (ЧР) и 47,8 (РФ) [14. С. 2]. В целом удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ в ЧР в 2013 г., составил 97,76% (плановый показатель - 91,6%) [14. С. 2].

Наряду с демонстрацией высоких достижений в области ЕГЭ имеются и сложности, многие из которых связаны с нарушениями информационной безопасности со стороны выпускников. Как отмечал в своем интервью от 2014 г. на посту министра образования и молодежной политики Чувашии В.Н. Иванов: «Жесткий контроль был вынужденной мерой. Казалось бы, все было сделано для того, чтобы обезопасить ученика от него же самого, от ненужных соблазнов, чтобы ребенок не пострадал из-за собственных необдуманных поступков, то есть использования шпаргалок и сотовых телефонов. Но эксцессов, к сожалению, избежать не удалось» [1]. В 2014 г. на 14 экзаменах было зафиксировано 27 нарушений, наибольшее количество которых относятся к Батыревскому району (12), г. Чебоксары (6), Комсомольскому району (3), Шемуршинскому (2) и по одному к Ибресинскому, Козловскому, Яльчикскому и Янтиковскому районам [1]. По всем фактам было принято решение об аннулировании результатов ЕГЭ без права его пересдачи в текущем году.

Несмотря на онлайн-наблюдение при сдаче экзамена, пропуск в пункты проведения экзамена через металлоискатели, количество нарушений к 2016 г., по сравнению с таковым в 2015 г., увеличилось в 4 раза. В результате было зафиксировано 85 нарушений, что свидетельствует о низкой правовой культуре участников ЕГЭ [13. С. 4]. Не случайно с момента появления единого государственного экзамена и вплоть до сегодняшнего дня ведутся дискуссии об эффективности использования подобного варианта проверки знаний выпускников школ. Среди научного и образовательного сообщества неоднократно звучат предложения возможного проведения ЕГЭ в письменной и устной форме.

При всех трудностях и проблемах проведения ЕГЭ в Чувашии эффективность республиканской системы образования подтверждается тем, что ежегодно школы ЧР входят в число лучших школ России. Так, например, в 2016 г. в ТОП-500 лучших школ РФ было включено 9 учреждений из республики, а в число ТОП-200 лучших сельских школ - 8 организаций. При этом доля республиканских общеобразовательных организаций, вошедших в рейтинги, в 1,6 раза больше, чем в целом по России, а сельских школ - в 3,5 раза [13. С. 4]. Общеобразовательные учреждения ЧР, признанные лидерами в системе просвещения, транслируют свой передовой опыт, а также являются стажировочными площадками федерального и регионального уровней.

Поэтому не случайно в республике принимаются меры, направленные на стимулирование и поддержку талантливых учителей, подготавливающих высокопрофессиональных по тем или иным предметам учащихся. Отметим, что к 2016 г. до 75% увеличен коэффициент к окладу молодым специалистам, имеющим диплом с отличием, единовременно выплачивается пособие в размере 10 окладов [10. С. 4-6]. В муниципальных образованиях молодым специалистам предусмотрены единовременные и ежемесячные выплаты, доплаты к заработной плате, денежные поощрения для лучших молодых учителей [9. С. 30]. Данные меры поощрения позволяют стимулировать интерес к работе в системе общего образования, что в дальнейшем формирует молодой, современный, обладающий новыми технологиями и методами слой учительской интеллигенции республики.

Таким образом, в начале 2000-х гг. Чувашская Республика вошла в число пилотных регионов по реализации единого государственного экзамена. К 2008 г., когда завершился эксперимент и проведение ЕГЭ стало обязательным для всех регионов России, Чувашия уже имела колоссальный опыт по реализации данного экзамена. К концу первого десятилетия 2000-х гг. проведение Единого государственного экзамена для школьников республики стало ожидаемой и привычной формой проверки знаний, что позволило сформировать в республике базу преподавателей и учителей - ведущих специалистов по проведению ЕГЭ в стране, а также продемонстрировать высокие показатели успеваемости выпускников и определить передовые школы в этом направлении. На современном этапе проведения экзамена появляются дальнейшие нововведения в его реализации, которые озвучены министром просвещения России О.Н. Васильевой: «У нас пока два обязательных предмета для 11-классников - математика и русский язык. Чтобы получить к ним допуск, нужно написать итоговое сочинение. В 2020 г. также пройдет масштабная апробация обязательного ЕГЭ по английскому. В планах есть и обязательная выпускная работа по истории» [2]. Следовательно, система контрольной проверки знаний обучающихся в школах будет иметь новые этапы модернизации, которые пройдут как в центре, так и в регионах.

Литература

1. В Чувашии анализируют итоги основного этапа ЕГЭ // Советская Чувашия. 2014. 9 июля.

2. Васильева О.Н. Нужно сломать систему натаскивания на ЕГЭ // Рос. газета. 2019. 14 янв.

3. Государственный архив современной истории Чувашской Республики. Ф. Р-2944. Оп. 1. Д. 847.

4. Данилов В.Д., Данилова А.П. Отвечая на вызовы времени. Чебоксары: Новое время, 2016. 240 с.

5. Данилов В.Д., Малышкин А.П., Димитриев И.А. Время перемен: социальная модернизация и демократический транзит в Чувашии, 1990-2010 гг. Чебоксары: Новое время, 2011. 412 с.

6. Единый государственный экзамен по обществоведению: контрольно-измерит. материалы для выпускников 2001-2002 гг. / сост. А.Г. Корнилов, И.Г. Голышев, Е.К. Минеева. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. 69 с.

7. Единый государственный экзамен по русскому языку: контрольно-измерит. материалы для выпускников 2001-2002 гг. / сост. Г.А. Ермакова и др. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. 136 с.

8. История Единого государственного экзамена в России [Электронный ресурс]. 1^1.: http://edu.glavsprav.ru/spb/ege/history (дата обращения: 24.01.2019 г.).

9. Итоговый отчет Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования на 2014/2015 учебный год. Чебоксары: [Б.и.], 2016. 68 с.

10. Итоговый отчет Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2016 год. Чебоксары: [Б.и.], 2017. 32 с.

11. Копылов В.И., Рыбакова Т.И. Тесты по математике для подготовки к ЕГЭ. Чебоксары: ЧГПУ, 2004. 102 с.

12. Образование в Чувашской Республике. 2010: стат. сб. Чебоксары: Чувашстат, 2010. С. 80.

13. Отчет Министерства образования и молодежной политики ЧР за 2016 год. Чебоксары: [Б.и.], 2017. 42 с.

14. Отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования на 2012-2020 годы». Чебоксары: [Б.и.], 2014. 18 с.

15. Чернова Г.П. Реструктуризация сети общественных учреждений: опыт Чувашии // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 36-42.

УРЯСОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ - аспирант кафедры истории, Ульяновский государственный педагогический университет, Россия, Ульяновск ([email protected]).

M. URIASOV

REVISITING DEVELOPMENT OF THE UNIFIED STATE EXAMINATION IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE CHUVASH REPUBLIC

Key words: Unified state examination, general education system, Chuvashia, region, school education.

On the basis of archival materials, regulatory framework, research literature, statistical reporting and the press the article studies the issue of formation and development of the Unified State Exam (USE) in the education system of the Chuvash Republic. Involving the republic in the all-Russian experiment for holding the examination is analyzed as well as the stages of its development in the region and the country as a whole are traced. By 2008, when the experiment was completed and the Unified State Examination became mandatory for all regions of Russia, Chuvashia already had tremendous experience in implementing this exam. The work determines that by the first decade of the 2000s holding the Unified State Examination for schoolchildren of the Republic became an expected and usual form of knowledge testing. The academic performance results of educational institutions graduates are studied, difficulties in holding the Unified State Examination in Chuvashia in the early 2000s are identified. This paper makes it possible to retrace the history of the Unified State Examination in the Republic, since it covers not only the opinions of contemporaries -specialists in education management, but statistical information accumulated in the archives of the region as well.

References

1. V Chuvashii analiziruyut itogi osnovnogo etapa EGE [In Chuvashia analyze the results of the main stage of the exam]. Sovetskaya Chuvashiya, 2014, July 9.

2. Vasil'eva O.N. Nuzhno slomat' sistemu nataskivaniya na EGE [It is necessary to break the coaching system on the USE]. Rossiiskaya gazeta, 2019, Jan. 14.

3. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. F. R-2944. Op. 1. D. 847 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archives R-2944. Anagraph 1. Document 847].

4. Danilov V.D., Danilova A.P. Otvechaya na vyzovy vremeni [Answering the challenges of time] Cheboksary, Novoe vremya Publ., 2016, 240 р.

5. Danilov V.D., Malyshkin A.P., Dimitriev I.A. Vremya peremen: sotsial'naya modernizatsiya i demokraticheskii tranzit v Chuvashii 1990-2010 gg. [Time for Change: Social Modernization and Democratic Transit in Chuvashia 1990-2010]. Cheboksary, Novoe vremya Publ., 2011, 412 р.

6. Kornilov A.G., Golyshev I.G., Mineeva E.K., comp. Edinyi gosudarstvennyi ekzamen po obshchestvovedeniyu: kontrol'no-izmerit. materialy dlya vypusknikov 2001-2002 gg. [Unified State Exam in Social Studies: a control measure. materials for graduates 2001-2002]. Cheboksary, Chuvash State Univesity Publ., 2001, 69 р.

7. Ermakova G.A. et al., comp. Edinyi gosudarstvennyi ekzamen po russkomu yazyku: kontrol'no-izmerit. materialy dlya vypusknikov 2001-2002 gg. [The unified state exam in the Russian language: a control measure. materials for graduates 2001-2002]. Cheboksary, Chuvash State Univesity Publ., 2001, 136 р.

8. Istoriya Edinogo gosudarstvennogo ekzamena v Rossii [History of the Unified State Exam in Russia]. Available at: http://edu.glavsprav.ru/spb/ege/history.

9. Itogovyi otchet Ministerstva obrazovaniya i molodezhnoi politiki Chuvashskoi Respubliki o rezul'tatakh analiza sostoyaniya i perspektiv razvitiya sistemy obrazovaniya na 2014-2015 uchebnyi god [The final report of the Ministry of Education and Youth Policy of the Chuvash Republic on the results of the analysis of the state and development prospects of the education system for the 2014/2015 academic year]. Cheboksary, 2016, 68 р.

10. Itogovyi otchet Ministerstva obrazovaniya i molodezhnoi politiki Chuvashskoi Respubliki o rezul'tatakh analiza sostoyaniya i perspektiv razvitiya sistemy obrazovaniya za 2016 god [The final report of the Ministry of Education and Youth Policy of the Chuvash Republic on the results of the analysis of the state and development prospects of the education system for 2016]. Cheboksary, 2017, 32 р.

11. Kopylov V.I., Rybakova T.I. Testy po matematike dlya podgotovki k EGE [Tests in mathematics to prepare for the exam]. Cheboksary, Chuvash Pedagogical University Publ., 2004, 102 р.

12. Obrazovanie v Chuvashskoi Respublike. 2010: stat. sb. [Education in the Chuvash Republic. 2010. Statistical compendium] Cheboksary, Chuvashstat Publ., 2010, р. 80.

13. Otchet Ministerstva obrazovaniya i molodezhnoi politiki ChR za 2016 god [Report of the Ministry of Education and Youth Policy of the Czech Republic for 2016]. Cheboksary, 2017, 42 р.

14. Otchet o khode realizatsii i otsenke effektivnosti gosudarstvennoi programmy Chuvashskoi Respubliki «Razvitie obrazovaniya na 2012-2020 gody» [Report on the implementation and evaluation of the effectiveness of the state program of the Chuvash Republic «Development of education for 20122020]». Cheboksary, 2014, 18 р.

15. Chernova G.P. Restrukturizatsiya seti obshchestvennykh uchrezhdenii: opyt Chuvashii [Restructuring the network of public institutions: Chuvash experience]. Voprosy obrazovaniya, 2007, no. 1, рр. 36-42.

URIASOV MIKHAIL - Post-Graduate Student of History Department, Ulyanovsk State Pedagogical University, Russia, Ulyanovsk ([email protected]).

Формат цитирования: Урясов М.Н. К вопросу о становлении и развитии ЕГЭ в системе образования Чувашской Республики // Вестник Чувашского университета. - 2019. - № 2. - С. 195-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.