Научная статья на тему 'История становление женского образования в Чувашии в дореволюционный период'

История становление женского образования в Чувашии в дореволюционный период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИХОДСКИЕ УЧИЛИЩА / СИМБИРСКАЯ ЧУВАШСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / И. Я. ЯКОВЛЕВ / ЧУВАШСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / FEMALE EDUCATION / PARISH SCHOOLS / SIMBIRK CHUVASH TEACHERS SCHOOL / I.YA. YAKOVLEV / CHUVASH NATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянзина Надежда Николаевна, Матвеева Надежда Александровна, Ермолаев Авенир Хрисанфович, Васильева Наталья Владимировна

В ходе изучения истории становления женского образования в Чувашии в дореволюционный период нами был проведен анализ возникновения и развития первых школ на территории Чувашии. Исследование показало, что первые школы изначально появились в селе Буртасы Цивильского уезда в 1807 г. Там обучалось несколько девочек, но окончить школу им так и не удалось. Предпринимались и другие попытки обучения женского населения Чувашии. Открытые в 1845 г. в Алатыре хозяйственные училища также не принесли положительных результатов. Женское образование не прививалось. Обучение незнакомым наукам посредством русского языка не могло не вызвать у воспитанниц ничего, кроме чувства неприязни. Все это приводило к неоспоримому выводу о том, что без родного языка школа не может стать действительно народной, что насильственное обучение русской, православной грамоте не приводит к сознательному обучению, отвращает от русского языка, русской культуры. Дальнейшее развитие женское образование получило благодаря И.Я. Яковлеву, который придавал особое значение родному языку для обучения чувашей. Именно его опыт во многом помог поднять их образовательный и культурный уровень. В основе становления женского образования в Чувашии лежала деятельность Симбирской чувашской учительской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пьянзина Надежда Николаевна, Матвеева Надежда Александровна, Ермолаев Авенир Хрисанфович, Васильева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF FEMALE EDUCATION FORMATION IN CHUVASHIA IN PRE-REVOLUTIONARY PERIOD

In the course of studying the history of female education formation in Chuvasia in the pre-revolutionary period, we conducted the analysis of first schools emergence and development in the territory of Chuvashia. The study showed that the first schools originally appeared in the village of Burtasi in the Tsivilsk district in 1807. Several girls studied there, but they didn’t complete their studies. There were other attempts to educate the female population of Chuvashia. Agricultural schools, which were opened in 1845 in Alatyr, didn’t give any positive results. Female education didn’t take root. Teaching unfamiliar sciences in the Russian language could not cause in pupils anything but feelings of resentment. All this led to undeniable conclusion that school could not become truly popular without a native language and forced teaching Russian Orthodox literacy did not lead to conscious studying, it turned away from the Russian language and culture. Female education was further developed by I.Ya. Yakovlev, who paid much attention to educating the Chuvashs using their native language. It is his experience that in many respects helped to raise their educational and cultural level. The basis of female education formation in Chuvashia was the activities of the Simbirk Chuvash Teachers School.

Текст научной работы на тему «История становление женского образования в Чувашии в дореволюционный период»

УДК 37-055.2(091)(470.344)"18" ББКЧ404.492.3(2Рос.Чув)5

Н.Н. ПЬЯНЗИНА, Н.А. МАТВЕЕВА, А.Х. ЕРМОЛАЕВ, Н.В. ВАСИЛЬЕВА

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Ключевые слова: женское образование, приходские училища, Симбирская чувашская учительская школа, И. Я. Яковлев, чувашская национальная культура.

В ходе изучения истории становления женского образования в Чувашии в дореволюционный период нами был проведен анализ возникновения и развития первых школ на территории Чувашии. Исследование показало, что первые школы изначально появились в селе Буртасы Цивильского уезда в 1807 г. Там обучалось несколько девочек, но окончить школу им так и не удалось. Предпринимались и другие попытки обучения женского населения Чувашии. Открытые в 1845 г. в Алатыре хозяйственные училища также не принесли положительных результатов. Женское образование не прививалось. Обучение незнакомым наукам посредством русского языка не могло не вызвать у воспитанниц ничего, кроме чувства неприязни. Все это приводило к неоспоримому выводу о том, что без родного языка школа не может стать действительно народной, что насильственное обучение русской, православной грамоте не приводит к сознательному обучению, отвращает от русского языка, русской культуры. Дальнейшее развитие женское образование получило благодаря И.Я. Яковлеву, который придавал особое значение родному языку для обучения чувашей. Именно его опыт во многом помог поднять их образовательный и культурный уровень. В основе становления женского образования в Чувашии лежала деятельность Симбирской чувашской учительской школы.

В истории каждой нации есть своя школьная система образования, которая была создана, чтобы удовлетворить духовные и материальные потребности населения. Школа была и остается важнейшей необходимой частью развития общества, потому, что именно в школе прививаются знания и умения, а также она является хранителем культуры в целом.

В Чувашии появление школ прежде всего связано с развитием капиталистических элементов в России, усилением торгово-экономических отношений между городом и деревней. В связи с этим требовались грамотные люди среди населения.

После присоединения Поволжья к Русскому государству стало распространяться православие, и, как следствие происходило обрусение коренного населения [6. С. 28-30]. Министр народного просвещения Д.А. Толстой (1866-1880 гг.) ставил конечной целью слияние инородцев, проживающих в пределах Российского государства, с русским народом посредством их обрусения. С этой целью строилось множество церквей и монастырей. Людей насильственно заставляли принимать христианство, креститься. Открывались специальные миссионерские школы. Принудительным было также обучение русско-православной грамоте. Обучение детей в Чувашии началось в 90-х гг. XVI в., причем только мальчиков. В школах царила палочная дисциплина, очень жесткие методы обучения, преподавали исключительно на русском языке. Детей насильно заставляли учиться в школах. Конечно, в таких жестких условиях образование развивалось медленно.

Однако развитие культуры невозможно, если женщины не участвуют в процессе становления образования. Русские революционные демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский справедливо полагали, что по положению женщины в обществе можно судить о культурном уровне народа. Что касается чувашей, то женщин там стали привлекать к школьному обучения с XIX в. И после Октябрьской революции В.И. Ленин был убежден в невозможности общественной жизни и политики без привлечения к ним женщин: «втянуть в политику массы нельзя без того, чтобы не втянуть в политику женщин.

Ибо женская половина рода человеческого при капитализме угнетена вдвойне. Работница и крестьянка угнетены капиталом и сверх того они даже в самых демократических из буржуазных республик остаются, во-первых, неполноправными, ибо равенства с мужчиной закон им не дает; во-вторых, - и это главное - они остаются в "домашнем рабстве", "домашними рабынями"» [4. С. 368-369].

Первые школы в Чувашии появились в начале XIX в. Школьное обучение чувашских девочек началось с появлением церковноприходских школ, причем доступны для них были только школы Министерства государственных имуществ и удельные училища. Существовали также училища Министерства народного просвещения и школы братства св. Гурия. Но развитие этих учебных заведения было медленным из-за низкого уровня грамотности самого обучающего там духовенства. Одно из самых ранних сельских училищ для чувашей было открыто в 1807 г. в селе Буртасы Цивильского уезда священником Михеевым. Впоследствии там обучалось несколько девочек, однако завершить учебу им так и не удалось.

Предпринимались и другие попытки обучения женского населения Чувашии. В качестве примера можно привести хозяйственные училища, открытые в 1845 г. в Алатыре, где обучались русские девочки, дочери удельных крестьян. Курс обучения продолжался четыре года и включал в себя такие дисциплины, как домоводство, Закон Божий, чтение, счет. К сожалению, это училище просуществовало недолго, но оно привело к возникновению подобных училищ и для коренного населения, как, например, третье училище для девочек Симбирской губернии (1850 г.) [9].

3 августа 1849 г. вышло предписание «Об убеждении местных жителей к отдаче малолетних девиц в приходское училище для обучения грамоте», где говорилось о пользе обучения девочек, в результате чего они могут приобрести знания в области религии, культуры, точных наук и духовной сферы. Основной целью обучения девочек было становление их как хороших жен, матерей и хозяек, так как главным приоритетом для женщины являлась семья.

Просматривая отчеты и ведомости об успеваемости учащихся периода 1849-1856 гг. приготовительного класса Ядринского уездного училища, можно наблюдать определенную тенденцию, заключающуюся в том, что даже ничтожное число поступивших девочек через год-другой переходило в разряд отсеивающихся. То же положение дел рассматривается и в Цивильском уездном училище, которое в 1856 г. окончила единственная девочка, дочь статского советника, показавшая на испытаниях «вполне удовлетворительные знания».

Если брать методику преподавания в целом, то обучение чувашских девочек незнакомым наукам посредством русского языка не могло не вызвать у них ничего, кроме чувства неприязни и отвращения. Положение усугублялось зубрежкой и муштрой, примитивными методами обучения. Особые трудности вызывало женское чувашское образование. Деньги, которые Департамент удельного ведомства выделил на строительство Буинского чувашского женского училища, были направлены на постройку церкви, а приказ включить 10 чувашских девочек 10-12 лет в число воспитанниц Симбирского женского училища не дал положительного результата - женское образование среди чувашей не прививалось.

И.Я. Яковлев в своей докладной записке на имя попечителя Казанского учебного округа, еще, будучи студентом, настаивал на необходимости создания для чувашских женщин особых школ, их просвещения: «Я знал о тяжелом положении чувашской женщины в деревне, - вспоминал он, - которое мало чем разнится от такого же положения русской крестьянской женщины. Но мне не случалось видеть, чтобы русские женщины пахали и косили. А у чувашей это практикуется. Мне казалось несправедливым, чтобы в то время, когда для чуваша-мужчины открывалась дорога к просвещению, женщины-чувашки оставались бы в невежестве» [10].

В результате усилившегося среди нерусских народов Поволжья общественно-педагогического движения в конце 60-х - начала 70-х гг. XIX в. возникают женские школы, которые организовывают местные земские деятели и передовые учителя [7]. Однако без поддержки Министерства народного просвещения существование их было недолгим.

Н.И. Золотницкий, являясь в этот период инспектором чувашской школы Казанской и Симбирской губерний, отмечал, что большинство школ только числились в отчетах. Например, женская школа Буинского уезда существовала без учениц: «не ходили они и в 1867 году, но во время моего приезда их было собрано 15, собрались они, впрочем, в надежде исключения из школы; некоторые из них были уже невесты; ни одна, ни слова не знает по-русски, но иные читали славянские молитвы» [5].

Все это приводило к неоспоримому выводу о том, что без родного языка школа не может стать действительно народной, что насильственное обучение русской, православной грамоте не приводит к сознательному обучению, отвращает от русского языка, русской культуры. Этот факт был замечен инспектором народного училища И.Н. Ульяновым еще в первый год службы в Симбирской губернии: «Что касается женщин чувашек, то они совсем не обрусели, совершенно не знают русского языка, почему я считаю полезным и необходимым открыть женские школы для обучения девочек-чувашек в селах Старых Алгашах и Средних Тимерсянах Симбирского уезда, вводя вместе с грамотой и обучение рукоделию, необходимому в крестьянском быту» [1].

И.Н. Ульянова поддержал попечитель П.Д. Шестаков, который отмечал, что чувашские женщины остаются язычницами, как и сто лет назад, находясь вне всякого влияния на них школы. Исходя из этого, было решено открыть для чувашей школу с первоначальным обучением в ней на родном языке, что и было претворено в жизнь И.Я. Яковлевым, открывшим такую первую национальную школу на свои сбережения в Симбирске [3]. На основании личного опыта и в результате изучения истории своего народа И.Я. Яковлев пришел к выводу, что «... до Симбирской чувашской школы стремления к просвещению не было, можно сказать, и в зародыше. Школ чуваши боялись, на русскую культуру смотрели как на огромную для себя опасность. Поворот в настроении чувашского народа в направлении к свету и знаниям начался, хотя не сразу, но именно со времени основания чувашской школы в г. Симбирске» [2].

Как бы многогранна ни была деятельность видного просветителя, главным и решающим была и остается его полувековая педагогическая деятельность. И.Я. Яковлев, один из творцов гуманистической педагогики конца XIX в., большое внимание уделял проблемам просвещения и оздоровления женщин-воспитанниц. Просвещение женщин всегда имело большое общественное, политическое значение, и особенно в жизни тех бесправных во всех отношениях в прошлом народов, у которых не было своей национальной школы. Вполне естественно, что в деятельности И.Я. Яковлева этот вопрос занимал одно из центральных мест. Он не мыслил просвещения народа без участия в нем женщин, без привлечения их наравне с мужчинами к общественной деятельности. Поэтому для просвещения женщин он не жалел ни времени, ни личных средств. В первые же годы своего существования новое училище стало готовить под руководством И.Я. Яковлева и его жены учительниц для начальных сельских школ. На его базе возникли женские педагогические курсы и женское двухклассное училище. Впоследствии женские двухгодичные педагогические курсы стали трехгодичными. И.Я. Яковлев пытался вооружить будущих учительниц такими знаниями, умениями и навыками, которые позволяли бы им вести за собой все население. Надо сказать, что надежды И.Я. Яковлева оправдались. Многие его воспитанницы своим личным примером содействовали

культурному росту женского населения. Они умело использовали научные знания в организации семейной жизни и общественной деятельности в деревне.

По успеваемости и трудовому обучению учащихся Симбирская учительская школа занимала лидирующие позиции. Лучшие работы ее учеников экспонировались на художественно-промышленных выставках. Так, на открытой в 1896 г. в Нижнем Новгороде Всероссийской художественно-промышленной выставке было представлено множество работ, выполненных воспитанницами школы. За представленные экспонаты чувашская учительская школа была награждена золотой медалью и дипломом первого разряда.

На уроках педагогики девушки, будущие учителя, изучали также правила ухода за детьми и больными. Все свободное от классных занятий часы девушки посвящали урокам рукоделия и домоводства. Они кроили и шили себе платья, наводили чистоту в классах и спальнях, а в порядке дежурства выполняли обязанности повара, пекаря и уборщицы на кухне.

Таким образом, просвещение народа должно опираться на его духовную основу - родной язык, который подразумевает необходимость создания соответствующего языку алфавита, издание на нем учебников и обучающих пособий. Только в этом случае обучение чувашских женщин можно было поставить на научно-педагогическую основу, вызвать у них желание и стремление к школьному образованию, просвещению и русской культуре. Впоследствии И.Я. Яковлев разработал и внедрил систему обучения и воспитания чувашских женщин в школьную практику, опираясь на «Правила об образовании инородцев, населяющих Россию» [8. С. 331], что позволило обучать детей нерусских народов на их родном языке, печатая на нем учебники и готовя из их среды учителей.

Образованию женщин И.Я. Яковлев придавал особое значение. Именно его опыт во многом помог поднять образовательный и культурный уровень чувашских женщин.

Литература

1. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. 92. Оп. 1. Д. 9940.

2. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. 207. Оп. 1. Д. 784.

3. Ключникова Н.А. Становление и развитие физической культуры женщин в Чувашии: ис-торико-педагогический аспект : дис... канд. пед. наук. Ульяновск, 2009. 180 с.

4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1972. Т. 42. С. 368-369.

5. Магницкий В.К. Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде: Этнографический сборник. Казань: Типогр. Губерн. управления, 1888. 118 с.

6. Москалева М.Ю. К вопросу о концепции женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века // Женщины в отечественной науке и образовании: сб. науч. ст. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1997. С. 28-30.

7. Пьянзина Н.Н. Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа: автореф. дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2002. 20 с.

8. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. СПб., 1864. Т. 1. С. 331.

9. Фукс А.А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань: Тип. Имп. Казан. ун-та, 1840. 329 с.

10. Яковлев И.Я. Воспоминания. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1982. 272 с.

ПЬЯНЗИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (npianzina@mail.ru).

МАТВЕЕВА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары (kluchnad@mail.ru).

ЕРМОЛАЕВ АВЕНИР ХРИСАНФОВИЧ - заведующий кафедрой физической культуры и спорта, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.

ВАСИЛЬЕВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары (koolmama@mail.ru).

N. PYANZINA, N. MATVEEVA, A. ERMOLAEV, N. VASILYEVA

THE HISTORY OF FEMALE EDUCATION FORMATION IN CHUVASHIA IN PRE-REVOLUTIONARY PERIOD

Key words: female education, parish schools, Simbirk Chuvash Teachers School, I.Ya. Yakovlev, Chuvash national culture.

In the course of studying the history of female education formation in Chuvasia in the pre-revolutionary period, we conducted the analysis of first schools emergence and development in the territory of Chuvashia. The study showed that the first schools originally appeared in the village of Burtasi in the Tsivilsk district in 1807. Several girls studied there, but they didn't complete their studies. There were other attempts to educate the female population of Chuvashia. Agricultural schools, which were opened in 1845 in Alatyr, didn't give any positive results. Female education didn't take root. Teaching unfamiliar sciences in the Russian language could not cause in pupils anything but feelings of resentment. All this led to undeniable conclusion that school could not become truly popular without a native language and forced teaching Russian Orthodox literacy did not lead to conscious studying, it turned away from the Russian language and culture. Female education was further developed by I.Ya. Yakovlev, who paid much attention to educating the Chuvashs using their native language. It is his experience that in many respects helped to raise their educational and cultural level. The basis of female education formation in Chuvashia was the activities of the Simbirk Chuvash Teachers School.

References

1. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 92. Op. 1. D. 9940 [The State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archive 92. Anagraph 1. Document 9940].

2. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 207. Op. 1. D. 784 [The State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archive 207. Anagraph 1. Document 784].

3. Klyuchnikova N.A. Stanovlenie i razvitie fizicheskoi kul'tury zhenshchin v Chuvashii: istoriko-pedagogicheskii aspekt: dis... kand. ped. nauk [Formation and development of the female phisical training in Chuvasia: historical and Pedagogical aspect. Abstract of PhD thesis]. Ulyanovsk, 2009, 180 p.

4. Lenin V.I. Poln. sobr. soch. [Complete Edition]. Moscow, Politizdat Publ., 1972, vol. 42, pp. 368-369.

5. Magnitskii V.K. Nravy i obychai v Cheboksarskom uezde: Etnograficheschkii sbornik. [Manners and Customs in the Cheboksary province: Ethnopedagogical collection]. Kazan, 1888, 118 p.

6. Moskaleva M.Yu. K voprosu o kontseptsii zhenskogo obrazovaniya v Rossii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX veka [About the concept of the female education in Russia from the second part of the XIX century till the beginning of the XX century. Women in the native science and education in Russia]. In: Zhenshchiny v otechestvennoi nauke i obrazovanii [Women in the native science and education in Russia]. Ivanovo, 1997, pp. 28-30.

7. P'yanzina N.N. Etnopedagogicheskoe soderzhanie traditsii fizicheskoi kul'tury chu-vashskogo naroda: avtoref. dis... kand. ped. nauk [Ethnopedagogical content of the traditioms of phisical culture of Chuvash nation. Candidate of pedagogical science. Abstract of PhD thesis]. Cheboksary, 2002, 20 p.

8. Sbornik postanovlenii po ministerstvu narodnogo prosveshcheniya [The collection of resolutions on a ministry of national education]. St. Petersburg, 1864, vol. 1, p. 331.

9. Fuks A.A. Zapiski o chuvashakh i cheremisakh Kazanskoi gubernii [Notes about Chuvash people and Cheremis people of the Kazan province]. Kazan, 1840, 329 p.

10. Yakovlev I.Ya. Vospominaniya [Memories]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1982, 272 p.

PYANZINA NADEZHDA - Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Physical Culture and Sports Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (npianzina@mail.ru).

MATVEEVA NADEZHDA - Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Physical Culture Department, Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary (kluchnad@mail.ru).

ERMOLAEV AVENIR - Head of Physical Culture and Sports Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

VASILYEVA NATALIA - Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Physical Culture Department, Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary (koolmama@mail.ru).

Ссылка на статью: Пьянзина Н.Н., Матвеева Н.А., Ермолаев А.Х., Васильева Н.В. История становление женского образования в Чувашии в дореволюционный период // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 4. - С. 204-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.