УДК 37.013.42 ББК 74.66р30
Горбунова Татьяна Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра психологии и социальной педагогики Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева
г. Чебоксары Gorbunova Tatyana Valeryevna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Psychology and Social Pedagogics Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya.Yakovlev
Cheboksary
Практико-ориентированный подход к подготовке
будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности Practically-Oriented Approach of Future Social Teachers’ Training
for Their Professional Activity
В работе раскрыта роль практики в подготовке будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности. Определены цель, задачи и принципы её организации. Рассмотрены виды практик, проходимые студентом, обучающимся по специальности «Социальная педагогика».
The role of practice in social teachers’ training for their future professional activity is under consideration in this article. The aim, tasks and the principles of its organization are defined. Different types of students’ practical training getting the “Social Pedagogics” qualification are considered.
Ключевые слова: практика, непрерывная педагогическая практика, учебная практика, летняя педагогическая практика, психолого-педагогическая практика, социально-педагогическая практика.
Key words: practical training, non-stop pedagogical practical training, educational practical training, summer pedagogical practical training, psychological-and-pedagogical practical training, socio-pedagogical practical training.
Сегодня ни у кого, кто имеет отношение к подготовке социальных педагогов, не вызывает сомнения, что в этой профессии важно сформировать как прочные теоретические знания, так и практические умения и навыки. Для этого теоретическая и практическая подготовка должны органично соединяться, укрепляя друг друга.
На наш взгляд, наиболее благоприятные условия для подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности создаются во время практики. Практика является, с одной стороны, широким полем проверки всего теоретического багажа, накопленного студентами за время обучения в вузе, с
другой - на практике происходит более глубокое осмысление назначения и функций социального педагога, проверка правильности собственных профессиональных представлений и своих возможностей, а главное - формирование умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности.
Педагогическое образование имеет богатый опыт организации педагогической практики студентов. Вопросы организации педагогической практики освещены в работах О. А. Абдуллиной, А. Г. Ковалевой, А. Н. Марковой, В. А. Сластенина и др.
В отечественной литературе некоторые вопросы организации практики будущих социальных педагогов отражены в работах Ю. Н. Галагузовой, Л. Г. Гусляковой, Г. В. Совачевой, Е. И Холостовой, Г. Н. Штиновой и др.
В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Социальная педагогика с дополнительной специальностью» определены основные требования к организации педагогической практики студентов.
Подготовка и проведение практики по основной специальности в ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» осуществляется кафедрой психологии и социальной педагогики. Студенты проходят такие виды практики, как:
- непрерывная педагогическая;
- учебная;
- летняя педагогическая;
- психолого-педагогическая;
- педагогическая практика по дополнительной специальности;
- социально-педагогическая.
Практика - самая сложная форма учебного процесса и в организационном, и в методическом плане.
Продолжительность практики увеличивается от курса к курсу, по мере усложнения задач, стоящих перед студентами, что дает возможность постепенно подготовить их к профессиональной деятельности.
При организации практики необходимо руководствоваться следующими принципами:
- связь практики с жизнью;
- учебный характер практики;
- систематичность, последовательность практики;
- постепенное усложнение ее содержания, форм и методов организации;
- комплексный характер практики;
- органичная связь практики с изученными теоретическими курсами.
Анализ нормативных документов позволил выделить цель педагогической
практики: «формирование профессиональных умений и личностных качеств специалиста гуманистической направленности и на их основе овладение видами профессиональной деятельности на уровне, соответствующем квалификации «специалист» [3, 162].
Основные задачи практики:
- психологическая адаптация к избранной профессии;
- приобретение знаний о сущности, технологии, характере социальных проблем общества и способах их решения;
- углубление и совершенствование теоретических знаний, и установление их связи с практической деятельностью;
- формирование профессиональных умений и навыков;
- знакомство с основными типами и видами учреждений, в которых оказывается социально-педагогическая помощь детям;
- освоение современных социально-педагогических технологий коллективной, групповой, индивидуальной работы с различными категориями детей;
- создание условий для развития способностей и самореализации студента;
- развитие навыков профессиональной рефлексии;
- формирование и развитие профессионально важных качеств личности;
- формирование у студента творческого и исследовательского подходов к профессиональной деятельности;
- профессиональное саморазвитие.
Подбор образовательных учреждений в качестве баз практики осуществляется с учетом наличия высококвалифицированных специалистов, привлекаемых к руководству практикой. ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева» имеет 101 договор с базовыми учреждениями для проведения практики.
В своем исследовании мы выделяем следующие условия эффективной организации практической подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности:
- необходимо знакомить студентов с различными типами учреждений и категориями детей, что обеспечивает практическую подготовленность студентов к более широкому сектору видов профессиональной деятельности;
- в период практики надо предлагать студентам выполнение упражнений и заданий творческого, а не репродуктивного характера. Их выполнение будет идти параллельно выполнению нормативной программы по педагогической практике, что не потребует дополнительных часов, не создаст перегрузки студентам;
- студенты должны полноценно работать во время стажерской практики в качестве социального педагога образовательного учреждения. Это даст возможность будущему социальному педагогу раскрыть и развить свой творческий потенциал, развить исследовательские способности (способности самостоятельно находить разумное решение социальной проблемы), формировать профессионально-личностные качества.
При прохождении непрерывной педагогической практики (одна неделя на втором курсе) студенты впервые знакомятся с различными типами образовательных учреждений, с особенностями профессиональной деятельности социальных педагогов. Очень важно, чтобы первые впечатления студентов носили положительный оттенок, так как они ещё не сделали свой окончательный выбор в профессии. Поэтому вуз заключает договор о сотрудничестве лишь с теми учреждениями и организациями, которые располагают возможностями для организации практики, где социальными педагогами работают специалисты с высшим образованием и имеют многолетний опыт работы.
В соответствии с графиком учебного процесса студенты второго курса психолого-педагогического факультета проходили непрерывную педагогическую практику с 23 ноября по 28 ноября 2009 года в следующих муниципальных образовательных учреждениях г. Чебоксары: «СОШ № 39», «СОШ № 59», «СОШ № 62», «СОШ № 27», «СОШ № 10».
Мы считаем, что интерес к профессиональной деятельности укрепляется, развивается, становится действенным только при условии включения студентов уже с младших курсов в социально-педагогическую деятельность. Необходимо отметить, что привлечение студентов к непрерывной практике при условии ее правильной организации позволяет им уже к 3-4 курсам накопить определенный опыт деятельности как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях. Переход в соответствии с документами о реформе высшей школы к непрерывной педагогической практике открывает благоприятные возможности для подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности.
Студенты 3 курса проходили непрерывную педагогическую практику с 30 ноября по 05 декабря 2009 года в следующих учреждениях г. Чебоксары: МОУ «СОШ № 27», МОУ «СОШ № 2», МОУ «СОШ № 10», РГУ «Социальнореабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» Калининского района, РГУ «Центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района, РГУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Московского района для того чтобы они смогли познакомиться с содержанием работы различных учреждений и служб социальной помощи и поддержки ребенку. Практиканты осваивали особенности профессиональной деятельности специалистов различного профиля.
В период прохождения практики в социально-реабилитационных центрах студенты не только выполняли обязательные задания, но также принимали посильное участие в исполнении проектов и программ, реализуемых в центре. Они находились в постоянном контакте с детьми, проводили их психологопедагогическое обследование.
Учебная практика, которая обычно проходит на третьем курсе в течение одной недели, направлена на формирование методом погружения навыков организации воспитательной работы с детьми в летних оздоровительных лагерях. В этот период студенты знакомятся с организацией жизни и деятельности детского оздоровительного лагеря, учатся планировать свою деятельность, формируют умения организации коллективно-творческих дел.
Летняя педагогическая практика на третьем курсе также имеет учебновоспитательных характер, она ориентирована на воспитательную работу с коллективом детей. Местом её прохождения являются летние загородные и пришкольные лагеря отдыха детей и подростков. Впервые студенты имеют возможность самостоятельно организовывать трудовую, игровую, художественнотворческую, оздоровительно-спортивную и индивидуальную воспитательную работу с детьми и подростками.
Психолого-педагогическая практика студентов четвертого курса проходила с 05 апреля по 08 мая 2010 года в следующих муниципальных образовательных учреждениях: «СОШ № 10», «СОШ № 27», «СОШ № 28» г. Чебоксары, «Гимназии № 6» г. Новочебоксарск, Профессиональное училище № 4» г. Ка-наш, «Шемуршинская СОШ» Шемуршинского района, «Алгашинская СОШ» Шумерлинского района, «Междуреченская СОШ» Алатырского района Чувашской Республики.
Самоопределение при выборе мест практики - один из элементов реализации принципа свободы выбора в профессиональной подготовке социальных педагогов [2, 301]. Выбирая места для прохождения практики, студенты руководствуются своими представлениями о том, чему им надо научиться, где, возможно, они устроятся на работу после окончания вуза. Поэтому студентам целевого приема разрешается прохождение практики по месту выдачи направления.
Психолого-педагогическая практика дает установку на длительное запоминание: будущий социальный педагог начинает осознавать, что запомнить материал нужно не на время, а надолго, не для собственного сведения, а чтобы использовать в профессионально деятельности.
План прохождения практики составляется совместно с преподавателями вуза и социальными педагогами образовательных школ и специализированных учреждений, где она будет проходить, и самими студентами.
Социально-педагогическая практика на пятом курсе является завершающим этапом практической подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности.
Ведущая цель практики - совершенствование комплекса профессиональных умений по направлению специализации в процессе самостоятельной работы в должности социального педагога.
Дидактические цели практики - формирование профессиональных умений и навыков; закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения на практике; расширение и углубление знаний благодаря изучению работы конкретных образовательных школ и специализированных учреждений.
Особенностью данного вида практики является то, что студент выполняет весь комплекс функций социального педагога, а не отдельные виды деятельности. Студенты самостоятельно выполняют обязанности социальных педагогов, разрабатывают методики для решения конкретных проблем ребенка. Важным моментом в практике является то, что будущие социальные педагоги имеют возможность в какой-то степени непосредственно видеть результаты своего труда. В период практики студенты завершают свою научноисследовательскую работу и отражают её результаты в выпускных квалификационных работах.
Желательным является прохождение практики студентами в том учреждении, где предполагается его дальнейшее трудоустройство после окончания вуза.
Заключительным этапом всех видов практик является итоговая конференция и оценка деятельности студентов-практикантов. До этого студенты в полном объеме сдают отчетные документы. Обязательным отчетным документом является дневник практики, где ведутся ежедневные записи с подробным анализом выполненных за день работ, а также отчет о практике. Ко дню конференции студенты выпускают стенгазеты, готовят презентации и т. п.
Анализ итогов показал, что практика выполняет важную функцию в процессе формирования готовности будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности, так как именно в ходе практики реализуются теоретические знания студентов.
Оксана Д., студентка 4 курса, пишет: «Впечатления от практики глубокие, запоминающиеся, так как это первая самостоятельная работа с детьми. Работать с детьми оказалось очень трудно. К каждому нужно подходить по-своему, индивидуально».
Сергей Ф., студент 4 курса в дневнике практики пишет: «В первые дни практики было трудно наладить отношения и войти в доверие к ученикам, так как в школе учатся дети трех национальностей. ... Но к концу практики мы так сдружились, что мне захотелось работать и дальше. Да и дети просили остаться. И я остался вожатым на период летних каникул».
Евгения В., студентка 5 курса в дневнике практики пишет: «Практика очень важна для студентов. Здесь мы сталкиваемся с реальными проблемными ситуациями, которые пытаемся решить. Я считаю, что и дальше стоит отсылать студентов в «реальную жизнь», и не только на старших курсах.».
Анализ результатов преддипломной практики показал, что у студентов в достаточной степени сформирована практическая готовность к профессиональной деятельности.
После преддипломной практики мы опросили студентов об их отношении к перспективе стать социальными педагогами. Положительно относились к данной перспективе уже 88 % (на младших курсах было 72 %) студентов. Группа с явно отрицательным отношением к ней составила 4 % (было 24 %).
Одна из причин изменения этого отношения - появление у студентов уверенности в том, что они смогут в будущем стать хорошими специалистами. Мотивируют эту уверенность студенты следующим (из сочинений):
- «люблю свою профессию и хочу стать хорошим специалистом»;
- «верю, что смогу стать хорошим специалистом и приносить пользу детям»;
- «хочу внести свои существенный вклад в данную отрасль».
Характерно, что студенты, сохранившие устойчивое отрицательное отношение к перспективе стать социальным педагогом, мотивируют это тем, что они считают профессию социального педагога «очень сложной и ответственной».
Как показывает опыт работы, становление будущего специалиста возможно только в конкретном деле, когда студент возлагает на себя социальнопедагогические функции и отвечает за выполнение определенного дела. В связи с этим наиболее благоприятные условия для подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности создаются во время практик.
Таким образом, продуктивная организация практики обеспечивает готовность к профессиональной деятельности, а также способствует дальнейшему развитию положительной мотивации к выбранной профессии.
Библиографический список
1. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. - М. : Просвещение, 1990. - 141 с.
2. Галагузова, Ю. Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студ. / Ю. Н. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова. - М. : ВЛА-ДОС, 2001. - 224 с.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Сборник / Авт. предисл. В. Кинелев. - М. : Гос. ком. РФ по высш. образ., 1995. - 383 с.
Bibliography
1. Abdullina, O. A. Teacher’s General Pedagogical Training in the System of Higher Pedagogical Education / O. A. Abdullina. - М. : Education, 1990. -141 p.
2. Galaguzova, Yu. N. Social Pedagogics: Practical Training by the Eyes of Teachers and Students: Students’ Manual / Yu. N. Galaguzova, G. V. Sorvacheva, G. N. Shtinova. - М. : VLADOS, 2001. - 224 p.
3. The State Educational Standard of Higher Professional Education: Collection / Foreword by V. Kinelev. - М. : The State Committee of the Russian Federation of Higher Education, 1995. -383 p.