УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10051 © С.С. Жевлакович, 2019
Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ, ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Сергей Степанович Жевлакович,
профессор кафедры педагогики, кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: office@unity-dana.ru
Аннотация. В дискуссионном порядке проводится критический анализ предлагаемой к внедрению в образовательных организациях МВД России новой модели планирования и реализации профессионального обучения по программам профессиональной подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел.
Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональная подготовка, квалификационные требования, квалификация, компетенция, планируемые результаты обучения, структура содержания программы профессиональной подготовки.
TO THE QUESTION OF THE IMPROVEMENT OF THE PROFESSIONAL TRAINING PROGRAMS OF PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES, FIRST ADOPTED ON SERVICE IN BODIES OF INTERNAL AFFAIRS
Sergey S. Zhevlakovich,
professor of department of pedagogics, candidate of sociological sciences, associate professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article provides a critical analysis of the proposed for implementation in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia of a new model of planning and implementation of professional training programs for the first time employed in the internal affairs bodies.
Keywords: professional education, professional training, qualification requirements, qualification, competence, planned learning outcomes, structure of the content of the professional training program.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Жевлакович С.С. К вопросу о совершенствовании профессионального обучения по программам профессиональной подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел. Вестник экономической безопасности. 2019;(1):251-6.
В последнее время обострилась дискуссия о путях совершенствования профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел по программам профессиональной подготовки.
Еще недавно сотрудники, впервые принятые на службу в органы внутренних дел для замещения должностей рядового состава и младшего начальствующего состава, проходили профессиональное обучение на основе унифицированной комплексной программы профессиональной подготовки, исходный вариант которой был разработан в 2013 году автором по поручению ДГСК МВД России. Содержание профессионально-специализированной части программы было ориентировано на многопрофильную комплексную подготовку всех обучающихся с учетом специфики деятельности строевых подраз-
делений полиции (подразделения патрульно-постовой службы, охраны, конвоирования и временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и др.).
Программы профессиональной подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующих составов, дифференцировались в зависимости от имеющегося у кандидатов на обучение уровня образования: а) высшее профильное (юридическое) образование; б) среднее профессиональное образование и высшее непрофильное образование. Для каждого уровня коллективом, состоящим из представителей педагогического состава вузов МВД России, под руководством автора в 2013 году по поручению ДГСК
МВД России был разработан комплекс программ профессиональной подготовки. Каждая программа предназначалась для профессионального обучения сотрудников нескольких служб (функциональных подразделений) органов внутренних дел, относительно близких по содержанию профессионально-служебной деятельности.
В целях оптимизации организации профессионального обучения во всех программах, предназначенных для профессионального обучения лиц, замещающих должности среднего, старшего и высшего начальствующих составов, были выделены две части:
• общепрофессиональный цикл — унифицированная для всех категорий обучающихся общеведомственная (общеполицейская) специальная профессиональная подготовка;
• профессионально-специализированный цикл — профильная целевая подготовка в соответствии с замещаемой обучающимися должностью. Аналогичные циклы составляли структуру также и программы профессиональной подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел для замещения должностей рядового состава и младшего начальствующего состава.
Однако, практика показала, что кадровым службам территориальных органов внутренних дел сложно, а зачастую и невозможно в установленные нормативные сроки (не позже трех месяцев после поступления на должность стажера) укомплектовать и обеспечить направление на профессиональное обучение такого количества принятых на службу сотрудников, которое достаточно для формирования учебных групп, полноценных, с точки зрения соблюдения нормативов по допустимой численности обучающихся, и дифференцированных по должностям и имеющемуся у сотрудников образованию. Особенно это касается должностных категорий сотрудников, впервые принятых на службу для замещения должностей среднего и старшего начальствующих составов, в силу относительной малочисленности данных категорий.
Данная проблема связана, прежде всего, с неупорядоченностью по срокам процесса поступления граждан на службу. Срок стажировки и индивидуального обучения по месту службы (не более трех месяцев), предшествующие направлению сотрудни-
ка на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки, у каждого стажера заканчивается в разное время, поскольку и начинаются они у каждого принимаемого на службу в разные сроки. А направить на профессиональное обучение вновь принятых сотрудников можно только в сроки, установленные соответствующими планами-графиками, которые составляются в год, предшествующий году обучения, когда большинство сотрудников еще не поступили в органы внутренних дел даже в качестве стажеров.
В качестве варианта решения данной проблемы предлагается новая модель планирования и реализации профессионального обучения по программам профессиональной подготовки, предусматривающая перевод профессиональной подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, на обучение по максимально унифицированным программам. В то же время предлагаемая модель таких программ вряд ли может быть оценена в качестве приемлемой1. Рассмотрим факторы, позволяющие сделать такой вывод.
1. Целью реализации рассматриваемой модели программ профессиональной подготовки определяется приобретение обучающимися единой квалификации «Полицейский». Однако эта новация вносит только терминологическую путаницу. Полицейский — это не квалификация, а должность, установленная федеральным законодательством. Эту должность замещают только сотрудники строевых подразделений органов внутренних дел из числа рядового состава. Остальные категории сотрудников, подлежащих профессиональному обучению, замещают иные должности. Кроме того, немалая часть обучающихся вообще не относится к полиции — сотрудники подразделений предварительного следствия, подразделений, отнесенных к внутренней службе.
Единая квалификация предполагает единое, унифицированное содержание обучения. Однако, цель профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников органов внутренних дел, установленная федеральным законодатель-
1 Другой вариант решения данной проблемы ранее был предложен автором: Жевлакович С.С. К вопросу о совершенствовании порядка комплектования вузов МВД России и центров профессиональной подготовки территориальных органов внутренних дел переменным составом. Психология и педагогика служебной деятельности. 2018, № 2. С. 100—105 и др. публикации.
ством, иная — приобретение основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей, лицами, уже принятыми на должность, но не имеющими необходимой профильной подготовки2. Содержание профессионального обучения должно формироваться в соответствии с квалификационными требованиями к конкретным должностным категориям, устанавливаемыми МВД России. А они дифференцированы в зависимости от специфики замещаемой обучающимися должности. Однако анализируемая модель не предусматривает наличия в структуре программы соответствующих дифференцированных квалификационных требований. Вместо них приводится универсальный, усредненный перечень знаний, умений и навыков, не ориентированный на специфику содержания профессионально-служебной деятельности конкретных должностных категорий.
Абсолютное большинство лиц, принимаемых ежегодно на службу в органы внутренних дел, не имеют профильной подготовки, необходимой для выполнения конкретных служебных обязанностей по замещаемой должности. Выпускники образовательных организаций МВД России в 2017 году составили только 15,1% всех принятых в этом году на должности среднего, старшего и высшего начальствующих составов органов внутренних дел, в 2018 году — 16,8%3. Среди лиц, принимаемых ежегодно на службу в органы внутренних дел для замещения должностей рядового состава и младшего начальствующего состава, 100% не имеют профессиональной подготовки, необходимой для выполнения конкретных служебных обязанностей по замещаемой должности.
В связи с этим основное содержание программ профессиональной подготовки не может быть максимально унифицированным и усредненным, ограничиваясь общеведомственной специальной подготовкой. Содержание обучения должно согласовываться с содержанием служебной деятельности обучающих-
2 Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подп. б п. 1 ч. 1 ст. 76.
3 Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2018 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2019 год, с. 13.
ся, готовить их к решению задач профессиональной деятельности по замещаемой должности.
2. В качестве планируемых результатов освоения программы анализируемая модель определяет формирование профессиональной компетенции — способность осуществлять защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, охрану общественного порядка, собственности, обеспечивать общественную безопасность, противодействовать преступности. Однако эта формулировка соответствует общей компетенции органов внутренних дел в целом. Это обстоятельство также свидетельствует о том, что рассматриваемая модель программ профессиональной подготовки ориентирована на некое универсальное, усредненной содержание обучения, и планируемый результат обучения в целом не ориентирован на специфику профессионально-служебной деятельности обучающегося в соответствии с замещаемой должностью.
В то же время, как уже отмечалось, исходя из цели профессиональной подготовки, установленной Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», планируемые результаты освоения программы не могут ограничиваться общеведомственным компонентом содержания. Они должны, прежде всего, дифференцироваться в соответствии со спецификой профессионально-служебной деятельности обучающихся, связанной с особенностями замещаемых ими должностей. Более соответствующим требованиям федерального законодательства вариантом формулировки планируемых результатов освоения программы представляется следующий: формирование компетенции — способность осуществлять профессионально-служебную деятельность по замещаемой (конкретной) должности.
3. Структура рассматриваемой модели программ профессиональной подготовки предполагает наличие трех циклов: общепрофессионального, профессионального и профессионально-специализированного. Предусматривается, что в примерных программах профессиональной подготовки, утверждаемых ДГСК МВД России, должно определяться содержание только первых двух циклов.
Объем и содержание знаний и умений, которыми в соответствии с анализируемой моделью
профессиональной подготовки должен овладеть обучающийся в результате изучения первых двух циклов, а также перечень и содержание дисциплин, предлагаемых к реализации в рамках этих циклов, в целом копируют основные образовательные программы высшего образования, реализуемые вузами МВД России при подготовке специалистов юридического профиля. Реализовать их в том объеме и на том уровне, который определен в данной модели в программах отдельных дисциплин и в содержании фонда оценочных средств для проведения промежуточных аттестаций, очевидно невозможно, учитывая тот объем учебного времени, который предусмотрен данной моделью — 20 недель.
Содержание общепрофессионального и профессионального циклов — универсальное для всех категорий сотрудников, замещающих должности не только среднего, старшего и высшего начальствующих составов, но и рядового и младшего начальствующего составов. Очевидно, что оно в значительной степени избыточно для уровня рядового и младшего начальствующего составов и не востребовано в практической деятельности обучающихся. Кроме того, представляется абсолютно недопустимым унифицировать юридическую подготовку сотрудников, замещающих должности рядового состава и младшего начальствующего состава подразделений патрульно-постовой службы, охранно-конвойных подразделений, подразделений, не связанных с охраной общественного порядка, с одной стороны, и юридическую подготовку подразделений оперативно-разыскной деятельности, а тем более подразделений предварительного следствия и дознания, с другой стороны, как это предлагается разработчиками анализируемой модели. В то же время, непонятно, о каких сотрудниках, замещающих должности рядового состава и младшего начальствующего состава подразделений предварительного следствия и дознания, в данной модели идет речь.
Перечень и содержание дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов, как уже отмечалось, ориентированы на структуру образовательных программ высшего образования и не соответствуют уровню профессионального обучения. А между тем, на реализацию этих двух циклов рассматриваемой моделью отводится 79% учебного времени. Очевидно, что это неоправданно и нерационально за-
вышенный объем, не оставляющий достаточного времени на реализацию профессионально-специализированного цикла и, следовательно, на подготовку обучающихся к выполнению служебных обязанностей с учетом специфики замещаемых ими должностей.
В то же время, избыточное содержание, определенное для дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов и повторяющее содержание аналогичных дисциплин в объеме образовательных программах высшего образования, при том учебном времени, которое выделяется на их изучение, можно преподавать только в виде поверхностного обзора на уровне ознакомления («галопом по европам»). Таким образом, большая часть учебного времени, предусмотренного рассматриваемой моделью программы профессиональной подготовки, будет использоваться нерационально и неэффективно, в ущерб качеству подготовки обучающихся к выполнению конкретных служебных обязанностей по должности.
Кроме того, такой подход не ориентирует преподавателей вузов (сотрудники около 60% территориальных органов проходят профессиональную подготовку в вузах4) профилировать содержание занятий и используемые педагогические технологии с учетом специфики уровня профессиональной подготовки и содержания служебной деятельности различных категорий обучающихся.
4. Перечень навыков, установленный анализируемой моделью программ профессиональной подготовки, ограничен только навыками применения боевых приемов борьбы и выполнения упражнений по огневой подготовке, а также навыками дактиль-ной речи и базовой жестовой речи. О навыках, необходимых для выполнения задач профессиональной деятельности по замещаемой должности, в предлагаемой модели не упоминается.
Однако, обучение в рамках физической подготовки не должно ограничиваться формированием умений применения боевых приемов борьбы. Это не самоцель, поскольку осуществляется подготовка не спортсменов, а сотрудников правоохранительных органов. На завершающем этапе обучения должна решаться задача формирования навыков професси-
4 Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2018 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2019 год, с. 62.
ональной деятельности, в данном случае: формирование навыков применения физической силы в целях силового пресечения правонарушений, задержания и сопровождения правонарушителей. Аналогично, на завершающем этапе обучения по огневой подготовке должна решаться задача формирования навыков применения табельного оружия, а не умений выполнения упражнений по огневой подготовке, которые должны быть сформированы на предшествующем этапе обучения.
Опыт осуществления подготовки сотрудников органов внутренних дел позволяет обоснованно сомневаться в реальной возможности успешного формирования навыков дактильной речи и базовой жестовой речи. С учетом ограниченного объема времени, отводимого на профессиональную подготовку в целом, объем учебного времени, выделяемый на реализацию этого частного компонента профессиональной подготовки, абсолютно недостаточен, и это время будет потрачено впустую. Представляется, что реально сформировать в этой специфической сфере даже не навыки, а умения, да и то на элементарном уровне, возможно только в рамках целевых курсов.
5. Перечень дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов анализируемой модели программ профессиональной подготовки и их содержание практически копируют образовательные программы высшего юридического образования. Однако это несопоставимые уровни.
Профессиональное обучение не предусматривает изменения уровня образования, поэтому содержание дисциплин профессиональной подготовки разрабатывается на иных принципах. Учитывая минимальные ресурсы учебного времени, содержание дисциплин профессиональной подготовки должно быть максимально утилитарным, ориентированным сугубо на специфику содержания профессионально-служебной деятельности обучающегося. Например, вместо большинства дисциплин общепрофессионального цикла рассматриваемой модели профессиональной подготовки, ориентированных на изучение отдельных отраслей права, для сотрудников, замещающих должности рядового и младшего начальствующего составов строевых подразделений органов внутренних дел, вполне достаточна одна комплексная дисциплина — Основы правовой подготовки.
Для уровня профессиональной подготовки необходимо изучение, прежде всего, Федерального закона «О полиции» и Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», знание которых составляет основу нормативной правовой подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел.
Не предназначена профессиональная подготовка и для получения сотрудниками, замещающими должности среднего, старшего и высшего начальствующих составов органов внутренних дел, юридического образования. Поэтому для них приоритетно изучение не всего комплекса основных отраслей права, как это предусматривает анализируемая модель профессиональной подготовки, а только основ тех отраслей, которые составляют предметную область профессионально-служебной деятельности подразделений, в которых обучающиеся замещают должности.
Объем и уровень правовой подготовки, необходимой для успешной профессионально-служебной деятельности различных категорий сотрудников органов внутренних дел, существенно отличаются, равно как и объем, и уровень подготовки в области криминалистики. Поэтому эти дисциплины нецелесообразно включать в общепрофессиональный цикл, их место в профессионально-специализированном цикле.
6. Нельзя согласиться и с принципом распределения бюджета учебного времени, который предлагается анализируемой моделью профессиональной подготовки:
• 79% времени аудиторных занятий — на изучение общепрофессионального и профессионального циклов, содержание которых унифицировано и не ориентировано на конкретные служебные обязанности обучающихся по должности, при этом значительная часть его для большинства категорий — избыточное. В то же время, как уже отмечалось, перечень и содержание дисциплин этих циклов копируют, в значительной степени, основную образовательную программу высшего юридического образования, реализуемую в течение нескольких лет. Поэтому 4/5-ых бюджета таких программ профессиональной подготовки будет использовано впустую, не по
назначению и без каких-либо ощутимых результатов в части подготовки обучающихся к профессионально-служебной деятельности по замещаемой должности; • только 21% — на профессионально-специализированный цикл, обеспечивающий реализацию главной функции профессиональной подготовки — целевую профильную подготовку к выполнению должностных обязанностей. Очевидно, что подобный объем учебного времени не позволяет сформировать у обучающихся не только навыки выполнения служебных обязанностей, но и даже элементарные умения. Особенно это касается профессиональной подготовки сотрудников, замещающих должности среднего, старшего и высшего начальствующих составов основных служб органов внутренних дел. Как уже отмечалось, федеральное законодательство определяет функцию профессионального обучения — не повышение уровня образования, а подготовка к выполнению должностных обязанностей.
7. Профессионально-специализированный цикл в предлагаемой модели программ профессиональной подготовки ограничивается только одной вариативной дисциплиной «Актуальные вопросы деятельности ... (профильного подразделения)». Такое название уместно не для профессионального обучения, а для повышения квалификации. В соответствии с анализируемой моделью профессионального обучения примерная программа, утверждаемая ДГСК МВД России, не должна определять содержание данных дисциплин. Эта функция возлагается на образовательные организации. Содержание профессионально-специализированного цикла вузы и центры профессиональной подготовки должны разрабатывать самостоятельно, исходя из региональных особенностей и складывающейся оперативной обстановки.
Такой подход к определению содержания деятельности сотрудников органов внутренних дел по должности недопустим, учитывая централизованную структуру МВД России. Эта функция относится не к региональной, а к ведомственной компетенции. Содержание деятельности сотрудников конкретных подразделений органов внутренних дел (функции, задачи, полномочия, права, обязанности и т.д.) унифицировано, и должно определяться соответствующими ведомственными квалификацион-
ными требованиями, которые, как уже отмечалось, также отсутствуют в данной модели. Эту функцию нельзя передавать на откуп образовательным организациям и территориальным органам внутренних дел, разрушая единое образовательное пространство.
8. Примерный календарный график, предлагаемый рассматриваемой моделью, не учитывает логики изучения содержания программы профессиональной подготовки и прохождения дисциплин. Дисциплины специализации не могут и не должны изучаться с первого дня обучения, пока не изучены базовые дисциплины общепрофессионального цикла.
9. Рекомендованная предлагаемой моделью литература, за редким исключением, предназначена для обучающихся по образовательным программам высшего образования и не может реально использоваться в системе профессионального обучения.
10. Реализация предлагаемой модели профессиональной подготовки для профессионального обучения курсантов ведомственных вузов в рамках 1 и 2 курсов обучения невозможна без неприемлемого разрушения структуры образовательной программы высшего образования и требуемой логики прохождения учебных дисциплин. Для реализации данной модели потребуется сконцентрировать практически всю юридическую и специальную профессиональную подготовку в рамках первых двух курсов и реа-лизовывать все дисциплины параллельно, что ведет к катастрофическому падению качества обучения и при прохождении образовательными организациями аккредитации образовательных программ будет признано недопустимым.
Таким образом, предлагаемая модель планирования и реализации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, впервые принятых на службу, во всех ее структурных компонентах не соответствует требованиям Федерального закона «О полиции» и Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к организации и содержанию профессионального обучения по программам профессиональной подготовки и не обеспечивает реализацию главной функции, установленной для программ такого рода — подготовка сотрудников к выполнению профессионально-служебных обязанностей по должности.