Научная статья на тему 'Место ведомственной образовательной системы в кадровой политике МВД России'

Место ведомственной образовательной системы в кадровой политике МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
система профессионального образования МВД России / воспроизводство кадров начальствующего состава органов внутренних дел / профильное профессиональное образование / физический некомплект кадров / качественный некомплект кадров / набор в образовательные организации МВД России / выпуск их образовательных организаций МВД России / очная форма обучения / заочная форма обучения / the system of professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia / the reproduction of cadres of the commanding staff of internal affairs bodies / specialized vocational education / the physical incomplete of personnel / a qualitative shortage of personnel / recruitment into educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / the issue of their educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / full

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Степанович Жевлакович

Рассматривается роль и место ведомственной образовательной системы в воспроизводстве кадров начальствующего состава органов внутренних дел в период с 2000 года по 2016 год. В основе анализа — результаты исследования автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF DEPARTMENTAL EDUCATIONAL SYSTEM IN THE PERSONNEL POLICY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The role and place of the departmental educational system in the reproduction of cadres of the commanding staff of the bodies of internal affairs during the period from 2000 to 2016 is considered. The analysis is based on the author's research results.

Текст научной работы на тему «Место ведомственной образовательной системы в кадровой политике МВД России»

УДК 378 ББК 74

МЕСТО ВЕДОМСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ МВД РОССИИ

Сергей Степанович Жевлакович,

профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат социологических наук, доцент Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования СНайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается роль и место ведомственной образовательной системы в воспроизводстве кадров начальствующего состава органов внутренних дел в период с 2000 года по 2016 год. В основе анализа — результаты исследования автора.

Ключевые слова: система профессионального образования МВД России, воспроизводство кадров начальствующего состава органов внутренних дел, профильное профессиональное образование, физический некомплект кадров, качественный некомплект кадров, набор в образовательные организации МВД России, выпуск их образовательных организаций МВД России, очная форма обучения, заочная форма обучения.

THE PLACE OF DEPARTMENTAL EDUCATIONAL SYSTEM IN THE PERSONNEL POLICY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Sergey S. Zhevlakovich,

Professor of the Department ofPedagogy of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor

Abstract. The role and place of the departmental educational system in the reproduction of cadres of the commanding staff of the bodies of internal affairs during the period from 2000 to 2016 is considered. The analysis is based on the author's research results.

Keywords: the system of professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the reproduction of cadres of the commanding staff of internal affairs bodies, specialized vocational education, the physical incomplete of personnel, a qualitative shortage of personnel, recruitment into educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the issue of their educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, full-.

Роль и место ведомственных вузов МВД России в подготовке кадров для органов внутренних дел нашли свое правовое оформление в Федеральном законе от 30 ноября 2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: «Подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется преимущественно в образовательных организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел»1.

1 Федеральный закон от 30 ноября 2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 49, ст. 7020, 2013, № 27, ст. 3477), часть 2 статьи 76.

Результаты проведенного нами анализа состояния и основных тенденций динамики кадрового потенциала ведущих служб органов внутренних дел, в том числе в части образовательного уровня, позволяют сделать вывод о необходимости акцентирования приоритетов политики МВД России в области подготовки кадров не только на количественных, но и на качественных показателях и, прежде всего, на наращивании усилий, направленных на повышение уровня профильного образования сотрудников органов внутренних дел.

Суммируя результаты проведенного анализа проблем, факторов, процессов, тенденций, характеризующих кадровую ситуацию в МВД России, можно сделать следующий вывод: центральным стратегическим направлением политики МВД России в

области подготовки кадров в современных условиях должно стать обеспечение расширенного воспроизводства квалифицированных кадров органов внутренних дел, имеющих, достаточный уровень квалификации, профильного профессионального образования и специальной подготовки, полученных преимущественно в рамках ведомственной системы профессионального образования, с нарастающим преобладанием очной формы обучения.

Реализация этого направления позволит обеспечить не только своевременное и оптимальное количественное воспроизводство кадрового потенциала органов внутренних дел, замещение кадров, выбывающих из органов внутренних дел по различным причинам, но и позволит в максимально короткие сроки осуществить сокращение до минимума качественного некомплекта кадров, обеспечить качественное восполнение выбывающих кадров полноценными квалифицированными кадрами.

Как уже отмечалось, основным механизмом, средством реализации данного направления является ведомственная система профессионального образования. Рассмотрим место данной системы в реализации ведомственной политики подготовки кадров.

В предреформенные годы доля выпускников образовательных организаций МВД России, среди принятых на службу в органы внутренних дел, последовательно и существенно сокращалась, поскольку сокращались наборы в образовательные организации.

С 2007 года, в связи с отменой отсрочки от призыва на военную службу для выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, был прекращен набор в специальные средние школы милиции и прекращена реализация программ среднего профессионального образования в очной форме в вузах МВД России. С 2009 года выпуски обучавшихся в очной форме по программам среднего профессионального образования прекратились.

Эти потери не были компенсированы увеличением наборов в ведомственные вузы. Наоборот, в целях реализации решения Совета Безопасности Российской Федерации от 28 июня 2005 года с 2007 года проводилось планомерное и последовательное сокращение штатов переменного и постоянного составов образовательных организаций МВД России.

Дальнейшее уменьшение численности набора в вузы МВД России до минимальных размеров в 2010 (более чем на 40% в сравнении с 2009 годом) и 2011 (почти на 55% в сравнении с 2010 годом) годах связано с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации», положившим начало реформированию всей системы МВД России и новому этапу преобразования ведомственной образовательной системы: ликвидации ряда вузов и большинства филиалов вузов, дальнейшему сокращению штатной численности других вузов.

Ситуация еще больше усугубилась, когда в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 356 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» в августе 2015 года было произведено существенное (3 611 единиц) сокращение штатов постоянного и переменного (курсантов и слушателей очной формы обучения) составов вузов МВД России. Это привело к новому существенному сокращению плана набора на очную форму обучения.

В результате вышеуказанных преобразований, численность набора в образовательных организациях МВД России по сравнению с 2000 годом сократилась в 2009 году почти в 2 раза и составила 53%, в 2010 году — более чем в 3 раза и составила 30%, в 2011 году — более чем в 7 раз и составила всего 14%. По сравнению с численностью набора 1996 года, которая была наибольшей за 90-е годы, набор сократился в 2009 году в 2,3 раза, в 2010 году — почти в 4 раза, в 2011 году — в 8,8 раз.

При этом, численность набора на очную форму обучения сокращалась более быстрыми темпами: в 2009 году — более чем в 2,2 раза по сравнению с 2000 годом, в 2010 году — более чем в 6,7 раза, в 2011 году — более чем в 8,3 раза (по другим данным — в 12 раз).

И только в 2012 году численность набора превысила уровень 2010 года, не достигнув уровня 2009 года. В 2013—2015 годах наборы оставались примерно на том же уровне — около 30% по сравнению с 2000 годом. В 2016 году численность набора

вновь сократилась — по сравнению с 2000 годом в 4,8 раза, что составляет 21%, на очную форму — в 6,2 раза, что составляет 16%.

Численность выпусков соответственно последовательно уменьшалась и в 2012 году более чем в 2 раза сократилась по сравнению с 2000 годом, по очной форме — более чем в 1,8 раза. В 2013—2015 годах выпуски продолжали сокращаться ускоряющимися темпами и в 2016 году достигли абсолютного минимума — сократились более чем в 6 раз по сравнению с 2000 годом, что составляет менее 16%.

Такое последовательное и существенное сокращение численности обучающихся в образовательных организациях МВД России не могло не сказаться исключительно отрицательно на роли ведомственной образовательной системы в воспроизводстве кадров специалистов для органов внутренних дел. С 2012 года особенно ощутимо стали проявляться последствия существенного свертывания ведомственной системы профессионального образования.

С 2000 года по 2009 год доля выпускников образовательных организаций МВД России от числа принятых на службу в органы внутренних дел сократилась более чем в 2,4 раза — соответственно с 14,1% до 5,8%, в части среднего, старшего и высшего начальствующих составов (далее — начальствующий состав) — более чем в 2,5 раза — соответственно с 38,2% до 15,2%.

С 2010 года методика расчета этих статистических данных в ДГСК МВД России изменилась, однако тенденция к сокращению доли выпускников образовательных организаций МВД России от числа принятых на службу в органы внутренних дел продолжала сохраняться.

С 2010 года по 2015 год она уменьшилась почти в 2,5 раза—соответственно с 21,1% до 8,5%, в части начальствующего состава — более чем в 2,1 раза — соответственно с 41,9% до 19,6%. В 2016 году эта доля достигла критического уровня — 2,2%, в части начальствующего состава — 3,3%.

С учетом масштабов наборов 2012—2016 годов можно прогнозировать, что выпуски в 2017— 2021 годах, к сожалению, не смогут оказать существенного влияния на решение проблемы снижения не только качественного, но и физического неком-

плекта специалистов органов внутренних дел. Это еще больше усилит критичность ситуации с ролью ведомственной системы профессионального образования.

В тоже время доля выпускников гражданских образовательных организаций от числа принятых на службу в органы внутренних дел с 2000 года по 2015 год увеличилась в 2 раза — соответственно с 2% до 4,0%, в части начальствующего состава — соответственно с 4,7% до 5,0%). В 2016 году она составила соответственно 3,5% и 2,8%.

Как видно из приведенной статистики, при всех ее колебаниях, среди принимаемых на службу в органы внутренних дел выпускники ведомственных вузов, безусловно, доминировали по отношению к выпускникам гражданских образовательных организаций.

Территориальным органам внутренних дел после существенного сокращения в рамках реформы МВД России штатной численности не удалось в полной мере остановить отток личного состава. С 2013 года численность уволенных сотрудников из числа начальствующего состава основных служб стала возрастать и достигла уровня дореформенного периода. В 2015 году процент уволенных от штатной численности по сравнению с 2012 годом увеличился более чем в 1,7 раза.

Последовательное снижение в предреформен-ный период и особенно в период реформирования МВД России численности выпускников ведомственных образовательных организаций, оказывало нарастающее негативное влияние на качество кадрового потенциала органов внутренних дел, поскольку неизбежно сопровождалось снижением уровня квалификации впервые принимаемых на службу специалистов.

Очевидно, что в этих условиях в очередной раз кадровые прорехи приходится латать, черпая кадры из других (гражданских) сфер, восполнять некомплект личного состава в значительной степени лицами, окончившими в свое время гражданские образовательные организации и не имеющими профильного образования, специальной подготовки.

В 2011 году на этот источник комплектования должностей рядового и начальствующего составов органов внутренних дел приходилось 43,5% от общего числа принятых, в 2012 году — 52,1%, в 2013

году — 50,7%, в 2014 году — 56%, в 2015 году — 50%, в 2016 году — 68%.

Это отрицательно сказывается на качестве кадрового пополнения и создает дополнительную нагрузку на систему профессионального обучения (первоначальной подготовки) вновь принимаемых на службу в органы внутренних дел, и без того не вполне справляющуюся со своими функциями.

Представляется важным обеспечить тщательный отбор принимаемых на службу и прохождение лицами, замещающими должности начальствующего состава, профессионального обучения (первоначальной подготовки) на качественно новом уровне — по программам профессиональной подготовки на базе образовательных организаций МВД России, а не центров профессиональной подготовки.

Большая часть выпускников гражданских образовательных организаций, которые получили образование по гражданским специальностям и специализациям и были вынуждены поступать на службу в органы внутренних дел не по осознанному выбору (с учетом склонностей, призвания, морально-нравственных ориентиров и тому подобной положительной мотивации), а по причине невостребованности в других областях профессиональной деятельности, несут в себе определенные признаки маргинально-сти. Эти лица, по нашему глубокому убеждению, требуют особого внимания и повышенной осторожности при отборе на службу.

Вынужденный под давлением внешних обстоятельств, не желаемый, а как единственно возможный в данных условиях выбор службы в органах внутренних дел в качестве сферы профессиональной деятельности может сопровождаться наличием у данной категории кандидатов на службу негативных проявлений, не совместимых со службой в органах внутренних дел, в том числе:

• скрываемой, маскируемой отрицательной мотивации поступления на службу, в том числе, стремления использовать служебное положение, властные полномочия сотрудника органов внутренних дел в корыстных целях;

• отрицательных психологических комплексов (неполноценности; обиды на общество, не признавшее притязаний личности, и др.);

• неприятия характера служебных взаимоотношений, субординации и дисциплины в коллективе

подразделения, существенно отличающихся от ситуации в гражданских коллективах. Подобные отрицательные проявления не исключены и у курсантов и слушателей, обучающихся в образовательных организациях МВД России. Однако большинство поступающих в ведомственные вузы делают этот выбор, как правило, осознанно, не под давлением отрицательных обстоятельств.

Кроме того, продолжительный срок обучения, система служебной, психологической, нравственно-этической подготовки, реализуемая в ведомственных образовательных организациях, выступают в роли определенного фильтра, позволяющего на протяжении всего периода обучения предупреждать, выявлять, корректировать вышеуказанные отрицательные проявления. А при необходимости проводить отчисление из образовательной организации и увольнение из органов внутренних дел обучающихся, по своим личностным качествам не соответствующих требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов внутренних дел.

Важно и то, что в стенах ведомственных образовательных организаций курсанты и слушатели в относительно щадящих условиях, постепенно, на протяжении достаточно длительного временного периода проходят адаптацию к специфическим условиям служебной деятельности, что существенно облегчает им последующее вхождение в должность после выпуска из образовательной организации.

Кроме того, общеизвестно, что в погоне за коммерческой выгодой массовое открытие юридических факультетов в подавляющем большинстве гражданских государственных и негосударственных вузов, многие из которых не могут обеспечивать минимально необходимое качество юридического образования, привело к нарастающему притоку на рынок труда выпускников-юристов, имеющих соответствующий диплом, но не имеющих необходимой квалификации.

Следует также учитывать то обстоятельство, что выпускники гражданских вузов обучаются по специализациям и профилям подготовки, не ориентированным на потребности органов внутренних дел, не проходят необходимой специальной, профессионально-специализированной подготовки и поэтому нуждаются в переподготовке, для осуществления

которой опять же необходимы образовательные организации МВД России.

Анализ вышеприведенных процессов и факторов позволяет сделать вывод об ошибочности и, в значительной степени, об опасности по своим последствиям бытующего у ряда руководящих работников Министерства утверждения о том, что ведомственную систему подготовки кадров легко заменит целевая подготовка кадров в гражданских вузах.

Изложенное не исключает возможности и необходимости привлечения выпускников гражданских образовательных организаций на службу в органы внутренних дел, но на основе всестороннего и тщательного отбора и изучения личности кандидатов и в первую очередь специалистов уникальных для органов внутренних дел узких специализаций, подготовка которых не осуществляется в образовательных организациях МВД России.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что ведомственная система профессионального образования МВД России до начала реформы МВД России, преобразования милиции в полицию, не смотря на ее последовательное сокращение, являлась основным источником квалифицированных кадров, адаптированных к специфике работы органов внутренних дел, имеющих, наряду с общепрофессиональной подготовкой, профильную профессиональную и специальную подготовку, специализацию, ориентированную на потребности конкретных служб и подразделений органов внутренних дел.

Не смотря на фактическую ликвидацию ведомственной системы подготовки кадров со средним профессиональным образованием и последовательное существенное сокращение ведомственной системы высшего образования, и в период реформирования МВД России не гражданские образовательные организации, а вузы МВД России пока по-прежнему остаются основными поставщиками квалифицированных кадров специалистов в ведущие службы органов внутренних дел.

В тоже время, после существенного свертывания ведомственной образовательной системы имеющийся в настоящее время потенциал вузов МВД России не только не может обеспечивать необходимых темпов расширенного воспроизводства

кадров с высокой квалификацией, но даже не в состоянии поддерживать относительную стабильность имеющегося уровня физического и, тем более, качественного некомплекта начальствующего состава ведущих служб органов внутренних дел, не позволяя ему увеличиваться.

Как уже отмечалось в начале данной статьи Федеральный закон от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определил ведомственные вузы МВД России в качестве главного источника кадров начальствующего состава. Однако проведенное нами исследование наглядно продемонстрировало, что на практике эта норма закона пока еще далека от реализации. Анализ динамики приема на службу в органы внутренних дел специалистов для замещения должностей начальствующего состава показывает, что ежегодная потребность Министерства в данной категории специалистов в настоящий период достигает около 30 000 человек. А ежегодные наборы в вузы МВД России на очную форму обучения в 2012—2015 годах были в 6 раз меньше — в среднем не превышали 5 000 человек. В 2016 году на очную форму обучения было принято всего 2 657 человек.

Следовательно, последовательное сокращение ведомственной образовательной системы ведет к разрушению основного механизма, средства для реализации указанной нормы закона и, следовательно, противоречит Федеральному закону и создает непреодолимые трудности в реализации тех задач, которые ставит общество перед реформой МВД России.

Поэтому представляется принципиально важным принять экстренные меры по предотвращению дальнейшего снижения роли образовательных организаций МВД России в воспроизводстве кадров квалифицированных специалистов для органов внутренних дел и восстановлению их потенциала, хотя бы до величин, имевшихся до оргштатных мероприятий 2015 года.

Литература

1. Профессиональное образование в МВД России: Статистический сборник за 2000 год. М.: ЦОКП МВД России, 2001. С. 6.

2. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2001 год. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 7, 55.

3. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2009 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ЦОКР МВД России, 2010. С. 10, 12, 72.

4. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2010 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ЦОКР МВД России, 2011. С. 10, 30.

5. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2011 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2012. С. 11, 23, 66.

6. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2012 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2013. С. 11, 21, 57.

7. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2013 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2014. С. 13, 24, 66.

8. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за

2014 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2015 год, С. 24, 66.

9. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за

2015 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2016 год, С. 13, 15, 24, 63.

10. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за

2016 год: Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2017 год, С. 62, 63.

11. Об итогах набора на учебу в образовательные учреждения МВД России в 2010 году. Письмо МВД России от 20.12.2010, исх. № 1/10674, приложение 1, стр. 1.

12. Об итогах набора на учебу в образовательные учреждения МВД России в 2011 году и мерах по совершенствованию комплектования образовательных учреждений переменным составом. Письмо МВД России от 26.12.2011, исх. № 1/11281, приложение 1, стр. 1.

13. Об итогах набора на обучение в образовательные учреждения МВД России в 2012 году и мерах по совершенствованию комплектования образовательных учреждений переменным составом. Письмо МВД России от 06.11.2012, исх. № 1/10064, приложение, стр. 1.

Правовое обеспечение организации работы с кадрами в органах внутренних дел: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / [Е.В. Климкина и др.]; под ред. К.К. Гасанова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 127 с.

Рассмотрены направления работы с кадрами органов внутренних дел, требования к ее организации, а также технологии, применяемые в работе с личным составом в ОВД. Особое внимание уделяется организационно-правовой характеристике субъектов, осуществляющих работу с кадрами в органах внутренних дел.

Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, а также практических работников подразделений по работе с личным составом ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.