Научная статья на тему 'Информационная безопасность России и основы организации информационного противоборства'

Информационная безопасность России и основы организации информационного противоборства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8586
1362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / ИНТЕРНЕТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / INFORMATION WAR / INTERNET / INFORMATION COUNTERACTION / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маруев А. Ю.

Информационная война стала неотъемлемой составляющей политического принуждения и достижения геополитических целей. Вследствие этого, для стабильного развития общества становится все более необходимой последовательная государственная политика в области обеспечения информационной безопасности и организации информационного противоборства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia" information security and the principles of information counteraction

Information war is inherently related to political constrain and the task of achieving geopolitical goals. Th at is why consistent state policy in the field of information security and information counteraction is necessary for a steady development of the society.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность России и основы организации информационного противоборства»

Информационная безопасность России и основы организации информационного противоборства

А.Ю. Маруев

В век современных информационных технологий проблемы информа ционной безопасности государства становятся ключевыми в системе обеспечения национальной безопасности страны. Неуклонно растет вес информационных факторов во всех составляющих национальной безопасности — политической, экономической, военной, правоохранительной и др.

Современное информационное общество устанавливает новые геополитические ориентиры, определяющие направления деятельности государственных структур в информационном пространстве. В понятие «информационное общество» вкладывают разные смыслы, но суть дела в том, что распространение информации становится главной движущей либо сдерживающей силой развития всех сфер жизни. Информационное преимущество является важной силой, способствующей перераспределению политических, экономических и социальных ресурсов.

С развитием и внедрением информационных технологий трансформируются привычные критерии оценки военной мощи и политических возможностей государств. Видоизменяются традиционные формы силового противоборства. На первый план выходят военные действия (различные по формам и способам применения войск и сил), основные цели которых достигаются за счет технологического и главным образом информационного превосходства.

По заключениям экспертов Министерства обороны РФ, в обозримом будущем достижение конечных целей войн и вооруженных конфликтов будет осуществляться не столько уничтожением группировок войск и сил противника, сколько подавлением его систем государственного и военного управления, навигации и связи, а также воздействием на другие критически важные информационные объекты, от которых зависит устойчивость управления экономикой и вооруженными силами государства.

Информационная экспансия активно используется ведущими державами для реализации своих геополитических интересов, а поскольку геополитические интересы различных стран все более жестко сталкиваются на мировой арене, информационная борьба в мировом пространстве по сути превращается в информационную войну.

Видный ученый, доктор технических наук, профессор С. Расторгуев определяет понятие информационной войны как «открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия информационных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере»1.

1 Расторгуев С. Информационная война. М.: Радио и связь, 1998. С. 35-37.

Цель информационной войны — достижение информационного доминирования. Причиной информационных войн являются те же самые причины, что и в случае обычных войн. В ходе информационных войн применяются активные методы трансформации информационного пространства. Одни страны пытаются навязать другим желаемые типы поведения. Информационные войны направлены на изменение взглядов, мировоззрения населения, подрыв общественной системы противника.

Информационная война стала неотъемлемой составляющей политического принуждения и достижения геополитических целей. Она может заметно изменить направленность геополитических процессов и отношений.

В информационном обществе условия диктует тот, в чьих руках находятся информационные сети, ресурсы и технологии. Ведущую роль на данном направлении играют Соединенные Штаты. Используя идею глобализации, США стремятся навязать остальному миру свои ценности, свое видение мира, претендуя на роль лидера в социокультурном компоненте. И, конечно же, важнейшее значение в эпоху глобализации приобретает информационная составляющая. Осуществленный прорыв в области информационных технологий, использование информационного фактора, занятие лидирующих позиций в области информационного противоборства позволяют Вашингтону успешно сопровождать свои действия на международной арене. В то же время следует констатировать, что в последнее время американцам стало все труднее добиваться результатов на этом направлении. С целью повышения эффективности информационной политики в США принято решение о формировании новых крупных пропагандистских структур в составе госдепартамента и Пентагона.

Информационное воздействие США на различные страны мира представляет угрозу прежде всего для государств, уязвимых в информационной сфере, находящихся в сложном социально-экономическом положении. Такая политика представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Серьезной опасностью является стремление ряда стран к вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

В связи с намерением ряда стран нанести ущерб России используя информационные рычаги, вопросы обеспечения информационной безопасности сегодня занимают одно из ведущих мест в системе национальной безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. В условиях глобализации информационного пространства и обостряющегося информационного противоборства проблема обеспечения информационной безопасности наряду с технико-технологической ее составляющей все более приобретает социально-политический характер и решаю-

щим фактором информационной безопасности оказываются люди. Вследствие этого, для стабильного развития общества становится все более необходимой последовательная государственная политика в области обеспечения информационной безопасности, которая должна предъявить каждому субъекту информационных отношений определенные обязательные требования2.

Особое место среди субъектов обеспечения информационной безопасности принадлежит государству, поскольку именно оно имеет в своем арсенале силы и средства для противодействия угрозам национальной безопасности, в том числе в информационной области. Защита национальных интересов России в информационной сфере от угроз внешнего и внутреннего характера должна составлять основное содержание деятельности государства по обеспечению информационной безопасности.

Современная геополитическая ситуация требует принципиально иного подхода к проблеме обеспечения национальной безопасности России, анализа содержания и эволюции всего спектра геополитических факторов, важнейшим из которых является информационный. Сегодня правомерно утверждать, что при прочих равных условиях достижение государством стратегических преимуществ зависит от имеющихся у него информационных возможностей. Об этом свидетельствуют итоги «холодной войны», которая велась прежде всего информационными средствами. Достигнув паритета с США в военной сфере, СССР потерпел поражение в информационном противоборстве. В этом контексте становится понятной оценка американским военно-политическим руководством роли информации и объяснимы причины постоянного увеличения ассигнований на развитие и совершенствование информационных технологий3.

Россия как одно из ведущих государств мира всегда будет оставаться объектом для воздействий в стремлении стран на мировое лидерство. Подтверждением этому являются попытки отдельных государств сформировать у широких кругов мировой общественности негативный образ Российской Федерации. Прилагаются усилия по изменению расстановки сил в наиболее важных регионах мира, основанные на антироссийских настроениях.

Периодически реанимируется информационная поддержка действий сил сепаратизма на Северном Кавказе с основным упором на вымышленные проблемы соблюдения прав человека. Предпринимаются попытки дискредитировать руководящий состав органов власти. Расширяется антиправительственная и антиармейская деятельность ряда неправительственных организаций, активно поддерживаемых из-за рубежа.

Таким образом, складывающаяся в современном мире, в том числе вокруг России, обстановка требует принятия адекватных мер противодействия иностранной информационной экспансии во всех ее проявлениях. Пути решения данных проблем, по мнению ряда экспертов, заключаются в следующих основных направлениях:

2 Информационная безопасность систем организационного управления: Теоретические основы // Под редакцией Н. Кузнецова и В. Кульбы. М.: Наука, 2006. С. 23.

3 Панарин И. Проблемы обеспечения информационной безопасности в современных условиях <http://kiev-security.org.Ua/box/2/128.shtml>.

- систематической деятельности по выявлению угроз в информационной сфере и их источников, структуризации целей и задач обеспечения информационной безопасности в области обороны, их реализации;

- активном противодействии влиянию на сознание населения с целью изменения национальных идеологических установок;

- развитии отечественной технологической и производственной базы в области информационных технологий;

- повышении безопасности информационных и телекоммуникационных систем, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием;

- совершенствовании структуры обеспечения информационной безопасности в сфере обороны;

- подготовке специалистов в области обеспечения информационной безо-пасности4.

В связи с усилением геополитического противоборства и развязанной против России информационной войны со стороны наших геополитических противников в лице США и их атлантических союзников важной задачей государства по обеспечению информационной безопасности становится организация информационного противоборства.

Роль и место информационного противоборства в системе обеспечения национальной безопасности любого государства неуклонно возрастает. Ведущие страны мира в настоящее время располагают мощным информационным потенциалом (прежде всего США, Япония, Франция, Германия), который может обеспечить им достижение политических целей, тем более что отсутствуют международные юридические нормы ведения информационного противоборства.

Информационное противоборство характеризуется ведущими экспертами в данной области как соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие — их утрачивают.

В широком смысле информационное противоборство — это форма борьбы, представляющая собой использование специальных (политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов, способов и средств воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей. Такое противоборство имеет целью достижение и удержание информационного превосходства одной из сторон путем оказания специфического информационно-психологического и информационно-технического воздействия на государственную систему принятия решений, на население страны.

Таким образом, в зависимости от объекта воздействия выделяются два основных вида информационного противоборства — информационно-психологическое (ИПП) и информационно-техническое (ИТП).

4 Актуальные военные аспекты обеспечения международной информационной безопасности. Сборник статей // Под общ. ред. А.А. Костюхина // Центр зарубежной военной информации и коммуникации ГШ ВС России. М., 2008. С. 7.

Информационно-техническое противоборство — вид информационного противоборства, объектами воздействия в котором являются информационно-технические системы сторон, т.е. системы связи, автоматизированные системы управления войсками, автоматизированные системы управления оружием, технические системы разведки, системы радиоэлектронной борьбы, технические системы, предназначенные для информационного обеспечения (сервиса) труда военных ученых, военных инженеров, специалистов оборонных предприятий, профессорско-преподавательского состава и слушателей военных вузов, средства наблюдения и контроля, банки (базы) информации, компьютеры и компьютерные сети и т.п. В зависимости от характера носителей информации (сигналов) можно выделять основные разновидности ИТП — радиоэлектронная, оптико-электронная, акустическая, компьютерная борьба (противоборство).

Информационно-психологическое противоборство объектами воздействий избирает психику (сознание, нервную систему) отдельных людей, а также общественное сознание различного уровня, например, сознание (мнение, настроение) воинского коллектива, государственную идеологию, национальное самосознание и пр.

Актуальность исследования форм и методов информационного противоборства в научном и практическом планах, по мнению ряда специалистов, определяется рядом факторов.

Во-первых, сегодня Россия нуждается в создании эффективной системы защиты от информационной войны, рассматриваемой иностранными государствами как эффективный инструмент реализации внешней политики.

Во-вторых, информационная война остается одной из практически неизученных разновидностей конфликта.

В-третьих, в условиях формирования информационного общества информационное воздействие — наиболее эффективный и универсальный инструмент внешней и внутренней политики, предоставляющий силам, участвующим в политической борьбе, уникальные (в том числе по поражающей мощи) возможности для скрытого управления политической системой, нанесения ущерба политическим оппонентам и манипулирования ими в собственных целях.

В-четвертых, в информационном обществе информационная война — часть политики и системы политических отношений, поскольку по своей природе это политический конфликт, возникающий в результате столкновения двух или более разнонаправленных политических сил с целью разрешения противоречий по поводу власти и осуществления политического руководства, а также по поводу перераспределения их роли, места и функций в политической системе информационного общества, в котором столкновение конфликтующих сторон происходит в форме информационных операций с применением информационного оружия.

В-пятых, сегодня только государство в состоянии обеспечить надежную защиту общества и его граждан от масштабной внешней информационно-психологической агрессии5.

5 Там же. С. 107.

К основным способам достижения целей информационного противоборства некоторые эксперты относят:

- информационно-психологическое превосходство (доминирование);

- асимметричный ответ на внешние воздействия более сильных субъектов информационного противоборства6.

Сложность нынешнего положения России состоит в том, что, с одной стороны, она не должна находиться на периферии мирового рынка информационных технологий и поэтому ей необходимо сотрудничать с передовыми странами в области обмена информацией и технологиями. С другой стороны, российскому руководству нужно учитывать, что в условиях обостряющегося геополитического противоборства ведущие страны будут использовать информационный компонент для ослабления позиций России на мировой арене. В борьбе за геополитическое влияние и экономические ресурсы соперники России бросают ей все новые вызовы, запускают «информационные вирусы» и с помощью современных информационных технологий и средств коммуникации внедряют их в массовое сознание.

Активно используя сеть Интернет, США стремятся закрепить свое стратегическое лидерство в глобальном информационном пространстве и в XXI в. В настоящее время Интернет все активнее и масштабнее используется в интересах информационного противоборства сторон, являющихся участниками различных конфликтов. Он предоставляет широкие возможности в плане оказания влияния на формирование общественного мнения, принятие политических, экономических и военных решений, воздействия на информационные ресурсы противника и распространения специально подготовленной информации (дезинформации).

Активное использование сети Интернет для ведения информационного противоборства обусловлено наличием у нее ряда следующих преимуществ перед обычными средствами и технологиями:

- оперативность;

- экономичность;

- скрытность источника воздействия;

- дистанционный характер воздействия на компьютерные системы в различных регионах мира;

- масштабность возможных последствий;

- комплексность подачи информации и ее восприятия;

- доступность информации.

Военный эксперт Л. Польских отмечает, что в ходе конфликта в бывшей Югославии компьютерная сеть Интернет использовалась для осуществления комплекса мероприятий информационно-пропагандистского и психологического характера. Действия НАТО впервые сопровождались мощнейшей информационной поддержкой в Интернете, для чего использовалось множество освещавших военную операцию сайтов. Большинство из них было создано американскими специалистами по компьютерным технологиям или с их помощью. В течение только первых двух недель операции в Косово американское инфор-

6 Манойло А., Петренко А., Фролов Д. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М., 2003.

мационное агентство CNN подготовило более 30 статей, размещенных затем во всемирной сети. В среднем в каждой из них около 10 раз встречались слова «беженцы», «этнические чистки», «массовые убийства». О тщательной подготовке содержания публикаций говорит также тот факт, что в состав специальной группы, работавшей в CNN, были включены пять военнослужащих 3-го батальона подготовки и распространения материалов 4-й группы психологических операций ВС США.

Во время военной кампании в Ираке ВС Соединенных Штатов также активно использовали глобальную сеть для оказания информационно-психологического воздействия на противника. Так, в начале января 2003 г. была проведена широкомасштабная акция с помощью электронной почты. Рассылались послания на арабском языке иракским генералам с призывами не выполнять приказы С. Хусейна. Кроме того, в электронных сообщениях, составленных американскими военными психологами, содержались обращения к гражданам Ирака помочь предотвратить использование ОМУ В электронных письмах также звучал призыв обозначать местонахождение складов химического, биологического и ядерного оружия «световыми сигналами».

Таким образом, развитие глобальной сети Интернет сопровождается все более широким использованием предоставляемых ею возможностей для осуществления информационного противоборства, возрастанием координации, масштабов и сложности действий ее участников, в качестве которых выступают как государства или их коалиции, так и отдельные организованные группы, в том числе террористические. Объектом интернет-атак все чаще становятся информационные ресурсы, вывод из строя или затруднение функционирования которых может нанести противостоящей стороне значительный экономический ущерб или вызвать большой общественный резонанс7.

Американские специалисты считают, что в Интернете началась гонка кибервооружений. Американский разработчик антивирусов McAfee опубликовал доклад «Virtual Criminology Report», посвященный кибервойнам. Авторы исследования, основанного на данных экспертного опроса 20 западных специалистов по безопасности, пришли к выводу, что виртуальные боевые действия стали реальностью. По их мнению, в сети уже началась гонка вооружений между Израилем, Китаем, Россией, США и Францией. Эксперты характеризуют это состояние как «холодную кибервойну» и приводят слова бывшего заместителя главы Агентства национальной безопасности США В. Кроуэлла о том, что «в течение 20-30 лет кибератаки станут неотъемлемым компонентом войны и неясно, останутся ли какие-либо другие способы ведения войны».

Государственная система информационного противоборства, формируемая в России, представляет собой систему согласованной, целенаправленной, управляемой из единого центра деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленную на защиту государственных интересов и обеспечение информационно-психологической безопасности личности, общества и государства в информационно-психологической сфере в условиях

7 Польских Л. О применении глобальной компьютерной сети интернет в интересах информационного противоборства // Зарубежное военное обозрение. 2005. № 7.

реальной опасности развязывания участниками информационного противоборства информационно-психологической войны.

По мнению И. Панарина, для защиты социальных объектов (личности, общества, государства) от опасных информационных воздействий необходимо создание системы информационно-психологического обеспечения как составной части системы национальной безопасности.

Российская Федерация должна осознавать, что в ближайшее время она останется едва ли не главным объектом информационных атак со стороны Запада. В то же время при правильной организации информационной политики государства представляется возможным успешно противостоять атакам Запада, направленным на дестабилизацию положения в России.

Успех российских информационных операций на международной арене во многом будет зависеть от правильности определения слабых мест наших геополитических противников, активного характера информационных мероприятий и умелого использования результатов этих мероприятий.

Во многом достижение цели политики информационного противоборства зависит от умения играть на опережение, правильно выбирать объект атаки. Необходимо учитывать, что неудачи России (а в случае проведения пассивной информационной политики они непременно будут) в идущей сейчас информационной войне приведут к дальнейшим геополитическим потерям. Особенно нельзя допускать этого на постсоветском пространстве — зоне стратегических интересов России.

Повышение качества информационной работы в современных условиях во многом зависит от умелого внедрения новейших аналитических методов и технологий, использования всей совокупности наличных информационных источников. Постоянное внимание следует уделять использованию передовых методик анализа информации, обмену опытом в этой области, а также подготовке квалифицированных кадров в области работы с информацией на основе высших профессиональных стандартов. Нехватка опытных аналитиков-инфор-мационщиков, отсутствие эффективной системы их подготовки отрицательно сказывается на проблеме обеспечения информационной безопасности России. Возможно, следовало бы проработать идею создания ведущего государственного органа в области информационной политики или по крайней мере организации «мозговых центров», способных решать многочисленные и непростые задачи по обеспечению национальных интересов России в информационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.