Плешакова М. В.
Новосибирск, Россия К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА И ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ УДК 376.42:376.45 ББК 74.3
Аннотация: Статья посвящена исследованию взаимосвязи импрессив-ной способности (эмоционального слуха) и эмпатии у подростков с проблемами в развитии. Рассматриваются особенности эмпатии, характерные для разных групп испытуемых. Представлены результаты эксперимента по изучению соотношения эмоционального слуха с эмпатией.
Ключевые слова: эмоциональный слух; эмпатия; умственная отсталость; психические расстройства.
Сведения об авторе: Плешакова Мария Васильевна, логопед, психолог.
Место работы: Новосибирский городской психоневрологический диспансер.
Контактная информация: г. Новс Тел. : 89618474793 (сот.).
Pleshakova MV.
Novosibirsk, Russia ON THE RELATION EMOTIONAL HEARING AND EMPATHY IN ADOLESCENTS THE INTELLIGENT
AND MENTALLY DISORDERS
Код ВАК 19.00.10
Annotation: Article is devoted to research the relationship impressivnoj hearing ability (emotional) and empathy among adolescents with problems development. Features empathy, specific to different groups subjects. Presents the results of the experiment in relationships emotional hearing with empatiej.
Key words: emotional hearing; empathy; mental retardation; mental disorders.
About the author: Maria V.
Pleshakova, speech therapist, a psychologist.
Place of work: Novosibirsk city mental dispensary.
Исследования невербального поведения, невербальной коммуникации - актуальны и востребованы в современной коррекционной психологической и педагогической науке. Направленность внимания специалистов на изучение особенностей социально-перцептивных процессов неслучайна. Исследование перцептивной способности умственно отсталых подростков имеет большое значение для воссоздания целостной картины их эмоционального взаимодействия с
окружающей средой.
Изучение импрессивной способности на модели психической патологии позволяет, с одной стороны, экспериментальным путем выявить те общие закономерности, раскрытие которых в норме может быть затруднено. С другой стороны, применение определенных экспериментальных методов исследования эмоциональной импрессивности у подростков с проблемами в развитии имеет непосредственное при-
кладное значение.
Интерес к подростковому возрасту, как экспериментальной группе, мы связываем, прежде всего, с характерной сензитивностью этого возрастного периода для формирования навыков и умений социального взаимодействия.
Целью настоящего исследования явилось установление взаимосвязей между способностью к адекватному пониманию эмоциональных контекстов по голосу и уровнем эмпатии.
Способность человека к адекватному восприятию эмоционального состояния другого человека по его голосу была выделена В. П. Морозовым. Для обозначения этой способности введено понятие «эмоциональный слух» (ЭС) [5]. Среднестатистические, нормальные индивиды имеют средние показатели эмоционального слуха 60-70 баллов. Низкие показатели обнаружены у лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, а также у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах. При 10-30 баллах можно говорить о так называемой «эмоциональной глухоте», «эмоциональной тугоухости» [6].
Эмпатия в отечественной психологии изучалась в рамках исследований взаимопонимания в общении, как средство познания человека человеком [3], понимания объектов социальной природы [7]. В структуре социальной перцепции исследователи понимают «эмпатию» как эмоциональный механизм социального познания [2].
Мы понимаем эмпатию как способность чувственного проникновения во внутренний мир другого человека, понимание его мыслей, чувств, состояний и сопереживание ему в процессе межличностного общения.
Исследования особенностей восприятия эмоциональных переживаний человека по невербальным характеристикам поведения выявили зависимость успешности опознания и интерпретации от уровня эмпатии воспринимающей личности [3; 6].
Установлено, что уровень эмпатии, характеризующий эмоциональную сферу эксперта - аудитора, оказывает прямое воздействие на степень успешности восприятия эмоционального состояния по голосу человека[6].
По данным В. П. Морозова, чем выше эмпатия у человека, тем более высоки показатели его эмоционального слуха. Методика, направленная на определение уровня ЭС, позволяет установить не только степень эмоциональной восприимчивости субъекта, но и его эмпатий-ную способность, т.к. тонко развитый ЭС является своеобразным проявлением эмпатии [6].
Для определения уровня развитости ЭС мы использовали авторский аудиотест В. П. Морозова [5]. Уровень эмпатии определялся с помощью методики В. В. Бойко [4]. В эксперименте участвовали три категории испытуемых: 30 подростков с легкой умственной отсталостью (по МКБ-10 шифр F70.0), 30 подростков с психическими расстройствами (по
МКБ-10 шифр F07.8 - расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения или дисфункции головного мозга) и 30 подростков с нормальным психическим развитием. Всего в эксперименте участвовали 90 испытуемых в возрасте 12-16 лет.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе областного детского клинического психоневрологического диспансера, специальной коррекционной школы №1, общеобразовательной школы №136, г. Новосибирск.
В задачу эксперимента входило определение уровня эмпатии в каждой группе испытуемых и установление межгрупповых различий. Результаты исследования показали, что между умственно отсталыми подростками и подростками с психическими расстройствами нет значимых отличий (по И-критерию Манну-Уитни) в уровне эмпатиче-ских способностей, в то время как между группой умственно отсталых и нормально развивающихся подростков такие отличия обнаружены (при р=0,000), как и между подростками с психическими расстройствами и нормально развивающимися (при р=0,002). В целом, группа нормально развивающихся подростков значительно превосходит группы умственно отсталых подростков и подростков с психическими расстройствами по уровню развитости эмпатии.
Однако необходимо отметить, что подростки с умственной отста-
лостью способны понять чувства окружающих людей, несмотря на более низкие показатели эмпатии. Этот факт подтверждается исследованиями О. К. Агавеляна [1; 2].
Также нами установлено, что уровень эмпатии у подростков с умственной отсталостью растет с возрастом (по Спирмену ге=0,411, при р=0,02). Таким образом, низкие показатели уровня эмпатии умственно отсталых подростков не исключают наличие определенной динамики развития сочувствия, сопереживания у данной категории испытуемых.
Отрицательно направленные эмоции на окружающих в виде агрессии, конфликтности и других нарушений поведения наблюдаются у подростков с психическими расстройствами. Эмоциональные отклонения естественным образом сказываются на уровне эмпатии, заметно снижая его.
Затруднения в общении, связанные с поверхностным пониманием эмоций, состояний и переживаний собеседника могут являться результатом деформации мотивов. Эгоцентрическая ориентация подростка наряду с личностными и поведенческими расстройствами приводит к нарушениям адаптации в обществе: конфликты в школе и в семье, трудности общения со сверстниками, трудности в овладении учебными навыками.
Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что низкий уровень эмпатии у подростков с умственной
отсталостью и подростков с психическими расстройствами является одной из причин их социальной дезадаптации или низкого уровня адаптации.
По нашему мнению, обнаруженная нивелировка в уровне эмпатии между подростками с умственной отсталостью и подростками с психическими расстройствами, с одной стороны, подтверждает неумение учащихся коррекционных школ для детей с нарушением интеллекта понимать чувства окружающих людей, и это согласуется с результатами других исследований [2]. С другой стороны, полученные данные говорят о присутствии эмоциональных нарушений у подростков с психическими расстройствами, которые приводят к значительному снижению у них эмпатической чувствительности по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Также можно утверждать, что низкий уровень проникновения во внутренний мир человека является одной из характерных черт, которые сопровождают органический дефект, как при умственной отсталости, так и при расстройствах личности и поведения вследствие болезни, повреждения или дисфункции головного мозга.
Для понимания особенностей эмпатии у разных категорий испытуемых рассмотрим содержание эмпатической способности. Для этого был проведен анализ взаимосвязей общего уровня эмпатии с эмпатий-ными каналами (по В.В.Бойко), по-
зволивший выявить у подростков с умственной отсталостью связь повышения уровня эмпатии с преобладанием чувствительности таких каналов, как эмоциональный, интуитивный, установок и идентификации.
Остановимся на обусловленн-ности низких показателей каналов эмпатии «проникновение» и «рациональный» среди умственно отсталых испытуемых.
По данным В. В. Бойко [4], рациональный канал в эмпатии предполагает интенсивную аналитическую переработку информации об эмпатируемом человеке, поступающей одновременно по разным сенсорным каналам. Специфические для умственно отсталых детей ограниченный объем восприятия, стереотипное мышление затрудняют наблюдательность и в целом направленность внимания, восприятия и мышления на сущность, бытий-ность другого человека.
Проникающая способность в эмпатии определяется как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности [4]. Несомненно, что дефицит этих качеств у умственно отсталых, проявление в ряде случаев враждебной настроенности и замкнутости существенно затрудняют проникновение в мир другой личности.
Несмотря на недостаточность канала «проникновение» при эмпатии, нами установлено, что с возрастом у подростков с умственной отсталостью чувствительность дан-
ного канала возрастает наравне с каналом «интуитивный».
Особо стоит отметить то, что для группы испытуемых с психическими расстройствами характерно отсутствие значимости эмоционального канала в эмпатии. Учитывая, что эмоциональное в эмпатии связано с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта посредством эмоциональных ассоциаций и переносов, обнаруженная нами несущественность эмоционального момента в эмпатии подтверждает наличие нарушений эмоциональной сферы, бедности эмоционального опыта, недостаточности эмоциональной реактивности и активности у данной категории испытуемых.
В связи с тем, что в уровне эмпатии между группами подростков с умственной отсталостью и подростками с психическими расстройствами нет значимых отличий, для более глубокого сравнения мы провели анализ межгрупповых различий чувствительности каналов эмпатии. Результаты анализа показали (по И-критерию Манна-Уитни), что по сравнению с подростками с психическими расстройствами у подростков с умственной отсталостью при эмпатии выше канал «установки» (при р=0,06). Из этого следует, что у умственно отсталых подростков личностные установки более способствуют эмпатии, тем самым, расширяя их эмпатическое восприятие. По нашему мнению, коррекционное воздействие положительным образом
сказывается на формировании позитивных установок у умственно отсталых учащихся, необходимых для более полноценного общения со сверстниками, взрослыми. Тот факт, что установки в эмпатии у подростков с психическими расстройствами ниже, чем у умственно отсталых, несомненно, подчеркивает наличие проблем в межличностном общении у испытуемых с психическими расстройствами.
В группе подростков с нормальным психическим развитием выявлен недостаток использования интуитивного чувствования и проникающей способности в эмпатии. Одной из причин несущественности канала проникновения в эмпатии данной группы испытуемых, возможно, является некая холодность, отчужденность, безразличие к личности как таковой, что является социальным нормативом поведения в современных реалиях жизни: человек стремится к уединению, независимости, отстраненности, экономии физических и психических ресурсов. В результате все это сказывается на эмпатии, делает ее фрагментарной и поверхностной.
Рассматривая данный вопрос, не стоит забывать о психологических особенностях подросткового возраста. Особенности эмоционального мира подростка, а именно, наличие особой напряженности чувств, эмоциональной амбивалентности, неустойчивости, известной эгоистичности, что входит в так называемый «подростковый комплекс», возможно опре-
деленным образом является помехой реализации способности проникновения в мир, состояние другой личности при эмпатическом переживании.
Отхождение интуитивного на второй план при эмпатическом переживании в группе подростков с нормальным психическим развитием, скорее всего, связано с неуверенностью в чувстве своего «внутреннего голоса», т.е. с возникающими в процессе эмпатии сомнениями по поводу имеющегося личного опыта и соотнесения его с конкретной ситуацией.
Следующей задачей нашего исследования было выяснение соотношения эмоционального слуха и эмпатии. Экспериментально установлено, что у всех испытуемых взаимоотношение ЭС и уровня эмпатии имеет положительную связь (по Спирмену), т.е. подростки с более высокой эмпатией отличаются более высоким ЭС (г8=0,378, при р=0,0002). Полученные результаты согласуются с данными В. П. Морозова [6] о стойкой взаимной корреляции эмоциональной импрессив-ности аудиторов с эмпатией.
Таким образом, можно констатировать, что способность к адекватной оценке эмоционального состояния говорящего (ЭС) положительно связана у субъекта восприятия с эмпатией как чувством сопереживания вне зависимости от психического статуса испытуемых.
Однако стоит отметить факт отсутствия значимых положительных связей между ЭС и уровнем
эмпатии внутри каждой из групп испытуемых.
Установление потенциальных связей между ЭС и каналами эмпатии среди всех испытуемых выявило положительную связь (по Спирмену) ЭС с такими каналами эмпатии, как «интуитивный» (ге=0,212, при р=0,04) и «идентификация» (г8=0,432, при р=0,0002), т.е. чем выше ЭС, тем выше идентификация при эмпатии и более развит интуитивный канал.
Обнаруженная положительная связь ЭС и интуитивного канала эмпатии, по нашему мнению, не случайна. Феномен интуиции играет значительную роль в процессе эм-патийных отношений людей [2; 4]. На уровне интуиции аккумулируются и обобщаются различные данные о партнерах по общению. Опираясь на опыт, хранящийся в подсознании, становится возможным видение поведения другого даже в условиях дефицита исходной информации о нем. Непроизвольность и подсознательность невербального поведения человека характерна и для восприятия интонационно-
тембрового сопровождения речи, и является особенностью эмоционального слуха [5; 6].
На наш взгляд, идентификация в эмпатии, т.е. постановка себя на место другого, сопереживание, близка к идентификации эмоциональных контекстов по голосу как механизм проникновения в мир другой личности, понимание ее актуального эмоционального состояния. Поэтому не слу-
чайно наличие положительной корреляции между ЭС и идентификацией в эмпатии.
Следующие данные мы получили, разделив показатели ЭС у всей выборки на низкие и высокие. В процессе нахождения связей между ЭС и эмпатией, ее каналами, было обнаружено (по И-критерию Манна-Уитни): для испытуемых с низкими значениями ЭС характерны низкие показатели эмпатии (р=0,01), также при этом значительно снижена чувствительность каналов «установки» и «идентификация».
В группе подростков с нормальным психическим развитием найдена положительная связь низкого уровня ЭС с каналом эмпатии «установки» (по Спирмену ге=0,390, при р=0,03). Значимая аналогичная связь (по И-критерию Манна-Уитни) эмоционального слуха и канала эмпатии «установки» обнаружена в группе подростков с психическими расстройствами (р=0,04). Можно сделать вывод о том, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, индифферентно относится к переживаниям и проблемам окружающих, то подобные настроения не предрасполагают к большей эмоциональной восприимчивости и отзывчивости.
В группе умственно отсталых испытуемых обнаружено, что для подростков с низким уровнем ЭС характерна недостаточная чувствительность эмоционального канала
эмпатии (р=0,04). Способность входить в эмоциональный резонанс с собеседником, адекватно эмоционально откликаться на чувства, переживания окружающих - дефицит этих умений у подростков с умственной отсталостью находится в прямой зависимости от импрессив-ной способности адекватного узнавания эмоций по голосу.
Анализируя связи ЭС и эмпатии, мы обратили внимание на возрастные отличия в разных группах испытуемых. У умственно отсталых подростков 12-ти лет значения по шкале «ЭС» отрицательно связаны (по Спирмену) со значением по шкале «уровень эмпатии» (г8=-1, при р=0,000), т.е. эмоциональный слух в данном возрасте лучше развит у менее эмпатийных детей. А у детей 13-ти лет по данным шкалам найдена положительная связь (ге = 0,947, при р=0,014), т.е. в этом возрасте подростки с более развитой эмпатией обладают более развитым эмоциональным слухом. Как можно заметить, отличия во взаимосвязях эмпатии и ЭС достаточно выражены за два близких возрастных отрезка, и, несмотря на задержку общего психического развития, эти данные, на наш взгляд, расходятся с мнением В. П. Морозова [6] о существовании ЭС как некой формы проявления эмпатии.
В выборке подростков с психическими расстройствами только у детей 12-ти лет обнаружилась одна значимая отрицательная связь шкалы «ЭС» и шкалы канала эмпатии «уста-
новки» (ге=-0,949, при р=0,051), т.е. ЭС более развит у тех испытуемых, чьи установки в наибольшей степени препятствуют эмоциональной отзывчивости и эмпатическому переживанию. Этот факт можно рассматривать как казуистический случай, но вместе с тем можно предположить, что данное явление связано с колебаниями настроения, сдвигами в поведении в рамках рассматриваемого психического расстройства.
В выборке испытуемых с нормальным психическим развитием нами обнаружены следующие связи. У детей 12-ти лет найдена отрицательная связь значений по шкалам «ЭС» и канала эмпатии «идентификация» (ге=-0,918, при р=0,026), т.е. ЭС в этом возрастном отрезке лучше развит при условии менее развитой способности понимания другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера. Данный факт подтверждает представленное выше положение: возможно, обнаруженное явление связано с еще только формирующейся эмоциональной децентра-цией подростка, т.е. способностью отстраниться от собственных эмоциональных переживаний и воспринимать эмоции и эмоциональные состояния другого человека.
Подростки с нормальным психическим развитием 13-ти лет с более высоким уровнем эмпатии отличаются более развитым эмоциональным слухом (ге=0,921, при р=0,026). Также у данных детей положительно связаны шкалы «ЭС» и канал эмпатии «эмоциональный» (ге=0,921, при
р=0,026), т.е. ЭС лучше развит у эмоционально отзывчивых подростков, способных на основе эмоциональных ассоциаций и переносов входить в эмоциональный резонанс с окружающими - уметь сопереживать, сочувствовать.
Общее развитие личности подростка, расширение круга интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками ведет к интенсивному росту социально значимых побуждений и переживаний. В младшем подростковом возрасте сильнее становятся альтруистические переживания, волнения, связанные с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими личными интересами ради окружающих. Полученные нами положительные взаимосвязи ЭС и эмпатии и ее канала «эмоциональный», по нашему мнению, подтверждают указанные психологические черты подросткового возраста.
Представляет интерес тот факт, что у подростков с нормальным психическим развитием 16-ти лет по шкалам «ЭС» и канал эмпатии «эмоциональный» установлена отрицательная связь значений (ге=-
0,851, при р=0,032). В данном случае ЭС более развит у менее эмоционально отзывчивых подростков, т.е. высокая успешность адекватного восприятия эмоциональных состояний по интонации в этом возрасте не связана с более развитой способностью к сочувствию. Эти данные в некоторой степени находятся в противоречии с психологической специ-
фичностью юности. В старшем подростковом возрасте возрастающий интерес к миру чувств другого человека, возникающие эстетические переживания, влюбленность, ведут к большей эмоциональной восприимчивости, сензитивности.
В экспериментальном исследовании по установлению взаимосвязей между ЭС и эмпатией на моделях психической патологии было выявлено, что у подростков с умственной отсталостью и подростков с психическими расстройствами имеется значительно низкий уровень эмпатии по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. При этом отсутствуют значимые различия в уровне эмпатии между умственно отсталыми подростками и подростками с психическими расстройствами. Низкое проявление эмпатии у данных испытуемых, по нашему мнению, является одной из характерных черт, которые сопровождают органический дефект, как при умственной отсталости, так и при расстройствах личности и поведения, вследствие болезни, повреждения или дисфункции головного мозга.
Исследование особенностей эмпатии внутри каждой из групп испытуемых позволило выявить отличительные черты их эмпатийного переживания. В эмпатии у подростков с умственной отсталостью отмечается дефицит таких каналов восприятия, как рациональный и проникновение. В группе подростков с психическими расстройствами снижена чувствительность канала
эмпатии «эмоциональный». У подростков с нормальным психическим развитием отмечается недостаток интуитивного чувствования и проникновения в эмпатии.
Экспериментально установлена положительная корреляция между ЭС и эмпатией у всех испытуемых. Но такой положительной связи не было получено внутри каждой категории подростков. Установление взаимосвязей между ЭС и каналами эмпатии в разных группах испытуемых также не обнаружило положительных корреляций.
Полученные результаты находятся в противоречии с мнением о существовании ЭС как некой формы проявления эмпатии. На наш взгляд, уровень развития личности, ее мотивы и установки оказывают определенное влияние на уровень развития эмпатии, и эти влияния могут вносить несоответствия между степенью развитости ЭС и уровнем эмпатии человека.
Литература
1. Агавелян, О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография / О. К. Агавелян, Р. О. Агаве-лян. - Новосибирск : Изд-во НИ-ПРиПРО, 2004.
2. Агавелян, О. К. Социально - перцептивные особенности детей с нарушениями в развития: монография / О. К. Агавелян. - Челябинск : «Мирос», 1999.
3. Бодалев, А. А. Личность и общение. Избранные труды. / А. А. Бо-
далев. - М. : Наука, 1983.
4. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. - М. : Информационно-издательский дом «Фи-линъ», 1996.
5. Морозов, В. П. Эмоциональный слух / В. П. Морозов // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. - 1985. - №6.
6. Морозов, В. П. Искусство и наука
общения: невербальная коммуникация / В. П. Морозов. - М. : Издательство «Институт психологии РАН», 1998.
7. Юсупов, И. М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): автор. дис. ... докт. псих. наук : 19.00.01 /Юсупов Ильдар Максудович
© Плешакова М. В., 2010