3. Zhitnickaya, E.A. Education priority attention to health as a basis for promoting the formation of healthy-lifestyle of students / E.A. Zhitnickaya, AV Berkowitz and others - Irkutsk, 1991.
4. Aghajanian, N.A. Health of students. - Moscow: Izd Rund., 1997.
5. Iseman, R.I. Russia's health crisis: medical, social, psychological and pedagogical principles for its formation. - Novosibirsk: Izd NGPU, 1997.
6. Kazin, T.M. Scientific-methodical and organizational approaches to the creation of a regional program of "education and health / T.M. Kazin, N.E. Kasatkin / Valeology. - 2004. - № 4.
7. Aleshina, L.I. Building Motivation healthy lifestyle of the future teachers in the process of professional under-cooking: Author. dis .... Cand. Ped. Science. - Volgograd, 1998.
8. Bezrykhih, N.A. Formation of setting students on a healthy lifestyle in the educational process of professional schools: Dis .... Cand. Ped. Science. - Saratov 2006.
9. Vasilyeva, O. Psychology of human health: standards of presentation of the students. - M.: Academia, 2001.
10. Malyarenko, T.N. Valeological aspects of higher education / Valeology. - 1996. - № 2.
11. Apanasenko, G.L. Valueology: First Results and Future Prospects: The Theory and Practice of Physical Culture. - 2001. - № 6.
12. Valiulina, O. A healthy lifestyle of students in the learning process by means of adaptive physical education: Author. dis ..... Cand. Ped. Science. -
Ufa, 2006.
13. Ovchinnikov, S.A. Physical culture identity as a leading factor in the formation of a healthy lifestyle Student: Author. Cand. Ped. Science. - N. Novgorod, 2006.
14. Salov, V.Y. Theoretical and methodological foundations of a healthy lifestyle for students, you sredst Physical Education: Author. Dr. Ped. Science. - SPb, 2001.
Article Submitted 29.11.2010
УДК 159.9.07
М.В. Плешакова, логопед ГБУЗ НСО «НОДКПНД», соискатель НИПКиПРО, г. Новосибирск, E-mail: mariya-pleshakova@mail.ru; Л.М. Лучшева, ст. преп. каф. психологии НФИКемГУ, г. Новокузнецк, E-mail: lucseva@mail.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛУХА У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ
В статье представлены основные результаты экспериментального исследования уровня эмоционального слуха, его особенностей у подростков с легкой умственной отсталостью. Выделены закономерности идентификации и интерпретации эмоций по голосу, описаны взаимосвязи эмоционального слуха с другими психологическими свойствами личности.
Ключевые слова: голос, эмоциональный слух, легкая умственная отсталость, норма психического развития, эмпатия, графический тест «Звезды и волны».
Голос человека занимает особое место среди невербальных информативных средств. А.А. Бодалевым [1] указывается на большое значение интонации голоса в идентификации актуального состояния в ходе непосредственного общения. Согласно мнению ученых [2; 3], голос человека обладает довольно точным отражением состояния говорящего, его некоторых личностных характеристик, типа и модальности отношения к партнерам по взаимодействию, а также различных поведенческих реакций. Голос человека рассматривается учеными как психологический феномен [2], для диагностики эмоциональной импрессивности [4] и в психодиагностике личностных свойств [5]. Голос изучается с позиции структурно-функционального подхода [6] и в рамках невербальной семиотики [3].
Проблема изучения особенностей идентификации и интерпретации эмоциональных состояний по голосу другого («эмоциональный слух») у подростков с умственной отсталостью связана с рассмотрением голоса человека как психологического феномена. С этой позиции голосу придается помимо экспрессивного и диагностического значения [2; 6], еще и компенсирующая возможность [7]. Последнее значение голоса приобретает особую значимость при коррекционном воздействии на сферу общения умственно отсталых.
Актуальность исследования в данной области созвучна и основным задачам современной специальной психологии, а именно поиску новых форм подготовки личности детей и подростков с проблемами в развитии к межличностным взаимодействиям, способствующим оптимизации процесса их адаптации и нивелировки в социуме.
В литературе «эмоциональный слух» (ЭС) рассматривается как отчасти природная способность индивида к адекватному опознанию эмоциональных состояний другого человека по звуку его голоса [8; 9; 10]. Эта способность является одной из характеристик слухового восприятия и в отличие от фонематического слуха, обладает свойством адекватного опознания
эмоциональной экспрессии, как в нормальном, так и в инвертированном (обратном) звучании [11]. Специальные исследования в группах людей разного пола, возраста и профессии выявили значительные различия в уровне ЭС. Это позволило ученым установить среднестатистическую норму уровня ЭС (60-70 %), превышение границ которой говорит о более развитой способности восприятия эмоционально окрашенной речи и служит одним из критериев художественной одаренности человека, повышенной эмоциональной восприимчивости. Снижение уровня эмоционального слуха до 30-10% порога свидетельствует об «эмоциональной тугоухости» или «эмоциональной глухоте» [9].
До настоящего времени феномен «эмоциональный слух», изучался только в рамках исследований художественного типа человека, музыкальной одаренности [4], исследований эмоциональной сферы человека [12; 13]. Другие исследования проблемы идентификации экспрессии по голосу были направлены на установление возможности опознания эмоциональных состояний по голосу и его характеристикам, речи и вокалу, выявление внешних и внутренних факторов, влияющих на успешность идентификации эмоций по голосу [14 - 18]. Вместе с тем в данных исследованиях не ставились задачи сравнения уровня и особенностей ЭС, а также выявления общих закономерностей идентификации и интерпретации экспрессии по голосу в норме и при отклонениях в психическом развитии. В контексте умственных отсталости изучение возможности идентификации эмоциональных состояний по голосу является малоизученным [19]. Обнаруженная недостаточность теоретических и эмпирических исследований указанных процессов в норме и при умственной отсталости, определили проблему настоящего исследования.
Попытка расширить представления об ЭС и его особенностях под знаком умственной отсталости, показать основные закономерности опознания эмоций по голосу, выявить типы и характер ошибок идентификации эмоций разной модальности,
т.е. рассмотреть как качественно и количественно изменяется идентификация эмоций по голосу при сдвигах в психическом развитии, является основной задачей данной работы. Для определения уровня ЭС был применен авторский аудиотест В.П. Морозова [8].
В исследовании приняли участие испытуемые в возрасте от 12 до 16 лет: 30 подростков с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10 шифр болезни F70.0) и 30 подростков с нормой психического развития. Группы обозначены соответственно: УО и НПР.
Сравнительный анализ данных показал различия в уровне ЭС между группами УО и НПР, отличия значимы при /><0,01 (по и-критерию Манна-Уитни). Средний показатель уровня ЭС (68,1 %) в группе НПР свидетельствуют о его достаточной развитости. Среднее значение уровня ЭС в группе УО составляет 44,6 %, что значительно ниже уровня среднестатистической нормы, поскольку нормой принято считать значение показателя ЭС, равное 60-70 % [9].
Полученные данные свидетельствуют о недоразвитии ЭС как перцептивной способности у умственно отсталых подростков. Причиной этому служит, во-первых, узость и бедность социального опыта испытуемых, а согласно А.А. Бодалеву [1] различение экспрессии зависит от особенностей конкретной практики общения субъекта восприятия. Во-вторых, у умственно отсталых с задержкой происходит формирование эмо-
циональной сферы, что в совокупности с особенностями восприятия, мышления и речи негативно сказывается на формировании эталонов эмоций [20; 21]. Следовательно, уровень идентификации и интерпретации эмоциональной экспрессии по голосу будет ниже по сравнению с нормой развития.
Как казуистический случай можно отметить, что у двоих испытуемых из группы УО обнаружен высокий показатель ЭС равный 80 %, и, по-видимому, объясняется природными предпосылками данной способности. У 11 человек отмечены самые низкие показатели ЭС и соответствуют 23,3-36,6 %.
На рис. 1. представлен межгрупповой профиль возрастной динамики развития уровня ЭС. По горизонтали - возрастные отрезки, по вертикали - показатель ЭС в процентах.
При сопоставлении данных динамики развития ЭС заметно отсутствие постепенного роста показателей ЭС в группах УО и НПР. В группе УО не обнаружено значимых различий в уровне ЭС за период от 12 до 16 лет. В группе НПР сравнение уровня ЭС за возрастные отрезки 12-14 лет и 14-16 лет выявило достоверность различий (при /><0,01 по и-критерию Манна-Уитни). Самые высокие проценты ЭС в данной группе зафиксированы в возрасте 14 лет. Полученные результаты позволяют сделать вывод о наиболее высоком уровне способности адекватного опознания эмоций по голосу у здоровых испытуемых в возрасте 14 лет (ЭС - 74,2 %) и его значительном снижении к 16 годам (ЭС - 62,7 %).
Рис. 1. Сравнительный профиль развития эмоционального слуха: а - умственно отсталые подростки; б - подростки с нормой психического развития
В группе УО возраст 14 лет характеризуется снижением уровня ЭС, а в группе НПР, наоборот, является верхом его развития. Межгрупповой сравнительный анализ показал достоверность различий при р<0,05 (по Н-критерию Крускала-Уоллиса: Нэмп=8,93, Нэмп> %2кр).
Полученные результаты в определенной мере расходятся с положениями В.П.Морозова [22], указывающими на закономерный рост с возрастом разрешающих возможностей мозга к восприятию эмоциональной информации по голосу человека. Так, по данным автора, средние показатели ЭС увеличивается с возрастом, и, начиная с 13 летнего возраста, эти показатели соотносятся с результатами тестирования взрослых. Средние цифры ЭС в возрастном диапазоне здоровых детей от 12 до 16
лет не опускаются ниже 90 %. В нашем эксперименте получены иные результаты.
Сравнительный анализ идентификации и интерпретации эмоций по голосу показал, что для группы УО характерны выраженные затруднения в дифференциации эмоций разной модальности по голосу. Как видно по данным табл. 1, наиболее успешно умственно отсталыми идентифицируются эмоции «радость», «нейтрально» и «страх», что свидетельствует в пользу лучшей сформированности соответствующих эталонов в звуковой модальности по сравнению с другими эмоциями. Опознание по голосу эмоций «гнев» и «печаль» характеризуется крайне низким уровнем адекватности.
Таблица 1
Анализ адекватной идентификации и интерпретации эмоций разной модальности по голосу
Группы / Среднее число адекватного опознания эмоций (М)
п‘,п2 =30 Радость Печаль Гнев Страх Нейтр.
УО 3,83 1,60 1,67 3,27 3,07
НПР 4,70 3.67 2,83 3,83 5.43
Достоверность различий /<0,003 /<0,000 /<0,001 - /<0,000
Низкие по сравнению с нормой результаты опознания эмоции «печаль» в определенной мере являются индикаторами уровня эмпатийной чувствительности испытуемых группы УО. Данный вывод интерпретации результатов опознания исходит из психологической функции эмоции «печаль», описанной К. Изардом [23]. По данным исследований О.К. Агаве-ляна [24, 25], Ж.И. Намазбаевой [26] для умственно отсталых не присущи высшие формы эмпатии, а доступной и простой формой эмпатии является сопереживание.
Сравнение результатов адекватности идентификации эмоции «страх» не обнаружило значимых отличий между группами УО и НПР. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что акустические средства выражения эмоции «страх» являются наиболее выразительными в сравнении с другими эмоциями отрицательного знака.
Характерным для обеих групп является низкий уровень опознания эмоции «гнев». В то же время, факт наиболее успешного определения «гнева» по сравнению с другими эмоциями не раз констатировался в других исследованиях [14; 23; 27]. В нашем эксперименте получены противоположные результаты. Соглашаясь с мнением некоторых авторов [9] о том, что снижение успешности опознания «гнева» по голосу опосредовано действием внешних факторов (СМИ, музыка, фильмы), приводящих к преобладанию агрессивных акустических сигналов в окружающей звуковой среде и понижению порога адекватной идентификации и интерпретации эмоций по голосу человека, можно представить и другое объяснение. Во всех вспомогательных школах современной системы образования учебный, коррекционный и воспитательный процессы подчинены в целом гуманистически направленному процессу социализации умственно отсталых в среде. Мы предполагаем, что активная пропаганда классической музыки, любви к высокому эстетическому искусству также может являться причиной снижения порога опознания эмоции «гнев».
Результаты анализа ошибок идентификации и интерпретации эмоций по голосу показали, что умственная отсталость оказывает влияние на качественный характер ошибок опознания. В группе УО ошибки чаще носят вариативный характер, типична интерпретация эмоции «наугад», «генерализация» в выборе ответа. Отмечена тенденция ошибочной идентификации эмоции «радость» как эмоции «удивление», отсутствующей в тестовом варианте.
Среди особенностей, выделенных как у умственно отсталых, так и подростков в норме психического развития, отмечается преобладание ошибок опознания эмоции «радость» как «нейтрально». Причиной тому, по нашему мнению, является близость звуковых эталонов данных эмоций, а также факт наиболее частой представленности этих состояний в повседневной жизни. Опознание эмоции «печаль» чаще как «страх» также типично для испытуемых обеих групп (значимых отличий не выявлено). Объяснением данных замен при опознании может служить положение К. Изарда [23] о том, что в ситуациях воображаемого страдания-печали после ключевой эмоции следует эмоция страха, т.е. страдание-печаль может становиться условным возбудителем страха. Возможно, при идентификации эмоции «печаль» по голосу испытуемые опирались не только на звуковую модальность выражения, ее акустические дифференциальные признаки, но и актуализировали указанное психологическое явление.
Среди ошибок опознания эмоции «страх» в группах УО и НПР чаще присутствуют замены на эмоцию «печаль». Данное обстоятельство позволяет предположить о существовании закономерной тенденции к смешению этих эмоций по голосу.
В группе УО зафиксирована трудность в определении модальности, валентности эмоции гнева - выявлен вариативный характер ошибок идентификации, т.е. замены на другие эмоции осуществлялись в равной степени. А в группе НПР отмечена тенденция в замене эмоции «гнев» на «нейтрально». Характер взаимозамен при опознании эмоций «гнев» и «ней-
трально», свидетельствует о существовании закономерности смешения данных эмоций по голосу.
Таким образом, экспериментальное исследование показало, что эмоциональный слух умственно отсталых и подростков в норме психического развития имеет количественные и качественные различия. Выявленные между группами УО и НПР тенденции в ошибках опознания эмоций «страх» - «печаль», «гнев» - «нейтрально», «радость» - «нейтрально», свидетельствуют о существовании закономерности смешения указанных пар эмоций при идентификации и интерпретации по голосу.
На ошибки идентификации и интерпретации оказывают влияние модальность, знак, интенсивность выражаемой голосом эмоции; характер стимульного материала (аудиотест); внешние факторы в виде преобладающего фона окружающей звуковой среды. Адекватность опознания эмоциональных состояний по голосу значительно снижается под знаком легкой степени умственной отсталости.
Проводимые исследования особенностей опознания эмоциональной экспрессии человека по невербальным характеристикам его поведения (мимика, жесты, голос и т.д.) выявили зависимость успешности опознания от таких психологических свойств личности субъекта восприятия, как эмпатия, экстра-вертированность, уровень тревожности, социальный интеллект и пр. [4; 10]. В настоящем исследовании было обращено внимание на то, какие психологические свойства личности умственно отсталых и подростков в норме влияют на уровень ЭС. Для этих целей применялась методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко [28], а также графический тест «Звезды и волны» У. Аве-Лаллемант [29].
Изучение соотношения ЭС и эмпатии представляет особое внимание, поскольку эти два психологических явления имеют отношение к эмоциональной восприимчивости: эмоциональный слух определяется как способность адекватного опознания по звуку голоса эмоциональных состояний человека [10], а эмпатия предполагает эмоциональную отзывчивость, отклик человека на эмоциональное состояние другого [1; 30]. Некоторые авторы выдвигают мнение о существовании ЭС как некой формы проявления эмпатии [4].
Анализ данных показал, что группа НПР значительно превосходит группу УО по уровню эмпатии (при /<0,000 по и-критерию Манна-Уитни). Эти результаты согласуются с положениями ряда исследователей [20; 21] о том, что патология психической деятельности отличается нарушениями в эмоциональной сфере, отклонениями коммуникативных, поведенческих и других компонентов. Однако стоит отметить, что умственно отсталые способны понять чувства окружающих людей, несмотря на выявленные низкие показатели уровня эмпатии. Этот факт подтверждается исследованиями О.К. Агавеляна [24], Ж.И. Намазбаевой [26] и др.
По сводным данным была выявлена положительная корреляция ЭС с эмпатией, т.е. подростки с более высоким уровнем эмпатии отличаются более высоким уровнем ЭС (по Спирмену: г.5=0,378, при /<0,000). Полученные результаты согласуются с данными В.П. Морозова [4] о стойкой взаимной корреляции ЭС аудиторов с эмпатией.
Таким образом, способность к адекватному опознанию эмоциональных состояний говорящего по его голосу положительно связана с уровнем эмпатии. Необходимо заметить, что эта корреляция выявлена по сводным данным, а испытуемые отличны по уровню психического развития. Однако внутри каждой группы значимые связи между ЭС и эмпатией не найдены. Подобные результаты исследования представлены в монографии Р.О. Агавеляна, О.К. Агавеляна [25]: у детей младшего и старшего школьного возраста с задержками психического развития не обнаружены значимые связи ЭС с эмпатией.
В исследовании взаимосвязей ЭС с другими психологическими свойствами личности был применен также графический
тест «Звезды и волны» («ЗВ»). Выбор этого направления в экспериментальном исследовании объясняется следующим. Тест «ЗВ» имеет отношение к графическим и проективным тестам, т.к. он опирается на методы анализа графической экспрессии и интерпретации содержания рисунка. Как проективный тест данная методика используется в качестве диагностики психических состояний и регистрации внутри личностных проблем. Как графический тест - позволяет осуществить тонкий анализ проявлений в рисунке личностных особенностей человека.
Учитывая перечисленные возможности теста «ЗВ» представляется довольно существенным выяснение следующих вопросов: в какой мере у испытуемых соотносится способность к адекватному опознанию эмоциональных состояний по голосу (ЭС) с собственным экспрессивным выражением (проявление характерологических черт); оказывает ли влияние на уровень ЭС наличие эмоциональных, психических, внутри-личностных проблем, определяемых с помощью графического теста «ЗВ».
Применение теста «ЗВ» в установления взаимосвязей ЭС с другими психологическими особенностями личности показало следующее: интерпретация результатов анализа (по сводным данным групп УО и НПР) свидетельствует о положительной корреляции ЭС с демонстративным типом поведения личности (точечный бисериальный коэффициент корреляции ГрЬ= 0,241, при /<0,02), уравновешенностью и гармоничностью психических процессов (грЬ= 0,259, при /<0,01), и о негативном влиянии протестных форм поведения, глубоких психологических проблем, психических нарушений («дисгармоничность» структуры рисунка) на уровень адекватности опознания эмоциональных состояний по голосу другого (грЬ= минус 0,292, при /<0,005).
Демонстративный тип поведения подростков отображает специфику пубертатного периода развития и проявляется в форме протеста, реакций эмансипации. Целью демонстрации своего «Я» может быть утверждение своей формирующейся самооценки, желание понравиться окружающим. Поэтому чувствительность к мнению и оценке окружающих, чувствительность к интонационным оттенкам голоса сверстников или взрослых имеет место, что доказывается выявленной положительной связью.
Объяснение обнаруженной положительной связи ЭС с уравновешенностью и гармоничностью психических процессов (по показателю структуры пространства - «гармоничность») сводится к тому, что состояние гармонии с самим собой, внутреннее равновесие и спокойствие создают благоприятную почву для адекватной идентификации и интерпретации эмоциональных состояний по голосу другого. Человек без устойчивой сосредоточенности на своих проблемах, без внутреннего дискомфорта более открыт для полноценного взаимодействия с окружающими, а тонкий уровень эмоцио-
BiЫюgraphy
нального слуха способствует этим отношениям в плане их гармоничности, эффективности.
Проявления «дисгармоничности» в рисунке, т.е. нарушение пропорций между его элементами, связывают не только с интеллектуальными и психическими расстройствами, но и выделяют как характерный признак протестного поведения в период подросткового кризиса, в период юношеского отрицания установленных правил и порядка [29]. Дисгармоничность в рисунке может быть обусловлена наличием глубинных психологических проблем и переживаний личности рисующего. Отсюда следует, что на уровень ЭС может оказывать влияние собственное внутреннее состояние личности аудитора.
Выявленная по сводным данным и внутри группы УО отрицательная корреляция ЭС с признаками протестной формы поведения, негативизма, глубинных психологических переживаний, отклонений психики (по показателю структуры пространства - «дисгармоничность») свидетельствует о ее закономерном характере.
В процессе установления взаимосвязей между ЭС и особенностями проекции личности обнаружились трудности их выявления в рамках интеллектуального недоразвития, невозможность определения индивидуально-личностных черт в силу специфического характера развития личности умственно отсталых. В группе УО не выявлено значимых связей между ЭС и критериями оценки по способу воплощения темы рисунка, наличию предметной и пространственной символики, по особенностям графики.
Обнаруженные в группе УО единичные значимые корреляции - отрицательная связь между ЭС и «дисгармоничностью» структуры пространства, как признака психического дисбаланса или нарушений, между адекватным опознанием эмоций разной модальности (радость, печаль, гнев, страх, нейтрально) и особенностями графики - и их интерпретация, в целом подчеркивают, что на уровень адекватной идентификации и интерпретации эмоциональных состояний по голосу оказывают негативное влияние особенности психического развития умственно отсталых.
В заключении можно сказать, что проведенное экспериментальное исследование представляет интерес и в теоретическом, и в практическом плане, поскольку расширяет сведения об эмоциональном слухе и его особенностях под знаком психических отклонений (легкая умственная отсталость). Проведенное экспериментальное исследование может принести определенную пользу психологам, чья деятельность связана с теоретическим и эмпирическим изучением голоса как психологического феномена, изучением проблемы идентификации и интерпретации эмоциональных состояний по голосу. Применение полученных результатов исследования актуально в психодиагностике и психологическом консультировании, а также в коррекционной и профилактической работе с умственно отсталыми детьми и подростками.
1. Bodalev, A.A. The perception of man by man. - Moscow: Moscow State University Press, 1982.
2. Agavelyan, D.C. Voice of the person as a psychological phenomenon: Monograph / Ed. Ed. D.C. Agavelyan, R.O. Agavelyan. - Novosibirsk: NIPKiPRO, 2010.
3. Kreydelin, G.E. Nonverbal Semiotics: body language and natural language. - Moscow: New Literary Review, 2002.
4. Morozov, V.P. The emotional hearing as an indicator of the artistic personality type, "Vopr. vocals. education. - Moscow, St. Petersburg., 2004.
5. Manerov, W.H. Psychodiagnostics person's voice and speech. - St.: RSPU. A.I. Herzen, 1999.
6. Labynskaya, V.A. Nonverbal behavior (social and perceptual approach). - Rostov on Don: STU, 1986.
7. Feigenberg, E.I. Some aspects of the study of nonverbal communication: the threshold of rationality / E.I. Feigenberg, A.G. Asmolov / /
Psychological. magazine. - 1989. - Vol.10. - № 6.
8. Morozov, V.P. The emotional hearing person, "Zh. evolution. biochem. and physiology. - 1985. - № 6.
9. Morozov, V.P. Art and Science of Communication: Nonverbal Communication / under total. Ed. Corresponding Member of the RAS V.I. Medvedev. - Moscow: Institute of Psychology, Academy of Sciences, 1998.
10. Morozov, V.P. Nonverbal communication: experimental and theoretical and applied aspects / / Psychological. magazine. - 1993. - T.14. - № 1.
11. Pashina, A.H. Identification of the person's voice based on its normal and inverted time playing / A.H. Pashina, V.P. Morozov / / Psychological. magazine. - 1990. - T.11. - № 3.
12. Pashina, A.H. Features of emotional sphere due to the lack of communication in Proceedings Lomovskaya readings. - M., 1991.
13. Serebryakova, E.I. Features of perception of emotionally colored speech in patients with alcoholism / / Psychological. magazine. - 1995. - T. 16. - № 1.
14. Pashina, A.H. The problem of recognition of the emotional context of speech sounds, "Vopr. psychology. - 1991. - № 1.
15. Manerov, W.H. The success of the perception of the speaker depending on the individual listener, Vopr. psychology. - 1990. - № 1. 16. Korneva, T.V. On some factors determining the accuracy of the audit assessment of emotional states: Abstracts and summaries of reports and Symposium "Speech, emotions and personality." - Leningrad, 1978.
17. Witt, N.V. Information about the emotional state in the speech intonation, "Vopr. psychology. - 1965. - № 3.
18. Bazhin, E.F. On the possibility of recognition of emotions on the characteristics of speech intonation / E.F. Bazhin, T. Root / Vopr. Sci.
knowledge of other people in the communion. - Krasnodar, 1978. - Kn. 2.
19. Shevchenko, N.B. Features of perception and understanding of the emotional state of a person under the influence of intonation units and their correction in retarded students: Author. Dis. ... Candidate. Sci. Science. - Ekaterinburg, 1999.
20. Vlasova, T.A. On children with developmental disabilities / T.A. Vlasova, M.S. Pevzner. - M.: Education, 1973.
21. Pevzner, M.S. Oligophrenic children (study oligophrenic children during their upbringing and education). - Moscow: APN RSFSR, 1959.
22. Morozov, V.P. Age peculiarities of human perception of emotions in speech and singing / V.. P Morozov, E.S. Dmitrieva, Zh. evolution. biochem. and physiology. - 1983. - T.19.
23. Izard, C. Human Emotions. - M. Moscow State Univ, 1980.
24. Agavelyan, D.C. Socio-perceptual characteristics of children with developmental disabilities. - Chelyabinsk, 1999.
25. Agavelyan, D.C. Modern theoretical and applied aspects of psychology and special correctional pedagogy: Monograph / Scient. Ed. D.C. Agavelyana, R.O. Agavelyana. - Novosibirsk: NIPKiPRO, 2004.
26. Namazbaeva, Z.I. Some personality characteristics of pupils of the school. - Alma-Ata, 1985.
27. Kisteneva, E.P. Understanding the emotional states of mentally retarded children: Author. Dis. ... Candidate. Psych. Science. - Moscow, 2000.
28. Boyko, V. The energy of emotions in communication: a look at themselves and others. - Moscow: Filin, 1996.
29. Ave-Lallemant, U. Graphic test "Stars and Waves". - St.: Rech, 2002.
30. Gavrilova, T.P. Analysis of the empathic experience of junior schoolchildren and young adults. - Moscow: Pedagogy, 1981.
Article Submitted 13.12.10
УДК 376. 64
И.А Макеева, доц. ВГПУ, г. Вологда, E-mail: SRSP_michailova@mail.ru
СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА ДЕТСКОГО ДОМА В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТEЙ-СИРОТ
В статье описаны трудности социализации детей-сирот, рассмотрены общие аспекты музейной педагогики, охарактеризованы задачи, принципы, особенности деятельности музея детского дома, показан социально-воспитательный потенциал музейного комплекса детского дома.
Ключевые слова: социально-воспитательный потенциал, музей, музейная педагогика, дети-сироты, социализация.
Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.
Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека и существенно усложняет процесс социализации личности. К числу наиболее актуальных проблем развития воспитанников интернатных учреждений исследователи относят трудности социализации, под которыми понимают «комплекс затруднений при овладении той или иной социальной ролью» [1]. Причины возникновения этих трудностей в несоответствии требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. Воспитанникам детских домов необходимо овладеть комплексом социальных ролей, позволяющих выпускнику впоследствии адаптироваться в различных сферах жизни личности - гражданской, профессиональной, семейной, духовной и других. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.д.), опыта семейной жизни, образцов нравственного, социально одобряемого поведения, гражданской ответственности, позитивных способов формирования социального опыта приводит к тому, что образ социальной роли создается на основе достаточно ограниченной, часто искаженной и противоречивой информации [2]. Существенные трудности в социализации обусловлены также низким уровнем сформированности социально значимых навыков, что проявляется в неумении планировать свою жизнь, в неточном представлении детей-сирот о своих способностях и возможностях, неадекватной самооценке (часто заниженной). Следствием этого становятся, как правило, заниженные жизненные ориентации и перспективы.
Практически для всех воспитанников детских домов характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Следует учитывать специфичность условий интернатного учреждения, режима его функционирования, которые в определенной степени способствуют формированию таких качеств воспитанников как конформизм, иждивенчество, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор.
Все вышесказанное позволяет говорить о том, что проблема социализации детей-сирот многоаспектна и сложна, и требует научного осмысления, учета новых реалий, системных изменений в организации воспитательной деятельности образовательного учреждения, способствующих формированию самостоятельности, инициативы, ответственности у воспитанников детского дома, поиска эффективных инновационных моделей построения процесса социального воспитания.
На основе проведенных исследований, обобщения практического опыта, нами была выстроена модель музейной деятельности в условиях детского дома, которая базируется на необходимости преобразований в работе образовательного учреждения, создания дополнительных возможностей для воспитания и социализации посредством использования потенциала школьного музея, через формирование целостной системы музейной деятельности, способствующей активизации личностных ресурсов воспитанников детского дома, разработки механизмов продуктивной адресной социальнопедагогической поддержки, моделирования различных сфер жизнедеятельности человека, создания единого социализирующего пространства. Реализация данной модели будет способствовать созданию в детском доме комфортной, позитивной, эмоционально насыщенной среды жизнедеятельности; позволит конструктивно организовать взаимодействие различных субъектов социального воспитания (педагогов и воспитанников, воспитанников внутри разновозрастных групп). Следовательно, будут обеспечены условия, способствующие