дах СПИХМЗ хранятся его композиции на тему произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Любимый герой русских народных сказок становится современником и одновременно главным положительным героем богородской игрушки. Мастера создали большое количество игрушек, где русский мужик и излюбленный богородский «Мишка» играют главные роли. Большую роль в освоении этого образа в игрушке и скульптуре богородского промысла сыграли работы художника НИИХП М.Ф. Баринова «Медведь поющий» и «Медведь играющий», выполненные в 1954 г. [3, с. 13].
Историческая тема в богородской пластике в эти годы в первую очередь отражает события Великой Отечественной войны. В 1943 - 1944 годах Пронин М.М. создаёт работу «Партизан гонит пленного немца», с 1945 по 1948 гг. Н.И. Максимовым были созданы: «Смерть фашизму», «Русский богатырь», «Три богатыря», «Генерал Доватор», где традиционный богородский всадник, преображён в образ командира 2-ого гвардейского кавалерийского корпуса, который совместно с другими войсками зимой 1941 года защищал подступы к Москве, И.К. Стулов создаёт серию скульптур «Защитники Москвы» (1944), «Женщины фронта и тыла» (1946).
С 1960 года происходят перемены в стиле богородских резчиков: основной спрос приходится на скульптурные изображения, а не на традиционные игрушки. В связи с этим резчики ориентируются на скульптуру для рынков южных курортов, а продукция богородской фабрики начинает принимать сувенирный характер [4, с. 201].
В 1961 году Артель была преобразована в фабрику. Богородская фабрика художественной резьбы, созданная на базе артели, располагала к тому времени сильным творческим коллективом, нацеленным на творческое освоение традиций народной резьбы, русской деревянной игрушки. 1960-1970-е года период деятельности богородского промысла, который отмечен творчеством талантливых мастеров, таких как: М.В. Барашков, Н.Н. Бадаев, Д.С. Горшков, Н.Е. Левин, М.И. Смирнов, Н.М. Ши-пеев, М.Н. Орлов и др., в работах которых просматривается индивидуальный почерк каждого мастера.
Библиографический список
В 1970-е годы в Богородском начинается строительство ГАЭС. Часть деревни сносится, и на месте деревянных домов строятся бетонные «многоэтажки». Вместе с жильём уходили и традиционные богородские посиделки, простота сельского общения. Г.Л. Дайн в 1984 году писала в журнале Декоративное искусство СССР: «... маленькой жалкой кажется деревня рядом с наступающими на нее новостройками. Вероятно, не спасет ее теперь и охранная зона. Неизбежно будет меняться быт людей, их духовно-нравственный облик, значит, будет трансформироваться и Богородское искусство» [5, с. 22 -23].
В связи с бурными событиями в конце 1980-х начале 1990-х годов, положение на промысле ухудшилось в значительной степени. К тому же этот период характерен переходом к производству точеной токарной игрушки, которая набрала популярность благодаря своей продаваемости.
Наперекор всем проблемам и трудностям продолжало работать Богородское профессиональное училище, творили новые образы в резьбе его талантливые выпускники. Среди них Градов В.А., Дворников А.Я., Журавлева Л.С., Уласевич С.Н., Беркутов И.Р, Иванов В.Р., Варганов А.Н. и др.
В это время достойное место в промысле вновь обрела игрушка с движением, новые образцы которой постоянно разрабатывали мастера и художники промысла. «В 90-е годы творческой активностью проявляют себя новые молодые резчики Городов В.Я., Паутов С.А., Лазнев Г.А., Ахматзиаев М.М., Брюханов Л.Ю. и другие, по-своему видящие мир Богородского» [6, с. 9]. Впоследствии они становятся ведущими мастерами богородской фабрики, которые и по сей день, опираясь на традиции, хранимые веками, разрабатывают и выполняют новые образцы игрушки и скульптуры.
В наше время подготовку и обучение будущих мастеров обеспечивает учебное заведение, которое в 2012 г. стало Богородским филиалом Высшей школы народных искусств, которая находится в г. Санкт-Петербурге. Здесь передают свое мастерство молодому поколению мастера Балаев И.С., Вайсеро В.Ф., Князева С.Д.
1. Дайн Г.Л. Детство богородских резчиков. Игрушечных дел мастера. Москва, 1994.
2. Максимович В.Ф. Сущность, особенности и значимость традиционного прикладного искусства России как духовного наследия нашего народа. Традиционное прикладное искусство: учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2-х частях. Часть I / Коллектив авторов. Под научной редакцией В.Ф. Максимович. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2015.
3. Каплан Н.И., Авсеенок А.А. Искусство богородских резчиков. Москва, 1964.
4. Максимович В.Ф. Сущность, особенности и значимость традиционного прикладного искусства России как духовного наследия нашего народа. Традиционное прикладное искусство: учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2-х частях. Часть I. Коллектив авторов. Под научной редакцией В.Ф. Максимович. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2015.
5. Дайн Г.Л. Повседневные проблемы промысла. Декоративное искусство СССР 1984; 3.
6. Греков А.У. Пространство и время богородской малой пластики. Сергиев Посад, 1997.
References
1. Dajn G.L. Detstvo bogorodskih rezchikov. Igrushechnyh delmastera. Moskva, 1994.
2. Maksimovich V.F. Suschnost', osobennosti i znachimost' tradicionnogo prikladnogo iskusstva Rossii kak duhovnogo naslediya nashego naroda. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo: uchebnik dlya bakalavrov, obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». V 2-h chastyah. Chast' I / Kollektiv avtorov. Pod nauchnoj redakciej V.F. Maksimovich. Sankt-Peterburg: VShNI, 2015.
3. Kaplan N.I., Avseenok A.A. Iskusstvo bogorodskih rezchikov. Moskva, 1964.
4. Maksimovich V.F. Suschnost', osobennosti i znachimost' tradicionnogo prikladnogo iskusstva Rossii kak duhovnogo naslediya nashego naroda. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo: uchebnik dlya bakalavrov, obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». V 2-h chastyah. Chast' I. Kollektiv avtorov. Pod nauchnoj redakciej V.F. Maksimovich. Sankt-Peterburg: VShNI, 2015.
5. Dajn G.L. Povsednevnye problemy promysla. Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 1984; 3.
6. Grekov A.U. Prostranstvo i vremya bogorodskojmalojplastiki. Sergiev Posad, 1997.
Статья поступила в редакцию 30.11.17
УДК 378
Nikitin I.V., Cand. of Science (Pedagogy), Head of Department of Promotion of Educational Programs, ANO "Accreditation center 'Northern capital'" (St. Petersburg, Russia), E-mail: poa-centr.spb@yandex.ru
TO THE QUESTION OF THE MEANING OF "CULTURE OF RELATIONS" IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL RESEARCH.
The paper studies a problem of updating the scientific research in the field of relations is that increased attention to the study of the relative effects of different working conditions on its performance, which led to the study of the question of the value of the "human factor", first and foremost cultural relations. The author reveals the contents of a concept "culture" from the standpoint of the analysis of the vast amount of theoretical material scientific and pedagogical publications covering the stated problem. Dedicated to the
formed approaches to the definition of "attitude", formulating its characteristics, the work considers objective and subjective aspects of the process of establishing relations. It is emphasized that culture has a positive effect on the productivity of companies and organizations.
Key words: attitude, culture of relations, culture, spiritual values.
И.В. Никитин, канд. пед. наук, начальник отдела продвижения образовательных программ АНО «Аккредитационный
центр «Северная столица»», г. Санкт-Петербург, E-mail: poa-centr.spb@yandex.ru
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЙ» В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Актуализация проблемы научных исследований в области отношений связана с тем, что усилилось внимание к изучению относительного влияния различных условий труда на его производительность, что привело к исследованию вопроса значения «человеческого фактора», в первую очередь, культуры отношений. Автор раскрывает содержание понятия «культура отношений» с позиций анализа обширного объема теоретического материала научно-педагогических изданий, освещающих заявленную проблему. Выделены сформировавшиеся подходы к определению понятия «отношение»; сформулированы его характеристики; рассмотрены объективный и субъективный аспекты процесса становления отношений. Подчеркивается, что культура отношений оказывает положительное влияние на производительность труда учреждения и организации.
Ключевые слова: отношение, культура отношений, культура, духовные ценности.
Отношение (attitude) - усвоенная постоянная тенденция особым образом воспринимать людей либо ситуации или относиться к ним. Понятие отношение рассматривается как с позиции социологии, психологии, философии, так и педагогики. Отношение имеет объективный и универсальный характер; может выступать в роли свойства или признака вещей.
На современном этапе проблема отношений субъектов выходит на новый уровень и разрабатывается в различных плоскостях: как связь проблемы отношений с проблемой культуры в ее объективном и субъективном планах; как общие подходы к структуре коллектива и проявления его воспитательных возможностей, в связи с особенностями организации процесса взаимодействия в различных системах.
Первым, кто обратился в психологии к рассмотрению понятия «отношение» был А.Ф. Лазурский. В его понимании отношение представляет собой некую интенцию, «склонность», «интерес», личности к той или иной стороне жизни, к другому человеку и к самой себе [1]. Е.С. Рапацевич отмечает, что в категории «отношение» доминирует значимая для субъекта направленность на объект, в качестве которого могут выступать не материальные вещи, феномены культуры, духовные ценности, люди, сам субъект.
В.Н. Мясищев определяет отношение как психологическую связь с окружающим миром вещей и людей; этот термин используется как базовая категория в разработанной им «теории отношений». Он обращает внимание на то обстоятельство, что уровень отношений человека с миром различен: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений [2, с. 15-27]. Таким образом, выделяются общественные отношения и психологические отношения личности.
Г.М. Андреева, рассматривая личность в обшей системе общественных отношений, подчеркивает роль общества в социальном контексте [3, с. 69 - 70].
Такие авторы как: Габер, Олпорт, Фрид, Роукич считают, что при рассмотрении категории «отношение» целесообразно выделять три элемента: когнитивный (убеждения и идеи); эмоциональный (ценности и эмоции), поведенческий (предрасположенность к действию или деятельности).
Эмоциональные отношения изучались с различных сторон Л.Я. Гозманом, значимые отношения А.А. Кроник, Е.А. Кроник. Л.Я. Гозман, рассматривая эмоциональные отношения подчеркивает три ипостаси: эмоцию, имеющую своим предметом другого человека, анттитюд на другого человека и эмоциональный компонент межличностного восприятия. Согласно А.А. Кроник и Л.Я. Гозман «основными координатами» пространства межличностных отношений являются статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений и свободный или вынужденный способ создания системы взаимодействия [4, с. 40 - 8, 86 - 4; 5, с. 75 - 101].
На основании позиций этих авторов можно выделить следующие характеристики понятия «отношение»: отношение человека к людям всегда имеет общественный характер и является специфичным, присущим лишь человеку свойством; личность и ее субъективное отношение к действительности обусловливает-
ся обществом; изменение социальных условий жизни и воспитания ведет к изменению личностных отношений и качеств человека; отношение личности к людям представляет собою единство рационального и эмоционального и характеризует человека в целом; отношение взаимосвязано с деятельностью, отражением действительности в сознании и поведении; отношения, формируясь в общении и практической деятельности, осознаются в процессе практики.
Вопросы культуры отношений в своих исследованиях затрагивали В.А. Батарщев, И.С. Батракова, А.А. Бодалев, Габер, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищев, Олпорт, Е.С. Рапацевич, Л.Б. Шнейдер, Фрид, и др.
Культура отношений есть совокупность качественных характеристик личности, позволяющих ей быть субъектом современной ситуации общественного развития, строить свою систему отношений в пространстве современных социокультурных условий.
Педагогические аспекты деятельности связаны с отношениями, взаимодействием и взаимоотношениями ее субъектов. Совместная деятельность и взаимоотношения в коллективе являются пространством развития опыта гуманистических отношений, данные взаимосвязи подчеркивают объективный и субъективный план в процессе становления отношений. Объективный аспект становления отношений - это процесс организации деятельности. Субъективный аспект становления отношений реализуется через личностную сторону деятельности, в которой проявляют себя особенности индивидуального и возрастного развития как единство объективного и субъективного в развитии личности.
А.И. Синицина культуру отношений рассматривает как совокупность качественных характеристик личности, позволяющих ей быть субъектом современной ситуации общественного развития, строить свою систему отношений в пространстве современных социокультурных условий [6; 7, с. 36 - 38]. По мнению автора, культура отношений может реализоваться при определенных условиях, которые имеют объективное содержание и субъективно-личностную направленность. Объективные условия становления культуры отношений основываются на особенностях деятельности и конкретизируются в ее цели, которая предполагает приобщение к ценностям культуры в ее содержании и результатах. Субъективно-личностный план может быть представлен как реализация конкретных условий единства и взаимодополняемости организации деятельности и становления культуры отношений личности, предполагающий: учет многоаспектности влияния современной ситуации общественного развития на личность подростка (образовательное учреждение, СМИ, коллектив, субкультура, семья); единство объективного и субъективного планов в становлении культуры отношений современного человека; реализация ценностной сущности субъектного плана культуры в учебно-познавательной деятельности; взаимосвязь содержательных, содержательно-процессуальных и результативных аспектов учебно-познавательной деятельности в ее организации как пространства становления культуры отношений личности; взаимодействие субъектов учебно-познавательной деятельности, в которой культура отношений реализуется как ее цель, основание и личностно значимый результат.
Культура отношений одновременно может выступать в нескольких ипостасях: как цель, как условие, как результат и как определенный фактор развития личности.
Культура отношений, непосредственно связана с культурой организации, она ее определяет, задает вектор развития. Культура отношений включает представления сотрудников о назначении (миссии) организации как социального целого, разделяемых и реализуемых в поведении большинством сотрудников ценностях, идеалах, целях, средствах их достижения, традициях, нормах отношений между коллегами, руководителями и исполнителями, с другими организациями. Культура отношений - вектор культуры организаций (учреждений) - задающие вектор происходящих в ней социальных изменений и их итог - социального развития учреждения, организации и самого субъекта, реализующего эти векторы.
Проявление культуры отношений рассматривается в педагогических исследованиях в рамках 4-х аспектов. 1. Объективно-содержательный аспект - отношение личности к культуре и отношение к познавательной деятельности, как пространству реализации конкретного содержания, подлежащего усвоению; 2. Субъективно-личностный аспект - осознание себя как личности в отношениях с другими людьми; отношение к другим людям с позиций гуманизма, отношение к другим людям как
Библиографический список
субъектам процесса становления его собственной системы отношений во всех ее аспектах; 3. Субъектно-деятельностный аспект - отношение к познавательной деятельности, осознание ее значимости как объективного пространства становления его личности; 4. Отношение к сверстникам, педагогу, себе как к субъектам познавательной деятельности и системы отношений формирующейся и проявляющейся в этой деятельности.
Становление культуры отношений оказывается включенным в процесс организации жизнедеятельности личности. В связи с кардинальным пересмотром ценностно-целевой основы построения образования, образовательных систем, воспитания субъекта в образовательных учреждениях, можно констатировать проблемы изменения характера отношений. Этот аспект может быть качественно рассмотрен в случае выявления содержания понятия «отношение» с учетом современной социокультурной установки.
Таким образом, было рассмотрено содержание понятий «отношение», «культура отношений», затронуты вопросы видов отношения, установлено, что отношение непосредственно связано с общением, взаимодействием и культура отношений оказывает положительное влияние на производительность труда учреждения и организации.
1. Лазурский А.Ф., Франк С.Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде. Москва, 1914.
2. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Москва: МГУ, 1995.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва: Аспект Пресс, 2002.
4. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, мы, он, Ты, я. Психология значимых отношений. Москва: МГУ, 1989. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. Москва: МГУ, 1987.
5. Синицина А.И. Проблема становления культуры отношений личности. Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практ конф., посвященной 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. Кострома: КГУ им. Некрасова, 2005.
6. Синицина А.И. Процесс становления культуры отношений современного подростка. Развитие научного педагогического знания: проблемы, подходы, результаты. Выпуск 1. Под редакцией Тряпицыной А.П., Козловой А.Г., Писаревой С.А., Головинской. Санкт-Петербург: НИИХ СПбГУ, 2003.
References
1. Lazurskij A.F., Frank S.L. Programma issledovaniya lichnosti v ee otnosheniyah k srede. Moskva, 1914.
2. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: MGU, 1995.
3. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Moskva: Aspekt Press, 2002.
4. Kronik A.A., Kronik E.A. V glavnyh rolyah: Vy, my, on, Ty, ya. Psihologiya znachimyh otnoshenij. Moskva: MGU, 1989. Gozman L.Ya. Psihologiya 'emocional'nyh otnoshenij. Moskva: MGU, 1987.
5. Sinicina A.I. Problema stanovleniya kul'tury otnoshenij lichnosti. Psihologiya ipedagogika social'nogo vospitaniya: materialy nauchno-prakt konf., posvyaschennoj 70-letiyu so dnya rozhdeniya A.N. Lutoshkina. Kostroma: KGU im. Nekrasova, 2005.
6. Sinicina A.I. Process stanovleniya kul'tury otnoshenij sovremennogo podrostka. Razvitie nauchnogo pedagogicheskogo znaniya: problemy, podhody, rezul'taty. Vypusk 1. Pod redakciej Tryapicynoj A.P., Kozlovoj A.G., Pisarevoj S.A., Golovinskoj. Sankt-Peterburg: NIIH SPbGU, 2003.
Статья поступила в редакцию 29.11.17
УДК 378
Nosan T.M., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecturer, Art Embroidery Department, Higher School of Folk Arts (Institute)
(Saint-Petersburg, Russia), E-mail: vshni@mail.ru
STRUCTURE OF UPGRADING THE CONTENTS OF VOCATIONAL LEARNING TECHNOLOGY AND EMBROIDERY IN THE FORMAT OF THE NEW STANDARDS. The development of traditional applied art is an important component of the system of training highly qualified and competitive professionals who create highly artistic works. To raise the prestige of industry, it is important to organize the training of masters with profound knowledge, professional skills, mobility and ability to adapt to the innovative task, therefore, is to improve the quality of training that can most fully use the creative potential. The article discusses the gradual update of the content of professional training of embroidery art for future artists, craftsmen. Development of a model is positioned as a source of reviewing the whole system of training and retraining of professional staff of decorative arts at various levels.
Key words: professional education, embroidery technology, scientific research, advance information, predictive approach, functional tasks, creation of knowledge, artistic and creative activities by qualified professionals.
Т.М. Носань, канд. пед. наук, доц. каф. художественной вышивки, Высшая школа народных искусств (институт),
г. Санкт-Петербург, E-mail: vshni@mail.ru
СТРУКТУРА ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКЕ В ФОРМАТЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ
Развитие традиционного прикладного искусства - важная составляющая системы подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, создающих высокохудожественные произведения. Для поднятия престижа отрасли важно организовать подготовку художников-мастеров, обладающих глубокими знаниями, профессиональными умениями и навыками, обеспечивающими мобильность и способность адаптироваться к инновационным задачам, следовательно - по-