Научная статья на тему 'История развития богородской художественной резьбы по дереву'

История развития богородской художественной резьбы по дереву Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1071
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / WOODCARVING / БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА / BOGORODSKAYA TOY / BOGORODSKAYA CARVING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / БОГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наумов В. Н.

В статье представлены исторические этапы формирования и развития промысла богородской резьбы по дереву. Автор выявляется специфику технологических особенностей создания богородской игрушки по отношению к сергиево-посадской; характеризует круг ее основных тем и сюжетов; описывает вклад отдельных мастеров. Особое внимание уделено описанию истории становления профессионального обучения в богородском промысле, которое связано с деятельностью Профтехшколы. Современное сохранения и развитие традиций богородской резьбы, каноничных сюжетов и образов, техники резьбы обусловлено деятельностью Богородского филиала Высшей школы народных искусств, осуществляющего подготовку художников традиционного прикладного искусства этого направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF BOGORODSKAYA WOODCARVIN

The article presents the historical stages of formation and development of Bogorodskoye woodcarving. The author reveals the specifics of the technological features of creating bogorodskaya toys in relation to Sergiev Posad, characterizes the range of its main themes and plots; describes the contribution of individual artists. Special attention is paid to the description of the history of vocational training in Bogorodskoye fishery, which is associated with the activities of vocational schools. Modern preservation and development of traditions of Bogorodskaya thread, canonical plots and images, techniques of carving due to the activities of Bogorodskoe branch of the Higher school of folk arts, training artists in traditional art direction.

Текст научной работы на тему «История развития богородской художественной резьбы по дереву»

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (uroven'bakalavriata). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 yanvarya 2016 g. № 10.

4. Skakun V.A. Organizaciya imetodika professional'nogo obucheniya: uchebnoe posobie. Moskva: FORUM: INFRA-M, 2007.

5. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Pod redakciej N.V. Bordovskoj. Moskva: KNORUS, 2013.

Статья поступила в редакцию 30.11.17

УДК 378

Naumov V.N., Сand. of Sciences (Law), senior lecturer, Director of Bogorodsky Branch of Higher School of Folk Arts (Institute)

(Bogorodskoye, Moscow Region, Russia), E-mail: BHPY@yandex.ru

THE HISTORY OF BOGORODSKAYA WOODCARVIN. The article presents the historical stages of formation and development of Bogorodskoye woodcarving. The author reveals the specifics of the technological features of creating bogorodskaya toys in relation to Sergiev Posad, characterizes the range of its main themes and plots; describes the contribution of individual artists. Special attention is paid to the description of the history of vocational training in Bogorodskoye fishery, which is associated with the activities of vocational schools. Modern preservation and development of traditions of Bogorodskaya thread, canonical plots and images, techniques of carving due to the activities of Bogorodskoe branch of the Higher school of folk arts, training artists in traditional art direction.

Key words: woodcarving, Bogorodskaya toy, Bogorodskaya carving, professional education.

В.Н. Наумов, канд. юр. наук, доц., директор Богородского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств

(институт)», пгт. Богородское, E-mail: BHPY@yandex.ru

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БОГОРОДСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ

В статье представлены исторические этапы формирования и развития промысла богородской резьбы по дереву. Автор выявляется специфику технологических особенностей создания богородской игрушки по отношению к сергиево-посадской; характеризует круг ее основных тем и сюжетов; описывает вклад отдельных мастеров. Особое внимание уделено описанию истории становления профессионального обучения в богородском промысле, которое связано с деятельностью Профтехшколы. Современное сохранения и развитие традиций богородской резьбы, каноничных сюжетов и образов, техники резьбы обусловлено деятельностью Богородского филиала Высшей школы народных искусств, осуществляющего подготовку художников традиционного прикладного искусства этого направления.

Ключевые слова: резьба по дереву, богородская игрушка, богородская резьба, профессиональное образование.

Богородская резьба издавна славится не только в России, но и за рубежом. Она названа так по месту своего происхождения - поселку Богородское, находящимся недалеко от Сергиева Посада. Резьба в Богородском зародилась более 300 лет назад, как «дочерний промысел Сергиевского посада» [1]. Промыслы Сергиева Посада и Богородского имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной и рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.

С момента разделения промыслов Сергиева Посада и села Богородского, мастера богородчане показали незаурядные способности. Творческая самостоятельность определила круг интересующих их тем, своеобразную трактовку образов, появились самостоятельные творческие произведения - игрушки с движением, изображение человека и животных, сложные многофигурные композиции. Постепенно у богородских резчиков выработалась своя художественная манера, несколько отличная от посадских резчиков, она характеризуется большей обобщенностью образов, схематичностью и простой моделирования форм.

Техника резьбы и у богородских, и у посадских мастеров была идентичной, но богородские мастера выполняли свои изделия «в белье», т. е. не окрашивали. Такой прием в оформлении позволяет любоваться не только пластической формой богородской игрушки, но естественной красотой выдержанной липы, -наиболее любимого материала.

Ремесло осваивалось в семье, когда младшие перенимали секреты мастерства старших из рук в руки. Издавна повелось, что мастера хранили свои «секреты» и передавали их только сыновьям и внукам. Такие традиции соблюдались вплоть до XX века.

Борогодские мастера создавали образы представителей народа и высших классов: крестьян и ремесленников, дам и гусаров, помещиков и чиновников, монахов и монашек. Наряду с отдельными фигурками появляются и сюжетные композиции: «Катание в санях», «Тройка», «Франт на прогулке», «В кузнице», «Рубка капусты», «Дровосеки» и другие.

С момента отделения богородского промысла от Сергиева Посада, на нём с некоторой долей условности можно выделить две линии - выполнение собственно игрушки и декоративной скульптуры. Чаще всего выполнялись отдельные скульптуры -

статуэтки, изображающие крестьян, занимающихся повседневным трудом. Как правило, они отличались пропорциональностью, округлостью и плавностью линий. Темы эти продолжали разрабатываться мастерами вплоть до 1920-х годов.

Развитие богородского промысла связано с именем Н.Д. Бартрама, который с 1904 года работал художником в Московском губернском земстве и являлся художником земского кустарного музея. Благодаря его деятельности богородские мастера стали использовать образы народного лубка, гравюр [2]. Работа с графических источников расширила тематику скульптуры. На промысле стали создаваться крупные многофигурные композиции. Одним из результатов деятельности художников и представителей земства стало активное участие богородских резчиков в разнообразных выставках.

В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. Из мастеров, работавших после революции 1917 года, широкую известность приобрел И.К. Стулов, создавший ряд скульптур на советскую тематику. Лучшие его скульптуры: «Соколиная охота», «Охотник с тетеревом», отличаются красотой контура, тонкостью фактурной разработки. Великолепно проявил себя художник и в создании скульптур на сказочную тему: «Трудолюбивый медведь», «Вершки и корешки», «Маша и медведь», в них наиболее полно сохраняются черты народной пластики.

В 1922 году мастерскую переименовали в Профтехшколу. В 1923 году была восстановлена артель, в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения. Богородский художественный промысел становится одним из ведущих в стране. При создании новых произведений мастера остаются верны традиции богородской игрушки и скульптуры - живого, непосредственного и быстрого отклика на всё происходящее в жизни.

Тема Гражданской войны получила воплощение в скульптурных вариантах чапаевской тачанки - это своеобразная переработка старой русской «Тройки». Тема тройки по-новому звучит в скульптурах В.С. Зинина, Н.И. Максимова, А.А. Пронина, С.П. Устратова.

В следующие десятилетия ХХ века в Богородском появляется тяготение к сказочным героям, образам русской народной сказки. Одним из интереснейших мастеров, разрабатывавших сказочную тему, был Н.А. Ерошкин. В музее игрушки и фон-

дах СПИХМЗ хранятся его композиции на тему произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Любимый герой русских народных сказок становится современником и одновременно главным положительным героем богородской игрушки. Мастера создали большое количество игрушек, где русский мужик и излюбленный богородский «Мишка» играют главные роли. Большую роль в освоении этого образа в игрушке и скульптуре богородского промысла сыграли работы художника НИИХП М.Ф. Баринова «Медведь поющий» и «Медведь играющий», выполненные в 1954 г. [3, с. 13].

Историческая тема в богородской пластике в эти годы в первую очередь отражает события Великой Отечественной войны. В 1943 - 1944 годах Пронин М.М. создаёт работу «Партизан гонит пленного немца», с 1945 по 1948 гг. Н.И. Максимовым были созданы: «Смерть фашизму», «Русский богатырь», «Три богатыря», «Генерал Доватор», где традиционный богородский всадник, преображён в образ командира 2-ого гвардейского кавалерийского корпуса, который совместно с другими войсками зимой 1941 года защищал подступы к Москве, И.К. Стулов создаёт серию скульптур «Защитники Москвы» (1944), «Женщины фронта и тыла» (1946).

С 1960 года происходят перемены в стиле богородских резчиков: основной спрос приходится на скульптурные изображения, а не на традиционные игрушки. В связи с этим резчики ориентируются на скульптуру для рынков южных курортов, а продукция богородской фабрики начинает принимать сувенирный характер [4, с. 201].

В 1961 году Артель была преобразована в фабрику. Богородская фабрика художественной резьбы, созданная на базе артели, располагала к тому времени сильным творческим коллективом, нацеленным на творческое освоение традиций народной резьбы, русской деревянной игрушки. 1960-1970-е года период деятельности богородского промысла, который отмечен творчеством талантливых мастеров, таких как: М.В. Барашков, Н.Н. Бадаев, Д.С. Горшков, Н.Е. Левин, М.И. Смирнов, Н.М. Ши-пеев, М.Н. Орлов и др., в работах которых просматривается индивидуальный почерк каждого мастера.

Библиографический список

В 1970-е годы в Богородском начинается строительство ГАЭС. Часть деревни сносится, и на месте деревянных домов строятся бетонные «многоэтажки». Вместе с жильём уходили и традиционные богородские посиделки, простота сельского общения. Г.Л. Дайн в 1984 году писала в журнале Декоративное искусство СССР: «... маленькой жалкой кажется деревня рядом с наступающими на нее новостройками. Вероятно, не спасет ее теперь и охранная зона. Неизбежно будет меняться быт людей, их духовно-нравственный облик, значит, будет трансформироваться и Богородское искусство» [5, с. 22 -23].

В связи с бурными событиями в конце 1980-х начале 1990-х годов, положение на промысле ухудшилось в значительной степени. К тому же этот период характерен переходом к производству точеной токарной игрушки, которая набрала популярность благодаря своей продаваемости.

Наперекор всем проблемам и трудностям продолжало работать Богородское профессиональное училище, творили новые образы в резьбе его талантливые выпускники. Среди них Градов В.А., Дворников А.Я., Журавлева Л.С., Уласевич С.Н., Беркутов И.Р, Иванов В.Р., Варганов А.Н. и др.

В это время достойное место в промысле вновь обрела игрушка с движением, новые образцы которой постоянно разрабатывали мастера и художники промысла. «В 90-е годы творческой активностью проявляют себя новые молодые резчики Городов В.Я., Паутов С.А., Лазнев Г.А., Ахматзиаев М.М., Брюханов Л.Ю. и другие, по-своему видящие мир Богородского» [6, с. 9]. Впоследствии они становятся ведущими мастерами богородской фабрики, которые и по сей день, опираясь на традиции, хранимые веками, разрабатывают и выполняют новые образцы игрушки и скульптуры.

В наше время подготовку и обучение будущих мастеров обеспечивает учебное заведение, которое в 2012 г. стало Богородским филиалом Высшей школы народных искусств, которая находится в г. Санкт-Петербурге. Здесь передают свое мастерство молодому поколению мастера Балаев И.С., Вайсеро В.Ф., Князева С.Д.

1. Дайн Г.Л. Детство богородских резчиков. Игрушечных дел мастера. Москва, 1994.

2. Максимович В.Ф. Сущность, особенности и значимость традиционного прикладного искусства России как духовного наследия нашего народа. Традиционное прикладное искусство: учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2-х частях. Часть I / Коллектив авторов. Под научной редакцией В.Ф. Максимович. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2015.

3. Каплан Н.И., Авсеенок А.А. Искусство богородских резчиков. Москва, 1964.

4. Максимович В.Ф. Сущность, особенности и значимость традиционного прикладного искусства России как духовного наследия нашего народа. Традиционное прикладное искусство: учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2-х частях. Часть I. Коллектив авторов. Под научной редакцией В.Ф. Максимович. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2015.

5. Дайн Г.Л. Повседневные проблемы промысла. Декоративное искусство СССР 1984; 3.

6. Греков А.У. Пространство и время богородской малой пластики. Сергиев Посад, 1997.

References

1. Dajn G.L. Detstvo bogorodskih rezchikov. Igrushechnyh delmastera. Moskva, 1994.

2. Maksimovich V.F. Suschnost', osobennosti i znachimost' tradicionnogo prikladnogo iskusstva Rossii kak duhovnogo naslediya nashego naroda. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo: uchebnik dlya bakalavrov, obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». V 2-h chastyah. Chast' I / Kollektiv avtorov. Pod nauchnoj redakciej V.F. Maksimovich. Sankt-Peterburg: VShNI, 2015.

3. Kaplan N.I., Avseenok A.A. Iskusstvo bogorodskih rezchikov. Moskva, 1964.

4. Maksimovich V.F. Suschnost', osobennosti i znachimost' tradicionnogo prikladnogo iskusstva Rossii kak duhovnogo naslediya nashego naroda. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo: uchebnik dlya bakalavrov, obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». V 2-h chastyah. Chast' I. Kollektiv avtorov. Pod nauchnoj redakciej V.F. Maksimovich. Sankt-Peterburg: VShNI, 2015.

5. Dajn G.L. Povsednevnye problemy promysla. Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 1984; 3.

6. Grekov A.U. Prostranstvo i vremya bogorodskojmalojplastiki. Sergiev Posad, 1997.

Статья поступила в редакцию 30.11.17

УДК 378

Nikitin I.V., Cand. of Science (Pedagogy), Head of Department of Promotion of Educational Programs, ANO "Accreditation center 'Northern capital'" (St. Petersburg, Russia), E-mail: poa-centr.spb@yandex.ru

TO THE QUESTION OF THE MEANING OF "CULTURE OF RELATIONS" IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL RESEARCH.

The paper studies a problem of updating the scientific research in the field of relations is that increased attention to the study of the relative effects of different working conditions on its performance, which led to the study of the question of the value of the "human factor", first and foremost cultural relations. The author reveals the contents of a concept "culture" from the standpoint of the analysis of the vast amount of theoretical material scientific and pedagogical publications covering the stated problem. Dedicated to the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.