Научная статья на тему 'Модель содержания обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования'

Модель содержания обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EMBROIDERY / CRAFTSMANSHIP / CONTINUOUS LEARNING / EDUCATION / TRADITION / TECHNIQUE / SPECIFICS / ВЫШИВКА / МАСТЕРСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИЯ / ПРИЁМ / СПЕЦИФИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева А. А., Безина И. А.

В статье рассматривается модель содержания обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования, содержащая следующие компоненты: цель, задачи, методолого-теоретические основы (подходы, принципы), необходимую материально-техническую базу, общую для уровня среднего профессионального образования и уровня высшего образования. Структура и содержание разработанной модели подтверждает использование идей непрерывности, преемственности, повышения более высокого профессионального результата в обучении мастерству художественной вышивки. Выявлены последовательность и этапы разработки содержания обучения мастерству; указаны и раскрыты стадии его реализации в учебном процессе среднего профессионального и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT MODEL LEARNING THE SKILL OF EMBROIDERY IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with the model of teaching the art embroidery skills in the system of continuous professional education, which contains the following components: the purpose, objectives, methodological and theoretical foundations (approaches, principles), the necessary material and technical base common to the level of secondary vocational educa tion and higher education. The structure and content of the developed model confirms the use of the ideas of continuity, continuity, improvement of higher professional results in teaching the art of embroidery. The sequence and stages of development of the content of training to skill are revealed; stages of its realization in educational process of secondary professional and higher education are specified and opened.

Текст научной работы на тему «Модель содержания обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования»

tion and higher education. The structure and content of the developed model confirms the use of the ideas of continuity, continuity, improvement of higher professional results in teaching the art of embroidery. The sequence and stages of development of the content of training to skill are revealed; stages of its realization in educational process of secondary professional and higher education are specified and opened.

Key words: embroidery, craftsmanship, continuous learning, education, tradition, technique, specifics.

А.А. Николаева, канд. пед. наук, директор Холуйского филиала ВШНИ (а), Ивановская область, с. Холуй, Е-mail: an221179@mail.ru

И.А. Безина, канд. пед. наук, зам директора по НМР Холуйского филиала ВШНИ (а), Ивановская область, с. Холуй, Е-mail: ib091219@ mail.ru

МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ МАСТЕРСТВУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается модель содержания обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования, содержащая следующие компоненты: цель, задачи, методолого-теоретические основы (подходы, принципы), необходимую материально-техническую базу, общую для уровня среднего профессионального образования и уровня высшего образования. Структура и содержание разработанной модели подтверждает использование идей непрерывности, преемственности, повышения более высокого профессионального результата в обучении мастерству художественной вышивки. Выявлены последовательность и этапы разработки содержания обучения мастерству; указаны и раскрыты стадии его реализации в учебном процессе среднего профессионального и высшего образования.

Ключевые слова: вышивка, мастерство, непрерывное обучение, образование, традиция, приём, специфика.

Художественная вышивка, основанная на исторических художественных традициях, представляет собой целостную художественною систему, которая неразрывно связанна с национальной культурой и требует возрождения, сохранения и развития уникального вида традиционного прикладного искусства.

По мнению президента Высшей школы народных искусств, В.Ф. Максимович, судьба каждого центра ценнейшей отрасли национальной художественной промышленности - народных художественных промыслов - сегодня полностью зависит от молодых профессиональных художников - выпускников профессиональных учебных заведений [1].

Однако существующая профессиональная подготовка в области художественной вышивки создает ситуацию, когда: выпускники среднего профессионального учебного заведения, не способны на создание собственных высокопрофессиональных художественно-творческих работ. Возникла необходимость в преемственности содержания обучения художественной вышивки в системе непрерывного среднего профессионального и высшего образования. Понятие непрерывного профессионального образования и необходимость его внедрения стали особенно важными сегодня в системе народных художественных промыслов [1].

В соответствии с исторически сложившимися особенностями конкретных видов художественной вышивки нами была разработана модель содержания обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования, направленной на последовательное формирование интегративных качеств будущих художников, способствующих сохранению исторических художественно-технологических традиций этого искусства как духовного наследия страны и современному его развитию.

По мнению доктора педагогических наук Н.Н. Шамрай, моделирование процесса обучения является ведущим методом научного поиска, с помощью которого определяется опережающая информация для обоснования целей, содержания, средств и методов обучения [2]. «Целью моделирования является получение новых знаний о каком-либо педагогическом объекте путем вывода по аналогии» [3, с. 124].

Одна из главных задач использования модели - это оценка качества и результатов деятельности моделируемой системы до запуска функционирования системы в реальных условиях.

Модель содержания обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования мы будем рассматривать как систему, в которой функционально связаны внешние и внутренние компоненты содержания обучения, а также его реализации.

Наиважнейшей целью обучения мастерству художественной вышивки в непрерывном профессиональном образовании, которая создает условия для разработки особого содержания обучения мастерству, является формирование высококвалифицированного профессионала в непрерывном профессиональном образовании (среднее профессиональное и высшее образование). Главной задачей создания содержания обучения мастерству является установление его преемственности между содержанием среднего профессионального образования и высшего (бакалавриат).

Для эффективной разработки модели содержания обучения мастерству художественной вышивки в непрерывном профессиональном образовании большое значение имеет установление методологических подходов. Нами были использованы следующие методологические подходы: системный, деятельност-ный, регионально-исторический.

Системный подход, используемый в среднем профессиональном и высшем образовании в области обучения мастерству художественной вышивки и являющийся определяющим в изучении системы непрерывного профессионального образования, позволяет отделить и тщательно изучить каждый компонент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, а затем объединить в целостную структуру. При этом мы определяем все сходства и различия, противоречия и связи компонентов [4].

В это время выявляются все их сходства и различия, противоречия и связующие характеристики, приоритет одних компонентов по отношению к другим, динамика каждого из них и всей системы в целом. Системный подход определяется такими основными свойствами: целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью.

Деятельностный подход в обучении мастерству художественной вышивки выделяет основной элемент практической работы обучающихся - решение практических задач, которые по своим видам деятельности имеют учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, художественно-творческой, и иной характер. В этом случае фактические знания становятся следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему непрерывного образования в области художественной вышивки [5].

Регионально-исторический подход употребляется в исследовании при описании особенностей различных видов художественной вышивки, которые используются в процессе непрерывного профессионального обучения мастерству. Особую значимость использованию регионально-исторического подхода в процессе обучения мастерству художественной вышивки в непрерывном профессиональном образовании придает профессионально-ориентированный характер учебного процесса, который строится на: обоснованной подготовке и воспроизводстве профессиональных кадров в регионе и стране; создании условий для формирования любви к народному искусству, сохранении и развитии художественной вышивки; поддержке национального своеобразия региона за счет сохранения трудовых и культурных традиций; наполнении содержанием региональных компонентов учебных дисциплин и его раскрытии в ходе обучения.

Важнейшим компонентом системы содержания обучения мастерству в области непрерывного профессионального образования являются принципы отбора содержания.

Принцип преемственности мы рассматриваем как следование необходимости выстраивания преемственных связей в содержании профессионального образования при построении его непрерывной структуры. Преемственность обеспечивает реализацию таких принципов, как: научность, систематичность, последовательность, доступность.

Принцип межпредметных связей применяется в профессиональном образовании в области художественной вышивки для уточнения связей между содержанием учебных предметов, указывает на обязательную разработку технологии преемственности в структуре методов, средств и форм организации непрерывного процесса обучения мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном и высшем образовании [6].

Для осуществления практического обучения мастерству художественной вышивки особым компонентом системы обучения выступает материально-техническая база. Она общая для среднего профессионального и высшего образования и в нее входят: учебно-производственные мастерские, художественно-творческие лаборатории, швейно-вышивальные машины, инструменты и приспособления для художественной вышивки, образцы вышивки и изделия из вышивки.

В непрерывном обучении мастерству художественной вышивки содержание обучения интегрировано. Интеграция просматривается в преемственности между содержанием среднего профессионального и высшего образованием на междисциплинарном уровне.

В модели содержания обучения мастерству художественной вышивки в непрерывном профессиональном образовании указаны этапы обучения, которые относятся к наиболее важным компонентам системы и используются для непрерывной, гибкой, мобильной, динамичной и последовательной системы обучения мастерству художественной вышивки.

В ходе исследования нами выделены следующие этапы: адаптивно-ориентировочный, поисково-исследовательский, проектно-материализованный.

Адаптивно-ориентировочный этап обучения мастерству художественной вышивки в учебном процессе является необходимым этапом для: усвоения адекватных образовательных технологий, применяемых в художественной вышивке, совокупности средств и методов обучения мастерству; развития профессиональных качеств обучающихся, дающих возможность успешно реализовывать поставленные цели.

Поисково-исследовательский этап в обучении мастерству художественной вышивки предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности обучающихся, основанных на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать темы учебного задания.

Проектно-материализованный этап в обучении мастерству художественной вышивки в непрерывном профессиональном образовании является важным этапом учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его профессиональных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых материализованных в готовые изделия проектов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

При построении модели содержания обучения мастерству художественной вышивки в непрерывном профессиональном образовании одними из важных компонентов рассматриваются методы обучения мастерству художественной вышивки.

Библиографический список

Так в среднем профессиональном образовании применяются: словесные, наглядные и практические методы обучения мастерству художественной вышивки.

В высшем образовании при обучении профессиональному мастерству художественной вышивки ко всем ранее перечисленным методам обучения добавляются методы: проблемного обучения, проектного обучения, контекстного обучения.

Важным компонентом модели содержания обучения мастерству художественной вышивки в непрерывном профессиональном образовании являются уровни освоения мастерства, к которым относятся: в среднем профессиональном образовании - репродуктивный, эвристический; в высшем образовании - эвристический и творческий. Главной задачей применения данных уровней является последовательное создание обучающимися новых образовательных результатов: изучение технологии выполнения художественной вышивки, историко-регио-нальных особенностей, орнаментальных и колористических решений; создание в материале изделий и коллекций, оформленных художественной вышивкой.

Таким образом, разработанная модель содержания обучения мастерству художественной вышивки в непрерывном профессиональном образовании, способствует на разных уровнях профессионального образования формированию профессиональных компетенций у обучающихся и как результат - возрождению и развитию искусства художественной вышивки, её востребованности в современном мире.

1. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративно - прикладного искусства). Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.

2. Шамрай Н.Н. Инновационное развитие профессионального образования: гносеологический подход. Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: сборник научных трудов. Под редакцией В.Ф. Максимович, Н.Н. Шамрай. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2011: 17 - 21.

3. Камнева С.Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2013.

4. Бабанский Ю.К Избранные педагогические труды. Москва: Педагогика, 1989.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Москва: Политиздат, 1977.

6. Беспалько В.П. Педагогика и современные технологии обучения. Москва: Ин-т проф. обр. РАО, 1995.

References

1. Maksimovich V.F. Teoriya i praktika podgotovki uchaschihsya po hudozhestvenno-promyshlennym vidam truda v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya (na primere uchebnyh zavedenijtradicionnogodekorativno-prikladnogoiskusstva). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

2. Shamraj N.N. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya: gnoseologicheskij podhod. Nauchno-innovacionnoe razvitie sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya v tradicionnomprikladnom iskusstve: sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej V.F. Maksimovich, N.N. Shamraj. Sankt-Peterburg: VShNI, 2011: 17 - 21.

3. Kamneva S.Yu. Formirovanie proektnoj kul'tury studentov vysshej professional'noj shkoly v oblasti hudozhestvennoj vyshivki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2013.

4. Babanskij Yu.K. Izbrannye pedagogicheskie trudy. Moskva: Pedagogika, 1989.

5. Leont'ev A.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost'. Moskva: Politizdat, 1977.

6. Bespal'ko V.P. Pedagogika i sovremennye tehnologii obucheniya. Moskva: In-t prof. obr. RAO, 1995.

Статья поступила в редакцию 01.02.19

УДК 378

Ozerova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Deputy Director of Museum and Research activities of Sergiyev Posad Institute of Toy, Branch of Higher School of Folk Arts (Academy) (Sergiev Posad, Russia), E-mail: ozerova_72@list.ru

Naumov V.M., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Director of Bogorodsky Branch of Higher School of FolkArts (Academy) (Bogorodskoye, Moscow Region, Russia), E-mail: BHPY@yandex.ru

BOGORODSKAYA TOY AS A NATIONAL CULTURAL PHENOMENON. The article is dedicated to an analysis of characteristic stylistic features of Bogorodskaya woodcarving - one of the most interesting phenomena of Russian folk culture. The authors analyzed the stages of formation of the fishery, the impact of N.D. Bartram on formation of new images and plots of the Bogorodsky toy, experience of professional training of carvers of trade and methodical receptions of training. Special attention is focused on the characteristic of specific features of creative handwriting of the leading masters-carvers of craft N.I. Maximova and M.I. Smirnov, whose works currently are the basis for learning the techniques of classical Bogorodskaya carving teachers Bogorodskoe branch of VSNI (Academy) on subjects related to performing skills. In conclusion, the question is raised about the need to create trademarks for the products of Bogorodskaya carving, created by the educational institution. Key words: Bogorodskaya wood carving, Bogorodskaya toy, Carver, wooden toy, N.I. Maximov, M.I. Smirnov, N.D. Bartram.

О.В. Озерова, зам. директора по музейной и научной деятельности Сергиево-Посадского института игрушки -филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», г. Сергиев Посад, E-mail: ozerova_72@list.ru В.М. Наумов, канд. юр. наук, доц., директор Богородского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», пгт. Богородское, E-mail: BHPY@yandex.ru

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА КАК НАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Статья посвящена анализу характерных стилистических особенностей богородской резьбы по дереву - одного из интереснейших явлений русской народной культуры. Авторами проанализированы этапы становления промысла, влияние деятельности Н.Д. Бартрама на формирование новых образов и сюжетов богородской игрушки, опыт профессиональной подготовки резчиков промысла и методические приемы обучения. Особое внимание сосредоточено на характеристике специфических черт творческого почерка ведущих мастеров-резчиков промысла - Н.И. Максимова и М.И. Смирнова, чьи произведения в настоящий момент являются основой для обучения приемам классической богородской резьбы преподавателями Богородского филиала ВШНИ (академия) по дисциплинам, связанным с исполнительским мастерством. В завершении ставится вопрос о необходимости создания товарных знаков для изделий Богородской резьбы, созданных учебном заведении.

Ключевые слова: богородская резьба по дереву, богородская игрушка, резчик, деревянная игрушка, Н.И. Максимов, М.И. Смирнов, Н.Д. Бар-трам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.