М. М. Алексеева
(Ленинградская область)
К ВОПРОСУ О РЕЗУЛЬТАТАХ ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ОЦЕНКЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
ON THE ISSUE OF EDUCATION OUTCOMES AND THEIR EVALUATION IN THE FRAMES OF FSES IMPLEMENTATION
Автор считает результатом образования достижение каждым учащимся требований федеральных государственных образовательных стандартов. Исследуются предлагаемые системы мониторинга и оценивания достигаемых в ходе обучения результатов образования. Ключевые слова: результаты образования, требования федеральных стандартов, оценивание результатов образования
The author considers each student's achievement of requirements of the Federal state educational standards as the outcome of education. Proposed systems of monitoring and evaluation of achieved outcomes of education are studied
Keywords: Education outcomes, requirements of Federal standards, evaluation of education outcomes
Современный этап развития образования характеризуется реальными изменениями в системе общего образования.
Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся достижением гражданином (обучающимся] установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов] [1]. Под получением гражданином (обучающимся] образования понимается достижение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Для осуществления процесса образования необходима определённая образовательная среда как совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования обучающихся. С этой точки зрения образовательная среда - это дидактическое понятие. Она нацелена на создание целостности педагогических условий для решения задач обучения, развития и воспитания обучающихся.
Требованием времени к образованию сегодня является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Первым этапом при переходе на ФГОС является четкое осознание педагогическим коллективом школы результатов образовательной деятельности. При этом не стоит забывать, что учителя и администрация школы представляют результаты образования по-разному.
Учителя рассматривают результаты конкретной деятельности учащихся как знания, навыки, умения по своему предмету. Администрация школы обращает пристальное внимание на результаты участия школьников в различных конкурсах, олимпиадах и достижения промежуточной и итоговой аттестаций учащихся (ГИА), так как на данном этапе это один из самых значимых критериев оценки эффективности деятельности школы и руководителя.
Не совпадают взгляды на результат и у разных социальных заказчиков. Для вузов важны знания, умения и навыки. Для потенциальных работодателей существенно, чтобы выпускники были физически развитыми, высокомобильными, ответственными, профессионально подготовленными.
Взгляды на результаты образования по-разному рассматриваются и в педагогической литературе. Так, разработка концепции качества образования способствовала пониманию результатов образования в категориях и характеристиках качества (О. Е. Лебедев, В. П. Панасюк и др.] [5, 7].
Под результатом образовательной деятельности школы стали подразумевать комплекс компетентностей: познавательной, коммуникативной, информационной и др. Понятие «компетентность» встречается в педагогике с середины ХХ века. В словарях можно встретить следующее определение компетентности. Компетентность - круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, разбирается профессионально или со знанием дела [9, с. 87]. Компетенция рассматривается как «совокупность полномочий государственных органов или должностных лиц» или как «круг вопросов, в которых данное лицо обладает познанием, опытом» [9, с. 87].
Есть и другие определения компетентности, например: «Компетентность - это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии] личности» [5, с. 26]. Или: «Компетентность - это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений и свойств (качеств] личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» [2, с. 10].
Из рассмотренных определений следует, что понятие «компетентность» шире понятий «знания, умения, навыки», оно включает их в себя. Сегодня требования ФГОС к результатам образования ставят акцент не только на предметных и метапредметных знаниях, умениях и навыках учащихся. Важны творческие, нестандартные подходы к результату воспитания и развития личности.
Но о некоторых результатах деятельности общеобразовательного учреждения можно судить лишь через определённый период времени, так как они обладают отсроченным эффектом. В работах ряда исследователей выделяются три группы результатов образования: текущие результаты, включающие в себя текущую успеваемость, уровень воспитанности, креативности, состояния здоровья; конечные результаты, оценивающие параметры выпускника со спрогнозированными результатами; отдаленные результаты, на-
пример, готовность к семейной жизни, труду, защите Родины и др.
В учебнике по педагогике под результатами педагогического процесса понимаются «... любые позитивные изменения, проявления, преобразования участников педагогического процесса» и классифицируются «как объективные и субъективные» [8, с.71]. Объективными авторы считают результаты, доступные для фиксации, очевидные для окружающих, а субъективные результаты ощущаются самим учащимся и не всегда доступны для фиксации.
В междисциплинарном словаре по педагогике дается разъяснение термина «результат образовательного процесса» как «изменения в знаниях, способностях, отношениях, ценностных ориентациях, физическом состоянии учащихся и воспитанников, произошедшие в ходе педагогического процесса». «Результаты образовательного процесса в учреждении, получившем государственную аккредитацию, должны соответствовать государственным стандартам» [4, с. 289].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» результат образования рассматривается через понятие «качество образования», которое представляется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или] потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1, с. 7].
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают требования к предметным, метапредметным знаниям и умениям и личностным качествам, включающим результаты начального, основного и среднего общего образования. При этом метапредметные знания и умения рассматриваются как развитие мыслительных операций обучающихся при изучении школьных предметов [3, с. 44].
Названные требования ФГОС являются основными планируемыми результатами образовательной деятельности школы и должны быть гарантированы на базовом уровне. Главным становится развитие личности уча-
щегося, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Личностные характеристики отражаются в портрете выпускника каждого уровня обучения.
Следует отметить, что личностные и ме-тапредметные результаты рассматриваются в стандартах как приоритетные для формирования российской гражданской идентичности учащихся. Основной педагогической задачей при этом становится задача по созданию и организации условий, инициирующих действие учащихся.
При разработке системы оценивания необходимо опираться на деятельностный подход. Система оценивания должна быть многоуровневой и накопительной, уйти от обычной формы контроля, в первую очередь помочь ребенку осознать, чему он еще должен научиться. Формы и методы должны обеспечить главное - комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретённого учеником - его личностные, мета-предметные и предметные результаты.
В систему оценивания включают внутреннюю и внешнюю оценки. Внешняя оценка, как правило, заключается в проведении диагностических работ по определенным предметам, в определенных классах (выбор осуществляет орган управления образованием] и в прохождении государственной итоговой аттестации выпускников. Однако стоит заметить, что на данном этапе контрольно-измерительные материалы для проведения экзаменов по предметам в большей степени ориентированы на проверку частных предметных знаний и понятийного аппарата, ориентируя учителей на заучивание с учащимися терминологии, отработку алгоритмов заданий, но лишают их времени на выполнение творческих, исследовательских работ.
Учебно-методические комплекты (УМК) не содержат вопросов, упражнений, практических работ по типу заданий из открытого банка, размещенного на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИ-ПИ], но именно из них будет сформирована экзаменационная работа. На данном этапе учителю для достижения запланированного результата требуется серьезная поддержка методистов - разработчиков УМК, контрольно-измерительных материалов. Очевидно, что стандарт, УМК и контрольно-измеритель-
ные материалы должны составлять единую линию.
В формирующейся современной системе мониторинга на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также в школе достижение личностных результатов соответствия требованиям стандарта обучающихся не выносится на их итоговую оценку. Оценка результатов образовательной и воспитательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе разработанных анкет обследования, содержащих до 50-60 параметров, которые должен отследить и описать каждый учитель. Именно это порождает неоправданную загруженность педагогов не нужной им бумажной работой.
В то же время в текущем образовательном процессе в школе возможно изучить и определить сформированность отдельных личностных результатов учащихся, которые проявляются: в соблюдении норм и правил поведения, принятых в общеобразовательной организации; в участии в общественной жизни общеобразовательной организации и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; в ответственности за результаты обучения, мотивированности к обучению; в готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе направления профильного образования; в ценностно-смысловых установках учащихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Таким же в оценке личностных результатов является учет внеучебных достижений и участия во внеурочной деятельности школьников.
Оценка личностных результатов осуществляется в ходе неперсонифицированных исследований школьным психологом, классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе. Оценка личностного прогресса обучающегося осуществляется с помощью портфолио. Возникает вопрос: способствует ли это формированию культуры мышления, логики, умения анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать или приучает человека формально учитывать каждый свой шаг, чтобы вовремя представить ворох ненужных ему бумаг для очередного контролёра, который
придёт оценивать личностный результат обучающихся.
В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями стандарта оценка достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося, и использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития.
В нашей школе (МБОУ «Пламенская СОШ» Гатчинского муниципального района] оценка качества образовательных результатов направлена на обработку информации об уровне реализации требований к результатам освоения образовательных программ. Объектами мониторинга качества образовательных результатов являются: здоровье обучающихся; личностные образовательные результаты (включая показатели социализации обучающихся]; метапредметные образовательные результаты обучения (сравнение данных внутренней и внешней диагностики]; предметные результаты обучения (данные внутренней и внешней диагностики, в том числе ГИА); удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.
Правильно выбранные формы контроля помогают получить полную и всестороннюю информацию о состоянии образовательной деятельности школы. Контроль над получением результатов достижения требований ФГОС начального общего образования проводится с целью отслеживания не только предметных достижений учащихся, но также и ме-тапредметных результатов. Наряду с предметными контрольными работами проводятся комплексные метапредметные работы.
Оценка результатов деятельности осуществляется путем изучения сформирован-ности универсальных учебных действий у учащихся. В ходе обследования учителями в
форме оценочных листов используются универсальный диагностический инструментарий, предложенный А. Г. Асмоловым, а также экспертные оценки сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) и личностных результатов. Анализ результатов мониторинга показывает преимущественно высокий и средний уровни сформированности универсальных учебных действий и личностных результатов у учащихся начальной школы. Данные результаты стали возможными благодаря продуманной и системной внеурочной деятельности учителей, участию в ежегодных конкурсах: социального проектирования учащихся, «Ученик года», «Класс года». Положительную роль сыграли различные дистанционные конкурсы, число участников в них значительно увеличивается с каждым годом.
Однако перед педагогическим коллективом стоит серьезная задача по достижению всеми учащимися базового уровня предметного обучения. Группа учащихся, показывающая низкий уровень сформиро-ванности результатов, требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказания учителем целенаправленной ежедневной помощи в достижении базового уровня. В связи с этим учитель должен быть высококвалифицированным, обученным специалистом и осознавать ответственность за полученный результат.
При составлении внутришкольной системы оценивания результатов образования не стоит также забывать, что большое количество измерений не улучшает результаты, а лишь усложняет деятельность учителя. Система оценивания должна быть оптимальной и понятной для учителя и ученика.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации / Федер. закон. № 273-М от 29.12.2012 г. - М.: Проспект, 2013. - 160 с.
2. Адольф В. А., Валяева Е. В. Ценностные приоритеты учащихся старших классов в условиях современного общества // Воспитание школьников. - 2012. - № 10. -С. 9-23.
3. Жилина А. И. Ключевые понятия федеральных государственных образовательных стандартов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Научный журнал. Педагогика. - Том 3. - 2015. - № 3. - С. 41-47.
4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - М: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
5. Лебедев О. Е. Управление образовательными системами: учеб.-метод. пособие для вузов. — М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004. - 136с.
6. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
7. ПанасюкВ. П. Школа и качество: выбор будущего. - СПб.: КАРО, 2003. - 384 с.
8. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2014. - 304 с.9.
9. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1984. - 208 с.
10. Татарченкова С. С. Проблемы качества образования и их решение в образовательном учреждении. - М.: КАРО, 2012. - 120 с.
11. Татарченкова С. С. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности. - М.: КАРО, 2014. - 112 с.