DOI 10.24411/9999-00^-2019-10075 УДК 72.01:004.9
Е.В. Хохрин hohrin@gmail.com С.А. Смольков smolkofs@gmail.com
Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск
К вопросу о регенерации исторической среды в условиях трансформации культурно-общественного центра сибирского города
Исследование выполнено в рамках договора с администраций г. Иркутска
Аннотация
Всестороннее рассмотрение проблем сохранения и развития исторического облика города, а также вопросов решения задач формирования современной городской среды составляет основу смысла и содержания статьи. В основе исследования лежат различные формы представлений о внутренней организации и структуре внешних связей, понимание и конструирование механизмов развития собственных типов деятельности и среды, обеспечивающей нормальное развитие и регенерацию архитектурного стиля. Изложены основные этапы формирования процедур создания городского стиля, который развивается в нескольких планах — организационно-деятельностном и предметно-тематическом — что обеспечивается межструктурными коммуникациями в процессе кооперации с предметной средой, образом жизни людей и их культурой. Результаты исследования подтвердили существующие теоретические положения, показав тем самым эффективность исследования.
Ключевые слова: архитектурный стиль, дизайн городской среды, формирование комфортной среды, образ города, регенерация, реновация
E.V. Hohrin hohrin@gmail.com S.A. Smolkov smolkofs@gmail.com Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk
To the question of the historical environment regeneration in transformation conditions of the Siberian city cultural and social center
Abstract
The article deals with problems of preserving and developing the city historical appearance and forming a modern urban environment. The study is based on various ideas about the structure and the internal organization of external relations and understanding and designing the mechanisms of the environment development. The environment in its turn can develop and regenerate the architectural style. The main stages of creating an urban style are outlined. The style is evolving in several plans — organizational and pragmatist; and thematic. This evolution is ensured by inter-structural communications in cooperation with the subject environment, people's way of life and their culture. The results confirmed the existing theoretical theses and the effectiveness of the study.
Keywords: architectural style, environmental design, comfortable environment formation, city image, regeneration, renovation
Сохранение и развитие городов, обладающих значительным историко-культурным потенциалом, является целью и смыслом проведения исследований и проектирования в области архитектуры и дизайна [Щедровицкий, 1986, с. 102], обновления и развития архитектурно-пространственных и художественно-образных качеств исторической среды и интеграции сохранившегося наследия в современную жизнь города [Хохрин и др., 20^, с 90].
Cреда исторического города сегодня, как правило, не отвечает требованиям современного уровня
комфортности и потому остро нуждаются в защите и сохранении своих уникальных свойств, характеристик и качеств. Возникает конфликт между исторически сложившейся застройкой и инновационными объектами архитектурно-средового плана. Эти проблемы гармонизации и соответствия качества исторически сложившейся городской среды требованиям новейшего времени лежат в основе всех проектных проблем современного градоустройства и обеспечения комфорта в границах исторических поселений.
Один из эффективных путей решения проблем
взаимодействия исторически сложившегося образа и «новодела» — широкое использование инструментов и методов регенерации архитектурного образа городской среды как способа сохранения и возрождения изначальной среды исторического города, провоцирующего формирование новых тенденций в организации стиля жизни горожан, способствующего стабилизации ценностной картины мира, а также обеспечивающего поддержку и развитие традиций жизненного уклада городского обывателя, что придаст его жизни необходимый комфорт и сделает ее более динамичной.
Гармоничный городской дизайн должен стать не только эстетически предметным выражением духовной и материальной жизни человека, но и латентным инструментом управления и координации жизни общества посредством формирования ценностной картины мира, поддержки традиций, формирования новых тенденций стиля и образа жизни [Потапова, Энгель, 2012]. Создание повышенного уровня комфорта городской среды придает жизни в городе новые формы стабильности, что в конечном итоге делает ее более динамичной. Стабильное разнообразие стиля жизни и деятельности сообщества в городской среде в значительной мере зависит и от активного включения в среду комплексных объектов городского дизайна, а также от интенсивности формирования ими облика и образа города.
Дискомфорт и дисгармония современной среды исторических городов можно назвать непременными атрибутами и явно выраженными признаками разрушения ментальности и духовной жизни современного общества [Энгель, Потапова, 2013]. Изучение средовых качеств исторического центра Иркутска позволило сформулировать основные проблемы, часть которых можно решить или нивелировать средствами дизайна:
- утрата архитектурно-ландшафтных качеств видовых точек и панорам;
- искажение масштабов новой и сложившейся городской среды исторического центра (например, включение неэстетичных, в большинстве случаев типовых, зданий в застройку центра);
- несоответствие реальных размеров визуальным параметрам функционального использования городских площадей и улиц (крупные, несоразмерные с масштабом окружающей застройки, пустующие площади при современных крупных административных и общественных зданиях);
- отсутствие благоустроенных улиц — разрушенное покрытие, «размытые» границы уличных профилей, запущенное озеленение;
- ветхость и запущенность физического состояния фасадов большинства зданий, непродуманное колористическое решение как отдельных объемов, так и улицы в целом; использование неприемлемых средств реконструкции и реставрации фасадов;
- перенасыщенность и слабая структурированность информационно-рекламных элементов; недопустимо низкое качество рекламы, несовершенный графический дизайн;
- отсутствие малых форм, символики, знаков и, в частности, брендового, знакового дизайна.
Постановка задач при комплексном решении проблем, связанных с формированием и организацией оптимального функционирования комфортной
среды исторического города, напрямую связано со способами включения формы и содержания его архитектурно-пространственных и художественных характеристик в основу построения будущего образа проектируемого архитектурного комплекса. Рассмотрим ниже основные методы трансформации архитектурно-художественной и предметной-пространственной среды городского исторического центра.
Другой стороной проблемы реконструкции в условиях сложившейся исторической среды [Постановление Администрации--, от 12.09.2008] представляется вопрос о реставрации, реновации и реанимации исторических зданий в связи с их сильным физическим или моральным износом, изменением функции, частичной самовольной перестройкой и другими бесконтрольными действиями собственников без нарушения композиционной целостности и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, где процедуры принятия решения о судьбе отдельного объекта или даже целых комплексов принимают «субъекты юридического права и администрации», компетенции которых явно не соответствуют форме и содержанию принимаемых решений (как это было в недавней истории с «домом А.А. Рассушина» в Иркутске).
Исторические здания за всю свою многолетнюю историю подвергались многократным перестройкам, отвечая на запросы коммерческого вкуса и изменение социальных отношений, и, теряя особый неповторимый дух, со временем рушатся и приходят в негодность, теряя свой первоначальный облик и смысл собственного существования, не говоря уже о состоянии конструкций, сетей и нелепых перепланировках. Эти тенденции в отношении культурного наследия предусматривают целый комплекс консервативных мероприятий по сохранению первоначального облика и стиля как отдельного здания, так и исторического комплекса в целом, его взаимосвязи с окружающей средой и повышению социо-культур-ной ценности в жизни города. При этом основной аргумент «защитников исторической среды» заключается в том, что «- реконструируемые сегодня здания будут служить будущим поколениям, когда востребованность в эстетике и уровне комфорта станет выше и сегодняшние мероприятия, материальные расходы и трудовые затраты будут оценены по достоинству», но — кто и когда смоделировал систему ценностей и критериев оценки качества проведенных мероприятий «реконструкции архитектурного наследия» будущими поколениями жителей города?!
С развитием жизненного уклада и пространственно-функциональной организации города увеличивается потребность в разработке новых площадок, внедрении современных проектно-дизайнерских инноваций и расширении существующих архитектурно-пространственных комплексов [Генеральный план-, от 28.06.2007]. Историческое ядро является культурным, деловым и торговым центром и основной задачей является сохранение целостности исторической застройки и гармоничного взаимодействия сложившейся городской среды и проектируемых структур. Как правило, наиболее ценные памятники архитектуры находятся в центре поселения, где сосредоточена культурная и деловая жизнь городских сообществ. Чтобы сохранить художественно-образную целостность архитектурно-исторического объекта
при любом типе проектного воздействия на стиль, структуру, массу и масштаб исторической среды, в процессе проектирования необходимо уделять особое внимание построению механизма гармонизации целого и отдельных частей проектируемого объекта, моделированию деталей и нюансов моделирования композиции всех частей здания — цоколя, входных групп, фриза, карниза, декоративного обрамления проемов, цвето-световой гармонии и качества отделки фасада в целом.
Развитие благоустройства и применение элементов ландшафта в среде исторического города для достижения гармонии архитектурного дизайна городской среды с ландшафтной пластикой урбанизированных пейзажей — это важнейший комплекс проектных задач создания комфортной жизни, особенно в условиях исторического центра города, где ландшафт неотрывно связан с архитектурной средой. Городской пейзаж — неотъемлемая часть любого поселения, где он, будучи органично включенным в планировочную структуру, дополняет и развивает неповторимый художественный образ уникального городского ландшафта [Энгель, Потапова, 2013].
В структуре проектных целей и задач дизайн городской среды становится отдельным проектируемым элементом и инструментом формирования городского комфорта и, соответственно, самостоятельным объектом проектирования [Щедровицкий, 1986, с. 102], требующего сохранения визуальных связей с окружающим ландшафтом, исключения из городской среды стилистического диссонанса между архитектурно-дизайнерским решением городского ансамбля и объектов природно-ландшафтного комплекса (зеленые насаждения, городское оборудование и благоустройство, водные сооружения паркового хозяйства, системы аудио-визуального оформления и пр.).
Рассматривая ландшафтную архитектуру как средство взаимодействия городской культуры и природы, где она является инструментом культурной деятельности человека, элементы ландшафтного дизайна представляются как средства качественного обновления и возрождения исторических основ городской жизни и должны найти активное применение в преобразовании планировки и застройки центра города с целью создания уникального городского пейзажа, его художественного образа. Сохранение историко-культурных памятников, преемственное развитие города и создание художественно-выразительных пространств должно способствовать устойчивому развитию городской среды. При этом учитываются технологические и культурно-исторические аспекты деятельности городских сообществ, не нарушающие целостность и сохраняющие историческое наследие города.
Наполнение городского пространства малыми архитектурными формами составляет еще один комплекс проблем, связанный с явной нехваткой городской мебели и функционального оборудования общественных пространств. Эта проблема имеет две стороны — отсутствие должной и разнообразной номенклатуры оборудования соответствующего качества, а также способов и форм организации адресной типологии стилистических комплексов застройки городской среды, которая бы
соответствовала художественному качеству и уровню развития современного общества в целом. Оболванивание массового потребителя видимостью создания комфортной среды с использованием малых архитектурных форм (МАФ) — проблема, определяющая в будущем образ всего города и его исторической части. С помощью МАФ, являющихся составной частью благоустройства, можно оперативно решать проблемы физического комфорта и художественного качества пространственных характеристик объектов городской среды, гармонично устроенных в историческом контексте. При этом под МАФ подразумеваются т.н. «временные сооружения», ситуативно предназначенные для архитектурно-планировочной и художественно-образной модернизации объектов ландшафтной архитектуры, создания комфортного отдыха посетителей, ландшафтного обогащения территории в целом, эстетически и функционально дополняющие общую композицию архитектурного ансамбля исторической застройки.
Некоторые из элементов МАФ не несут утилитарных функций и имеют исключительно художественно-декоративное или функционально-пространственное назначение. Находясь в городской среде, объекты городского дизайна насыщают среду эмоционально, информационно, художественно, приносят эстетическое удовольствие, повышают комфортность, несут информацию, необходимые для быстрой и удобной ориентации. И в этом смысле необходимо говорить о повышении информационно-эмоционального потенциала городской среды как важнейшего средства воздействия на формирование художественного вкуса, эмоционального состояния и психического тонуса городского жителя. Именно поэтому элементы, составляющие основу МАФ, должны быть ненавязчивыми и технически совершенными, пластичными и удобными, простыми и выразительными, красивыми по форме, цвету и фактуре материала, легкими, долговечными, эргономичными и экономичными, с хорошими пропорциями и соответствовать масштабу человека. Для нашего провинциального города наиболее подходящими объектами благоустройства могут выступать капитальные, устойчивые формы, что способствует формированию чувства гордости в горожанах и ощущению стабильности городской жизни.
Системный подход к размещению элементов информационного дизайна в среде исторического города оказывает существенное влияние на восприятие современного города, его художественный образ и архитектурно-декоративное оформление облика. Развитие форм, средств и приемов организации объектов дизайна городской среды имеет большое значение для формирования социокультурной и архитектурно-планировочной инфраструктуры города, выявления ее природно-пространственных компонентов и сохранения памятников историко-культурного наследия. Необходимо точно и адресно выстраивать систему размещения элементов информационного дизайна в структуре сложившейся городской застройки [Местные нормативы..., от 15.07.2011], в связи с чем возрастает потребность в разработке всесторонней архитектурно-художественной концепции, которая будет решать весь комплекс проблем размещения информационных конструкций и элементов навигации в историче-
ской части города. В рамках этой концепции должен быть сформирован полноценной архитектурно-художественной образ городской среды исторического поселения; разработан механизм построения художественной композиции и стиля городского оборудования, гармонично сочетающихся с архитектурными, художественными и колористическими особенностями городских зданий и сооружений; применением передовых технологий и материалов на основании изучения отечественного и зарубежного опыта и особенностей местной художественной национальной культуры [Правила размещения..., от 03.06.2013].
В реальной практике необходимо учитывать особенности архитектурного стиля фасада исторического здания, на котором будут установлены элементы городского дизайна. Вновь вводимые конструкции объектов городского дизайна должны органично вписываться в проектируемую среду и взаимодействовать с ней, образуя новые образы и смыслы в общем историческом и художественном контексте. Средств для этого в современных дизайнерских и маркетинговых технологиях более чем достаточно — конструкции, состоящие из отдельных элементов, символов, знаков и образов без подложки или с плоской подложкой, плоские и объемные баннеры, конструкции с включением эффектов иллюминации, конструкции, составленные в сложную трехмерную композицию отдельных элементов и знаков, лайт-боксы, афишные конструкции, панели-кронштейны, таблички, общие указатели, мобильные вывески на гибком материале, надписи на тротуаре и многое другое [Правила размещения., от 03.06.2013]. Также часто используются приемы сложной компоновки объемных элементов и знаков, за которыми виден фрагмент фасада, а также композиция букв и знаков без подложки, отбрасывающая собственную тень на плоскость фасада и т.д.
Ребрендинг в условиях реконструкции исторического города составляет немаловажный момент, который необходимо учитывать при проектировании городской среды. Вне зависимости от размера, расположения и административного устройства, исторический город остро нуждается в осознании собственной уникальности, понимании истоков самобытности и неповторимости образа, социокультурной идентификации и узнаваемости его знаковых элементов. И для того чтобы сформировать требуемое отношение к городу, его положительный имидж на внешнем и внутреннем потребительском рынке, необходимо акцентировать историческую, культурную, художественную и экономическую привлекательность города. Для этого формируется и проводится системный комплекс различного типа мероприятий по анализу, разработке и внедрению бренда города, поддержанию его функционирования и обеспечению условий успешного развития, в котором вопросы формирования и развития нативного архитектурного стиля и художественного имиджа исторического поселения выступают на передний план.
Бренд города, по сути — имя его, странная сущность, лежащая между впечатлением коренных жителей — резидентов — и взглядом «со стороны» приезжих — интервентов — важная составляющая городской идентичности имиджа поселения. Как правило, он имеет визуальное выражение — знак,
символику, девиз, логотип, фирменный (корпоративный) блок и стиль, но имеет глобальную ценность прежде всего тогда, когда имманентно связан со стратегией развития города, его имиджевых и смысловых посылов. Фактически процедура продвижения бренда — это своего рода создание положительной репутации, что влечет за собой рост прямых и косвенных городских инвестиций, а также последующего его экономического развития и культурного процветания [Хохрин Е.В., и др. 2018а. с.90.].
Городские сообщества в любом регионе или поселении всегда надеются, что при помощи нового бренда или его части — логотипа и слогана — сможет расширить туристическую привлекательность города, привлечь внешние инвестиции и увеличить долю прибыли за счет стимуляции торгово-туристи-ческого сегмента экономики. Из-за возросшей конкуренции многие города по всему миру вынуждены все активнее позиционировать себя на рынке торговли и туризма, быть более активными в процессах привлечения новых людских и финансовых ресурсов. Однако главная проблема состоит в том, что практически все городские администрации мыслят одинаково и хотят, чтобы их воспринимали в качестве лучших по многим параметрам — культуре, расположении, истории [Хохрин Е.В., и др., 2018б, с.124.]. А истинный смысл привлечения интереса на внешнем рынке — создание особых условий для развития внутренней уникальности города и поддержка характерной неповторимости, своеобразия и беспрецедентности уникальных городских инициатив в истории развития рынка инновационных услуг.
Такой подход предполагает формирование актуальных процедур и методов регенерации архитектурного стиля городской среды не только по критериям «пользы, прочности и красоты», но и с точки зрения перспектив ее развития и функционально-пространственной гибкости решений в любом диапазоне проблем — от решения проблем транспорта и архитектурно-ландшафтных комплексов города до дизайна интерьера городских пространств, цвето-светового наполнения и устройства систем элементов городской мебели и оборудования [Правила размещения..., от 03.06.2013]. Методы и приемы преобразования городской среды опираются на современные инженерные технологии и социальные требования, во взаимодействии которых и возникают противоречия между требованиями сохранения исторических средовых ценностей и потребностью в наполнении новыми средовыми качествами, соответствующими современному пониманию комфорта городской среды [Местные нормативы., от 15.07.2011]. Таким образом, создание механизма постоянного повышения комфорта среды проживания в городе, повышения уровня ее максимальной безопасности и обеспечение «атмосферы» доброжелательной активности всех элементов системы жизнеобеспечения и является одним из важных критериев оценки качества проектирования в условиях регенерации архитектурного стиля с точки зрения задач современного городского дизайна.
Список литературы
1. Потапова А.В., Энгель Б. Перспективы развития исторического центра Иркутска с учетом немец-
кого опыта Дрездена // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. — 2012. — № 1 (2).
— С. 169-178. DOI: 10.21285/2227-2917-2012-1-169178.
1. Хохрин Е.В., Смольков С.А., Хохряков А.А. Формирование городского стиля Иркутска: — Иркутск: Изд-во Иркутского национального исследовательского технического университета, 2018а. — 90 с.
2. Хохрин Е.В., Смольков С.А., Хохряков А.А. Дизайн городской среды на примере Иркутска. — Иркутск: Изд-во Иркутского национального исследовательского технического университета, 20186, — 124 с.
3. Щедровицкий Г.П. Типология ситуаций проведения изысканий // Программирование научных исследований и разработок. Из архива Г.П. Щедровиц-кого. — М.: Путь, 1999. — Т. 1. — 288 с.
4. Энгель Б., Потапова А.В. Наследие в опасности
— исторический центр г. Иркутска // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. — 2013.
— № 1 (4). — С. 196-205. DOI: 10.21285/2227-29172013-1-196-205.
References
1. Engel' B., Potapova A.V. Nasledie v opasnosti — istoricheskij centr g. Irkutska. Izvestiya vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost', 2013, No. 1 (4), pp. 196205. DOI: 10.21285/2227-2917-2013-1-196-205. (in Russ.)
2. Hohrin E.V., Smol'kov S.A., Hohryakov A.A. Formirovanie gorodskogo stilya Irkutska. Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo nacional'nogo issledovatel'skogo tekhnicheskogo universiteta, 2018a, 90 p. (in Russ.)
3. Hohrin E.V., Smol'kov S.A., Hohryakov A.A. Dizajn gorodskoj sredy na primere Irkutska. Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo nacional'nogo issledovatel'skogo
tekhnicheskogo universiteta, 2018b, 124 p. (in Russ.)
4. Potapova A.V., Engel' B. Perspektivy razvitiya istoricheskogo centra Irkutska s uchetom ne-meckogo opyta Drezdena. Izvestiya vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost', 2012, No. 1 (2), pp. 169-178. DOI: 10.21285/2227-2917-2012-1-169-178. (in Russ.)
5. Shchedrovickij G.P. Tipologiya situacij provedeniya izyskanij. In Programmirovanie nauchnyh issledovanij i razrabotok. Iz arhiva G.P. Shchedrovickogo. Moscow: Put', 1999, Vol. 1, 288 p. (in Russ.)
Список источников
1. Генеральный план города Иркутска, утвержденный решением Думы города Иркутска от 28.06.2007 № 004-20-390583/7 (https://admirk.ru/ Pages/generalniy-plan-goroda.aspx)
2. Местные нормативы градостроительного проектирования г. Иркутска, утвержденные постановлением администрации города Иркутска от 15.07.2011 № 031-06-1287/11. (http://docs.pravo.ru/document/ view/19781011)
3. Правила размещения наружной рекламы и объектов информационного оформления на территории города Иркутска, утвержденные решением Думы города Иркутска от 03.06.2013 № 005-20-470795/3. (http://docs.cntd.ru/document/440521345)
4. Постановление Администрации Иркутской области от 12.09.2008 № 254-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» (http://docs.cntd.ru/document/424069760).