DOI 10.24411/9999-001А-2019-10074 УДК 72.01:004.9
Е.В. Хохрин hohrin@gmail.com С.А. Смольков smolkofs@gmail.com
Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск
Механизмы формирования городской идентичности урбанизированных территорий
Исследование выполнено в рамках договора с администраций г. Иркутска
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические основы механизма формирования городской идентичности и условия реализации способов трансляции специфической лексики формообразования и культурной традиции. Должное внимание уделено проблемам сохранения и развития городской идентичности, а также решению задач формирования современной урбанизированной среды, что позволит объективизировать процедуру выбора генерируемых вариантов в процессе проектирования и дизайна урбанизированных территорий. Рассмотренные нами аспекты городской идентичности исторической среды культурно-общественного центра сибирского поселения допускают проводить описанные операции над различными типами размерных величин, от формирования спектра параметров до их сопоставительной оценки, и получить в результате показатели соответствия исследуемой структуры композиции заданному эталону.
Ключевые слова: городская идентичность, городская общность, образ города, городской символ, регенерация, реновация
E.V. Hohrin hohrin@gmail.com S.A. Smolkov smolkofs@gmail.com Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk
Mechanisms of formation of city identity of the urbanized territories
Abstract
The article deals with the theoretical foundations of the urban identity formation mechanism and the conditions for the implementation of methods for transmission specific vocabulary of morphogenesis and cultural tradition. Due attention is paid to preserving and developing urban identity and to forming a modern urbanized environment. All that will make it possible to objectify a choice of the generated options while designing urbanized territories. The aspects of urban identity of the historical environment of the Siberian settlement cultural and social center that we have examined allow us to carry out the described operations on various types of dimensional quantities, from forming a spectrum of parameters to their comparative assessment. As a result we can obtain indicators of compliance of the studied structure of the composition with a given standard.
Key words: urban identity, urban community, image of the city, urban symbol, regeneration, renovation
Изменение роли городов в глобальном контексте, вовлеченность поселений в конкуренцию, постоянная трансформация социокультурного пространства, межгородские миграции обуславливают потребность в осмыслении феномена городской идентичности жителей города. В целях повышения уровня объективности оценки правительством разработаны критерии качества урбанизированной среды и механизм формирования территориальной идентичности сибирского города, изложенные в «Методике оценки качества городской среды проживания» [Местные нормативы..., 2011, с. 112] Там же введено понятие — «индекс качества городской среды», по которому устанавливается рейтинг городского поселения сре-
ди городов России.
В последние годы в российское научно-исследовательское пространство вошла тема городских исследований, давно уже теоретически и методологически обоснованная и эмпирически апробированная на Западе. В первую очередь необходимо определиться с понятиями, изучить сущность феномена городской идентичности, а также факторы ее проектирования и конструирования. Проанализировав материалы по теории айдентики и имеющиеся в литературе подходы к определению понятия «городская идентичность» [Дягилева, 2012], необходимо учесть следующие моменты:
- городская идентичность является продуктом
коллективной мыследеятельности, она связана с включенностью в долговременные стабильные социальные группы и определяет эмоциональную наполненность самоопределения индивида по отношению к такой группе в целом, к групповому имени, к «своим» и «чужим», а также групповые ценности, социальные нормы, стереотипы, поведенческие паттерны и т. д.;
- городская идентичность является социокультурным конструктом, который формируется в результате социализации и адаптации в конкретном территориальном поселении и детерминируется усвоением и воспроизводством культурных символов, принятых норм, традиций, отдельных паттернов и в целом — стиля жизни жителей данного поселения;
- городская идентичность является результатом отождествления человека с городской общностью как большой социальной группой, отличающейся от ряда иных категорий населения, выделяемых по признаку территориальной принадлежности.
Городская идентичность — это компонент социального отождествления личности, социокультурный конструкт, формируемый в результате самоидентификации человека с конкретным городским сообществом и определяемый усвоением и воспроизводством символического капитала города, социокультурных норм и стиля жизни, объединяющих жителей города.
Классификация факторов, которые воздействуют на процесс формирования городской идентичности:
а) стабильные структурные факторы: местоположение, климат и история города;
б) количественные и качественные факторы, изменяемые в долгосрочной перспективе: размер и население города, внешний облик города, благосостояние жителей, культурные традиции местного сообщества;
в) символические факторы — городская символика, политический климат, культурные коды поведения жителей, знаковые события, знаковые личности, мода на отдельные товары и услуги, характер коммуникаций внутри сообщества [Дягилева, 2013].
Общие положения организации процесса формирования городской идентичности задают область понятия о логике проектирования и механизме формирования городской идентичности, лежащей в основе разработки технологии стратегий творческого поиска [Хохрин и др., 2018а, с. 90]. В организации процесса проектирования важнейшее место для обеспечения оптимальной работы проектного механизма необходимо рассматривать процесс проектирования как феномен, реализующий себя одновременно в двух планах: плане организации проектной деятельности и плане организации предмета и тематики проектной деятельности [Щедровицкий, 1999, с. 111] Кроме того, как правило, выделяют три этапа конструирования логики проектирования — постановочный, собственно проектирования и оформительско-вне-дренческий, которые описаны в «Методике оценки качества городской среды проживания», позволяющей определить качество жизни на ур-банизированных территориях. Рассмотрим далее основные положения документа [Хохрин и др., 2018б, с. 124].
Индекс качества — инструмент, который поможет руководителям городских администраций, исследовательским и проектным организациям вы-
явить ключевые проблемы городской среды и начать работу по их устранению. Индекс утвержден приказом Минстроя России и был применен ко всем 1112 городам России, и состоит из двух блоков:
- оценивается качество среды по 30 индикаторам, каждый из которых отвечает за определенный из 6 типов городского пространства и отображает степень качества среды по одному из 5 критериев.
- оценивается эффективность использования субсидии, выделенной в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование городской среды», по 11 индикаторам.
Основные цели, установленные в «Методике оценки качества городской среды проживания»:
1. Создание методики на основе рейтинга с целью обеспечения объективной комплексной оценки муниципальных образований по критериям, определяющим уровень развития всех сфер жизнедеятельности города.
2. Создание эффективного прикладного инструмента:
- для определения негативных и позитивных аспектов в развитии муниципальных образований;
- для принятия решений по усилению конкурентных преимуществ и снижению негативных факторов в развитии;
- для нивелирования диспропорций в территориальной структуре муниципальных образований по ряду социально-экономических факторов.
3. Определение полюсов роста на территории Российской Федерации — с точки зрения условий, благоприятных для жизни населения, ведения бизнеса, инвестиций в недвижимость и т.д.
4. Описание существующей иерархической структуры городов и их типологии.
5. Организация интегральной системы анализа социально-экономических показателей городов, который делает возможным их сопоставление, а также проведение аналитических исследований по выявлению тенденций социально-экономического развития.
Так как основные цели сформулированы в теоретико-прикладном аспекте, то при их разработке проведена семантическая и эмпирическая интерпретация исходных понятий в соответствии с выделенной научной и практической проблематикой, логическим анализом рабочих гипотез и возможностью прикладного применения [Местные нормативы..., 2011, с. 62].
Основные задачи, установленные в «Методике оценки качества городской среды проживания»:
1. Проведение анализа существующих отечественных и зарубежных методик и практик сравнения субъектов административно-территориального деления макрорегионов и стран.
2. Проведение всестороннего исследования и определение критериев и базовых индикаторов оценки городов по средствам отобранных теоретических и методологических дисциплин, связанных с оценкой качественно-количественных характеристик исследуемых объектов.
3. Создание идентичного методологического аппарата для составления рейтинга, базируясь на лучших отечественных и зарубежных практиках, используя собственные разработки.
4. Разработка методики комплексного сравнительного рейтинга городов на основании применения и расчета системы экономических показателей.
5. Формирование системы экономических показателей, всесторонне характеризующих функционирование городов.
6. Расчеты интегральных показателей, индексов и групп индексов в соответствии с разработанным методическим аппаратом.
7. Выделение типичных групп (типология) объектов по ряду признаков, указание общих тенденций и различий в их развитии, выделение характерных индивидуальных различий, анализ полученных результатов.
8. Создание механизма мониторинговой системы социально-экономического положения исследуемых объектов.
9. Создание демонстрационного аналитического материала по результатам проделанной работы.
10. Предоставление материалов исследований всем заинтересованным лицам.
Область и предмет проектирования и исследования городской идентичности нетождественны понятию «объективная реальность» или понятию «объектная область проектирования». В качестве области исследования выступают связи, отношения, границы, рамки рассмотрения и свойства реального объекта, которые включены в процесс изучения. Предмет проектирования в этом случае — это определенные стороны структура свойств, качеств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем проектной деятельности.
Объект проектирования городской идентичности в условиях исторической среды города — это некий феномен, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта проектирования и на которое обращено внимание дизайнера. Понятие предмета проектирования городской идентичности еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в проектируемом объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению и исследованию с целью выявления формирующих его противоречий и проблем. В одном и том же объекте могут быть выделены различные стороны, аспекты и темы проектирования.
Цели и задачи формирования городской идентичности — это обоснованное представле-ние об общих конечных или промежуточных результатах предпроектных исследований в рамках проектного процесса. В нашем случае — обоснование и разработка методической системы формирования комфортной городской среды, отвечающей требованиям и потребностям сегодняшнего дня. Важным и необходимым этапом проектирования является конструирование и конкретизация общей цели в системе проектных задач [Хохрин и др., 2018а, с. 90].
Проектная задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. С другой стороны задача — это цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, т.е. многофакторная совокупность конкретных условий, требующая своего преобразования для достижения определенных смыслов. Среди значительного ряда задач, подлежащих решению, очень важно выделить приоритетные. Рекомендуется выделять в целом не более 6 задач по трем основным группам.
Первая из основных группа задач — историко-
диагностическая — связана с изучением истории возникновения и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных, профессиональных и культурно-исторических оснований проектирования;
вторая — теоретико-моделирующая — с раскрытием структуры, сущности изучаемого объекта, факторов его преобразования, формы структуры и функций городской идентичности и способов ее теоретической трансформации и построения модели развития;
третья — практически-преобразовательная
— с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации исследовательского и проектного процесса, их предполагаемых преобразований с разработкой практических рекомендаций и теоретических обобщений. Остальные, более частные задачи, относят чаще всего в качестве подзадач к основным [Хохрин др., 2018а, с. 90].
Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро формирования городской идентичности. Постановка задач и путей их решения подготавливает проектировщику «прорыв» в области формирования городской идентичности, а все последующие логические этапы будут представлять ступени движения к инструментальной проверке истинности и воплощению этого комплекса идей. Формой такого предвидения результатов действия механизма формирования дизайна урбанизированных территорий выступает проектная гипотеза, как совокупность отдельных идей — обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить требуемый результат. В способе внутренней организации сформулированной гипотезы дизайна проявляется реальное движение мышления проектировщика к новым, более глубоким обобщениям на основе прогнозирования и творческого предвидения.
Важным для формирования механизма городской идентичности представляется процедура «рождения» идеи, последующее претворение ее в замысле, а затем развертывание его в гипотезу и представляет собой самый сложный, творческий элемент проектирования и дизайна, его творческое ядро, составляющее основу идеирования и концептуализации.
Предпроектные исследования и анализ
— изучение состояния и возможностей развития рассматриваемых процессов и явлений — предшествуют всему процессу формирования городской идентичности, сопровождает его, но особо выделяют исходную стадию (в начале исследования) и заключительный анализ, необходимый для ориентации поиска и определения его эффективности. Собственно говоря, предпроектные исследования количественных параметров изучаемых объектов строятся по общепринятой методике на основе предварительно разработанных критериев и показателей с помощью известных (в том числе стандартизированных) процедур, а также полученных на основе конструирования новых технологий.
Не следует забывать, что каждый этап проектирования заключает в себе два плана, два аспекта — практический и исследовательский. На каждом этапе важен практический (обучающий, воспитыва-
ющий, консолидирующий) эффект и одновременно — приближение к выяснению проектно-исследова-тельских задач, углубление в предмет поиска и уточнение проектно-исследовательских и конструктивных методов [Потапова, Энгель, 2012, с. 111].
Образ города является лишь одним из трансляторов символической информации о городе, которая формирует городскую идентичность. Осознанию себя горожанином и пониманию отличий своего поселения от другого, формированию чувства гордости за территорию проживания способствуют также и иные трансляторы, которые участвуют в процессе городской идентификации — местные мифы и предания, обрядовые традиции, компоненты культурного ландшафта (памятники и т.д.), праздники и фестивали, городские знаки и символы. Все они служат для того, чтобы представлять и сохранять городскую уникальность, которая является ядром городской идентичности [Энгель, Потапова, 2013].
Общая схема механизма формирования городской идентичности системно состоит из 4-х основных блоков процесса (см. ниже) и 2-х блоков управления и методологической работы, названных «Организация рефлексии и методологическое обеспечение» и «Организация управления и кооперация деятельности» [Хохрин и др., 2018б, с. 124]. В свою очередь, каждый из боков процесса делится на 4 этапа со своей логикой и спецификой, обеспечивающей нормальное функционирование системы формирования городской идентичности:
1. КРИТИКА И СХЕМАТИЗАЦИЯ
1.1. Самоопределение в ситуации целевой неопределенности. Формулирование темы, целей и задач формирования городской идентичности.
1.2. Сбор и обработка исходного материала. Принципы систематизации и классификации данных.
1.3. Анализ ситуации. Формулирование противоречий и проблем в исходной ситуации.
1.4. Поиск закономерностей формирования городской идентичности в ситуации проектирования. Графический анализ.
2. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
2.1. Выработка требований к форме и содержанию проекта. Моделирование формальных характеристик формирования объектов городской идентичности.
2.2. Анализ пропорциональных закономерностей проектной ситуации. Формулирование композиционного ключа и схем пропорционального строя объектов городской среды.
2.3. Идеирование и концептуализация. Принципы формообразования в условиях формирования городской идентичности.
2.4. Формулирование закономерностей формообразования. Стиль и факторы стилеобразова-ние городской среды.
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ
3.1. Описание проекта в терминах профессионального языка. Мышление в проекциях.
3.2. Вариантная проработка формирования городской идентичности. Уяснение, углубление и уточнение смысла и содержания проекта.
3.3. Графическая интерпретация содержания модели преобразования городской среды. Формирование принципа «обратной связи»
3.4. Реализация принципов формообразования в объекте формирования городской идентичности. Устойчивое развитие. Динамика, статика и обратимость процессов. 4. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И НОРМИРОВАНИЕ
4.1. Детальная проработка отдельных частей проекта формирования городской идентичности. Расширение формы и темы представления об объекте проектирования
4.2. Разработка формального языка. Логика и философия описания результатов процесса формирования городской идентичности.
4.3. Презентация проекта. Принципы НЛП и формализация продвижения проекта формирования городской идентичности.
4.4. Оформление материалов проекта. Оценка, рефлексия и осмысление результатов моделирования и проекта формирования городской идентичности.
Таким образом, можно предположить, что для формирования городской идентичности могут быть использованы проекты, направленные на выявление и осмысление уникальных механизмов формирования дизайна урбанизированных территорий, актуализацию значимых «мест силы» и «коллективной» памяти на проектируемых участках. Такого типа процедуры также следует отнести к факторам активного воздействия, поскольку они способны изменить отношение к городу, а также к символическим факторам, поскольку они будут способствовать установлению или укреплению символической связи между горожанином и городом [Хохрин и др., 2018а, с. 90].
Следовательно, механизмы формирования городской идентичности помимо достижения собственных целей способны выполнять и косвенные цели, т.е. оказывать более или менее сильное влияние на идентификационные процессы. Объектом проектирования и формирования городской идентичности выступает сложное образование, содержащее в себе наслаивающиеся друг на друга подсистемы — социум, культуру и городскую среду. И в этом случае проект построения механизма городской идентичности выступает в качестве способа сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся культурным нормам [Хохрин и др., 2018б, с. 124]. Проектирование городской среды весьма многогранно, но целью проекта формирования городской идентичности все же будет являться рост уровня и расширение зоны комфорта для личности, что может непосредственно отражаться на городской идентичности. Человеку должна быть приятна его среда обитания, чтобы отсутствовала некая неустроенность в жизненных смыслах, чтобы место жизни ассоциировалось с наименьшим числом отрицательных переживаний, чтобы среда способствовала реализации личностных ресурсов [Щедровицкий, 1999, с 111].
Следует отметить, что особое значение для формирования городской идентичности будут приобретать те механизмы построения городской идентичности, которые направлены на актуализацию и поддержание смыслов городского культурного и исторического наследия, поскольку в данном контексте идентификационный аппарат будет работать благодаря памяти как инструменту поддержания
культурной идентичности и развития коллективной мыследеятельности.
Список литературы
1. Дягилева Н.С., Журавлева Л.А. Городская идентичность: понятие, структура, основы // Социология города. — 2012. — №1. — С. 46-61.
2. Дягилева Н. С. Теоретические аспекты городской идентичности // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. — Екатеринбург: УрФУ, 2013. — С. 54-59.
3. Потапова А.В., Энгель Б. Перспективы развития исторического центра Иркутска с учетом немецкого опыта Дрездена // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. — 2012. — №1 (2). — С. 169-178. DOI: 10.21285/2227-2917-2012-1-169-178.
4. Хохрин Е.В., Смольков С.А., Хохряков А.А. Формирование городского стиля Иркутска: — Иркутск: Изд-во Иркутского национального исследовательского технического университета, 2018а. — 90 с.
5. Хохрин Е.В., Смольков С.А., Хохряков А.А. Дизайн городской среды на примере Иркутска. — Иркутск: Изд-во Иркутского национального исследовательского технического университета, 20186, — 124 с.
6. Щедровицкий Г.П. Типология ситуаций проведения изысканий // Программирование научных исследований и разработок. Из архива Г.П. Щедровиц-кого. — М.: Путь, 1999. — Т.1. — 288 с.
7. Энгель Б., Потапова А.В. Наследие в опасности
- исторический центр г. Иркутска // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. — 2013.
— №1 (4). — С. 196-205. DOI: 10.21285/2227-29172013-1-196-205.
References
1. Dyagileva N.S., ZHuravleva L.A. Gorodskaya identichnost': ponyatie, struktura, osnovy. Soclologiya goroda, 2012, No. 1, pp. 46-61. (in Russ.)
2. Dyagileva N. S. Teoreticheskie aspekty gorodskoj identichnosti. In Brending maiyh i srednih gorodov Rossii: opyt, problemy, perspektivy. Yekaterinburg: UrFU, 2013, pp. 54-59. (in Russ.)
3. Engel' B., Potapova A.V. Nasledie v opasnosti -istoricheskij centr g. Irkutska. Izvestiya vuzov. Investiert. Stroitel'stvo. Nedvizhimosf, 2013, No. 1 (4), pp. 196205. DOI: 10.21285/2227-2917-2013-1-196-205. (in Russ.)
4. Hohrin E.V., Smol'kov S.A., Hohryakov A.A. Formirovanie gorodskogo stilya Irkutska. Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo nacional'nogo issledovatel'skogo tekhnicheskogo universiteta, 2018a, 90 p. (in Russ.)
5. Hohrin E.V., Smol'kov S.A., Hohryakov A.A. Dizajn gorodskoj sredy na primere Irkutska. Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo nacional'nogo issledovatel'skogo tekhnicheskogo universiteta, 2018b, 124 p. (in Russ.)
6. Potapova A.V., Engel' B. Perspektivy razvitiya istoricheskogo centra Irkutska s uchetom nemeckogo opyta Drezdena. Izvestiya vuzov. Investiert. Stroitel'stvo. Nedvizhimost, 2012, No. 1 (2), pp. 169-178. DOI: 10.21285/2227-2917-2012-1-169-178. (in Russ.)
7. Shchedrovickij G.P. Tipologiya situacij provedeniya izyskanij. In Pmgrammirovanie nauchnyh issledovanij i razrabotok. Iz arhiva G.P.Shchedrovickogo. Moscow: Put', 1999, Vol. 1, 288 p. (in Russ.)
Список источников
Местные нормативы градостроительного проектирования г. Иркутска, утвержденные постановлением администрации города Иркутска от 15.07.2011 №031-06-1287/11. (https://www.glavbukh.ru/npd/ edoc/97_256841)