Пенсионная реформа
К ВОПРОСУ О РЕФОРМЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д.А. ВЛВУЛИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственноеуправление и финансы Орловского государственного техническогоуниверситета
В последнее время с новой силой разгорелась дискуссия вокруг пенсионной системы Российской Федерации. Очередной виток ее обострения связан с одобрением в начале октября 2008 г. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, в которой определена модель пенсионной системы.
В этой связи прежде всего необходимо отметить, что до 2002 г. в Российской Федерации функционировала так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Суть ее заключалась в следующем. Собранные за определенный год отчисления социального налога, уплачиваемого работодателем, идут на выплаты текущим пенсионерам. Такая система актуальна при условии значительного превышения числа работающих граждан над числом пожилых людей, находящихся на пенсии. В свое время в СССР на одного пенсионера приходилось 5 работающих граждан. Это позволяло без проблем выплачивать достойные пенсии. Теперь же в силу демографической проблемы ситуация совершенно иная. Сегодня на одного пенсионера приходится меньше двух работающих граждан. И, по мнению экспертов, уже довольно скоро положение может еще более усугубиться. Население России быстро стареет. И, по самым пессимистичным оценкам, к 2030 г. соотношение пенсионеров и работающих может составить один к одному. При этом, по прогнозам, уже к 2050 г. доля людей в работоспособном возрасте сократится с нынешних 63 % до 50 %, а доля пенсионеров вырастет с20 %до 30 %. Вполне очевидно, что распределительная пенсионная система в таких условиях оказывается несостоятельной. При ее неизменности отношение пенсии к зарплате упадетс26%сейчасдо17%в2030г. [8].
В такой ситуации от государства потребуется резкое увеличение расходов на пенсионное обеспечение граждан. При этом общеизвестно, что если государство не в состоянии увеличить свои расходы, то приходится снижать размеры пенсий, что приводит к отрицательным последствиям — увеличению уровня смертности и бедности среди лиц пенсионного возраста, росту социальной напряженности в обществе. Другой путь — увеличение налогов, что увеличивает налоговую нагрузку на бизнес, исправно платящий налоги. Вместе с тем мировая практика показывает, что выходом из такой ситуации может быть внедрение пенсионных схем, сочетающих в себе распределительный элемент, когда часть пенсии назначает и выплачивает государство, а также накопительный элемент, когда государство перекладывает часть функций по назначению и выплате пенсий в частные руки. Именно по такому пути в рамках реформы системы пенсионного обеспечения вот уже более семи лет пытается идти и Россия. Основная цель реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации состоит в том, чтобы обеспечить дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных накоплений, а также установить зависимость размера пенсии от размера зарплаты [7].
Как известно, в рамках системы обязательного пенсионного страхования работодатель за каждого работающего гражданина уплачивает взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). Эти взносы являются составной частью единого социального налога (ЕСН). Максимальная ставка ЕСН на сегодняшний день составляет 26 % от фонда оплаты труда (ФОТ)1,
1В настоящее время в России действует регрессивная шкала ЕСН. Его максимальная ставка составляет 26 % от фонда оплаты
из которых 20 % направляется в качестве взносов в ПФР (оставшаяся часть делится так: 3,1% —в Фонд обязательного медицинского страхования, а 2,9 % — в Фонд социального страхования). Эти взносы для лиц 1966 г. рождения и старше состоят из двух частей: базовой (6%) и страховой (14%). Для лиц 1967 г. рождения и моложе — из трех частей: базовой (6%), страховой (8%), накопительной (6%)2. Уплаченные взносы отражаются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц3. Подобно уплаченным взносам будущая пенсия застрахованных лиц, соответственно, будет также состоять из двух или трех частей. Для лиц, родившихся в 1967 г. и позже, пенсия будет состоять из трех частей: базовая, страховая и накопительная. Базовая часть пенсии является фиксированной, она устанавливается государством, одинакова для всех пенсионеров и не зависит от стажа и зарплаты (на сегодня она составляет 1 260 руб.). Страховая часть пенсии зависит от суммы уплаченных страховых взносов каждого конкретного человека, отражаемых в его индивидуальном счете. Она учитывается на лицевом счете и индексируется на уровень инфляции. Накопительная часть пенсии зависит от накопленной суммы застрахованного лица, учтенной в специальной части его индивидуального лицевого счета и ожидаемого периода выплаты пенсии. Средства пенсионных накоплений, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой пенсии подлежат обязательному инвестированию. Именно это по замыслу идеологов пенсионной реформы должно было способствовать приросту пенсионных накоплений, что в конечном итоге позволит обеспечить достойную государственную
труда (ФОТ). По такой ставке ЕСН исчисляется до достижения годовой зарплаты 280,001 тысячи рублей (примерно 23 тысячи рублей в месяц). Дальше до достижения уровня до 600 тысяч рублей по взиманию ЕСН начинается регрессия: взимается ставка в 10 % на сумму годовой зарплаты свыше 280,001 тысячи рублей. С годового дохода свыше 600 тысяч рублей ставка ЕСН составляет 2 % и взимается с суммы свыше этого порога только в ПФР. Налоговая база считается нарастающим итогом.
2 Первоначально право на накопительную часть пенсии имели также следующие категории граждан Российской Федерации: мужчины 1953 г. рождения и моложе; женщины 1957 г. рождения и моложе. Однако с 2005 года начисление накопительной части застрахованным лицам старше 1967 года рождения было прекращено (начисления за 2002—2004 годы остались на их индивидуальных лицевых счетах и инвестируются в соответствии с действующим законодательством). Таким образом, для данной категории граждан пенсия формируется по прежней распределительной системе, то есть все 14 % направляются на финансирование страховой части пенсии.
3 Застрахованное лицо — лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, и за которое уплачиваются (уплачивались) страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
пенсию ныне работающим гражданам к тому моменту, когда они выйдут на пенсию [3,4].
В рамках пенсионной реформы граждане Российской Федерации, родившиеся в 1967 г. и позже, получили право самостоятельно выбирать, кому доверить управление своими пенсионными накоплениями.
Изначально им было предоставлены два альтернативных варианта. Во-первых, застрахованные лица вправе оставить пенсионные накопления, предназначенные для формирования накопительной части трудовой пенсии в ПФР. Затем ПФР переводит эти средства под управление государственной управляющей компании, в качестве которой выступает Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности («Внешэкономбанк» или ВЭБ). ВЭБ инвестирует доверенные ему средства пенсионных накоплений в финансовые инструменты, которые одновременно характеризуются высокой надежностью и низкой доходностью (государственные ценные бумаги, ипотечные ценные бумаги и др.).
Во-вторых, застрахованные лица получили право перевести средства накопительной части пенсии под управление частной управляющей компании. По результатам жесткого конкурса было отобрано 55 частных управляющих компаний. После заключения договора с ПФР все они получили право на управление накопительной частью пенсионных накоплений. Так же, как и ВЭБ частные управляющие компании инвестируют поступившие в их распоряжение средства пенсионных накоплений.
Однако в отличие от ВЭБа набор финансовых инструментов, в которые разрешено инвестировать пенсионные накопления частным управляющим компаниям, значительно шире (акции, корпоративные облигации и др.), что теоретически должно обеспечивать более высокую доходность управления пенсионными накоплениями по сравнению с ВЭБом. Следует отметить, что и в том, и в другом случае формирование накопительной части трудовой пенсии осуществляется через ПФР.
Чуть позже у застрахованных лиц появилась еще одна альтернатива. Они получили право отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и перевести пенсионные накопления в один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В целях сохранения и прироста средства пенсионных накоплений, находящиеся в собственности НПФ, также подлежат обязательному инвестированию. При этом круг финансовых инструментов, разрешенных для инвестирования НПФ, соответствует кругу финансовых инструмен-
тов, в который вправе инвестировать пенсионные накопления частные управляющие компании, что должно обеспечивать доходность, не уступающую доходности частных управляющих компаний и превышающую доходность ВЭБа.
На заре пенсионной реформы ее идеологи были настроены оптимистично. Они рассчитывали, что граждане России будут активно переводить накопительную часть своей будущей пенсии под управление частных управляющих компаний и НПФ. При этом предполагалось, что с каждым годом и объем накопительной части в целом, и та доля, которую граждане будут переводить в управляющие компании и НПФ, будут возрастать. Однако их оптимистичным прогнозам не было суждено сбыться. Как показали семь лет реализации пенсионной реформы, подавляющее большинство россиян предпочло занять в этом вопросе пассивную позицию, оставив накопительную часть пенсии в ПФР, то есть, по сути, передали ее в управление ВЭБу (таких в среде профессионалов именуют «молчунами»). Динамика изменения некоторых показателей пенсионной системы за период с 31 декабря 2002 г. по 31 марта 2008 г. представлена в таблице [9].
Как видно из данных таблицы, объем средств, которые были переведены в частные управляющие компании на 31 декабря 2002 г., оказался незначительным (3,42%). Оставшаяся же часть (96,58%) была оставлена в ПФР и передана в управление ВЭБа. Да и в дальнейшем процесс перевода пенсионных накоплений в частные управляющие компании, а затем и в НПФ пошел существенно более медленными темпами, чем предполагалось, хотя в целом динамика, бесспорно, положительная. В результате по состоянию на 31 марта 2008 г. из общей суммы пенсионных накоплений в управлении ВЭБа находится 86,42% пенсионных накоплений, под управлением частных управляющих компаний — 3,03%,авНПФ-10,55%.
В такой ситуации специалисты на различных уровнях заговорили о фактическом провале пенсионной реформы в России. В условиях пассивности
подавляющего числа россиян в вопросе перевода накопительной части пенсионных накоплений под управление частных управляющих компаний и НПФ основная цель пенсионной реформы, состоящая в обеспечении дополнительного источника для повышения размера пенсии, не может быть достигнута.
Между тем в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусмотрено, что средняя ожидаемая продолжительность жизни в стране к этому сроку возрастет до 75 лет. Достичь этого без улучшения благосостояния пенсионеров невозможно. Поэтому не случайно, что к 2020 г. уровень пенсий должен выйти на уровень 40 % от зарплаты. Уже в 2009 г. базовая часть трудовой пенсии будет увеличена на 37,1%, а страховая — на 15,6%. Помимо этого, с 1 января 2010 г. пенсии тех, кто трудился еще в советское время, будут дополнительно проиндексированы на 10% и «плюс» один процент дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанного до 1991 г. Очевидно, что обеспечить достижение этих показателей возможно только путем увеличения взносов в ПФР, то есть обеспечивать достойную старость пожилым людям, как и ранее, будет ныне работающее население [1].
Для этого с 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами, а его регрессивная шкала ликвидируется. При этом базовая ставка страховых взносов увеличивается по сравнению со ставкой ЕСН с 26% до 34% (отчисления в ПФР возрастают с 20% до 26%, а в Фонд обязательного медицинского страхования — с 3,1% до 5,1%; отчисления в Фонд социального страхования не изменяются и составляют 2,9%). Таким образом, с 2010г. работодатели будут уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование по единой ставке 26 % до достижения уровня заработка сотрудника 415 000 руб. в год (или около 34 500 руб. в месяц). То есть 415 000 руб. — это максимальная налогооблагаемая зарплата, с которой уплачиваются 26 % пенсионных взносов. Это означает, что с зарплаты, например, в 50 000 руб. в месяц работодатель будет перечис-
На 31.12.02 На 31.12.03 На 31.12.04 На 31.12.05 На 31.12.06 На 31.12.07 На 31.03.08
Сумма пенсионных накоплений (всего), млн руб. 47173 95571 98475 183930 286411 401839 403447
Сумма пенсионных накоплений в ГУК (ВЭБ), млн руб. 45561 92372 94373 176345 267073 348678 348678
Сумма пенсионных накоплений в ЧУК, млнруб. 1612 3200 2967 5578 9373 12209 12209
Сумма пенсионных накоплений в НПФ, млн руб. — — 1135 2007 9965 26757 42560
лять в пенсионную систему такую же сумму, как с зарплаты в 34 500 руб. — остальная часть не подлежит налогообложению. Таким образом, граждане с высоким заработком будут делиться с нынешними пенсионерами меньшей частью своего дохода, чем малооплачиваемые. Но при этом и страховая, и накопительная части пенсии у них самих будут формироваться из расчета, что они получают 34 500 руб. Соответственно предполагается, что граждане, получающие больше этой суммы, должны сами заботиться о своей пенсии [6].
При этом вопрос об увеличении размера будущей пенсии все же не станет сугубо частным делом граждан России. Государство будет оказывать поддержку формированию пенсионных накоплений. В частности, это предусмотрено Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», большая часть норм которого вступила в силу с 1 октября 2008 г. В соответствии с этим законодательным актом любой гражданин, изъявивший желание увеличить свою пенсию в будущем, сможет самостоятельно или через своего работодателя перечислять дополнительные платежи на накопительную часть пенсии. Размер этих платежей должен быть не менее 2 000 руб. в год. При этом государство обязуется направлять в пользу гражданина, выплачивающего взносы, средства из федеральной казны и таким образом участвовать в формировании пенсионных накоплений. Размер выплат со стороны государства будет напрямую зависеть от суммы взносов застрахованного лица и составлять такую же сумму. То есть, на каждую добровольно перечисленную 1 000 руб. гражданина государство добавит также 1 000 руб. Однако средства, перечисленные государством, не могут составлять более 12тыс. руб. в год на одного человека. Но в случае с работающими пенсионерами лимит увеличивается в 4 раза и составляет не более 48 тыс. руб. в год на человека. Следует отметить, что такого рода поддержку получают застрахованные лица, вступившие в правоотношения по уплате дополнительных взносов, в период с 1 октября 2008 г. до 1 октября 2013 г. При этом срок государственной поддержки
ограничивается 10 годами, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных взносов [2].
Пример. Застрахованное лицо заключило договор с НПФ. В течение 10лет ежемесячно дополнительно перечисляет в ПФР по 1 ООО руб. (всего 120 ООО руб. за 10 лет). Государство добавит за это время на именной пенсионный счет застрахованного лица еще 120 ООО руб. Если доход от инвестирования средств будет 15 % годовых, то к 2019 г. сумма на пенсионном счете составит 560 ООО руб. Таким образом, внеся 120 000руб., застрахованное лицо получает 560 000 руб.
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации // www.economy.gov.ru.
2. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» //Российская газета, № 95, 06.05.2008.
3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» //Российская газета, №247,20.12.2001.
4. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» //Российская газета, № 138-139, 30.07.2002.
5. Официальный сайт в Интернете Федеральной службы по финансовым рынкам — http://www. fcsm.ru.
6. Официальный сайт в Интернете Министерства экономического развития Российской Федерации — http://www.economy.gov.ru.
7. Официальный сайт в Интернете Пенсионного фонда Российской Федерации — http://www. pfrf.ru.
8. Сайт в Интернете «Лаборатория Пенсионной Реформы» — http://www.pensionreform.ru.
9. Информационный ресурс в Интернете «1пуе81&пё8» — http://www.investfunds.ru.