Научная статья на тему 'Пенсионная система Российской Федерации: проблема выбора управляющего средствами накопительной части трудовой пенсии'

Пенсионная система Российской Федерации: проблема выбора управляющего средствами накопительной части трудовой пенсии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вавулин Д. А.

Пенсионная система Российской Федерации предоставляет право россиянам, родившимся в 1967 г. и позже, самостоятельно выбирать, кому доверить управление пенсионными накоплениями, предназначенными для финансирования накопительной части трудовой пенсии (пенсионные накопления). При этом им предоставлено три альтернативных варианта: 1) оставить пенсионные накопления в ПФР, т.е. передать их под управление государственной управляющей компании; 2) перевести пенсионные накопления под управление частной управляющей компании; 3) перевести пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд. В рамках данной статьи будет рассмотрена проблема выбора между тремя указанными выше вариантами управления пенсионными накоплениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пенсионная система Российской Федерации: проблема выбора управляющего средствами накопительной части трудовой пенсии»

Социальное обеспечение

пенсионная система российской федерации: Проблема ВЫБОрА управляющего средствами накопительной части трудовой пенсии

Д.А. ВАВУЛИН, кандидат экономических наук, доцент Орловский государственный технический университет

В настоящее время в рамках системы обязательного пенсионного страхования работодатель за каждого работающего гражданина уплачивает взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). Эти взносы являются составной частью единого социального налога (ЕСН). Максимальная ставка ЕСН на сегодняшний день составляет 26 % от фонда оплаты труда (ФОТ) 1, из которых 20 % направляется в качестве взносов в ПФР (оставшаяся часть делится так: 3,1 % — в Фонд обязательного медицинского страхования, 2,9 % — в Фонд социального страхования). Эти взносы для лиц 1967 г. рождения и моложе состоят из трех частей: базовой (6 %), страховой

1 В настоящее время в России действует регрессивная шкала ЕСН. Его максимальная ставка составляет 26 % от фонда оплаты труда (ФОТ). По такой ставке ЕСН исчисляется до достижения годовой зарплаты 280,001 тыс. руб. (примерно 23 тыс. руб. в месяц). Дальше до достижения уровня до 600 тыс. руб. по взиманию ЕСН начинается регрессия: взимается ставка в 10 % на сумму годовой зарплаты свыше 280,001 тыс. руб. С годового дохода свыше 600 тыс. руб. ставка ЕСН составляет 2 % и взимается с суммы свыше этого порога только в ПФР. Налоговая база считается нарастающим итогом. С 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами, а его регрессивная шкала ликвидируется. При этом базовая ставка страховых взносов увеличивается по сравнению со ставкой ЕСН с 26 до 34 % (отчисления в ПФР возрастают с 20 до 26 %, а в Фонд обязательного медицинского страхования — с 3,1 до 5,1 %; отчисления в Фонд социального страхования не изменяются и составляют 2,9 %). Таким образом, с 2010 г. работодатели будут уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование по единой ставке 26 % до достижения уровня заработка сотрудника 415 000 руб. в год (или около 34 500 руб. в месяц). То есть 415 000 руб. — это максимальная налогооблагаемая зарплата, с которой уплачиваются 26 % пенсионных взносов. Это означает, что с зарплаты, например, в 50 000 руб. в месяц работодатель будет перечислять в пенсионную систему такую же сумму, как с зарплаты в 34 500 руб. — остальная часть не подлежит налогообложению.

(8 %), накопительной (6 %)2. Уплаченные взносы отражаются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц3 [2].

Подобно уплаченным взносам и будущая пенсия застрахованных лиц, соответственно, будет также состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть пенсии является фиксированной, она устанавливается государством, одинакова для всех пенсионеров и не зависит от стажа и зарплаты (сегодня она составляет 1260 руб.). Страховая часть пенсии зависит от суммы уплаченных страховых взносов каждого конкретного человека, отражаемых в его индивидуальном счете. Она учитывается на лицевом счете и индексируется на уровень инфляции. Накопительная часть пенсии зависит от накопленной суммы застрахованного лица, учтенной в специальной части его индивидуального лицевого счета и ожидаемого периода выплаты пенсии [2].

В целях сохранения и прироста средства пенсионных накоплений, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой

2 Первоначально право на накопительную часть пенсии имели также следующие категории граждан Российской Федерации: мужчины 1953 г. рождения и моложе; женщины 1957 г. рождения и моложе. Однако с 2005 г. начисление накопительной части застрахованным лицам старше 1967 г. рождения было прекращено (начисления за 2002 — 2004 гг. остались на их индивидуальных лицевых счетах и инвестируются в соответствии с действующим законодательством). Таким образом, для данной категории граждан эти взносы, направляемые в ПФР, состоят из двух частей: базовой (6 %) и страховой (14 %).

3 Застрахованное лицо — лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование и за которое уплачиваются (уплачивались) страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

пенсии (далее — пенсионные накопления) подлежат обязательному инвестированию. При этом граждане Российской Федерации, родившиеся в 1967 г. и позже, вправе самостоятельно выбирать, кому доверить управление пенсионными накоплениями. Изначально им было предоставлено два альтернативных варианта: 1) оставить средства в ПФР; 2) перевести средства под управление негосударственной (частной) управляющей компании. Чуть позже у застрахованных лиц появилась еще одна альтернатива. Они получили право перевести пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В этом случае застрахованные лица отказываются от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и могут выбрать для этой цели негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Далее подробно рассмотрим все варианты по распоряжению средствами пенсионных накоплений, имеющиеся в настоящее время у будущих пенсионеров [3].

Итак, первый вариант, имеющийся в распоряжении будущего пенсионера, — это оставить пенсионные накопления в ПФР. Эти пенсионные накопления ПФР передает под управление государственной управляющей компании (далее — ГУК), определенной Правительством РФ. В настоящее время в качестве ГУК выступает Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности («Внешэкономбанк» или ВЭБ) [5]. ВЭБ вправе инвестировать доверенные ему средства пенсионных накоплений в следующие виды активов (табл. 1) [6].

Для того чтобы пенсионные накопления оказались в управлении ВЭБ, застрахованным лицам нет необходимости предпринимать какие-либо действия. Иными словами, они могут ничего не

делать, и ПФР автоматически переведет пенсионные накопления под управление ВЭБ. В связи с тем, что такие граждане в этом вопросе занимают пассивную позицию, в среде профессионалов их именуют «молчунами».

Второй вариант — это передача пенсионных накоплений под управление одной из частных управляющих компаний (ЧУК), прошедших жесткий конкурсный отбор. По итогам открытого конкурса, организатором которого выступила ФСФР России, было отобрано 55 ЧУК [7]. После заключения договора с ПФР все они получили право на управление средствами пенсионных накоплений. ЧУК инвестирует пенсионные накопления в следующие виды финансовых активов (табл. 2) [3].

Для перевода средств под управление ЧУК будущему пенсионеру уже необходимо предпринять определенные действия. Прежде всего, необходимо самостоятельно выбрать одну из ЧУК, которых на сегодняшний день 58. Надо сказать, что выбор этот достаточно сложен. Для многих основным ориентиром при выборе ЧУК станет историческая доходность, которую показала та или иная компания. Бесспорно, этот критерий является наиболее важным для будущего пенсионера. Именно от этого будет зависеть величина накопительной части пенсии. Однако не следует во главу угла ставить исключительно данный критерий. Принимая столь важное решение, необходимо также опираться и на ряд других не менее важных критериев, характеризующих ЧУК и их деятельность.

Прежде всего, следует обратить внимание на срок существования ЧУК. В принципе, чем больше срок существования, тем лучше. Особенно ценно, если ЧУК функционирует, начиная с 1996 г., и успешно пережила финансовый кризис 1998 года.

Таблица 1

инвестиции вЭБ в активы

№ п/п вид инвестиционного актива максимальная доля актива в инвестиционном портфеле гук, %

1 Обращающиеся на рынке ценных бумаг или специально выпущенные для размещения средств институциональных инвесторов государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации 80

2 Обращающиеся на рынке ценных бумаг или специально выпущенные для размещения средств институциональных инвесторов государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте (облигации государственного валютного займа, облигации внутреннего государственного валютного займа, облигации внешних облигационных займов Российской Федерации) 80

3 Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах и обеспеченные государственной гарантией 40

4 Средства в валюте Российской Федерации и иностранной валюте (долларах США и/или евро) на счетах в кредитных организациях 20

Таблица 2

инвестиции Чук в финансовые активы, %

№ п/п вид инвестиционного актива 2004 2005 2006 с 2007

1 Государственные облигации без ограничений

2 Облигации субъектов РФ 40 %

3 Муниципальные облигации 40 %

4 Корпоративные облигации 50 60 70 80

5 Акции открытых акционерных обществ 40 45 55 65

6 Паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов 20

7 Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах 40

8 Денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях 20

9 Депозиты в рублях в кредитных организациях 20

10 Иностранная валюта на счетах в кредитных организациях 20

Все это говорит о ее надежности, а также о наличии в штате компании опытных и высококвалифицированных сотрудников. Вместе с тем следует отметить, что ряд управляющих компаний был создан значительно позже, а некоторые специально под пенсионную реформу. Однако они показывают неплохие результаты своей деятельности и также обладают высококвалифицированным персоналом. Еще одним критерием, который можно использовать при выборе ЧУК, является количество паевых инвестиционных фондов (ПИФ), прежде всего открытых, управление активами которых осуществляет ЧУК. Чем большим количеством ПИФ управляет ЧУК, тем лучше. Дополнительным плюсом для ЧУК является осуществление управления активами одного или нескольких негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Также, выбирая ЧУК, следует обратить внимание на величину ее собственного капитала. Размер собственного капитала является одним из показателей, характеризующих финансовую устойчивость управляющей компании. Поэтому чем больше собственный капитал ЧУК, тем лучше.

Определившись с выбором, гражданин должен заполнить заявление о переводе средств в выбранную ЧУК и представить его в соответствующее территориальное отделение ПФР (подать лично; заверить нотариально и направить по почте; воспользоваться услугами организации трансфер-агента, заключившей с ПФР соглашение о взаимном удостоверении подписей). Такое заявление может быть подано ПФР ежегодно в период с 1 октября по 31 декабря каждого года. Не позднее 31 марта каждого года ПФР переводит средства в выбранную частную управляющую компанию. Следует отметить, что застрахованное лицо также вправе один раз в год принять решение

о переводе пенсионных накоплений из ЧУК обратно в ПФР, а затем в ГУК.

В рамках третьего варианта застрахованное лицо вправе отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и передать пенсионные накопления в один из НПФ. НПФ представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения [4]. НПФ были допущены в систему государственного пенсионного страхования только с 1 января 2004 г., хотя история возникновения НПФ уходит своими корнями к 1989 г. Для осуществления деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию НПФ необходимо получить соответствующую лицензию ФСФР России, зарегистрировать в ФСФР России страховые правила, а также подать в ФСФР России заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика. На сегодняшний день в систему обязательного пенсионного страхования включено 130 НПФ [7,9]. Пенсионные накопления, находящиеся в собственности НПФ, также подлежат обязательному инвестированию. НПФ осуществляют инвестирование пенсионных накоплений через управляющую компанию (управляющие компании). Требования к максимальной доле финансовых активов в инвестиционном портфеле НПФ аналогичны требованиям, установленным для ЧУК (см. табл. 2). При этом структура инвестиционного портфеля НПФ4 должна удовлетворять следующим основным требованиям (табл. 3) [4].

4 Инвестиционный портфель НПФ — активы, сформированные за счет средств пенсионных накоплений, переданных НПФ в доверительное управление управляющей компании (управляющим компаниям).

Таблица 3

структура инвестиционного портфеля НПФ

№ п/п вид инвестиционного актива максимальная доля в инвестиционном портфеле НПФ

1 Ценные бумаги одного эмитента или группы связанных эмитентов, за исключением государственных ценных бумаг РФ не более 5

2 Депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу) в сумме не более 10

3 Ценные бумаги, эмитированные аффилированными лицами НПФ, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария не более 5

4 Акции одного эмитента не более 10

5 Облигации одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ не более 10 % совокупного объема находящихся в обращении облигаций

6 Доля ценных бумаг одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ не более 15 % капитализации эмитента не более 15 % выпуска ценных бумаг субъекта РФ

7 Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях не более 20

8 Средства, размещенные в ценные бумаги иностранных эмитентов не более 20

Работая с НПФ, застрахованное лицо получает ряд бесспорных преимуществ. Во-первых, будущий пенсионер доверяет управление пенсионными накоплениями профессионалам. Дело в том, что в отличие от ГУК и ЧУК инвестирование пенсионных накоплений, а также выплата пенсий — это профильный бизнес НПФ. Таким образом, передавая средства в НПФ, застрахованные лица начинают работу с опытными организациями. Во-вторых, сервис. Если при передаче средств в управление управляющим компаниям учет и выплату пенсий будет производить непосредственно ПФР, то после передачи пенсионных накоплений в НПФ это будет делать сам НПФ. Вместе с тем ПФР будет по-прежнему раз в год направлять будущему пенсионеру письмо с уведомлением о состоянии его счета. Однако сумму на накопительном счете застрахованное лицо сможет узнавать чаще — по договоренности с НПФ. В-третьих, передав накопительную часть трудовой пенсии в НПФ, можно рассчитывать на большую потенциальную доходность пенсионных накоплений в сравнении с доходностью ВЭБ и сравнимую с доходностью ЧУК, а соответственно и на больший размер пенсии в будущем.

Для того чтобы перевести пенсионные накопления в НПФ застрахованному лицу, прежде всего необходимо отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и перейти в НПФ. Застрахованное лицо самостоятельно выбирает НПФ из числа тех, которые имеют право осуществлять деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному

страхованию. Однако далее задача усложняется. Дело в том, что выбор предстоит сделать из более сотни НПФ. Чтобы не ошибиться и сделать грамотный выбор, НПФ необходимо оценить с точки зрения различных критериев, характеризующих его деятельность. При этом, пожалуй, основополагающими критериями при выборе НПФ должны быть надежность и стабильность НПФ, а также эффективность деятельности НПФ за все время существования.

Надежность НПФ — это гарантия выполнения обязательств НПФ перед клиентами. В принципе надежность НПФ можно оценить по следующим основным критериям. Во-первых, опыт работы в области негосударственного пенсионного обеспечения, прежде всего, с момента первой выплаты негосударственных пенсий. Здесь следует уточнить количество участников НПФ, а также динамику увеличения или уменьшения их количества. Также оценивается уровень профессионализма персонала НПФ. Работники НПФ должны иметь соответствующую квалификацию, определенный стаж на рынке негосударственного пенсионного обеспечения. Во-вторых, состав учредителей. Состав учредителей НПФ может свидетельствовать о близости НПФ к ведущим финансово устойчивым предприятиям, финансовым компаниям и таким образом, наряду с количеством крупных учредителей, подтверждать его надежность. В-третьих, размер пенсионного и страхового резервов. Общий объем пенсионных резервов характеризует масштаб деятельности НПФ, обеспечивает его платежеспособность перед

своими клиентами. Это свидетельствует о надежности НПФ, обеспечивает защиту прав участников и застрахованных лиц НПФ. В-четвертых, размер имущества НПФ, предназначенного для обеспечения уставной деятельности. Размер имущества НПФ, свидетельствуя о финансовой состоятельности НПФ, обеспечивает его устойчивость при наступлении неблагоприятных обстоятельств, а также позволяет в ходе работы НПФ использовать совершенные технологии, оборудование и т. д. В-пятых, репутация НПФ на рынке. Оценка по данному критерию осуществляется на основании данных об имевших место приостановлениях действия лицензии на осуществление деятельности, а также дефицита, выявленного на основании актуарного оценивания, либо убыточного баланса. В-шестых, диверсификация инвестиционного портфеля НПФ. Оценивается степень распределения рисков между различными инвестиционными программами НПФ. Вкладывая деньги в различные финансовые инструменты, которые обладают разной надежностью и разным уровнем риска, НПФ таким образом «страхует» свои активы. Для оценки этого критерия необходимо знать, в какие управляющие компании вкладываются деньги вкладчиков и какова структура инвестиционного портфеля, который предлагает управляющая компания. В-седьмых, членство в профессиональных объединениях. Это обеспечивает дополнительные гарантии обеспечения выполнения обязательств НПФ перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами. Дополнительный контроль за деятельностью НПФ, осуществляемый не только со стороны различных государственных органов, но и профессиональных ассоциаций, является одним из дополнительных признаков надежности НПФ.

Другим важным ориентиром при выборе НПФ является эффективность его работы за все время существования. Эффективность деятельности НПФ — это гарантия того, что НПФ распоряжается средствами пенсионных накоплений надлежащим образом, обеспечивая их сохранение и прирост в соответствии с общерыночным уровнем доходности. Эффективность деятельности НПФ определяется на основании различных критериев: роста доли НПФ на рынке негосударственного пенсионного обеспечения, роста доли НПФ на рынке государственного пенсионного обеспечения, успешности инвестиционной политики НПФ и доверия со стороны клиентов. Информацию об основных показателях деятельности НПФ можно найти на страницах различных специализирован-

ных изданий и в сети Интернет, где публикуются различного рода аналитические материалы, а также рэнкинги НПФ.

Оценив НПФ с точки зрения различных критериев и выбрав для себя НПФ, застрахованному лицу обязательно необходимо внимательно ознакомиться с документами НПФ. Сделать это можно как непосредственно в офисе НПФ, так и на официальном сайте НПФ в Интернете. У НПФ должны быть лицензия, Правила НПФ, составленные и утвержденные в соответствии с законодательством. Помимо того, должен быть определен порядок формирования пенсионных накоплений и условия выплаты дополнительной пенсии. Также желательно ознакомиться с информацией о том, кто выступает в качестве специализированного депозитария и какие управляющие компании работают с данным НПФ.

После того как будущий пенсионер окончательно определится с выбором НПФ, ему необходимо заключить договор обязательного пенсионного страхования с этим НПФ. Для этого ему уже необходимо лично явиться в офис НПФ. Выполнив все формальности и заключив договор, застрахованное лицо должно передать в ПФР заявление о переходе из ПФР в НПФ. Следует отметить, что сделать это можно только один раз в год не позднее 31 декабря. Застрахованное лицо может передать заявление в ПФР одним из следующих способов: лично явившись в территориальный орган ПФР; лично явившись в орган (организацию), с которым ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей; по почте или с курьером (установление личности и проверка подлинности подписи застрахованного лица осуществляются нотариусом или иным образом5). В дальнейшем застрахованное лицо имеет право перейти из одного НПФ в другой НПФ. При этом оно также самостоятельно выбирает новый НПФ. Помимо того, застрахованное лицо вправе перейти из НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, в ПФР и через него формировать накопительную часть трудовой пенсии (в последнем случае инвестирование средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованного лица, будет осуществлять государственная управляющая компания). Для реализации этих прав застрахованное лицо также не чаще одного раза в год не позднее 31 декабря передает в ПФР соответствующее заявление (о переходе из ПФР в НПФ, из НПФ в ПФР). Порядок передачи

5 См. п. 3 ст. 185 ГК РФ.

заявления в ПФР аналогичен порядку, описанному применительно к порядку передачи заявления о переходе из ПФР в НПФ.

На заре пенсионной реформы ее идеологи были настроены оптимистично. Они рассчитывали, что граждане России будут активно переводить пенсионные накопления под управление ЧУК и в НПФ. При этом предполагалось, что с каждым годом и объем накопительной части в целом, и та доля, которую граждане будут переводить в ЧУК и НПФ, будут возрастать. Однако их оптимистичным прогнозам не суждено было сбыться. Как показали семь лет реализации пенсионной реформы, подавляющее большинство россиян предпочло занять в этом вопросе пассивную позицию, оставив накопительную часть пенсии в ПФР, т. е. по сути, передали ее в управление ВЭБ. Динамика изменения некоторых показателей пенсионной системы за период с 31 декабря 2002 г. по 31 марта 2008 г. представлена в табл. 4 [11].

Как видно из данных таблицы, объем средств, которые были переведены в ЧУК на 31 декабря 2002 г., оказался незначительным (3,42 %). Оставшаяся же часть (96,58 %) была оставлена в ПФР и передана в управление ВЭБ. Да и в дальнейшем процесс перевода пенсионных накоплений в ЧУК, а затем и в НПФ пошел существенно более медленными темпами, чем предполагалось, хотя в целом динамика, бесспорно, положительна. В результате по состоянию на 31 марта 2008 г. из общей суммы пенсионных накоплений в управлении ВЭБ находится 86,42 % пенсионных накоплений, под управлением ЧУК - 3,03 %, а в НПФ - 10,55 %.

Причин такого положения дел множество. Они имеют как объективный, так и субъективный характер. Их можно долго обсуждать и вокруг них можно много и долго дискутировать. Однако основным из них, пожалуй, является простое непонимание россиянами принципов функционирования ЧУК и НПФ, а также тех преимуществ, которые в будущем способен обеспечить им осознанный выбор инвес-

тиционного портфеля и передача накопительной части будущей пенсии под управление ЧУК или в НПФ. При этом подавляющее большинство россиян считает, что ВЭБ более надежен по сравнению с ЧУК и НПФ. Этому, прежде всего, способствует приданный ВЭБ статус ГУК. По мнению многих наших соотечественников, это означает, что государство гарантирует сохранность и необходимую доходность переданных в управление ВЭБ пенсионных накоплений. В отношении же ЧУК и НПФ в очередной раз сработал стереотип, мол, если выбираешь частника, то пенсионные накопления автоматически уходят от государства и его контроля.

Однако в отношении ЧУК такое мнение вообще является не более чем заблуждением. Дело в том, что государство в любом случае не отвечает за результат инвестирования пенсионных накоплений. В этом отношении ЧУК и ВЭБ находятся в совершенно равном положении. Статус же ГУК, приданный ВЭБ, означает только то, что застрахованное лицо может быть уверено в следующем. На основе пенсионных накоплений, переданных в управление ВЭБ, формируется крайне консервативный портфель ценных бумаг, состоящий из определенного государством круга высоконадежных финансовых инструментов, главным образом государственных облигаций. Это защитит пенсионные накопления только от уменьшения их капитальной стоимости, которое может иметь место в случае неблагоприятной конъюнктуры фондового рынка, однако никоим образом не гарантирует защиту от инфляции и тем более значительное увеличение в будущем. Выбирая ЧУК, застрахованное лицо лишь поручает передать свои пенсионные накопления под ее управление. Эти деньги по-прежнему являются собственностью Российской Федерации, и ПФР несет субсидиарную (дополнительную) ответственность за сохранность этих средств наряду с другими участниками пенсионной системы. Иными словами, государство гарантирует возврат средств пенсионных накоплений в объеме, обозначенном в последнем

Таблица 4

Изменения показателей пенсионной системы с 31.12.2002 по 31.03.2008 г.

сумма пенсионных накоплений на на на на На На На

31.12.02 31.12.03 31.12.04 31.12.05 31.12.06 31.12.07 31.03.08

Сумма пенсионных накоплений (всего), 47 173 95 571 98 475 183 930 286 411 401 839 403 447

млн руб.

Сумма пенсионных накоплений в ГУК 45 561 92 372 94 373 176 345 267 073 348 678 348 678

(ВЭБ), млн руб.

Сумма пенсионных накоплений в ЧУК, 1 612 3 200 2 967 5 578 9 373 12 209 12 209

млн руб.

Сумма пенсионных накоплений в НПФ, - - 1 135 2 007 9 965 26 757 42 560

млн руб.

«письме счастья», полученном гражданами из ПФР. Вместе с тем в пользу не меньшей надежности ЧУК по сравнению с ВЭБ говорит и тот факт, что все ЧУК, допущенные к инвестированию пенсионных накоплений, прошли жесткий конкурсный отбор, а их деятельность в этой сфере подвергается строгому контролю и надзору со стороны уполномоченных государственных органов.

В случае же отказа застрахованного лица от формирования накопительной части пенсии через ПФР и передачи пенсионных накоплений в НПФ ситуация действительно несколько иная. Дело в том, что средства пенсионных накоплений переходят из собственности государства в собственность НПФ. Это, по мнению специалистов, несколько повышает риски, поскольку для НПФ свойственна меньшая прозрачность деятельности. Однако для защиты интересов застрахованных лиц учредителям НПФ запрещено направлять средства, находящиеся в собственности НПФ, на какие-то иные виды деятельности и цели, кроме уставной деятельности. Таким образом, весь сформированный доход будет направлен на увеличение пенсионных накоплений застрахованных лиц. При этом на средства пенсионных накоплений, находящиеся в собственности НПФ, не может быть обращено взыскание по долгам НПФ (за исключением долгов перед застрахованными лицами), вкладчиков, страхователя, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников. Также к ним не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества. Вместе с тем, как и в случае с ЧУК, деятельность НПФ, в том числе и в сфере обязательного пенсионного обеспечения, находится под строгим государственным регулированием, контролем и надзором.

Рассматривая различные возможности, имеющиеся в распоряжении застрахованных лиц, важно отметить следующее. Накопительная часть пенсионных накоплений представляет собой не что иное как огромный инвестиционный ресурс, носящий долгосрочный характер. Поэтому будущего пенсионера, помимо сохранности капитальной стоимости пенсионных накоплений, должна интересовать и

потенциальная доходность, которую обеспечивают управляющие пенсионными накоплениями. Как было отмечено выше, ВЭБ в настоящее время инвестирует переданные в его управление пенсионные накопления исключительно в высоконадежные инвестиционные активы. Из теории инвестиционного анализа известно, что чем надежнее инвестиция и соответственно ниже риск потерь, связанных с ней, тем потенциально менее доходной является такая инвестиция, что особенно ярко проявляется на длительном интервале инвестирования, как и в случае с инвестированием пенсионных накоплений. Еще в самом начале пенсионной реформы эксперты оценивали потенциальную доходность денежных средств, находящихся под управлением ВЭБ, на уровне 7 — 10 % годовых. В то же время распределение вложений между различными видами ценных бумаг, отраслями и эмитентами помогает ЧУК обеспечивать более высокую доходность при ограниченном уровне риска. Следует отметить, что это верно при условии устойчивого роста фондового рынка. В случае падения рынка ценных бумаг ситуация может быть обратной. Доходность, которую показывает ВЭБ, может быть сравнима, а иногда и превышает доходность многих ЧУК. Однако при длительном интервале инвестирования ситуация, как правило, складывается в пользу ЧУК. Яркой иллюстрацией этих утверждений являются результаты управления пенсионными накоплениями, которые показали ЧУК, НПФ и ВЭБ за период с

2003 по 2007 г., представленные в табл. 5 [11].

По итогам 2004 г. только 13 портфелей ЧУК из 62 показали доходность выше доходности ВЭБ (7,33 %). Лучший результат управления пенсионными накоплениями составил 42,27 %, который почти в 5,8 раза превысил доходность, показанную ВЭБ. Следует отметить, что такая ситуация объясняется тем, что 2004 год стал первым годом, когда пенсионные накопления были переведены в частные управляющие компании. При этом

2004 год был в целом неудачным годом для всего российского фондового рынка (индекс РТС вырос всего на 46,86 процентных пункта, или на 8,26 %), что и обеспечило сопоставимость результатов управления пенсионными накоплениями, пока-

Таблица 5

Результаты управления пенсионными накоплениями

№ п/п Варианты управления накопительной частью пенсии Доходность

2004 2005 2006 2007

1 ЧУК от - 8,87 до 42,27 % от 2,08 до 51,72 % от 6,20 до 39,17 % от 0,22 до 9,2 %

2 НПФ - от 8,27 до 41 %, от 10,46 до 24,3 %, от 5,33 до 17,30 %

3 ВЭБ 7,33 % 12,07 % 5,67 % 6,04

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

53

занных ВЭБ и ЧУК. Однако в следующие два года ситуация коренным образом изменилась, причем явно не в пользу ВЭБ. По итогам 2005 г. уже 55 портфелей ЧУК из 62 показали доходность выше доходности ВЭБ (12,07 %). Наилучший результат в управлении пенсионными накоплениями составил 51,72 %, что почти в 4,3 раза выше доходности, показанной ВЭБ. По итогам 2006 г. все портфели частных управляющих компаний показали доходность, превышающую доходность ВЭБ (5,67 %). При этом лучший результат управления пенсионными накоплениями составил 39,17 %, что в 6,9 раза выше доходности, показанной ВЭБ. Следует отметить, что причиной такой ситуации стал бурный рост российского фондового рынка, который имел место в течение 2005—2006 гг. (в 2005 г. индекс РТС вырос на 511,49 процентных пункта, или на 83,3 %; в 2006 г. индекс РТС вырос на 796,32 процентных пункта, или на 70,8 %). Однако уже в 2007 г. ситуация вновь кардинально изменилась. В силу глобального финансового кризиса российский фондовый рынок не показал выдающихся результатов. В результате доходность, показанная ВЭБ, оказалась сравнима с лучшей доходностью, показанной ЧУК. Лучшая доходность, показанная ЧУК, составила 9,2 %. ВЭБ показал доходность в 6,4 %. Опередить ВЭБ по данному показателю удалось только 20 (из 55) ЧУК. Вместе с тем, если говорить о средней доходности за четыре года, то ВЭБ обеспечил доходность в 7,78 %, а ЧУК до 26,76 %. Доходность управления пенсионными накоплениями НПФ вполне сопоставима не только с доходностью ВЭБ, но и с доходностью ЧУК.

литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации // www.economy.gov.ru.

2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» //Российская газета, № 247, 20.12.2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» //Российская газета, № 138-139, 30.07.2002.

4. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Российская газета, № 90, 13.05.1998.

5. Постановление Правительства РФ от 22.01.2003 № 34 «О назначении Банка Внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанка) государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений» // Российская газета, № 14, 25.01.2003.

6. Постановление Правительства РФ от 01.09.2003 № 540 «Об утверждении инвестиционной декларации Внешэкономбанка о доверительном управлении средствами пенсионных накоплений» // Российская газета, № 182, 12.09.2003.

7. Официальный сайт в Интернете Федеральной службы по финансовым рынкам — http://www. fcsm.ru.

8. Официальный сайт в Интернете Министерства экономического развития Российской Федерации — http://www.economy.gov.ru.

9. Официальный сайт в Интернете Пенсионного фонда Российской Федерации — http://www. pfrf.ru.

10. Сайт в Интернете «Лаборатория пенсионной реформы» — http://www.pensionreform.ru.

11. Информационный ресурс в Интернете «1т^-funds» — http://www.investfunds.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.