УДК 94:373(571.56)"185/19"
Павлов Афанасий Афанасьевич
Pavlov Afanasy Afanasyevich
кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора истории Якутии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук
Архипова Алена Ивановна
младший научный сотрудник сектора истории Якутии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (АМГИНСКИЕ ШКОЛЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В.)
PhD in History, Research Associate, Yakutia History Sector, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Russian Academy of Sciences
Arkhipova Alena Ivanovna
Junior Research Associate, Yakutia History Sector, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Russian Academy of Sciences
CONCERNING DEVELOPMENT OF THE NATIONAL EDUCATION IN THE YAKUTIA REGION (AMGINSKY SCHOOLS OF THE LATE XIX - EARLY XX)
Аннотация:
В статье рассмотрены малоизученные в историографии вопросы истории образования на периферии Российской империи, а именно в Якутской области. Авторы на основе источников, вводимых в научный оборот впервые, показывают развитие начального образования в сельской местности. Освещен вклад ссыльных в обучение детей, определена роль попечителей в организации школ.
Ключевые слова:
Якутская область, народное образование, сельские училища Министерства народного просвещения, начальные училища, школа В.Г. Короленко.
Summary:
The article considers the poorly studied questions of the history of education in the remote regions of the Russian Empire, in particular, Yakutia. On the basis of the sources introduced into scientific use for the first time, the article discusses development of the primary education in the rural areas. The authors deal with the contribution of the exiles in the education of children, describe the role of trustees in the organization of schools.
Keywords:
Yakutia, national education, rural schools of the Ministry of Education, primary schools, V.G. Korolenko school.
Реформы народного образования 60-х гг. XIX в. явились переломным моментом в истории российской школы. По «Положению начальных училищ» (1864 г.) начальное образование имело целью «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» [1]. Начальные школы объявлялись общедоступными и бессословными.
Сельских училищ Министерства народного просвещения, открытых в 70-х гг. XIX в., было недостаточно для полного охвата населения. Значительную роль в расширении сети начальных школ сыграли православные общины, которые с 1881 г. начали открывать церковно-приходские школы. С 1870-х гг. в сельской местности Якутии быстро развивается сеть народных училищ. Так, в 1870 г. было открыто Баягантайское, в 1871 г. Амгинское, в 1872 г. Борогонское, Батурусское, Намское, в 1874 г. Кангаласское, Синское училища [2]. Уже к 1881 г. в Якутской области было 14 сельских народных школ, в которых обучалось 215 учащихся [3]. Примером активного распространения образования в сельских местностях могут служить Амгинские школы. С середины XIX в. Амгинская слобода стала местом политической ссылки.
В 1860 г. в Амге была открыта церковно-приходская школа при Амгинской Преображенской церкви. О начале школьного образования в Амге писал И.И. Майнов: «Первая школа в Амгинской слободе Якутского округа возникла, как мы видим, только в 1868 г., когда потомки первоначальных посельщиков успели уже сполна "объякутиться"» [4]. В 1871 г. школа была преобразована в одно-классное народное училище, организатором и первым учителем в ней стал священник Алексей Яс-нецкий. Школа была открыта по инициативе князей семи наслегов Батурусского улуса (которые стали первыми попечителями амгинского образования). Желающих обучать детей было много, количество учеников колебалось от 18 до 31. Учитывая разбросанность населения по огромной территории, некоторым учащимся приходилось преодолевать расстояние до школы в 5-6 верст. В связи с этим крестьяне поднимали вопрос о переводе школы в село Абага, находившееся в середине волости. Данное предложение было озвучено губернатору Якутской области, который поручил вести это дело окружному исправнику. Проблема была решена только в 1886 г., 26 октября в
с. Абага открылось начальное училище. Это была одноклассная школа из трех групп со сроком обучения в три года, открыта она была по Положению о начальных училищах со статусом народного начального училища. Первым учителем Абагинского начального училища был назначен И.М. Горохов, законоучителем - священник С.Е. Лонгинов, выпускник Якутского духовного училища.
Вскоре в Амге вновь открыли церковно-приходскую школу [5]. Долгое время учительницей в ней работала выпускница якутской женской прогимназии А.А. Сахарова. Она, владея русским и якутским языками, достигла высоких результатов в обучении. В 1891 г. на средства крестьянского общества в Амгинской слободе было построено первое здание школы, в 1892 г. ее посетил иркутский генерал-губернатор. В 1896 г. в с. Амга открылась одноклассная церковно-приходская школа. В последнее десятилетие XIX в. в Амгинском улусе активно создавались министерские и церковно-приходские школы. Данные переписи 1897 г. свидетельствуют о высоких показателях грамотности в Амгинском улусе. Именно воспитанники этих народных училищ составили первую якутскую интеллигенцию.
Губернаторы Якутского края из-за отсутствия квалифицированных кадров привлекали к педагогической деятельности политических ссыльных, предварительно получив на это разрешение генерал-губернатора [6]. Педагогической деятельностью занимались следующие политические ссыльные: М.А. Натансон, Н.А. Григорьев, В.Г. Короленко и Н.А. Надеев.
Школа В.Г. Короленко была открыта в 1882 г. и располагалась в его юрте. К нему отправила своих детей Колю и Таню состоятельная крестьянка Т.А. Афанасьева. вскоре к ним присоединились сын священника и сын торговца. Татьяна Андреевна потом писала, что «Короленко принял их радушно, согласился учить их без всякой оплаты» [7]. «Нашей первой книгой было, - вспоминает Н.Е. Афанасьев, - "Родное слово" Ушинского, за ним последовали детские журналы "Родник", "Детское чтение", сборник русских сказок и стихотворение Некрасова. Владимир Галактио-нович давал первоначальные знания по географии и истории» [8]. Педагогическую деятельность политссыльного одобряла местная знать, а священник давал уроки Закона Божьего учащимся, без которого нельзя было продолжить учебу.
Желающих обучаться у политссыльных было много, это вызывало неприязнь у учителей. Так, например, Гурьянов, Атласов писали доносы на Короленко, однако окружной исправник и заседатели оставляли их без внимания. Как видно из архивных документов, проверяющие инспектора посещали его уроки и восхищались знаниями учеников Короленко [9]. Позднее ученики Короленко продолжили его дело. Например, Н.Е. Афанасьев стал организатором народного образования в республике. Опытный педагог и методист подготовил и издал 25 программ, учебников и методических пособий для якутских школ. В 1884 г. В.Г. Короленко отбыл на родину, но продолжал поддерживать связь со своими учениками, высылал посылки и пособия, интересовался жизнью амгинцев.
Дело В.Г. Короленко продолжил политссыльный, народоволец Н.А. Надеев, который тоже свою юрту превратил в школу, в ней обучалось 15 детей. Они также хорошо усвоили технику чтения, письма, счета, много читали произведения русских писателей. Учитель знакомил их с историей и географией родины. Интересен факт, что по качеству обучения церковно-приходские школы уступали школе Надеева [10].
Как видно из отчетов окружных исправников, заседателей и инспектора народного образования, школы Короленко и Надеева, наряду со школой В. Ионова, считались лучшими в округе. В настоящее время Амгинская средняя школа № 1 носит имя Владимира Галактионовича Короленко, лучшему ученику присуждается стипендия и грамота имени В.Г. Короленко [11].
В первое десятилетие Хх в., в 1907 г. открылось Бологурское начальное училище в местности Ааллаах. Позднее открылась школа в Сулагачи, ее почетным блюстителем был избран Афанасий Рязанский, в будущем глава улуса. Он добился открытия начальных школ в каждом наслеге, часто вкладывал свои средства для их открытия. В первом году школа работала в арендованном доме К.А. Дьячковского. Учителем был назначен Л.Н. Семенов, выпускник Иркутской учительской семинарии. Занятия начались в сентябре 1907 г., а в 1908-м построили новое здание. В 1909/10 учебном году открыли пансион на 10 мест. По выявленным нами записям проверяющего данного пансиона, детей в нем хорошо кормили и содержали в чистоте. К ним часто ходил попечитель Афанасий Рязанский и оказывал посильную помощь из своих средств. За 12 лет работы училище Семенова выпустило 53 мальчика и 1 девочку [12]. В 1918 г. его пригласили быть учителем образцовой школы при учительской семинарии. Представители 6 наслегов выразили ему благодарность. В общественном приговоре было сказано, что он «рассеял царящую тьму»; что «одни его ученики стали народными учителями, другие - общественными деятелями, а третьи заканчивают среднее образование» [13].
Леонид Николаевич своей добросовестной работой заслужил всеобщую любовь не только учеников, но и сельчан. В 1918 г. он оставил Сулагачинское двухклассное училище выпускнику
Якутской учительской семинарии Д.С. Осипову. Известна и судьба сына Леонида Николаевича: Владимир получил среднее образование, также стал учителем, участвовал в Первой мировой войне и за проявленную храбрость в боях был награжден Георгиевским крестом, в годы Гражданской войны командовал повстанческим отрядом.
После установления советской власти создаются первые советские школы. Первой советской школой на Амге стала Маралахская школа I ступени, затем открылись Эмисская, Алтанская начальные школы. Школы Амгинского улуса имеют богатую историю.
Таким образом, с 70-х гг. XIX в. начинает активно развиваться школьное образование в среде сельского и улусного населения Якутского края. Сложившаяся в 1870-1880-х гг. система начальных общеобразовательных учебных заведений действовала до начала ХХ в. Большой вклад в развитие образования внесли политические ссыльные, многие школы открывались благодаря попечителям.
Ссылки:
1. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции). М., 1974. С. 35.
2. Попов С.Ф. К вопросу о развитии школ в Якутии в XIX веке // Ученые записки Якутского государственного университета. 1957. Вып. 2. С. 17.
3. Обзор Якутской области за 1881 год.
4. Майнов И.И. Зачатки народного образования в Якутской области. Иркутск, 1897.
5. Якутская окраина. 1913. № 23.
6. Архипова А.И. Губернаторская власть и политика в отношении инородческого населения на рубеже XIX-XX вв. в Якутской области // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 4 (57). С. 116.
7. НА РС (Я). Ф. 287-и. Оп. 1. Д. 31. Л. 8.
8. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск, 1966. С. 55-56.
9. НА РС (Я). Ф. 287-и. Оп. 1. Д. 222. Л. 6.
10. Афанасьев В.Ф. Указ. соч. С. 58.
11. Дьячковская С.А., Захарова В.И. Развитие народного образования // Амгинский улус. История, культура, фольклор. Якутск, 2002. С. 112.
12. НА РС (Я). Ф. 288-и. Оп. 1. Д. 222. Л. 103.
13. НА РС (Я). Ф. 25. Оп. 1. Д. 177. Л. 5.
References:
Afanasiev, VF 1966, The school and the development of educational thought in Yakutia, Yakutsk, pp. 55-56, (in Russian). Arkhipova, AI 2011, Governor's power and politics in relation to alien population at the turn of XIX-XX centuries in the Yakut region', Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii, no. 4 (57), p. 116, (in Russian).
Egorov, SF 1974, Readings on the history of the school and pedagogy in Russia (before the Great October Socialist Revolution), Moscow, p. 35, (in Russian).
Dyachkovskaya, SA & Zakharova, VI 2002, 'Development of Public Education', Amginskiy ulus. Istoriya, kul'tura, fol'klor, Yakutsk, p. 112, (in Russian).
Mainov, II 1897, The beginnings of public education in the Yakutsk region, Irkutsk, (in Russian).
Popov, SF 1957, 'The Development of the schools in Yakutia in the XIX century', Uchenyye zapiski Yakutskogo gosudar-stvennogo universiteta, vol. 2, p. 17, (in Russian).