Научная статья на тему 'Первое народное училище Колымы'

Первое народное училище Колымы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
166
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Старостина Мария Ивановна

На основе архивных документов впервые описывается история народного начального училища Министерства народного просвещения многонационального арктического Колымского округа (1871-1893 гг.). Якуты, мещане, казаки и «бродячие инородцы» содержали и строили общими усилиями это училище. Благотворители и почетные блюстители училища добровольно вносили немалую сумму денег на образование. Это было всенародное училище, где впервые обучались дети разных сословий. Опыт содержания его может быть полезен и ныне, в век самоуправления муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первое народное училище Колымы»

К 175-летию открытия школы на Колыме

УДК 373(091X571.56)

Первое народное училище Колымы

М.И. Старостина

На основе архивных документов впервые описывается история народного начального училища Министерства народного просвещения многонационального арктического Колымского округа (1871-1893 гг.). Якуты, мещане, казаки и «бродячие инородцы» содержали и строили общими усилиями это училище. Благотворители и почетные блюстители училища добровольно вносили немалую сумму денег на образование. Это было всенародное училище, где впервые обучались дети разных сословий. Опыт содержания его может быть полезен и ныне, в век самоуправления муниципальных образований.

In the article of the history of the public primary college of the Ministry of Education in the arctic multinational Kolyma district (1871-1893) based on archives data is described for the first time. The Yakuts, the bourgeoisie, Cossacks and “wandering inorodtsy” (native people) built and maintained this college all together. Patrons and honored supervisors of the college donated considerable sums of money to education. It was the college for all people, where for the first time children from different classes were taught. The experience of maintaining this college can be of use nowadays, in the period of municipal self- government.

Одноклассное народное училище Министерства народного просвещения (МНП) было открыто в г. Среднеколымске в октябре 1871 г.1 на базе казачьей школы. Это первое народное училище - одна из интересных страниц 175-летней истории школьного образования Колымского округа.

Колымский исправник Иващенко вплотную занялся обеспечением книг и другими вопросами народного училища. Первым учителем Среднеколымского народного училища был казак Константин Цыпандин, окончивший в свое время курс в Якутском уездном училище. Он еще с апреля 1860 г. работал учителем в казачьей школе г. Среднеколымска. К. Цыпандин оставался учителем народного училища до сентября 1872 г.

С этого времени его перевели на должность нижнеколымского частного командира и учителя Нижнеколымского училища. В Нижнеколымске же народное училище было открыто 15 июля 1872 г. миссионером И. Неверовым, куда он набрал всего 11 мальчиков2.

В сентябре 1872 г. в Среднеколымском училище обучалось 28 мальчиков, учителем был

СТАРОСТИНА Мария Ивановна - к.и.н., ЯГУ.

назначен урядник Иван Решетников. Это училище находилось в дряхлом казачьем караульном доме. В 1872 г. старосты девяти якутских родовых управлений Колымского улуса решили построить новое здание училища силами своих «родовичей». Они запланировали внести ежегодно, начиная с 1873 г., 146 руб. 80 коп. Со временем для колымских училищ среднеколымское мещанское общество обязалось внести 45 руб., среднеколымская казачья команда - 60 руб., нижнеколымское мещанское общество - 29 руб. 40 коп., нижнеколымские станичные казаки - 34 руб. 55 коп. Небольшие деньги обещали внести омолонский и омокские юкагирские роды, нижнеколымский мятюжский якутский род. Всего в феврале 1873 г. все общества округа обязались собрать на содержание двух училищ и на жалованье учителей 329 руб., а на строительство училища - 60 руб. Это было в то время, когда в 1872-1873 гг. эпидемия оспы унесла половину населения Колымского округа3.

В начале 1874 г. якутский губернатор В.П. де Витте из-за бедности населения обратился с ходатайством к генерал-губернатору Восточной Сибири о назначении пособия колымским училищам. Вследствие этого в конце года было

отправлено 200 руб. двум училищам из ассигнованных по смете МНП4. Кроме этих денег позже от МНП ничего не поступало данным училищам. В конце 1874 г. исправник добивается согласия всех нижнеколымских обществ о принятии участия на сбор денег только на одно Среднеколымское училише.

Летом 1875 г. было построено новое здание Среднеколымского училища, которое освятил чукотский миссионер Агафангел. В начале 1876 г. инородной управе было передано это здание (8 гА х 8 % аршина) «для должного наблюдения и ответственности». В училище в течение 1875 г. обучалось 44 мальчика (мещанских -11, казачьих

- 22, якутских - 11), а в апреле и мае 1877 г. - 42. В октябре 1881 г. в округе было только одно Среднеколымское училище5. Нижнеколымское училище было закрыто до этого времени.

Начальство не было довольно работой учителя училища. Якутский губернатор Черняев заметил, что при посещении им училища «ученье в нем преподавалось Решетниковым неудовлетворительно». В марте 1880 г. учителю И. Решетникову было поручено сдать учебные книги и дела дьякону Григорию Слепцову. При исправнике Варавве в октябре 1881 г. губернатор отмечает «крайне малоуспешное обучение мальчиков», несмотря на достаточные средства училища. Он предлагает остатки денег от содержания училища отдавать в надежные руки на приращения процентами6.

Первого губернатора, посетившего Колымский округ в 1877 г., жители встретили с большим вниманием и заботой, что господин Черняев выразил всем свою «искреннейшую благодарность». Видимо, неслучайно, из числа лично встретивших губернатора людей, они позже жертвовали деньги для Среднеколымского училища. Так, в 1881 г. голова улуса Ф. Кондаков и его заместитель С. Тырылгин пожертвовали по 25 руб. на приобретение учебных пособий. Они были награждены похвальным листом от губернатора. В том же году чукотский эрем А. Амвраургин пожертвовал 50 руб. в пользу училища7.

Якутских мальчиков в училище с годами становилось все меньше. В 1882 г. обучалось всего пять мальчиков, которые все были из сирот и самых беднейших семей. Мальчиков привозили в город для обучения и размещали в разных бедных семьях, у которых они служили работниками. 22 июня 1882 г. девять родовых управлений улуса вынесли «общественный приговор» о содержании наслежных мальчиков, «...с 1-го будущаго сентября с.г. якутских мальчиков в

количестве 9 человек, которые должны будут обучаться грамоте в Среднеколымском начальном училище поместить на одной квартире и ассигновать на ... каждого мальчика в месяц по 7 руб. ...», - говорилось в приговоре8. Так при исправнике Кочаровском был основан улусом первый пансион для учащихся.

В июле 1882 г. родовые управления Колымского улуса избрали якута Н.Д. Винокурова за период с 1883 по 1886 г. почетным блюстителем Среднеколымского начального училища. Все другие общества округа также согласились и избрали его на эту должность. Николай Дмитриевич, первый почетный блюститель Среднеколымского училища, был утвержден приказом генерал-губернатора Восточной Сибири от 10 декабря 1882 г. Он в 1869-1880 гг. служил улусным головой, а в 1860-1872 гг. и 1875-1878 гг. -старостой III Мятюжского наслега. Был награжден двумя серебряными медалями «За усердие»: на Станиславской ленте - в 1873 г. и на Аннинской ленте - в 1879 г. Голова улуса Н.Д. Винокуров личным примером показывал сородичам, что своих детей надо обучать в училище9. Его сын, Федот, один из лучших учеников училища, позже служил головой Колымского улуса и старостой III Мятюжского наслега.

Почетным блюстителем народного училища на 1887-1889 гг. был избран колымский купеческий брат М.Н. Бережнов. Он внес 150 руб. за трехгодичный взнос на нужды училища. Быть почетным блюстителем училища было непросто, поэтому в течение 1890 г. и в первом полугодии 1891 г. училище не имело блюстителя. В мае 1891 г. почетным блюстителем училища на период с 1 июля 1891 по 1 июля 1894 г. был избран 2-й гильдии купец И.Н. Соловьев. Деньги, поступающие от почетных блюстителей, отправлялись в Якутское казначейство для приобретения книг и учебных принадлежностей местного училища.

В «Положении о городских начальных училищах (в Москве)» от 1 ноября 1839 г. говорилось: «Главная обязанность Почетных блюстителей состоит в содействии начальству по части нравственной и учебной к устройству же части хозяйственной, они по собственной воле и усердию каждого к общественному благу, способствуют единовременными и постоянными приношениями, что и вменяется им в особенные заслуги». Почетные блюстители имели право об упущениях и беспорядках обращать внимание учителя, а в важных случаях даже об этом представить директору и попечителю округа10.

Летом 1882 г. была построена квартира для учителя училища. После этого решили построить амбар и холодные сени. Для этого пожертвовали всего 65 руб. старосты наслегов А. Слепцов, С. Слепцов и старшина В. Слепцов. Голова тунгусских «бродячих инородцев» В. Третьяков пожертвовал 25 руб. «на улучшение средств Колымского училища». Все они были награждены похвальным листом от губернатора «за неслужебные их отличия». В 1882 г. в училище обучалось 40 мальчиков. Желающих учиться мальчиков и девочек было много, но из-за тесноты приходилось отказывать им. Исправник обращается с предложением к почетным якутам улуса о принятии на себя расходов на строительство классной комнаты и изготовление ученических столов. М. Винокуров согласился пристроить за свой счет классную комнату, а И. Бандеров, Е. Оконешников, Л. Лаптев, И. Винокуров и Н. Слепцов пожертвовали 160 руб.

Однако известным наводнением реки Колымы от 21-23 мая 1883 г. здание училища было разрушено окончательно. В связи с этим купец Бережное разрешил предоставить бесплатно свой пустующий дом под временное размещение училища и квартиры учителя. Для ремонта этого дома якуты обязались внести 55 руб. серебром, казаки -

20 руб., мещане - 10 руб. Родоначальники за счет улуса согласились перенести старое здание училища за речку Анкудин, а мещанское общество и казачья команда решили пожертвовать по 25 руб. Якуты, «известные своей благотворительностью», обязались пожертвовать деньги: С. Созонов, Н. Колесов, Д. Винокуров - по 25 руб.; П. Винокуров, Е. Третьяков, В. Шадрин - по 15 руб.; Н. Слепцов и С. Слепцов - по 10 руб.11.

В.Л. Серошевский, автор известной монографии «Якуты», проживший в ссылке около полтора года (1883-1885 гг.) во II Кангаласском наслеге Колымского улуса, пишет в своих «Воспоминаниях», что образование не было в почете для повседневной жизни якутов. Уйбанчик из Андылаха, сын Матвея Слепцова, окончивший начальную школу Среднеколымска, «с легкостью читал по-русски и перевод Библии на якутском языке». Он, неважный охотник и рыбак, был «высмеиваемым всеми». Действительно, якут Иван Слепцов встречается в ведомостях Среднеколымского народного училища за 1875/76 и 1876/77 уч.гг.12. Польский исследователь В. Армон справедливо считает, что «вторым, более полезным информатором Серошевского уже в местности Андылах... стал молодой якут Иван Слепцов, которого автор

увековечил как Уйбанчика (Уйбан-Иван) в своей повести «На краю лесов»13.

Из числа местных жителей и в это время были люди, которые хорошо понимали истинное значение образования. Еще в 1872 г. «из Колымской школы» были отправлены на учебу в Якутскую прогимназию Александр Коновалов, сын вдовы покойного отставного канцеляриста, и Николай Бережное, сын мещанской вдовы. Эти мальчики воспитывались в доме попечителя прогимназии Г. Павлова. В 1873 г. купеческий сын Александр Гаврилович Бережное поступил в Иркутскую учительскую семинарию. В 1884 г. родоначальники улуса решили отправить в училище при Иркутской учительской семинарии Стефана из II Кангаласского наслега, сына якута Никона Слепцова. Они собрали 100 руб. для отправления Стефана на учебу14. Учились ли Александр и Стефан в местном училище нам еще неизвестно, но С. Слепцов первым из якутских мальчиков отправлен из Колымы на учебу в Иркутскую учительскую семинарию.

Летом 1886 г. чиновник особых поручений Ф. Егоров провел ревизию в Колымском округе. Он считал, что народное училище достаточно обеспечено средствами. В библиотеке училища было кроме учебников 200 экз. книг, а еще столько же книг находилось в Якутске. Преподаванием уроков «частно» занимался священник Александр Бережное. 6 июня 1886 г. были проведены публичные экзамены 22 мальчиков разных сословий из жителей Среднеколымска, результаты которых удовлетворили проверяющих. Чиновник Ф. Егоров пришел к выводу: «Общий взгляд на училище и учеников довольно достаточное и светлое, ученики прилично одеты. Преподавание идет довольно хорошо, так как священник Бережное, до посвящения его в сан священства, как окончивший полный курс наук Иркутской учительской семинарии, бывший более семи лет учителем по Иркутской губернии, занимается преподаванием уроков очень усердно и тактично... . Бывший же ранее сего учитель Петр Решетников занимался, по рассказам учеников, очень мало, потому и был застой в обучении»15.

П. Решетников был освобожден с должности «согласно его прошению» инспектором прогимназии в конце сентября 1885 г. Однако учитель в феврале 1886 г. еще получал зарплату. Он был человеком «достойным и интеллигентным», но стал пьяницей. Священник А. Бережное недолго преподавал в народном училище, так как в 1888 г. была открыта в Среднеколымске церковно-

приходская школа. Позже учителем в училище работал дьякон Г. Слепцов16.

Из отчета за 1886 г., в частности, видно, что в делах училища хранились 17 векселей разных лиц на сумму 1110 руб. Среди них была вексель упомянутого ссыльного В.Л. Серошевского на 100 руб. Некоторые лица, чтоб занять училищные деньги, приходили к разным хитростям. Так, государственный преступник Н. Зеников подделал подпись поручителя и получил 40 руб. за вексель. Пожертвования «на усиление средств Среднеколымского начального училища» продолжали поступать. В 1888 г. 55 руб. пожертвовали четыре якута. По отчету за 1892 г., в этом училище приход денег составлял 3034 руб. 86 коп., а долговых документов было на 2894 руб. На жалованье учителя ушло всего 191 руб. 96 коп., а на наем сторожа и истопника - еще меньше денег. Даже эти цифры красноречиво говорят, что училище имело более чем достаточное средство для хорошей постановки учебной работы. Тем временем бедные ученики страдали без письменных принадлежностей и до ноября не могли заниматься по чистописанию. Этому училищу появилась конкуренция в лице ссыльных, которых некоторые родители предпочитали нанимать для обучения детей на дому. По всей Якутии народным училищам МНП появилась альтернатива в лице церковно-приходских школ. В ноябре 1891 г. губернатор сообщает исправнику, что «общее присутствие областного управления, отдав преимущество церковно-приходским школам пред начальными училищами ведомства народного просвещения, как более соответствующими видам Правительства, потребностям и средствам местного населения, признала необходимым обратить внимание Епархиального начальства... на устройство церковно-приходских школ»17.

Как писал политссыльный И. Шкловский в 1890 г, в Среднеколымске были две школы: «церковная», где было 8 учащихся, и «городская», где - 11 учащихся. Первая школа была аристократическая, в ней обучались дети богатых, а во второй - «голь перекатная и якутя-та...»18. В мае 1892 г. исправник Карзин сообщает начальству, что Среднеколымское народное училище, где обучается 11 учащихся, не дало ни одного грамотного человека и охладило к себе все население округа. Напротив церковноприходская школа за четыре года своего существования зарекомендовала себя и внушила к ней доверие населения гораздо больше, чем народное училище за все годы. Исправник просил разрешения закрыть народное училище и передать его

библиотеку в церковно-приходскую школу. Он предложил из средств училища «отделять одну половину на поддержание народного образования в церковно-приходских школах Колымского округа, а другую половину приобщать к находящемуся в Колымском полицейском управлении для приращения из процентов капиталу Среднеколымского народного училища...». Исправник считал, что этот капитал в будущем прирастет в сумму, достаточную на открытие среднего учебного заведения в округе.

В 1893 г. народное училище МНП было передано причту Среднеколымской Покровской церкви. Однако в капитал бывшего училища продолжали поступать средства и в последующие годы. В июле 1895 г. капитал училища в размере 1731 руб. 24 коп. в наличных деньгах и 1246 руб. 6 коп. в долговых документах также был передан упомянутой церкви. Все свободные от расходов деньги обязаны были выслать в Якутский Епархиальный училищный Совет для обращения в процентные бумаги19. Так, большой капитал Среднеколымского народного училища МНП попал в Якутский Епархиальный Совет.

Спустя некоторое время, в 1904 г., снова поднимался вопрос об открытии народных училищ МНП в округе, но двухклассное училище МНП было открыто в Среднеколымске лишь в 1913 г.20.

Первое народное училище МНП Колымского округа проработало 22 года (1871-1893 гг.). В основном народ поддерживал Среднеколымское народное училище. Об этом говорят факты частых пожертвований в пользу училища, желание некоторых лиц стать почетными блюстителями училища (Н.Д. Винокуров, М.Н. Бережное и И.Н. Соловьев), а также пожертвования местных обществ, которые, несмотря на их трудную жизнь, много лет постоянно вносили деньги. Так, самую большую обязательную сумму из обществ вносила Колымская инородная управа (улусные головы НД. Винокуров, Ф.Д. Кондаков и А.Н. Винокуров). Начиная с 1873 г. по первое полугодие 1895 г. ежегодно инородная управа для содержания училища вносила 146 руб. 80 коп., т.е. всего за указанный период 3303 руб. Кроме того, ежегодно эта управа сдавала пожертвованные для училища 245 шкур горностая, т.е. всего 4655 шкур только за период с 1877 по 1895 г.21. В 1882 г. был организован первый пансион для якутских мальчиков. Некоторые учащиеся училища отправлялись на учебу в Якутскую прогимназию. Окружные чиновники не смогли обеспечить училище опытными учителями и неумело использовали имеющийся большой капитал для его развития.

В связи с этим народное училище не имело большой популярности у местного населения.

Среднеколымское начальное народное училище МНП - первое учебное заведение для образования разных сословий населения Колымского округа. В частности, у якутов, составляющих преобладающее большинство населения, впервые появилась возможность обучать своих детей грамоте в учебном заведении. Местные общества набрались опыта по содержанию училища своими силами. Хотя первое народное училище МНП Колымского округа функционировало более ста лет назад, опыт его содержания местным населением может быть полезен и ныне, в век самоуправления муниципальных образований.

Источники

1 Якутия. Хроника. Факты. События. 1632— 1917 гг. /Ком. гос. арх. службы при Правительстве РС(Я). Изд. 2-е, доп. Сост. А.А. Калашников. -Якутск: Бичик, 2002. - С. 226.

2НА РС(Я). Ф. 17-и. Оп. 1. Д. 113. Л. 35-36; Д. 115. Л. 1-2, 6-6 об., 9; Д. 155. Л. 27; Ф. 226-и. Оп. 1. Д. 884 «а». Л. 14; Ф. 285-и. Оп. 1. Д. 37. Л. 49-49 об., 57.

3 Там же. Ф. 17-и. Оп. 1. Д. 113. Л. 44, 63-64 об.; Д. 364. Л. 23-25, 27, 29; Якутия ... - С. 228.

4 НА РС(Я). Ф. 17-и. Оп. 1. Д. 113. Л. 112; Д. 155. Л. 85-85 об.

5 Там же. Д. 113. Л. 90, 130 об.; Д. 364. Л. 1, 3,

5, 100-100 об.; Ф. 18-и. Оп. 1. Д. 124. Л. 6 об.

6 Там же. Ф. 18-и. Оп. 1. Д. 101. Л. 4, 7, 14; Д. 124. Л. 5-6 об.

7 Там же. Ф. 17-и. Оп. 1. Д. 349. Л. 85-85 об.; Д. 395. Л. 101; Ф. 18-и. Оп. 1. Д. 124. Л. 90-91

об., 100-100 об., 111.

8 Там же. Ф. 18-и. Оп. 1. Д. 124. Л. 20-21, 116, 117.

9 Там же. Д. 140. Л. 5-5 об., 8 об.-9, 14-18 об., 25, 26-27 об; Ф. 17-и. Оп. 1. Д. 364. Л. 100.

10 Там же. Ф. 17-и. Оп. 1. Д. 887. Л. 201, 261, 262-262 об., 269-270; Ф. 18-и. Оп. 1. Д. 109. Л. 40; Д. 140. Л. 2-2 об., 30.

11 Там же. Ф. 18-и. Оп. 1. Д. 124. Л. 15-17, 19, 20, 21, 22-23, 25, 29, 31, 48, 49, 97, 108-108 об., 110-110 об., 114, 119, 130-132, 137-138 об., 144, 153-155, 171.

12 Серошевский В.Л. Якутские рассказы, повести и воспоминания. - М.: Издательский дом «Кудук», 1997. - С. 488, 490; НА РС(Я). Ф. 17. Оп. 1. Д. 364. Л. 15 об., 100 об.

13 Армон В. Польские исследователи культуры якутов. Перевод с польского К.С. Ефремова / Отв. ред. В.Н. Иванов. - М.: МАИК «Наука / Интерпериодика», 2001. - С. 84-85.

14 НА РС(Я). Ф. 17. Оп. 1. Д. 113. Л. 21, 53, 94; Ф. 18-и. Оп. 1. Д. 101. Л. 21-22; Д. 124. Л. 146; Д. 143. Л. 28-28 об., 30-30 об.

15 Там же. Ф. 17-и. Оп. 1. Д. 808. Л. 62-64.

16 Там же. Д. 789. Л. 5; Д. 887. Л. 38, 241, 275 об.; Д. 1067. Л. 6, 8, 13-13 об.; Ф. 285-и. Оп. 1. Д. 136. Л. 14; Серошевский В.Л. Указ. соч. -

С. 508.

17 НА РС(Я). Ф. 17-и. Оп. 1. Д. 887. Л. 2, 3 об.

- 4, 50, 53, 107, 121-122, 161-162, 166, 236-236

об.; Д. 1067. Л. 8, 9-12, 13-13 об.

18 Колесов М.И. История Колымского края. 4.1. Досоветский период (1642-1917 гг.). -Якутск: Якутское книжное изд-во, 1991. - С. 183.

19 НА РС(Я). Ф. 17-и. Оп. 1. Д. 1067. Л. 6-7, 32-32 об., 37-37 об.

20 Там же. Д. 2209. Л. 1-2 об.; Бандеров Н. Старейшая в Заполярье // Народное образование.

- 1982. -№7.-С. 89.

21 НА РС(Я). Ф. 17-и. Оп. 1. Д. 364. Л. 25-25

об., 107 об.; Д. 1067. Л. 11 «а», 12 «а», 28, 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.