Научная статья на тему 'К вопросу о психолого-педагогических задачах портфолио студента в профессиональном образовании'

К вопросу о психолого-педагогических задачах портфолио студента в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / PORTFOLIO-STUDENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валько Д. В.

Рассмотрены аспекты реализации портфолио студента в образовательном процессе профессионального образования, на основе анализа практики применения портфолио и по результатам экспертного исследования предложена пирамида психолого-педагогических задачах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL TASKS OF PORTFOLIO-STUDENT IN VOCATIONAL EDUCATION

The aspects of the implementation of the portfolio of the student in the educational process of vocational education, based on the analysis of the practice of portfolio and the results of an expert study, proposed pyramid psychological and pedagogical tasks.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психолого-педагогических задачах портфолио студента в профессиональном образовании»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 377

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Д.В. Валько, научный сотрудник ЧОУ ВПО ««Южно-Уральский институт управления и

экономики» е-ma.il: [email protected]

Аннотация

Рассмотрены аспекты реализации портфолио студента в образовательном процессе профессионального образования, на основе анализа практики применения портфолио и по результатам экспертного исследования предложена пирамида психолого-педагогических задачах.

Ключевые слова: портфолио студента, психолого-педагогические задачи.

На сегодняшний день федеральные образовательные стандарты предоставляют образовательным организациям право разработки собственных методов промежуточной и итоговой аттестации, дополнительной оценки сформированности образовательных компетенций, а студентам - возможность предоставления дополнительных сведений подтверждающих учебно-профессиональные достижения. Одним из наиболее популярных инструментов в этой связи является портфолио.

Современные исследователи1 рассматривают портфолио, как средство фиксации и оценки направленности личностных интересов и учебно-профессиональных достижений обучающихся, то есть как собрание документов, демонстрирующих усилия обучаемого, успехи и прогресс, достигнутый за определенный отрезок времени. В целом можно сказать, что в портфолио значительное внимание уделяется перечню документов, отражающих профессиональную и личностную характеристики студента и, в конечном счёте, выпускника.

С другой стороны, ряд авторов акцентирует внимание на портфолио, как на продуктивном средстве формирования конкурентоспособности и продвижения будущих профессионалов на рынке труда, на основе оценки ключевых компетенций и достижений в образовательной, научно-исследовательской, общественной деятельности, а также перспектив делового и творческого роста.

Однако портфолио, как психолого-педагогический инструмент, позволяет решать целый спектр задач и выполняет разнообразные функции в образовательном процессе и личностном развитии студента. Изучение педагогических и психологических исследований, посвященных проблемам использования портфолио в образовательном процессе, показало,

3

что существует три аспекта реализации данного инструмента (рис. 1): портфолио накопительного вида (1), портфолио рефлексивного вида (2) и портфолио-процесс (3).

1 Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченкова А.С. Учительский портфолио студента-педагога // Профильная школа. - 2012. - № 3. - С. 11-20.; Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. - 2004. - №3. - С.201-238.

2 Шестакова Д В. Конкурентоспособное портфолио как условие успешного трудоустройства выпускника вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2012. - № 1(19).; Тамарская Н.В., Шестакова Д.В. Конкурентоспособность как фактор успешного трудоустройства выпускника вуза: учебно-методическое пособие для студентов вузов. - Калининград: Абрис. - 2012.

3 Игонина, Е.В. Построение структурной модели компетентностно-ориентированного портфолио / Е.В. Игонина // European Social Science Journal. - 2012. - № 1 (17). - С.106-113.

Рисунок 1 - Аспекты реализации портфолио студента

По нашему мнению, цель и смысл данного инструмента можно уяснить, обозначив круг решаемых им задач в наиболее конструктивном аспекте: на уровне портфолио рефлексивного вида.

В ходе анализа применяемых в практике положений о портфолио, можно выделить ряд наиболее общих и действительно решаемых с помощью данного инструмента задач не только в области педагогики, но и в сфере психологии и развития личности. В числе педагогических задач отмечаются:

Оценочные:

- отслеживание и оценивание сформированности общих и профессиональных компетенций;

- отслеживание и оценивание освоения видов профессиональной деятельности;

- отслеживание и оценивание иных достижений в рамках индивидуальной образовательной траектории.

Формирующие и развивающие:

- развитие навыков целеполагания, планирования, самоорганизации и других профессионально-значимых навыков и умений;

- формирование первичного опыта профессионально-деловой конкуренции.

В числе социально-психологических и психолого-педагогических задач, можно отметить:

- проектирование профессионально-личностного развития и саморазвития;

- развитие учебной мотивации, мотивации достижений и мотивации на профессиональную деятельность;

- системная реализация самообразования и образовательной рефлексии;

- развитие предпосылок успешной социализации, в том числе в профессиональной среде.

В целях уточнения приоритетности задач нами проведено экспертное исследование, в рамках которого были опрошены 30 преподавателей образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования.

Анализ результатов выявил, что мнение представителей высшего профессионального образования несколько отличается от мнения, высказанного преподавателями среднего профессионального образования.

В частности, на вопрос «Считаете ли Вы, что на сегодняшний день портфолио студента - необходимый психолого-педагогический инструмент» получено следующее распределение ответов (табл. 1):

Таблица 1 - Результаты ответов

Ответ Доля выбравших соответствующий ответ

СПО ВПО Сводная

Да, в полной мере 6% 20% 11%

Да, эффективно дополняет существующий инструментарий 65% 20% 76%

Нет, лишь дублирует применяемые инструменты 6% 20% 18%

Нет, никак не влияет на качество образования 24% 40% 47%

Таким образом, большая часть преподавателей высшей школы считают, что применение портфолио никак не сказывается на качестве и результативности приобретаемого образования. Подавляющее же большинство представителей среднего профессионального образования считают, что портфолио, как инструмент, эффективно дополняет существующий образовательный инструментарий.

Экспертам, также, было предложено присвоить задачам решаемым с помощью портфолио от одного до десяти баллов в зависимости от приоритетности, значимости и важности. В результате получены следующие согласованные бальные оценки (табл. 2):

Таблица 2 - Результаты ранжирования задач

Блок Комплексная задача Согласованная (средняя) балльная оценка

СПО ВПО Общая

Оценочный Позволяет оценить сформированность общих компетенций 5,6 4,3 5,1

Позволяет оценить сформированность профессиональных компетенций 4,9 3,3 4,3

Формирующий, развивающий Способно развивать навыки целеполагания, планирования, самоорганизации и другие профессионально-значимые навыки 5,7 3,7 5,0

Способствует формированию первичного опыта профессионально-деловой конкуренции студента 6,1 4,4 5,4

Социально-психологический Позволяет проектировать профессионально-личностное развитие и саморазвитие 5,8 4,0 5,1

Развивает учебную мотивацию, мотивацию достижений и мотивацию на профессиональную деятельность 6,2 5,0 5,8

Системно реализует самообразование и образовательную рефлексию 5,5 3,3 4,7

Развивает предпосылки успешной социализации, в том числе в профессиональной среде 6,1 3,3 5,0

Если принять в качестве границы значимости оценку в пять баллов (с учетом того, что средняя общая оценка по всем задачам составила 5,1 балла), то можно отбросить малозначимые задачи, упростив и уточнив тем самым назначение портфолио, как инструмента.

Таким образом, в ходе согласования мнений экспертов, исходя из общей балльной оценки, может быть построена некая пирамида задач (рисунок 1).

Способно развивать навыки целеполагания, планирования, самоорганизации и другие профессионально-значимые навыки

Позволяет проектировать профессионально-личностное развитие и саморазвитие Позволяет оценить сформированность общих компетенций

Способствует формированию первичного опыта профессионально-деловой конкуренции студента

Развивает учебную мотивацию, мотивацию достижений и мотивацию на профессиональную деятельность

Рисунок 1 - Пирамида задач решаемых с помощью портфолио

Очевидно, что базовые, расположенные в фундаменте, задачи определяют сущность портфолио, как психолого-педагогического инструмента в образовательной деятельности. С инструментальной точки зрения следует дифференцировать задачи и результаты, достигаемые с помощью портфолио по следующим объектам реализации:

- образовательный процесс, в том числе общеобразовательная, общепрофессиональная и профессиональная составляющие;

- личность, её развитие, реализация и социализация.

Такая дифференциация позволит не только определить объективный функционал, но и оптимальную структуру, а также методические принципы формирования портфолио на основе предложенной пирамиды задач.

Список литературы

1. Новикова, Т.Г. и др. Учительский портфолио студента-педагога / Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченкова // Профильная школа. - 2012. - № 3. - С. 11-20.

2. Игонина, Е.В. Построение структурной модели компетентностно-ориентированного портфолио / Е.В. Игонина // European Social Science Journal. - 2012. - № 1 (17). - С.106-113.

3. Шестакова, Д.В. Конкурентоспособное портфолио как условие успешного трудоустройства выпускника вуза / Д.В. Шестакова // Высшее образование в России. - 2012. - № 6. - С. 91-95.

ON THE QUESTION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL TASKS OF PORTFOLIO-STUDENT

IN VOCATIONAL EDUCATION

D. V. Valko, researcher of «South-Ural institute of management and economics»,

e-mail: [email protected]

Abstract

The aspects of the implementation of the portfolio of the student in the educational process of vocational education, based on the analysis of the practice of portfolio and the results of an expert study, proposed pyramid psychological and pedagogical tasks.

Keywords: portfolio-student, psychological and pedagogical problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.