Научная статья на тему 'Программа «Портфолио клинического ординатора»'

Программа «Портфолио клинического ординатора» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
768
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / КЛИНИЧЕСКАЯ ОРДИНАТУРА / CLINICAL RESIDENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тур Е. Ю.

Использование портфолио в системе образования высших учебных заведений. Обзор программы «Портфолио клинического ординатора», разработанной на кафедре семейной медицины Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова как принципиально нового инструмента обучения в клинической ординатуре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тур Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM «PORTFOLIO FOR CLINICAL RESIDENTS

The use of portfolio in the education system. Overview «Portfolio of clinical resident» as a new instrument for training in the clinical residency. This program was developed at the department of Family Medicine North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov

Текст научной работы на тему «Программа «Портфолио клинического ординатора»»

УДК 614.23:378.2

ПРОГРАММА «ПОРТФОЛИО КЛИНИЧЕСКОГО ОРДИНАТОРА»

Е. Ю. Тур

ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова»

Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

THE PROGRAM «PORTFOLIO FOR CLINICAL RESIDENTS»

E. Yu. Tour

North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov, St. Petersburg, Russia

© Е. Ю. Тур, 2014 г.

Использование портфолио в системе образования высших учебных заведений. Обзор программы «Портфолио клинического ординатора», разработанной на кафедре семейной медицины СевероЗападного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова как принципиально нового инструмента обучения в клинической ординатуре.

Ключевые слова: портфолио, обучение, система образования, клиническая ординатура. The use of portfolio in the education system. Overview «Portfolio of clinical resident» as a new instrument for training in the clinical residency. This program was developed at the department of Family Medicine North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov. Keywords: portfolio, training, education system, clinical residency.

С 2012 г. на кафедре семейной медицины Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова началась разработка программы «Портфолио клинического ординатора» для использования ее как дополнительного инструмента обучения в клинической ординатуре.

Цель создания программы «Портфолио клинического ординатора» — разработать идеальную, максимально действенную модель совершенствования и развития клинического ординатора, опираясь на метод индивидуальной накопительной оценки, основной стратегией которой является отслеживание прогресса обучения ординатора в его профессиональной деятельности [1].

Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы ХУ-ХУ1 вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов [1, 2].

Идея применения портфолио в образовательных учреждениях возникла в США в 80-х гг. ХХ в. К концу 90-х гг. применение портфолио приняло лавинообразный характер в большинстве образовательных учреждений. Число публикаций и книг, посвященных портфолио для

обучения в высших учебных учреждениях, за короткий срок резко возросло. В 1995 г. использование портфолио как дополнительного метода в обучении достигло своего пика и в настоящее время распространено практически повсеместно в западных странах [2].

Впервые тема портфолио в российском образовательном сообществе прозвучала в 2003 г. По общему мнению преподавателей и обучаемых, портфолио повышает мотивацию последних, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения обучаемых к процессу обучения и его результатам [3].

Термин «портфолио» достаточно часто применяется не только в образовательной, но и в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев [3]. Если рассматривать его шире, можно заметить, что оно имеет в целом обозначение всех представленных достижений фирмы. У фотографов и фотомоделей этот термин обозначает альбом с фотографиями, а в повседневной жизни «портфолио» представляют как: визитную карточку (совокупность сведений о человеке, конкретной организации, учреждении); досье (собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях и услугах); портфель учебных и профессиональных достижений человека [3, 4].

Последипломное образование

Таким образом, процесс постижения смыслового значения термина «портфолио» позволил увидеть множество различных направлений, трактовок и характеристик, но общепринятого варианта данного понятия пока не установлено [5].

В педагогической литературе отечественными учеными [4] также представлены различные подходы к определению данного понятия. Согласно позиции Е. Е. Федотовой, Т. Г. Новиковой, А. С. Прутченкова, термин «портфолио» трактуется как «учебный портфель», что определяет целенаправленное собрание работ учащихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом. Следовательно, «портфолио» — это отчет или портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения учащегося в определенный период его обучения при определенных условиях [5].

Итак, в нашем понимании «портфолио» — это документ, представляющий результативный пакет достижений ряда лет, который рассматривается и принимается многими его создателями в разных ипостасях, а именно как форма, метод, средство и даже технология, что значительно влияет на его структуру, содержательную составляющую, формирование отдельных тематических модулей, касающихся конкретного профиля и конкретной профессионально-специфической направленности [6].

Является ли идея создания программы «Порт-фолио клинического ординатора» актуальной в настоящее время?

Идея использования портфолио в системе образования в последнее время получает широкое распространение. В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования отмечается, что изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, влекут за собой изменение системы оценивания [7, 10].

В настоящее время кардинальные изменения вносят на рынок труда существенные коррективы по отношению к человеку к его профессионально-квалификационным характеристикам и выдвигают все новые и более жесткие требования к продукту его профессионального труда. В связи с этим основными морально-психологическими качествами работника становятся инициативность, самостоятельность, креативность, способность сотрудничать и взаимодействовать с другими субъектами общества,

высокая мотивация к карьерному росту, повышению квалификации и профессиональному переобучению. Именно эти качества позволяют человеку быть мобильным и конкурентоспособным на рынке труда, а технология «Портфолио» как эффективный инструмент и ведущий показатель системы оценки качества образования позволяет наглядно представить целостную картину о степени сформированности личности как успешного, компетентного и делового человека [8].

В России, согласно наблюдениям экспертов, метод индивидуальных учебных достижений приобретает все большую популярность [8]. Школа XXI в. — это «школа портфолио», и идея порт-фолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру [9].

Поколение XXI в. — «Millenium Learning», поколение амбициозных, уверенных в своих силах, легко обучаемых молодых людей, способных работать в группах [10].

Именно поэтому программа «Портфолио клинического ординатора» является актуальной: легко управляемая, внедряемая в любое мобильное устройство, способная отразить индивидуальность, уровень культуры и степень подготовки клинического ординатора.

В настоящее время в отечественном [5] и зарубежном [7] образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат. Однако в связи с потребностью в объективном оценивании реальных достижений учащихся в определенных предметных областях и их способностей к дальнейшему профильному и профессиональному образованию данную технологию необходимо рассматривать как глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого образования, полученного в результате креативной созидательной деятельности обучающегося в клинической ординатуре [5, 8].

Модель портфолио, разработанная на кафедре семейной медицины, является принципиально новой стратегией обучения в высшем медицинском образовательном учреждении. Данная модель способна продемонстрировать образовательную активность, уровень самоорганизации, возможности и практические достижения клинического ординатора.

Философия портфолио заключается в том, что предполагается смещение акцента с оценки на самооценку, т. е. клинический ординатор дол-

жен самостоятельно определить приоритет своего развития в той или иной области. Основной смысл портфолио — показать самое лучшее, на что способен клинический ординатор [11].

С помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей учащегося и педагога как современного человека XXI в. [8]. Наиболее значимыми и востребованными являются следующие компетенции: информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем) [13]; коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы) [14]; самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

Помимо этого, актуальность программы «Портфолио клинического ординатора» заключается в отражении профессионального потенциала и его конкурентоспособности, что является особенно важным не только во время обучения, но и при последующем трудоустройстве [15].

Создание программы «Портфолио клинического ординатора» преследует выполнение таких задач:

1. Фиксирование, накопление и оценка индивидуальных достижений ординатора.

2. Создание целенаправленных стратегий развития.

3. Стимулирование интереса к учебному процессу и кумуляция полученных знаний.

4. Формирование профессионального потенциала.

5. Развитие способности к организации самостоятельной деятельности.

6. Обеспечение преемственности в обучении на разных базах.

7. Создание полного представления о работе клинического ординатора и последующая акцентуация учебного процесса согласно его интересам.

8. Развитие рефлексивности к процессу обучения у клинического ординатора, повышение ответственности и самостоятельности в организации процесса обучения.

9. Формирование правильной самооценки и внешней оценки работы ординатора.

10. Создание базы для системного контроля наблюдения пациентов.

Программа «Портфолио клинического ординатора» была разработана как электронная платформа, сконструированная в виде корневого каталога, который содержит следующие разделы: «Личная информация», «Практическая работа», «Научная работа», «План индивидуального развития», «Самостоятельная работа» и «Внешняя оценка».

Раздел «Личная информация» содержит информацию о клиническом ординаторе, его автобиографию и эссе на тему «Почему я решил стать врачом общей практики?».

В разделе «Практическая работа» клинический ординатор ведет обзор своей практической деятельности за время прохождения клинической ординатуры. Раздел содержит следующие модули: «Приемы и вызовы», «Практические навыки», «Курация пациентов», «Интересные случаи», «Трудные случаи».

Модуль «Приемы, вызовы» содержит информацию о всех пациентах, обследуемых клиническим ординатором самостоятельно и совместно с врачом-наставником на амбулаторном приеме и во время визитов к пациентам на дом за одну неделю.

Модуль «Практические навыки» содержит информацию об отработке мануальных навыков клиническим ординатором за один месяц практической работы.

Модуль «Курация пациентов» содержит информацию о тех пациентах, которых курировал клинический ординатор. Во время курации клиническим ординатором формируется отчет о наблюдении и ведении пациента, например о результатах консультации его с другими специалистами, госпитализациями или ежедневном наблюдении на дому.

В модуле «Интересные случаи» клинический ординатор может описать какое-то интересное с точки зрения диагностики или лечения заболевание, выявленное им у пациента в собственной клинической практике.

Модуль «Трудные случаи» клинический ординатор заполняет каждый раз, когда сталкивается со сложностями при ведении или лечении пациентов.

В разделе «Научная работа» содержится информация о деятельности клинического ординатора в свободное от учебы время, направленной на изучение научной литературы, участие в исследовательской работе кафедры, сбор и обработку статистических материалов, написание научных статей и рефератов.

В разделе «План индивидуального развития» клинический ординатор с помощью заполнения

Последипломное образование

модулей «Маршрут обучения» и «Позиционная карта практических навыков» формирует индивидуальную программу развития, ориентированную согласно собственным предпочтениям. План развития формируется клиническим ординатором самостоятельно. В плане развития отражаются все задачи, которые ординатор ставит перед собой, и методы их решения.

Раздел «Самостоятельная работа» содержит информацию о прочитанной клиническим ординатором научной литературе и использовании медицинских онлайн-ресурсов за время обучения в клинической ординатуре.

Раздел «Внешняя оценка» включает в себя оценку работы клинического ординатора врачом-наставником, результаты промежуточных и итоговых аттестаций, рекомендации и отзывы клинического ординатора.

Для повышения мобильности программы «Портфолио клинического ординатора» разработанный ранее корневой каталог был модернизирован в виде интернет-сайта. Это обеспечило легкую управляемость, простоту введения данных, быстрое воспроизведение и управление на любом мобильном устройстве.

Преимуществами интернет-модели программы «Портфолио клинического ординатора» при регулярном заполнении модулей клиническим ординатором являются: возможность непрерывного мониторинга процесса обучения, размещение блоков информации в социальных сетях и рас-

пространение теоретических и практических материалов внутри учебной группы. Это является основой для командной работы и отражает процесс обучения и профессионального роста клинического ординатора.

С точки зрения преподавания разработанная модель портфолио позволяет подобрать индивидуальный подход к каждому ординатору, определить его сильные и слабые стороны и c помощью пошаговой оценки учебного процесса добиться максимального результата.

Также преподаватель или куратор могут легко контролировать процесс дистанционного обучения ординатора с отдаленных баз и предоставлять основу для правильного планирования учебного процесса.

Заключение. Применение портфолио как дополнительного метода обучения в высших учебных заведениях приобретает в России все большую популярность. В отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат.

В связи с этим внедрение программы «Порт-фолио клинического ординатора» как дополнительного инструмента обучения в клинической ординатуре не только позволит создать новое интерактивное направление в современном образовании, но также поможет сформировать тенденцию модернизации процесса образования для высших учебных заведений России.

Литература

1. Иванченко Т. Ю. Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации к изучению иностранного языка на протяжении всей жизни // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 462-465.

2. Lankes A. Electronic portfolios: A new idea in classroom assessment. Syracuse. — NY: ERIC Clearinghouse on Information and Technology, 1995. — С. 2-6.

3. Науменко Ю. А. Использование технологии Портфолио как инструмент для профессионального развития педагога // Среда в образовании: концепции и практика // Центр научных инвестиций. — 2008. — № 1. — С. 2-4.

4. Красноперова Т. В. Технология «Портфолио» — ведущий показатель целостной системы оценки качества образования // Фестиваль педагогических идей. — http://festival.1september.ru/articles/572189. — Последнее посещение сайта 18.03.2014.

5. Бухаркина Е. С., Полат М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — С. 272-280.

6. Пинская М. А. Портфолио учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений // Оценка качества образования. — 2008. — № 8. — http://www.lko.metodcenter. edusite.ru/p11aa1.html. — Последнее посещение сайта 18.03.2014.

7. Федотова Е. Е., Новикова Т. Г., Прутченков А. С. Зарубежный опыт использования портфолио // Методист. — 2005. — № 5. — С. 27-33.

8. Webb T. P., Aprahamian C., Weigelt J. A., Brasel K. The Surgical Learning and Instructional Portfolio (SLIP) as a self-assessment educational tool demonstrating practice-based learning // Curr Surg. — 2006. — № 63. — С. 444-446.

9. Mansvelder-Longayroux D. D. The learning portfolio as a tool for stimulating reflection by student teachers. — Leiden: Leiden University, 2006. — С. 9-16.

10. Фатеева И. А. Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании: преемственность между средней школой и вузом // Молодой ученый. — 2012. — № 12. — С. 526-528.

11. Snadden D, Thomas M., Challis M. Medical Education Guide № 11: The use of portfolio-based learning in medical education // Association for Medical Education in Europe. — 1999. — № 2. — С. 2-9.

12. Roberts C. Portfolio-based assessments in medical education: are they valid and reliable for summative purposes? // Medical Education. — 2002. — № 36. — С. 300.

13. Pearson D., Heywood P. Portfolio use in general practice vocational training: a survey of GP registrars // Medical Education. — 2004. — C. 87-95.

14. Challis M., Mathers N. J. Portfolio-based learning: continuing medical education for general practitioners — a mid-point evaluation // Medical Education. — 2010. — № 4. — С. 4-7.

15. Jennifer A., Gordon Craig M. Роль электронного портфолио для непрерывного профессионального развития // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2013. — № 1. — C. 3-8.

Автор:

Тур Екатерина Юрьевна — клинический ординатор кафедры семейной медицины ГБОУ ВПО «СевероЗападный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова» Минздрава России

Адрес для контактов: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.