НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
ЕЛ. Меньшикова
К ВОПРОСУ О ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Томский государственный педагогический университет
Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению в настоящее время продолжает оставаться актуальной. Это обусловлено рядом факторов, в том числе и тем, что у учителей и родителей очень часто возникает вопрос о том, почему в одних и тех же условиях обучения (у одного и того же учителя, по одной и той же программе) деятельность одного ученика успешна, а другого - нет? В чем причина? Где искать ответ? Какие аспекты готовности ребенка к школьному обучению существенно влияют на успехи ребенка в учебной деятельности и результаты обучения? Как спрогнозировать успех ребенка в учебе в момент начала школьного обучения, зная стартовый уровень развития его психических функций? Как рекомендовать ребенку ту систему обучения, которая окажется более актуальной его психическому развитию и наиболее оптимальной для полноценного развития его способностей.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению возникла несколько десятилетий назад в связи со снижением сроков начала обучения. Специалисты различного профиля (педагоги, психологи, физиологи, врачи) пытались выявить условия, при которых процесс обучения будет оптимальным для ребенка и не приведет к негативным последствиям в психическом и соматическом здоровье.
Л.С. Выготский рассматривал проблему школьного обучения в соотношении с развитием ребенка: «...школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда имеет перед собой уже определенную стадию детского развития, проделанную ребенком до поступления в школу» [1, с.445].
Он отмечал, что «обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка». Л.С. Выготский не рассматривал психологическую готовность к школьному обучению как таковую, но подчеркивал необходимость определения уровня развития
ребенка как определяющего «исходное отношение к возможностям обучения» [1, с. 446].
Л.С. Выготский ввел понятие «социальной ситуации развития», складывающейся к началу каждого возрастного периода (в том числе и к началу школьного обучения), разработал периодизацию психического развития, в основе которой лежит понятие центральных психологических новообразований, рассматривал особенности психического развития ребенка, начинающего школьное обучение в контексте кризиса возрастного развития, характерной особенностью которого является «обобщение переживания», «утеря непосредственности», означающая «привнесение... в поступки интеллектуального момента» [2, с. 376 -377].
А.Н. Леонтьев (1948) впервые предложил понятие «психологическая готовность к школе» и указал на один из самых основных компонентов этой готовности - развитие у детей способности управлять своим поведением.
Л.И. Божович рассматривала проблему готовности ребенка к школьному обучению в контексте научной концепции Л.С. Выготского и отмечала важность возникновения на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста такого психологического новообразования, как «внутренняя позиция школьника», в основе которой лежат две группы мотивов, побуждающих ребенка к учебной деятельности, связанные с «содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения» и «потребностями ребенка в общении с другими людьми... желанием занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений» [4, с.23 -24].
Анализ психологической литературы по проблеме готовности ребенка к школьному обучению позволяет нам сказать, что в рассмотрении психологического содержания данной проблемы как у отечественных, так и у зарубежных авторов нет
Е.А. Меньшикова. К вопросу о прогностической значимости психологической готовности..
единства, существуют различные точки зрения в терминологии, в определении компонентов школьной готовности, их количественных и качественных характеристиках, а также в направлениях исследований в контексте данной проблемы, которые выражаются в различных подходах.
Можно выделить, на наш взгляд, шесть направлений в исследованиях психологической готовности ребенка к школе (Е.Е. Кравцова (1991) выделяет четыре направления).
Одни авторы (Т.В. Тарунтаева (1973), JI.E. Жу-рова (1974), А.П. Усова (1981), Ф.А. Сохин (1979) и др.) рассматривают проблему с точки зрения подготовки ребенка к школе в плане формирования у него определенных ЗУН, облегчающих обучение в школе. Это чисто педагогический, на наш взгляд, подход, предлагающий систему организованных занятий для детей в детском саду, проводимых воспитателем.
Другие авторы (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько (1988), B.C. Мухина (1990) и др.) рассматривают требования, которые предъявляются ребенку школой, и изучают предпосылки и новообразования в психическом развитии ребенка, наличие которых необходимо для успешного обучения. Но данные авторы не рассматривают, как именно данные предпосылки и уровень их развития взаимосвязаны с успехами детей в учебной деятельности.
Третьи авторы (Т.В. Комарова (1974), А.Н. Да-видчук (1973), Т.Н. Доронова (1979), Л.А. Венгер, Е.М. Цеханская (1970), К.Н. Поливанова (1989) и др.) рассматривают психологическое содержание компонентов учебной деятельности и пути их развития на специально организованных занятиях с детьми в детском саду.
Четвертые (Д.Б. Элъконин, А.Л. Венгер (1988), Е.Е. Кравцова (1991) и др.) исследуют единое психологическое новообразование, которое лежит на рубеже смены ведущей деятельности (игровой на учебную).
Пятые (Д. Чейпи (1992), Л. Брэдвей, Б. Хил (1997) и др.) предлагают систему организованных занятий в семье для развития определенных предпосылок, облегчающих обучение в школе.
Шестые (Ф. Илг (1965), Л.Б. Эймс (1965) и др.) рассматривают параметры готовности ребенка к школе и разрабатывают систему диагностики данной готовности.
Таким образом, вопрос о прогнозе успеваемости детей в младшем школьном возрасте на основе
знания уровня развития различных компонентов психологической готовности их к школьному обучению остается малоизученным.
В связи с этим мы считаем актуальным экспериментальное и теоретическое исследование в контексте данной проблемы с точки зрения прогноза успехов детей в учебе на основе знания актуального уровня развития параметров психологической готовности детей к школьному обучению и выявления более значимых в этом плане компонентов школьной зрелости.
Проведенное нами исследование, направленное на изучение интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых компонентов психологической готовности детей к школьному обучению на экспериментальном материале (на примере детей, поступивших в первые классы средней школы № 1 г. Томска в 1994 г.) и диагностику качества ЗУН у данных учащихся по основным учебным дисциплинам на протяжении трех лет обучения в младших классах, а также выявление значимых и незначимых зависимостей между компонентами психологической готовности детей к школьному обучению и их успехами в учебе с первого по третий класс методом корреляционного анализа и логико-комбинаторным методом распознавания образов, позволило нам подготовить программу прогноза успеваемости учащихся младшего школьного возраста на базе интеллектуальной системы ИСПРИР с помощью средств когнитивной графики.
Использование данной программы поможет специалистам психолого-педагогического профиля:
а) прогнозировать успехи детей в учебе на старте школьного обучения;
б) целенаправленно развивать необходимые для успешной учебы психические функции у детей, чтобы избежать отрицательной динамики успеваемости школьников;
в) рекомендовать родителям выбор адекватной психическому развитию ребенка программы обучения, в которой он окажется более состоятельным и успешным;
г) осуществлять конкурсный набор в гимназические классы;
Д) создавать программы целенаправленной подготовки детей к школьному обучению в семье и детском саду, чтобы сконцентрировал, свою деятельность на развитии тех психических функций, от которых будут зависеть успехи в учебной деятельности.
Литература
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.520с.
2. Выготский П.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4.1984.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.584 с.
4. Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М.: Просвещение, 1991.
5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Просвещение, 1991 152 с.