Научная статья на тему 'К вопросу о прогностической значимости психологической готовности ребенка к школьному обучению'

К вопросу о прогностической значимости психологической готовности ребенка к школьному обучению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
217
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of prognostic significance of psychological readiness of a child to school education

This article is devoted to psychological readiness of children to the school education. The author notes an actuality of the problem has attracted attention of classics of native psychology: L.S. Vygotskiy, A.N. Leontiev, LI. Bozhovich. There is no unity in modern psychological literature as to determination of components of school maturity, their characteristics. The author distinguishes 6 directions in researching this problem and notes that the question of prognosis of progress of schoolchildren on the base of knowledge of the level of development of components of psychological readiness of children to studying at school remains insufficiently known, thus experimental and theoretical research of the author’s article is devoted to the studying of intellectual, personality s and emotional volitional components of children’s psychological readiness to school studing, diagnosis of knowledge quality, abilities and skills of children during 3 years of studying, and also to finding significant and insignificant dependences between components of school maturity and successes of children in studying. On the base of data research the author suggests computer programme of younger classes schoolchildren’s progress, which can be used by the specialists of psychological pedagogical profile in practical work.

Текст научной работы на тему «К вопросу о прогностической значимости психологической готовности ребенка к школьному обучению»

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

ЕЛ. Меньшикова

К ВОПРОСУ О ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА

К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Томский государственный педагогический университет

Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению в настоящее время продолжает оставаться актуальной. Это обусловлено рядом факторов, в том числе и тем, что у учителей и родителей очень часто возникает вопрос о том, почему в одних и тех же условиях обучения (у одного и того же учителя, по одной и той же программе) деятельность одного ученика успешна, а другого - нет? В чем причина? Где искать ответ? Какие аспекты готовности ребенка к школьному обучению существенно влияют на успехи ребенка в учебной деятельности и результаты обучения? Как спрогнозировать успех ребенка в учебе в момент начала школьного обучения, зная стартовый уровень развития его психических функций? Как рекомендовать ребенку ту систему обучения, которая окажется более актуальной его психическому развитию и наиболее оптимальной для полноценного развития его способностей.

Проблема готовности ребенка к школьному обучению возникла несколько десятилетий назад в связи со снижением сроков начала обучения. Специалисты различного профиля (педагоги, психологи, физиологи, врачи) пытались выявить условия, при которых процесс обучения будет оптимальным для ребенка и не приведет к негативным последствиям в психическом и соматическом здоровье.

Л.С. Выготский рассматривал проблему школьного обучения в соотношении с развитием ребенка: «...школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда имеет перед собой уже определенную стадию детского развития, проделанную ребенком до поступления в школу» [1, с.445].

Он отмечал, что «обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка». Л.С. Выготский не рассматривал психологическую готовность к школьному обучению как таковую, но подчеркивал необходимость определения уровня развития

ребенка как определяющего «исходное отношение к возможностям обучения» [1, с. 446].

Л.С. Выготский ввел понятие «социальной ситуации развития», складывающейся к началу каждого возрастного периода (в том числе и к началу школьного обучения), разработал периодизацию психического развития, в основе которой лежит понятие центральных психологических новообразований, рассматривал особенности психического развития ребенка, начинающего школьное обучение в контексте кризиса возрастного развития, характерной особенностью которого является «обобщение переживания», «утеря непосредственности», означающая «привнесение... в поступки интеллектуального момента» [2, с. 376 -377].

А.Н. Леонтьев (1948) впервые предложил понятие «психологическая готовность к школе» и указал на один из самых основных компонентов этой готовности - развитие у детей способности управлять своим поведением.

Л.И. Божович рассматривала проблему готовности ребенка к школьному обучению в контексте научной концепции Л.С. Выготского и отмечала важность возникновения на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста такого психологического новообразования, как «внутренняя позиция школьника», в основе которой лежат две группы мотивов, побуждающих ребенка к учебной деятельности, связанные с «содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения» и «потребностями ребенка в общении с другими людьми... желанием занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений» [4, с.23 -24].

Анализ психологической литературы по проблеме готовности ребенка к школьному обучению позволяет нам сказать, что в рассмотрении психологического содержания данной проблемы как у отечественных, так и у зарубежных авторов нет

Е.А. Меньшикова. К вопросу о прогностической значимости психологической готовности..

единства, существуют различные точки зрения в терминологии, в определении компонентов школьной готовности, их количественных и качественных характеристиках, а также в направлениях исследований в контексте данной проблемы, которые выражаются в различных подходах.

Можно выделить, на наш взгляд, шесть направлений в исследованиях психологической готовности ребенка к школе (Е.Е. Кравцова (1991) выделяет четыре направления).

Одни авторы (Т.В. Тарунтаева (1973), JI.E. Жу-рова (1974), А.П. Усова (1981), Ф.А. Сохин (1979) и др.) рассматривают проблему с точки зрения подготовки ребенка к школе в плане формирования у него определенных ЗУН, облегчающих обучение в школе. Это чисто педагогический, на наш взгляд, подход, предлагающий систему организованных занятий для детей в детском саду, проводимых воспитателем.

Другие авторы (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько (1988), B.C. Мухина (1990) и др.) рассматривают требования, которые предъявляются ребенку школой, и изучают предпосылки и новообразования в психическом развитии ребенка, наличие которых необходимо для успешного обучения. Но данные авторы не рассматривают, как именно данные предпосылки и уровень их развития взаимосвязаны с успехами детей в учебной деятельности.

Третьи авторы (Т.В. Комарова (1974), А.Н. Да-видчук (1973), Т.Н. Доронова (1979), Л.А. Венгер, Е.М. Цеханская (1970), К.Н. Поливанова (1989) и др.) рассматривают психологическое содержание компонентов учебной деятельности и пути их развития на специально организованных занятиях с детьми в детском саду.

Четвертые (Д.Б. Элъконин, А.Л. Венгер (1988), Е.Е. Кравцова (1991) и др.) исследуют единое психологическое новообразование, которое лежит на рубеже смены ведущей деятельности (игровой на учебную).

Пятые (Д. Чейпи (1992), Л. Брэдвей, Б. Хил (1997) и др.) предлагают систему организованных занятий в семье для развития определенных предпосылок, облегчающих обучение в школе.

Шестые (Ф. Илг (1965), Л.Б. Эймс (1965) и др.) рассматривают параметры готовности ребенка к школе и разрабатывают систему диагностики данной готовности.

Таким образом, вопрос о прогнозе успеваемости детей в младшем школьном возрасте на основе

знания уровня развития различных компонентов психологической готовности их к школьному обучению остается малоизученным.

В связи с этим мы считаем актуальным экспериментальное и теоретическое исследование в контексте данной проблемы с точки зрения прогноза успехов детей в учебе на основе знания актуального уровня развития параметров психологической готовности детей к школьному обучению и выявления более значимых в этом плане компонентов школьной зрелости.

Проведенное нами исследование, направленное на изучение интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых компонентов психологической готовности детей к школьному обучению на экспериментальном материале (на примере детей, поступивших в первые классы средней школы № 1 г. Томска в 1994 г.) и диагностику качества ЗУН у данных учащихся по основным учебным дисциплинам на протяжении трех лет обучения в младших классах, а также выявление значимых и незначимых зависимостей между компонентами психологической готовности детей к школьному обучению и их успехами в учебе с первого по третий класс методом корреляционного анализа и логико-комбинаторным методом распознавания образов, позволило нам подготовить программу прогноза успеваемости учащихся младшего школьного возраста на базе интеллектуальной системы ИСПРИР с помощью средств когнитивной графики.

Использование данной программы поможет специалистам психолого-педагогического профиля:

а) прогнозировать успехи детей в учебе на старте школьного обучения;

б) целенаправленно развивать необходимые для успешной учебы психические функции у детей, чтобы избежать отрицательной динамики успеваемости школьников;

в) рекомендовать родителям выбор адекватной психическому развитию ребенка программы обучения, в которой он окажется более состоятельным и успешным;

г) осуществлять конкурсный набор в гимназические классы;

Д) создавать программы целенаправленной подготовки детей к школьному обучению в семье и детском саду, чтобы сконцентрировал, свою деятельность на развитии тех психических функций, от которых будут зависеть успехи в учебной деятельности.

Литература

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.520с.

2. Выготский П.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4.1984.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.584 с.

4. Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М.: Просвещение, 1991.

5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Просвещение, 1991 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.