Научная статья на тему 'Психолого-педагогические закономерности успешного усвоения детьми учебного материала в начальных классах'

Психолого-педагогические закономерности успешного усвоения детьми учебного материала в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1015
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшикова Е. А.

This article is devoted to finding significant and insignifi¬cant dependences between intellectual personality and emo¬tionalvolitional components of school maturity and successes of children in studying. On the base of data research the au¬thor suggests computer program of younger classes school-children's progress that can be used by the specialists of psychological-pedagogical profile in practical work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-Pedagogical Aspects of Children's Successes in Learning Process in Elementary Schools

This article is devoted to finding significant and insignifi¬cant dependences between intellectual personality and emo¬tionalvolitional components of school maturity and successes of children in studying. On the base of data research the au¬thor suggests computer program of younger classes school-children's progress that can be used by the specialists of psychological-pedagogical profile in practical work.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические закономерности успешного усвоения детьми учебного материала в начальных классах»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Томский государственный педагогический университет

Проблема готовности детей к успешному усвоению учебного материала в школе глубоко изучалась отечественными психологами (Л.В. Выготским, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьевым и др.). Они внесли значительный вклад в разработку психологической концепции готовности детей к обучению. Это послужило фундаментальной основой для дальнейших исследований.

Изучив психолого-педагогическую литературу, можно выделить два основных подхода к проблеме.

Сторонники первого подхода, педагогического, рассматривают формирование знаний, умений и навыков у детей до поступления в школу (Т.И. Тарун-таева, Л.И. Журова, Ф.А. Сохин и др.), развитие элементов учебной деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста (Л.А. Венгер, А.Н. Давидчук, К.Н. Поливанова и др.), воспитание различных качеств у дошкольников в семье (H. Eyenck, D. Cookson, K. Stoney и др.). Эти исследования направлены на подготовку к успешному обучению в школе дошкольников в семье и детском саду.

Представители второго подхода рассматривают содержание готовности детей к школьному обучению, выделяя различные аспекты, сферы готовности к школе (И.В. Дубровина, Я.А. Коломинский, Е.А. Панько и др.), новообразования в развитии ребенка (Л.И. Божович, Р.П. Ефимкина, P.C. Немов и др.), предпосылки готовности к школьному обучению (B.C. Мухина

и др.), связь психологической готовности к школе с обучаемостью (М.М. Безруких, С.П, Ефимова и др.), анализируют единое психологическое новообразование возраста (Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова и др.).

Несмотря на многоаспектность рассмотрения готовности детей к школьному обучению, данная проблема изучена недостаточно. Учеными много сделано в плане разработки программ подготовки детей к обучению, в области диагностики школьной зрелости, в области изучения сути и специфики феномена готовности к школе.

Однако проблема выявления взаимосвязей между компонентами школьной зрелости и успехами детей в усвоении учебного материала и установления специфических закономерностей в данной сфере осталась за рамками научных исследований.

Мы решили в какой-то мере восполнить этот пробел в психологии, что и определило цель данного исследования - выявление существенных зависимостей между развитием интеллектуальных, личностных, эмоционально-волевых компонентов готовности детей к школьному обучению и их успехами в учебе.

Известно, что неуспех ребенка в учебе, его несостоятельность в ведущей деятельности порождает тревогу, неуверенность в себе, способствует развитию заниженной самооценки, формированию чувства собственного несовершенства и стратегии избегания

неудач в деятельности. Это препятствует реализации индивидуального потенциала личности.

Работая в школе, мы пришли к выводу, что не все компоненты школьной зрелости одинаково востребованы в учебном процессе и влияют на успех детей в усвоении учебного материала. Есть ключевые, существенные и незначимые, неинформативные. Это привело нас к мысли отказаться от традиционного понимания взаимосвязей между различными сторонами готовности детей к школьному обучению и их успехами в учебе (чем выше развитие компонентов, тем выше успех у детей) и разработать альтернативные теоретические основания психолого-педагоги-ческой концепции готовности детей к школе.

Мы предположили, что дети усваивают учебный материал лучше, если установлены ключевые компоненты готовности к успешному обучению (и на их развитие делается акцент при подготовке детей к школе) и выявлены существенные зависимости между компонентами готовности и успехами детей в усвоении учебного материала.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- выявить основные компоненты готовности детей к успешному обучению, раскрыть их специфику, место и функциональное предназначение в общей структуре готовности детей к школе;

- диагностировать развитие компонентов готовности к школе у детей на старте обучения и успехи учащихся по основным учебным дисциплинам (чтению, русскому языку, математике) в лонгитюде (на протяжении трех лет обучения в младших классах);

- установить зависимости между' развитием компонентов школьной зрелости и успехами в усвоении учебного материала по основным дисциплинам;

- разработать программу прогноза успеваемости детей в младших классах на базе интеллектуальной системы принятия решений (ИСПРИР).

В качестве объекта исследования нами рассматривается готовность детей к школьному обучению.

В качестве предмета - взаимосвязь между компонентами готовности к школе и успехами детей в учебе.

В качестве методов исследования использовались: наблюдение, эксперимент, тестирование, беседа, лон-гитюдный метод исследования, современные математические статистические методы с применением корреляционного анализа (К. Пирсон) и логико-ком-бинаторный метод распознавания образов, реализованный в системе ИСПРИР.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе проводился теоретический анализ проблемы готовности детей к школьному обучению, набор учащихся в первые классы и психодиагностическое исследование их готовности к обучению в средней школе № 23 г. Томска.

Закономерности, выявленные в процессе диагностики школьной зрелости, наблюдения и опыт рабо-

ты автора в качестве учителя начальных классов и практического психолога определили гипотезу, исходные теоретические позиции исследования, стратегию и тактику эксперимента.

На втором этапе был проведен эксперимент на базе средней школы № 1 г. Томска.

Дети, принявшие участие в исследовании, проходили диагностическое обследование на предмет школьной готовности до начала обучения, в дальнейшем - на протяжении трех лет фиксировалась их успеваемость по основным школьным дисциплинам (чтению, русскому языку, математике).

Успеваемость учащихся по основным учебным дисциплинам в лонгитюде (с первого по третий класс) явилась критерием успешности ведущей деятельности в данном возрасте.

В целях снижения влияния субъективного фактора на оценку качества знаний учащихся мы отказались от поурочного балла при выставлении итоговых оценок. Итоговые оценки по школьным дисциплинам выставлялись на основе контрольных срезов, выполняемых детьми самостоятельно, без помощи учителя и коллективного обсуждения с другими учащимися, в которых ребенок мог продемонстрировать собственные, приобретенные в учебной деятельности ЗУН. Требования к ЗУН предъявлялись детям в соответствии с госстандартом, изложенным в программах обучения для начальных классов.

Исходя из опыта работы с детьми младшего школьного возраста и наблюдений в процессе диагностики школьной зрелости, для лонгитюдного исследования были взяты дети, имеющие типичные показатели готовности к школьному обучению.

На третьем этапе были проанализированы и обобщены результаты исследования, уточнены выводы, подготовлена программа прогноза успеваемости учащихся, определены перспективы исследования.

Под готовностью ребенка к школьному обучению мы понимаем ансамбль-сочетание компонентов, охватывающих основные сферы развития ребенка: интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую, физическую, морфологическую, психическое и соматическое здоровье. Совокупность сфер развития представляет единую целостную систему школьной зрелости, все стороны которой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Выделение же различных компонентов готовности к обучению есть, по сути дела, способ выявления закономерностей, определяющих успех детей в учебе.

Личный опыт работы с детьми в качестве учителя начальных классов и практического психолога и опыт коллег дает нам основание выделить ключевые компоненты готовности детей к школьному обучению, обусловливающие успех в обучении. Этими компонентами явились: преднамеренное запоминание, логическое мышление, организованность и навык чтения.

Опираясь на опыт работы, наблюдения в педагогическом процессе, мы пришли к выводу, что различные компоненты готовности детей к обучению вносят специфический вклад в успеваемость учащихся и неравнозначны по степени влияния на успех детей в обучении. Эти наблюдения определили теоретические основания психолого-педагогической концепции готовности детей к школьному обучению и подтвердились результатами экспериментального исследования.

1. Мы систематизировали научные знания по данной проблеме и дали свое понятие готовности детей к успешному обучению.

2. Отказались от традиционной точки зрения о том, что чем выше уровень развития компонентов готовности к обучению, тем более успешно обучение. Опираясь на опыт работы с детьми, пришли к выводу, что есть значимые и неинформативные компоненты готовности детей к школьному обучению.

3. Установили, что компоненты школьной зрелости имеют специфические взаимосвязи с успехами детей в усвоении учебного материала, и экспериментально доказали это положение.

4. Выявили ключевые компоненты готовности детей к обучению, определяющие успех в усвоении ими учебного материала, и экспериментально доказали это.

5. Доказали, что по уровню развития компонентов школьной зрелости можно определить специфику их влияния на успех в обучении.

6. Разработали теоретические основания программы прогноза успеваемости и применили их в практике на базе интеллектуальной системы принятия решений (ИСПРИР).

Приведем примеры, наиболее ярко отражающие подтверждение результатов исследования.

1. Наиболее типичные варианты сочетания ключевых компонентов готовности у детей, имеющих отличные результаты обучения, заключаются в следующем. Для данных учащихся характерно сочетание учебного отношения к ситуации обучения с высоким уровнем развития памяти и организованности в учебном процессе. Что касается навыка чтения, то его уровень развития может быть различным (как целыми словами, так и по слогам). Что касается логического мышления, то в большинстве случаев на «отлично» учатся дети с высоким стартовым уровнем развития логического мышления, но возможен и средний уровень развития при условии, что он сочетается с высоким уровнем развития памяти, организованности и учебным отношением к ситуации обучения. Но в дальнейшем такие дети могут демонстрировать снижение успеваемости в сторону успеваемости на «4» и «5».

2. Наиболее типичные варианты сочетания компонентов готовности, обеспечивающие успеваемость детей на «4» и «5». Диапазон отношения к учебной

ситуации у детей шире (как правило, это чаще учебное, предучебное, реже - псевдоучебное отношение). Диапазон навыка чтения также широк (от побуквен-ного чтения до чтения целыми словами). Что касается памяти и организованности, то в большинстве своем ими обладают дети с высоким уровнем развития преднамеренного запоминания и организованности. Логическое мышление либо высокое, либо среднее. Интересно следующее сочетание компонентов: если у ребенка средний уровень развития организованности, то, как правило, это «компенсируется» высоким уровнем развития логического мышления и сочетается с ним; средний уровень развития логического мышления сочетается с высоким уровнем развития организованности; средний уровень развития памяти сочетается с высоким уровнем развития логического мышления и организованности.

3. Наиболее типичные варианты сочетания компонентов готовности, обеспечивающие успеваемость детей с отметкой «удовлетворительно». Диапазон отношения детей к учебной ситуации широк, но учебный тип отношения в данном варианте не представлен. Для навыка чтения характерен слоговой и по-буквенный уровни. Чтение целыми словами нетипично. Память, логическое мышление, организованность имеют средний уровень развития.

Эксперимент показал, что успешное обучение зависит от характера и природы компонентов готовности детей к школьному обучению и от сочетания данных компонентов, которые подчиняются реальным закономерностям, обладающим прогностическим значением.

В результате проведенного исследования установлено, что между мальчиками и девочками имеют место различия в механизме достижения успеха в учебе в зависимости от развития у них компонентов школьной готовности.

Выявлены существенные зависимости между развитием компонентов готовности детей к обучению и их успехами в усвоении учебного материала по основным школьным дисциплинам (чтению, русскому языку, математике) в младших классах.

Установлено, что организованность является важным показателем развития, необходимым для успешного усвоения учебного материала по всем учебным дисциплинам, в ряде случаев - для успехов по русскому языку и чтению - более важным, чем развитие интеллектуальных компонентов школьной зрелости (таких как логическое мышление и память).

Учеными неоднократно подчеркивалась важность развития произвольной сферы ребенка в плане готовности его к школьному обучению (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Е.Е. Сапогова, У.В. Ульенкова и др.).

Н.С. Лейте с, например, говорил об организованности как о способности к саморегуляции, мобилизации своих сил для решения задач, установке на преодоление трудностей и стремлению к цели, при-

ущим детям с высокой умственной активностью [1, с. 39-40].

Наше исследование показало, что организованность является важным показателем психического развития, необходимым для достижения успехов в учебе не только интеллектуально одаренными детьми. Более того, между развитием данного компонента школьной готовности и успехами детей в усвоении учебного материала выявлены самые сильные корреляционные связи (в ряде случаев выше, чем у интеллектуальных компонентов школьной готовности, таких как память и логическое мышление).

Результаты проведенного нами исследования экспериментально подтверждают мысль А.Н. Леонтьева о том, что произвольность поведения является одним из главных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

С началом школьного обучения учебная задача начинает занимать большое место в деятельности ребенка, она является предметом совместной деятельности ученика со взрослым (прежде всего учителем).

Классиками отечественной психологии (Л.И. Божович, Д.Б. Элькониным и др.) неоднократно отмечалась важность отношения ребенка к учению, процессу познания, к содержанию учебных занятий.

Так, Л.И. Божович подчеркивала необходимость развития «внутренней позиции школьника»; Т.А. Не-жнова - «чувства необходимости учения»; Д.Б. Эль-конин - наличия «условно-динамической позиции по отношению ко взрослому»; Е.Е. Кравцова - развития единого психологического новообразования в общении в системах «ребенок - ребенок» и «ребенок -взрослый» и отношения ребенка к самому себе [2].

Можно предположить, что все эти характеристики развития тесно связаны с отношением ребенка к учебной ситуации.

Наше исследование на экспериментальном материале показало специфические взаимосвязи между развитием отношения к ситуации обучения у детей и их успехами в усвоении учебного материала по основным школьным дисциплинам.

Доказано, что тип отношения к учебной ситуации является важным для усвоения детьми учебного материала (особенно у мальчиков) на начальном этапе обучения (в первом классе). Для девочек тип отношения к ситуации обучения не сказывается на успехах в обучении по русскому языку. Возможно, «чувство языка», лингвистические способности для девочек являются более важными.

Выявлено, что дети с игровым отношением к ситуации обучения (традиционно считающимся самым незрелым) демонстрируют широкий диапазон успеваемости. Успех в учебе определяет сочетание игрового типа с развитием других компонентов школьной готовности (организованностью, логическим мышлением, памятью).

Учеными неоднократно отмечалась важность развития логического мышления для успешного усвоения детьми учебного материала.

Например, Л.И. Божович подчеркивала необходимость развития у детей умения выделять существенные признаки в явлениях действительности, сравнивать их, находить причины явлений, делать выводы [3].

B.C. Мухина отмечала, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность [4].

Г.А. Цукерман обращала внимание на развитие у ребенка так называемых правил мышления, что позволяет ему избежать интеллектуальной пассивности в учебной деятельности, поиска «обходных путей» (списывания, дословного копирования, подгонки под ответ, заучивания без понимания смысла) [5, с. 86-115].

Наряду с данными точками зрения в литературе встречаются и другие.

Так, Я.А. Коломинский, Е.А. Панько, ссылаясь на исследование, проведенное в НИИ общей и педагогической психологии, отмечали, что на начальных этапах обучения для успешного усвоения учебного материала достаточен средний уровень развития логического мышления [6],

Учеными (B.C. Мухиной и др.) подчеркивается, что все-таки основным видом мышления ребенка в данном возрасте является наглядно-образное мышление, которое характеризуется особой интеллектуальной позицией, в которой господствует «логика восприятия».

Наше исследование на экспериментальном материале подтверждает тот факт, что развитие логического мышления имеет сильные корреляционные связи с успехами детей в усвоении учебного материала по математике (особенно у мальчиков). Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успехов в учебе в последующем (во втором и третьем классах), особенно по математике.

Действительно, дети со средним уровнем развития логического мышления могут усваивать учебный материал и вполне успешно учиться в первом, например, классе, но чем старше становится ребенок и сложнее учебный материал, тем труднее его усваивать за счет высокого уровня развития памяти и организованности в учебной деятельности. Познание требует глубины и понимания существенных признаков изучаемых явлений, а формализм и «зубрежка» в этом случае плохие помощники.

Доказано, что наличие навыка чтения (побуквен-ного и слогового уровней) на момент начала школьного обучения не гарантирует ребенку успеха в усвоении учебного материала по основным школьным дисциплинам. Важно развитие психических функ-

Е.А. Меньшикова. Психолого-педагогические закономерности успешного усвоения детьми..

ций, на которых он базируется, и сочетание с развитием других компонентов школьной готовности (памяти, организованности, логического мышления, отношения к учебной ситуации).

Общеизвестно, что память является ведущим познавательным процессом в младшем школьном возрасте. В этом возрасте ребенок уже может сознательно и произвольно пользоваться приемами запоминания (B.C. Мухина, Е.Е. Сапогова и др.), он легко и надолго сохраняет яркие эмоциональные впечатления; ориентирован на дословное воспроизведение того, что запомнилось (А.М. Матюшкин, И.С. Аверина, Г.Д. Чистякова, Н.Б. Шумакова и др.).

Развитие преднамеренного запоминания имеет специфическое влияние на результаты обучения детей по различным школьным дисциплинам (у мальчиков особенно важно при усвоении учебного материала по математике и русскому языку, у девочек -по чтению).

В исследовании выявлена сильная корреляционная связь между развитием преднамеренного запоминания и итоговой успеваемостью детей в первом, втором и третьем классах (что сильнее аналогичной связи по показателям развития логического мышления).

Важным в плане прогноза успеваемости следует считать речевое развитие ребенка. Уровень развития речи есть определенный показатель усвоения ребенком социального опыта, «интериоризации» (вращи-вания внешних действий в результате взаимодействия с другими людьми). Через слова с их значениями человек взаимодействует с окружающими еш людьми. В результате этого взаимодействия у него возникают внутрипсихические, умственные действия в форме тех же слов с их значениями, которые управляют человеческой деятельностью уже внутри и помогают человеку сформулировать ответ в ситуации общения, организовать свою деятельность, решить логическую задачу, стоящую перед ним.

Управление, организация деятельности ребенка тесно связаны с использованием обобщающего значения знака. Л.С. Выготский отмечал, что такое управление начинает использоваться ребенком на этапе «переходных психологических систем», с двухтрех лет и до двенадцати лет, когда слово начинает выступать в качестве «психологического орудия для управления собственной индивидуальной деятельностью». Однако следует отметить, что на этом этапе развития большое значение имеет педагогическая ситуация, которая организуется значимым взрослым для управления деятельностью ученика [7, с. 445-447].

Интересно отметить, что такой признак, как «ротацизм», был выявлен в нашем исследовании как неинформативный. Этот вывод подтверждает и наши наблюдения в педагогической деятельности с детьми младшего школьного возраста. Дети с данным нарушением произношения демонстрируют диапазон успеваемости от отметки «удовл етворительно» до «отлично».

Практическая значимость исследования.

Использование подготовленной программы прогноза успеваемости детей позволяет:

- оптимизировать процесс диагностики школьной готовности;

- повысить эффективность кинк\рсного набора в гимназические классы;

- рекомендовать родителя--.! выбор программы, адекватной психическому развитию ребенка, в которой он окажется более состоятельным и успешным;

- прогнозировать успехи детей в учебе на старте школьного обучения.

Результаты исследования могут быть использованы в разработке учебных пособий для учителей начальных классов и практических психологов в целях повышения эффективности усвоения учебного материала детьми младшего школьного возраста.

Литература

1. Дейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

2. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

3. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопр. психол. ребенка дошкольного возраста. М., 1948.

4. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.

5. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М., 1994.

6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.

7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.