анализ причин и условии, способствующих формированию сложнокоординАЦионных навыков проФЕссионАльно-приклАдной физической подготовки курсантов вузов мвд
россии
the analysis of the causes and conditions conducive to the formation of a complex coordinating skills professionally-applied physical training of students of universities Russian interior ministry
УДК 77.03.17
A.H. КУЛИНИЧЕВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина)
kulinichev.andrei@yandex.ru
A.N. KULINICHEV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: статья посвящена совершенствованию профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Автором проведен анализ причин и условий, способствующих формированию сложнокоординационных навыков профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД России.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, курсанты, слушатели, оперативно-служебные задачи, физические качества, навыки, средства, методы, полоса препятствий, боевые приемы борьбы.
Abstract: the article is devoted to the improvement of professional-applied physical training of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia. The author analyzes the causes and conditions conducive to the formation of a complex coordinating skills professionally-applied physical training of students of universities Russian interior Ministry.
Keywords: professionally-applied physical preparation, students, listeners, operatively-official tasks, physical qualities, skills, facilities, methods, stripe of obstacles, battle receptions of fight.
Современная напряженная обстановка в мире: вооруженный переворот на Украине, война в Сирии, миграционная катастрофа в Европе - создает серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества. На данном фоне статистика МВД России демонстрирует нам прогрессирующую динамику современной преступности в Российской Федерации. Так, за период с января по сентябрь 2015 года зарегистрировано 1750,4 тыс. преступлений, или на 6,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регис-
трируемых преступлений отмечен в 69 субъектах Российской Федерации. В результате преступных посягательств погибло 24,6 тыс. человек, здоровью 36,6 тыс. человек причинен тяжкий вред. За данный период зарегистрировано 1144 преступления террористического характера (+47,8%) и 1028 преступлений экстремистской направленности (+30,3%) [3].
Деятельность правоохранительных органов в нынешних условиях все больше связана с физической и психологической напряженностью. Сотрудник полиции для обеспечения правопорядка должен
эффективно и профессионально действовать как в обычных ситуациях служебной деятельности, так и в чрезвычайных условиях, связанных с высокой степенью риска. В связи с этим возрастает необходимость совершенствования процесса профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к предстоящей служебной деятельности.
Профессионально-прикладная физическая подготовка является одним из основных компонентов в подготовке квалифицированного специалиста в области правоохранительной деятельности [5]. В процессе нее формируются профессионально значимые прикладные умения и навыки, способствующие успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач сотрудниками полиции.
Совершенствование процесса профессионально-прикладной физической подготовки в практических органах и образовательных организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации является предметом научных исследований многих ученых (Антонов А.В., Подлипняк Ю.Ф., Яншин В.В., Дружинин А.В. и др.). В результате анализа научной литературы выявлено, что наиболее высокие требования к уровню профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов как будущих сотрудников полиции предъявляет деятельность по предварительному поиску, быстрому преследованию и силовому задержанию правонарушителя, оказывающего активное физическое противодействие [7].
Однако формирование сложнокоординационных навыков, позволяющих результативно действовать в стрессовых ситуациях во время преследования и задержания правонарушителя, до сих пор остается наименее разработанным разделом теории и методики физического воспитания.
Сегодня большинство учебных заведений МВД России используют в основном традиционные методы для формирования координационных навыков профессионально-прикладной физической подготовки (челночный бег, акробатические упражнения, преодоление полосы препятствий и др.). Что, на наш взгляд, недостаточно для формирования слож-нокоординационных профессионально-прикладных навыков курсантов вузов МВД России.
Учитывая тот факт, что правонарушитель, скрываясь от сотрудника полиции, преследующего его «по горячим следам», использует любые возможности уйти от погони, в том числе применяя внезапное вооруженное нападение, фактор внезапности создает экстремальную ситуацию. Действия сотрудника полиции во время внезапного нападения на него на фоне психологического напряжения требуют концентрации всех функциональных резервов организма. Стресс, сопровождающийся отрицательными эмоциональными нагрузками, приводит к ухудшению координационных способностей, потере
ориентации в пространстве. Сложность выполнения быстрых координированных действий в таких условиях увеличивается в разы.
Промедление, нерасторопность и слабая двигательная координация в таких ситуациях недопустима.
В целях совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД России и для определения причин и условий, способствующих формированию слож-нокоординационных навыков, мы определили ряд необходимых для решения задач:
- определить уровень значимости физических качеств сотрудника органа внутренних дел, необходимых ему при преследовании, отражении внезапного нападения и задержании правонарушителя;
- определить уровень значимости разновидностей координационных способностей сотрудника органов внутренних дел, необходимых ему при задержании правонарушителя в случае его физического сопротивления;
- определить уровень значимости мышечных групп сотрудника органов внутренних дел, несущих основную нагрузку при преследовании, отражении внезапного нападения и задержании правонарушителя;
- определить основные средства и методы, способствующие формированию необходимых сложно-координационных навыков.
Для решения данных задач было проведено анкетирование специалистов: сотрудников профессорско-преподавательского состава кафедр физической подготовки образовательных организаций МВД России, инспекторов профессиональной подготовки практических подразделений органов внутренних дел, руководителей практических органов и специальных подразделений УМВД России по Белгородской области.
Респонденты отмечают, что при преследовании правонарушителя с преодолением различных видов препятствий, с последующим его задержанием (единоборством) выделяются следующие уровни значимости физических качеств:
гж впь ^гь+Ч-Чч'Т"-, Н^™1 ■'■ I1 I
№ гп-тщ I- I тиш |-Г1П1 ш >мпг'
НаОЬШВиН' .и | 1,1111, Ц1-Ч-- - Ч 'Чи1 I»
XI ^^ уцтшт*
;! I PMtV-.iL
Диаграмма 1
На диаграмме 1 видно, что предпочтение было отдано силе (33,6%). На втором месте находится быстрота - 22,4%. Третье место по значимости
заняла координация - 21%, на 4% меньше оказалось у выносливости - 17%, и на последнем по значимости была гибкость - 6%.
Из этих данных мы видим, что сотрудник органов внутренних дел при преследовании и единоборстве с правонарушителем должен обладать значительным уровнем развития силы, уметь быстро и координированно ее проявлять и при этом не подвергаться наступающему утомлению.
Учитывая тот факт, что при стрессовых ситуациях координация движений является одним из основных физических качеств, она требует более глубокого рассмотрения. В специальной научно-методической литературе (Л.П. Матвеева, 1991 г.) координационные способности объединяют в три группы: способности, позволяющие точно соизмерять и регулировать временные, пространственные и динамические параметры движений; способности, позволяющие поддерживать статическое и динамическое равновесие; способности, позволяющие выполнять двигательные действия без скованности в мышцах (излишней мышечной напряженности). Уровень значимости трех данных групп координационных способностей нами также был выявлен (диаграмма 2).
внезапного нападения и задержании правонарушителя (диаграмма 3).
Диаграмма 2
Главная роль при обезвреживании правонарушителя, по мнению респондентов, отводится способностям, позволяющим точно соизмерять и регулировать временные, пространственные и динамические параметры движений, и в их пользу было отдано 40,2%. Несколько меньшим значение оказалось у способностей, позволяющих поддерживать статическое и динамическое равновесие - 36,8%, и на последнюю ступень по значимости вышли способности, позволяющие выполнять двигательные действия без скованности в мышцах (излишней мышечной напряженности) с показателем 23%.
Далее эксперты определили по значимости мышечные группы, которые, по их мнению, несут основную нагрузку при преследовании, отражении
Диаграмма 3
Первую ступень по значимости они отдали должному развитию мышц сгибателей-разгибателей рук. Второе место, по их мнению, с незначительным перевесом, занимают мышцы сгибатели-разгибатели ног. И третье место среди значимых мышечных групп респонденты отдают мышцам сгибателям-разгибателям туловища.
Отметим, что сотруднику органов внутренних дел для качественного проведения задержания правонарушителя необходимо обладать следующей физической подготовленностью: иметь навыки по преодолению естественных и искусственных препятствий, уметь ловко ставить устойчивые блоки защиты и наносить серии ударов, иметь крепкий захват, выполнять различные технические действия. И все это выполняется на фоне психологического напряжения. Специалисты отмечают, что высокий уровень развития сложнокоординационных навыков, силовых возможностей ведущих мышечных групп предопределяет качество технических действий сотрудника органов внутренних дел и успешность задержания правонарушителя.
Для развития координации, а также других физических качеств и формирования сложнокоординационных навыков (преследования и задержания правонарушителя) в методике физической подготовки используют различные средства и методы. На наш взгляд, наиболее эффективными из них являются специализированные полосы препятствий, позволяющие моделировать различные ситуации оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Эффективность использования специализированной полосы препятствий в учебном процессе по формированию сложнокоординационных навыков также подтверждают 89% участников анкетирования.
Эффективность практических занятий по физической подготовке с использованием полосы препятствий зависит от качественной организации занятий. Важно, чтобы обучающиеся не только точно представляли порядок и правильность преодоления полосы препятствий, но и знали, зачем его нужно разучивать, какое воздействие оно оказывает
на организм. Задания по преодолению полосы препятствий выполняются в основном методом переменного упражнения в режиме непрерывной нагрузки. Сложность и содержание полос препятствий достигается путем вариативности параметров движения, изменения высоты препятствий, смены способов выполнения заданий и изменения последовательности, протяженности и количества этапов полосы. Выполняемые с такими изменениями упражнения предъявляют к организму обучающихся новые двигательные требования, эффективно влияющие на формирование сложнокоординационных профессионально значимых навыков.
Подчеркнем, что полученные нами данные согласуются с результатами исследований, проводившихся в спортивных единоборствах. Вопросам топографии мышечных групп посвящен ряд работ (Рудницкий В.И., 1972; Рыбалко Б.М., 1967; Рыбалко Б.М., Маклаков В.В., Рудницкий В.И., 1972; Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г., 1966), в которых определены их должные величины с учетом особенностей двигательной деятельности в спортивной борьбе.
Анализ результатов проведенного нами исследования свидетельствует, что наряду с важностью всех физических качеств в профессиональной
деятельности сотрудников органов внутренних дел координация занимает одно из лидирующих мест, а координационные способности, позволяющие точно соизмерять и регулировать временные, пространственные и динамические параметры движений, выходят на первое место. При этом респонденты отмечают, что при выполнении задержания правонарушителя ведущими являются мышцы сгибатели-разгибатели рук, а комплексное использование специализированной полосы препятствий и ее отдельных элементов на практических занятиях по совершенствованию применения боевых приемов борьбы способствует эффективному формированию сложнокоординационных профессионально-прикладных навыков.
Следовательно, высокий уровень развития сложнокоординационных навыков профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России предопределяет их положительный перенос на выполнение эффективного задержания и обезвреживания правонарушителя. А совершенствование применения боевых приемов борьбы целесообразно проводить в комплексе с использованием специализированной полосы препятствий и ее отдельных элементов.
Литература —
1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции».
2. Приказ МВД России от 31 марта 2015 года № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
3. https://mvd.ru/reports/item/3489441/
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
5. Подлипняк Ю.Ф., Яншин В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах МВД России // Сборник научных трудов. М.: ИРИ МВД России, 1995. С. 188-191.
6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2003. 480 с.
7. Дружинин А.В. Совершенствование координационных способностей курсантов вузов МВД России в процессе профессионально-прикладной физической подготовки [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04.-М.: РГБ, 2003. 51 с. (Из фондов Российской Государственной библиотеки).
8. Кузнецов С.В., Пономарев Н.Л. Тактика действий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в типовых ситуациях несения службы: учебно-практическое пособие. - Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013. 97 с.
References
1. Federal Law of the Russian Federation of February 7, 2011, № 3-FZ "On Police".
2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from March 31, 2015 № 385 "On approval of the organization of training to fill positions in the Internal Affairs of the Russian Federation."
3. https://mvd.ru/reports/item/3489441/
4. Matveev L.P. Theory and Methodology of Physical Education (general foundations of the theory and methodology of physical education, theoretical and methodological aspects of sports and professional applications forms of physical culture): Proc. for in-comrade nat. culture. - M.: Physical Education and Sports, 1991. 543 р.
5. Podlipnyak Y.F., Yanshin V.V. Professionally applied physical training in high schools of the Ministry of Interior of Russia // Collection of scientific works. - M.: IRI Ministry of Internal Affairs of Russia, 1995. Р. 188-191.
6. Kholodov J.K., Kuznetsov V.S. Theory and Methodology of Physical Education and Sport: A Handbook. The benefit for students. Executive. Proc. institutions. 2nd ed., Rev. and add. - M .: Publishing center "Academy", 2003. 480 p.
7. Druzhinin A.V. Perfection of coordination abilities of students of universities Russian Interior Ministry in the process of professional-applied physical preparation of [electronic resource]: Dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.04. - M.: RSL, 2003. 51 p. (From the funds of the Russian State Library).
8. Kuznetsov S.V., Ponomarev N.L. The tactics of the police officers of the Russian Federation in typical situations of service. Hands-on training aid. - Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Interior of Russia, 2013. 97 p.
(Статья сдана в редакцию 10.11.2015)