4. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 424 с.
5. Киршке, В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества / В. Киршке. - Германия: Моритц Эгетмейер. - OH Verlag, 2010. - 240 с.
6. Кузнецова, Л.Б. Использование метафорических ассоциативных карт в психологическом сопровождении профессионального становления студентов педагогических специальностей / Л.Б. Кузнецова // Теоретические и прикладные аспекты деятельности психологической службы вуза: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 22 апреля 2017 года) / отв. ред. Т.Н. Разуваева. - Белгород, 2017. - С. 106-113
7. Пономарева, В.В. Методика определения уровня рефлексивности / В.В. Пономарева, А.В. Карпов. - URL: http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/135-diagnosis-of-teaching-stafE/794 (дата обращения: 16.01.2023)
Педагогика
УДК 378
преподаватель кафедры физической подготовки, старший лейтенант полиции Тхагалегов Азамат Арсенович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Аннотация. Профессионально-прикладная физическая подготовка направлена на формирование специальных физических качеств, которые позволяют подготовить индивида к выполнению специфичной работы. Профессионально-прикладная физическая подготовка включает в себя различные методики, взятые из физической оздоровительной культуры и различных видов спорта. Основная задача профессионально-прикладной физической подготовки состоит в обучении квалифицированных, многопрофильных специалистов, которые способны выполнять поставленные перед ними задачи не смотря на внешние и внутренние факторы. Когда речь идет о сотрудниках органов внутренних дел и соответственно об их подготовке необходимо вначале понять какими видами деятельности они заняты, с чем связана их работа и какие физические качества им необходимы для ее выполнения. Служба в полиции связана с постоянным стрессом, который накапливается и влияет как на физическое, так и психическое здоровье человека, также она связана с обеспечением безопасности граждан своей страны и борьбой с преступностью. В этой связи сформировалась большая проблема, которая заключается в том, что профессионально-прикладная подготовка должна быть в первую очередь направлена на формирование теоретических знаний у слушателей образовательных организаций, которые позволят им совершенствоваться и за пределами организаций, на самостоятельной основе. А вторая проблема заключается в том, что помимо теоретических знаний профессионально-прикладная подготовка должна быть на направлена на мотивацию слушателей к самостоятельной подготовке. На учебно-практических занятиях слушатели совершенствует и приобретают новые для них навыки, которые призваны помочь им успешно выполнять ставящиеся перед ними задачи. Помимо прочего не стоит опускать и непосредственное влияние физической культуры и спорта на ментальную составляющую любого человека. Занятия спортом позволяют сформировать у слушателей мотивацию к здоровому образу жизни, уверенности в своих силах, справляться со стрессом, ну и конечно же позволяют укреплять и поддерживать здоровье.
Ключевые слова: сотрудники ОВД, физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, учебно-тренировочный процесс, специальные упражнения, самосовершенствование.
Annotation. Professional-applied physical training is aimed at the formation of special physical qualities that allow preparing an individual to perform specific work. Professional-applied physical training includes various methods taken from physical health culture and various sports. The main task of professional-applied physical training is to train qualified, multidisciplinary specialists who are able to perform the tasks assigned to them, regardless of external and internal factors. When it comes to employees of the internal affairs bodies and, accordingly, their training, it is necessary to first understand what types of activities they are engaged in, what their work is connected with and what physical qualities they need to perform it. Police service is associated with constant stress, which accumulates and affects both the physical and mental health of a person, it is also associated with ensuring the safety of the citizens of one's country and the fight against crime. In this regard, a big problem has arisen, which lies in the fact that vocational training should be primarily aimed at the formation of theoretical knowledge among students of educational organizations, which will allow them to improve outside organizations, on an independent basis. And the second problem is that, in addition to theoretical knowledge, professional and applied training should not be aimed at motivating students to self-study. At the training and practical lessons, students improve and acquire new skills for them, which are designed to help them successfully complete the tasks assigned to them. Among other things, one should not omit the direct influence of physical culture and sports on the mental component of any person. Going in for sports allows students to form motivation for a healthy lifestyle, self-confidence, cope with stress, and of course, they help to strengthen and maintain health.
Key words: police officers, physical training, professionally applied physical training, educational and training process, special exercises, self-improvement.
Введение. На сегодняшний день отчетливо наблюдается постоянный рост требований, который предъявляются сотрудникам полиции. Это с одной стороны растущие ожидания и требования со стороны общества, которое трансформируется и ожидает таких же позитивных изменений в правоохранительной системе, которая в первую очередь призвана обеспечить безопасность общества. С другой же стороны это требования со стороны министерства внутренних дел и начальствующего состава, которые также постоянно повышают требования к качеству выполняемой сотрудниками полиции работы, а также, особенно это касается новых кадров, которые должны быть более квалифицированными чем их предшественники, обладать большими знаниями и навыками для выполнения поставленных перед ними задач. Физическая подготовка в данной связи играет одну из первостепенных ролей. Требования к физической подготовленности и общему физическому состоянию сотрудников полиции постоянно ужесточаются. Общество хочет видеть молодых, опытных, физически развитых сотрудников, которые внушают доверие и безопасность с первого взгляда.
В данной связи необходимо рассмотреть профессионально-прикладную физическую подготовку сотрудников полиции в условиях образовательных организаций МВД России.
Изложение основного материала статьи. Сама по себе профессионально-прикладная физическая подготовка подразумевает использование физической культуры и спорта для подготовки индивида к определенной профессиональной деятельности. Однако важно отметить, что профессионально-прикладная физическая подготовка подразумевает выборочное
использование средств физической культуры и спорта [7]. Это означает что далеко не каждое упражнение, методика и т.д. подойдут для реализации поставленных задач. Например, средства, которые используются полицейскими и спецназом или военными достаточно сильно будут отличаться именно ввиду профессиональных задач, которые предстоит выполнять индивиду.
Профессионально-прикладная физическая подготовка направлена на формирование специальных физических качеств, которые позволяют подготовить индивида к выполнению специфичной работы. Профессионально-прикладная физическая подготовка включает в себя различные методики, взятые из физической оздоровительной культуры и различных видов спорта. Когда речь идет о сотрудниках органов внутренних дел и соответственно об их подготовке необходимо вначале понять какими видами деятельности они заняты, с чем связана их работа и какие физические качества им необходимы для ее выполнения. Служба в полиции связана с постоянным стрессом, который накапливается и влияет как на физическое, так и психическое здоровье человека, также она связана с обеспечением безопасности граждан своей страны и борьбой с преступностью. А это значит, что для несения службы предстоит пройти достаточно серьезную подготовку, а иначе риск невыполнения поставленных задач или угрозы для жизни и здоровья сотрудника повышается [3; 9].
Перед полицейскими стоит задача по обеспечению правопорядка в первую очередь. Это деятельность полицейских, которая подразумевает что в своей профессиональной деятельности они в большой степени будут производить задержания правонарушителей непосредственно на месте преступления. Реже это будут специальные операции по поимке особо опасных лиц. Однако в любом случае, в арсенале у полицейского должны быть средства противодействия любому правонарушителю независимо ни от чего. Это позволяет прийти к пониманию, что уровень физической подготовленности сотрудников должен быть достаточно высокого уровня, так как обеспечение общественной безопасности подразумевает не только задержание или силовое задержание правонарушителей, а также преследование, в редких случаях вступление в бой с правонарушителями. А значит сотрудник полиции должен быть выносливым, физически сильным, уметь применять приемы силового задержания, борьбы, быть ловким и гибким [6]. Именно когда все эти аспекты физической подготовки доведены до достаточно высокого уровня становится возможным утверждать, что вероятность успешного выполнения служебных задач у этого сотрудника высока, а его подготовка соответствует определенному набору требований. Однако, к нашему большому сожалению сотрудников, которые соответствовали бы такому описанию в рядах нашей полиции меньшинство. Во многом это напрямую и связанно с профессионально-прикладной подготовкой, которую проходят сотрудники полиции будучи слушателями образовательных-организаций МВД России.
Существующая на сегодняшний день профессионально-прикладная подготовка направлена на формирование первичных навыков и физической подготовленности, и только с течением времени будет начинаться прогрессирование. Основная причина, порождающая данную ситуацию, заключается в самом подходе, который физическую и профессионально-прикладную физическую подготовку слушателей вузов МВД России сводит в основном к формированию у них необходимых двигательных навыков и развитию важных психофизических способностей. Разработанные на основе такого подхода методики и технологии обучения, а также учебные программы по дисциплине «Физическая подготовка» направлены на формирование у слушателей необходимого уровня теоретических знаний основ физической культуры и спорта, ценностных ориентиров и положительной мотивации к учебным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями [10]. Однако в современных реалиях у сотрудников полиции нет времени для того, чтобы постепенно и медленно развиваться, так как им на смену придут более молодые и подготовленные люди [1; 8]. В этой связи сформировалась большая проблема, которая заключается в том, что профессионально-прикладная подготовка должна быть в первую очередь направлена на формирование теоретических знаний у слушателей образовательных организаций, которые позволят им совершенствоваться и за пределами организаций, на самостоятельной основе. А вторая проблема заключается в том, что помимо теоретических знаний профессионально-прикладная подготовка должна быть на направлена на мотивацию слушателей к самостоятельной подготовке [7].
Для формирования необходимой профессионально-прикладной физической подготовки существуют различные методики и упражнения. Основная масса всех упражнений направлена на формирование специфических опорно-двигательных качеств, силовых показателей, выносливости и гибкости. Не стоит также забывать о психологической составляющей, которой уделяется также достаточно много внимания. Именно совокупность всех существующих методик и упражнений являются основой профессионально-прикладной физической подготовки и позволяют адаптировать и подготовить слушателей. На учебно-практических занятиях слушатели совершенствуют и приобретают новые для них навыки, которые призваны помочь им успешно выполнять ставящиеся перед ними задачи. Помимо прочего не стоит опускать и непосредственное влияние физической культуры и спорта на ментальную составляющую любого человека. Занятия спортом позволяют сформировать у слушателей мотивацию к здоровому образу жизни, уверенности в своих силах, справляться со стрессом, ну и конечно же позволяют укреплять и поддерживать здоровье [3; 4].
Как и было отмечено существующая сегодня профессионально-прикладная физическая подготовка заключается в том, что за достаточно короткий промежуток времени преподавателям необходимо практически с нуля обучить своих слушателей различным приемам силового задержания, борьбы и бросковой технике, при этом оценка общей физической подготовки отходит на второй план. Так, слушателям по окончании обучения необходимо сдать нормативы. Во-первых, тот факт, что одна часть физической подготовки отходит на второй план не может сказаться положительно, так как от физической выносливости и силы также зависит успешность выполнения служебных задач. Во-вторых, такая ситуация сложилась во многом из-за того, что описанные ранее проблемы не решаются.
Для решения существующих проблем назрела необходимость в переосмыслении всей системы профессионально-прикладной физической подготовки целиком. Если работа преподавателя (руководителя занятий) будет сосредоточена на формировании не только навыков, но и знаний, и мотивации, то в будущем у слушателей будет весь необходимый арсенал компетенций для саморазвития за стенами образовательной организации и в будущем при прохождении последующего обучения преподаватели (руководители занятий) могут сосредоточиться на формировании уже новых качеств и совершенствовании уже имеющихся [2; 10; 11].
Ситуацию, которая сложилась на данный период можно описать как движение на месте без прогресса, так как слушатели проходят достаточно объемный курс обучения за короткий промежуток времени. Большая часть знаний и навыков, которые были приобретены забываются и не используются, соответственно проходя обучение в будущем ситуация повторяется. В этой связи задача преподавательского состава состоит в постоянном прогрессе подготовки слушателей, и для этого необходимо, в первую очередь, задуматься о переходе на более эффективные системы образования, которые и позволят включать в обучение не только практические знание, но и теоретические, формировать мотивацию слушателей не только к успешному освоению дисциплины, но и саморазвитию, использовать индивидуальный подход в процессе обучения для повышения эффективности работы слушателя.
Предлагаемый нами поход заключается в том, что для начала необходимо переосмыслить общее видение на работу полицейских и уделять больше внимание базовой, общей физической подготовке, которая редко находится у слушателей на
уровне, который мог бы им позволить не только проходить аттестацию, но и быть готовым к непредвиденным обстоятельствам во время несения службы, а также повысить их общий уровень здоровья и физического состояния. Во-вторую очередь уделять больше внимания теоретической составляющей дисциплины, для формирования мотивации, понимания и осознания ее важности. Существует множество альтернативных подходов, которые также могут обеспечить добиться более высоких результатов, все что нужно сделать это начать работать над решением существующей проблемы и приложить этого большие усилия. Главным образом решение этого вопроса должны быть озадачены преподаватели (руководители занятий), так как именно на их плечи возложена задача по подготовке квалифицированных кадров, и во многом успешность их работы зависит от уровня, на котором они организуют свою работу [4; 5; 12].
Выводы. Подводя итог, отметим, что есть ряд проблем помимо обозначенных выше, которые также предстоит решить. Также не следует забывать и об актуализации методик, которыми сегодня пользуется преподавательский состав образовательных организаций МВД России, поскольку как нами было замечено основная задача профессионально-прикладной физической подготовки состоит в обучении квалифицированных, многопрофильных специалистов, которые способны выполнять поставленные перед ними задачи не смотря на внешние и внутренние факторы.
Литература:
1. Афов, А.Х. Роль физической подготовки и спорта в профессиональной подготовке сотрудников ОВД / А.Х. Афов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 1. - С. - 126-128
2. Бауаев, Ш.Х. Роль профессионально-прикладной физической подготовки в служебной деятельности сотрудников ОВД / Ш.Х. Бауаев // Евразийский юридический журнал. - 2022. - №9(172). - С. 456-457
3. Галкин, В.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: проблемы и перспективы развития / В.Н. Галкин // В сборнике: Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Сборник научных статей Всероссийского конкурса. Редколлегия: Р.В. Камнев, О.С. Панова, Д.Г. Овечкин [и др.]. - Волгоград. - 2022. - С. 24-26
4. Дадов, А.В. Основы профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организации МВД России / А.В. Дадов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 2. - С. 182-184
5. Канукоев, А.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников ОВД: организационно-методический аспект / А.М. Канукоев // Культура физическая и здоровье. - 2022. - № 1 (81). - С. 16-19
6. Сидлецкий, А.В. К вопросу о физическом воспитании сотрудников ОВД в рамках их профессиональной подготовки /
A.В. Сидлецкий // В сборнике: Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник статей Всероссийского круглого стола. Редколлегия: С.Н. Баркалов (председатель) [и др.]. - Орел. - 2021. -С. 173-176
7. Сидорова, М.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников полиции, проходящих первоначальную профессиональную подготовку / М.М. Сидорова // В книге: Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. Сборник материалов международной научно-практической конференции. -2020. - С. 311-313
8. Тхагалегов, А.А. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел комплексным силовым действиям в оперативно-служебных ситуациях / А.А. Тхагалегов // Пробелы в российском законодательстве. - 2022. - Т. 15. - № 4. - С. 105-109
9. Хажироков, В.А. Специфические характеристики профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел / В.А. Хажироков // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 2. - С. 220-222
10. Хажироков, В.А. Специфические особенности профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных организациях МВД России / В.А. Хажироков // В сборнике: Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Ответственные редакторы
B.М. Баршай, А.А. Тащиян. - 2019. - С. 138-143
11. Цыбизова, М.В. Значение физической подготовки для сотрудников ОВД / М.В. Цыбизова // В книге: Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 329-331
12. Ярославский, М.А. Актуальные вопросы профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД / М.А. Ярославский // В сборнике: Социально-экономические, историко-правовые, философские концепции современности. Материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь. - 2022. - С. 200-203
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания Уварова Наталья Николаевна
ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва); старший преподаватель кафедры физического воспитания Высоцкая Татьяна Петровна ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва); доктор юридических наук, профессор, ректор Саидов Заурбек Асланбекович
ФГБОУ Чеченский государственный университет (г. Грозный)
АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО
ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЕМЫХ
Аннотация. Рассмотрены основные процессы, связанные с формированием у обучающихся компетенций, необходимых в области искусственного интеллекта. Анализ проводится с учётом основных особенностей текущей социально-политической, экономической и культурной ситуации. В статье делается вывод о том, что для практической реализации масштабного государственного проекта по реализации программы по формированию основ искусственного интеллекта у обучаемых в условиях общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования школьников, необходимо создать условия для подготовки будущих педагогов и повышения квалификации уже осуществляющих профессиональную деятельность учителей в заданном направлении. Следующим этапом считаем необходимым создание комплексной углубленной программы по формированию основ искусственного интеллекта в условиях высшего образования и повышения квалификации работников образования.
Ключевые слова: обучаемые, искусственный интеллект, информационные технологии, подготовка кадров для реализации проекта по внедрению курсов по основам искусственного интеллекта.