ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / LEGAL RESEARCH
& & &
УДК 130.2 ГРНТИ 02.71
АРХЕТИП ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ПОЛИЦИИ)
Миронов Игорь Леонидович,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент Санкт-Петербургского университета МВД России,
г. Санкт-Петербург E-mail: igmironov@mail.ru,
THE ARCHETYPE OF ST. GEORGE IN THE MORAL-LEGAL CULTURE OF EMPLOYEE OF ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS (TO THE 300 ANNIVERSARY FROM THE DATE OF FORMATION OF THE RUSSIAN POLICE)
Mironov, Igor Leonidovich,
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor, St. Petersburg University of the Russian interior Ministry,
Saint-Petersburg
АННОТАЦИЯ
В статье представлены историко-культурные предпосылки формирования отечественного нравственного архетипа воина правопорядка. Методологической основой исследования является теория архетипа К.Г. Юнга. Автор исследует структуру архетипического воинского первообраза в России, а также изучает проявление данного первообраза в религиозной и секулярной культуре. В заключение работы формулируются
основные направления использования христианских воинских архетипов в сфере профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел на современном этапе.
ABSTRACT
The article presents the historical and cultural background of the formation of the national moral archetype of the warrior of law and order. The methodological basis of the research is the theory of the Jung archetype. The author explores the archetypal structure of the military model in Russia, and also examines the manifestation of this prototype in the religious and secular culture. In conclusion, the main directions of the use of Christian military archetypes in the sphere of professional and moral education of employees of the internal Affairs bodies at the present stage are formulated.
Key words. Archetype; moral culture; religious culture; secular culture; employee of the internal Affairs bodies; moral image; moral ideal; moral education.
Ключевые слова. Архетип; нравственно-правовая культура; религиозная культура; секулярная культура; сотрудник органов внутренних дел; нравственный образ; нравственный идеал; профессионально-нравственное воспитание.
Гуманистическая ценностная доминанта, провозглашенная «Всеобщей декларацией прав человека» 1948 года, реализованная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, нашла свое безусловное отражение и в Федеральном Законе «О полиции», ст. 5: «Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина» является доминирующим принципом, формирующим всю систему нравственно-правовой культуры сотрудника органов внутренних дел.
Термин «нравственно-правовые нормы» используется автором в двух основных контекстах:
Во-первых, нравственная и правовая культура сотрудника органов внутренних дел находятся в тесном диалектическом единстве и представляют собой два элемента единой системы;
Во-вторых, профессиональная мораль сотрудника органов внутренних дел носит деонтологический (от греческого «деон» - долг) характер, а, следовательно, закреплена правовыми документами.
Соблюдению сотрудником органов внутренних дел этико-правовых норм будет способствовать качественный процесс их профессионально-нравственного воспитания. При этом необходима тесная интеграция различных видов профессиональной подготовки сотрудников с данным процессом.
Высокой эффективности системы профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел способствует архетипичность [13,95] идеалов-образов, представляющих собой целевую установку данного процесса [5,122].
Архетипические образы являются также и важным педагогическим средством профессионально-нравственного воспитания воина [7,37], и, в частности, воина правопорядка, как на этапе профессионального образования [4,103], так и в процессе оперативно-служебной деятельности [6,25].
Исторически в подсознательной психологии нашего народа сформировался определенный нравственный образ воина - доброго богатыря, который нашел свое проявление как в произведениях религиозной, так и секулярной культуры (литературы, изобразительного искусства, кинематографа и др.) [3,132].
Отечественным нравственным воинским первообразом является изображение Георгия Победоносца. Данный символ заимствован с христианством из Византии и включен в государственный герб России [10, 131].
Образ святого Георгия Победоносца, представленный в агиографии, реалистичен. Он, в первую очередь, явлен как проповедник христианства, стойко отстаивавший свою веру в условиях языческой государственности [2,358].
Физический облик святого воина характеризуется «... красотою лица, мужеством и крепостью тела.» [2,360].
Наряду с храбростью, добросовестностью в воинском служении, святого Георгия отличают высокие гуманные качества: милосердие и сострадание к людям, попавшим в беду, о чем свидетельствуют случаи его чудесного заступничества, изложенные в агиографии [2,376].
Иконография и агиография святых воинов Византии: Святого Димитрия Солунского, Святого Федора Стратилата, Святого Меркурия и святых князей России: Александра Невского, Димитрия Донского и других в своей символической структуре воплощают черты архетипа-первообраза. Как и Святой Георгий, указанные вторичные образы характеризуются физической мощью, храбростью и христианским милосердием к согражданам.
Религиозная культура повлияла на формирование соответствующего нравственного идеала воина и в секулярной культуре советской эпохи. Несмотря на то, что секулярная культура в России является мировоззренческим антиподом религиозной культуры, ее отрицанием, но воссоздает те же, по сути христианские, нравственные воинские архетипы.
Традиционная архетипическая структура прослеживается, например, в образе воина правопорядка «Дяди Степы» Сергея Владимировича Михалкова. Это, во-первых, физическая мощь: «... Да-а! Людей такого роста Встретить запросто не просто! Да-а! Такому молодцу Форма новая к лицу! Если встанет на посту, Все увидят за версту!»;
Во-вторых, осознание высокой общественной значимости правоохранительной службы: «Я скажу вам по секрету, Что в милиции служу Потому, что службу эту Очень важной нахожу!»;
В-третьих, «чудесные» проявления заступничества и спасения граждан. Таким образом, нравственный символ воина правопорядка секулярной (советской) эпохи - «Дядя Степа» представляет собой тот же, по сути, христианский архетип доброго и физически сильного богатыря - защитника граждан.
Данный архетип лег в основу нравственных образов сотрудников милиции, которые воспроизводит советский кинематограф:
- «Ко мне, Мухтар», 1964 год;
- «Берегись автомобиля», 1966 год»;
- «Рожденная революцией», телесериал 1974 - 1977 годов;
- «Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин», 1968 - 1978 годы;
- «Место встречи изменить нельзя», 1979 год;
- «Следствие ведут ЗнаТоКи», 1971 - 1989 годы» и другие киноленты.
Нравственно-воспитательное значение указанных произведений
подчеркнул и Президент России В.В. Путин в своем выступлении на ежегодном расширенном заседании Коллегии МВД России 15 марта 2016 года: «Такие фильмы, как «Рождённая революцией», «Следствие ведут ЗнаТоКи», ряд других и их персонажи... являются наиболее любимыми ... в нашем народе» и связал данное обстоятельство со сложностью и высокой общественной значимостью работы, которой занимаются сотрудники органов внутренних дел, а также с проявляемыми ими высокими человеческими и моральными качествами [9, 11].
Уместно вспомнить в данном контексте деятельность Щелокова Николая Анисимовича на посту министра внутренних дел СССР, который явился инициатором проведения в ноябре 1968 года первого Всесоюзного совещания работников литературы, искусства и органов МООП СССР по вопросу профилактики правонарушений [11, 464].
По инициативе Николая Анисимовича был создан целый пласт советской культуры (в том числе вышеупомянутые произведения советского кинематографа), посвященный деятельности сотрудников органов внутренних дел, пропаганде высокой общественной значимости данной профессии.
Таким образом, на основе христианского архетипа Георгия Победоносца, заимствованного из Византии, в отечественной культуре сформировался определенный нравственный идеал воина правопорядка, сочетающего в себе физическую мощь и нравственную чистоту.
Изучение данного архетипа позволит глубже понять отечественный нравственный идеал правоохранительной службы.
Герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» скептик-рационалист Берлиоз, который и в личности Иисуса Христа видел продукт мифотворчества [1,420], по-видимому, истолковал бы образ Георгия Победоносца в контексте советской энциклопедии «Мифы народов мира» [8,273] как продукт фольклорного напластования, упомянув в качестве прототипов богов и героев -победителей хтонических чудовищ: Мардука, Ра, Аполлона, Гильгамеша, Беллерофонта, Персея, Ясона и других.
Однако такое мифологическое обоснование феномена Святого Георгия как единственно верное было характерно для секулярной эпохи.
Наиболее полное понимание данного архетипа возможно с точки зрения религиозного мировоззрения. В данном случае образ Георгия Победоносца воспринимается не просто как фольклорный образ, сформированный в процессе эволюции мифов, а как реальное историческое лицо.
В современном (постсекулярном) обществе религиозное мировоззрение является одним из полноправных (наряду с секуляризмом). Диалектика религии и секуляризма в постсекулярном культурном пространстве, очевидно, и есть ключ к обоснованию современных социокультурных феноменов, и в том числе профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел [12,131].
Постсекулярная парадигма формирования нравственно-правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, по-видимому, должна базироваться на мировоззренческом плюрализме. Современная аудитория сотрудников органов внутренних дел может быть представлена как религиозной, так и секулярной составляющей.
Данное обстоятельство обусловливает обоюдную направленность нравственно-воспитательной парадигмы: как в сторону религиозных, так и в сторону секулярных сотрудников органов внутренних дел. Она должна создавать условия равного диалога тех и других.
Исходя из приведенной методологии, современная парадигма профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел предполагает понимание архетипа Георгия Победоносца как религиозной, так и секулярной аудиторией в качестве нравственного воинского идеала.
Таким образом, на основе вышеприведенного анализа можно сформулировать следующие выводы:
1. Исторически в России сформировался нравственный идеал воина, в том числе, воина правопорядка, основанный на христианском архетипе Георгия Победоносца.
2. Процесс формирования нравственно-правовой культуры сотрудников органов внутренних дел целесообразно осуществлять на основе данного архетипа, независимо от их мировоззренческой направленности.
Список литературы
1. Булгаков М.А. Белая гвардия; Дьяволиада; Роковые яйца; Мастер и Маргарита. - Л.: Лениздат, 1989. - 768 с.
2. Жития святых, на русском языке. Книга восьмая. - М.: Издание Московской Синодальной Типографии, 1906. - с.358 - 494.
3. Миронов И.Л. Архетипы и символы Великой Победы // Война. Народ. Победа (посвящается 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне): материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 18 апреля 2015 г.: в 2 ч. Ч. 2. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015.- С. 132-134.
4. Миронов И.Л. Архетипический образ как средство профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции // Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря 2013 г.: в 14 частях. Ч. 1; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-наука-общество», 2014. - С. 103-104.
5. Миронов И.Л. Архетип в педагогике нравственного воспитания воина // Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях: материалы Международной научно-практической конференции 5 - 6 марта 2011 года. Пенза - Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - с.122-124.
6. Миронов И.Л. О принципах профессионально-нравственного воспитания курсантов вузов МВД России в условиях постсекуляризма // Деятельность полиции и права человека: материалы всероссийской научно-практической конференции 30 марта 2012 года. В 2-х ч.2. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2012 - с. 25-27.
7. Миронов И.Л. Формирование идеала духовного и физического совершенствования в процессе обучения и воспитания курсантов военно-физкультурного вуза // Научно-теоретический журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2007. № 3 (25) - с. 37-40.
8. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. - М.: Сов. Энциклопедия, 1991. - Т. 1. - 671 с.
9. На Коллегии МВД России. Полный текст выступлений Президента России В.В. Путина и Министра внутренних дел России В.А. Колокольцева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - № 1 - 2016. -с. 11.
10.Нечволодов А. Сказания о русской земле. Репринтное издание в 4-х книгах. - М.: «Православная книга», 1991, книга 1. - 314с.
11.Нижник, Н.С. Министры внутренних дел Российского государства (1802 -2002) Библиографический справочник / Н.С. Нижник, В.П. Сальников, И.И. Мушкет. - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2002. - 583 с.
12.Хабермас Ю. Религия и публичность / Ю. Хабермас // Между натурализмом и религией. - М.: Весь мир, 2011.- с. 109 - 142.
13. Юнг, К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М.: Ренессанс, 1991. - с. 95 - 128.