Научная статья на тему 'К вопросу о принципах взаимоотношений гражданского общества и института Российской полиции в современных условиях'

К вопросу о принципах взаимоотношений гражданского общества и института Российской полиции в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИЦИЯ / ОТКРЫТОСТЬ / ПУБЛИЧНОСТЬ / КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ / ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ / CIVIL SOCIETY / POLICE / OPENNESS / PUBLICITY / CRITERION OF AN ASSESSMENT / CIVIL CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давыдов Владимир Олегович

В статье представлен авторский взгляд на проблемы, связанные с пониманием принципов взаимоотношений института полиции и гражданского общества в современных условиях развития российского государства, рассматриваются некоторые виды гражданского контроля за деятельностью органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Давыдов Владимир Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE PRINCIPLES OF RELATIONSHIP CIVIL SOCIETY AND INSTITUTE OF THE RUSSIAN POLICE IN MODERN CONDITIONS

The author's view of the problems connected with understanding of the principles of relationship of institute of police and civil society in modern conditions of development of the Russian state is present in article, some types of civil control of activity of law-enforcement bodies are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о принципах взаимоотношений гражданского общества и института Российской полиции в современных условиях»

Formation of the ending of proceeding in independent procedural institute came to the end in Russia to the middle of the 20th eyelid.

Keywords: termination of proceeding, basis of determination of proceedings, conciliatory procedures, consequences of arbitration trial, mediation.

Daineko M.M., competitor of a scientific degree of Candidate of Sciences, the judge of the Twentieth Appellate Court, [email protected] (Russia, Tula)

УДК 343

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ИНСТИТУТА РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В.О. Давыдов

В статье представлен авторский взгляд на проблемы, связанные с пониманием принципов взаимоотношений института полиции и гражданского общества в современных условиях развития российского государства, рассматриваются некоторые виды гражданского контроля за деятельностью органов внутренних дел.

Ключевые слова: гражданское общество, полиция, открытость, публичность, критерий оценки, гражданский контроль

Современный этап развития российского государства характеризуется проведением широкомасштабных реформ в различных сферах его жизнедеятельности, укреплением и совершенствованием правовых основ общественно-политической жизни страны.

Продолжающаяся в настоящее время реформа Министерства внутренних дел [1] является очередным шагом модернизации системы государственного управления, главная цель которой - сделать российскую полицию государственным институтом, пользующимся высоким доверием гражданского общества, способным дать адекватный ответ криминальным угрозам и вызовам XXI века.

Вступивший в силу 01 января т.г. приказ МВД России, регламентирующий вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации [2], определил следующие показатели вневедомственной оценки работы полиции:

- первый - это уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов;

- второй - количество поступивших жалоб граждан на действия сотрудников органов внутренних дел;

- третий - оценка деятельности органов внутренних дел по материалам, размещенным в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- и четвертый - уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления органами внутренних дел государственных услуг.

Анализ публикаций средств массовой информации и результатов социологических исследований свидетельствует об особом интересе общественности к системе Министерства внутренних дел. Одной из причин такого повышенного внимания явилось и то, что впервые в истории современной России с 1993 года, когда шло общественное обсуждение проекта Конституции Российской Федерации, гражданское общество было вовлечено в процесс широкого общественного обсуждения законопроекта «О полиции». Дискуссия шла с 7 августа по 15 сентября 2010 года на сайте www.zakonoproekt2010.ru и вызвала острый интерес россиян. За время обсуждения поступило свыше 33 тыс. откликов, было выдвинуто 20 тыс. конкретных предложений по совершенствованию законопроекта [3].

Реорганизация органов внутренних дел подразумевает глубокие преобразования, касающиеся, прежде всего, самой сущности предназначения полиции. Во главу угла возведены права и свободы граждан. Их защита и соблюдение должны являться основной целью повседневной деятельности органов внутренних дел, а индикатором эффективности проводимой работы -мнение граждан и институтов гражданского общества. При этом последнее неразрывно связано с соблюдением принципов открытости и публичности деятельности, законодательно закрепленных в статье 8 Федерального Закона «О полиции» [4, С. 900].

В тоже время, полагаем необходимым отметить, что часть 1 вышеобозначенной статьи определяет деятельность полиции как открытую для общества, но не безгранично, а лишь в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Таким образом, открытость должна иметь четко определенные законом рамки. Не всегда обстоятельства и факты могут быть обнародованы, публично изложены и преданы гласности, например, когда нужно защитить тайну личной жизни, семейную, государственную либо другую охраняемую законом тайну. Эти нормы соответствуют правовым нормам, закрепленным в статьях 23 и 24 Конституции Российской Федерации [5, С. 445].

В этой связи высокую актуальность приобретает проблема поиска инновационных способов, методов и форм коммуникации органов внутренних дел с внешней социальной средой.

Полагаем, что в качестве приоритетных направлений дальнейшего укрепления взаимодействия органов внутренних дел с гражданским обществом возможно выделить следующие:

- во-первых - это создание необходимых условий для конструктивной работы Общественных советов, как на региональном, так и территориальном (районном, городском) уровнях. Отметим, что последние являются совещательными органами и образуются в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, профессиональных объединений предпринимателей и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе полиции [6].

Практика показывает, что достаточно эффективным инструментом общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел зарекомендовала практика привлечения членов Общественных советов для проверки жалоб на действия сотрудников органов внутренних дел (в том числе поступивших на «телефон доверия горячей линии МВД России»); контроля за соблюдением прав и законных интересов граждан в деятельности дежурных частей, изоляторов временного содержания, специальных приемников, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;

- второе - дальнейшее развитие принципа «информационной открытости» в работе структурных подразделений органов внутренних дел.

Под данной категорией следует понимать, с одной стороны, способность органов внутренних дел информировать о своей деятельности внешних потребителей информации, а с другой - возможность потребителей искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять, в том числе в режиме реального времени, информацию о деятельности полиции.

Конституционно-правовую часть механизма доступа российских граждан к информации составляют нормы статей 24, 29 и 42 Конституции Российской Федерации [7, С. 445], закрепляющие право каждого на свободный поиск и получение информации любым законным способом; на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Более того, в части 4 статьи 8 Закона «О полиции» [4, С. 900] закреплена обязанность полиции предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К элементам механизма обязательного и активного информирования гражданского общества о деятельности органов внутренних дел, по нашему мнению, следует отнести:

- регулярное выступление в средствах массовой информации и на общественных форумах руководителей структурных подразделений органов внутренних дел различных уровней управления (регион, район, город и т.д.);

- участие представителей органов внутренних дел в круглых столах и конференциях, посвященных проблемам правоохранительной тематики, правового просвещения граждан;

- проведение плановых отчетов должностных лиц перед законодательными органами государственной власти и представительными органами муниципальных образований, населением регионов страны;

- публикация, в том числе путем размещения на официальных интернет-сайтах, обзоров о состоянии преступности и общественной безопасности, результатах борьбы с коррупцией, наркобизнесом и экстремизмом;

- третье - проведение консультаций органов полиции с местной общественностью в целях наглядной демонстрации готовности учета проблем, ценностей и советов жителей конкретных населенных пунктов, привлечения их к активному партнерству в деле предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений;

- четвертое - организация постоянного мониторинга проблем, возникающих во взаимоотношениях бизнес-структур и органов полиции, подготовка совместных предложений по развитию законодательства и принятию организационных решений, использование в этих целях института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионах;

- пятое - повышение эффективности реализации задач в области предоставления гражданам и организациям региона государственных услуг с использованием современных коммуникационных технологий, в том числе по принципу «одного окна»;

- шестое - плановое изучение общественного мнения о деятельности полиции, принятие соответствующих управленческих решений корригирующего характера на основе анализа полученных результатов.

В заключении считаем необходимым подчеркнуть, что эффективное взаимодействие и партнерские взаимоотношения органов внутренних дел с институтами гражданского общества, создание с их помощью атмосферы доверия к работе полиции со стороны населения, формирование позитивного общественного мнения об открытости и публичности ее деятельности, позволят своевременно и адекватно реагировать на изменения оперативной обстановки, станут существенным резервом повышения уровня оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и престижа службы в полиции.

Список литературы:

1.Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // http://www.rg.ru/2013/02/04/karta-mvd-site.html.

2.Приказ МВД России от 31 декабря 2013 года №1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

3.Аналитический обзор (доклад) по комментариям, полученным в ходе общественного обсуждения проекта федерального закона «О полиции» // http ://zakonoproekt2012.ru/doc/police/10.

4.Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011г. №3 -ФЗ «О полиции» Ст. 8// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011.

- №7.

5.Конституция Российской Федерации, 1993г. Ст. 23,24 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.

- 2009. - №4.

6.Положение об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2011г. №1027) // http://os.mvd.ru/Dokumenti/

7.Конституция Российской Федерации, 1993г. Ст. 24, 29, 42 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2009. - №4.

Давыдов Владимир Олегович, канд. юрид. наук, заместитель начальника полиции УМВД России по Тульской области, полковник полиции, Почетный сотрудник МВД России, [email protected], тел. (4872) 32-32-30 (Россия, Тула).

TO THE QUESTION OF THE PRINCIPLES OF RELATIONSHIP CIVIL SOCIETY AND INSTITUTE OF THE RUSSIAN POLICE IN MODERN CONDITIONS

V. О. Davydov

The author's view of the problems connected with understanding of the principles of relationship of institute of police and civil society in modern conditions of development of the Russian state is present in article, some types of civil control of activity of law-enforcement bodies are considered.

Keywords: civil society, police, openness, publicity, criterion of an assessment, civil control

Davydov V.O., Ph.D.. jurid. Sciences, deputy police chief AMIA Russia's Tula region, a police colonel, Fellow Russian Interior Ministry, [email protected], tel. (4872) 32-32-30, (Russia, Tula).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.