ММ. Соболева,
Санкт-Петербургский университет МВД России
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦИИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
CONSTITUTIONAL-LEGAL BASIS OF RELATIONS BETWEEN THE POLICE AND CIVIL SOCIETY
Раскрываются конституционно-правовые основы взаимодействия полиции и гражданского общества, анализируются нормы действующего законодательства в исследуемой сфере, формулируются предложения по совершенствованию взаимодействия.
The constitutional-legal basis of relations between the police and civil society is disclosed the norms of the current legislation in the given sphere are analyzed, proposals on the improvement of cooperation are given.
Отличительной чертой личных прав в кон -тексте гражданского общества является то, что они призваны обеспечивать свободу и автоно -мию индивида как члена гражданского обще -ства, его юридическую защищенность от како -го-либо незаконного внешнего вмешательства. Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в оп-ределенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объ -ектом притязаний государства. Она обеспе-чивает так называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индиви -да, призваны юридически защитить простран -ство действия частных интересов, гарантиро-вать возможности индивидуального самоопре -деления и самореализации личности [1]. Осо-бую роль в защите личных прав и свобод игра -ет полиция. Обусловлено это правовой сущно -стью этого вида правоохранительных органов, а также охарактеризованной выше спецификой данной группы прав и свобод.
Рассмотрение вопроса о взаимодействии полиции и институтов гражданского общества требует, прежде всего, конституционно-правового анализа категории «гражданское общество».
Гражданское общество представляет собой реально существующий социальный феномен, который имеет комплексную социально-политическую природу. Политичность гражданского общества, активное воздействие на государственную власть является по справедливому мнению А.В. Гаврилова конституирующей характеристикой общества в качестве гражданского [2].
Понятие «гражданское общество» в настоящее время является одним из центральных в современной социологии, политологии, культурологии и юридической науке и имеет, несомненно, как теоретическое, так и практическое значение. Категория «гражданское общество» служит ключевым
моментом в исследовании всего комплекса отношений современного общества и государства [2].
По мнению А.Г. Братко, гражданское общество — такая первичная по отношению к государству самоуправляемая система, образуемая непосредственно гражданами страны, в центре которой находится человек, по определению обладающий естественными неотчуждаемыми правами и признаваемый позитивным правом государства как высшая ценность [3].
Немало и авторов, негативно оценивающих сам термин «гражданское общество». Среди них В.Е. Чиркин, аргументирующий свою позицию тем, что прилагательное «гражданское» происходит от слова «гражданин». Гражданин — понятие «государственное». Это правовая связь лица с соответствующим государством, порождающая двухсторонние права и обязанности, как со стороны лица, так и государства [4].
Достаточно интересной представляется предложенная А.С. Автономовым система принципов взаимодействия некоммерческого сектора и органов государственной власти, которая включает в себя: принцип законности, равного доступа к участию в таком взаимодействии для представителей различных секторов человеческой жизне-
деятельности , добровольности, открытости и многообразия форм взаимодействия [5].
Проанализировав важнейшие положения Конституции Российской Федерации, в качестве основополагающих принципов гражданского общества можно выделить следующие: демократический конституционный строй; признание прав и свобод человека и гражданина; разделе -ние властей; свободу экономической деятельно -сти на основе многообразия форм собственности; плюрализм; развитое местное самоуправление^]. Отметим, что принципы взаимодействия полиции и гражданского общества логически вытекают (а частично и совпадают) из принци-
пов организации гражданского общества, прин -ципов организации полиции.
Как представляется Ю.Е. Аврутину [7], конституализация правового регулирования деятельности российской полиции на концеп -туальном уровне отражена в стремлении зако -нодателя закрепить партнерскую модель взаи -моотношений российской полиции и общества, ориентированную на сотрудничество полиции с институтами гражданского общества и граж -данами в процессе противодействия преступ-ности, охраны общественного порядка и обес -печения общественной безопасности. Ошибоч -но полагать, что эта модель является «изобре -тением» западных ученых или практиков орга -низации полицейского дела. Нелишне напом-нить, что доминирующей идеей российского полицейского права была идея рассредоточе-ния власти между государственными и обще -ственными институтами. « Одно только прави -тельство, без участия органов общественных,
— отмечал И.Т. Тарасов, — не в состоянии удовлетворительно выполнить всех взятых на себя ... задач» [8].
В основе партнерской модели взаимоотношения полиции и населения лежит ряд важных компонентов. Она предусматривает, в частности, что полиция не стоит над обществом, а служит ему, ориентируясь на сотрудничество с институтами гражданского общества и гражданами в процессе защиты их прав и свобод, противодействия преступности, охраны общественного порядка. Эта модель предусматривает вежливое и внимательное отношение полиции к гражданам, безупречный внешний вид полицейского, разумную открытость полиции для общественного контроля, привлечение граждан к предупреждению противоправных деяний, безнадзорности подростков, наркотизации и алкоголизации населения и т.д. [8].
Нормы второй главы ФЗ «О полиции», закрепляющие принципы ее деятельности, по своей сути являются аксиологической и формальноюридической объективацией ведущих конституционных категорий, формирующих институт прав и свобод человека. Систематизированные и сконцентрированные в одной главе, эти принципы как концептуальные идеи функционирования полиции в современной России, взаимоотношений полиции с институтами гражданского общества и отдельными гражданами обретают юридическую природу, превращаясь в нормативные предписания, формирующие юридический каркас той системы координат, в границах которой и должна осуществляться повседневная деятельность полиции [8].
Основные принципы взаимодействия поли -ции и институтов гражданского общества уже содержатся в ФЗ «О Полиции» [9] (далее — Закон). Введение принципов в базовый закон, рег -ламентирующий деятельность полиции по защи -те конституционных прав и свобод человека и гражданина, один из его несомненных плюсов. В соответствии со ст. 5 ФЗ «О Полиции» (Соблю -дение и уважение прав и свобод человека и гражданина ) полиция осуществляет свою деятель -
ность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
Ст. 8. Закона закрепляет принцип открытости и публичности. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельно -сти, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, обще ственных о бъединений и организаций.
Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установлен -ном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятель -ности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением той, доступ к которой ограничен федеральным законом.
В соответствии с законом полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно -телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представитель -ными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Мониторинг деятельности ОВД в данном направлении, проведенный автором, выявил недостаточный уровень информирования граждан на уровне субъектов.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законода -тельством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освеще -ния деятельности полиции. В СМИ, учрежденных М ВД России, вопросы защиты личных прав освещены достаточно подробно (прежде всего в контексте борьбы с преступлениями и правонарушениями).
Ст. 9 закрепляет принцип общественного доверия и поддержки граждан. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и по -нятными для граждан.
В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по их восстановлению. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту
нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.
Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.
В соответствии с Законом федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно -телекоммуникационную сеть Интернет. Общественное мнение является одним из основных крите -риев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Однако до сих пор отсутствуют эффективные механизмы реализации соответствующих положений Закона.
При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции.
Основными недостатками указанных советов являются:
- рекомендательный а не обязательный ха -рактер их решений;
- некомпетентность ряда их членов;
- формализм при принятии решений;
- фактическое влияние на принятие решения органов государственной власти;
- отсутствие необходимого опыта взаимодействия как у полиции, так и у самих советов.
К конституционно -правовым основам взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в сфере защиты личных прав и свобод человека и гражданина следует отнести:
- содержание личных прав и свобод человека и гражданина, особую роль в защите которых играет полиция;
- конституционно-правовые принципы взаи -модействия полиции и институтов гражданского общества.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют нам сделать вывод о том, что взаимодействие полиции и гражданского общества в сфере защиты прав граж-
дан затруднено отсутствием четко сформулированной государственной политики в указанной сфере.
Применительно к органам внутренних дел государственная политика в сфере защиты прав граждан должна акцентировать внимание на группе личных прав, ибо они в большей степени связанны с деятельностью полиции.
Стоит указать на то, что нормы ФЗ «О полиции» содержат крайне общие положения о защите прав человека. Это препятствует пониманию сотрудниками полиции значимости защиты конкретных прав и свобод граждан. Вообще термин «права человека», как показывает педагогический опыт автора, в России весьма скептически (к сожалению) воспринимается многими сотрудниками полиции.
В настоящий период государственная поли -тика Российской Федерации в сфере защиты прав граждан не имеет в своей основе базового программного документа. Опирается она, прежде всего, на нормы Конституции Российской Феде -рации, ряд подзаконных актов, часто устарев -ших. Это обстоятельство требует принятия новой концепции защиты прав человека в России, в которой должны быть прописаны научно обоснованные механизмы взаимодействия государст -ва и гражданского общества. В структуре государственной политики в сфере защиты прав и свобод личности должны быть выделены ее при -оритеты.
Современное гражданское общество в недостаточной степени вовлечено в реализацию государственной политики в сфере защиты прав че -ловека. Связано это с непониманием значимости его институтов значительной частью российского общества, коррупцией, страхом ряда чиновни -ков перед эффективным гражданским контролем.
Так называемые «откаты», выгодные недобросовестным чиновникам и бизнесменам, получили широкое распространение и препятствуют широкому вовлечению бизнеса в деятельность гражданского общества. В России отсутствует эффективная стратегия поддержки некоммерческих организаций.
Ранее имевшийся позитивный опыт взаимодействия ОВД и гражданского общества во многом утрачен. Проводимая реформа полиции, призванная вовлечь институты гражданского общества в контроль над полицией, пока далека от за -вершения. К сожалению, полиция не контролируется обществом в должной мере. Для исправления ситуации необходимо принятие программного документа о взаимодействии полиции и гражданского общества, широкое вовлечение граждан в работу полиции, проведение соответствующей информационной кампании, подготовка полицейских к взаимодействию с населением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ольшевская А.В. Конституционно-правовой механизм обеспечения личных прав и свобод человека и роль органов внутренних дел в его реализации // Право и политика. — 2004. — №3. — С. 22.
2. Г аврилов А. В. Г осударство и гражданское общество: функциональный анализ взаимодейст -
вия: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. —
Н. Новгород, 2007. — С. 9—10.
3. Братко А. Г. Понятие и принципы гражданского общества // Публичное и частное право.
— 2011. — Вып. II (X). — С. 54.
4. Чиркин В.Е. Гражданское общество, правовое государство и право // Г осударство и право. — 2002. — № 1. — С. 50.
5. Автономов А.С. Межсекторальное взаимодействие : принципы и основы // Межсекто-ральные взаимодействия: методология, техноло -гии, правовые нормы, механизмы, примеры: на -стольная книга. — М., 2000. — С. 24—25.
6. Яхьева А.М. Конституционные принципы гражданского общества в современной России // Юристъ-Правоведъ. — 2008. — № 6. — С. 61—64.
7. Аврутин Ю.Е. Конституционализация правового регулирования деятельности российской полиции: аксиологические и формально-юриди-ческие аспекты // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции (22 марта 2012 г.): в 2 ч. — СПб.: Изд-во СПбУ МВД России, 2012. — Ч. 2. — С. 3—10.
8. Тарасов И. Т. Очерк науки полицейского права. — М., 1897. — С. 2.
9. О полиции: Федеральный закон // СЗ РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.