5. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собр. Законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.
6. Об оперативно-разыскной деятельности : федер. закон от 5 июля 1995 г. № 144-ФЗ. - Москва : Омега-Л, 2013. - 24 с.
© Миняшева Г. И.
ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
УДК 343 985 5 О. С. НОСКОВ, начальник кафедры огне-
вой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
O. S. NOSKOV, Head Of The Department Of Heat-Ing And Tactical And Special Training Ufa Law Institute Of The Russian Interior Ministry, Phd (Ufa)
А. Г. СЕМИГЛАЗОВ, преподаватель кафедры специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
A. G. SEMIGLAZO V, teacher Ka-Phaedra Special Training Ufa Law Institute Of The Ministry
> >
<N
a
Of Interior Of Russia (Ufa) ^
СТРАЙКБОЛ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ¡3
С СОТРУДНИКАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ^
а
S
AIRSOFT IN THE CLASSROOM FOR SPECIAL TACTICAL TRAINING |
WITH EMPLOYEES OF STATE PROTECTION g
u a
Аннотация. В представленной статье рассматриваются методы повыше- ^ ния эффективности занятий по огневой и тактико-специальной подготовки с со- |
у
страйкбола является эффективным методом развития соответствующих навы- ,а
а
трудниками подразделений государственной защиты. Отмечено, что применение
ков.
Keywords: airsoft, shooting, fire preparation, a unit of state protection.
Ключевые слова: страйкбол, стрельба, огневая подготовка, подразделения | государственной защиты.
2
Annotation. In the present article discusses the methods to improve the efficiency „Ц of employment on fire and tactical and special training to co-units-workers of state pro- ^ tection. It is noted that the use of airsoft is an effective method of developing skills. a
a
s
Во многих странах, в том числе и в России, давно существует проблема противоправного воздействия преступников на потерпевших, свидетелей, их близких и родных, а также иных лиц, содействующих уголовному судопроизводству. В последние годы подобные ситуации носят массовый характер и оказывают разрушительный эффект на систему уголовного правосудия.
В настоящее время в отраслевом законодательстве возник целый ряд вопросов теоретического и практического порядка, связанных с разработкой новых подходов к проблемам защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству. Они находятся в прямой зависимости от обеспечения прав и свобод человека и гражданина, безопасность которых расценивается отечественным законодателем как важнейшая цель уголовного процесса. Средствами государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству, являются процессуальные и другие меры безо-^ пасности, предусмотренные российским законодателем в Уголовно-процес-2 суальном кодексе Российской Федера-^ ции и Федеральном законе «О государ-| ственной защите потерпевших, свидете-^ лей и иных участников уголовного су-¡^ допроизводства».
^ Однако анализ практики и право-
| вых источников показывает, что пред-Ц ставители правоохранительных органов Ц не всегда могут своевременно и быстро обеспечить защиту указанных лиц. Основными причинами этого являются: | отсутствие соответствующей практики, ^ слабая материально-экономическая база
Л и т. д.
Ц В процессе интенсивного рефор-
| мирования системы подготовки специа-
ф листов в нашей стране и становления
^ новой парадигмы образования все
^ большее значение уделяется не только
^ повышению эффективности теорети-
| ческого обучения, но и внедрению в об-
§ разовательный процесс технических
^ средств обучения. С развитием совре-
« а
менных технологий, в настоящее время происходит активное оснащение учебных заведений МВД России новейшими инновационными средствами, целью которого является моделирование в образовательном процессе реальных ситуаций служебной деятельности сотрудников, а как следствие и повышение качества подготовки специалистов в целом. Обучение сотрудников означает не только формирование профессионально-прикладных качеств, но и внедрение в существующую педагогическую систему тактико-специальной подготовки страйкбольного оборудования, позволяющего имитировать реальный контакт с преступником, а также применение огнестрельного оружия. Так как занятия по стрельбе, в каких бы условиях они ни проводились, не могут дать курсантам и слушателям полной картины того, к чему их готовят, к тому же многие моменты оперативного взаимодействия невозможно отрабатывать с боевыми патронами, а при холостой стрельбе теряется ощущение опасности и реальности ситуации. Помимо этого, в реальном огневом контакте с преступником на сотрудника органов внутренних дел действует ряд мощных психологических стрессовых факторов: отчетливое осознание возможности погибнуть или получить увечья, повышенная ответственность за принятие решений, которые к тому же надо принимать быстро, психологический барьер стрельбы по человеку. В результате чего, это вводит сотрудника органов внутренних дел в возбужденное состояние, когда он не может четко выполнять действия, отработанные в тире или на полигоне, - если у него нет боевого опыта или привычки к работе в таком состоянии. Являясь одним из эффективных средств совершенствования огневой и тактической подготовки сотрудников органов внутренних дел страйк-больное оборудование позволяет отрабатывать огневые контакты на ближних дистанциях. Это дает представление о
целесообразности применения тех или иных тактических приемов ведения ближнего боя в конкретных ситуациях и возможности моделирования любых ситуаций, которые зависят от характера поставленных задач в условиях, когда на обучаемых действуют те же психологические раздражители, что и в реальной ситуации ближнего огневого контакта. Внедрение и использование страйкбольного оборудования в учебно-тренировочном процессе весьма полезно для индивидуальной подготовки обучаемых, крайне эффективно для отработки взаимодействия и тактических приемов ведения огневого контакта в составе группы и позволяет выполнять поставленные задачи наиболее эффективным способом.
Страйкбол (от англ. strike - удар и ball - шар) - командная, военно-спортивная игра, вид активного отдыха, ролевая командная игра военно-тактического направления. В процессе игры участники имитируют действия различных вооруженных структур (армия, полиция, спецназ), выполняя поставленные сценарием задачи. В качестве вооружения игроки используют, так называемую мягкую пневматику. Позднее появилось оружие, использующее для выстрела силу сжатого газа. Эти модели уже могли вести автоматический и полуавтоматический огонь. Но это оружие имело большие габаритные размеры, так как газ находился во внешнем резервуаре и соединялся с оружием гибким шлангом. В дальнейшем стали встраивать небольшие газовые резервуары непосредственно в корпус (по принципу зажигалки). По мере развития этого направления, появились модели с системой «Gas Blow Back», при которой часть энергии сжатого газа используется на ход затворной рамы при производстве выстрела; также имитируется отдача оружия (при выстреле затвор отходит назад, взводит курок, досылает патрон в патронник). Это сделано исключительно для антуражности
и никакой функциональной нагрузки не несет. Подобный принцип работы оружия используется в подавляющем большинстве пистолетов.
В отличие от широко распространенной «жесткой» пневматики, «мягкая пневматика» специально конструировалась таким образом, чтобы не травмировать игроков. При соблюдении минимальных правил безопасности (обязательны для ношения - только очки), самое серьезное «ранение» - это ссадина. К примеру, после игры в пейн-тбол, синяки на теле - гораздо внушительней, ведь и сам шарик больше и тяжелее. В пользу страйкбола свидетельствует и тот факт, что используемые боеприпасы имеют стоимость на порядок меньшую, чем применяемые в пейнтбо-ле.
При помощи страйкбольного оборудования возможно отрабатывание базовых упражнений для последующего моделирования из них системы специальных упражнений. Обучаемым, уже в какой-то мере имеющим базовые навыки, а иногда и значительный боевой опыт, эта технология помогает набрать или восстановить соответствующие навыки и умения. Возможна отработка групповой слаженности подразделений, выявление реальных лидеров, закрепление правильных решений через моторную память.
Существует несколько технологий обучения тактике и огневому мастерству, которые отличаются лишь стоимостью и обоснованностью применения. Есть так называемые технологии общего назначения (лазерные имитаторы, пейнтбол, световая стрельба и проч.) и специальные, при помощи которых тренируются только специальные правительственные подразделения (например, с использованием пластиковых и резиновых пуль, или «огневой обстрел»). И то, что необходимо для воина спецподразделения, вовсе не обязательно для частного охранника или сотрудника инкассации. Страйкбол поэтому
>
<ч а а и и
ч
а а
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
1
£ «
а а
и
видится как наиболее эффективное и вполне демократичное средство обучения - как с финансовой, так с методической и психологической точек зрения.
При проведении занятий по тактико-специальной подготовке с сотрудниками государственной защиты нельзя ограничиваться упражнениями, совершенствующими отдельные навыки. Здесь следует использовать комплексное обучение. Технические, физические и психологические стороны являются компонентами единого процесса.
В любом случае, педагогическое воздействие должно иметь психологическую основу. Единство обучения и психологической подготовки являются одной из объективных закономерностей, присущих любому педагогическому процессу.
Хотелось бы отметить то, что большое значение в повышении эффективности образовательного процесса придается разработке и практическому использованию инновационных педаго-
>
^ гических технологий с использованием ^ страйкбольного оборудования [1, с. 49-§ 50].
Применение страйкбольного | оборудования на занятиях по тактико-о^ специальной подготовке позволяет осуществлять поиск различных вариан-^ тов содержания образования, использо-| вания возможностей современной ди-Ц дактики в повышении эффективности Ц педагогических структур, научной раз-^ работки и практическому обоснованию ^ новых идей и технологий. | Структура содержания совре-
менного учебного процесса такова: от ^а знаний - к опыту познавательной дея-^ тельности; от умений действовать по | образцу - к опыту осуществления из-
ф вестных способов деятельности; от
0
1 £
а «
умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях к опыту творческой деятельности. Эти элементы образуют структуру содержания образования [2, с. 31] и позволяют применять современные технические средства (страйкбол) и инновационные технологии, идеи и направления, творчески подходить к их реализации, моделируя различные ситуации предстоящей служебной деятельности на основе междисциплинарной интеграции специальных учебных дисциплин.
Целенаправленность и эффективность профессиональной подготовки определяются знаниями о содержании и структуре будущей профессиональной деятельности сотрудника, осознанности им ее сути, готовности к ней на уровне специально сформированных и развитых двигательных умений, навыков, психофизических способностей. Поэтому в настоящее время возникла реальная потребность в создании и внедрении в учебный процесс специальных дисциплин вузов МВД России новых технологий обучения с использованием страйкбола, суть которых состоит в интенсификации подготовки специалистов, максимальной практической направленности и, в использовании инициативы, интеллектуальных возможностей и способностей самих обучаемых.
По нашему мнению, предложенные подходы к формированию у сотрудников качественно новых интегра-тивных знаний, умений и навыков, в полной мере соотносятся и с кадровой политикой МВД России, задачей которой является повышение профессионализма сотрудников, имеющих высокий уровень знаний и навыков, правовую культуру, необходимые морально-этические и нравственные качества [3].
•к А А
ЛИТЕРАТУРА
1. Загрекова Л. В. Теория и технология обучения: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. - М. : Высш. шк., 2004. - 157 с.
2. Краевский В. В. Современность и педагогика / Методология современной общей и спортивной педагогики: Сб. мат-лов Всерос. науч. конф. / под ред. С. Д. Неверковича, В. В. Гожина, Л. Д. Квиртия. - М., 2004. - 125 с.
3. Реформирование системы работы с кадрами и профессионального образования МВД России на период до 2011 года: Целевая программа ведомства. - М., 2008. - С. 4.
© Носков О. С. © Семиглазов А. Г.
УДК 371.13
А. А. ГУСЕЙНОВ, преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
A. A. GUSEYNOV, the Lecturer of the Department of Fire and Special Tactics (Ufa)
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КЕИС-МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАЧАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
THE APPLICATION OF CASE-STUDY'S ELEMENTS IN THE COURSE OF LEARNING DISTINCT TOPICS OF THE «INITIAL PROFESSIONAL TRAINING AND INTRODUCTION TO THE PROFESSION»
Аннотация. В статье показаны возможности применения кейс-метода при изучении дисциплины ««Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность».
Ключевые слова: кейс-метод, образовательный процесс.
Annotation. The article describes case-study approaches in the course of learning «Initial professional training and introduction to the profession» discipline.
Key words: case-study, education process.
По нашему мнению, дисциплина «Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность» имеет важное значение на начальном этапе подготовки высокопрофессионального специалиста органов внутренних дел. Дело касается не только введения обучающихся в содержание изучаемой дисциплины курса, но и формирования
их первоначального эмоционального впечатления от предвосхищаемой профессии. Перед преподавателем стоит задача не только передавать первичные знания, но и максимально увлечь рассматриваемыми вопросами курсантов первого года обучения. Мы считаем, что образовательный процесс необходимо выстроить таким образом, чтобы препо-
>
<ч а а
и и
ч
«
а
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
1
£
а «
S