Игбаева Г.Р.
КОНТРАКТ О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ
Цель: Определить особенности правового регулирования контракта о службе в органах внутренних дел как административного акта.
Методология: Использовались частно-научные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, системного анализа и другие.
Результаты: На основе анализа нормативных правовых актов, регламентирующих трудовые и служебные отношения в органах внутренних дел, делается вывод, что контракт о службе в органах внутренних дел (полиции) как способ регулирования служебных правоотношений является административным актом, относящимся к регулированию административного права.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья содержит последовательное изложение аргументации в обоснование вывода об административно-правовой сущности контракта о службе в органах внутренних дел на основе анализа норм трудового права и актов, регламентирующих служебные отношения в органах внутренних дел.
Ключевые слова: служба, органы внутренних дел, контракт, правоотношения, сотрудник органов внутренних дел, граждане, должность.
Igbaeva G.R.
THE CONTRACT ON SERVICE IN BODIES OF INTERNAL AFFAIRS AS AN ADMINISTRATIVE ACT
Purpose: To determine the peculiarities of legal regulation of the contract on service in bodies of internal Affairs as an administrative act
Methodology: We used a special scientific cognition methods: formal legal, comparative legal, historical, system analysis and others.
Results: Based on the analyses of normative legal acts regulating employment and service relationships in the internal Affairs the conclusion that the contract on service in bodies of internal Affairs (police) is an administrative act and related to the regulation of administrative law is made.
Novelty/originality/value: The article contains a consistent presentation of the argument in support of the conclusion that legal and administrative entity of the contract on service in bodies of internal Affairs on the basis of analysis of norms of the labour law and the acts regulating the service relationships in the internal Affairs bodies
Keywords: service, organs of internal Affairs, contract, legal, personnel of bodies of internal Affairs, citizens, position.
В конце ХХ века в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, был введен новый термин - «служебный контракт», который рассматривался как разновидность трудового договора. В свою очередь, действующий Трудовой кодекс Российской Федерации исключил контракт из разновидностей трудового договора.
Субъектами правоотношений в сфере органов внутренних дел являются Российская Федерация и гражданин. От имени Российской Федерации действует министр внутренних дел Российской Федерации или уполномоченный руководитель, имеющий право назначения на соответствующую должность. Перечень уполномоченных руководителей и иных должностных лиц, наделенных правом рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, и принятия по ним решений, утвержден Приказом МВД России от 18.07.2014 № 595 «О некоторых вопросах поступления граж-
дан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» [9].
Руководство органа внутренних дел нельзя смешивать с личностью конкретного руководителя. Например, начальник органа внутренних дел, подписывающий трудовые договоры с работниками, стажерами органа внутренних дел и контракты о службе с сотрудниками органов внутренних дел, сам является сменной (назначаемой) фигурой. Его могут освободить от занимаемой должности, он может покинуть эту должность в силу различных обстоятельств, однако правоотношения с работниками и сотрудниками, с которыми он заключил трудовые договоры и контракты о службе, не прекращаются.
Правоотношения на службе в органах внутренних дел возникают не между конкретным руководителем и работниками, а между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, от имени которой выступал тот или иной руководитель, и конкретным гражданином.
eurasian
> 5 (30) 2017 <
advocacy
Возникновение и изменение правоотношений на службе в органах внутренних дел определяется главой 4 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 20 ФЗ № 342-Ф3 предусматривает, что правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта в результате:
1) поступления на службу в органы внутренних дел по результатам конкурса;
2) зачисления в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме по результатам прохождения вступительных испытаний;
3) назначения на должность в органах внутренних дел;
4) восстановления в должности в органах внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
МВД России устанавливает перечень должностей в ОВД, подлежащих замещению на конкурсной основе. Данный перечень содержит скудный список должностей, предусмотренных организационно-штатной структурой МВД России и министерств (управлений) внутренних дел субъектов федерации (главный инспектор, ведущий специалист и т. д.), а также ряд должностей в образовательных и научно-исследовательских заведениях МВД России (начальник кафедры, заместитель начальника кафедры, профессор, доцент). В структуре городских (районных) УВД (ОВД) должностей, замещаемых в порядке конкурса, не предусмотрено [1].
Конкурс предполагает оценку профессионального уровня претендентов на замещение должности в органах внутренних дел, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности.
Изменение правоотношений на службе в органах внутренних дел (назначение сотрудника органов внутренних дел на другую должность в органах внутренних дел) осуществляется на основании согласия или ходатайства сотрудника, выраженных в рапорте.
Особенности возникновения и изменения правоотношений на службе в органах внутренних дел и особенности прохождения службы в органах внутренних дел в период действия военного
положения определяются президентом Российской Федерации.
Легальное определение контракта о прохождении службы в органах внутренних дел закреплено ст. 21 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Контракт о прохождении службы в органах внутренних дел - соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон, а также период их действия.
Как справедливо отмечает Н.С. Климкин, «с помощью контракта достигается: конкретизация взаимных прав и обязанностей, ответственности сторон, заключивших контракт; соблюдение условий, которые должны обеспечивать наиболее благоприятные возможности для профессиональной деятельности сотрудника; индивидуализации прохождения службы на всех ее этапах применительно к общей и специальной подготовке сотрудника, стажу его службы, профессиональному опыту, личностным особенностям; социальная защита сотрудника, выражающаяся в том, что предусмотренные законодательством льготы, гарантии и компенсации будут ему предоставлены своевременно и в полном объеме» [4].
Как обоснованно отмечают А.Г. Гришаков и Ю.А. Прибытко, «контракт о прохождении службы в органах внутренних дел (полиции) как способ регулирования служебных правоотношений является административным актом и относится к регулированию не трудового, а исключительно административного права» [2].
Деятельность сотрудников органов внутренних дел регулируется в основном не трудовым, а специальным законодательством [3]. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в процессе государственной службы сотрудники вступают в правоотношения, которые можно именовать «служебно-трудовые».
Статья 11 Трудового кодекса определяет, что Трудовой кодекс и иные нормативно-правовые акты о труде распространяются на всех работников, занятых по трудовому договору с работодателем независимо от его организационно-право-
евразийская
> 5 (30) 2017 <
адвокатура
вой формы. Нормы Кодекса и всего трудового законодательства, указывает ч. 2 этой статьи, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их форм собственности.
При этом отмечается, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В этой же статье определяются исключения из сферы распространения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, определенных лиц. Анализ данной статьи показывает, что прямого распространения трудового законодательства на правоотношения службы в органах внутренних дел не содержится, законодатель в этом случае отсылает к специальному законодательству.
Рассматривая службу в органах внутренних дел как вид федеральной государственной службы, следует иметь в виду, что «в системе органов внутренних дел осуществляется государственная служба двух видов: федеральная государственная гражданская служба и правоохранительная служба. Оба вида государственной службы в системе органов внутренних дел имеют свои особенности, но в то же время входят в единую, взаимосвязанную систему государственных служебных отношений» [5]. Служебная деятельность в органах внутренних дел регулируется федеральным законодательством: нормами Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими, а также актами Министерства внутренних дел России.
В указанных правовых актах содержатся нормы, отражающие специфику служебной деятельности органов внутренних дел. Профессиональная деятельность лиц, состоящих на службе в органах
внутренних дел, имеет свои особенности, обусловленные целями и задачами полиции [7].
Трудовое законодательство Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и Федеральным законом о полиции.
Часть 2 ст. 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Отдельно следует остановиться на такой категории, как стажер органов внутренних дел. Законодатель под стажером органов внутренних дел понимает кандидата, назначенного на соответствующую должность в органах внутренних дел, без присвоения ему специального звания на период испытания. Его особый правовой статус предполагает распространение трудового законодательства Российской Федерации на правоотношения с его участием с теми же ограничениями, что и для сотрудников органов внутренних дел. В период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор, на стажера распространяется действие трудового законодательства, а также частей 1-3 статьи 68 ФЗ № 342-Ф3.
Следует заключить, что нормы специального законодательства устанавливают субсидиарный порядок применения трудового законодательства и иных актов о труде к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел. Между тем применение трудового законодательства не отрицает публично-правового характера государственной службы. Административно-правовой институт государственной службы, и в частности службы в органах внутренних дел, продолжает находиться на стадии своего формирования, при этом контракт о службе в органах внутренних дел (полиции) как способ регулирования служебных правоотношений является административным актом, относящимся к регулированию административного права.
eurasian
> 5 (30) 2017 <
advocacy
Пристатейный библиографический список
1. Буянов И.В. Правовые основы государственной службы в органах внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
2. Гришаков А.Г., Прибытко Ю.А. Контракт о прохождении службы в органах внутренних дел и его правовая природа // Алтайский юридический вестник. 2015. № 1 (9). С. 59-62.
3. Игбаева Г.Р. Трудовое право. Уфа, 2014.
4. Климкин Н.С. Контракт о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
5. Шиенкова А.С. Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.
6. Ямалетдинова Н.В. Теоретические, методологические и организационные основы социального аудита правоохранительной деятельности // Евразийская адвокатура. 2016. № 4 (23). С. 88-91.
7. Янбухтин Р.М. Эффективность деятельности полиции: проблемы и критерии // Вестник ВЭГУ. 2013. № 1 (63). С. 81-86.
8. http://www.pravo.gov.ru.
References (transliterated)
1. Bujanov I.V. Pravovye osnovy gosudarstvennoj slu-zhby v organah vnutrennih del: avtoref. dis. ... kand. ju-rid. nauk. M., 2011.
2. Grishakov A.G., Pribytko Ju.A. Kontrakt o prohozh-denii sluzhby v organah vnutrennih del i ego pravovaja priroda // Altajskij juridicheskij vestnik. 2015. № 1 (9). S. 59-62.
3. Igbaeva G.R. Trudovoe pravo. Ufa, 2014.
4. Klimkin N.S. Kontrakt o sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. ju-rid. nauk. M., 2002.
5. Shienkova A.S. Administrativno-pravovoe regu-lirovanie pravoohranitel'noj sluzhby v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2002.
6. Jamaletdinova N.V. Teoreticheskie, metodologich-es-kie i organizacionnye osnovy social'nogo audita pravoohranitel'noj dejatel'nosti // Evrazijskaja advokatu-ra. 2016. № 4 (23). S. 88-91.
7. Janbuhtin R.M. Jeffektivnost' dejatel'nosti poli-cii: problemy i kriterii // Vestnik VJeGU. 2013. № 1 (63). S. 81-86.
8. http://www.pravo.gov.ru.
Московская городская коллегия адвокатов «Московская гильдия адвокатов и юристов»
Moscow city Bar Collegium's «Moscow Guild of lawyer and legal advisers»
осуществляет квалифицированную юридическую помощь по следующим направлениям:
- правовое обслуживание бизнеса (представление интересов предпринимателей в арбитражных судах всех инстанций; защита чести, достоинства и деловой репутации; защита права собственности, владения; арендные отношения с федеральными и муниципальными органами власти; претензионное производство; досудебное урегулирование споров на этапе переговоров; правовое сопровождение антикризисных процедур);
- уголовное право, ведение уголовных дел различной категории, защита на предварительном расследовании и в суде (более 100 успешно проведенных дел: прекращение на стадии расследования, условное осуждение, мировые соглашения), защита прав потерпевших от преступлений; условно-досрочное освобождение (неоднократно добивались положительных результатов);
- гражданское право (бракоразводные процессы, раздел имущества, определение порядка общения с ребенком; признание права собственности на квартиру, долю в квартире, выселение; споры с ТСЖ; споры со страховыми компаниями (ОСАГО, КАСКО)).
Вы можете обратиться к нам по адресу:
Юридический адрес: 115404, Россия, г. Москва, ул. Бирюлевская, д. 5, корп. 2, оф. 402.
Адрес для корреспонденции: 121601, г. Москва, Филевский бул., д. 37, оф. 88.
Телефоны: +7(926) 189-50-90, +7(903) 125-28-55 Веб-сайт коллегии: www.mos-guild.com