Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ОБЩЕРОССИЙСКИХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОБЩЕСТВ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ОБЩЕРОССИЙСКИХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОБЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
282
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / SPORT / СПОРТИВНОЕ ПРАВО / SPORTS LAW / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ORGANIZATION / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевченко Ольга Александровна, Понкин Игорь Владиславович, Рогачев Денис Игоревич, Редькина Алена Игоревна

Статья посвящена исследованию правового статуса общероссийских физкультурно-спортивных обществ. В статье рассмотрены некоторые аспекты правового положения добровольных физкультурно-спортивных обществ в СССР, отмечена значимость их деятельности, а также функции, ими выполнявшиеся. Исследовано действующее российское законодательство о физической культуре и спорте, сделан вывод о крайне недостаточной урегулированности правового статуса общероссийских физкультурно-спортивных обществ. Авторами предложено определение физкультурно-спортивного общества с учетом его основных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шевченко Ольга Александровна, Понкин Игорь Владиславович, Рогачев Денис Игоревич, Редькина Алена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the legal status of Russian physical culture and sports societies

The article is devoted to the study of the legal status of Russian physical culture and sports societies. In the article some aspects of the legal status of voluntary physical culture and sports societies in the USSR are considered, the significance of their activity is noted, as well as the functions they performed. The current Russian legislation on physical culture and sports societies has been studied, it is concluded that the legal status of Russian physical culture and sports societies is extremely unregulated. The authors proposed the definition of a physical culture and sports society, taking into account its main tasks.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ОБЩЕРОССИЙСКИХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОБЩЕСТВ»

Трудовое право и право социального обеспечения

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ОБЩЕРОССИЙСКИХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОБЩЕСТВ

ШЕВЧЕНКО Ольга Александровна,

доктор юридических наук, доцент,

профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения

Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

E-mail: [email protected];

ПОНКИН Игорь Владиславович,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры спортивного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: [email protected];

РОГАЧЕВ Денис Игоревич,

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой спортивного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: [email protected];

РЕДЬКИНА Алена Игоревна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры спортивного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию правового статуса общероссийских физ-культурно-спортивных обществ. В статье рассмотрены некоторые аспекты правового положения добровольных физкультурно-спортивных обществ в СССР, отмечена значимость их деятельности, а также функции, ими выполнявшиеся. Исследовано действующее российское законодательство о физической культуре и спорте, сделан вывод о крайне недостаточной урегулированности правового статуса общероссийских физкультурно-спортивных обществ. Авторами предложено определение физкультурно-спортивного общества с учетом его основных задач.

Abstract: The article is devoted to the study of the legal status of Russian physical culture and sports societies. In the article some aspects of the legal status of voluntary physical culture and sports societies in the USSR are considered, the significance of their activity is noted, as well as the functions they performed. The current Russian legislation on physical culture and sports societies has been studied, it is concluded that the legal status of Russian physical culture and sports societies is extremely unregulated. The authors proposed the definition of a physical culture and sports society, taking into account its main tasks.

Ключевые слова: спорт, спортивное право, физкультурно-спортивная организация, физкультурно-спортивное общество

Keywords: sport, sports law, physical culture and sports organization, physical culture and sports society

Вводная часть

Российский спорт в настоящее время является интенсивно развивающейся сферой общественных отношений, которые все более и более усложняются в силу вовлечения большего количества субъектов и заинтересованных сторон, что также находит отражение в законодательстве, которое также в свою очередь динамично изменяется: так, недавно в перечень субъектов физической культуры и спорта вошли спортивные агенты, правовой статус в целом которых одновременно с этим был урегулирован на законодательном уровне сравнительно подробно.

При этом длительное время, еще с первых редакций Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О физической куль-

туре и спорте в Российской Федерации»1 в перечень субъектов физической культуры и спорта входят физкультурно-спортивные общества, относимые к физкультурно-спортивным организациям в целом, однако данным нормативно-правовым актом их статус не урегулирован подробно, что делает актуальным рассмотрение и научный анализ вопроса о характеристиках и специфике правового статуса и функциях таких обществ.

На заседании Совета по физической культуре и спорту, которое состоялось 11 октября 2016 г., Президент РФ В.В. Путин отметил: «По-прежнему ос-

1 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

тро стоит вопрос вовлечения в спорт экономически активного населения. Существующей на сегодня организационной структуры недостаточно. В этой связи предложение рабочей группы нашего Совета воссоздать физкультурно-спортивные общества обоснованно и перспективно. Нужно определить цели и задачи их деятельности, установить полномочия и механизм взаимодействия, в том числе с ведомствами, крупными корпорациями, общественными объединениями»1.

Соответственно, в перечне поручений по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, утвержденном Президентом Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 11 октября 2016 года, содержалось поручение, касавшееся внесения органами управления государственных корпораций (государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием) в уставные документы изменений, предусматривающих возможность создания общероссийских отраслевых физкультурно-спортивных обществ, корпоративных физкультурно-спортивных обществ в целях развития массового спорта, формирования и направления спортивных сборных команд для участия в официальных спортивных соревнованиях регионального и всероссийского уровней2.

Представляется, что для достижения этой цели, в первую очередь, необходимо определить, что именно на настоящий момент представляет собой физкультурно-спортивное общество (в частности, общероссийское), в том числе, с правовой точки зрения, какие функции, цели и задачи выполняют такие общества, чем их правовой статус и направленность деятельности принципиально отличаются от других физкультурно-спортивных организаций в России.

Неопределенность правового статуса физ-культурно-спортивного общества актуализирует необходимость научного осмысления данной проблемы и проведения научного анализа действующего отечественного законодательства в этой сфере.

Физкул ьтурно-спортивные общества: краткий исторический экскурс

1 Президент поручил урегулировать деятельность общероссийских физкультурно-спортивных обществ // <http://www.garant.ru/news/997248/>. - 11.11.2016.

2 Перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта // <http://kremlin.ru/events/councils/53234>.

В нашей стране существование физкультур-но-спортивных обществ имеет действительно долгую историю, которая берет начало с 1923 года, когда было основано первое всесоюзное физкультурно-спортивное общество «Динамо»3.

С тех пор было создано немалое количество такого рода обществ (физкультурно-спортивных обществ, добровольных спортивных обществ), которые выполняли различные функции.

Как отмечает Е.А. Нурдыгин, добровольные спортивные общества играли существенную роль в развитии физкультуры и спорта в СССР. Направления деятельности советских добровольных спортивных обществ были обширными - в частности, в них входило проведение различных физкультурно-спортивных мероприятий, организация спортивных секций, приобщение к физкультуре и спорту молодежи, а также подготовка общественных физкультурных кадров и т.д.4

Вообще, на наш взгляд, можно говорить о том, что такие физкультурно-спортивные общества в то время были плотно интегрированы в структуру управления спортом, главным образом, массовым и любительским, а также спортом высших достижений.

В некоторой степени функции, выполнявшиеся физкультурно-спортивными обществами на тот момент, были схожи с функциями, которые на настоящее время в указанных сферах выполняют общероссийские спортивные федерации, с некоторыми отличиями, одним из которых было то, что деятельность физкультурно-спортивных обществ не была направлена на развитие какого-то одного конкретного вида спорта.

В СССР деятельность таких обществ регулировалась, в первую очередь, Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 3 августа 1922 года «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и порядке надзора за

5

ними» .

3 См.: Большая Советская энциклопедия. Третье издание. Том 24. Книга II. - М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1977. -575 с. - С. 277.

4 Нурдыгин Е.А. Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области (1941-1953 гг.) // Автореф. дис. канд. историч. наук: 07.00.02 - Отечественная история / Пензенский гос. университет архитектуры и строительства. - Пенза, 2017. - 22р. - Р. 16, 17.

5 Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 3 августа 1922 года

Согласно Большой Советской энциклопедии, добровольные спортивные общества (ДСО) в СССР объединяли трудящихся и учащуюся молодёжь, занимающихся физкультурой, спортом и туризмом; через свои первичные организации (коллективы физической культуры на предприятиях, в учреждениях, колхозах, совхозах, учебных заведениях и др., а также спортклубы) решали задачи развития массовой физической культуры, спорта и туризма, подготовки значкистов «Готов к труду и обороне СССР», «Турист СССР», спортсменов-разрядников, мастеров спорта и повышения мастерства спортсменов. ДСО создавались по территориальному (в союзных республиках) или производственно-отраслевому признаку, объединяя коллективы физической культуры района, области, республики; предприятий, строек, одной или нескольких отраслей народного хозяйства, учебных заведений и др. Деятельность ДСО

строилась в соответствии с уставом обществ на ос-

1

нове принципа широкой самодеятельности .

В настоящее время можно говорить о наличии тенденции возрождения некоторых направлений деятельности в сфере физической культуры и спорта, заимствования положительного опыта в этой области СССР, так, например, был возрожден физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне».

И организаторы проекта «Готов к труду и обороне», реализуемого в настоящее время, утверждают о положительном отношении к нему большинства россиян, отмечая, что наработанный десятилетиями механизм основы системы физического воспитания жизнеспособен, и можно надеяться, что его реализация вскоре инициирует прогресс в развитии российского спорта2.

Несмотря на то что некоторые физкультур-но-спортивные общества действуют и в настоящее время, успешно выполняя свои функции, отсутствие надлежащего правового регулирования в данной области, неопределенность правового статуса физ-культурно-спортивных обществ может являться препятствием для создания новых обществ, а также для эффективного их функционирования в рамках системы управления физической культурой и спортом.

«О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и порядке надзора за ними» / Библиотека нормативно-правовых актов СССР // <http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1372.htm>.

1 Большая Советская энциклопедия. Третье издание. Том 8. - М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1972. - 591 с. - С. 372.

2 История ГТО // <https://gto.ru/history>.

В Проекте Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, подготовленном Министерством спорта России3 значимость деятельности физкультурно-спортивных обществ рассматривается также в контексте обеспечения эффективности функционирования системы спортивной подготовки.

Так, отмечается, что во второй половине XX века в СССР спортивные школы создавались и действовали, как правило, в системе профсоюзов, ведомств, добровольных спортивных обществ, которые в полном объеме осуществляли материально-техническое обеспечение спортсменов и их участие в тренировочных сборах и спортивных соревнованиях. При этом нормативными правовыми актами Союза ССР предусматривалось, что детско-юношеские спортивные школы также могли создаваться в системе органов народного образования, в том числе в системе Министерства просвещения СССР по согласованию с органами исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта4.

Правовое регулирование деятельности общероссийских физкультурно-спортивных обществ в настоящее время

В целом, можно говорить, что правовой статус общероссийских физкультурно-спортивных обществ на настоящий момент регламентирован, в основном, следующими двумя нормативно-правовыми актами:

- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», и

- Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях»5.

При изучении вопроса о правовом статусе общероссийских физкультурно-спортивных обществ, в первую очередь, необходимо обратиться к профильному нормативно-правовому акту в области физической культуры и спорта в России, действующему на федеральном уровне - к Федеральному закону

■^Проект Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении

Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Феде-

рации до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс». - 40 с.

4 Проект Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс». - 40 с. - С. 3.

5 Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях» // СПС «КонсультантПлюс».

от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

В настоящее время статус такого рода организаций Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» практически не регламентирован специально. Определения физкультурно-спортивного общества на данный момент указанный акт также не содержит.

Статья 5 данного нормативно-правового акта, в которой содержится исчерпывающий на настоящий момент перечень субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации относит физкультурно-спортивные общества к физкультурно-спортивным организациям в целом, к которым отнесены также спортивно-технические общества, спортивные клубы (включая профессиональные спортивные клубы, физкультурно-спортивные клубы), объединения физкультурно-спортивных клубов, центры спортивной подготовки, профессиональные спортивные лиги, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и слу-жебно-прикладным видам спорта.

Соответственно, правовой статус и понятие физкультурно-спортивного общества могут быть определены, исходя из норм, регламентирующих деятельность физкультурно-спортивных организаций в целом.

Одна из проблем, связанных с тем, что правовой статус физкультурно-спортивных обществ в настоящее время определяется именно таким образом, заключается в том, что, исходя из указанных положений, невозможно определить, деятельность в сфере физической культуры и спорта какой именно направленности осуществляют эти общества.

По сути, физкультурно-спортивные общества, получается, поставлены в один ряд со спортивными организациями, цели деятельности которых могут быть самыми разными - например, со спортивными клубами или профессиональными спортивными лигами, деятельность которых в немалой степени направлена на извлечение прибыли, что, в идеале, кардинально отличается от рассматриваемых физкультурно-спортивных обществ.

Также одним из спорных моментов, связанных с действующим регулированием правового статуса физкультурно-спортивных обществ, на наш

взгляд, является разграничение между относимыми к физкультурно-спортивным организациям физкуль-турно-спортивными обществами и общественно-государственными организациями, организующими соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта, поскольку в качестве последних могут выступать и рассматриваемые общества, например, общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо"», которое периодически выступает как организатор такого рода соревнований.

Пункт 30 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» содержит определение понятия физкультурно-спортивной организации, устанавливая, что «физ-культурно-спортивная организация - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности».

На наш взгляд, указанное определение физ-культурно-спортивной организации является слишком общим и широким, чтобы из него можно было вывести надлежащим образом определение понятия физкультурно-спортивного общества.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает, что физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для коммерческих и некоммерческих организаций.

Часть 2 статьи 10 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусматривает, что физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов.

Физкультурно-спортивные общества, как и иные физкультурно-спортивные организации, наделены определенными правами и обязанностями, в частности, например, подлежат ответственности за нарушение условий проведения допинг-контроля, предусмотренных порядком проведения допинг-контроля (пункт 10 части 8 статьи 26 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 17.04.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Также в рамках настоящего исследования представляет интерес статья 27 «Принадлежность спортсмена или лица, проходящего спортивную подготовку, к физкультурно-спортивной организации или образовательной организации» рассматриваемого нормативно-правового акта, которая устанавливает, что «принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании трудового договора, заключенного между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией, и (или) на основании членства спортсмена в физкуль-турно-спортивной организации в организационно-правовой форме общественной организации или общественно-государственной организации».

Упоминание отдельных функций общероссийских физкультурно-спортивных обществ также содержится в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р1.

Так, в разделе XIII Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, посвященном мониторингу и контролю ее реализации, отмечается, что мониторинг и контроль реализации данной стратегии будут осуществляться будут осуществляться Минс-порттуризмом России (Министерством спорта РФ) с участием общероссийских физкультурно-спортивных обществ наряду с участием также заинтересованных органов государственной власти, всероссийских

физкультурно-спортивных организаций, в том числе Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского комитета России, общероссийских федераций по видам спорта.

Очевидно, что физкультурно-спортивные организации не имеют в качестве основных своих целей извлечение прибыли, соответственно, они создаются и могут создаваться только в виде некоммерческих организации на основании Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях». При этом на их деятельность, соответственно, распространяются положения этого закона.

На наш взгляд, физкультурно-спортивное общество можно определить как некоммерческую организацию, реализующую деятельность, главным образом, в следующих основных направлениях:

- развитие массового спорта и физической культуры;

- пропаганда здорового образа жизни среди населения (или тех категорий населения, среди которых данная организация преимущественно осуществляет свою деятельность);

- развитие любительского спорта;

- поддержка спорта высших достижений и профессионального спорта;

- развитие военно-прикладных и служебных видов спорта;

- подготовка специалистов в сфере физической культуры и спорта.

По сути, физкультурно-спортивное общество может и должно быть интегрировано в систему управления всеми частями спорта и физической культуры, выступая своего рода посредником между экономически и физически активным населением, которое имеет желание участвовать в физкультурной и спортивной деятельности и более специализированными спортивными организациями (например, спортивными клубами, спортивными федерациями и организациями, реализующими различные этапы спортивной подготовки).

1 Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС «Кон-сультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.