Правовое регулирование развития физической культуры и спорта в СНГ как направление укрепления безопасности
ЗАДОРИНА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА
заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международной и региональной безопасности
Аннотация: Показано, что модельный закон СНГ в сфере физической культуры и спорта направлен на унификацию и гармонизацию нормативно-правовой базы, формирование единой молодежной и спортивной политики стран СНГ в целях обеспечения национальной безопасности. Особая роль отводится национальным видам спорта, которые развиваются в СНГ в интересах развития и безопасности личности и общества. Отражены нормы международного спортивного права, национального спортивного права России, Казахстана, Беларуси в области физкультуры и спорта, обеспечения безопасности при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, борьбы с допингом. Стратегия развития физической культуры и спорта государств — участников СНГ до 2020 года основывается на развитии национальных систем физкультурно-оздоровительного и спортивного воспитания населения государств — участников СНГ.
Ключевые слова: физическая культура и спорт в СНГ как мера обеспечения безопасности, модельный закон СНГ в сфере физкультуры и спорта, национальные виды спорта, международная конвенция ЮНЕСКО по борьбе с допингом в спорте
Legal regulation of physical culture and sports development in the CIS as a direction of safety strengthening
ZADORINA ANASTASIA MIHAYLOVNA
Deputy Director of the Institute of CIS security issues, Head of Center for International and Regional Security
Abstract: It is shown that the CIS model law in the field of physical culture and sports is aimed at unification and harmonization of the regulatory framework, the formation of a unified youth and sports policy of the CIS countries in order to ensure national security. A special role is given to national sports, which are developing in the CIS in the interests of development and security of the individual and society. The norms of international sports law, national sports law of Russia, Kazakhstan, Belarus in the field of physical culture and sports, security during sports and sporting events, fight against doping are reflected. Strategy of development of physical culture and sport of the States-participants of the CIS up to 2020 is based on the development of national systems of physical culture and sports education of the population of the States-participants of CIS.
Key words: physical culture and sports in CIS as a security measure, the model law of the CIS in the sphere of physical culture and sports, national sports, international UNESCO Convention against doping in sport
Стратегия развития физической культуры и спорта государств — участников СНГ до 2020 года
Стратегия развития физической культуры и спорта государств - участников СНГ до 2020 года, утвержденная Советом глав правительств СНГ от 30.05.2012 г.1 (далее - Стратегии развития спорта в СНГ до 2020 г.) является документом, унифицирующим и гармонизирующим политико-экономические, социально-культурные и нормативно-правовые основы общей политики стран СНГ в области развития спорта.
Абзац 5 Раздела 1 Стратегии развития спорта в СНГ до 2020 г. устанавливает, что «стратегия основывается на развитии национальных систем физкультурно-оздоровительного и спортивного воспитания населения государств - участников СНГ; пропаганде физической культуры и спорта как важнейших составляющих здорового образа жизни для всех слоев населения государств -участников СНГ; спортивных связях между государствами - участниками СНГ, взаимной заинтересованности в сохранении и развитии видов спорта в государствах - участниках СНГ; развитии национальных видов спорта и массовых физкультурных движений; сотрудничестве государств - участников СНГ в области патриотиче-
ского и духовного воспитания молодежи средствами физической культуры и спорта; соблюдении интересов различных групп населения, в особенности детей и юношества, молодежи и студентов, пожилых людей, ветеранов спорта, лиц с ограниченными возможностями»2.
Обеспечение безопасности развитием физкультуры и спорта в государствах СНГ рассматривается на межгосударственном уровне, в числе прочих мер обеспечения безопасности, как укрепление связей и распространение документов, сведений, публицистических материалов, содержащих идеи гуманистического мировоззрения по сохранению и приумножению спортивного наследия, между странами, группами населения, общественными движениями, организациями стран СНГ.
Особенно важно использовать продвижение видов национального спорта в вопросах политической, культурной и спортивной дипломатии. При этом выработка общих позиций по вопросам отношений с международными спортивными организациями может быть действенным методом противодействия политизации спорта, особенно Олимпийского движения и внедрению в него двойных стандартов.
Формируется международное спортивное право, которое под эгидой ООН и ЮНЕСКО становится частью мер обеспечения безопасности международного и национального спортивного движения. Как говорится в Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте от 19.10.2005 г.3 (далее - Конвенция о борьбе с допингом), «спорт должен играть важную роль в охране здоровья, в нравственном, культурном
1 Стратегия развития физической культуры и спорта государств - участников Содружества Независимых Государств до 2020 года, утвержденная Советом глав правительств Содружества Независимых Государств 30.05.2012 г. http://www.e-cis.info/page.php?id=20892
2 Там же.
3 Международная конвенция ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте от 19.10.2005 г. http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/doping_in_sport.shtml
и физическом воспитании, а также в содействии укреплению международного взаимопонимания и мира»1.
Российская Федерация и другие страны СНГ являются участниками Конвенции о борьбе с допингом, что подтверждает Федеральный закон от 27.12.2006 г. № 240-ФЗ «О ратификации Между-
народной конвенции о борьбе с допингом в спорте от 19 октября 2005 г.»2.
Международные требования о запрете допинга входят в документ под названием «Всемирный антидопинговый кодекс. Международный стандарт. Запрещенный список ВАДА 2017 г.»3, вступивший в силу с 01.01.2017 г.
Модельный закон СНГ «О физической культуре и спорте»
Физическая культура и спорт в современном мире направлены на развитие гуманитарных векторов человеческого потенциала. Поэтому в межгосударственных отношениях они все более становятся факторами активизации транснациональной народной дипломатии, способствуя вовлечению во взаимодействие спортивную общественность и спортивные движения в странах СНГ.
Модельный закон СНГ «О физической культуре и спорте», принятый на 33-м заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ 03.12.2009 г. № 33-23 (новая редакция)4 ( далее - Модельный закон СНГ о спорте 2009 г.) создает правовую базу для реализации государственной политики в области физической культуры и спорта, предлагает принципы законодательства в данной области в государствах - участниках СНГ, регулирует общественные отношения и устанавливает общие правовые, организационные, социальные, экономические основы деятельности в области физической культуры и спорта.
Согласно ст. 1 Модельного закона СНГ о спорте 2009 г. его «целью является создание правовой базы и необходимых условий для эффектив-
ного использования возможностей физической культуры и спорта во всестороннем физическом и духовном развитии человека, укреплении здоровья и профилактике заболеваний, рациональном проведении досуга, адаптации к условиям современной жизни, формировании потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом»5.
По ст. 3 Модельного закона СНГ о спорте 2009 г. «к задачам данного модельного закона относятся: 1) обеспечение и защита права мужчин и женщин (граждан) на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом; 2) создание правовых гарантий и необходимых условий для развития физической культуры и спорта, физического воспитания населения, подготовки спортивного резерва и спортивных сборных национальных команд по различным видам спорта для их успешного выступления на международных спортивных соревнованиях; 3) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры и спорта, а также правовое регулирование их отношений в данной области; 4) разграничение полномочий в области физиче-
1 Преамбула Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте от 19.10.2005 г. http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/doping_in_sport.shtml
2 Федеральный закон РФ от 27.12.2006 г. № 240-ФЗ «О ратификации Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте от 19 октября 2005 г.». https://rg.ru/2006/12/31/doping.html
3 Всемирный антидопинговый кодекс. Международный стандарт. Запрещенный список ВАДА 2017 г. http://vdpo47.ru/ media/uploads/Запрещенный%20список%20ВАДА%20в%202017.p
4 Модельный закон СНГ «О физической культуре и спорте», принятый на 33-м заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ 03.12.2009 г. № 33-23. http://online.zakon.kz/Document/?doc
5 Там же.
ской культуры и спорта между государственными органами и органами местного самоуправления, между органами исполнительной власти и общественными объединениями»1.
Хотя модельные законы СНГ не являются частью спортивного законодательства России, они - основа для национальных актов стран СНГ о физкультуре и спорте. Федеральный закон от 22.11.2016 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О физической культуре и спорте в Российской Федерации"в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта» включил соответствующие положения одноименного Модельного закона СНГ.
Межпарламентская ассамблея государств -участников СНГ (МПА СНГ) продолжает играть активную роль в создании правовой базы в сфере физической культуры и спорта.
Межпарламентской ассамблеей СНГ с 1996 по 2017 г. одобрено несколько десятков модельных законов, включая закон о физической культуре и спорте, который с 2009 г. стал правовым ориентиром для принятия новых и обновления уже действующих национальных законов о физической культуре и спорте стран СНГ. Подобные законы были приняты в Российской Федерации2, Республике Казахстан3, Республике Беларусь4, Республике Армения5, Республике Кыргызстан6, Республике Узбекистан7 и других странах СНГ.
Обеспечение общности и неделимости в странах СНГ целей и задач коллективной безо-
пасности осуществляется, в числе прочих мер, сохранением традиционных национальных устоев развития физкультуры и спорта, сформировавшихся в государствах СНГ как в далеком историческом прошлом, так и во второй половине ХХ в., когда спорт в странах СНГ стал частью государственной политики массового молодежного движения.
Расширение с 2014 г. факторов политического давления на российское спортивное сообщество со стороны организационных структур международного олимпийского движения является тревожным сигналом для безопасности и эффективности развития физической культуры и спорта во всех странах мира.
На международном уровне под эгидой ООН действует механизм запрета на расовое и политическое давление в спорте, который закрепляет олимпийские принципы физической культуры и спорта в рамках международного спортивного сотрудничества.
Международная конвенция против апартеида в спорте, принятая Резолюцией ГА ООН от 10 декабря 1985 г. 40/458 (далее - Конвенция против апартеида в спорте) является важным механизмом противодействия «политическому» и иному давлению в спорте.
В преамбуле Конвенции против апартеида в спорте говорится, что «Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла ряд резолюций, осуждающих практику апартеида в спорте, и подтвердила свою безусловную под-
1 Там же.
2 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007г. № 329-Ф3 (ред. от 05.12.2017 г.).
3 Закон Республики Казахстан от 03.07.2014 г. № 228-V «О физической культуре и спорте» (с изм. от 01.01.2018 г.). http:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=31576150#pos=0;0
4 Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте». http://kodeksy-by.com/zakon_ rb_o_fizicheskoj_kulture_i_sporte.htm
5 Закон Республики Армения от 10.07.2001 г. № ЗР-196 «О физической культуре и спорте». http://www.parliament.am/ legislation.php?ID=2032&lang=rus&sel=sho
6 Закон Республики Кыргызстан от 21.01.2000 г. № 36 «О физической культуре и спорте». http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=127
7 Закон Республики Узбекистан от 07.09.2015 г. «О физической культуре и спорте». http://narodnoeslovo.uz/index.php/ uzhzhatlar/item/4941
8 Международная конвенция против апартеида в спорте, принятая Резолюцией ГА ООН от 10.12.1985 г. 40/45. http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/apartheid_in_sports.shtml
держку олимпийского принципа о недопустимости какой-либо дискриминации на основе расы, религии или политической принадлежности и о том, что единственным критерием участия в спортивных мероприятиях должны быть спортивные показатели»1.
В этой связи государствам СНГ важно укреплять спортивное сотрудничество как между собой, так и с другими странами, совершенствуя национальные и олимпийские виды спорта и дополняя их новыми. Будущий этап расширения международного спортивного сотрудничества стран СНГ откроется, когда удастся устранить искусственно возводимые США и другими странами НАТО по политическим соображениям барьеры на пути развития между народами добрососедских отношений, включая спортивные связи.
Международное спортивное движение, включая олимпийское и параолимпийское, а также национальная политика отдельных государств в области физкультуры и спорта, не может быть направлено против какой бы то ни было страны, группы стран, регионального сообщества, союза. Его целью должна быть широкая поддержка международного спортивного движения и сотрудничества на основе общепризнанных принципов ООН и общих принципов международного спортивного права.
В странах СНГ за последние два десятилетия приняты или находятся в стадии разработки законы о поддержке детского и юношеского спорта, содействии национальным видам спорта, помощи параолимпийским видам спорта, стимулировании студенческого спорта, развитии профессионального спорта; о порядке формирования сборных команд, спортивной подготовке и добровольчестве (волонтерстве) и др.
Развитие сотрудничества стран СНГ сфере физической культуры и спорта имеет много направлений, включая как унификацию и гармонизацию нормативно-правовой базы стран СНГ, так и формирование единой молодежной и спортивной политики стран СНГ, основанной на государственной поддержке физической культуры и спорта.
Модельный закон СНГ «О национальных видах спорта»
Физическая культура и спорт на национальном и международном уровне являются важными компонентами обеспечения устойчивого и эффективного социально-экономического развития государств СНГ, инструментами развития человеческого потенциала, межкультурного взаимодействия, повышения конкурентоспособности стран
СНГ в условиях глобализации, современной формой партнерства и дружественных отношений.
Модельный закон СНГ «О национальных видах спорта», принятый Постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ от 26.03.2002 г. № 19-82 (далее - Модельный закон от 26.03.2002 г. № 19-8) определяет в Преамбуле,
1 Там же.
2 Модельный закон СНГ о национальных видах спорта, принятый постановлением МПА СНГ от 26.03.2002 г. № 19-8. http://bmsi.ru/doc/e53d
что «физическая культура является составной частью культуры народов государств - участников СНГ, областью социальной деятельности, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях гармоничного развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его физической активности»1
Далее в Преамбуле Модельного закона от 26.03.2002 г. № 19-8 провозглашено, что «национальные виды спорта являются составной частью физической культуры, исторически сложившейся в форме соревновательной деятельности; Закон определяет правовые, социальные и экономические основы развития национальных видов спорта в странах СНГ, регламентирует участие государственных органов, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также должностных лиц в укреплении здоровья людей посредством их занятий национальными видами спорта»2.
Цели и задачи Модельного закона от 26.03.2002 г. № 19-8 касаются «использования национальных видов спорта в интересах всестороннего развития личности и общества; приоритетного приобщения к национальным видам спорта, в первую очередь детей и учащейся молодежи; организация занятий национальными видами спорта в системе воспитания и образова-
ния; обеспечение раздельного финансирования и экономического стимулирования деятельности в области национальных видов спорта; обеспечение гарантий социальной и правовой защищенности граждан, занятых в области развития национальных видов спорта»3.
СМИ активно участвуют в продвижении идей национального спорта в рамках общественных движений, клубов, ассоциаций, объединенных задачами физкультурной и спортивной подготовки населения, а особенно молодежи, как защитников Родины и физически здоровых членов общества.
Активная разъяснительная работа с гражданами, особенно с молодежью, по предоставлению информации, содержащей весомую аргументацию, о перспективности и престижности занятий национальными видами спорта, является частью мер обеспечения национальной безопасности.
В ст. 10 Модельного закона от 26.03.2002 г. № 19-8 установлено, что «средства массовой информации, органы государственного управления физической культурой и спортом, общественные объединения физкультурной и спортивной направленности ведут пропаганду национальных видов спорта, повышают уровень знаний населения в практическом использовании национальных видов спорта для сохранения и укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, достижения высокого уровня работоспособности и активного долголетия, подготовки защитников Родины, СМИ предусматривают регулярные передачи, специальные рубрики, организуя вещание и публикацию системных материалов образовательно-просветительного характера по национальным видам спорта, формируют у граждан потребность в занятиях национальными видами спорта. Лучшей пропагандой являются ежегодные чемпионаты и спартакиады по националь-
1 Там же.
2 Там же.
3 Там же.
ным видам спорта. Не допускается пропаганда культа жестокости и насилия, унижения человеческого достоинства, использования запрещенных стимуляторов, наносящих вред здоровью человека»1.
В ст. 16 Модельного закона от 26.03.2002 г. № 19-8 определено, что «спорт высших достижений направлен на раскрытие физических и духовных возможностей человека, стимулирует систематические занятия национальными видами спорта, участие в спортивных соревнованиях, служит расширению и укреплению сотрудничества, дружбы и взаимопонимания между народами. Специализированные организации по подготовке спортсменов высокого класса могут быть государственными, общественными и частными.
Спортсмены-профессионалы состоят в официально признанных федерациях по видам спорта»2.
Из вышеприведенных позиций видно, что составной частью обеспечения национальной безопасности стран СНГ является объединение усилий по стимулированию различных видов физической культуры и спорта, включая национальный и профессиональный спорт, которые ускорили бы подъем гуманитарного сотрудничества в интересах повышения уровня жизни и здоровья граждан стран СНГ.
Стратегические цели в рассматриваемой области изложены в Стратегия развития физической культуры и спорта государств - участников СНГ до 2020 года, утвержденной Советом глав правительств СНГ 30.05.2012 г.3 ( далее - Стратегия развития спорта СНГ до 2020 г.).
Пункт 8 Раздела 2 «Вызовы предстоящего долгосрочного периода» Стратегии развития спорта СНГ до 2020 г. указывает, что «за последние годы значительно возросла конкуренция на международной спортивной арене, и особенно это проявляется на Олимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов. Завоевание высших спортивных наград - одна из самых предпочтительных возможностей для всех стран заявить о себе на международном уровне. Высокие спортивные результаты - это отражение социально-экономического развития страны. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала государства, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа страны на международной арене»4.
Модельный закон СНГ «О паралимпийском спорте», принятый на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Постановлением от 25.11.2008 г. № 31-135 (далее - Модельный закон СНГ от 25.11.2008 г. № 31-13) отвечает целям и задачам Стратегии развития спорта СНГ до 2020 г.
В ст. 1 Модельного закона СНГ от 25.11.2008 г. № 31-13 определено, что «паралимпийские игры рассматриваются как высший международный спортивный форум спортсменов с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта, которых представляют национальные паралимпийские коми-
1 Там же.
2 Там же.
3 Стратегия развития физической культуры и спорта государств - участников Содружества Независимых Государств до 2020 года, утвержденная Советом глав правительств Содружества Независимых Государств 30 мая 2012 года http:// www.e-cis.info/page.php?id=20892
4 Там же.
5 Модельный закон СНГ «О паралимпийском спорте». Принят на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ постановление от 25 ноября 2008 года №31-13 http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=28996
теты, признанные Международным паралимпий-ским комитетом, обладающим правом исключительной собственности на Паралимпийские игры, в том числе правом их организации, проведения,
освещения в средствах массовой информации и воспроизводства любым способом, а также иными исключительными правами,предусмотренными его Конституцией»1.
Обеспечение безопасности при проведении физкультурных и спортивных мероприятий
В последние годы статус физической культуры и спорта в России существенно повысился. Вопросы развития в данной сфере стали приоритетными задачами государственной политики. В текущем десятилетии «на российских спортивных аренах проведены или будут проведены знаковые мероприятия глобального масштаба, в том числе Зимние Олимпийские и Параолимпийские игры в Сочи, Универсиада в Казани, Кубок Конфедераций и Чемпионат мира по футболу. Несмотря на многочисленные проблемы в различных сферах спортивной жизни, Россия становится виднейшим членом международного спортивного сообщества. Параллельно активно развиваются массовый спорт и стимулируется развитие физической культуры, о важности которых много сказано на всех уровнях государственного управления»2.
Безопасность спортсменов на всех этапах подготовки, проведения спортивных соревнований, защищенность спортсменов от незаконных ущемлений их прав, безопасность при проведении физкультурных и спортивных мероприятий составляют комплекс мер, предусмотренных нормами национальными и международного спортивного права.
Особенно актуальной сферой регулирования в области физической культуры и спорта Российской Федерации является формирование право-
вого обеспечения безопасности не только спортсменов, но и обеспечение безопасности при проведении физкультурных и спортивных мероприятий. Это требует создания действенных правовых механизмов усиления ответственности организаторов таких мероприятий, а также систему мер предотвращения и пресечения насилия и хулиганского поведения зрителей во время, до и после спортивных мероприятий.
Анализируя меры обеспечения безопасности спортивных мероприятий, следует отметить, что их проведение связано с присутствием большого количества людей на спортивных объектах, повышением уровня эмоционального восприятия болельщиками процесса спортивного соревнования. При этом присутствие одновременно большого числа людей на территории спортивного комплекса, отражающих различные спортивные симпатии и антипатии к соревнующимся, может нести угрозы нарушения общественного порядка, возникновения неформальных групп болельщиков, возникновения массовых беспорядков или других непредвиденных обстоятельств, создающих угрозу общественному порядку, безопасности, причинения ущерба организациям, личным интересам граждан и др.3
В России действует Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
1 Там же.
2 Круглов В.В. Проблемы и перспективы кодификации спортивного законодательства России // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 4. С. 165-176. https://law-journal.hse.ru/data/2017/12/29/1160719790
3 Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_161954/#dst100009
Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ1 (ред. от 05.12.2017 г.) (далее - Закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ).
Согласно ст. 20 Закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, в том числе условия и порядок предоставления компенсационных выплат спортивным судьям, связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых ими для участия в спортивных соревнованиях, несут ответственность за организацию и проведение таких мероприятий. Также они имеют право приостанавливать и прекращать спортивные мероприятия, изменять время их прове-
дения и утверждать итоги, а также при проведении официальных спортивных соревнований обеспечивают совместно с собственниками, пользователями объектов спорта меры общественного порядка и общественной безопасности»2.
Нормы Закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ действуют наряду с положениями Федерального закона от 21.07.2014 г. № 211-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»3, устанавливающими специфику правового регулирования в изучаемой сфере на указанной территории.
Стратегические подходы к укреплению обороноспособности и безопасности в процессе развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Беларусь
В п. 30 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 6834 (далее - Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683) определено, что в число «национальных интересов на долгосрочную перспективу включено «повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны; сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей»5, к которым относится развитие физической культуры и
спорта в целях укрепления обороноспособности страны.
Во исполнение Указа Президента РФ от
31.12.2015 г. № 683 о мерах обеспечения национальной безопасности развитием спорта принят План деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2016-2021 гг. от
24.05.2016 г., утвержденный Минспорта России 24.05.2016 г. № 166 (далее - План Минспорта на 2016-2021 гг.).
В абзаце втором Плана Минспорта на 20162021 гг. указано, что «общая направленность
1 Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 05.12.2017 г.)«О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
2 Там же.
3 Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 211-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». http://www. consultant.rU/document/cons_doc_LAW_161954/#dst100009
4 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 об утверждении Стратегии национальной безопасности. http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_
5 Там же.
6 Плана деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2016-2021 гг.(утв. Минспорта России от 24.05.2016 г. № 16. http://www.minsport.gov.ru/2017/doc/Plan2016_2021_110117.pdf
государственной политики в сфере физической культуры и массового спорта, в том числе обеспечивает четыре национальных интереса, определенных в Указе Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683: 1) укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации; 2) укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; 3) повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны; 4) повышение конкурентоспособности национальной экономики»1
В Республике Казахстан приняты Концепция развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 г., утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 11.01.2016 г. № 168»2 ( далее - Указ Президента РК от 11.01.2016 г. № 168) и Закон Республики Казахстан от 03.07.2014 г. № 228-У «О физической культуре и спорте»3 (с изм. от 01.01.2018 г.) (далее - Закон РК от 03.07.2014 г. № 228-У).
В абзацах 3-4 Введения Указа Президента РК от 11.01.2016 г. № 168 говорится, что «в современном мире спорт и здоровый образ жизни наряду с экономическим развитием находятся в числе ключевых показателей качества жизни граждан, рассматриваются и являются важным аспектом социальной занятости населения. Республика Казахстан - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживают более ста этносов, каждый из которых обладает уникальной, особенной материальной и духовной культурой, неотъемлемым компонентом которой являются массовые виды народного спорта, имеющие глубокие корни и традиции. Таким образом, спорт можно рассматривать как важнейший фактор укрепления межнационального общения, приобретающий особое значение в условиях возрастающей глобализации, когда государственной национальной политике нужны новые концептуальные подходы, отвечающие современным потребностям и интересам многонационального общества»4.
В ст. 2 Закона РК от 03.07.2014 г. № 168 говорится, что «принципы и задачи государственной политики Республики Казахстан в области физической культуры и спорта базируются на основе принципов равенства и общедоступности занятий физической культурой и спортом для всех физических лиц; непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп населения; добровольности занятий физической культурой и спортом; оздоровительной направленности физкультурно-спортивных мероприятий; запрета на дискриминацию и недопущения пропаганды культа жестокости, насилия и унижения человеческого достоинства»5.
1 Там же.
2 Концепция развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года, утв. Указом Президента РК от 11.01.2016 г. № 168. http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1600000168
3 Закон Республики Казахстан от 03.07.2014 г. № 228-V «О физической культуре и спорте» (с изм. от 01.01.2018 г.). http:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=31576150#pos=0;0
4 Абзацы 3-4 Введения Концепции развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года, утв. Указом Президента РК от 11.01.2016 г. № 168. http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1600000168
5 Ст. 2 Закона Республики Казахстан от 03.07.2014 г. № 228-V «О физической культуре и спорте» (с изм. от 01.01. 2018 г.) http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31576150#pos=0;0
Закон Республики Беларусь (РБ) «О физической культуре и спорте» от 04.01.2014 г. № 125-З1 (далее - Закон РБ от 04.01.2014 г. № 125), как и другие подобные законы стран СНГ, рассматривает физическую культуру и спорт как одно из направлений обеспечения национальной безопасности.
Согласно п. 3 ст. 9 Закона РБ от 04.01.2014 г. № 125 «основными направлениями государственной политики в сфере физической культуры и спорта являются: создание условий всем категориям и группам населения для занятия физической культурой и спортом; вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом;
содействие формированию у спортсменов и иных физических лиц, занимающихся физической культурой и спортом, патриотизма и национального самосознания; обеспечение безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и спортивных мероприятий; физическое воспитание подрастающего поколения, содействие развитию школьного, студенческого спорта; обеспечение подготовки спортивного резерва, спортсменов высокого класса; обеспечение участия спортсменов в международных спортивных мероприятиях, формирование национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта»2 и др.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Международная конвенция ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте от 19.10.2005 г. http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/doping_in_sport. shtml
2. Всемирный антидопинговый кодекс. Международный стандарт. Запрещенный список ВАДА 2017 г. http://vdpo47.ш/lTledia/uploads/Запрещенный%20 список%20ВАДА%20в%202017.р
3. Модельный закон СНГ «О физической культуре и спорте», принятый на 33-м заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ 03.12.2009 г. № 33-23. http:// online.zakon.kz/Document/?doc
4. Модельный закон СНГ о национальных видах спорта, принятый постановлением МПА СНГ от 26.03.2002 г. № 19-8. http://bmsi.ru/doc/e53d
5. Модельный закон СНГ «О паралимпийском спорте». Принят на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ. Постановление от 25.11.2008 г. № 3113. http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=28996
6. Стратегия развития физической культуры и спорта государств - участников Содружества Неза-
висимых Государств до 2020 года, утвержденная Советом глав правительств Содружества Независимых Государств 30.05.2012 г. http://www.e-cis.info/page. php?id=20892
7. Федеральный закон РФ от 27.12.2006 г. № 240-ФЗ «О ратификации Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте от 19 октября 2005 г.». https://rg.ru/2006/12/31/doping.html
8. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЭ (ред. от 05.12.2017 г.)«О физической культуре и спорте в Российской Федерации». http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_161954/#dst100009
9.Указ Президента Российской Федерации от
31.12.2015 г. № 683 об утверждении «Стратегии национальной безопасности». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_161954/#dst100009
10. План деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2016-2021 гг. от
24.05.2016 г. http://www.minsport.gov.ru/2017/doc/ Plan2016_2021_110117.pd
11. Концепция развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года, утв. Ука-
1 Закон Республики Беларусь от 04.01. 2017 г. № 125-З «О физической культуре и спорте». http://kodeksy-by.com/zakon, rb_o_fizicheskoj_kulture_i_sporte.htm
2 Там же.
зом Президента РК от 11.012016 г. № 168. http:// adilet.zan.kz/rus/docs/U1600000168
12. Закон Республики Казахстан от 03.07.2014 г. № 228-V «О физической культуре и спорте» (с изм. от 01.01. 2018 г.). http://online.zakon.kz/Document/9doc_ id=31576150#pos=0;0
13. Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте». http://
kodeksy-by.com/zakon_rb_o_fizicheskoj_kulture_i_ sporte.htm
14. Круглов В.В. Проблемы и перспективы кодификации спортивного законодательства России // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 4. С. 165-176. https://law-journal.hse.ru/ data/2017/12/29/1160719790