УДК 37(09)(470.342)
О. А. Харина
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ РСФСР ПЕРВОЙ СТУПЕНИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ в 1918-1935 гг.)
В статье освещается вопрос подготовки учителей школ первой ступени в Вятской губернии на основе анализа архивного материала в контексте задач реформирования системы народного образования в стране в целом.
The article covers the issue of training teachers for the first step schools in Vyatka Province in terms of historical records analysis involving the objectives of popular schooling system in Russia.
Ключевые слова: система образования, педагогические курсы, педтехникум, Единая трудовая школа, учитель школы первой ступени, культурное строительство, национальные меньшинства.
Keywords: educational system, pedagogical courses, pedagogical technical school, unitary labour school, first step school teacher, cultural construction, national minorities.
В результате социально-политических изменений в 1917 г. произошли кардинальные перемены в управлении всем комплексом политических, экономических, духовных структур государства, изменились приоритетные ориентации в правовом и общественном сознании общества, в том числе и в системе народного образования.
В этот сложный период, отягощенный ходом империалистической войны и хозяйственной разрухи, органы просвещения принялись за осуществление задач реформирования системы образования во всех регионах страны. Система образования должна была взять совершенно иное направление. Являясь отражением Октябрьской революции, она реформировалась на основе принципов социалистического строительства жизни. Поэтому ее первой задачей являлась «подготовка достойных граждан идеального социального строя». Такими могли стать лишь те, кто «с детства сливался с другими в дружное и прочное товарищество, кто с юных лет привыкал всем сердцем чувствовать себя солидарной частью великого целого, создавать гармонию своих личных интересов и потребностей с интересами и потребностями целого» [1].
Второй задачей создаваемой системы образования являлось установление такой конструкции в своей основе, которая бы каждому человеку
© Харина О. А., 2011
давала возможность получения образования любого уровня вне зависимости от материального обеспечения, обучала на равных условиях по смешанному типу как мужское, так и женское население, позволила исключить из образовательных программ предметы сомнительной научной ценности.
Таким образом, новая система образования создавалась на принципах доступности и единства, которые заключались в том, что вся сеть образовательных учреждений от детского сада до университета представляла собой одну школу как «непрерывную лестницу», и каждый человек имел право идти по ней до наивысших ступеней.
Однако единство системы народного образования не предполагало непременной однотипности образовательных учреждений, ее составляющих. Центральный комиссариат просвещения, кроме некоторых обязательных условий, предоставлял широкий простор самодеятельности Отделам народного образования на местах. В связи с этим перед общеобразовательной и профессиональной школами были открыты широкие возможности изыскания рациональных путей своего развития.
Важная роль в этом контексте отводилась массовому учительству, подготовка которого в период 1918-1935 гг. осуществлялась учительскими семинариями, затем педагогическими курсами, педагогическими техникумами, а также институтами народного образования.
Данная проблема имела важное региональное значение, поскольку культурное строительство являлось частью общего процесса того же содержания, той же направленности, что и по стране в целом. Так, в частности, в результате анализа архивных материалов Вятской губернии можно констатировать, что вопрос подготовки педагогических кадров являлся актуальным в силу проводимых реформ в системе образования, обширного строительства школ, необходимостью создания учителя нового типа. Во многом это объяснялось также потребностью населения в образовании и активностью органов местного самоуправления.
Между тем существовали и некоторые специфические особенности развития образования, вызванные удаленностью региона от стратегического центра страны, экономической и культурной отсталостью Вятской губернии, типично аграрной, по сравнению с промышленно развитыми районами, имеющей в составе населения национальные меньшинства, о чем свидетельствуют данные отчета «О состоянии народного образования в Вятской губернии за 1918 г.» [2]
Переход власти в руки Советов, как и вообще при смене одной власти другой, на первых порах неблагоприятно отразился на судьбе народного
просвещения. Анализ архивных документов позволил выделить основные причины, которые привели к замедлению на тот период развития народного образования в Вятской губернии [3]:
- медлительность в ликвидации Отдела народного образования при бывшем губернском земстве;
- частая смена руководства, стоявшего во главе новых органов управления образованием;
- отсутствие инициативы, творчества руководителей на местах, ожидание указки сверху, которая, по незнанию местных условий, иногда шла вразрез с желанием местного населения;
- неясность взаимоотношений между комиссариатами всех степеней и области их деятельности;
- отсутствие прочной связи между губернским Комиссариатом просвещения и уездами с одной стороны и губернскими и высшими органами управления образования - с другой;
- несоответствие распоряжений по народному образованию, издаваемых центральной и губернской властью;
- невозможность, считаясь с местными условиями, провести в жизнь некоторые декреты в полном объеме и неясность их содержания;
- недостаток средств на содержание учреждений народного образования из местных источников;
- низкая материальная обеспеченность учителей, а также бедных, не имеющих возможности содержать себя учащихся;
- но самая важная причина, буквально тормозившая дело всего просвещения народных масс, заключалась в полной разноголосице введения основ новой школы на местах, в уездах, продиктованных революционным движением.
К примеру, в то время как в центральных районах России многое было достигнуто по части осуществления поставленных задач реформирования образования, в отдаленных губерниях не только не приступили к изысканию способов претворения в жизнь указаний центра, а долгое время были в совершенном неведении о том, что там происходило. Данный факт объяснялся плохой связью уездов с губернией и центром. Так, несмотря на Декрет СНК от 23 января 1918 г. «об отделении церкви от государства и школы от церкви» и Постановление СНК «об упразднении должностей законоучителей» с 1 января 1918 г., Совет учительского института Вятской губернии еще 5 апреля 1918 г. обсуждал вопрос о том, на кого возложить обязанность собирать с учащихся плату за преподавание «Закона Бо-жия». 13 апреля 1918 г. Совет обсуждал вопрос, как проставить в свидетельствах об окончании института балл по этому предмету, так как часть учащихся отказалась его изучать. Было решено
проставить балл всем, в том числе и отказавшимся, на основании баллов предыдущих лет [4].
Значительно продвинулась работа в развитии образования с организацией Вятского губернского Совета народного образования, принявшего в круг своей деятельности народное образование губернии во всем своем объеме, согласно Постановлению второго чрезвычайного съезда Советов Вятской губернии. Губернский Совет народного образования окончательно был сформирован 3 мая 1918 г.
Новые органы власти, осуществляя профессиональное образование, руководствовались общепартийными установками, Декретами советского Правительства и ВЦИК, Постановлениями Наркомпроса. Положение «о Единой трудовой школе РСФСР», принятое в октябре 1919 г., установило новый тип Единой трудовой школы с разделением ее на две ступени: 1-ю и 2-ю. В соответствии со ст. 3 данного Положения посещение школ 1-й и 2-й ступени было обязательным для всех детей школьного возраста. Таким образом, данный документ налагал на губернский Отдел народного образования обязанность осуществлять всеобщее обучение в Вятской губернии детей от 8 до 17 лет в пределах Единой трудовой школы. Между тем нужда в школах стала сказываться все яснее и определеннее. Население губернии заговорило об открытии новых школ и о школьном строительстве. Составлялись договоры, причем в некоторых из них определенно говорилось о содержании хозяйственной части школ на местные средства, о выделении школам земельного участка.
После издания 26 декабря 1919 г. исторического Декрета «о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» в Вятской губернии был разработан план борьбы с безграмотностью, в осуществлении которого большую роль сыграли развернувшееся культурное шефство города над деревней и добровольное участие в обучении неграмотных тех, кто владел хотя бы основами грамоты. В сложившихся условиях была очевидной острая нехватка профессиональных педагогических кадров.
Таким образом, в силу решения общих задач реформирования системы образования, первоочередными вопросами, стоящими на повестке дня того времени в деле просвещения Вятской губернии, были вопросы привлечения детей в школы и подготовки педагогических кадров, особенно учителей школ первой ступени.
В результате такого положения дел к началу 1918-1919 учебного года в губернии было открыто три учительских семинарии - в Елабуге, Мултане, Малмыже [5]. Постепенно в губернии на базе учительских семинарий и постоянных педагогических курсов создается сеть педагогических тех-
никумов, которые готовили учителей школ первой ступени: один из старейших педтехникумов страны - Советский (с 1903 г.) реорганизован из учительской семинарии, в 1919 г. открыт Яранс-кий педтехникум, в 1921 г. - Уржумский и Са-рапульский, в 1922 г. - Малмыжский (нацмен). С 1919 г. Вятский педагогический институт, преобразованный в образовательное учреждение нового типа - Институт народного образования, с целью подготовки кадров по всем отраслям народного образования также стал осуществлять подготовку учителей Единой трудовой школы первой ступени [6].
Однако данные архивных документов начала 20-х гг. свидетельствуют также и о том, что в этот период со всей остротой проявился разрыв между величием воплощаемых в жизнь планов и нищетой как материальной, так и культурной [7]. Вятская губерния, как и вся страна, испытывала острую нехватку материальных средств, переживала финансовый кризис. Это отразилось и на работе учебных заведений. Результатом недостаточного материального обеспечения, отсутствия помещений, оборудования, учебников, учебных пособий, канцелярских принадлежностей, плохих условий жизни учителей и учащихся было понижение качества учебной работы, невыполнение образовательных программ и т. д.
В таких сложных условиях стратегия местных органов управления народным образованием по вопросам подготовки педагогических кадров для Единой трудовой школы первой ступени, организации учебного и воспитательного процесса формировалась в следующих позициях (из протокола совещания Коллегии Вятского Губ-профобра от 26.01.1923 г., доклада зав. отделом педагогического образования):
1. Педагогические учебные заведения, готовящие кадры работников для школ первой ступени, должны быть строго классовыми, для чего укомплектование их должно проходить по разверстке от УКОМСОМОЛА, УОНО и УПРОФ-БЮРО и только на свободные места после разверстки определить опролетаризированный элемент из беднейшего крестьянства.
2. Ввести значительно шире, чем в других профессионально-технических учебных заведениях, преподавание политических дисциплин и истории профдвижения с отведением для них обязательных специальных часов.
3. В обязанности политруков, прикрепленных к педагогическим учебным заведениям, возлагается организация клубно-кружковой работы с привлечением для участия в ней как учащихся, так и преподавательского персонала.
4. В педагогических учебных заведениях, поставивших себе целью подготовку работников для Единой трудовой школы, в основе которой ле-
жат трудовые процессы, признать необходимым в условиях Вятской губернии введение в учебный план сельскохозяйственных дисциплин, а также отведение достаточного по размерам земельного участка.
5. Для связи педагогических учебных заведений с местными преподавательскими силами, с одной стороны, в целях передачи педагогического опыта, с другой - для развития самообразования признать педагогические учебные заведения пунктами, наиболее соответствующими этим целям [8].
Переход на данные позиции определял приоритетность развития системы профессионального педагогического образования в Вятской губернии с конкретными задачами обеспечения образовательных учреждений качественными педагогическими кадрами, прошедшими отбор на начальном этапе профессиональной подготовки, существенно менял содержание учебной и вне-учебной работы, а также расширял образовательные границы деятельности учреждений данного профиля.
Несмотря на предпринимаемые меры, нелегко было решить вопрос всеобщего обучения детей от 8 до 17 лет согласно Положению «о Единой трудовой школе РСФСР». На конец марта 1925 г. в Вятской губернии 50% детей школьного возраста не учились в школе, в силу того что школьная сеть полностью охватить их была не в состоянии [9]. Поэтому на 1925-1926 учебный год ставилась задача увеличения количества школ, особенно в сельской местности, как минимум на 10%. Достижение намеченного результата ни в коем случае не должно было пойти за счет увеличения нагрузки учителя, что имело место в 1924-1925 учебном году (были школы, где нагрузка доходила до 120-130 человек на одного учителя), что крайне вредно отразилось на работе школ. Задачу необходимо было решить за счет действительного увеличения количества педагогов [10].
В 1925 г. в обращении Народного Комиссариата по просвещению к Президиумам губернских Исполнительных комитетов предлагалось увеличить сеть педагогических техникумов, содержимых на госбюджете. В связи с этим в губернии шло дальнейшее развитие сети учреждений данного профиля. К 1932 г. их было уже 14. Остальные педтехникумы были открыты: в 1927 г. - Нолинский, в 1930 г. - Слободской и Шабалинский, в 1931 г. - Санчурский, Халтуринский, Белохолуницкий, Воткинский, Котельнич-ский, Омутнинский.
Еще одной важной проблемой образования в Вятской губернии в исследуемый период являлась задача подъема культурного уровня в районах, заселенных национальными меньшинствами. Преобладающую часть населения Вятской губер-
нии составляло русское население, но почти четверть населения (24%) составляли другие национальности, из них: вотяки - 12%, мари - 5%, татары - 4% и 3% - остальные. Эти районы находились в худшем положении по педагогическим кадрам, помещениям учебных заведений, обеспечению учебными программами, оборудованием, чем другие районы губернии. Поэтому стояла задача не только организации и материального обеспечения образовательного процесса, но и приспособленности учебных планов и программ для учащихся нерусских национальностей. Культурный рост данного населения губернии в 20-е гг. измерялся не больше как школой-четырехлеткой, являвшейся малосильным орудием для того человеческого прогресса, который требовался современностью. Наличие школ-семилеток для каждой народности было основным средством к разрешению затрагиваемой проблемы. С точки зрения принципов народного образования для Вятских национальных меньшинств являлось возможным учреждение и более повышенных типов школ с разными уклонами и специальностями, но эта идея была неосуществима, так как ни одна национальность школы такого типа не заполнила бы и, кроме того, не выдержала критерия экономики и производственности национальных меньшинств как разбросанных по губернии и не живущих компактной массой. Однако местный рационализм, сталкиваясь с доводами вышесказанного, все же диктовал необходимость наличия для нерусского населения губернии такой повышенной школы, которая выпускала бы трудовую интеллигенцию как двигательную силу, способную работать среди своего народа. Такой школой, бесспорно, являлся Малмыжский педагогический техникум. Данный педтехникум не мог быть однонациональным, в противном случае, отдавая приоритет одной нации, пришлось бы затормозить культурное развитие других национальностей, кроме того, численный состав любой нации не мог дать техникуму достаточного количества контингента учащихся. Однако предполагать, чтобы некоторые национальности посылать учиться в педтехникумы других регионов, означало не знать условий Вятской губернии, быть далеким от жизни и задерживать рост просвещения национальных меньшинств, ее населяющих. Сама жизнь дала педтехникуму название «нацменьшинств». На самом же деле он не умолял интересов отдельной нации, наоборот, имея средства воспитательного соревнования, углублял эти интересы. Отсутствие в крае школ-семилеток для национальных меньшинств являлось основным препятствием для поступления молодежи в техникум. Перекидным мостом для этого служила подготовительная группа, которая за годичный период времени не успевала «заполнить»
все образовательные недочеты учащихся по курсу школы-семилетки. Отсюда можно сделать вывод, что техникум набирал на I курс учащихся, не имеющих достаточной подготовки; от этого зависело построение учебных планов и программ техникума, ведущего обучение в течение 4 лет. Техникум, принимающий учащихся по национальному принципу с соблюдением пропорциональных соотношений населения тех или иных национальностей, должен был иметь контингент учащихся по нациям одинаково подготовленных, иначе прохождение программ было бы невозможно. При существовавшем положении техникум имел следующие основные отклонения планового программного свойства:
- упрощенность прохождения программ Глав-профобра, т. е. изучение их с меньшей углубленностью;
- невозможность пройти программу по математике, физике и русскому языку на первых двух курсах и неизбежность работы по этим дисциплинам на III и IV курсах [11].
Все отступления организационного, планового и программного свойства рассматривались как временное явление до возникновения и полного наличия тех условий нацменовской среды в губернии, которые должны были довести техникум до типового состояния, предусматриваемого Главпрофобром.
На заседании Методической секции Вятского Губпрофобра, состоявшегося 21 марта 1927 г., по результатам обследования русских педагогических техникумов и национальных меньшинств выдвигалось требование необходимости урегулирования общественной работы учащихся, введения ее в определенные рамки в полном согласовании с академической нагрузкой учащихся. О подготовительных группах в техникумах высказывалось мнение отказаться от них как не дающих положительных результатов, кроме подготовительных групп при педтехникуме национальных меньшинств, где они являлись естественной необходимостью. При постоянном совершенствовании учебных планов и программ вносилось предложение о стабилизации, так как их ломка создавала неблагоприятные условия для работы. В отношении контроля знаний указывалось на необходимость введения принципа обязательного индивидуального зачета для всех учащихся без исключения. По вопросу об общеобразовательных дисциплинах высказывалось мнение как контролирующих органов, так и самих учащихся о введении таковых на старших курсах техникумов. Решение проблемы безграмотности учащихся реализовывалось путем увеличения часов родного языка. Во внеучебной работе ставилась задача упорядочения работы кружков, причем особое внимание обращалось на работу краеведчес-
ких кружков. Также говорилось о необходимости сохранения при приеме в техникумы классового принципа и в то же время обращалось серьезное внимание на подготовку учащихся. Чтобы такие случаи, как прием не окончивших курс школы-семилетки, не имел места в жизни техникумов, всецело обращать внимание на качество поступающих, а не на количество [12]. Таким образом, работа педтехникумов была полностью направлена на подготовку квалифицированных педагогических кадров в установленный срок.
В 1935 г. увеличился приток детей рабочих в педтехникумы. Подготовка учителей школ первой ступени осуществлялась в четырнадцати пед-техникумах Вятской губернии: Белохолуницком, Советском, Яранском, Уржумском, Сарапульском, Малмыжском, Нолинском, Слободском, Шаба-линском, Санчурском, Халтуринском, Воткинс-ком, Котельничском, Омутнинском. Общее количество учащихся педтехникумов в 1935 г. составляло 2340 человек, выпуск составил 566 человек, новый набор в 1935 г. - 1030 человек [13].
Количество выпускаемых педагогических кадров для школ первой ступени в Вятской губернии было достаточным для покрытия потребностей новых приемов начальной школы с 1936 г., в связи с этим прекратился прием на годичные курсы. Требовалось форсировать прием на заочное обучение, хотя в этом плане возникали трудности в связи с ограниченностью финансирования и недостаточностью учебной и жилой площади.
Таким образом, период 1918-1935 гг. отличался масштабностью и вариативностью реформирования структуры и содержания образования, определяемых целями и задачами политики нового государства, которые закономерно обусловливали проведение существенных изменений в системе народного образования, установление новых отношений между центральными и региональными органами управления, развертывание инициативы на местах, обновление содержания и форм организации учебной деятельности, стремление сделать образование общедоступным.
В Вятской губернии, в контексте всеобщего реформирования системы образования, исследуемый период характеризовался стремлением губернских и местных органов управления образованием, при поддержке народных масс, выполнения поставленных партией и правительством задач подъема культуры в каждом регионе страны и всеобщего обучения населения. Данные задачи решались путем:
- развития профессионального педагогического образования и построения сети новых учреждений данного профиля, особенно для подготовки учителей школ первой ступени;
- воспитания нового типа учителя Единой трудовой школы РСФСР за счет изменения со-
держания образования (введение новых учебных программ, планов, дисциплин), а также организации внеучебной деятельности учащихся - будущих педагогов;
- вовлечения национальных меньшинств в общекультурную революцию, а также специализированной подготовки педагогических кадров.
Таким образом, анализируя факты истории системы образования первой половины прошлого столетия в сравнении с современным этапом ее развития, можно констатировать, что в 20-30-е гг. ХХ в. в период создания сети школ, профессиональных педагогических учебных заведений и поиска нового для России типа учителя Правительство ставило перед обществом и органами государственной власти в целом, а перед органами народного образования в частности аналогичные задачи для достижения цели развития страны в области образования, что и в начале XXI в.
На сегодняшний день стратегической целью государственной политики в данном направлении является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [14].
В настоящее время в эпоху научно-технического прогресса также идет создание школы нового типа, которая должна стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. Остро стоит задача оборудования учебных заведений, с тем чтобы применять инновационные технологии обучения, соответствующие новым требованиям к качеству образования.
Совершенствование основных образовательных программ с целью внедрения новых образовательных технологий требует постоянного повышения уровня преподавания. В силу этого в настоящее время актуальными являются вопросы подготовки учителя для новой школы, поиска форм и методов его обучения в соответствии с переходом на уровневую систему образования и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Кроме этого Правительством поставлена задача введения обязательных курсов переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей на базе лучших российских вузов и школ.
Важным на сегодняшний день является сохранение единого культурного пространства страны во всем его многообразии, богатых национальных традиций народов России. При этом необходимо всемерно развивать и совершенствовать программы обучения русскому языку, который является основой межнационального общения и единства нашей страны. Интересными для размышления остаются вопросы, связанные с идеей специали-
зированной подготовки учителей для этнических слоев населения регионов, которые также будут способствовать сохранению национальной культуры и традиций малых народностей.
В рамках профилизации, по примеру Единых трудовых школ РСФСР, существовавших в первой половине XX в., на современном этапе реформирования системы образования необходимо активнее внедрять опережающее профессиональное обучение. Для решения этой задачи предлагается привлекать к осуществлению учебного процесса в школах, профессиональных учебных заведениях, в том числе педагогических, квалифицированных специалистов-практиков, с чьей помощью будет обеспечено более качественное профессиональное образование учащихся.
Таким образом, опираясь на вышеизложенные факты, можно отметить, что прослеживается тенденция преемственности задач реформирования и развития системы общего и профессионального педагогического образования начала XX и XXI вв., поставленных перед обществом и органами государственной власти, для достижения прогрессивных целей образования.
В связи с этим в эпоху информатизации общества и технологической мобильности производства необходимо переосмысление отношения к восприятию прошлого в сфере образования, поскольку опыт прошлого позволяет вносить
новшества и формирует современную государственно-общественную систему образования, в которой подготовка учителя начальной школы является такой же важной составляющей, как и подготовка учителя Единой трудовой школы РСФСР первой ступени в условиях реформирования системы образования в начале XX в.
Примечания
1. ГАКО Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 1075. С. 7, 8.
2. ГАКО Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 44. С. 282.
3. Там же С. 288.
4. Юсупов В. 3. Педагогические инновации в гимназиях и лицеях Кировской области: учеб. пособие по спецкурсу. Киров: Обл. ИУУ, 1995. С. 16.
5. ГАКО Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 44. С. 314.
6. Фаворов М. А, Дьяконов В. М., Суханов К. П. и др. Вятский педагогический институт им. В. И. Ленина 1918-1928 / X лет. Вятка: Вятский педагогический институт им. В. И. Ленина, 1928. С. 9.
7. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 61.
8. ГАКО Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 2006. С. 12, 13.
9. ГАСПИ КО Ф. 1. Оп. 3. Д. 43. С. 144, 145.
10. ГАСПИ КО Ф. 1255. Оп. 1. Д. 583 С. 3, 4.
11. Там же. С. 50.
12. ГАСПИ КО Ф. 1. Оп. 3. Д. 9. С. 26.
13. ГАСПИ КО Ф. 1255 Оп. 1. Д. 583. С. 43.
14. Концепция социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. URL: http://www.base.consul-tant.ru.