Научная статья на тему 'Исторический опыт подготовки национальных педагогических кадров в Волго-Вятском регионе (1920-1930-е гг. )'

Исторический опыт подготовки национальных педагогических кадров в Волго-Вятском регионе (1920-1930-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛГО-ВЯТСКИЙ РЕГИОН / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHERS’ EDUCATION / VOLGA-VYATKA REGION / NATIONAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбушина Екатерина Ивановна

В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки учителей для национальной школы в Волго-Вятском регионе в 1920-1930-е гг. Автор дает характеристику педагогических учебных заведений для нерусских народов, показывает их организационные формы и содержание образования в них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical experience of the national pedagogical personnel training in the Volga-Vyatka region (19201930)

The features of the teachers’ professional training for the national school in Volga-Vyatka region in 19201930’s are considered in the article. The author gives a descri ption of the teachers’ training institutions for non-Russian people, shows their organizational forms and the content of education in them.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт подготовки национальных педагогических кадров в Волго-Вятском регионе (1920-1930-е гг. )»

Щеклеин (1884-1975), удостоенный двух орденов Ленина, и другие известные деятели науки и образования, труженики сельскохозяйственного производства.

Одновременно с Вятской земской учительской семинарией в Симбирской губернии Ильей Николаевичем Ульяновым была открыта широко известная в России Порецкая учительская семинария. Эти два учебных заведения, осененные именем и талантом И. Н. Ульянова и его учеников и последователей, сыграли важную роль в развитии народного педагогического образования в России, стали примером для многих других губернских семинарий.

Несмотря на непродолжительный срок своей работы, Вятское земское училище оставило яркий след в истории российского образования. Впоследствии педагоги вновь открывавшихся подобных учебных заведений стремились изучать его опыт с целью его применения в своих школах. Однако возможности для полноценного применения передового опыта Вятского земского училища открылись лишь в 1920-е гг., когда на волне послереволюционного новаторства по всей стране, и в том числе в Вятской губернии, стали открываться школы-коммуны, школьные городки и другие инновационные формы организации школьного образования.

Примечания

1. Арсеньеб А. М. Против идеализации учительских семинарий // Советская педагогика. 1947. № 12.

2. К 25-летию церковно-приходской школы в Вятской губернии. Вятка, 1909. С. 29.

3. Протоколы губернского земского собрания. Вятка, 1868. С. 111.

4. Там же.

5. Там же. С. 112.

6. Протоколы губернской земской управы. Вятка, 1868. С. 142.

7. Там же. С. 146.

8. Постановления губернского земского собрания. Вятка, 1868.

9. Постановления губернского земского собрания. Вятка, 1868. С. 148-149.

10. Помелоб В. Б. Педагоги и психологи Вятского края. Киров, 1993. С. 14.

УДК 37.08(470.342)

Е. И. Горбушина

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ подготовки НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ в ВОЛГО-ВЯТСКОМ РЕГИОНЕ (1920-1930-е гг.)

В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки учителей для национальной школы в Волго-Вятском регионе в 1920-1930-е гг. Автор дает характеристику педагогических учебных заведений для нерусских народов, показывает их организационные формы и содержание образования в них.

The features of the teachers' professional training for the national school in Volga-Vyatka region in 1920-1930's are considered in the article. The author gives a description of the teachers' training institutions for non-Russian people, shows their organizational forms and the content of education in them.

Ключевые слова: Волго-Вятский регион, национальная школа, педагогическое образование.

Keywords: Volga-Vyatka region, national school, teachers' education.

В настоящее время, в связи с «оживлением» национального самосознания, самоутверждением народов и поисками культурной идентичности, во всем мире возрос интерес к проблемам развития национального образования. Школа - это среда, в которой происходит сохранение и передача духовного опыта и культурного наследия народа. Истоки современного национального образования были заложены в 1920-1930-е гг., когда формировались основные принципы национальной политики Советского государства.

Исторически пестрым в национальном отношении является Волго-Вятский регион, в состав которого входят территории современных Кировской и Нижегородской областей, Марийской, Удмуртской и Татарской республик. До 1917 г. сеть учебных заведений для нерусских народов (по официальной терминологии того времени - «национальных меньшинств») на этой территории была очень слабой. Одной из основных проблем, тормозивших развитие национального образования, была нехватка педагогических кадров.

Несмотря на крайне небольшой опыт подготовки нерусских учителей, сеть национальных педагогических учебных заведений в Волго-Вятском регионе начала выстраиваться сразу после прихода к власти большевиков. Велика была потребность в специалистах высшей квалификации. При существующих педагогических вузах были открыты национальные факультеты и отделения. Так, в

© Горбушина Е. И., 2012

1919 г. в Вятском педагогическом институте открылся факультет национальных меньшинств, который готовил руководителей марийскими и удмуртскими школами. Для студентов читались лекции по истории, этнографии, преподавались марийский и удмуртский языки, историческая география и археология народностей Поволжья и в качестве эпизодических курсов - введение в фин-нологию, введение в тюркологию, историю и этнографию зырян. С 1918 по 1928 гг. в институте получили высшее педагогическое образование 44 удмурта, 11 мари, 8 коми, 3 татарина, 2 чуваша, 1 бесермянка [1]. В Казанском педагогическом институте работали отделения удмуртского языка и культуры, чувашского языка и культуры, марийского языка и культуры. В 1925 г. здесь было открыто специальное отделение для преподавателей татарского языка и литературы. В 1938 г. в институте обучалось около 2 тыс. студентов различных национальностей [2]. В 1930-1931 гг. были открыты педагогические институты в Ижевске, Чебоксарах, Йошкар-Оле.

Но, несмотря на вновь открывшиеся педагогические институты, учителей высшей квалификации в регионе было недостаточно. По состоянию на 1930 г. в педагогических вузах Нижегородского края высшее образование получали лишь 0,3% марийцев, 0,8% удмуртов, 0,1% татар [3].

Для облегчения поступления в вузы с 1924 г. начала действовать система распределения представителей национальных меньшинств по рабочим факультетам - учебным заведениям, целью которых была «подготовка к научным знаниям в вуз всех типов лиц из рядов пролетариата и трудового крестьянства» [4]. Большинство рабфаков имели в своем составе педагогические отделения. По данным на 1 марта 1929 г. на Вятском педагогическом рабочем факультете, работавшем с 1921 г., из 361 студента было 6 удмуртов, 3 пермяка, остальные -русские [5]. Количество учащихся постоянно росло. Так, в 1931 г. сюда были направлены 25 студентов «культурно-отсталых народностей» - 2 из Коми, 3 из Западной Сибири, 20 - из Удмуртской области [6].

Педагогов средней квалификации готовили трехгодичные педагогические курсы, преобразованные в 1920 г. в педагогические техникумы. На территории Волго-Вятского региона работали Малмыжс-кий, Елабужский, Глазовский, Яранский, Сарапуль-ский и др. педтехникумы, готовившие учителей татарской, марийской, чувашской и удмуртской национальностей. В качестве вступительных испытаний абитуриенты сдавали экзамены по русскому языку, математике, географии и естествознанию. Но общеобразовательный уровень поступающих нередко был очень слабым, поэтому при учебных заведениях приходилось создавать подготовительные группы, куда принимались «курсанты с пони-

женными требованиями» [7]. Большинству учащихся подготовительных групп было всего по 13-14 лет, так как именно в этом возрасте ученики заканчивали школу I ступени.

По данным на 1930 г. в Вотской автономной области работали 4 педагогических техникума (764 учащихся), в Марийской автономной области - 3 (446 учащихся) [8]. Всего в этот период на территории РСФСР работали 65 педагогических техникумов для нерусских народов, в которых обучались 10 392 студента [9].

Все техникумы Волго-Вятского региона испытывали серьезные материальные трудности - проблемы с освещением, с канцтоварами, мылом, одеждой и обувью. Такие сложности были свойственны и русскоязычным учебным заведениям.

В 1920-1930-е гг. широкое распространение получила подготовка и переподготовка педагогов посредством краткосрочных курсов, конференций и курсов-съездов. Курсы должны были расширить политический кругозор слушателей, углубить понимание учительских обязанностей, познакомить педагогов с новой организацией системы образования, объединить национальных педагогов.

Много внимания на таких курсах и конференциях уделялось специфике преподавания в национальной школе. На Вотской методической конференции 29 июня 1927 г. для учителей-удмуртов читались лекции по методике преподавания русского языка в вотской школе, разъяснялись программы и методы преподавания родного языка в вотской школе, анализировались вотские учебники и учебные пособия, раскрывались особенности политпросветработы среди удмуртов и др. [10]. Такие же темы, но относительно марийского образования, обсуждались на Марийской методической конференции, которая состоялась в Горномарийском педтехникуме 22 июля 1927 г. [11].

Только в Удмуртской области при помощи краткосрочных педагогических курсов было подготовлено в 1924/1925 гг. - до 100 удмуртов, в 1930 г. -до 350 удмуртов [12]. В течение второго полугодия 1930 г. в Нижегородском крае было подготовлено на курсах более 5000 человек педагогических и культурных кадров [13].

Представители национальных меньшинств направлялись на центральные курсы повышения квалификации. Так, в январе 1927 г. на дошкольные курсы в Москву от Вятской губернии были направлены двое татар и один удмурт. С 20 января по 4 февраля 1928 г. нерусские народы Волго-Вятского региона участвовали в экскурсии-конференции для работников социального воспитания нерусских народов. Провинциальные «нацмены» знакомились со столицей, получали методическую помощь в вопросах, вызвавших затруднения, делились опытом [14].

При всех перечисленных способах подготовки и переподготовки учителей большое внимание уделялось трудовому воспитанию. При большинстве вузов, техникумов и курсов имелись столярные и слесарные мастерские, сельскохозяйственные участки или пасеки. Среди студентов широко велась антирелигиозная пропаганда. В национальной среде распространялись атеистические газеты, учащиеся и учителя привлекались в кружки безбожников и кружки естествознания.

Во всех учебных заведениях для нерусских народов предусматривалось преподавание на родном языке. Задачей обучения родному языку было «усвоение его как средства общения с окружающей средой, высказывания своих переживаний и чувств... т. е. надо говорить четко, ясно толково, убедительно и правильно и понятно писать» [15]. Для этого нужен был хорошо знающий родной язык учитель. Перед всеми национальными учебными заведениями остро стояла проблема нехватки национального преподавательского состава. Так, в Марийском пединституте только 45,5% преподавателей-марийцев, в Татарском - 40% татар, в Удмуртском - 34% удмуртов [16]. Такая ситуация была свойственна не только вузам, но и всем остальным педагогическим учебным заведениям региона.

Большим препятствием для изучения языка была нехватка литературы на национальных языках. На трехгодичных педагогических курсах мари в г. Яран-ске была организована переводческая комиссия, занимавшаяся переводом книг с русского языка на марийский [17]. В целях пропаганды родного языка здесь ставились пьесы на марийском языке; литературный кружок выпускал журнал на русском и марийском «Из тьмы к свету».

В 1930 г. Наркомпрос РСФСР предложил всем высшим и средним учебным заведениям ввести для нерусских студентов курсы по систематическому изучению родного языка для каждой специальности отдельно. При вузах и рабфаках Татарской АССР были организованы специальные курсы по изучению языка и литературы отдельных национальностей (чувашские курсы в составе 11 групп, мордовские - 2, марийские - 4 и удмуртские - 3) [18]. В 1933 г. было издано постановление «Об организации обучения родному языку студентов-националов в техникумах, рабфаках и вузах», в котором давались советы по организации курсов родного языка [19].

Но несмотря на все усилия, уровень педагогического образования в Волго-Вятском регионе нельзя было назвать вполне удовлетворительным. Как показывали проверки, учащиеся Малмыжско-го педтехникума национальных меньшинств не имели элементарных знаний по общей географии и не могли выполнять операций над десятичными дробями. [20]. Такой низкий общеобразовательный уровень можно объяснить тем, что в изучаемый

период школ повышенного типа для нерусских народов в регионе практически не было, а в существующих педагогических учебных заведениях отсутствовали четкие учебные планы и программы.

Отрицательно на распространение национального образования влияла ломка традиционных устоев и быта. По предписанию Вятского губоно в удмуртской школе необходимо было изжить во-рожьбу на голубях, ночные игрища молодых, раннее вовлечение детей в тяжелую работу [21], в марийской школе - жертвоприношения, металлические украшения в ушах и на груди, переутомление глаз во время вышивок [22]. Такие запреты часто встречали сопротивление представителей этих народов. Например, организаторы педагогических курсов мари в г. Яранске сталкивались «со своими сородичами мари, которые всячески пытались задушить молодое начинание», то есть препятствовали открытию курсов [23].

Недоработки в учебных заведениях выразились в последующей неудовлетворительной работе учителей. По результатам обследования Омутнинско-го уезда Вятской губернии, председатель губсов-нацмена А. Г. Волков сделал вывод о том, что состав педагогов малоквалифицированный, имеет слабую политическую и общеобразовательную подготовку [24]. При обследовании работы марийских школ в Яранском уезде инспектор губоно Смирнов сделал вывод от том, что «с частными методиками и особыми приемами работы в школах нацмен учительство в большинстве своем совершенно не знакомо» [25].

Для исправления ситуации летом 1921 г. в г. Глазове были организованы курсы для малограмотных школьных работников. На курсы школьные работники приглашались персонально. Для того чтобы освободиться от участия, учитель должен был перед началом занятий показать достаточный уровень знаний по курсу школы I ступени и знакомство с элементарными требованиями методики обучения [26].

Итак, в 1920-1930 гг. в Волго-Вятском регионе был осуществлен процесс профессиональной подготовки национальных учительских кадров. Советской власти удалось сформировать устойчивую сеть национальных педагогических учебных заведений. Подготовка педагогов нерусских народов осложнялась отсутствием опыта организации педагогического образования в национальной среде, недостаточным финансированием, отсутствием программ и учебников на языке национальностей, низким общеобразовательным уровнем выпускников школ. Это приводило к снижению качества образования.

В целом создание национального учительства способствовало формированию национальной интеллигенции, становлению культуры малых народов Волго-Вятского региона. С другой стороны, ломка привычного национального быта была од-

ной из причин потери многих культурных традиций.

Примечания

1. Вятский педагогический институт имени В. И. Ленина 1918-1928. Вятка, 1928. С. 149.

2. Еремин Н. Растут советские вузы // Высшая школа. 1938. № 4. С. 92.

3. Резолюции краевого совещания зав. Обл. и Окружн. ОНО от 27 фев - 2 марта 1930 // Нижегородский просвещенец. 1930. № 5-6. С. 50.

4. Положение о рабочих факультетах, принятое коллегией Отдела рабфаков от 29 августа 1921 года, утвержденное президиумом коллегии Глав-профобра от 2 сентября 1921 года // Красный студент. 1923. № 6. С. 25.

5. Разверстка в педагогические рабфаки по броне для культурно-отсталых народностей на осенний прием 1931 г. // Бюллетень народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1931. № 26. С. 16.

6. Исламов Ф.Ф. Роль Казани и Елабуги в развитии культуры, просвещения братских народов Поволжья и Приуралья. URL: www.tataroved.ru/ institut/center/publ/10

7. ГАКО. Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 360. Л. 215.

8. Вопросы культурной революции в национальных районах и автономиях (Из доклада тов. Столяра «Очередные задачи в проведении национальной политики в крае») // Нижегородский просвещенец. 1930. № 11-12. С. 5.

9. Авксентьевский Б. О программно-методических вопросах просвещения национальностей // Коммунистическое просвещение. 1931. № 15. С. 53.

10. ГАКО. Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 2150. Л. 9.

11. ГАКО. Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 2145. Л. 165.

12. Шатров В. Десять лет культурного строительства Удмуртской области // Нижегородский просвещенец. 1931. № 1-2. С. 39

13. Матвеев П. Культурное строительство края на пороге третьего года пятилетки // Нижегородский просвещенец. 1931. № 1-2. С. 6.

14. ГАКО. Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 2145. Л. 178.

15. ГАКО. Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 2146. Л. 40.

16. Гамалов С. А. Вопросы коренизации национальных педвузов // Педагогическое образование. 1936. № 5. С. 75.

17. ГАКО. Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 361. Л. 3.

18. О состоянии культурно-просветительской работы среди нацменьшинств в Татарской АССР // Бюллетень народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1932. № 67-68. С. 13.

19. Об организации обучения родному языку студентов-националов в техникумах, рабфаках и вузах // Бюллетень народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1933. № 23. С. 11.

20. Дернов Н.А. Педагогическое образование в Вятской губернии // Вятско-Ветлужский край. 1927. № 4. С. 78.

21. ГАКО. В. Р-1137. Оп.1. Д. 2148. Л. 60.

22. ГАКО. В. Р-1137. Оп.1. Д. 2148. Л. 230231.

23. ГАКО. Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 361. Л. 8.

24. ГАКО. Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 2144. Л. 28.

25. ГАКО.Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 2144. Л. 68.

26. Курсы для школьных работников // Бюллетень областного отдела народного образования Вотской Автономной области. г. Глазов. 1921. № 1. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.