Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 20-е ГОДЫ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 20-е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of creation of the system of training national pedagogical staff in West Siberia in the 20-s.

The article is devoted to the most complex period in the history of the development of the national school during the first years of the Soviet power and problems of creation of the system of training of teachers for these schools.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 20-е ГОДЫ»

Минусинского уезда предложили ввести в школьную программу курс «Родиноведение».

Февральская революция содействовала пробуждению национального самосознания. Вопросы формирования и развития национальной школы рассматривали: съезд бурятских учителей и деятелей по народному образованию (апрель 1917 г., Иркутск), Бийский учительский съезд, губернский съезд бурятских учителей (16 мая 1917г., Иркутск), Иркутский губернский съезд народных учителей (17-24 мая 1917 г.), 1-й делегатский съезд учащих Енисейской губернии. Делегаты высказались за развитие национального образования и культуры, создание национальных школ, преподавание на родном языке.

Решения педагогических коллективов на местах нашли свое воплощение в резолюциях Западно-Сибирского краевого учительского съезда, проходившего в Омске с 25 мая по 2 июня 1917 г. Съезд высказался за следующее:

- коренную реорганизацию дела народного образования на началах свободы, демократизации и децентрализации, введение всеобщего, бесплатного и обязательного начального образования;

- преподавание на родном языке населения во всех типах школ;

- согласование всех типов школ так, чтобы общеобразовательная школа составляла непосредственное продолжение школ низшего типа;

- введение бесплатности образования на всех его ступенях;

- признание преподавания религии необязательным;

- совместное обучение во всех учебных заведениях;

- установление свободы частной инициативы в области школьного и внешкольного образования, явочного порядка открытия учебных заведений и образовательных учреждений всех типов;

- передачу дела народного образования органам местного самоуправления;

- обязательность для органов, заведывающих народных образованием, организации учреждений по дошкольному воспитанию и удовлетворение потребностей образования взрослого населения [8].

Близкие по смыслу решения принял и областной съезд педагогов Восточно-Сибирского учебного округа, проходивший с 10 по 23 июня 1917 г, в Иркутске.

В марте - июне 1917 г. сибирские учителя активно включились в процесс демократических преобразований в обществе. Составной частью этого процесса стало реформирование системы образования, внесение изменений в структуру и содержание учебного процесса, о чем свидетельствуют решения учительских съездов.

Литература

1. Съезды, конференции и совещания социально-классовых, политических, религиозных, национальных организаций в Акмолинской области (март 1917 - ноябрь 1918 гг.). Томск, 1992. С. 25.

2. Съезды... в Иркутской губернии... Томск, 1991. С. 18.

3. Съезды... в Томской губернии... В 2 ч. Томск, 1991. С. 26.

4. Съезды... в Забайкальской области... Томск, 1991. С. 10.

5. Съезды... в Енисейской губернии... Томск, 1991. С. 14.

6. Съезды... в Тобольской губернии... Томск, 1992. С. 35, 36, 38.

7. Съезды... в Забайкальской области... Томск, 1991. С. 32-33.

8. Съезды... в Акмолинской области... С. 51-52.

9. Съезды... в Алтайской губернии... Томск, 1992. С. 12.

Е.Б. Лукиева

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 20-е ГОДЫ

Томский политехнический университет

Общеобразовательной школе в системе народного образования отводилась одна из ключевых позиций. Она должна была стать главным средством реализации прав нерусских народов, в том числе национальных меньшинств, на получение образования на родном языке. Для решения этой

проблемы требовались педагоги, знавшие национальный язык, особенности работы среди нерусского населения и имевшие педагогическое образование.

В начале XX в. учебных заведений, выпускавших учителей для национальных школ, в Запад-

ной Сибири не существовало, поэтому возникла необходимость создать систему подготовки специалистов для их обеспечения. В первой половине 20-х гг. началось ее формирование. Наркомп-рое РСФСР установил три формы обучения специалистов: краткосрочные курсы, постоянные учреждения среднего уровня (педагогические техникумы). постоянные учреждения высшего типа (пединституты и факультеты) [1]. Предложенная система была применена и для подготовки учителей школ национальных меньшинств. Однако они, помимо общих знаний и знакомства с новыми педагогическими приемами и методами преподавания, получали и специальную подготовку по родному языку, истории, литературе.

О необходимости создания системы подготовки работников просвещения национальных меньшинств свидетельствовал уровень образования уже работавших педагогов в Западной Сибири. Около 50-60 % учителей школ национальных меньшинств не имели общей и педагогической подготовки. Они окончили высшие начальные училища или русские школы первой ступени или краткосрочные педагогические курсы [2]. Другая группа (по численности она составляла 20-30%) имела общую и специальную подготовку, так как преподаватели, входившие в нее, окончили русские или национальные учительские семинарии либо мусульманские медресе. Третья группа учителей была самой подготовленной. Она состояла из выпускников высших учебных заведений, но эта группа не превышала 15% общего числа работников просвещения национальных меньшинств.

Наиболее массовой и оперативной формой подготовки и переподготовки национальных учителей в Томской губернии и в Западной Сибири были краткосрочные курсы. Работа по организации курсов на местах строилась самостоятельно. Сроки их проведения, продолжительность, программа определялись губернскими отделами народного образования. Учебный план курсов обычно содержал общеобразовательные и специальные предметы: национальный язык, историю, литературу. Также читались лекции о политической ситуации в мире и стране, политике Советского правительства и на антирелигиозные темы. Продолжительность занятий была раз шчной: от 2-3 недель до 1-3 лет. Они носили преимущественно практический характер и проводились, как правило, во время школьных каникул. Краткосрочные курсы разделялись по своему значению на уездные, губернские, общесибирские и центральные (проводившиеся в Москве, Петрограде или в городах европейской России).

Работа по организации краткосрочных курсов в Томской губернии и Западной Сибири началась

уже в 1920 г. Так, в августе 1920 г. на заседании инструкторов национальных меньшинств Сибирского отдела народного образования решили организовать в Омске четырехмесячные интернациональные курсы «для подготовки работников культуры нерусского языка» [3]. Учитывая острую необходимость в учителях татарской национальности и слабую подготовленность уже работавших, впервые в июне 1920 г. прошли двухмесячные лорко-татарские курсы для учителей сельских школ. На курсах присутствовало 60 слушателей [4].

В следующем 1921 г. в Томской губернии действовали краткосрочные летние курсы для подготовки учителей татаро-киргизских школ первой ступени. Подобные курсы прошли в Омске, Семипалатинске и Иркутске. В Томске также были открыты татаро-киргизские трехгодичные педагогические курсы, ликвидированные губна-робразом в первой половине 1922 г. из-за отсутствия средств [5].

Переход к нэпу и сокращение бюджетных средств на народное образование повлекло за собой закрытие в 1922-1924 гг. многих национальных педагогических курсов. Но понимая важность проблемы подготовки специалистов, коллегия Наркомпроса РСФСР рекомендовала в 1924 г. привлекать учителей национальных меньшинств на общие педагогические курсы. И уже в этом году в г. Томске при общих губернских учительских курсах организовали секцию, работавшую на татарском языке по следующим предметам: новая орфография татарского языка, правописание, математика, порко-татарская история, научное освещение развития ислама [6]. 25 июля 1924 г. в Томске открылись общесибирские курсы по переподготовке учителей-татар для пяти губерний (Томской губернии предоставили 10 мест). Курсы были рассчитаны на пять недель и проводились на татарском языке [7]. В целом обучение на общегубернских курсах в 1924 г. из учителей национальных меньшинств Томской губернии прошли 9 человек (кроме татар): 2 чуваша, 4 украинца, 2 еврея и один поляк.

Организация и работа курсов для национальных учителей были сопряжены с большими трудностями, обусловленными отсутствием денежных средств для их финансирования, нехваткой квалифицированных лекторов, знавших национальные языки, национальных учебников и пособий и по другим причинам. Сложность ситуации была в том, что перед Томским губернским отделом народного образования (губнароб-разом) стояла задача переподготовки учителей различных национальностей: эстонских, украинских, чувашских, польских, татарских и др. В Томске же имелась возможность организовать

только татарские курсы при татарском педтех-никумс. Для других национальностей подобные курсы не могли быть открыты, так как не было квалифицированных преподавателей. Переподготовка педагогов других национальностей осуществлялась на курсах в Москве, Петрограде или других сибирских городах (например: Новонико-лаевске, Омске). Однако Томский губнаробраз не всегда располагал необходимыми денежными средствами для таких командировок.

Ежегодно проводимые курсы по переподготовке учителей школ национальных меньшинств охватывали, к сожалению, сравнительно небольшой слой работников и не давали необходимого эффекта. Они были не в силах ликвидировать недостаток национальных учительских кадров и дать им необходимые знания. Так, в 1924 г. в Томской губернии (округе) смогли повысить свою квалификацию 47 учителей (из них 33 татарских, 8 эстонских, 3 чувашских), в 1925 г. - 48 (из них 25 татарских, 10 чувашских, 5 латгальских, 4 эстонских), 1926 г. - 22 (из них 8 татарских, 4 эстонских, 3 латгальских), 1927 г. - 10 (из них 9 татарских, 1 белорусский) [8]. Таким образом, количество учителей, прошедших переподготовку в 20-е гг., было незначительным. Основная масса педагогов, работавших в школах национальных меньшинств, не имела возможности получить новые знания, методические рекомендации, пособия, консультации и повысить свой уровень образования. Существовавшими в этот период формами самообразования (заочные курсы, кружки) работники просвещения практически были не охвачены. Конечно, имелись учителя, которые занимались повышением квалификации самостоятельно, но это единицы.

Параллельно с деятельностью краткосрочных курсов была развернута работа по созданию средних специальных учебных заведений национальных меньшинств в Западной Сибири. Педагогические техникумы имели больше возможностей для подготовки учителей начальной школы, чем высшие учебные заведения, так как требовали меньших материальных затрат и педагогического персонала. В отличие от курсов они давали своим выпускникам достаточные теоретические и методические знания. Педтехникумы открывались, как правило, на базе бывших учительских институтов, семинарий или долгосрочных курсов. Основные этапы строительства национального среднего учебного заведения в Западной Сибири нашли достаточно полное отражение в истории создания Сибирского татаро-киргизского педагогического техникума в г. Томске.

В 1917 г. в г. Томске начала свою деятельность тюрко-татарская учительская семинария с пятилетним сроком обучения для татарского населе-

ния Сибири [9]. Однако, несмотря на налаженность ее работы, удачный подбор педагогического персонала, она в 1921 г. была закрыта, не успев выпустить ни одного специалиста. Причины ликвидации объяснялись отсутствием средств на содержание учебного заведения, работавшего в масштабе Сибири, и необходимостью реорганизации семинарии по новому типу, более соответствующему новым педагогическим требованиям [10].

Придавая огромное значение работе татарской семинарии, Томский губернский совет по делам национальностей при Советах (губсовнац-мен) принял ряд энергичных мер (направлял протесты, докладные записки, ходатайства) и добился восстановления этого учебного заведения, но под названием «Сибирский татаро-киргизский педагогический техникум (СТКПТ)». С 1 сентября 1922 г. была начата работа по его организации.

Техникум планировали открыть с 1 января 1923 г. в составе двух подготовительных отделений, принять 120 студентов и содержать для них общежитие. Занятия необходимо было провести ускоренными темпами (за годичный курс) и подготовить группу учащихся для первого курса к началу 1923/24 уч. г. Однако в апреле 1923 г. Томский губнаробраз сообщил в Сибирский отдел народного образования (Сибнаробраз) и Нар-компрос РСФСР о том, что до сих пор не получены кредиты на содержание СТКПТ, хотя он включен в государственную сеть еще в сентябре 1922 г.

Необходимость существования этого учебного заведения в Сибири признали Сибнаробраз, съезд заведующих губнаробразов Сибири (состоявшийся в мае 1923 г.) и Сибревком. Однако выделенная для его организационных расходов сумма покрывала только их часть и не позволяла развернуть работу в полном объеме. В итоге в ноябре 1923 г. Сибнаробраз, исходя из своих ограниченных финансовых возможностей, постановил в виде временной меры разместить организуемое учебное заведение в одном здании с Томским русским педтехникумом, уменьшив таким образом расходы на его организацию и содержание. В постановке учебного плана СТКПТ сохранял за собой самостоятельность.

Сибирский татаро-киргизский педагогический техникум в Томске открылся 15 января 1924 г. в составе двух подготовительных отделений и готовил учителей для школ первой ступени Сибири [11]. На первое отделение принимались юноши и девушки 12-14 лет, окончившие национальную школу первой ступени сельского типа, не владевшие русским языком. На второе - юноши и девушки от 13 до 15 лет, окончившие четы-

рехлегшою школу в полном объеме, умевшие читан, и писать по-русски. Эти отделения были рассчитаны на 60 мест. Первоначально было принято 27 мужчин и 9 женщин, из них 34 имели низшее образование, двое самоучки. По национальности: 5 киргизов, остальные татары. Для преподавания в техникуме были приглашены бывшие работники татарской семинарии и преподаватели из русскою педтсхникума. Весь руководящий и педагогически;; персонал составлял 7 человек, из которых с высшим образованием был только один. В 1924/2.5 уч. г. СТКПТ работал в составе двух подготовительных групп и одной основной с 78 учащимися (76 татар и 2 киргиза), из них 25 женщин [12]. В техникуме обучались представители Томской. Омской, Новоникалаев-ской, Алтайской, Иркутской и Енисейской губерний.

В материальном отношении, ввиду неаккуратного и неполного получения кредитов от губна-робразов, направивших студентов, СТКПТ испытывал перебои со снабжением учащихся обувью и одеждой. Не хватало средств на питание. И вообще техникум с момента организации и до конца 20-х гг. находился в материально неустойчивом положении, потому что Наркомпрос РСФСР и Сибнаробраз не решили вопрос о централизованном финансировании и его бюджет зависел от целого ряда губернских бюджетов.

Другую сложность в работе техникума, особенно в 1924-1926 тт.. создал неудачный подбор учащихся. Большинство из первого набора поступили случайно, а не по призванию или собственному желанию. Подбор кандидатов являлся скорее результатом экономических соображений сибирских губнаробразов, стремившихся освободиться от татарских детей, прибывших из голодных губерний России. Взаимоотношения, сложившиеся между татарскими и русскими учащимися, бывали иногда даже враждебными, этому способствовало тяжелое материальное положение и незнание русского языка.

Летом 1925 г. в Москве на совещании работников национальных меньшинств было принято решение о необходимости сохранения самостоятельности СТКПТ в Томске как единственного учебного заведения для татаро-киргизского населения Сибири и оказания содействия ему с материальной и методической стороны. С осени 1925 г. техникум стал называться Сибирский татарский педагогический техникум (СТПТ), так как большинство его учащихся были татарами по национальности.

Осенью 1925 г. встал вопрос о получении Сибирским татарским педтехникумом полной самостоятельности. По мнению его администрации, сложное экономическое и хозяйственное состоя-

ние техникума 61 пс связано с тем, что окружной педтех; г. ■ <•; :■: гк-равпомерно распределял имевшие средства (поэтому ¡¡иже зарплата преподавателей и стилей,!! я \чапшхся). а административно-хозяйственные вопросы СТПТ рассматривались во вторую очередь или игнорировались.

В июне 1927 г. был положительно решен вопрос о самостоятельности СТПТ и обеспечении его необходимым помещением (здание на ул. Б. Королевской, Заисточный район). Переехал техникум в него после ремонта в конце 1928 г.

В 1927/28 уч. т. в СТПТ на двух подготовительных и трех основных отделениях обучалось 179 человек из 13 сибирских округов [13]. В 1928/29 уч. г. техникум, которому было присвоено имя Наримана Нариманова, государственного и партийного деятеля, писателя и публициста, имел 6 курсов (4 основных и 2 подг отовительных), обслуживающих 16 округов Сибири. Увеличилось число студентов. Например, в 1924 г. обучалось 36 человек, в 1924/25 уч. г. 78, в 1926/27-м - 132, в 1927/28-м - 179, 1928/29-м - 185 [14].

Первый выпуск учителей СТПТ осуществил в 1928 г. в количестве 10 человек, затем в 1929 г. - 9 человек, распределенных по нескольким округам Сибири. Техникум пользовался авторитетом в Сибири и за ее пределами. С каждым годом возрастало количество желавших учиться в нем. Все будущие выпускники как старших, так и младших групп заранее были распределены по округам, которые обеспечивали их стипендией в течение четырех - пяти лет в надежде получить необходимого специалиста.

Обучение в СТПТ проходило в виде лекций, лабораторных занятий, бесед. Студенты техникума проходили практику. После получения самостоятельности были организованы ячейки РЛКСМ и профсоюза, общество союза безбожников, ОСО, МОПР, ОДН. В техникуме работали кружки: драматический, спортивный, военных знаний и по подготовке в партию.

Татарский педтехникум принимал активное участие в организации и проведении краевых курсов по подготовке и переподготовке татарских учителей, окружных курсов по ликвидации неграмотности. СТПТ сотрудничал с газетой «Азад Себер», осуществлял шефскую помощь культурным учреждениям татарских деревень и городскому татарскому детскому саду, участвовал в работе клуба национальных меньшинств и городской библиотеки г. Томска, во всех мероприятиях, проводимых среди татарского населения города и округа (различные татарские праздники, антирелигиозные компании, лекционная пропаганда и др.). Он играл заметную роль в общественно-политической жизни города и губернии, округа на протяжении многих последующих лет.

В Томской губернии, затем в округе, как и в Западной Сибири в 20-е гг., не существовало специальных высших национальных учебных заведений. Для подготовки квалифицированных педагогов были открыты национальные отделения при пединститутах, рабфаки для национальных меньшинств и предоставлена возможность поступления в любые вузы страны и Сибири.

Однако молодежи из национальных меньшинств было очень сложно стать студентами высших заведений, так как большинство из них не имело необходимого образования для сдачи вступительных экзаменов и не владело хорошо русским языком. Учитывая эти трудности, предусматривались льготы для поступления, организовывались подготовительные курсы. Начиная с 1922 г., ежегодно «бронировались» места в вузах не только в Сибири, но и в Москве и Петрограде. Так, в июне 1922 г. Томский губнаробраз поступило сообщение о том, что Сибири предоставлено 20 мест в Петроградский эстонский рабфак, из них 4 места доя Томской губернии. В июле 1922 г. Центральное бюро по просвещению тюркских народов известило, что в томской татарской молодежи выделено 3 места: в Петрограде - в Институте народного образования им. Герцена, Институте социального воспитания нормальных и дефективных детей и в 1 -м Московском университете на литературно-художественном отделении. В июне 1924 г. Приуральский чувашский педтехникум выделил для Томской губернии 5 мест. Однако по условиям приема требовалась чувашская молодежь, окончившая национальную семилетку или восьмилетку. Этим требованиям кандидаты не отвечали, так как в губернии не было чувашских школ второй ступени, и места остались не занятыми [15].

В 1926 г. Томскому округу предоставили 11 мест в вузах и на рабфаках, которые полностью удалось

использовать. В следующем году из 21 вакансии только 11 удалось использовать, так как не имелось необходимых средств для оплаты командировочных расходов. В 1927 г. были места в Киевском институте народного хозяйства и Ленинградском институте народного образования [16].

При предоставлении мест в вузах, на рабфаках или подготовительных отделениях обязательно оговаривались условия приема (образование, возраст и др.), не последнюю роль при этом играло социальное положение. В первую очередь принимали рабочих, крестьян, красноармейцев, членов партии, комсомола и профсоюза. Эти требования тоже в какой-то мере затрудняли доступ молодежи из национальных меньшинств в вузы.

В 1924 г. в Омске открылось татаро-киргизское отделение рабфака, дававшее возможность после окончания поступить в вуз. Ежегодно отделение предоставляло татарской молодежи Томской губернии и округа свои места [17]. Осенью 1926 г. при Томском рабфаке была организована подготовительная группа для национальных меньшинств. В 1927 г. ее реорганизовали, разделив учащихся по языковым и национальным особенностям на две группы. В 1926 г. на рабфаке обучалось 23 человека, в 1927 г. - уже 85 [18].

Приведенные факты дают право сделать вывод о том, что, несмотря на все трудности и сложности, недоработки и подчас серьезные недостатки в работе государственных и партийных структур в 20-е гг., в Томской губернии и округе, и в целом в Западной Сибири, были заложены основы системы подготовки и переподготовки национальных учительских кадров, что создавало одну из важнейших предпосылок для обеспечения квалифицированными педагогами школ национальных меньшинств и осуществления в них учебно-воспитательной работы.

Литература

1. Шамахов Ф.Ф., Трофимов П.Я. Из истории сибирской школы 1917-1930 гг. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1976. С. 37.

2. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р - 1053. Оп. 1. Д. 553. Л. 99.

3. ГАНО. Ф. Р-62. 0П.1.Д. 78. Л. 6.

4. Томский областной центр документации новейшей истории (ТО ЦЦНИ), Ф. 1. Оп. 1. Д. 1454. Л. 355.

5. ГАНО. Ф. Р-1053, Оп. 1. Д. 228. Л. 28; Д. 365. Л. 25.

6. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р - 28. Оп. 1. Д. 1282. Л. 44; ГАНО. Ф. Р - 1053. Оп. 1. Д. 773. Л. 33.

7. ГАНО. Ф. Р-1053. Оп.1. Д. 1287. Л.13.

8. ГАНО. Ф. Р-1053. Оп.1. Д.104,105; ТО ЦЦНИ. Ф.1. Оп.1. Д.318. Л.127.

9. ГАНО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 1282. 44. Иванов П.Г. К истории татарской школы в Сибири в связи с подготовкой культурных работников среди сибирского туземного населения. Томск, 1928. С. 2.

10. ГАНО. Ф. Р-1053. Оп. 1. Д. 782. Л. 48.

11. ГАТО. Ф. Р 28. Оп. 1. Д. 1277. Л. 15; Красное знамя. 1924. 4 и 20 апр.

12. ТО ОДНИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1418. Л. 126.

13. ГАТО. Ф. Р 939. Оп. 1. Д. 6. Л. 10; Д. 7. Л. 18.

14. ГАТО. Ф. Р-939. Оп.1. Д. 6. Л, 10, 55; ТО ЦЦНИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1418. Л. 126. Д. 1467, Л. 21.

15. ТО ОДНИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1500. Л. 10; Д. 1505. Л. 29, 33; Д. 1543. Л. 125,

16. ТО ОДНИ. Ф. 76. Оп. 1. Д. 318. Л. 127; Красное знамя. 1927. 30 июля, 13 авг.

17. ТО ОДНИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1529. Л. 99.

18. Красное знамя. 1927. 6 дек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.