ЭКОНОМИКА
К ВОПРОСУ о ПЛАТЕ ЗА ДРЕВЕСИНУ, ОТПУСКАЕМУЮ НА КОРНЮ, В УСЛОВИЯХ ДОЛГОСРОЧНОЙ АРЕНДЫ ЛЕСОВ
З.И. ФЕТИЩЕВА, проф. каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ, канд. экон. наук,
Е.Б. НАЗАРЕНКО, доц. каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ
Необходимость стоимостной оценки лесов и введения платы за их использование объясняется рядом объективных причин, включающих учет национального дохода и имущества, планирование и учет затрат на рациональное лесопользование и эффективное лесовосстановление.
Оценка лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135 - ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст. 95 ЛК РФ) [1].
В соответствии со статьей 94 Лесного кодекса РФ [1] «использование лесов в Российской Федерации является платным». За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Минимальный размер арендной платы определяется произведением ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов (ст. 73 ЛК РФ) [1] . Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть объектом аренды (ст. 72 ЛК РФ). Эти участки должны пройти государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года №28 - ФЗ «О государственном земельном кадастре» (ст. 92 ЛК РФ) [1] .
Историческое понимание категории стоимости означает, что она создана производительным трудом в определенных социальных условиях. В связи с этим отдельные лесные экономисты [2] считают, что естественно произрастающие леса, не созданные и не преобразованные производительным общественным трудом, стоимостью обладать не могут и составляют важнейший элемент народного достояния и национального богатства, но лишь как естественный ресурс, а не часть национального имущества. И только леса, возникшие в результате преобразования их производительным трудом, обладают
стоимостью, являются частью национального имущества и должны иметь стоимостную оценку.
Сегодня почти все леса находятся под каким-либо воздействием человека и потому имеют стоимость, обозначенную Лесным кодексом РФ. При этом объекты, создаваемые производительным трудом в лесу и для целей лесного хозяйства (лесные дороги и т.п.), обладают стоимостью, но в стоимость леса не включаются.
С нашей точки зрения, все леса России являются важным и ценным видом естественных ресурсов, составляют часть национального имущества и подлежат стоимостной оценке с определенной степенью научно обоснованной дифференциации. В связи с этим сам лес является материальным воплощением его стоимости, входящей составной частью в стоимость продукции лесозаготовок в виде платы за древесину, отпускаемую на корню.
По существу эта плата должна являться экономической базой для финансирования восстановления лесов и тем самым обеспечивать воспроизводство лесных ресурсов.
В 70-е годы прошлого столетия велись значительные работы по лесовосстановлению с ежегодными затратами на создание лесов 250 млн руб. (в ценах того периода). Однако ввиду недостаточного учета результатов производства и отсутствия экономического контроля со стороны государства (т.к. выделялись бюджетные средства), значительная часть закладываемых культур погибала, расходовались большие средства на дополнение лесных культур посевом или посадкой новых саженцев, имели место и другие виды неэффективных работ, и снижения издержек производства по выращиванию леса не происходило. Предприятия лесного хозяйства, расходуя бюджетные средства, не всегда заинтересованы в результатах своего труда и не опре-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011
193
ЭКОНОМИКА
деляют эффективность своей деятельности сопоставлением затрат с этими результатами. Это объясняется рядом причин. Планирование и финансирование лесовосстановления осуществляется по видам работ, не связывается в единый процесс выращивания леса по площадям, объемам, видам, срокам и т.п., что приводит к отсутствию технико-экономических показателей по воспроизводству лесов и эффективности лесовыращивания.
Стоимость восстановления лесов (при необходимости с учетом повышения продуктивности) должна включаться в себестоимость товарной продукции лесозаготовок в составе платы за древесину, отпускаемую на корню в соответствии с площадью, запасом, составом пород аналогично стоимости сырья и материалов в составе себестоимости производства продукции, например, деревообработки и т.п.
Лесные отношения между государством и арендатором переходят в экономические при внесении арендной платы за лесные участки, взятые в аренду. Экономическое назначение арендной платы в числе других задач - восстановление утраченного имущества (ГК РФ). Следовательно, предполагается, что это средства, на которые лесопользователь согласно возложенным на него обязанностям Лесным кодексом РФ по ведению лесного хозяйства должен осуществлять лесовосстановление на участках, взятых в долгосрочную аренду для заготовки древесины (ст. 62 ЛК РФ). В настоящее время арендатор как лесопользователь вносит и арендную плату в доход собственника лесного фонда и на свои средства выполняет лесохозяйственную деятельность, включая лесовосстановление и уход за насаждениями.
С нашей точки зрения, платежи за древесину, отпускаемую на корню, необходимо в себестоимости товарной продукции лесозаготовок показывать строго по назначению:
- выплаты лесопользователя в бюджет с последующим распределением по уровням;
- затраты лесопользователя на воспроизводство лесных ресурсов, имеющие целевое назначение - восстановление леса на участке, взятом в аренду и уход за ним.
С этой целью предлагается внести коррективы в Методические рекомендации
(инструкцию) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса (М.: МГУЛ, 2003. - 214 с.), не пересматриваемые в связи с введением нового лесного законодательства с 2003 г.
П =±Ц О - (Слз + Вб+),
i=1
где Пл - прибыль лесопользователя от лесозаготовительной деятельности, руб.; n - количество заготавливаемых сортиментов;
Ц - цена реализации единицы i-го сорти-
1 мента, руб./м3;
- объем заготовки /-го сортимента,
i м3;
Слз - себестоимость товарной продукции лесозаготовок без платы за древесину, отпускаемую на корню, руб.;
Вб - выплаты лесопользователя в бюджеты разных уровней, руб.;
Зв - затраты лесопользователя на воспри-зводство лесных ресурсов (лесовосстановление и уход за лесом), руб. Целевое расходование средств лесопользователя в части лесовосстановления и ухода за лесом позволит рационально их планировать с учетом периода выращивания в конкретных условиях.
В настоящее время установленные ставки платы за использование лесов индексируются. По сведениям Федерального агентства лесного хозяйства, в проекте Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» предусматривается в 2010 г. применение ставок платы с коэффициентом 1,3 за единицу объема заготавливаемой древесины на землях, находящихся в федеральной собственности, установленных Правительством Российской Федерации в 2007 г., а ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставок платы за единицу площади арендованного лесного участка, находящегося в федеральной собственности - с коэффициентом 1,13. Но этого недостаточно, т.к. на длительную перспективу умалчиваются лесные отношения с арендаторами в части лесовосстановления и ухода за лесом.
194
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011