Научная статья на тему 'Совершенствование научно-методического подхода к экономической оценке лесовыращивания'

Совершенствование научно-методического подхода к экономической оценке лесовыращивания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОУПРАВЛЕНИЕ / АРЕНДА ЛЕСОВ / ПОПЕННАЯ ПЛАТА / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ / ПОДРОСТ / ЛЕСОВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаренко Ирина Николаевна

В статье рассматривается усовершенствование методического подхода к формированию платы за древесину, отпускаемую на корню, возможность изменения организации лесоуправления за счет внедрения усовершенствованной технологии лесосечных работ. В работе показывается необходимость повышения эффективности рубок ухода, совершенствования существующей формы лесопользования в виде долгосрочной аренды лесов и изменения системы лесоуправления за счет совершенствования нормативно-правовой и законодательной базы в лесопользовании и повышения уровня государственного управления лесами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование научно-методического подхода к экономической оценке лесовыращивания»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ЛЕСОВЫРАЩИВАНИЯ Назаренко И.Н.

Назаренко Ирина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра предпринимательства и внешнеэкономической деятельности, Мытищинский филиал, Национальный исследовательский университет Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Мытищи, Московская область

Аннотация: в статье рассматривается усовершенствование методического подхода к формированию платы за древесину, отпускаемую на корню, возможность изменения организации лесоуправления за счет внедрения усовершенствованной технологии лесосечных работ. В работе показывается необходимость повышения эффективности рубок ухода, совершенствования существующей формы лесопользования в виде долгосрочной аренды лесов и изменения системы лесоуправления за счет совершенствования нормативно-правовой и законодательной базы в лесопользовании и повышения уровня государственного управления лесами. Ключевые слова: лесоуправление, аренда лесов, попенная плата, новые технологии, воспроизводство лесов, подрост, лесоводственно-экономическая эффективность, нормативно-правовая база.

Леса России являются важным и ценным видом природных ресурсов, составляют часть национального имущества и имеют стоимостную оценку, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 2135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст. 95 ЛК РФ) [1].

«Использование лесов в Российской Федерации является платным» - указано в статье 94 Лесного кодекса РФ. Стоимость леса входит в стоимость продукции лесозаготовок в виде платы за древесину, отпускаемую на корню в соответствии с Методическими рекомендациями (инструкцией) по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса [4]. Гражданский кодекс Российской Федерации [2] указывает, что экономическое назначение арендной платы в числе других задач - восстановление утраченного имущества. Это означает сущность арендной платы - это средство, на которые лесопользователь обязан осуществить лесовосстановление на участках, взятых в долгосрочную аренду для заготовки древесины (ст. 62ЛК), то есть это экономическая база для финансирования восстановления лессов и обеспечения воспроизводства лесных ресурсов.

Анализ российских и зарубежных форм лесопользования учитывая значительный удельный вес арендной долгосрочной формы в общем объеме лесозаготовок показал, что в настоящее время наиболее экономически целесообразно усовершенствовать существующую форму лесопользования с учетом положительного зарубежного опыта, не отвергая в последующем переход к концессиям в лесу и другим факторам.

Констатировать и полемизировать о том, что сегодня не делают арендаторы или выполняют не в том объеме или некачественно - не совсем верно. Сегодня известны основные недостатки арендной формы лесопользования при выполнении лесохозяйственных обязательств перед собственником лесов: это меры по охране лесов от пожаров, защита лесов от вредителей и болезней и лесонарушения, в основном незаконной рубки, а также некачественное лесовосстановление, особенно в

части уходов за молодняками. И считается, что многие арендаторы, особенно в вопросах лесовосстановления, плохо выполняют свои обязательства, так как они недостаточно подготовлены или у них слабая материально-техническая база. По всем перечисленным недостаткам, наверное, вопрос нужно задавать владельцу лесов: как заключались договора аренды и проводили аукционы, как осуществлялся государственный лесной контроль и надзор за обеспечением соблюдения лесного законодательства в части использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст. 96-98 ЛК РФ). Тем более, что Лесным кодексом прописана ответственность за нарушение лесного законодательства, условия возмещения вреда, причиненного лесам вследствие его нарушения и даже методики исчисления вреда, утвержденные правительством Российской Федерации (ст. 99,100 ЛК РФ).

В настоящее время есть предложения, что привлечение в помощь арендаторам малого и среднего бизнеса, возрождение лесхозов или возникновении новых форм организации лесоуправления на контрактной основе выполняет все перечисленные виды работ по воспроизводству лесов и спасут существующее положение. Нет ли здесь заблуждения, что малый бизнес способен осуществить лесовыращивания со всеми его посадками, сохранением подроста и уходами в течение длительного срока выращивания. Да, возрождение лесхозов необходимо, но не как отдельные единицы, а для работы совместно с лесопромышленниками. И они вместе должны отвечать за воспроизводство лесов. Тогда расходы на ведение лесного хозяйства не будут превышать доходы от него. А сегодня около 70% заготовки древесины выполняется арендаторами и не следует разрушать, а нужно только усовершенствовать их ответственность за выполнение возложенных на них обязательств. Да, у них сегодня слабеет материально-техническая база, износ которой составляет более 60%, но её обновление возможно, как уже говорилось, при увлечении срока аренды. И никто не отменял надзора и контроля за их деятельностью собственником лесом. Зарубежный опыт использования и воспроизводства лесов свидетельствует об этом: обеспечение контроля за своевременный разработкой, утверждением и исполнением законов и нормативно-правовых актов. При невыполнении договорных обязательств арендаторы должны выплачивать средства на воспроизводство лесных ресурсов. Особое внимание следует уделить надзору за санитарным состоянием лесов - вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Одновременно необходимо осуществить некоторое усовершенствование методического подхода к формированию платы за древесину, отпускаемую на корню. Те формальные начисления по этой плате предлагается считать средствами за право пользования арендатором участком леса, взятым в аренду, так как они не выполняют своей целевой функции и экономического назначения по воспроизводству лесных ресурсов. При выполнении отдельных лесохозяйственных мероприятий, таких как борьба с пожарами в лесу, вредителями и болезнями лесных насаждений, и различные лесонарушения, включая незаконную заготовку древесины следует предусмотреть законодательное субсидирование на их проведение, если они носят региональный и федеральный характер с привлечением органов безопасности, в том числе местного значения.

Арендатор должен собственными силами выполнять все договорные обязательства, создавать свой фонд развития производства для лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности, укреплять профессиональные кадры, особенно в управлении, и дисциплину. При этом необходимо откорректировать нормативно-методическую и правовую базу, изменив в том числе методический подход и экономическое содержание форм отчетности.

В настоящее время минимальный размер арендной платы определяется произведением ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов (ст. 73 ЛК РФ) [1]. Следует отметить, что арендная форма

лесопользования в лесах России предполагалась в многолесных районах с большими объемами эксплуатационных лесов. Сегодня аренда присутствует во всех регионах, включая малолесные.

На сегодняшний день не выполняются обязательства арендаторов, обозначенные Лесным Кодексом, по производству лесохозяйственных работ, необходимых на воспроизводство лесных ресурсов. Как показывает практика, сегодня также выполняются мероприятия по охране лесов от пожаров, защите от вредителей и болезней и различных нарушений. Основная причина происходящего - плохое лесоуправление.

В пятидесятые годы прошлого столетия попенная плата определялась по прейскуранту. Значительный вклад в формировании прейскуранта попенной платы, введено в 1949 году внесли академик Н.А. Анучин и профессор П.В. Васильев. Попенная плата определялась как цена древесины на корню и содержала фактические затраты лесохозяйственного производства, его прибыли и дифференциальную ренту. Лесные экономисты поддержали указанную трактовку, что отражалось в экономической и учебной литературе.

В 1950 году таксы были снижены на 53%, что отразилось на возмещении расходов на лесное хозяйство. С переходом к рыночной экономике эксплуатация всех видов ресурсов является платной. Установленная сегодня минимальная плата за древесину на корню включает расходы на ведение лесного хозяйства. Сегодня, как показывает практика, фактические затраты на выполнение лесохозяйственных мероприятий гораздо выше указанных в минимальной плате. При этом попенная плата не является стимулирующей и не выражает экономические интересы лесопользователей. Но поскольку она входит в себестоимость товарной продукции лесозаготовок, она влияет на неё и на величину прибыли.

Воспроизводство лесных ресурсов - процесс длительный и его особенность заключается в том, что после лесовосстановления, осуществляемого путем естественного, искусственного или комбинированного (ст. 62 ЛК РФ) [1], необходим уход за лесами в виде мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранения их полезных функций (ст. 62 ЛК РФ) [1]. Наиболее важным после проведения агротехнических и лесоводственных является уход за молодняками, который осуществляется в первые два десятилетия от начала закладывания лесных культур посевом или посадкой. Ввиду отсутствия управления по учету результатов производства и экономического контроля значительная часть культур погибает. Это может происходить ввиду неправильного планирования и финансирования процесса выращивания леса по видам работ, объемам, площадям, срокам, и т.п., что приводит к отсутствию эффективности воспроизводства лесов. Возможны различные варианты решения указанной проблемы. Первый - арендатор привлекает к выполнению указанных работ по заключенным договорам технически подготовленные организации, например, лесхозы, которые способны оказать помощь и в производстве других работ по охране лесов от пожаров, вредителей и болезней, и различных нарушений.

Этот вариант совсем не дешевый, так как оплата будет осуществляется за количество отработанных машино-смен и обозначенную стоимость за одну смену (смета расходов), которая может не соответствовать её нормативной величине, начисленной как сумма затрат на топливно-смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт, амортизационные отчисления; сюда может войти оплата труда механизаторов (по усмотрению подрядчика). Кроме того, арендатор должен ознакомить подрядчика с проектом освоения лесов, решить вопрос о подготовке почвы под посадку, об уборке пней, уходе за подростом, качестве и стоимости лесных культур, способах лесовосстановления, реализации древесины от рубок ухода, о величине прибыли подрядчика, способах контроля арендатором и т.п.

Второй вариант - все перечисленные виды работ арендатор выполняет собственными силами и средствами, которые необходимо указывать при заключении договора аренды на выполнение как лесозаготовительных, так и лесохозяйственных работ. В этом случае при наличии квалифицированной рабочей силы и современной техники и трудовыми ресурсами по времени и сезонам выполнения работ. При этом у арендатора увеличится фонд развития производства (амортизационные отчисления), сократятся затраты по взаимодействию с подрядчиком и контролю за ним. Только арендатор может технологически грамотно и эффективно распределить свои силы и средства по времени и пространстве для увязки технологии лесозаготовительных и лесовосстановительных работ.

Эффективность организации лесоуправления зависит от принятых форм и способов воплощения и законодательно и нормативно-правовых обеспеченных лесных отношений между собственником лесного фонда и лесопользователем с учетом обозначенных видов использования лесов.

Лесные отношения наступают после заключения договора и переходят в экономические после уплаты в бюджет определенной платы.

При любой форме организации лесопользования договор должен иметь кроме бумажного или электронного носителя наличные современную материально -техническую базу, профессиональные кадры для лесозаготовительной и лесохозяйственной деятельности, соответствующие проекту освоения лесов (который надо тоже усовершенствовать) для технологического взаимодействия и увязки лесосечных и лесовосстановительных работ.

Способы лесовосстановления зависят от технологии лесозаготовки и лесоводственно-экологических условий, а технология лесосечных работ зависит в том числе и от наличия подроста, обозначенного в проекте освоения лесов. С этой целью вероятно целесообразно усовершенствовать проект освоения лесов для соответствия данного региона технологическим особенностям ведения лесозаготовок и лесовосстановления, связи между ними с учетом последующих уходов. Совершенно понятно, что при наличии подроста и необходимости его сохранения технология сплошных рубок при выполнении работ одной и той же техникой: при сохранении подроста производительность техники на лесосечных работах падает по проверенным данным на 15%. Отсюда падение эффективности лесозаготовительных работ по всей технологии до укладки в штабель, но одновременно с этим происходит более раннее формирование насаждений, приводящее к заметному и значительному сокращению оборота рубки на величину среднего возраста подроста. Сравнительный экономический эффект показывает, что даже при увеличении затрат по лесосечным работам при одном и то же наборе техники при сохранении подроста и без сохранения подроста, составляющем около 3 тыс. руб., экономия денежных средств с учетом затрат на изменения длительности оборота рубки составит около 12 тыс. руб.

Проведенные исследования показывают, что лесозаготовительную деятельность и лесовыращивание необходимо рассматривать как единый процесс рационального неистощительного пользования лесом, который способен эффективно осуществить в настоящее время в сложившихся социально-экономических и политических условиях только лесопользователь в условиях долгосрочной аренды, а впоследствии -концессионеры. При этом увеличение срока аренды будет гарантировать сырьевую безопасность для кредитных учреждений при кредитовании долгосрочных инвестиционных проектов в ЛПК и при условии создания устойчивых правовых отношений (наличие ухоженных молодняков, которые через 10-20 лет станут спелыми насаждениями).

Совершенствование существующей формы лесопользования в виде долгосрочной аренды лесов, занимающей значительный объем в части лесозаготовительной деятельности целесообразно осуществить по следующим направлениям.

1. Усовершенствовать проект освоения лесов с целью соответствия для данного региона технологических особенностей лесозаготовок и лесовосстановления, связи между ними и последующих уходов в соответствии с типом леса, почвенно-грунтовых условии природно-производственных характеристик.

2. Утвердить дополнением к договорам аренды проведение независимой экспертизы через каждые 5 лет по примеру Канады для проверки лесопользование и воспроизводства лесных ресурсов.

3. Усовершенствовать форму и экономическое содержание отчётности лесопользователей в виде калькуляции себестоимости товарной продукции лесозаготовок.

В части средств, направляемых в бюджет (арендная плата за право пользования лесом) и средств арендатора на воспроизводство лесных ресурсов;

Восстановить трактовку статьи «Услуги лесовозного транспорта», где в «Методических указаниях (инструкции) по планированию, учету и калькулированною себестоимости продукции лесопромышленного комплекса»[4] был заложен учет средств на строительство лесных дорог. Объем лесозаготовок нельзя увеличить наличия транспортных коммуникаций. Понятно, что собственник леса не должен строить арендатору технологические дороги для вывозки древесины. Но если эти дороги впоследствии могут быть использованы и стать районного и республиканского значения, то собственник лесов должен принять участие в проектировании и финансировании части затрат на строительство дорог. В настоящее время строительство дорог почти прекратилось. Все лесозаготовительные предприятия работают, используя дороги, построенные до 1991 года. До 1990 года 50% стоимости лесных дорог оплачивалось из бюджета (федерального, республиканского, местного) и это указывалось в калькуляции себестоимости продукции лесозаготовок за тем, что содержание и эксплуатация дорог относились на эту себестоимость.

Сегодня плата за древесину, отпускаемую на корню составляет 9-11% в себестоимости продукции лесозаготовок, а в странах Европы она достигает 40-60%. Если сегодня она составляет 80 руб./м3, то фактически по мнению руководителей высшего звена, её необходимо увеличить в 2-3 раза.[5]. С нашей точки зрения в этой статье нужно показать два направления. Первое как платить за право пользования лесом собственнику лесов за выполнение или надзорных функций и второе - как расходы арендатора на выполнение лесохозяйственных работ, связанных с воспроизводством лесных ресурсов.

Расходы арендатора на воспроизводство лесных ресурсов могут рассчитываться по формуле:

Рв = И + Ъ + (Зух - Пу) + Зу] х ( 1 + ,

где Рв _ суммарные расходы арендатора на воспроизводство лесных ресурсов, руб;

А _ арендная плата собственнику лесов за право пользования лесным участком, руб.;

Злв _ затраты на лесовосстановление по технологическим операциям (при искусственном лесовосстановлении _ подготовка лесного участка, обработка почвы, посадка лесных культур, дополнение лесных культур), руб.;

Зух _ затраты на уход за лесными культурами, руб.;

Пух _ прибыль от реализации древесины, полученной в результате проведения уходов, руб.;

Зу _ затраты на управление лесохозяйственной деятельностью, руб.;

Ндх _ норматив прибыли, необходимой на развитие лесохозяйственной деятельности арендатора (плановые накопления), руб.;

( 1 + юо+н ) = Кпл - коэффициент, учитывающий начисление плановых

накоплений в лесохозяйственной деятельности, выполняемой собственными силами арендатора.

Прибыль арендатора от реализации продукции лесозаготовительного производства при лесопользовании на условиях долгосрочной аренды, выполняющего лесохозяйственную деятельность собственными силами определяется по формуле:

Плз = Щ х О; - { Слз+А + [Злв + {Зух - Пух) + Зу]х ( 1 + ^^^ )),

где Плз - прибыль лесопользователя от реализации продукции лесозаготовительного производства в условиях долгосрочной аренды, руб.;

п - количество заготовляемых сортиментов;

Ц1 - цена реализации 1-го сортимента, руб/м3;

О1 - объем реализации 1-го сортимента, м3;

Слз - себестоимость товарной продукции лесозаготовок без расходов на воспроизводство лесных ресурсов, выполняемого собственными силами арендатора, руб.;

А - арендная плата собственнику лесов за право пользования лесным участком, руб.;

Злв - затраты на лесовосстановление, руб.;

Зух - затраты на уход за лесными культурами, руб.;

Пух - прибыль от реализации древесины, полученной в результате проведения уходов, руб.;

Зу - затраты на управление лесохозяйственной деятельностью, руб.;

Ндх - норматив прибыли, необходимой на развитие лесохозяйственной деятельности арендатора, выполняемой собственными силами (плановые накопления), руб.;

( 1 + юН+н ) = Кпл - коэффициент, учитывающий начисление плановых накоплений в

лесохозяйственной деятельности, выполняемой собственными силами арендатора [6].

В Лесной кодекс считаем целесообразным внести некоторые поправки в части видов лесопользования и закрепления лесопользователей: разрешить арендатору на своем лесном участке, взятом в долгосрочную аренду, несколько видов лесопользования собственными силами с целью повышения эффективности использования ресурсов и занятости кадров в разные сезоны года (в основном -побочное пользование лесом на примере Карелии 80-х годов прошлого столетия) и получения дополнительной прибыли.

Только лесопользователь в условиях долгосрочной аренды в настоящих условиях в состоянии создать рациональные технико-экономические условия для эффективного воспроизводства лесных ресурсов. Таким образом, изменение системы лесоуправления возможно: во-первых, за счет совершенствования нормативно -правовой и законодательной базы в лесопользовании и при осуществлении воспроизводства лесных ресурсов, во-вторых, за счет повышения уровня государственного управления лесами.

Список литературы

1. Лесной кодекс Российской Федерации, введен в действие с 1 января 2007 года.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, введен в действие с 8 апреля 2017 года.

3. Моисеев Н.А. Экономика лесного хозяйства. Рекомендовано УМО в области производственного менеджмента. М. издательство МГУЛ, 2012. 400 с.

4. Методические рекомендации (инструкция) по планированию, учету и калькулированною себестоимости продукции лесопромышленного комплекса. М. ГОУ ВПО МГУЛ, 2004. 2014 с.

5. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставах платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (в реакции Постановления Правительства РФ от 9 ноября 2009 г. № 907).

6. Серое А., Герасимов В., Попова Е. Анализ соответствия действующего законодательства требованиям интенсивного лесного хозяйства. Устойчивое лесопользование. № 3, 2015.

РЕСУРСНАЯ ПОЛИТИКА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1 2 Селеванова Е.В. , Адамчук В.С.

1Селеванова Елена Васильевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов и кредита; 2Адамчук Виктория Сергеевна - магистрант, направление: финансы и кредит, кафедра финансов и кредита, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье рассмотрены роль и значение ресурсной политики кредитных организаций, основные задачи и этапы ее проведения, выявлены факторы, которые необходимо учитывать при ее формировании.

Ключевые слова: привлеченные средства банка, ресурсная политика, депозиты, депозитная политика, процентная ставка.

В современных условиях развития экономики России осуществление ресурсной политики кредитных организаций имеет большое значение, поскольку является важным элементом банковской деятельности. Коммерческий банк формирует свою ресурсную базу путем привлечения свободных денежных средств юридических и физических лиц, а затем размещает ее от своего имени на условиях возвратности, платности, срочности. Коммерческий банк может осуществлять свои операции только в пределах имеющихся у него ресурсов.

Как считает О.И. Лаврушин, ресурсная политика - это политика, направленная на формирование ресурсной базы кредитной организации за счёт собственных и привлечённых средств и ее целью является привлечение такого объёма денежных ресурсов при минимуме затрат по их привлечению, которое необходимо для эффективной работы банка. Она включает в себя кредитную, депозитную, инвестиционную и валютную политики. Одна из главных задач банков заключается в развитии этих составляющих ресурсной политики [1].

Основными задачами ресурсной политики банков являются: расширение клиентской базы, видов услуг, диверсификация привлекаемых ресурсов по источникам их привлечения, по срочности, снижение затрат по привлечению средств. Е.Ф. Жуков выделяет следующие этапы осуществления ресурсной политики кредитных организаций.

1. Постановка цели и задач ресурсной политики.

2. Разработка надлежащих процедур и порядка проведения банковских операций, обеспечивающих привлечение ресурсов.

3. Определение подразделений по реализации ресурсной политики и распределение полномочий между ними.

4. Организация контроля за привлечением ресурсов и их эффективным использованием [3].

Ресурсная политика банка означает проведение анализа депозитов, сокращение расходов в ходе привлечения денежных средств, оптимизацию управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.