УДК 336.748.12
К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ. ЧАСТЬ II. АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ И МЕРЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ С УЧЕТОМ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© Владимир Николаевич РЯБЫХ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются причины инфляции и проводится плюралистический анализ инфляционных процессов в российской экономике с учетом их перспективного регулирования. Отмечается, что для осуществления флексибельной и эффективной антиинфляционной политики инфляцию необходимо рассматривать как многофакторный социально-экономический феномен. Дается определение продовольственной инфляции, являющейся психологическим по своей природе явлением, сопряженным с культурно-исторической памятью народа и обусловленным общими мировыми тенденциями, в т. ч. спекулятивным манипулированием, и исчерпаемостью ресурсов.
Ключевые слова: инфляция; антиинфляционная политика; потребительская корзина; продовольственная инфляция; спекулятивное манипулирование.
Говоря о перспективах регулирования инфляционных процессов в российской экономике, значимой представляется попытка Б.М. Соколина рассмотреть инфляцию не столько как экономическую категорию, сколько как экономико-психологическую, которую не победить без перемен в общественном сознании [1]. Помимо этого необходимо учитывать мировые тенденции и объективно соотносить их с особенностями национальной экономики, в свете которых снижение инфляции до 3-4 % в год при нынешнем уровне монополизма и существующих темпах роста тарифов монополий представляется иллюзорным. Сокращение потребительского спроса при высокой стоимости кредитных ресурсов для товаропроизводителей и увеличении себестоимости за счет роста тарифов монополий не оставляет выбора: либо банкротство, либо повышение цен на продукцию.
Теоретически возможно лишь краткосрочное снижение инфляции, и оно может быть достигнуто за счет крайне жесткой денежной политики правительства. Однако такие меры даже в среднесрочной перспективе губительны для экономики: без доступных средств на перевооружение технической и научной базы в условиях сокращающегося спроса невозможно диверсифицировать экономику, а это приведет к кризису многих
производственных отраслей, остановке предприятий, обострению социальных проблем. При этом большинство экспертов отмечают неспособность правительства ограничить тарифные «аппетиты» монополий, которые добиваются ежегодного увеличения цен на свои услуги. Процесс ценообразования тарифов затрагивает интересы олигархов и чиновников на всех уровнях властной вертикали. Снижение темпов роста тарифов монополий потребует от правительства жестких мер, к которым оно не готово.
Экономика в России так и не стала рыночной, а стоимость товаров и услуг никогда не формировалась по классическим законам спроса и предложения. Коррупционная нагрузка на бизнес, протекционизм, отсутствие ясных правил ведения бизнеса порождают стремление к быстрому личному обогащению, и рост цен всегда был одним из его действенных инструментов, а чиновники зачастую поддерживают спрос за счет государственных средств.
Административное регулирование внутренних цен только создаст краткосрочную иллюзию контроля над инфляцией. Если правительство попытается соблюдать инфляционный коридор, то цены на внутреннем рынке быстро отреагируют, и тогда инфляция или стабилизация курса рубля могут превратиться в популистские меры, которые
не отражают реального состояния экономики.
В 2009 г. Россия добилась уникального за последние годы снижения инфляции, которая остановилась на отметке в 8,8 %, однако на фоне развитых стран отечественный показатель является наихудшим. Например, в Евросоюзе инфляция в 2009 г. составила 1,4 % [2].
В декабре 2009 г. наибольшее увеличение потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем отмечалось в Белоруссии - на 1,3 % (по сравнению с декабрем 2008 г. - на 10,1 %), в Украине - на 0,9 % (на
12,3 %), в Германии - на 0,9 % (на 0,8 %). Между тем в ряде других государств наблюдалось снижение цен по сравнению с предыдущим месяцем. Так, в Нидерландах потребительские цены за месяц снизились в среднем на 0,7 %, в Латвии, Ирландии, Словении, на Кипре - на 0,4-0,5 %. В России в декабре цены на продукты питания возросли на
0,6 %, в странах ЕС - в среднем на 0,1 %, а в целом за прошлый год - на 4,9 %, тогда как в странах ЕС они снизились на 1 % [2].
Если посмотреть на другие страны, то среди 11 ведущих экономически развитых стран самая высокая инфляция в 2009 г. -
15 % - отмечена в Индии. Второе место по этому показателю заняла Россия - 8,8 %. В Бразилии инфляция составила 4,3 %, в Великобритании - 2,8 %, в США - 2,7 %, в Китае - 1,9 %, в Канаде - 1,3 %, в Италии - 1 %, в Германии и Франции - 0,9 %. Дефляция в Японии составила 1,7 % [3].
Показатели по инфляции 2009 г. были достигнуты благодаря тому, что финансовый кризис существенно скорректировал в сторону понижения доходы и расходы населения. Запланированные правительством данные по уровню инфляции на 2010 г. могли бы быть достигнуты при нескольких условиях, во-первых, при сохранении бюджетных расходов на текущем уровне, во-вторых, при обеспечении целевого расходования гос-средств и, в-третьих, при сохранении у россиян типичной склонности к сбережению. В результате, как отмечают аналитики и независимые экономисты, инфляция в России должна была бы если и не выйти за рамки двузначных цифр, то хотя бы остаться в пределах 9 % или чуть большего значения (что, учитывая итоговую инфляцию 8,8 %, оказа-
лось ближе всего к истине), а по прогнозам российского правительства, инфляция в России в 2010 г. способна удержаться в коридоре 6,5-7,5 % [4].
В течение первого полугодия рост цен был на уровне 6-7 %, однако по итогам года было отмечено постепенное повышение инфляции, т. к. в глобальной экономике начало нарастать инфляционное давление, что явилось объективным процессом, вызванным не только ростом цен на нефть, но и на продовольствие. Таким образом, в 2010 г. уровень инфляции остался константным по отношению к 2009 г.
Кредитный портфель населения в целом по банковской системе России в 2009 г. номинально уменьшился на 11 %, и в 2010 г., по итогам первого квартала, была отмечена та же тенденция [5]. Это свидетельствует о том, что стимулы спроса, связанные с наращиванием розничного кредитного портфеля, работают в обратную сторону. Соответственно, традиционный спрос на автомобили, бытовую технику, жилье, который поддерживался кредитной активностью, сужается.
Однако российская инфляция, слегка замедлившаяся из-за экономического спада, по-прежнему опережает европейскую. По данным Федеральной службы государственной статистики, с начала 2010 г. цены в России выросли в среднем на 3,2 %. Это в пять раз больше, чем в странах ЕС (0,6 %). Обогнать Россию по росту цен удалось Украине (4,7 %) и Турции (3,9 %). В марте 2010 г. российские цены увеличились на 0,6 %, и по этому показателю Россия пропустила вперед Грецию (3,1 %), Италию и Нидерланды
(1,5 %) [4].
Рост цен на продукты в нашей стране оказался выше среднего - 4,1 %. Примерно так же дела обстояли и в Европе: при средней инфляции в 0,6 % продукты там подорожали на 1,2 %. Быстрее всего с начала года цены на продовольствие поднялись в Венгрии (4,6 %), Словакии, Эстонии и Чехии (3,5-3,9 %). В некоторых европейских странах продукты, наоборот, подешевели - например, в Болгарии, Ирландии и на Кипре цены на них снизились на 0,2-0,3 %. Сильнее всего из продуктов в России подорожали овощи - цены на них увеличились, в среднем, на 23,4 %, фрукты подорожали меньше - на
8,3 % [4].
Рост инфляции спровоцировало очередное повышение тарифов естественных монополий и ЖКХ: их вклад в уровень инфляции составляет от 1,5 до 2,5 % всего роста в годовом прогнозе, и мы считаем, что правительство допустило ошибку, связанную с необходимостью замораживания тарифов естественных монополий. В связи с этим противоречивыми представляются призывы премьера, прозвучавшие в начале мая 2010 г., бороться с инфляций и новые предложения Минэкономразвития ускорить рост тарифов на услуги естественных монополий. Так, по утверждению В.В. Путина: «Инфляция
должна оставаться на низком уровне не только за счет сокращения спроса, а прежде всего - за счет последовательной реализации мер правительства» [6]. Минэкономразвития, в свою очередь, заявило, что железнодорожные перевозки грузов в 2011 г. могут подорожать на 14 % вместо запланированных ранее 9,2 %, электроэнергия - на 20,2 вместо
16 %. Кроме того, уже в текущем году цены на электричество могут подняться на 17 % вместо запланированных 14 % [7]. Названные Минэкономразвития цифры стали основными ценовыми ориентирами на будущий год для всей экономики. Таким образом, надеяться на снижение инфляции при таком росте основных тарифов можно было бы только в условиях стагнации спроса и производства. Такая политика неизбежно дает два негативных эффекта. Во-первых, усиливается перекачка денег из обрабатывающих отраслей и кошельков граждан в государственные монополии, во-вторых, неизбежно ускоряется рост цен, а следовательно, достигнуть «амбициозных целей по инфляции» в такой ситуации государство могло бы монетарными рычагами - за счет сокращения бюджетных расходов на экономику и повышения кредитных ставок.
В то же время низкий темп роста цен является хорошим стимулом для инвестиций в экономику, в т. ч. государственных. В настоящий момент важной задачей является сохранение инфляции около 7 % (6,1 % в 2011 г.), т. к. при таком уровне компании могут заниматься долгосрочными инвестициями. В качестве более долгосрочного ориентира по уровню инфляции может быть показатель в 4-5 %, соответствующий инфляции в целом по миру до кризиса. Существенно
снизить инфляцию можно довольно быстро, если Центробанк перейдет к политике инфляционного таргетирования, но такое подавление инфляции, скорее всего, произойдет за счет существенного негативного влияния на экономический рост, о чем говорилось выше.
Также необходимо отметить, что, вопреки правительственным сообщениям о достижении низкой инфляции, в России растет стоимость минимальной потребительской корзины, причем в 2-3 раза быстрее, чем официально публикуемый показатель роста цен в стране. Так, в Москве за первый квартал 2010 г. прожиточный минимум был увеличен на 11,6 %, и составил 8267 руб., тогда как официальный показатель квартальной инфляции составил всего 3,2 % [8]. Кроме Москвы, ростом прожиточного минимума в первом квартале 2010 г. по отношению к четвертому кварталу 2009 г. отличились, например, Смоленская (рост на 9 %), Брянская (7,7 %), Рязанская (7 %), Владимирская (6 %), Воронежская (5 %) и другие области [8].
В целом, экономисты не скрывают: чем человек беднее, тем его личная инфляция выше. Например, когда этот минимальный набор, как в РФ, за год повышается в своей реальной цене на 20-25%, то для человека с доходом примерно 10 тыс. руб., которому хватает денег на еду и оплату ЖКХ, жизнь станет дороже на те же 20-25 %. Для состоятельных же людей, которые тратят примерно 5 % дохода на фиксированный потребительский набор, персональная инфляция, даже при подорожании продуктов в два раза, будет стремиться к нулю. По оценке М. Хазина, озвучившего свой прогноз на РБК-ТВ, реальная инфляция в РФ по итогам 2011 г. приблизилась к отметке в 20 %. Он напомнил, что в России, как и в США, и в Европе, для расчета инфляции используется методика МВФ. Для России эта методика снижает инфляцию на 10 %. По его словам, реальную динамику роста цен можно проверить через дефлятор ВВП [9].
Значимым представляется периодическое подорожание стратегически важных продуктов питания - гречки, растительного масла, соли и т. д., что является мировой тенденцией в соответствии с отчетом Всемирного банка, т. к. продовольствие - лишь одна из разновидностей товаров, во-первых,
универсально потребляемых, т. е. их рынок является всемирным, а во-вторых, производство которых ограничивается наличием природных ресурсов. Эти процессы можно частично объяснить ситуацией выхода из кризиса и особенностями развития некоторых стран, поэтому даже в тех странах, где голод населению не грозит, многие потребители признают, что им приходится отказываться от привычных продуктов в связи с их подорожанием. Подорожание продуктов питания более чем на 30 % дает правительству РФ право приступать к госрегулированию цен в соответствии с законом о торговле, однако, следует отметить, это является спекулятивным манипулированием, в соответствии с чем на данный момент нет оснований применять закон на практике. В целом, россиянам не привыкать к продовольственным кризисам из-за дефицита того или иного товара. Так, в начале 2006 г. с прилавков отечественных магазинов внезапно исчезла соль, основной причиной повышения цен на которую послужил ажиотажный спрос населения, вызванный распространением недостоверной информации о недостаче данного продукта на российском рынке, о чем позже заявили в антимонопольном ведомстве. Очевидно, что от кризиса и перекосов в мировой экономике страдают, в первую очередь, бедные государства. Так, в странах Африканского Рога (Сомали, Кения, Эфиопия и Джибути) в этом году разразился такой продовольственный кризис, какого здесь не видели уже 50 лет. На грани смерти от голода в регионе находится 3,6 млн человек.
Из вышесказанного следует, что страны, обладающие землей и ресурсами, будут в ближайшее время в меньшей мере испытывать экономические трудности и социальные катаклизмы, в т. ч. и Россия с ее невысокой плотностью населения и огромной территорией, чем страны с большим населением и ограниченными ресурсами, что уже вполне отчетливо наблюдается на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Кроме того, страны, способные предоставить новые ресурсосберегающие технологии, будут контролировать будущее в мире с ограниченными ресурсами. В этом отношении большой интерес представляет статья «Каким странам угрожает голод и в чем причины роста цен на продовольствие: мнения» [10]. В ней, помимо все-
го прочего, отмечается, что, по данным ООН, цены на продукты питания за последние 10 лет повысились на 80 %, а по данным агентства международной помощи ОхГаш, в ближайшие 20 лет цены на продовольствие увеличатся вдвое. Согласно одному из высказанных мнений первая причина современного продовольственного кризиса, это - изменение климата, что влияет на урожай зерновых во всем мире. Глобальное повышение температуры на каждый °С ведет к тому, что урожай зерновых падает на 10 %. С каждым годом глобальная климатическая система и агрокультурная система все меньше синхронизированы между собой. Кроме того, обостряется дефицит воды, о чем, в частности, говорит Р. Уотсон в своей работе «Файлы будущего» [11].
Следовательно, продовольственная инфляция, по нашему мнению, является психологическим по своей природе явлением, сопряженным с культурно-исторической памятью народа и обусловленным общими мировыми тенденциями, в т. ч. спекулятивным манипулированием, и исчерпаемостью ресурсов, что необходимо учитывать, говоря о мерах антиинфляционной политики.
В целом, повышение величины прожиточного минимума - это тревожный признак, т. к. он представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы. В 2010 г. это было своего рода компенсацией населению за возросшие расходы на жилищно-коммунальные услуги. Стоимость потребительской корзины напрямую зависит от уровня инфляции в стране.
Как отмечает директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики (ВШЭ) С. Алексашенко, не стоит верить тому, что инфляция в России имеет тенденцию к снижению, т. к. это возможно либо в результате принятия соответствующих мер в экономической политике, либо из-за резкого замедления экономического роста в стране.
По официальным прогнозам, рост потребительских цен в 2012 г. не должен превысить 6 %. Однако, по расчетам Высшей школы экономики (ВШЭ), инфляция может вырасти в этом году до 7,1 %, а снижение ин-
фляции до 5 % возможно, но только в условиях замедления роста ВВП до уровня ниже 3 %. При этом эксперты ВШЭ прогнозируют рост курса доллара в России до 32,8 руб. за доллар в 2012 г. и до 34,7 руб. в 2014 г. [12].
В табл. 1 приводятся данные по инфляции в России в период с 2000 по 2011 гг.
Таблица 1
Инфляция в России в период с 2000 по 2011 г.
Год Значение, %
2000 20,2
2001 18,6
2002 15,1
2003 12,0
2004 11,7
2005 10,9
2006 9,0
2007 11,9
2008 13,3
2009 8,8
2010 8,8
2011 6,1%
Источник: Госкомстат
С каждым годом инфляция отменяет надежды на достойную старость, и тот факт, что государство не может не только увеличить пенсионные накопления граждан, но хотя бы сохранить их в течение какого-то времени на неизменном уровне, говорит, по мнению многих экспертов, о несостоятельности этого государства и его национальной валюты, о том, что в стране отсутствуют сколько-нибудь надежные инструменты долгосрочного инвестирования [13].
Кроме того, к сожалению, инфляция не ограничивается потребительским сектором, но распространяется и на рынок инвестиций и экспортно-импортные операции. За последние три года удельный вес фактора роста объема производства в приросте ВВП в текущих ценах в России составил 22,5 %, в Великобритании, Германии, Франции - 4245 %, в США - 49 %, в Индии - 58,5 %, в Китае - 80 %, в Японии - 100 %, в Украине -43 %. Чтобы рост производства напрямую влиял на платежеспособный спрос, необходимо, чтобы, по крайней мере, половина производимой в стране продукции потреблялась внутри страны.
В мировой практике основной вклад в борьбу с инфляцией вносит развитие внутреннего рынка путем насыщения его товарами отечественного производства, а также стабильного покупательского спроса. Современная российская инфляция по сравнению с инфляцией в развитых странах вызвана тотальным произволом монополий, а следовательно, борьба с инфляцией в России - это, прежде всего, борьба с произволом монополий. Во-первых, необходимо обеспечение прозрачности структуры цен на их продукцию. Государство обязано знать, из чего складывается цена товара: сколько в ней налогов, зарплат, материальных издержек. Обеспечение прозрачности структуры цены -основа борьбы с произволом любой монополии как естественной, так и рыночной; другие меры включают обеспечение свободного доступа товаров на российский рынок, а также, опираясь на зарубежный опыт, получение права антимонопольным ведомством в случае резкого изменения цен сразу возвращать их на место, а уже потом проводить расследование; если же продавец перестанет торговать, рассматривать это как уголовное преступление. Эта мера достаточно действенна в развитых странах, так же как и возможность разукрупнения монополий. Например, в США за всю историю три монополии были насильственно разделены (American Tobacco и Standard Oil в 1911 г., ATT (American Telephone & Telegraph) в 1982-1983 гг.), и один раз существовала угроза в отношении «Майкрософта» [14]. Подобные шаги в отношении монополистов должны быть и в России.
Один из принципиально важных итогов кризиса заключается в том, что даже в острую его фазу российское правительство при выработке экономической политики упорно продолжало руководствоваться формулой «больше денег - выше инфляция» (а следует отметить, что минула только одна из волн долгосрочного кризисного этапа). Во-первых, правительство уверено в том, что уровень инфляции определяется практически исключительно объемом денежной массы, тогда как в действительности решающее значение могут иметь структурные факторы: борьба с инфляцией через снижение денежной массы все равно приведет к росту цен, если будет проходить одновременное повы-
шение тарифов естественных монополий. Во-вторых, не вполне понятно, почему главной целью экономической политики называется именно снижение инфляции, а не развитие частного сектора, который в долгосрочной перспективе может привести к насыщению рынка товарами, а значит, и к устойчивому снижению темпов роста цен.
Проводимая политика замораживает отсталую структуру российской экономики, резко сокращает потенциал экономического развития в целом и ослабляет конкурентные позиции российских компаний в частности.
В заключение следует отметить, что в России на сегодняшний день не достигнуто сдерживание роста цен, как бы этого ни хотелось. Неправомерно говорить о значимых результатах в борьбе с инфляцией за счет сжатия потребительского спроса, т. к. наиболее действенными механизмами являются развитие конкуренции и эффективная тарифная политика.
1. Соколин Б.М. Инфляция и власть. СПб., 2004.
2. Куликов С. Россия проигрывает войну с инфляцией // Независимая газета. 2010. 27 янв.
3. Все обвалилось // Эксперт Online. 2010. 19 февр. URL: http://expert.ru/2010/02/19/vvp/ (дата обращения: 24.02.2012).
4. Рябко С. Российская инфляция оказалась больше европейской в пять раз // Утро.ги.
2010. 26 апр. URL: http://www.utro.ru/articles/ 2010/04/26/890653.shtml (дата обращения:
27.02.2012).
5. Кочева О., Рушайло П. Макроэкономическая ситуация в России вызывает очень большую тревогу // Деньги. 2010. № 16. 26 апр.
6. Сергеев М. Борьба с инфляцией путем повышения цен // Независимая газета. 2010. 17 мая.
7. Рубченко М., Тальская М. Перекошенные амбиции // Эксперт. 2010. № 20. 24 мая.
8. Башкатова А. Граждане не замечают правительственной победы над инфляцией // Независимая газета. 2010. 17 мая.
9. Эксперты: Реальная инфляция в РФ по итогам 2011 г. может приблизиться к 20 % // РБК.
2011. 19 дек. URL: http://top.rbc.ru/economics/ 19/12/2011/630715.shtml (дата обращения:
27.02.2012).
10. Каким странам угрожает голод и в чем причины роста цен на продовольствие: мнения. URL: http://www.iarex.ru/interviews/ 18679.html (дата обращения: 27.02.2012)
11. Уотсон Р. Файлы будущего: история следующих 50 лет. М., 2011.
12. Сергеев М. Стране грозит новая волна инфляции. Экономисты предлагают новые рецепты накопления персональной «подушки безопасности» // Независимая газета. 2012. 27 янв.
13. Башкатова А. Инфляция отменяет надежды на достойную старость. Внешэкономбанк не смог сохранить пенсионные накопления россиян // Независимая газета. 2012. 24 янв.
14. Черных Е. Кто не дает обуздать цены в России // Комсомольская правда. 2010. 18 марта.
Поступила в редакцию 14.03.2012 г.
UDC 336.748.12
ON QUESTION ABOUT REGULATION PROSPECTS OF INFLATION PROCESSES IN RUSSIAN ECONOMY.
PART II. ANALYSIS OF CURRENT SITUATION AND MEASURES OF ANTI-INFLATIONARY POLICY IN THE LIGHT OF WORLD ECONOMIC DEVELOPMENT
Vladimir Nikolayevich RYABYKH, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]
The article examines the causes of inflation and contains a pluralistic analysis of inflationary processes in the Russian economy with due regard for their future regulation. It is noted that inflation should be seen as a multi-faceted socioeconomic phenomenon. The definition is given to the concept of food inflation, which is a psychological phenomenon, combined with a cultural and historical memory of the people and caused by general global trends, including speculative manipulation, and depletion of resources.
Key words: inflation; anti-inflation policy; consumer basket; food inflation; speculative manipulation.