УДК 378.126+371.134
К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ТЬЮТОРА
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFICIENT PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR REALIZATION OF TUTORS’ FUNCTIONS
С. М. Ефименко S. M. Efimenko
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих подготовку будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора.
Abstract. The aim of the study is the theoretical basis and experimental verification of complex of organizational and pedagogical conditions that provides training of future teachers for realization of tutors’ functions.
Ключевые слова: функции тьютора, тьюторские технологии, организационно -
педагогические условия, портфолио, преподаватель-тьютор, «дорожная карта».
Keywords: tutors’ functions, tutors’ technology, organizational and pedagogical conditions, portfolio, teacher-tutor, a road map.
Актуальность исследуемой проблемы. Подготовить качественно будущего педагога профессионального обучения к реализации функций тьютора (ФТ) можно при условии организации учебного процесса в вузе на основе тьюторских технологий. Как показано во многих исследованиях [2], [4], тьюторские технологии в вузе могут успешно реализоваться, если кроме осуществления педагогических условий реализовать ряд организационных (управленческих) условий. В этой связи Т. И. Шамова пишет, что «управление образовательными системами по своему назначению должно обеспечивать максимальное использование возможностей для получения полезного результата. Чем лучше оно справляется с решением этой задачи, тем оно более эффективно. Под эффективностью управления понимают характеристику, отражающую отношение между достигнутой и возможной продуктивностью» [9].
Теоретически обосновать условия, которые наилучшим образом будут способствовать подготовке будущих педагогов к реализации функций тьютора, становится возможным в случае уточнения понятия «организационно-педагогические условия». Это связано с тем, что в научной психолого-педагогической литературе мы встречаемся с различными точками зрения на данное ключевое понятие нашего исследования.
Так, Л. С. Выгодский утверждал, что надо «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще “не созрели” для самостоятельного функционирования» [3]. Ю. К. Бабанский определил педагогические условия как обстоятельство, при котором компоненты учебного процесса представлены в единстве (учебный предмет, преподавание и учение), в наилучшем взаимоотношении, представляя учителю возможность плодотворно работать, руководить учебным процессом, а учащимся -успешно учиться [2]. В. А. Сластенин выделяет две группы условий: общие и специфические. К общим условиям автор относит социальные, экономические, культурные, национальные и географические условия; к специфическим - особенности социальнодемографического состава учащихся, местонахождение образовательного учреждения, материальные возможности, воспитательные возможности окружающей среды [7]. В. И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ... целей» [1, 124].
Анализ научных публикаций по проблеме исследования привел нас к выводу о том, что подготовить качественно будущего педагога профессионального обучения к реализации функций тьютора можно при условии организации учебного процесса в вузе на основе тьюторских технологий. Тьюторские технологии в вузе могут успешно реализоваться, если кроме педагогических выполнить ряд организационных (управленческих) условий. В этой связи Т. И. Шамова пишет, что «управление образовательными системами по своему назначению должно обеспечивать максимальное использование возможностей для получения полезного результата. Чем лучше оно справляется с решением этой задачи, тем оно более эффективно. Под эффективностью управления понимают характеристику, отражающую отношение между достигнутой и возможной продуктивностью» [9].
Материал и методика исследований. Приведение в действие существенного резерва повышения эффективности педагогического процесса предполагает создание необходимых организационно-педагогических условий. Выявление необходимых условий требует от нас реализации проблемно-ориентированного анализа по всей цепи образовательного процесса. При осуществлении подобного анализа исследователи наиболее часто применяют методику «зеркала прогрессивных преобразований» [6] совместно со схемой проблемно-ориентированного анализа [3]. На основе данных методик мы составили свою схему, позволяющую выявить ключевые организационно-педагогические условия, обеспечивающие достижение высокого уровня готовности будущих учителей к реализации функций тьютора. Схема представлена на рис. 1.
Результаты исследований и их обсуждение. Проведенный анализ позволил выделить как минимум три ключевые организационно-педагогические условия:
- первое условие вытекает из необходимости реализовать управление процессом образования. Высокий уровень подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора возможен, если в вузе будет создана нормативноправовая база, стимулирующая профессорско-преподавательский состав выполнять функции тьютора, и будет осуществляться постоянный мониторинг результатов и процесса подготовки студентов к реализации функций тьютора;
- под вторым условием мы подразумеваем необходимость обеспечения процесса тьюторского сопровождения студентов со стороны преподавателей вуза соответствующими ресурсами и условиями. Речь идет прежде всего о кадровых, материально-
технических, учебно-методических и других условиях и ресурсах, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, направленный на подготовку будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора;
- третьим условием является осуществление самого учебно-воспитательного процесса в вузе на основе применения тьюторских технологий и создания учебнометодических разработок.
Рис 1. Проблемно-ориентированный анализ деятельности вуза и определение организационно-педагогических условий, обеспечивающих подготовку будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора
Как видно из представленного рисунка, основу процесса, обеспечивающего высокий уровень подготовки будущих педагогов к реализации функций тьютора, составляют реализуемые в вузе тьюторские технологии. Выделяем основные технологии тьюторского сопровождения образовательной деятельности студентов. Это - проектная технология, технология работы с «портфолио», технология консультирования, тренинговая технология, технология профессиональных проб, активизирующая технология Н. С. Пряжникова.
В рамках проектной технологии, имеющей значительные преимущества перед другими методами (системность работы с обучающимся; четкость и очерченность границ деятельности; фактическая программированность результатов; хорошая управляемость процесса достижения цели), тьютор рассматривает деятельность обучающегося по достижению им своих образовательных целей как его образовательный проект. Этот проект реализуется в рамках «дорожной карты» студента, являющейся индивидуальной программой профессионального обучения, включает в себя аналитическое обоснование цели, содержания и плана действий по его реализации. Студент выявляет желательные направления получения знаний и умений тьюторской деятельности, обосновывает свой выбор, ставит образовательные цели и определяет, чего не хватает для их реализации. При разработке проекта обучающийся под руководством тьютора знакомится с более эффективными технологиями образовательной деятельности, включаются оценка и анализ собственных способностей и возможностей. В рамках учебной программы, как правило, во время педагогической практики создаются максимальные возможности для прохождения профессиональной пробы.
Одним из средств фиксации результатов реализации проекта обучающимся является портфолио процесса, наиболее полно отражающее этапы движения студента к цели, а также выполняющее рефлексивную функцию, помогающее анализировать и обосновывать верность принятых решений и их изменение. Технология работы с портфолио студента является эффективной образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход, а также использующаяся в качестве одного из средств конструирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (проектов) обучающихся в рамках образовательного учреждения. Кроме «накопительной», портфолио студента реализует ряд других функций: выполняет модельную функцию, отражая динамику развития профессиональных качеств, его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный обучающемуся, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта; помогает проводить рефлексию собственной учебной работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов подготовки к реализации функций тьютора.
На начальных этапах профессиональной подготовки используется более гибкая технология индивидуальных и групповых консультаций, которые проводятся с целью получения недостающей информации. В консультировании выделяется несколько этапов: подготовительный, установочный, диагностический, рекомендательный и контрольный (проверочный). Проводя консультирование, преподаватель-тьютор предварительно изучает проблемы студента, разрабатывает подходы к проведению будущей консультации, а по ее итогам обязательно оценивает результаты. Консультации проводятся исходя из потребностей студента и базируются на принципе добровольности и мотивированности самого обучающегося. В зависимости от эффекта консультаций и отношений, которые сложились у консультанта со студентом, они могут быть достаточно регулярными или носить эпизодический характер, то есть проводиться по необходимости. Однако при этом очень важно, чтобы разовые консультации также носили завершенный характер, то есть подводили студента к решению возникающих проблем и указывали на дальнейший ход самостоятельных действий.
Технология профессиональных проб позволяет студенту проверить свои знания и умения на практике, развить навыки тьюторского сопровождения. Она рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации тьюторского потенциала личности обучающегося. В этой технологии тьютор в большей степени, чем в остальных, выступает в роли организатора самостоятельной образовательной деятельности студента. В его функции входит находить места для проведения проб и помогать студенту определиться в их использовании. Еще одним важным моментом данной технологии является рефлексия итогов проб и коррекция выбора по их результатам. Технология профессиональной пробы наиболее результативна для студентов, которые любят обучаться на практике, а точнее - на собственном опыте, пусть и не всегда безошибочном. Такие студенты не терпят морализирования, давления, то есть непосредственного влияния.
Еще одной технологией, которую мы используем в своей работе, является активизирующая технология Н. С. Пряжникова, получившая широкое распространение в системе корпоративного обучения сотрудников. Данная технология основывается на рассмотрении обучающегося как потенциального субъекта процесса собственного самоопределения. Задача тьютора состоит в том, чтобы с помощью различных активизирующих методик, включая диагностические, игровые и когнитивные, развить у студента качества субъекта образовательной деятельности и сформировать мотивационную, практическую и информационную готовность к решению проблем профессиональной подготовки по реализации функций тьютора. Ее основные принципы и формы в целом совпадают с идеологией тьюторства и поэтому могут быть применены в профессиональном образовании.
Технологии тьюторского сопровождения выбираем исходя из анализа состава студентов, нуждающихся в тьюторской помощи: индивидуальных особенностей, степени развития их субъектности, характера общих и индивидуальных проблем, а также состояния процесса их самоопределения (табл. 1). Выбор технологий работы определяется также развитостью в студентах качеств субъекта собственного развития. С обучающимся, способным самостоятельно работать над своими проблемами, можно ограничиться разовыми консультациями.
Таблица 1
Организационные формы реализации тьюторских технологий
Название технологии Организационные формы реализации технологии
Проектная методика По группам, индивидуально
Технология индивидуальных и групповых консультаций Индивидуально, в группах постоянного и сменного состава, сочетание этих форм
Социально-психологические и когнитивно-поведенческие тренинги В группах постоянного состава
Активизирующая технология Н. С. Пряжникова В группах постоянного и сменного состава, сочетание этих форм
Технология профильных проб Индивидуально, в малых группах
Как показало наше исследование, для преподавателей более сложным, чем изменение содержания программ, явилось изменение форм и методов взаимодействия со студентами. На начало эксперимента 65 % преподавателей отметили переход на тью-торское сопровождение обучения студентов как очень сложное явление и негативно отозвались о возможности его реализации. Из них 40 % профессорско-преподавательского состава выразили свое отрицательное отношение к введению в вузе тьюторских технологий, 60 % опрошенных сомневались в достижении позитивных результатов от введения тьюторского сопровождения.
Исходя из данной ситуации и опираясь на исследования по сходной проблеме [3], одним из ключевых условий реализации модели подготовки будущих педагогов профессионального обучения к реализации функций тьютора в образовательном учреждении мы выбрали тьюторское сопровождение деятельности самих преподавателей вуза со стороны администрации вуза и факультета, заведующих кафедрами и модераторов проекта. Главной целью стал перевод преподавателя вуза из посредника по передаче знаний в консультанта, советника, помощника, человека, сопровождающего профессиональное становление будущего учителя. Важным направлением тьюторского сопровождения деятельности преподавателей вуза явилось проведение консультаций и оказание помощи в разработке учебно-методических пособий и практических рекомендаций в соответствии с учебной программой подготовки специалиста.
Основными инструментами, способствующими переходу преподавателей к реализации функций тьютора, являются «навигатор по предмету» (разрабатывается преподавателем) и «дорожная карта студента» (разрабатывается студентом при содействии преподавателя-тьютора). Оба инструмента направлены на реализацию принципа системности, предполагающего оказание помощи обучающимся на всех этапах учебной деятельности, поддержку их активной позиции в образовательном процессе, обеспечение условий для осуществления своевременного самоконтроля достижений на основе портфолио. Данный принцип является основополагающим в концепции тьюторства, поскольку образовательный процесс рассматривается как целостная система, обладающая рядом интегративных качеств и требующая комплексного воздействия на ее взаимосвязанные элементы.
На первом этапе обучающиеся обязательно информируются о целях обучения, особенностях организации процесса, используемых материалах и способах доступа к ним, требованиях к итоговой подготовке и т. д. Предусматриваются методы определения начального уровня подготовки обучающихся, анализа их потребностей и мотивации, планирование использования пропедевтических материалов. Все эти требования реализуются в навигаторе по предмету.
На втором этапе, уже в процессе обучения, проводятся постоянные консультации (в том числе с использованием современных информационных технологий), анализируются ответы на вопросы обучающихся, используются различные способы поиска и предоставления учебной информации. Поддержка включает применение приемов активизации познавательной деятельности обучающихся и дополнительные меры, выбранные в зависимости от полученной оценки качества учебных материалов. На данном этапе студенты под руководством преподавателей-тьюторов разрабатывают «дорожную карту». Реализация принципа построения учебного процесса на основе взаимного доверия и уважения является важной характеристикой педагогической деятельности совре-
менного преподавателя, свидетельствующей об использовании им тьюторских технологий. Принцип сотрудничества и взаимоуважения включает ориентацию на возрастание удовлетворенности всех участников образовательного процесса. Важное значение доверительной атмосферы между обучающимися и преподавателем-тьютором для организации современного учебного процесса подчеркивают сами обучающиеся [9].
Следовательно, ключевой задачей тьюторского сопровождения нам видится поддержка активной позиции студентов в образовательном процессе. Обеспечение активной позиции обучающихся основывается на предоставлении им возможности самостоятельно выбирать, где и как учиться, ориентируясь на те компетенции, которые формируются на выходе профессиональной образовательной программы, выбирать индивидуальную траекторию и форму обучения [5].
Некоторые методы активизации деятельности обучающихся по самостоятельному формулированию вопросов разработаны и описаны в работах Г. Б. Скока [6] и могут использоваться педагогом, реализующим тьюторские технологии.
Один из продуктивных способов стимулирования беседы, организации свободного обсуждения - предварительная подготовка преподавателем вопросов, которые обучающиеся выбирают, уточняют, дополняют самостоятельно сформулированными. Этот способ организации диалога со студентами на занятии неоднократно использовался на курсах повышения квалификации и показал свою продуктивность [9].
Таким образом, для того чтобы обеспечить активность обучающихся в образовательном процессе, преподаватель-тьютор должен уметь стимулировать инициативу обучающихся по формулированию вопросов, участвовать в совместном обсуждении проблем и задач, способствовать взаимодействию обучающихся на занятии, организуя их деятельность. Следовательно, в рамках реализации второго организационнопедагогического условия, обеспечивающего подготовку будущего педагога профессионального обучения к реализации функций тьютора, должно быть реализовано методическое сопровождение педагогической деятельности.
Самооценка и самоконтроль становятся необходимостью в тьюторской технологии обучения. Материалы для самоконтроля - это способ поддержать у студентов интерес и желание учиться, предоставить им возможность самостоятельно ориентироваться в учебном курсе и дальнейшей профессиональной деятельности. Инструментом, обеспечивающим эффективный самоконтроль, является портфолио студента. Оно обеспечивает не только фиксацию результатов профессионального становления студента, но и позволяет проводить самоанализ как процесса, так и условий обучения.
Для педагога профессионального обучения, реализующего тьюторские технологии, очень важно проявлять внимание к такому показателю качества учебного процесса и его собственной профессиональной деятельности, как «удовлетворенность потребителя» образовательных услуг. Методы оценки мнения студентов могут быть разными, соответствующими используемой форме организации образовательного процесса, типу образовательного учреждения, принятым нормам качества и т. д., но сама оценка и мониторинг должны проводиться обязательно.
Мы считаем, что тьюторская деятельность преподавателей по организации самообразования студентов будет эффективной, если будут реализованы разработанные нами регламентирующие деятельность положения: «о тьюторе», «о навигаторе по учебному курсу», «о дорожной карте студента», «о портфолио студента», «о критериях и
показателях качества обучения» и др. В этом случае процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения будет осуществляться не только по инициативе отдельных преподавателей и студентов, а станет нормой жизнедеятельности всего коллектива факультета и вуза.
Резюме. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что рассматриваемые педагогические условия, обеспечивающие эффективную подготовку будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна к реализации функций тьютора, являются основополагающими в концепции тьюторства, поскольку образовательный процесс рассматривается как целостная система, обладающая рядом интегративных качеств и требующая комплексного воздействия на ее взаимосвязанные элементы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 2-е изд. -Казань : Центр инновационных технологий, 2002. - 171 с.
2. Бабанский, Ю. К. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах : справочное пособие / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. - Киев : Радянская школа, 1984. - 288 с.
3. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР. - 1960. - С. 55.
4. Максимов, В. Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя / В. Г. Максимов. - Чебоксары : ЧГУ, 1996. - 288 с.
5. Пидкасистый, П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П. И. Пидка-систый. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Пед. об-во России, 2005. - 44 с.
6. Скок, Г. Б. Методика оценки качества учебного процесса и деятельности преподавателя (по показателю «удовлетворенность потребителя») / Г. Б. Скок, Е. А. Лебедева. - М. : Изд-во исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 2003. - 26 с.
7. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сла-стенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2003. - 576 с.
8. Сурина, Т. Ю. Подготовка преподавателей к реализации тьюторских технологий в профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. Ю. Сурина. - Киров, 2008. - 21 с.
9. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин ; под ред. Т. И. Шамовой. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.