УДК 37.035.6
Kalekin A.A., soldier (Anapa, Russia), E-mail: volk2388@mail.ru
TO THE QUESTION OF THE INTENSIFICATION OF PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY ON THE BASIS OF CULTUROLOGICAL APPROACH. The new socio-cultural situation in Russia makes the Russian pedagogical science and practice choose an innovative strategy and tactics that ensure the effective education of patriotism, the development of patriotic properties and qualities of an individual. Such a new direction can and should be patriotic education of an individual on the basis of cultural approach. The article shows that the culturological approach is a specific scientific methodology of cognition and transformation of pedagogical reality, which is based on axiology, the doctrine of the values and value structure of the world. This approach is applicable to the sphere of education through the prism of culture and understanding of educational activities as a cultural process implemented in a culture-like educational environment that provides personal development and self-improvement.
Key words: activation, education, personality, cultural approach, cadet, patriotism, patriotic education, formation.
А.А. Калекин, военнослужащий, г. Анапа, E-mail: volk2388@mail.ru
К ВОПРОСУ ОБ АКТИВИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Образовавшаяся в России новая социокультурная ситуация потребовала от отечественной педагогической науки и практики выбора инновационной стратегии и тактики, обеспечивающих эффективное воспитание патриотизма, развитие патриотических свойств и качеств личности. Таким новым направлением может и должно стать патриотическое воспитание личности на основе культурологического подхода.
В статье предпринята попытка показать, что культурологический подход есть конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющий в своей основе аксиологию, учение о ценностях и ценностной структуре мира. Данный подход применим к сфере воспитания через призму культуры и понимания воспитательной деятельности как культурного процесса реализовываемого в культуросообразной воспитывающей среде, обеспечивающей личности развитие и самосовершенствование.
Ключевые слова: активизация, воспитание, личность, культурологический подход, курсант, патриотизм, патриотическое воспитание, формирование.
Актуальность данной темы связана с приданием патриотизму статуса «общенациональной идеи», возрастанием в современных условиях его консолидирующей силы, усиления влияния на культурное развитие личности, формирования курсантов военных вузов как настоящих граждан-патриотов, профессионалов, надежных защитников Отечества в мирное и военное время.
Существенным обстоятельством, требующим своего учёта для воспитания патриотов, становится применение в развернувшемся противостоянии государств фактора «мягкой мощи государства», ядром которой является культура, наука, образование, религия, искусство, СМИ и спорт. Концепция «мягкой силы» предусматривает, что в глобальной конкуренции выигрывает та страна, в которой человек как нигде больше способен чувствовать себя человеком. Ныне Культура и Нравственность - ключевые понятия, «вторгающиеся» во все составляющие «мягкой силы» государства, наполняя их ценностным смыслом.
Президент Российской Федерации В.В. Путин [1] постоянно отмечает, что Отечеству ныне нужны не индифферентные люди, а креативные, инициативные, деловые граждане-патриоты, активно участвующие в социально-политических, экономических и духовных процессах, всемерно способствующие развитию и укреплению обороноспособности новой, демократической России. Поэтому патриотизм вновь призван стать скрепом государства и стержнем всей воспитательной деятельности с молодыми россиянами.
Следовательно, культурологическая направленность всего процесса жизнедеятельности личности должна стать лейтмотивом современной социально-политической стратегии государства, и прежде всего, воспитательно-патриотической деятельности (ВПД) с учащейся молодежью, в том числе и курсантов военных вузов.
Патриотическое воспитание курсантов обладает рядом положительных факторов и сказывается на весь учебно-воспитательный процесс в военном вузе, на профессиональное воспитание будущих военных кадров, для которых патриотизм является базовым профессиональным качеством, основой добросовестного служения Отечеству [2]. Воспитательно-патриотический процесс с курсантами:
- помогает осмыслить и поддержать политику российского правительства по укреплению Вооруженных Сил РФ и обороноспособности страны;
- обеспечивает укрепление убеждения в целесообразности практических действий командиров по повышению боеготовности и боеспособности войск, решению учебно-боевых задач;
- развивает патриотическое сознание, формирующее здоровую морально-нравственную атмосферу в воинских коллективах, где решаются вопросы жизнедеятельности курсантских подразделений, укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка;
- упрочивает соблюдение норм и принципов взаимоотношений между курсантами;
- способствует разрешению противоречий и конфликтов в воинской среде;
- укрепляет нравственные и морально-боевые качества курсантов.
Вместе с тем, выполненный анализ научных исследований на тему формирования патриотизма показал, что в этой приоритетной работе не применяется в полную силу возможности культурологического подхода.
Анализируемый подход имеет богатую и длительную историю. Его зарождение и становление уходит своими корнями в эпоху Просвещения. Развитие педагогической практики в те годы позволили выделить принцип культуросообразности, нашедший глубокое содержательное отражение в работах Дж. Локка, К.А. Гельвеция, Ф.А.В. Дистерверга и др.
О значении культуры и освящении различных культурных аспектах образования и воспитания говорится в трудах К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Капте-рева, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, других отечественных мыслителей и педагогов.
Однако глубокие основы культурологического подхода в отечественной науке стали разрабатываться в 1970-1980 годы такими философами как В.С. Библер, Л.Н. Коган и др. В эти же годы подход был заимствован учеными-педагогами как исследовательский метод, «с позиций которого определяющее значение в осмыслении процессов образования и воспитания приобретают творческие, духовно-нравственные аспекты в развитии личности, культуросообразные проявления и способы деятельности».
В.С. Библер [3] констатирует, что ныне культурологический подход стал ценностным императивом современной гуманитарной науки потому, что «культура стала основой научного мышления и вседневного бытия в их взаимоопределении. В фундаментальной ориентации современного разума и мир, и наука, и человек понимаются в сфере уникальных произведений культуры».
В педагогике теорию культурологического подхода разработали В.А. Сластенин и представители его школы. Основными концептуальными идеями теории культурологического подхода В.А. Сластёнина [4] являются: а) каждый человек превраща-
ет в личностный смысл исторически концентрированный опыт;
б) личность интерпретирует все богатство культуры, пропуская его через себя, свои убеждения, цели, взгляды, ценности и др.;
в) воспитательная деятельность связана с передачей социального опыта и культуры от поколения к поколению; г) педагог-воспитатель способствует культуроёмкому развитию личности, учит созидательному действию.
Исходя из важнейших положений теории В.А. Сластёнина, для исследовательской и практической деятельности преподавателя современного военного вуза культурологический подход ориентирует: во-первых, на приобщение курсантов к общечеловеческой культуре, а во-вторых, в формировании собственной педагогической культуры и самореализации через профессиональную культуру.
Другой важной теорией для понимания сущности культурологического подхода является концепция Е.В. Бондаревской [5] о личностно-ориентированном образовании культурологического типа, важнейшие положения которой: «видение образования через призму культуры»; ориентация на воспитание гражданина, человека культуры и нравственности, на смыслопорождающие и охранительно-защитные функции воспитания; образование есть культурный процесс, осуществляемый в культурносообразной образовательной среде, «все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей»; представление личностно-ориентированного образования как целостной гуманитарной технологии открытого типа, способной влиять на становление человека, общества, культуры, как педагогический механизм социокультурного развития.
Следовательно, культурологический подход: это конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности; имеет в своей основе аксиологию, учение о ценностях и ценностной структуре мира; это практико-ориенти-рованный инструмент комплексного осмысления «функционирования социокультурного опыта»; применим к сфере воспитания через призму культуры и понимания воспитательной деятельности как культурного процесса реализовываемого в культуро-сообразной воспитывающей среде, обеспечивающей личности развитие и самосовершенствование; целенаправлен на человека как творца и субъекта культуры, способному к культурному самовоспитанию и саморазвитию.
Таким образом, культурологический подход применительно к патриотическому воспитанию представляет собой методологическую основу воспитательно-патриотического процесса базирующийся на совокупности теоретических, конкретно-исторических и методических положений, которые являются основополагающими в формировании личности человека культуры, гражданина, профессионала и патриота.
Исходя из вышеприведённого, можно выделить характерные особенности реализации культурологического подхода:
- это изучение мира человека в контексте его культурного существования, в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Это рассмотрение культурного наполнения социальной реальности, сложившихся и складывающихся культурных программ, утверждающих себя в опыте практической деятельности людей;
- это рассмотрение феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении человека, его сознания и жизнедеятельности. В логике данного подхода различные аспекты сущности человека как субъекта культуры (сознание, самосознание, духовность, нравственность, творчество) понимаются во «внеиерархическом сопряжении» как грани целостного культурного человека.
- это принципиальная гуманистическая позиция, признающая человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом. Он сосредотачивает внимание на человеке как субъекте культуры, способном вмещать в себя все старые смыслы культуры и одновременно производить новые. При таком подходе сфе-
Библиографический список
ра деятельности человека, сфера его бытия, в которых осуществляются восприятие и создание артефактов, рассматриваются как культура.
Следовательно, все авторы понимают культурологический подход как общую методологию образования и воспитательной деятельности, что всецело относится и к ВПД. Согласно положениям культурологического подхода центральной фигурой образования и воспитания является учащийся, в том числе и учащийся военного вуза.
Важнейшими компонентами подхода в ВПД являются:
- отношение к воспитаннику как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
- отношение к воспитателю как посреднику и проводнику, вводящего воспитанника в мир культуры, помогающего личности в самоопределении в мире культурных ценностей;
- отношение к воспитанию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смысл, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей его культурного саморазвития;
- отношение к учебному заведению как целостному куль-турнообразовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич).
Выявленные и обобщенные закономерности позволяют констатировать:
Актуализация культурологического подхода к проблеме патриотизма и патриотического воспитания курсантов военного вуза обусловлена:
- возвращением образования и воспитания личности в контекст культуры;
- осознанием культуры как центрального условия становления и развития личности воспитанника;
- усиление роли педагогики как часть культуры в приобщении личности к культурному наследию социума и во включении его в культурную среду, где осуществляется передача опыта предшествующих поколений различными путями и способами современному поколению, в том числе и военным курсантам.
Рассматриваемый подход предполагает анализ феномена «культуры» в педагогическом исследовании в качестве основного в понимании и объяснении человека, его сознания и жизнедеятельности. Вариативность моделей культуры, обусловливающих содержание культурологического метода познания, определяет многообразие его стратегий и тактик.
Сущность культурологического подхода в воспитании заключается в формировании и развитии человека культуры, направленного на сохранение и воспроизводство мировых культурных ценностей. Значимость подхода усиливается в поликультурном образовательно-воспитательном пространстве военного вуза.
Патриотическое воспитание курсантов на основе культурологического подхода - это организация воспитательно-патриотической деятельности в военном вузе как процесса интериориза-ции и развития личностью достижений отечественной и мировой культуры. Подход ориентирует командование и профессорско-преподавательский состав на то, чтобы отечественная культура и история, отечественные и воинские традиции, социальная и военная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса.
Таким образом, активизация патриотического воспитания курсантов военного вуза на основе культурологический подход ныне становится центральной идеей, первостепенным методологическим подходом в развитии патриотизма армейской учащейся молодежи. Курсант военного вуза является центральной фигурой процесса патриотического воспитания. Одновременно военный воспитатель является равноправным участником, партнером процесса патриотического воспитания, воспринимаемого как наставника, заинтересованного старшего товарища, руководителя и помощника в формировании и развитии высоких патриотических качеств.
1. Путин В.В. Патриотизм - это, прежде всего дело, служение своей Родине, стране, России, своему народу: официальная хроника. Патриот Отечества. 2012; 10: 2 - 4.
2. Томилин А.Н., Хекерт Е.В. Развитие мотивации к профессиональной карьере у флотских специалистов: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2018.
3. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры (два философских введения в XXI век). Москва: Полит. литература, 1991.
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. 3-е издание. Москва: Школа-Пресс, 2000.
5. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. Педагогика. 2007; 8: 44 - 53.
References
1. Putin V.V. Patriotizm - 'eto, prezhde vsego delo, sluzhenie svoej Rodine, strane, Rossii, svoemu narodu: oficial'naya hronika. Patriot Otechestva. 2012; 10: 2 - 4.
2. Tomilin A.N., Hekert E.V. Razvitie motivacii k professional'noj kar'ere u flotskih specialistov: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2018.
3. Bibler V.S. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury (dva filosofskih vvedeniya vHHI vek). Moskva: Polit. literatura, 1991.
4. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mischenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogika. 3-e izdanie. Moskva: Shkola-Press, 2000.
5. Bondarevskaya E.V. Cennostnye osnovaniya lichnostno-orientirovannogo vospitaniya. Pedagogika. 2007; 8: 44 - 53.
Статья поступила в редакцию 14.09.18
УДК 378
Konovalova V.M., College Teacher, researcher (Elektroizolyator, Moscow Oblast, Russia), E-mail: v.m.konovalova@mail.ru
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF DUAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF COLLEGE GSU. The article reveals the theoretical and practical aspects of creating an integrated educational and production environment on the basis of dual training. The dual system of education includes a coordinated interaction of educational institutions and industrial enterprises (organizations), aimed at training specialists of a particular professional field code. The value of dual education is determined by the possibility for each student at the early stages of the learning process to be included into the production process as an employee of workshops, training and production plants organized at a college. Thus, training is carried out on the basis of close interaction between theory and practice, which is a guarantee of successful professional and social adaptation of a future specialist. The article shows the experience of a unique educational institution in Russia - the College of Gzhel State University.
Key words: dual training, technical college, students, College of Gzhel State University.
В.М. Коновалова, преп. колледжа ГГУ, Московская область, пос. Элетроизолятор, E-mail: v.m.konovalova@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕДЖА ГГУ
В статье раскрываются теоретические и практические аспекты создания интегрированной учебно-производственной среды на основе дуального обучения. Дуальная система образования включает в себя скоординированное взаимодействие образовательного учреждения и производственных предприятий (организаций), направленное на подготовку специалистов конкретного профиля. Ценность дуального образования определяется возможностью для каждого обучаемого уже на ранних этапах процесса учебы включаться в производственный процесс в качестве работника мастерских, учебно - производственных комбинатов, организованных при колледже. Тем самым обучение осуществляется на основе тесного взаимодействия теории и практики, что является гарантом успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. В статье показан опыт уникального в стране образовательного учреждения - колледжа Гжельского Государственного университета.
Ключевые слова: дуальное обучение, технический колледж, студенты, колледж Гжельского Государственного университета.
На сегодняшний день качество образования стало особо актуальной проблемой. Эту проблему можно проследить на всех уровнях образования, особенно профессионального, технических специальностей. Для решения проблемы качества образования ФГОС нового поколения требует обеспечить практико-ориентированный характер обучения. Работодатели всё громче говорят о необходимости повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, но сами предприятия не заинтересованы в выделении своей материальной базы для обучения студентов. Федеральный стандарт третьего поколения предусматривает обучение и выпуск таких специалистов, которые будут способны к самореализации, социально мобильны, легко адаптируемы в современных рыночных условиях развития экономики региона и страны, умея вырабатывать и изменять собственную жизненную стратегию [1].
Под дуальной системой подготовки специалистов можно рассматривать «некую инновационную траекторию организации высшего (или среднего) профессионального образования, которая включает в себя четко скоординированное взаимодействие образовательного учреждения и производственных предприятий (организаций), направленное на подготовку специалистов конкретного профиля, с требуемым работодателю квалификационным уровнем» [2].
С 2014 г. в России накоплен опыт реализации модели дуального образования. Существенный вклад в развитие данной модели внесли Нижегородская, Свердловская, Ярославская, Калужская, Ульяновская, Волгоградская, а также Московская области, Красноярский и Пермский и края, Республика Татарстан. Осуществление программы развития дуального образования в данных регионах стало возможно благодаря Агентству стратегических инициатив (АСИ) при активной поддержке Минобрнауки, Минпромторга и Минтруда России. Участники данной программы получают квалифицированную консультационную помощь Всемирного банка и Российско-Германской внешнеторговой па-
латы. При этом особых успехов добились Корпоративный Образовательный центр «белых металлургов» в Первоуральске и «Колледж будущего Татарстана» в Альметьевске. Например, в Ставропольском крае в феврале 2016 года была утверждена специальная дорожная карта проекта «Развитие профессионального образования в городе Георгиевске путем внедрения элементов дуального обучения на базе федеральной инновационной площадки». Исполнителем данной дорожной карты выступает ГБПОУ «Георгиевский региональный колледж» [3; 4].
Но без работодателей этих целей невозможно достичь. Несмотря на усилия образовательных учреждений, производственники не принимают активного участия организации сопровождения новых стандартов, т. е. организационный механизм реализации стандартов требует дальнейшего развития. Для достижения задачи повышения качества профессионального образования наиболее перспективным является «дуальное обучение» будущих специалистов. Дуальное обучение - это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте. В идеале всё должно выглядеть так: предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие и в составлении учебной программы, студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов. Важнейшим компонентом такой системы является наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников. Проблемы подготовки кадров касаются, прежде всего, тех предприятий, которые стремительно развиваются, претендуют на крупные, наукоёмкие и технологичные заказы [5].
Дуальное обучение может обеспечить получение кадров, подготовленных к потребностям конкретного предприятия и его специфике. Организация же такого обучения предполагает боль-