DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.06
УДК 378.14 ББК 74.480.05
го са о
ГО
п.
0 ъи
1 Ш
ГО~ ш Ф .о
о
Т.А. Григорьева1, В.Н. Кормакова2
1ORCID № 0000-0003-0056-4220, аспирант кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация. E-mail: [email protected] 2ORCID № 0000-0002-2929-3252, доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ключевые аспекты педагогического сопровождения нравственно-правового
самоопределения студентов
Аннотация
Введение. В данной статье рассматривается проблема нравственно-правового самоопределения студентов, обоснована актуальность его развития у будущих специалистов таможенного дела. Описаны основные сущностные характеристики, а также специфика нравственного и правового самоопределения студентов, особенности их формирования посредством организованного педагогического сопровождения в условиях вуза.
Цель статьи: изучение ключевых аспектов педагогического сопровождения нравственно-правового самоопределения студентов (на примере будущих специалистов таможенного дела).
Материалы и методы: основными методами исследования являются анализ научной литературы по проблеме развития нравственно-правового самоопределения студентов, а также анализ документации, обеспечивающий определение задач программы комплексного педагогического сопровождения.
Результаты: разработана программа педагогического сопровождения нравственно-правового самоопределения студентов (будущих специалистов таможенного дела) в условиях вуза, с учетом требований компетентностного подхода в образовательном процессе, включающая себя описание конкретных видов деятельности, осуществляемых по основным направлениям в учебном и воспитательном процессе. Выявлены цели, задачи программы, а также необходимые условия для ее реализации с ориентацией на выделенные компетенции и конкретные результаты в развитии составляющих нравственно-правового самоопределения студентов.
Обсуждение: подчеркивается, что достижение планируемых результатов в развитии нравственно-правового самоопределения студентов будут зависеть от комплексного и системного подхода в его организации, с опорой на принципы студенческого самоуправления и внедрение инновационных технологий психолого-педагогического сопровождения.
Заключение. Делается вывод о том, что формирование программы педагогического сопровождения развития нравственно-правового самоопределения студентов должно опираться на данные глубокого теоретического анализа феномена «самоопределение», учитывать специфику его составляющих, в зависимости от будущей профессиональной деятельности, требований ФГОС и других документов, регламентирующих аспекты нравственно-правового поведения будущих специалистов таможенного дела.
Ключевые слова: самоопределение, нравственно-правовое самоопределение, специальность «таможенное дело», компетенции, педагогическое сопровождение, профессиональная деятельность.
Основные положения:
• выделены сущностные характеристики понятия «самоопределение», конкретизированы составляющие, структура и условия формирования нравственно-правового самоопределения студентов (будущих специалистов таможенного дела);
• на основе анализа теоретических источников сформулирована авторская трактовка понятия «нравственно-правовое самоопределение»;
• разработаны основные направления педагогического сопровождения процесса нравственно-правового самоопределения студентов, дается обоснование факторов его эффективности.
1. Введение (Introduction)
В настоящее время система образования и образовательные стандарты предъявляют высокие требования к результатам освоения программ подготовки специалиста, а также к уровню сформированности его личностной и профессиональной зрелости [1]. Это выражается в формировании комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечении обучающихся профессионально важными умениями конкретной специальности, развитии гражданственности и социальной зрелости. Систематизируя сущность данных компетенций, изучив должностные обязанности специалистов в интересующей нас сфере профессиональной деятельности, профессиональные этические кодексы и стандарты, мы можем составить портрет успешного, востребованного в своей области профессионала, основными характеристиками которого являются: способность к самоопределению, связанная с умением осознанно и ответственно принимать решения в разных сферах жизнедеятельности; профессиональная мобильность, реализующая себя в способности к самовоспитанию, саморазвитию на протяжении всей жизни; самостоятельность, ответственность и чувство долга; высокий уровень гражданской и правовой культуры, опирающийся на высокий уровень нравственности [2]. К сожалению, не все духовные и профессионально-значимые качества можно обозначить в образовательных стандартах высшего образования.
В каждой специальности имеются определенные «промежуточные переменные», которые пронизывают сущность профессиональной деятельности, придавая ей определенный личностно
значимый смысл, осознанное стремление честно и добросовестно выполнять работу. Это означает выполнять профессиональную деятельность не только с экономической и личной выгодой для работника, но, главное, с пользой для общества. Поэтому возникает необходимость выделения таких переменных для обеспечения их эффективного развития в образовательном процессе с использованием разнообразных направлений педагогического сопровождения нравственно-правового самоопределения студентов. Проведение анализа особенностей профессиональной деятельности будущих специалистов таможенного дела показало, что имеется необходимость рассмотреть нравственно-правовое самоопределение в качестве важной переменной, определяющей высокий уровень социальной зрелости личности, осуществляющей жизненный выбор с учетом сформировавшихся ценностных и нравственных принципов и установок, на основе правовой культуры студента [3].
2. Материалы и методы (Materials and Methods)
Для обеспечения комплексного, научно-обоснованного подхода к исследованию, нами применялись теоретические методы исследования, включающие в себя постановку проблемы и выявление противоречий, теоретический анализ подходов к определению сущности основных понятий; моделирование, предполагающее разработку проекта программы педагогического сопровождения.
Были использованы эмпирические методы-операции, в частности:
• анализ документальных источников: Государственного образовательного стандарта, профессионального этического кодекса;
о са о са
го ^
с
о х
X
ф
са I-
о са го
X
о са
о ^
с
о о
о
0 ф
1 «
¡= о
ГО ф
ф s
П I-
XI
Ё ф
с
о ГО Ф <0 $
• наблюдение и описание существующих тенденций в образовательной среде вуза.
3. Результаты (Results)
Несмотря на достаточную научную разработанность проблемы самоопределения «субъектов образовательного
пространства» в трудах отечественных и зарубежных психологов [4-8 и др.], однозначного определения данного конструкта не существует. На рисунке 1 показаны основные трактовки понятия «самоопределение» в трудах отечественных психологов.
Рис. 1. Трактовки понятия «самоопределение» в трудах отечественных психологов Fig. 1. Russian psychologists' interpretations of the concept "self-identification"
Таким образом, изучив ряд определений сущности понятия «самоопределение», мы выделили ряд основных характеристик самоопределения: 1) самоопределение как осознание личностью своих желаний и способностей формируется в процессе развития личности в обществе; 2) в основе самоопределения лежит активность личности, ее осознанное стремление отстоять свою позицию и занять определенное место в социуме [9]; 3) самоопределение - некий способ сказать жизни «да» по тем параметрам, которые значимы для личности и выступают индикаторами ее моральной и ценностной системы; 4) самоопределение, имея два уровня, содержит в себе как сформировавшиеся качества -некий нравственный стержень, так и пластичные компоненты, подверженные влиянию в рамках актуального для данного жизненного этапа, контекста.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что «социокультурная
среда, предпочитаемые референтные группы» [10] и образовательное пространство играют одну из важных ролей в самоопределении студентов. В зависимости от актуальных потребностей и направлений самоопределения, ценностных ориентаций референтных групп и основного «вектора самоопределения» личности, пластичные составляющие насыщаются и укрепляются для дальнейшего становления в самостоятельной жизнедеятельности. Поэтому, на наш взгляд, важно обеспечить обоснованное и эффективное педагогическое сопровождение студента, используя все возможности образовательной среды вуза.
Существует ряд профессий, которые предъявляют особые требования к нравственным качествам и правовым компетенциям будущего специалиста. В нашем исследовании мы изучили специфику формирования нравственно-правового самоопределения у студентов - будущих специалистов таможенного дела.
Профессиональная деятельность в таможенной службе требует от своих сотрудников высокого уровня развития «профессионально-направленной нравственно-правовой подготовки» [11, с. 29], что обусловлено основными задачами и необходимостью соответствовать Кодексу этики таможенных органов Российской Федерации.
Для определения основных направлений педагогического сопровождения самоопределения, необходимо конкретизировать понятие «нравственно-правовое самоопределение». Основные характеристики нравственного самоопределения студента были сформулированы по результатам анализа существующих теоретических концепций [12-15] (рис. 2).
Рис. 2. Характеристики нравственного самоопределения
Fig. 2. Characteristics of moral self-identification
Правовое самоопределение также включает в себя: 1) овладение совокупностью правовых знаний; 2) сформиро-ванность умений применения правовой
информации на практике; 3) сформиро-ванность позитивного правового сознания и поведения.
Теоретический анализ научных источников в ходе исследования показывает, что под нравственно-правовым самоопределением следует понимать процесс и результат сознательного выбора будущим специалистом собственной нравственной позиции, основанной на знании общечеловеческих ценностей и этических добродетелей, а также построение своей жизнедеятельности на основе сформированной правовой культуры с присущим ей высоким уровнем правосознания. Показателем сформированно-сти нравственно-правовых компетенций служат соответствующие нравственные качества личности, а также следование Закону. В профессиональной деятельности такими показателями являются осознанное принятие и выполнение нравственных установок, (объединенных в профессиональный Этический кодекс), а также квалифицированный подход в применении правовых знаний с целью оптимизации профессиональной деятельности.
Педагогическое сопровождение самоопределения начинается с анализа ФГОС ВО с целью выявления значимых компетенций и интерпретации их сути, далее подбор соответствующих методических, дидактических и воспитательных средств воздействия. Реализуя компетентностный подход в обучении, становится возможным «повышение потенциала человеческих ресурсов и, в дальнейшем - основ организационной культуры специалиста» [16]. В табл. 1 приведены обобщенные данные анализа общекультурных и профессиональных компетенций студентов - будущих специалистов таможенного дела (в соответствии с ФГОС ВО по специальности 38.05.02 «Таможенное дело»1).
0 со О со со
CL С
1
О X X
CD CQ
Б
CQ СО CL X
X
CD
О CQ О CL С О О
1 Федеральный государственный стандарт по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» (уровень специлитета). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 августа 2015 г. № 850.
0
CD
1_ о
2 х
СО CD
CD ^
1 * ^ s CD X _ CD О Ц. СО CD
» Ф
■о о.
СО с
CD о
Табл. 1. Анализ компетенций Tab. 1. Competency analysis
Компоненты в структуре самоопределения Общекультурные компетенции (ОК) Профессиональные компетенции (ПК) Виды профессиональной деятельности будущего специалиста
Нравственное само-пределение • готовность осознавать социальную значимость профессии (на основе гуманитарных дисциплин); • готовность нести социальную и этическую ответственность. • способность организовывать деятельность исполнителей, формировать систему мотивации; • готовность к сотрудничеству; • умением применять систему управления рисками в профессиональной деятельности и т.д. Организационно-управленческая; информационно-аналитическая: информационное взаимодействие таможенных органов с государственными органами и гражданами; научно-исследовательская: способность проводить научные исследования ( с учетом этики научного труда)
Гражданское и правовое самоопределение • способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности ПК в области правоохранительной деятельности: • умение выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения; • умение квалифицировать факты и обстоятельства правонарушений и т.д. Правоохранительная: осуществление производства (юрисдикционного процесса), проведение неотложных следственных действий по преступлениям и т.д. Организационно-управленческая: управление деятельностью таможни ( и их структурных подразделений с учетом законодательства РФ
Изучение требований ФГОС свидетельствует, что все виды профессиональной деятельности содержат в себе компоненты гражданско-правового и нравственного самоопределения студента. Поэтому мы считаем важным при разработке программы педагогического сопровождения нравственно-правового самоопределения уделить
внимание развитию соответствующих компетенций в учебном процессе и во внеаудиторной деятельности. В таблице 2 приведены основные направления педагогической деятельности сопровождения самоопределения и средства их реализации (в рамках проекта программы педагогического сопровождения).
го са о
ГО
п.
0 ъи
1 m
(О
са ф
.о
о
Табл. 2. Направления деятельности в структуре педагогического сопровождения нравственно-правового самоопределения (НПС)
Tab. 2. Lines of work in the structure of pedagogical support of moral and legal self-identification
Направления в структуре процесса педагогического сопровождения Цели и задачи Виды деятельности Планируемый результат
1 2 3 4
1. Работа по развитию нравственных качеств и правовой культуры в учебном процессе • диагностика для оценки уровня сформированное™ НПС; • обучение основам этических и правовых знаний с учетом специфики специальности • использование проблемных методов обучения и кейсов в ходе изучения гуманитарных дисциплин; • проведение элективных курсов по НПС • формирование совокупности знаний, умений и навыков в области, в системе нравственных и правовых отношений
1
2
3
4
2. Внеаудиторная работа
• вовлечение молодежи в участие в нравственно ориентированной социально значимой деятельности;
• формирование «образа» специальности
• ознакомление на практике с ценностными и правовыми ориентирами будущей профессии
• участие в волонтерских движениях;
• экскурсии в «профессиональную среду»,
• организация встреч и пресс-конференций с экспертами таможенного дела;
• проведение конкурсов, предполагающих знание правых основ будущей профессиональной деятельности
• глубокое осмысление нравственных ценностей и формирование иерархии ценностных ориентаций;
• понимание и освоение актуальных вопросов правового обеспечения современном таможенном деле;
• осознание важности нравственно-правовой компетентности в профессии
3. Научно-
исследовательская
работа
• ознакомление с этическими законами научно-исследовательской деятельности;
• привлечение студентов к работе в СНО по направлению «Нравственно-правовое самоопределение» и т.д.;
• стимулирование формирования самостоятельной научной позиции
• работа в студенческих научных кружках;
• исследовательская деятельность в рамках грантов и т.д.;
• работа в научных семинарах на важные темы, например «Проблемы коррупции в таможенных органах»;
• разработка собственного научного журнала и т.д.
• формирование навыков научно-исследовательской деятельности, умения ставить научные проблемы и решать их, учитывая этику научного труда.
• организаторские качества личности, способность самостоятельно осуществлять деятельность в рамках проекта - социальная ответственность
4. Психолого-педагогическая консультация по разработке индивидуальной образовательной траектории
• помощь студенту в освоении всех образовательных ресурсов университета;
• стимулирование развития творческой, активной жизненной позиции;
• помощь в самоопределении
• организация работы «Мастерских лидера»;
• организация круглых столов по обмену
опытом;
• проведение презентаций существующих образовательных ресурсов организации
• разработка индивидуальной образовательной траектории студента (маршрута профессионального и личностного развития), определение в ней ключевых точек, важных для профессионального и личностного самоопределения_
5. Обеспечение психологического сопровождения
• психодиагностика личностных и профессионально значимых качеств.
• развитие сопутствующих навыков и умений в рамках развития социальной компетентности;
• психологическая помощь в сложных вопросах самоопределения
• тренинги по развитию профессионально-важных качеств;
• тренинги в рамках междисциплинарного обучения: «Психология и этика делового взаимодействия» и т.д.
• осознание соответствия личностных характеристик выбранной профессии;
• выявление проблемных зон, определение методов коррекции;
• формирование навыков коммуникативной и этической компетентности;
• формирование психологической культуры личности_
Таким образом, основные направле-ниядеятельностиврамкахпедагогическо-го сопровождения процесса нравственно-
го ф и а?
правового самоопределения студентов реализуются в рамках диагностической, просветительской, консультативной и
развивающей деятельности. Для того, чтобы обеспечить эффективность этой деятельности, следует рассмотреть конкретные условия, способствующие оптимизации педагогического сопровожде-
ния. Данные факторы выделены нами на основе изучения актуальных исследований по проблеме педагогического сопровождения в условиях вуза [17-20] (рис. 3).
Условия эффективности педагогического сопровождения
Гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса
I
Разработка комплексной программы педагогического сопровождения
Блоки:
- обеспечение дружественной
и защищенной образовательной среды;
- активизация саморазвития студентов;
- профессионально-педагогическая культура педагога
1) целеполагание для определения стратегии сопровождения;
2) содержательно-процессуальный: этапы, механизмы,формы и способы;
3) результативный: критерии
и показатели процесса развития
нравственно-правового
самоопределения
Благоприятная атмосфера для получения знаний и опыта студентами
Рис. 3. Условия оптимизации педагогического сопровождения нравственно-правового самоопределения студентов
Fig. 3. Conditions for optimizing pedagogical support for students' moral
and legal self-identification
Помимо представленных на рисунке аспектов оптимизации педагогического сопровождения нравственно-правового самоопределения студентов, следует отметить, что все виды учебной и внеучеб-ной деятельности будущих специалистов таможенного дела должны быть организованы с учетом принципов самоуправления и самодеятельности студентов (в определенных формах работы), а также с возможностью внедрения инновационных подходов, технологий и проектов.
4. Обсуждение (Discussion)
Разработанный проект программы педагогического сопровождения соответствует сформулированным целям и задачам развития нравственно-правового самоопределения студентов в условиях вуза. Данное исследование является начальным этапом, предполагающим теоретическое осмысление проблемы, а также формирование возможной модели педагогического сопровождения нравственно-правового самоопределе-
ния будущих специалистов таможенного дела. Для эффективной реализации программы в условиях вуза необходима интеграция всех его подсистем, предполагающая обеспечение благоприятных условий образовательной среды, помощь в формировании индивидуального образовательного маршрута студента с учетом ведущих компетенций направления его подготовки.
Реализация комплексной программы должна способствовать созданию особого воспитательного пространства, ориентированного на реализацию поэтапности процесса нравственно-правового самоопределения студентов, а также на достижение конкретных результатов в разных видах нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
5. Заключение (Conclusion)
Итак, изучение основных направлений педагогического сопровождения нравственно-правового самоопределе-
ния студентов позволило нам сформулировать ряд выводов:
• основными характеристиками самоопределения личности являются его двухуровневая структура, включающая в себя сформированные и пластичные элементы, а также взаимосвязь с такими характеристиками личности, как активность, осознанность желаний, ценностей;
• социокультурная среда ( в том числе образовательная среда вуза) способна оказывать развивающее воздействие на формирование самоопределения студента;
• нравственно-правовое самоопределение как сложный теоретический конструкт следует понимать как процесс и результат сознательного выбора будущим специалистом собственной нравствен-
ной позиции, основанной на знании общечеловеческих ценностей и этических добродетелей, а также построение своей жизнедеятельности на основе сформированной правовой культуры с присущим ей высоким уровнем правосознания;
• планируемые результаты в рамках педагогического сопровождения нравственно-правового самоопределения студентов должны соотноситься с компонентами общекультурных и профессиональных компетенций данного направления подготовки;
• разработанный проект должен быть реализован в рамках комплексной психолого-педагогической деятельности, включающей в себя диагностическую, просветительскую, консультативную работу.
Библиографический список
1. Колесникова, А.А. Личностная зрелость в контексте профессиональной идентичности студентов разных специализаций [Текст] / А.А. Колесникова, Т.Х. Невструева // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - С. 293-296.
2. Артюхина, Т.С. Развитие гражданского самосознания в процессе внеучебной деятельности студентов [Текст] / Т.С. Артюхина // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2014. -№ 4. - С. 29-34.
о
3. Пашкевич, В.В. Нравственное самоопределение личности, психолого-педагогический аспект g проблем и сущность процесса [Текст] // Вестник Костромского государственного университета им. то Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети- ^ ка. - 2010. - № 2. - С. 29-32. §
4. Воробьева, А.Е. Стадии нравственного самоопределения молодежи [Текст] / А.Е. Воробьева, m А.Б. Купрейченко // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России. - М.: со Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. - С. 63-68.
5. Журавлев, А.Л Психология нравственности как область психологического исследования [Текст] / А.Л. Журавлев, А.В. Юревич // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. - № 3. - С. 4-14.
6. Кипурова, С.Н Сущность профессионального самоопределения студента вуза [Текст ]/ С.Н. Кипурова, Д.В. Малий // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4-2. - С. 108-117.
7. Мокроусова, Т.А. Профессиональное самоопределение студента в контексте формирования субъектной позиции [Текст] / Т.А. Мокроусова // Символ науки. - 2015. -№ 12-2. - С. 171-174.
8. Борисова, Н.В. Тематическая научная сессия ИП РАН "Духовно-нравственное самоопределение личности в современном российском обществе» [Текст] / Н.В. Борисова, М.И. Воловикова // Психологический журнал. - 2017. - Т. 38. - № 6. - С. 120-121.
9. Плаксина, И.В. Воспитательное пространство как психолого-акмеологическое основание профессионального самоопределения [Текст] / И.В. Плаксина // Акмеология. - 2014. - № 1-2. -С. 183-184.
10. Сапожникова, Т.Н. Воспитание у молодежи социальной ответственности [Текст] / Т.Н. Са-пожникова, М.И. Рожков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. -Т. 18. - № 1-1. - С. 173-176.
о
СО
о ^
с
о о
о
0 ф
1 «
¡= о
ГО ф
ф s
п н
_ о
£ *
ф I
п. ф
о с;
го Ф
« 5
£ а
ш с
Ф о ü
11. Григорьева, Т. А. Нравственно-правовое самоопределение будущих специалистов таможенного дела в условиях современного вуза [Текст] / Т.А. Григорьева, В.Н. Кормакова // Мир современной науки. - 2017. - № 6 (46). - С. 28-33.
12. Николаева, А.А. Гражданская идентичность в структуре социальных идентичностей личности [Текст] / А.А. Николаева // Вестник практической психологии образованию. - 2014. - № 4 (29). - С. 67-70.
13. Белых, И.Л. К вопросу о структуре нравственного самоопределения молодежи [Текст] / И.Л. Белых // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2013. - № 1. -С. 187-190.
14. Купрейченко, А.Б. Специфика нравственного самоопределения [Текст] / А.Б. Купрейченко // Психология самоопределения личности и групп: история, современное состояние и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции. Редколлегия: М.И. Воловикова, А.Б. Купрейченко, И.Н. Нурлыгаянов, В.Ф. Сафин. - Уфа: Башкирский гос. ун-т, 2013. - С. 10-14.
15. Юшкова, К.В. Анализ понятия «профессионально-нравственное самоопределение будущего бакалавра» в психолого-педагогической литературе [Текст] / К.В. Юшкова // Предоставление возможностей для образования каждому: сравнение мировых перспектив. - София: BCES Conference Books. - 2016. - С. 127-134.
16. Василов, С.И. Повышение эффективности труда работников таможенных служб на основе управления их профессиональным развитием [Текст] / С.И. Василов // Этносоциум и межнациональная культура. - 2015. - № 11 (89). - С. 71-77.
17. Дмитриева, Е.Ю. Возможности открытого пространства воспитательной системы вуза в формировании профессионального самоопределения студентов [Текст] / Е.Ю. Дмитриева, Л.А. Полуянова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 305-309.
18. Пак, Л.Г Условия педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента [Текст] / Л.Г Пак, М.П. Квадрициус // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-4. - С. 152-158.
19. Варлушина, Е.Н. Актуальные проблемы педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов в системе среднего профессионального образования [Текст] / Е.Н. Варлушина // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2014. - № 1 (1). - С. 17-18.
20. Сиюткин, А.Г. Методические основания комплексного психолого- педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов [Текст] / А.Г. Сиюткин // Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики. - Казань: Агентство международных исследований, 2017. - С. 43-145.
T.A. Grigorieva1, V.N. Kormakova2,
'ORCID № 0000-0003-0056-4220, Postgraduate Student at the Department of Pedagogics, Belgorod State National Research Institute, Belgorod, Russia. E-mail: [email protected] 2ORCID № 0000-0002-2929-3252, Academic Title of Associate Professor, Doctor of Sciences (Education), Professor at the Department of Pedagogics, Belgorod State National Research Institute, Belgorod, Russia. E-mail: [email protected]
>
о ro E о
> Ф
о •S?
Ö <
key aspects of pedagogical support of the process of defining students' moral and legal identities
Abstract
Introduction. The paper considers the problem of students' moral and legal self-determination. Defining the future customs affairs specialists' identity is proved urgent by the authors. The most essential characteristics, as well as the specifics of the students' moral and legal identity, as well as peculiarities of their developing due to the organized pedagogical support in the conditions of the university are described.
The paper is aimed at studying the main directions of developing the students' (future specialists in customs affairs) moral and legal identities.
Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature on the mentioned problem and the analysis of documents defining the objectives of the comprehensive pedagogical support program.
Results. The program of pedagogical support for determining students' moral and legal identities was developed in the conditions of the university, taking into account the competence approach requirements in the educational process. The program includes a description of specific types of activities and activities carried out in the main lines of pedagogical support in the educational and upbringing process. The goals, objectives of the program, as well as the necessary conditions for its implementation, with the focus on the selected competencies and specific results in developing the components of the process of defining students' moral and legal identities, are revealed.
Discussion. The authors emphasize that the achievement of planned results in developing students' moral and legal identity depends on an integrated and systematic approach to its organization. The pedagogic support ought to be based on the principles of student government and on introducing innovative technologies of psychological and pedagogical support.
Conclusion. The paper concludes that the pedagogical support program for defining students' moral and legal identity must be based on the deep theoretical analysis of the phenomenon of "identity". Furthermore, the specific features of identity components, the FSES (Federal State Education Standards) requirements and other documents regulating aspects of future customs specialists' moral and legal behavior must be taken into account.
Keywords: identity, self-determination, moral and legal identity, customs business, competence, pedagogical support, professional activity.
Highlights: g
• The paper reveals the essential characteristics of the concept of "identity", its components, its structure and the conditions for developing students' (future specialists in customs) moral and legal identities; ro
• The authors present their interpretation of the concept "legal and moral identity" based on the ii analysis of theoretical sources; c
• The main lines of pedagogical support for the process of defining students' moral and legal identities and the reasons for its effectiveness have been justified in the research. ^
References
1. Kolesnikova A.A. (2015) Lichnostnaya zrelost' v kontekste professional'noy identichnosti studentov raznykh spetsializatsiy [Personal maturity in the context of students' professional identity] Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2 (51), 293-296. (In Russian).
2. Artyukhina T.S. (2014) Razvitiye grazhdanskogo samosoznaniya v protsesse vneuchebnoy deyatel'nosti studentov [Developing civic consciousness during students' extracullicular activities] Vestnikpo pedagogike i psikhologii Yuzhnoy Sibiri. 4, 29-34. (In Russian).
3. Pashkevich V.V. (2010) Nravstvennoye samoopredeleniye lichnosti psikhologo-pedagogicheskiy aspekt problem i sushchnost' protsessa [Moral identity: psychological and pedagogical aspects and the subject of the process] Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2, 2932. (In Russian).
4. Vorob'yeva, A.Ye. (2014) Stadii nravstvennogo samoopredeleniya molodezhi [The stages of defining moral identity] Problemy nravstvennoy i eticheskoy psikhologii v sovremennoy Rossii. 63-68. (In Russian).
5. Zhuravlev A.L (2013) Psikhologiya nravstvennosti kak oblast' psikhologicheskogo issledovaniya [The psychology of the morale as a field of research in psychology] Psikhologicheskiy zhurnal. 34(3), 4-14. (In Russian).
6. Kipurova S.N Sutshchnost' professional'nogo samoopredeleniya studenta vuza [The subject of high school student's professional identity] Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. 4-2, 108-117. (In Russian).
7. Mokrousova, T.A. (2015) Professional'noye samoopredeleniye studenta v kontekste formirovaniya sub"yektnoy pozitsii [Finding a student's professional identity in the context of the position of the subject] Simvol nauki. 12-2, 171-174. (In Russian).
с
ф
тз □
та с
(Л
(Л ф
о о
с!
ф
о
(Л
"го о 'та о та го тз
ф ^
ч—
О
сл
4-1
о ф
^
(Л
го >
ф
го >
о го Е <5
го >
ф
<5 га
6 <
8. Borisova N.V. (2017) Tematicheskaya nauchnaya sessiya IP RAN "Dukhovno-nravstvennoye samoopredeleniye lichnosti v sovremennom rossiyskom obshchestve" [Theme research session at Russian Academy of Sciences "Spiritual and moral identity in modern Russian society"] Psikhologicheskiy zhurnal. 38(6), 120-121. (In Russian).
9. Plaksina I.V. Vospitatel'noye prostranstvo kak psikhologo-akmeologicheskoye osnovaniye professional'nogo samoopredeleniya [Education environment as psychological and acmeological basis for professional identity] Akmeologiya. 1(2), 183-184. (In Russian).
10. Sapozhnikova T.N. Vospitaniye u molodezhi sotsial'noy otvetstvennosti [Upbringing social responsibility in the youth] VestnikKostromskogogosudarstvennogouniversitetaim. N.A. Nekrasova. 1(1), 173-176. (In Russian).
11. Grigorieva T.A. (2017) Nravstvenno-pravovoye samoopredeleniye budushchikh spetsialistov tamozhennogo dela v usloviyakh sovremennogo vuza [Students' moral and legal identity in the conditions of modern high school] Mir sovremennoy nauki. 6 (46), 28-33. (In Russian).
12. Nikolayeva A.A. (2014) Grazhdanskaya identichnost' v strukture sotsial'nykh identichnostey lichnosti [Civic identity in the structure of a person's social identity] Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya. 4 (29), 67-70. (In Russian).
13. Belykh I.L. (2013) K voprosu o strukture nravstvennogo samoopredeleniya molodezhi [On the structure of the youth's moral identity] Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 1, 187-190. (In Russian).
14. Kupreychenko A.B. Spetsifika nravstvennogo samoopredeleniya [The peculiarities of moral identity] Psikhologiya samoopredeleniya lichnosti i grupp: istoriya, sovremennoye sostoyaniye i tendentsii razvitiya. 10-14. (In Russian).
15. Yushkova K.V. (2016) Analiz ponyatiya «professional'no-nravstvennoye samoopredeleniye budushchego bakalavra» v psikhologo-pedagogicheskoy literature [The analysis of the concept "Bachelor's Degree student's professional and moral identity" in psychological and pedagogical literature] Sofiya, BCES Conference Books. (In Russian).
16. Vasilov S.I. (2015) Povysheniye effektivnosti truda rabotnikov tamozhennykh sluzhb na osnove upravleniya ikh professional'nym razvitiyem [Increasing the efficiency of the customs' workers based on the management of their professional development] Etnosotsium i mezhnatsionaVnaya kul'tura. 11 (89), 71-77. (In Russian).
17. Dmitriyeva Ye.Yu. (2017) Vozmozhnosti otkrytogo prostranstva vospitatel'noy sistemy vuza v formirovanii professional'nogo samoopredeleniya studentov [The opportunities of the open high school education space in defining students' identities] Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. 6-4 (21), 305-309. (In Russian).
18. Pak L.G. (2017) Usloviya pedagogicheskogo obespecheniya sub"yektno-razvivayushchey sotsializatsii studenta [Conditions for pedagogic provision of students' socialization] Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 57(4), 152-158. (In Russian).
19.VarlushinaYe.N. (2014)Aktual'nyyeproblemypedagogicheskogosoprovozhdeniyaprofessional'nogo samoopredeleniya studentov v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya [Topical problems of pedagogic support in the process of defining students' identities in the secondery vocational education system] Novoye slovo v nauke: perspektivy razvitiya. 1 (1), 17-18. (In Russian).
20. Siyutkin A.G. (2017) Metodicheskiye osnovaniya kompleksnogo psikhologo- pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya studentov [Procedural bases for the complex pedagogic support of defining students' identity] Teoretiko-metodologicheskiye i prakticheskiye problemy razvitiya psikhologii i pedagogiki. 143-145. (In Russian).