П.Н. Фещенко*
К вопросу о некоторых криминологических аспектах реализации Концепции общественной безопасности Российской Федерации
Аннотация. В статье с криминологических позиций рассматриваются отдельные положения новой Концепции общественной безопасности Российской Федерации, касающиеся необходимости выработки индикаторов и показателей состояния безопасности. Рассматривается «социальная» напряженность как целесообразный к использованию в Концепции комплексный оценочный показатель, исследуется ее научная разработанность и состояние использования в иных нормативных документах. Анализируются криминологически значимые показатели социальной напряженности и проблемы их оценки. Приводятся результаты авторского исследования «категорий риска» из числа потенциальных участников протестных акций. При исследовании применены диалектический метод рассмотрения явлений в единстве и развитии, системный, экстраполяции, моделирования, исторический, наблюдения, анализа и другие. Вносится предложение о целесообразности введения в рассматриваемом контексте комплексного показателя — «социальной напряженности» и отслеживания предпосылок ее криминализации, проявляющейся в переходе пассивного недовольства значительного числа граждан к планированию и совершению массовых преступлений в ходе протестных акций. Предлагаются подходы к оценке состояния и направлений изменений криминальной составляющей социальной напряженности в соответствии с авторской методикой, приводятся результаты проведенных исследований в рассматриваемой сфере, вносятся предложения о направлениях дальнейших исследований. В качестве проблем выделяются: оценка социальной напряженности как криминогенного фактора и ее закрепление в нормативных актах, отслеживание причин и направления ее изменений, изучения реального состояния настроений масс и «категории риска», склонной к преступному насилию.
Ключевые слова: общественная безопасность, социальная напряженность, криминализация деяний, профилактика преступности, личность преступника, протестные акции, категории криминального риска, криминогенные факторы, индикаторы безопасности, целевые показатели.
В целях решения задач по снижению преступности и тяжести последствий преступных посягательств государством реализуется система мероприятий, различающихся по содержанию, длительности, уровню, субъектам и т.д.
Все это многообразие мероприятий профилактического характера криминологи классифицируют по различным основаниям, традиционно выделяя две большие группы: общесоциальные, устраняющие проблемы и недостатки в различных сферах жизни общества, и специально-криминологические, ориентированные непосредственно на предупреждение и пресечение преступлений, их раскрытие, исправление осужденных и т.д.1
Из всего многообразия принятых в последнее время нормативных документов в рассматриваемой сфере представляется целесообразным более детально остановиться на анализе утвержденной
в ноябре 2013 г. Президентом РФ В.В. Путиным «Концепции общественной безопасности Российской Федерации» как важнейшем документе, определяющем содержание данной деятельности на период до 2020 г.2 и требующем от криминологов предложений по ее реализации.
Анализируя Концепцию с криминологической точки зрения, можно констатировать, что она не только содержит оценки сегодняшнего состояния общественной безопасности и определяет основные направления в сфере противодействия преступности, что традиционно имеется в любом документе подобного рода3, но и содержит положения, по нашему мнению, недостаточно разработанные на сегодняшний день в научном плане и требующие объединения усилий ведущих ученых и специалистов.
1 См.: Криминология: учеб. / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2012. 800 с.
2 URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653
3 Национальная стратегия противодействия коррупции:
Утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г.
№ 460 // Российская газета. 2010. 13 апр.
© Фещенко П.Н., 2014
* Фещенко Павел Николаевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [[email protected]]
610000, Россия, г. Киров, ул. Московская, д. 30.
П.Н. Фещенко
Так, во втором разделе «Основные источники угроз общественной безопасности» указывается, что «состояние общественной безопасности в Российской Федерации характеризуется как нестабильное. Несмотря на принимаемые государством и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, необходимый уровень обеспечения общественной безопасности не достигнут»4.
Далее, в третьем разделе «Цели, задачи и принципы обеспечения общественной безопасности» указывается, что целями обеспечения общественной безопасности являются:
а) достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера;
б) повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от террористических угроз;
в) сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе.
Далее цели раскрываются через задачи, где на одном из первых мест указывается: «б) оценка состояния общественной безопасности, прогнозирование ее развития, информирование руководства страны, государственных органов, общественности и населения о положении дел в данной области» и далее уже в конце документа в пятом разделе «Механизмы реализации Концепции» указывается, что реализация настоящей Концепции предполагает:
а) формирование государственной системы мониторинга состояния общественной безопасности, предусматривающей:
б) установление критериев оценки угроз общественной безопасности, показателей и индикаторов ее состояния;
в) получение, обработку, анализ данных об угрозах общественной безопасности, а также о деятельности сил обеспечения общественной безопасности»5.
Изложенное выше позволяет отметить, что ученым и практикам предстоит большая работа именно по «установлению критериев оценки угроз общественной безопасности, показателей и индикаторов ее состояния», без чего в итоге невозможно будет оценить эффективность мер по достижению обозначенных в Концепции целей.
Так сложилось на сегодняшний день, что различные министерства и ведомства регулярно отчитываются каждый о своем «показателе» — безрабо-
тице, рождаемости, курсе рубля, зарегистрированных и раскрытых преступлениях и т.д. Скорее всего такой подход и будет предложен в качестве «показателей и индикаторов» состояния общественной безопасности по аналогии с действующей сегодня «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.»6, где перечисляются как «индикаторы» безопасности подобные показатели: безработицы, расслоение по уровню жизни и т.д.
На наш взгляд, для реализации установок Концепции совершенно необходимым будет установление комплексного показателя эффективности проводимых мероприятий — «состояния и направления изменения социальной напряженности, складывающийся из недовольства населения деятельностью властей по разрешению проблем в различных сферах».
По своей сути это позволит не только оценить общую картину, но и в последующем выйти на конкретные причины недовольства, то есть неэффективность деятельности уполномоченных субъектов по ликвидации обозначенных в Концепции «источников угроз» от 11 до 24 позиции.
По нашему мнению, оценивая негативные последствия массовых протестных акций и погромов последнего времени на Ближнем Востоке, Украине и других регионах, назрела неотложная необходимость не только отслеживать и оценивать «количество граждан, недовольных деятельностью властей», как это предусмотрено Указом Президента России от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»7, но и криминализировать «социальную напряженность» как реальный и важный негативный фактор современной действительности.
По нашему мнению, эта «оценка», выражающаяся сегодня в процентах «неудовлетворенных», должна получить криминологическое наполнение в виде наличия и направления изменения доли граждан, планирующих выйти или уже участвующих в акциях протеста, а также не исключающих или прямо планирующих преступные акции в процессе «мирных санкционированных мероприятий».
Сама по себе «социальная напряженность» как показатель достаточно длительно недовольства граждан своим положением на сегодняшний день уже хорошо изучена социологами, политологами, философами, конфликтологами8, но она по-
4 Концепция общественной безопасности... П. 8.
5 Там же. П. 29.
6 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Российская газета. 2009. 19 мая.
7 URL: http://base.garant.ru/70217848/
8 См.: Журавлев И.Н. Снижение социальной напряженности как фактор эффективного управления персоналом организации: дис. ... канд. социол. наук. М., 2010.; Голованов А.В. Социальная напряженность общества переходного периода: дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2009; Ульянова И.А. Социальная напряженность в студенческом
прежнему не фигурирует среди криминогенных факторов в основополагающих нормативных актах от ФЗ «О безопасности», «О противодействии терроризму», «О противодействии коррупции», «О военном положении» и других до «Концепции национальной безопасности России»9.
Как следствие, данный показатель (состояние недовольства), могущий сформировать стойкую ненависть к «богатым», «чиновникам», «понаехавшим» и т.д., и в итоге привести к актам спонтанного самосуда10, погромам, захвату административных зданий, уничтожению имущества и т.д. не отслеживается, не оценивается как криминогенный, а главное, не планируются целенаправленные программы «снижения градуса напряженности» и не предусмотрена ответственность должностных лиц за решения, ведущие к существенному ухудшению ситуации.
Исключением можно считать принятое в конце 2013 г. Президентом России В.В. Путиным после известных массовых выступлений в Бирюлеве решение о введении ответственности руководителей регионов за возникновение конфликтов на национальной почве11.
Решение, как представляется, важное и правильное, но оно оставляет за рамками отслеживания и криминологической оценки аналогичные массовые выступления по иным мотивам, приносящие не менее тяжкие последствия.
Примером здесь могут быть проявления на уровне «моногорода» типа Пикалево, где безработные захватили мэрию и перекрыли федеральную трассу, на уровне поселка, где в Новохоперске Воронежской области возмущенные граждане в 2013 г. разгромили и сожгли оборудование нарушавшей экологические нормы компании12, это могут быть объединившиеся подростки, начавшие бить и поджигать машины более богатых граждан в Санкт-Петербурге в ноябре 2013 г.13, неизвестные,
социуме: опыт социологического исследования: дис. ... канд. социол. наук. Пенза, 2005; Симоненков Ю.Н. Социальная напряженность в авиационных воинских коллективах и пути ее снижения в современных условиях: Социологический анализ на примере военно-воздушных сил: дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. и др.
9 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Российская газета. 2009. 19 мая.
10 См.: Смирнов А.М. Самосуд в России. М., 2013. 384 с. и др.
11 URL: http://www.gazeta.ru/social/news/2013/10/22/n_3271037. shtml.
12 URL: http://news.mail.ru/politics/15368822/?frommail=1 (29 ноября 2013 г. после начала прерванных геологоразведочных работ в районе вновь начались массовые протестные акции. URL: http://www.chr.aif.ru/voronezh/events/1034293.
13 URL: http://zakon.mirtesen.ru/blog/43025063925/V-
Peterburge-nedovolnyie-parkovkami-vo-dvorah-huliganyi-
zhgut-av?utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_
medium=page_15&pad=1# (В Петербурге недовольные
парковками во дворах хулиганы жгут автомобили).
поджигавшие особняки, яхты, внедорожники состоятельных граждан в 2013—2014 г.14 и т.д.
Примером могут быть и наиболее массовые «за 20 лет акции протеста в крупнейших городах Боснии и Герцоговины, начавшиеся с 5 февраля в связи с недовольством граждан экономическим состоянием в стране. В частности, граждане называют "мошеннической" прошедшую в стране приватизацию. По мнению протестующих, она привела к разорению и банкротству их компаний. Люди протестуют, потому что они голодны, потому что у них нет работы. Мы требуем отставки правительства», — цитирует «Интерфакс» слова одного из протестующих. По словам участника акции, его зарплата составляет €240. По подсчетам Trading Economics, уровень безработицы в Боснии и Герцеговине к концу 2013 г. составил 44,5%.
В Сараево на улицы вышли несколько тысяч человек. После захвата здания президиума страны демонстранты начали его разгром. Днем они подожгли здание городской администрации и несколько автомобилей. Первые акции, организованные работниками нескольких разорившихся компаний, начались в городе Тузла и поначалу носили мирный характер. Позже протестные настроения проявились в Мостаре, Бихаче и Зенице.
Затем протестующие поджигали правительственные здания в разных районах страны. Полиция применяла против них в слезоточивый газ, водометы, светошумовые гранаты, стреляла резиновыми пулями15.
На наш взгляд, определяющим в оценках социальной напряженности с криминологических позиций должно являться отслеживание наличия и причин роста числа граждан, ориентированных на применение насильственным способов разрешения конфликтных ситуаций. Это могут быть как привыкшие к применению силы «бытовые дебоширы и алкоголики», лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы и приобретшие опыт насильственных действий, члены молодежных группировок отрицательной направленности, члены организованных преступных группировок как общеуголовной направленности, так и специально подготавливаемые и ориентированные на провокации, дестабилизацию обстановки, террористические акты и захват власти наемники, террористы, националисты и т.д., ярко проявившие себя, в частности, во время событий на Украине в январе — феврале 2014 г.
В положительном плане, на наш взгляд, следует отметить, что в Концепции общественной безопасности поставлена задача «выявления лиц, склонных к
14 URL: http://govorim.by/vitebskaya-oblast/vitebsk/ novosti-vitebska/80814-v-vitebske-sozhgli-kottedzh-i-dva-vnedorozhnika.html. (В Витебске сожгли коттедж и два внедорожника); http://pravoirk.ru/v-irkutske-sozhzhena-dorogostoyashhaya-yahta-i-kottedzh/. (В Иркутске сожжена дорогостоящая яхта и коттедж) и др.
15 URL: http://news.mail.ru/politics/16862026/?frommail=1
П.Н. Фещенко
совершению преступлений (в том числе страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства), и применение к ним мер профилактического воздействия в целях недопущения с их стороны преступных посягательств, развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению преступлений, и контроля за ними, совершенствование механизмов административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также механизмов их социальной адаптации и реабилитации», чего не было в подобных документах в последние годы, а, значит, их придется учитывать, отслеживать вектор изменений и планировать меры профилактического характера»16.
На наш взгляд, исследование истинного состояния данного контингента представляет большую теоретическую и прикладную проблему. Например, проведенное автором в конце 2013 г. анонимное анкетирование 25 осужденных женщин, отбывающих наказание за совершение двух и более преступлений в одной из исправительных колоний общего режима, показало, что лишь одна указала, что в случае существенных проблем после освобождения может участвовать в массовых акциях протеста и допускает при этом нарушение закона17.
Понятно, что и одна такая «участница митинга с криминальным стажем» в составе мирной демонстрации может подтолкнуть толпу к насильственным действиям. Кроме того, сложно получить ответы на данные вопросы у оставшихся четырех сотен осужденных этой колонии и проверить истинность высказанных суждений, как и в целом по каждому из почти миллиона отбывающих наказание в местах лишения свободы наших сограждан, не говоря уже о «латентном массиве» и иных «категориях риска».
Кроме того, на наш взгляд, необходимо измерение и отслеживание негативных факторов, которые ведут к формированию насильственной ориентации личности. Очевидно, что без таких лиц массы «недовольных» просто дождутся очередных выборов и в рамках конституционных процедур изберут новую власть.
Также следует учитывать, что состояние массового недовольства «миллионов» может подтолкнуть лиц с неустойчивой психикой, маниакальными идеями, ориентированных на быстрые, простые и «громкие» акции совершить террористические акты, «прославиться», оставить свой след в Истории.
Из достаточно далекого российского прошлого сюда можно отнести молодого человека, публично убившего Премьер-министра России П. Столыпи-на18. Из недавних терактов — норвежского террори-
16 Концеция... П. 28 «в».
17 Исследование автором контрольной группы в 100 человек из числа государственных и муниципальных служащих показало по данной позиции нулевой результат.
18 Столыпин — история убийства. Жизнь и смерть ради России. М., 2006. 448 с. Как писал П.А. Столыпин в 1905 г.: « .дела идут плохо. Сплошной мятеж.Поезда перепол-
ста Брейвика, стремившегося привлечь внимание к проблеме все более массовой миграции мусульман в Скандинавию19. При этом надо иметь в виду, что пытавшийся привлечь внимание к проблеме миграции мусульман в Европу всемирно известный модельер Доминик Веннер, в отличие от Брейвика, никого публично, кроме себя, не убил20.
Все это, применительно к Концепции, на наш взгляд, вписывается в необходимость решения поставленной задачи «оценки состояния общественной безопасности, прогнозирования ее развития, информирования руководства страны, государственных органов, общественности и населения о положении дел в данной области» (п. 26-«б»), а также «формирования государственной системы мониторинга состояния общественной безопасности, предусматривающей установление критериев оценки угроз общественной безопасности, показателей и индикаторов ее состояния; получение, обработку, анализ данных об угрозах общественной безопасности, а также о деятельности сил обеспечения общественной безопасности...»21.
Один из подходов к решению данного вопроса автором был предложен в монографии «Социальная напряженность как аспект национальной безопасности»22, где в соответствующей «Методике» предлагалось оценивать и отслеживать направление изменения ряда факторов по муниципальным образованиям и субъектам федерации, при этом изменение показателя в худшую сторону за исследуемый период предлагалось расценивать как неспособность Власти улучшить ситуацию, а значит — усиливающий показатель «социальной напряженности».
Среди оцениваемых групп факторов были выделены: показатели, могущие сформировать недовольство своим положением (безработица, уровень жизни, смертность и др.); показатели, характеризующие недовольство граждан состоянием дел, выявляемое в результате социологических опросов; показатели протестных акций, проводимых в рамках закона (заявки на митинги, про-тестные акции и т.д.); протестные акции, связан-
нены бегущими, почти раздетыми помещиками. Теперь нужна большая осторожность и надо очень считаться с общественным настроением.» (Там же. С. 33).
19 Страшная сказка Андерса // Аргументы и факты. 2011. 27 июля — 2 авг.
20 URL: http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/50206-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8 %D0%BA-%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B5 %D1%80-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D1%8F%D1%81%D 0%BD%D0%B8%D0%BB-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1% 87%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D1%81%D0%B2%D0%BE %D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D 0%BE%D1%83%D0%B1/
21 URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653
22 См.: Фещенко П.Н. Социальная напряженность как аспект национальной безопасности. М., 2006.
ные с нарушением закона, ущербом имуществу, жизни, здоровью и т.д.23.
По нашему мнению, такая работа должна бы стать объектом системного анализа в рамках страны с последующим нормативным закреплением для всех субъектов Федерации и установлением ответственности для должностных лиц за негативные последствия принимаемых решений, ведущих к существенному росту социальной напряженности.
В заключение следует отметить, что в Концепции один раз указан термин «социальная напряженность»24 как требующий внимания фактор применительно незаконной миграции, что позволяет признать его легитимность в данном документе и вносить предложения по повышению его «статуса» и места в системе оценочных показателей деятельности уполномоченных на реализацию всей Концепции субъектов.
Библиография:
1. Голованов А.В. Социальная напряженность общества переходного периода: дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2009. 163 с.
2. Евсеев А.В. К вопросу об обеспечении криминологической безопасности // Российское полицейское право. 2013. № 4. C. 61-72.
3. Есина Н.С., Нестерова Р.В. Фактор коррупции в системе национальной безопасности Российской Федерации // Проблемы общества и политики. 2013. № 6. C. 59-72.
4. Журавлев И.Н. Снижение социальной напряженности как фактор эффективного управления персоналом организации: дис. ... канд. социол. наук М., 2010. 193 с.
5. Криминология: учеб. / под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е.Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2012. 800 с.
6. Паненков А.А. Криминологическая обусловленность государственной политики по борьбе с преступностью является залогом успеха обеспечения федеральной безопасности России, а также борьбы с терроризмом и его финансированием // Национальная безопасность. 2012. № 2. C. 188-236.
7. Пирогов И.В. Социальная напряженность: теория, методология и анализ: дис. ... канд. социол. наук. Иваново, 2002. 177 с.
8. Силаева Н.А. Нормативно-правовое обеспечение предупреждения преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации // Национальная безопасность. 2013. № 2. C. 88-111.
9. Симоненков Ю.Н. Социальная напряженность в авиационных воинских коллективах и пути ее снижения в современных условиях: Социологический анализ на примере военно-воздушных сил: дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. 240 с.
10. Смирнов А.М. Самосуд в России. М., 2013. 384 с.
11. Столыпин — история убийства. Жизнь и смерть ради России. М., 2006. 448 с.
12. Страшная сказка Андерса // Аргументы и факты. 2011. 27 июля — 2 авг.
13. Ульянова И.А. Социальная напряженность в студенческом социуме: опыт социологического исследования: дис. ... канд. социол. наук. Пенза, 2005. 177 с.
14. Фещенко П.Н. Социальная напряженность как аспект национальной безопасности. М., 2006. 167 с.
References (transliteration):
1. Golovanov A.V. Sotsial'naya napryazhennost' obshchestva perekhodnogo perioda: dis. ... kand. filos. nauk. Saransk, 2009. 163 s.
2. Evseev A.V. K voprosu ob obespechenii kriminologicheskoi bezopasnosti // Rossiiskoe politseiskoe pravo. 2013. № 4. S. 61-72.
3. Esina N.S., Nesterova R.V. Faktor korruptsii v sisteme natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii // Problemy obshchestva i politiki. 2013. № 6. S. 59-72.
4. Zhuravlev I.N. Snizhenie sotsial'noi napryazhennosti kak faktor effektivnogo upravleniya personalom organizatsii: dis. ... kand. sotsiol. nauk. M., 2010. 193 s.
5. Kriminologiya: ucheb. / pod red. V.N. Kudryavtseva i V.E. Eminova. 4-e izd., pererab. i dop. M., 2012. 800 s.
6. Panenkov A.A. Kriminologicheskaya obuslovlennost' gosudarstvennoi politiki po bor'be s prestupnost'yu yavlyaetsya za-logom uspekha obespecheniya federal'noi bezopasnosti Rossii, a takzhe bor'by s terrorizmom i ego finansirovaniem // Natsional'naya bezopasnost'. 2012. № 2. S. 188-236.
7. Pirogov I.V. Sotsial'naya napryazhennost': teoriya, metodologiya i analiz: dis. ... kand. sotsiol. nauk. Ivanovo, 2002. 177 s.
8. Silaeva N.A. Normativno-pravovoe obespechenie preduprezhdeniya prestuplenii, posyagayushchikh na politicheskuyu sistemu Rossiiskoi Federatsii // Natsional'naya bezopasnost'. 2013. № 2. S. 88-111.
9. Simonenkov Yu.N. Sotsial'naya napryazhennost' v aviatsionnykh voinskikh kollektivakh i puti ee snizheniya v sovremen-nykh usloviyakh: Sotsiologicheskii analiz na primere voenno-vozdushnykh sil: dis. ... kand. sotsiol. nauk. M., 2006. 240 s.
10. Smirnov A.M. Samosud v Rossii: monografiya. M., 2013. 384 s.
11. Stolypin — istoriya ubiistva. Zhizn' i smert' radi Rossii. M., 2006. 448s.
12. Strashnaya skazka Andersa // Argumenty i fakty. 2011. 27 iyulya — 2 avga.
13. Ul'yanova I.A. Sotsial'naya napryazhennost' v studencheskom sotsiume: opyt sotsiologicheskogo issledovaniya: dis. ... kand. sotsiol. nauk. Penza, 2005. 177 s.
14. Feshchenko P.N. Sotsial'naya napryazhennost' kak aspekt natsional'noi bezopasnosti. M., 2006. 167 s.
Материал поступил в редакцию 14 февраля 2014 г.
См.: так же: Фещенко П.Н. Место и роль коррупции в
генезисе социальной напряженности. Киров, 2011. 24 Концепция... П. 17.
23