Под готовностью студентов к проектированию воспитательных систем будем понимать внутреннее свойство личности, приобретаемое в образовательном процессе при влиянии системы педагогических условий,
Библиографический список
характеризующееся определенным уровнем сформированности проектировочных компетенций. Благодаря этому студенты могут осуществлять проектирование воспитательных систем.
1. Кохановский, В. П. Философия и методология науки [Текст] : учебник для высших учебных заведений / В. П. Кохановский. — Ростов н/Д. : Феникс, 1999. — 576 с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. / Б. Г. Ананьев. — М. : Педагогика, 1980. — Т. 1. — 287 с.
3. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии [Текст] / В. А. Крутецкий. — М. : Просвещение, 1972. — 255 с.
4. Платонов, К. К. О системе психологии [Текст] / К. К. Платонов. — М. : Мысль, 1972. — 216 с.
5. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы [Текст] / М. И. Дьяченко Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. — М. : Харвест, 2006. — 416 с.
6. Ломакина, О. Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ломакина Ольга Евгеньевна. — Волгоград, 1998. — 255 с.
7. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М. : Школа-Пресс, 1997. —512 с.
8. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология [Текст] / Н. Е. Щуркова. — М. : Пед. о-во России, 2002. — 224 с.
9 Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. — М. : Наука, 1982. — 183 с.
10. Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А. А. Дер-кач. — М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЕК», 2004. — 752 с.
11. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. И. Даль. — СПб., 1863-1866. — Т. 3. — С. 230.
12. Левитан, К. М. Основы педагогической деонтологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / К. М. Левитан. — М. : Наука, 1994. — 192 с.
13. Педагогический словарь [Текст]. — М. : Изд-во АПНРСФСР, 1960. — Т. 1. — С. 41.
14. Сериков, Г. Н. Актуальные проблемы управления качества образования [Текст] : I труды науч.-исследоват. лаборатории / Г. Н. Сериков. — Вып. 1. — Челябинск : ЧП Рейх А.П., 1999.
15. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования [Текст] / Э. Ф. Зеер. — М. : МПСИ, 2005. — 216 с.
УДК 377+376.5 М. В. Махалина, нач. методического центра
Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ В РАМКАХ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ
В статье описан опыт организации работы научно-творческого объединения обучающихся учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 101». Автором предложены подходы к выявлению, развитию интеллектуальной и творческой одаренности и к построению содержательного компонента образовательной деятельности. Статья может быть полезна руководителям кружков, секций научного общества учащихся естественно-научной и научно-технической направленности.
Ключевые слова: одаренные студенты, научно-творческое объединение обучающихся, творческая образовательная среда.
Модернизационные процессы, протекающие в системе профессионального образования, возрастающие требования к результатам подготовки выпускников, заложенные новыми образовательными стандартами, современные достижения науки и технологий обусловили необходимость обратить пристальное внимание на проблему выявления и развития одаренности обучающихся учреждений профессионального образования.
Актуальность работы с одаренными студентами определяется и тем обстоятельством, что выпускники, обладающие интеллектуальным и творческим потенциалом, профессионально мобильные и способные решать нестандартные профессиональные задачи, необходимы для развития современного динамично изменяющегося общества, в котором наблюдается возрастающая потребность в активных и грамотных рабочих и специалистах.
Необходимо отметить, что проблема эта не новая, работа по выявлению и развитию талантливых студентов в системе профессионального образования велась чаще всего в рамках научного общества учащихся и в ходе подготовки к предметным и техническим олимпиадам. При этом теоретической основы, единого подхода к решению проблемы развития одаренности разработано не было, так как не существовало единой государственной системы выявления и развития молодых талантов в системе профессионального образования.
В настоящее время педагогическим сообществом сформирована и всесторонне изучена теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности, к которой относятся определение «одаренность», систематизация ее видов и путей ее идентификации, условия развития. Проблема заключается в том, что в основном модели и технологические условия развития одаренности личности разработаны для системы дошкольного и школьного образования без учета специфики содержания профессионального образования и уровня интеллектуального развития студентов. Как правило, в техникумы и колледжи поступают выпускники, обладающие невысокими интеллектуальными способностями, не имеющие опыта исследовательской, творческой деятельности и мотивации к ее осуществлению. Лишь небольшой процент студентов обладает признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки или яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, высоким уровнем креативности и мотивации к деятельности.
Несмотря на то, что на сегодняшний день в системе среднего профессионального образования отсутствует единая концепция развития одаренности студентов, многолетний опыт руководства научно-творческим объединением обучающихся позволяет автору статьи сформулировать условия успешной деятельности в данном направлении.
Научно-творческое объединение «Полет мысли» было образовано в 2003 г. как секция научного общества учащихся информационного и технического направления. Подготовка осуществлялась по авторской программе дополнительного образования.
Основными целями данной программы стали:
- выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- формирование профессионально важных личностных качеств специалиста (творческого технического мышления, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, склонность к новаторству);
- формирование устойчивых мотивов творческой и исследовательской деятельности.
Для достижения поставленных целей руководителю объединения нужно было решить задачу создания такой творческой образовательной и социокультурной среды, которая способствовала бы:
- развитию интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулированию познавательной деятельности обучающихся;
- формированию мировоззренческих понятий, осмыслению окружающей действительности через активные формы творческого познания мира;
- стимулированию стремления к личностному росту и профессиональному самоопределению через систему личных достижений;
- социализации и адаптации обучающихся в современном мире.
При создании творческой образовательной среды научно-творческого объединения обучающихся за основу была взята четырехкомпо-нентная модель развивающей образовательной среды В. А. Ясвина, в которой выделяются пространственно-предметный, социальный, психодидактический компоненты и субъекты образовательного процесса [1, с. 274].
1. Пространственно-предметный компонент — это архитектурные особенности помещения, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки.
Помещением, в котором проводились занятия объединения, являлся компьютерный класс, оснащенный современной компьютерной техникой с разнообразным программным обеспечением и доступом к сети Интернет. В библиотеке кабинета были собраны всевозможные методические и учебные издания. Многие учебные пособия участники объединения сами скачивали из Интернета и распечатывали либо сканировали библиотечные книги. На компьютерах имелись развивающие программы и игры, программы обработки графики, видео и звука, создания флеш-анимации. Такая разнообразная и структурно сложная образовательная среда предоставляла обучающимся комплекс разнообразных возможностей, провоцируя их на проявление самостоятельности и свободной активности.
По мнению В. А. Ясвина, организация пространственно-предметной образовательной среды как носителя символических сообщений обеспечивает субъектам образовательного процесса дополнительные возможности познавательного, эстетического, этического развития, а также может играть важную роль в повышении показателя параметра осознаваемости образовательной среды и развитии такого свойства социального компонента среды, как сплоченность и сознательность [1]. Для символической насыщенности пространственно-предметного компонента образовательной среды научно-творческого объединения использовались эмблема объединения, разработанная и созданная на компьютере его членами, девиз, грамоты и дипломы членов объединения, фотографии с конкурсов и олимпиад, тексты научно-исследовательских работ участников, модели, макеты, поделки, выполненные в рамках олимпиад по техническому творчеству. Каждый участник объединения имел возможность внести в пространство своей образовательной среды предмет, имеющий лично для него особую символическую ценность, каждая вещь имела свою историю и служила мощным мотивом для включения в творческую деятельность новых членов коллектива.
2. Социальный компонент — определяется присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности. Здесь важно соблюдать несколько условий: педагог и студент — единый полисубъект развития; наличие между педагогами и студентами отношений сотрудничества; наличие коллективно распределенной учебной деятельности; коммуникативное насыщение жизни студентов и педагогов в стенах образовательного учреждения.
В научной литературе употребляется целый ряд терминов, имеющих непосредственное отношение к содержанию социального компонента образовательной среды: «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический настрой группы», «эмоционально-психологический настрой коллектива», «психологическая атмосфера», «социально-психологическая обстановка» и др.
Можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:
1) взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями;
2) преобладающее позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса;
3) авторитетность руководителей;
4) степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
5) сплоченность и сознательность всех субъектов образовательного процесса;
6) продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса [1].
Преобладающее позитивное настроение участников образовательного процесса в значительной степени обусловливается совместной подготовкой к каким-либо интересным, радостным событиям, а также их периодическим участием в игровых ситуациях. Большую роль играют и личностные качества педагогов, работающих с одаренными детьми. Одну из важнейших характеристик педагога, работающего с одаренными студентами, составляет позитивная «Я-концепция». Педагог, отличающийся низкой самооценкой, как правило, испытывает чувство опасения перед своими талантливыми воспитанниками, а значит, не может вызывать у них уважения.
Еще одним важным качеством, которым должен обладать педагог, является чуткость, т. е. чувствительность к переживаниям и потребностям других. Это качество имеет особое значение при обучении одаренных студентов, которые весьма ранимы и чувствительны. Зачастую они склонны ставить перед собой непосильные задачи, а когда их не удается разрешить, сильно огорчаются. Сложности, возникающие при взаимоотношениях и непонимании окружающих, также весьма остро воспринимаются ими. Подобный вид поддержки помогает детям развивать свои способности и одновременно успешно справляться со встающими перед ними проблемами.
Эмоциональная стабильность — одно из важных качеств личности педагога. Как показывают наблюдения, педагог, ощущающий груз нерешенных проблем личного характера, обычно бывает не самым лучшим наставником для любого студента, но особенно для одаренного, так как проникновение в сложный характер такого ребенка, понимание его особых интересов и потребностей требует больших эмоциональных затрат. Одаренные дети нуждаются в достойных образцах для подражания, поэтому наставникам таких детей необходимо быть собранными и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами.
Таким образом, личность педагога напрямую влияет на эмоционально-психологический настрой коллектива и продуктивность взаимодействия в образовательном процессе.
3. Психодидактический компонент — содержание образовательного процесса, осваиваемые студентом способы деятельности, организация обучения. Внутри данного компонента даются ответы на вопросы «Чему учить?» и «Как?».
Содержание образовательного процесса было построено с учетом целей образовательной деятельности и направлением подготовки обучающихся в профессиональном лицее. Так как практически все участники объединения получали профессию автомеханика или оператора электронно-вычислительных машин, то были выбраны такие направления деятельности, как информационно-технологическое и техническое творчество.
Образовательная программа предусматривала следующие компоненты подготовки.
Блок научно-исследовательской деятельности:
1) обучение учащихся работе с научной литературой, Интернет-источниками, формирование культуры научного исследования и оформления результатов исследования;
2) включение в научно-исследовательскую деятельность по направлению «Информационные технологии».
Блокразвития творческих способностей:
1) введение в теорию развития творческой личности;
2) развитие интеллектуальных способностей;
3) развитие творческого воображения.
Блок развития технического творчества
и изобретательства:
1) введение в теорию решения изобретательских задач;
2) алгоритм решения изобретательских задач;
3) изучение методики функционально-стоимостного анализа.
Блок проектной деятельности:
1) проектирование, выполнение и защита творческой работы;
2) подготовка и участие в научно-практических конференциях, олимпиадах.
Обучающиеся, занимавшиеся в творческом объединении на протяжении двух лет и полностью освоившие образовательную программу, научились методике научного исследования, грамотной работе с библиографическими, научными и архивными материалами, постигли технику публичных выступлений, освоили приемы нестандартного творческого мышления, методы его активации, методику решения изобретательских задач. По окончании каждый студент выполнил и защитил итоговый творческий проект. Практически все члены творческого объединения являлись участниками олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций, ежегодно становились победителями или призерами Областной конференции научного общества учащихся, трижды — призерами территориального тура олимпиады по техническому творчеству.
Опыт руководства научно-творческим объединением позволил выявить следующие условия успешной работы по определению и развитию одаренности студентов профессиональных образовательных организаций:
1) создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными студентами;
2) наличие творческой образовательной и социокультурной среды, в которой студент смог бы раскрыть свои способности, пробуя себя в различных видах деятельности, и в дальнейшем развивать их (создание условий для саморазвития и самоопределения студентов);
3) включение в работу с одаренными студентами в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами (педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, стремящейся к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работающей над пополнением собственных знаний, готовой учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием).
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными студентами — это сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий от педагогов личностного характера, постоянного роста педагогического мастерства, прочных, постоянно обновляемых
знаний в области психологии одаренных детей и особенностей их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с роди-
Библиографический список
телями. Только преподаватели, любящие свою профессию, студентов, способны удовлетворить потребность современного общества в неординарной, творчески мыслящей личности.
1. Ясвин, В. А. Образовательная среда : От моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. — М. : Смысл, 2001. — 365 с.
УДК 377+159.922 Н. В. Трусова, преп., психолог Южно-Уральский
многопрофильный колледж (ЮУМК), канд. психол. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
В данной статье рассматривается вопрос об организации психологического сопровождения процесса развития профессиональной идентичности у студентов колледжа. Описаны цели, задачи, принципы, блоки программы данного процесса.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, психологическое сопровождение, программа развития профессиональной идентичности.
Принципиальные изменения социально-экономических отношений в современной России, вхождение ее в общеевропейское и мировое образовательное пространство, потребности инновационного развития науки, экономики, социальной сферы и рынка труда вызвали необходимость изменения требований к подготовке специалистов, к их профессиональным и личностным качествам. Современный деловой мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно и самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в плане поиска, планирования, выбора и устройства своей карьеры. Вместе с тем именно сегодня резко возрастает число людей, потерявших ориентиры в своем развитии, разочаровавшихся в своем профессиональном или личностном выборе. Все больше актуализируются проблемы, связанные с развитием профессиональной идентичности и организацией ее психологического сопровождения.
Профессиональную идентичность можно рассмотреть как составляющую профессионального самоопределения, проявляющуюся в осознании принадлежности к определенной профессии и профессиональному сообществу,
и как процесс профессионального развития, характеризующийся изменением всех сторон системы отношений личности.
Профессиональное становление охватывает длительный период в жизни человека. Поиск и выбор профессии, профессиональное самоопределение и развитие, овладение профессией, эффективная реализация в трудовой деятельности представляют собой длительный, многоплановый и противоречивый процесс профессионального развития личности, становления профессиональной идентичности. Чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека, живущего в современном, быстро меняющимся мире.
Одно из направлений деятельности психологической службы УПО нацелено на психологическое сопровождение студентов в процессе их подготовки как профессионалов — специалистов, владеющих сформированными убеждениями, мировоззрением, идеалами, стремлениями, интересами, способностями, направленными на самоактуализацию в своей профессиональной деятельности, положительным отношением к выбранной профессии, к своему окружению.