Научная статья на тему 'Особенности инновационного подхода к научнометодической работе в условиях реорганизации образовательного учреждения'

Особенности инновационного подхода к научнометодической работе в условиях реорганизации образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ / МОДЕЛЬ "5 ШАГОВ К УСПЕХУ" / THE MODEL OF THE "5 STEPS TO A SUCCESS" / REORGANIZATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / INNOVATIVE APPROACH TO SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балчугова Н. Н.

В статье рассматриваются некоторые особенности инновационного подхода к научно-методической работе: учет различного уровня педагогического мастерства и его использование при реализации модели «5 шагов к успеху», диагностика готовности педагогов к внедрению новых технологий и инноваций как необходимое условие повышения качества и эффективности научно-методической работы в условиях реорганизации Саткинского политехнического техникума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балчугова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF INNOVATIVE APPROACH TO SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL WORK IN TERMS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS REORGANIZATION

The article discusses some of the features of a innovative approach to the scientific and methodological work: the different levels of teaching skills and its use in the implementation of the model of "5 Steps to Success", diagnostic readiness of teachers to introduce new technology and innovation as a necessary condition for improving the quality and efficiency of scientific and methodological work in a reorganization in Satka Polytechnic Colledge.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационного подхода к научнометодической работе в условиях реорганизации образовательного учреждения»

тановки. Это могут быть установки типа: «меня никто не заставлял — я сам выступил, что говорит о моей достаточной решительности»; «получилось лучше, чем в прошлый раз — уже видел аудиторию, не то, что раньше, когда все слушатели были как в тумане»; «уже больше занимался делом и меньше думал о себе — налицо прогресс» и другие, а также избегать таких установок, как: «опозорился, больше я на публичные выступления не ходок» и др.

Следует отметить, что при организации творческой и научно-исследовательской деятельности важно учитывать, что такие приемы, как поощрение, добровольность, позитивное отношение к творческим удачам, импровизация, сниженная критичность, свобода оценок, становятся фактором оптимизации творческого развития обучающегося, ориентируя их на созидание, самопознание и саморазвитие своего научного потенциала.

Особая роль при формировании психологии исследователя принадлежит руководителю научно-исследовательской деятельности, который позволяет обучающемуся актуализировать

Библиографический список

свой текущий познавательный интерес и далее осуществлять конкретные шаги по его удовлетворению, а также формирует умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива [1]. Именно работа педагога должна быть основой при формировании различных аспектов психологии юного исследователя.

Таким образом, обучающиеся, делая свой вклад в общий банк знаний человечества, приобщаются к высокому творчеству. Полученные в ходе исследования конкретные навыки позволят юному исследователю иметь возможность и способность работать с неизвестными ранее объектами. В нашей работе был рассмотрен представленный диагностический инструментарий, который может с успехом использоваться для комплексной оценки уровня готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности, а также раскрыты основные принципы организации творческой и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

1. Платонова, Т. И. Творчество исследователя : Достижимый рубеж или синяя птица? [Текст] / Т. И. Платонова // Первое сентября. Химия. — 2008. — № 20.

2. Поддьяков, А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / А. Н. Поддьяков. — Режим доступа: http: // www.researcher. ru/methodics.

3. Пискунова, М. В. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс] / М. В. Пискунова. — Режим доступа: http: // www. researcher.ru.

4. Алексеева, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся учащихся [Текст] / Н. Г. Алексеева // Исследовательская работа школьников. — 2009. — № 1. — С.24-33.

5. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие / В. И. Загвязинский. — М. : Академия, 2007. — 208 с.

УДК 377 Н. Н. Балчугова, зам. директора по теоретичес-

001 кому обучению Саткинского политехнического

техникума им. А. К. Савина, Челябинская обл., г. Сатка, e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассматриваются некоторые особенности инновационного подхода к научно-методической работе: учет различного уровня педагогического мастерства и его использование при реализации модели «5 шагов к успеху», диагностика готовности педагогов к внедрению новых

технологий и инноваций как необходимое условие повышения качества и эффективности научно-методической работы в условиях реорганизации Саткинского политехнического техникума.

Ключевые слова: реорганизация образовательных учреждений, инновационный подход к научно-методической работе, модель «5 шагов к успеху».

Одним из направлений модернизации системы профессионального образования является реорганизация образовательных учреждений, которая должна обеспечить переход учреждений начального профессионального образования на более высокую ступень развития — среднее профессиональное образование, что требует реализации инновационного подхода к научно-методической работе и подготовке кадрового потенциала, осуществляющего инновационную деятельность в условиях реорганизации [1].

Основными направлениями реализации инновационного подхода к научно-методической работе реорганизованных образовательных учреждений являются:

- изучение теории преподаваемого предмета, установление его связей с профилем образовательного учреждения;

- создание содержательных методических комплексов, единых с инновационным аспектом и подчиненных целям и задачам среднего профессионального учреждения;

- отбор и апробирование новых обучающих систем, разработка и применение рекомендаций по их реализации;

- формирование базы данных об учебных и творческих способностях обучающихся, выбор способов их выявления и дальнейшего развития;

- решение вопросов комплектования из преподавательского состава дифференцированных инициативных творческих групп и кооперации отдельных преподавателей с целью реализации инновационных аспектов основных направлений научно-методической работы образовательного учреждения в условиях реорганизации;

- овладение современными технологиями обучения, выявление и устранение методических затруднений преподавателей, создание специфических систем воспитательной работы;

- экспериментально-исследовательская работа и т. д.

Реализация перечисленных направлений с учетом инновационного подхода к научно-методической работе в образовательном учреждении зависит от готовности педагогов и их возможностей выполнять ее [2; 3].

Изучение деятельности и реальных возможностей педагога — необходимое условие повышения качества и эффективности научно-ме-

тодической работы в условиях реорганизации. В результате диагностики готовности педагогов к внедрению новых технологий и инноваций, наблюдений за педагогической деятельностью в Саткинском политехническом техникуме определилось три группы педагогов с различным уровнем педагогического мастерства:

- низкий (10 %) — интуитивный;

- средний (60 %) — поисковый;

- высокий (30 %) — мастерский.

Методическая работа с десятью процентами педагогов ориентирована на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями по инновационным аспектам педагогической деятельности и их применении на репродуктивном уровне в условиях реорганизации образовательного учреждения.

Целью методической работы с педагогами, имеющими средний уровень, является формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогическими технологиями, инновационными аспектами педагогической деятельности на преобразующем уровне педагогической деятельности, осознание собственной индивидуальности.

Методическая работа с педагогами, обладающими высоким уровнем, предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы, включающей инновационный подход в условиях реорганизации образовательного учреждения. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых технологий обучения и воспитания студентов [4]. Педагоги с высоким уровнем педагогического мастерства, готовые к инновационной деятельности с учетом дифференцированного подхода, объединены в творческие группы, которые принимают активное участие в реализации намеченных задач.

Учет выявленных особенностей трех групп педагогов с различным уровнем педагогического мастерства используется при реализации модели «5 шагов к успеху», что позволяет целенаправленно организовывать научно-методическую работу в Саткинском политехническом техникуме в условиях реорганизации.

Раскроем содержание данной модели.

Шаг 1. Для решения проблемы подготовки педагога, обладающего ИКТ-компетентностью, в техникуме организуются постоянно действующие компьютерные курсы «Современный педагог и решение проблемы оптимизации его работы». На этом этапе в большей степени привлекаются педагоги из первой группы. Результатом работы на курсах являются созданные цифровые образовательные ресурсы, которые в дальнейшем используются педагогами при проведении учебных занятий и внеклассных мероприятий.

Шаг 2. Для повышения компетентности педагогов в области современных образовательных технологий в техникуме организуется научно-методический семинар по их изучению. При организации работы семинара очень важно использовать как информационный подход к повышению квалификации педагогов, так и деятельностный, личностно-ориентированный, позволяющие создавать условия, при которых происходит формирование и развитие личности педагога с учетом результатов диагностики его готовности к внедрению новых технологий и инноваций. Изучение современных образовательных технологий: проектной, модульного обучения, проблемного обучения и других, организуется таким образом, что педагогу предлагается не только руководить деятельностью обучающихся, а самому пройти весь путь по созданию проекта, изучить предлагаемые технологии «изнутри».

Шаг 3. Практическая деятельность «Применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе» включает в себя проведение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний с применением современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Работа на данном этапе происходит в творческой лаборатории, созданной на базе мультимедийного кабинета. Для оказания педагогам методической помощи в режиме индивидуального консультирования и консультирования творческих групп с учетом выявленных воз-

Библиографический список

можностей работают заместитель директора по научно-методической работе, педагог информатики, руководители методических объединений.

Шаг 4. Весьма важным аспектом методической работы в техникуме является формирование проектной культуры отдельного педагога и всего коллектива в целом. Проектирование стимулирует педагога к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает развивать профессиональную компетентность.

В Политехническом техникуме разрабатывается и реализуется система проектов, направленных на реализацию инновационных аспектов научно-методической деятельности в образовательном учреждении, управление педагогическим процессом, планирование и развитие образовательного учреждения, повышение квалификации педагогов.

Шаг 5. Участие педагогов в семинарах, конкурсах, научно-практических конференциях, публикация и распространение своего опыта работы, включающего инновационные аспекты педагогической деятельности. Работа на данном этапе строится на акмеологической концепции: в основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности [5]. На этом этапе в большей степени привлекаются педагоги третьей группы.

Использование особенностей инновационного подхода к научно-методической работе как учет различного уровня педагогического мастерства и его использование при реализации модели «5 шагов к успеху», изучение реальных возможностей педагога, диагностика готовности педагогов к внедрению новых технологий и инноваций, наблюдений за педагогической деятельностью являются необходимым условием повышения качества и эффективности научно-методической работы в Саткинском политехническом техникуме имени А. К. Савина в условиях реорганизации.

1. Абасов, З. А. Проектирование инноваций в структуре педагогической деятельности [Текст] / З. А. Абасов // Высшее образование сегодня : Реформы, нововведения, опыт. — 2004. — № 6. — С. 8-12.

2. Аналитика и экспертиза инновационных проектов [Текст] / сост. : Е. В. Рачкова, М. Н. Мельникова. — М. : Эврика, 2003. — 80 с.

3. Аттестация педагогических кадров в учреждениях образования // Московское образование в документах. Серия «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве» [Текст] / отв. ред. Г. Д. Кузнецов. — Вып. 2. — М. : Центр инноваций в педагогике, 1997. — 75 с.

4. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1988.

5. Барабанова, Н. В. Методическое сопровождение инновационной деятельности школы с углубленным изучением отдельных предметов [Текст] / Н. В. Барабанова, С. А. Ноздрина // Методист. — 2006. — № 4. — С. 36-40.

УДК 377 351/354

Г. Т. Калинкина, ст. преп. Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

АДАПТИВНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА УПО В УСЛОВИЯХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

В статье раскрываются преимущества использования в инновационных учреждениях профессионального образования адаптивных организационных структур управления, в частности, матричной структуры управления, а также представляется анализ некоторых результатов работы УПО по разработке организационных структур управления в рамках практического семинара ЧИРПО.

Ключевые слова: организационная структура управления, адаптивная структура управления, матричная структура управления, реструктуризация, инновационное образовательное учреждение.

В условиях реструктуризации учреждений начального профессионального образования, поставленных перед необходимостью реализо-вывать в едином образовательном пространстве уровни начального и среднего профессионального образования, необходимы новые подходы к управлению инновационными образовательными учреждениями и протекающими в них инновационными процессами.

Проблема инноваций широко обсуждается российской общественностью. Об этом свидетельствуют выступления ученых, представителей правительства Российской Федерации, педагогов и других социальных субъектов, включенных в подготовку профессиональных кадров новой формации, обладающих инновационным потенциалом. В последнее время появился ряд документов, в которых инновационность российской экономики закреплена законодательно: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. и др. Однако остается проблемным вопрос о том, что понимать под инновационностью: идею, коренным образом меняющую деятельность того или иного учреждения, его структуры, внедрение новых технологий, создание новых объединений, призванных реализовывать конкретные проекты или что-то иное. В связи с этим, говоря об управлении инновационными образовательными учреждениями, следует учитывать, что речь идет о новых учреждениях (ресурсных

центрах, профессиональных колледжах и техникумах), новых технологиях управления.

Организационной основой такого рода инновационных образовательных учреждений могут стать адаптивные структуры управления, а это требует, в свою очередь, обновления теоретических знаний руководителей и освоения ими практических умений по разработке организационных структур управления в условиях реструктуризации образовательных учреждений.

Структура управления организацией — одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями процесса управления, работой руководителей и распределением между ними полномочий. Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется так же, как и форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления соответствующими функциями, направленными на решение поставленных задач и намеченных целей. Она отражает уровень социально-экономического развития, философию и стратегию субъекта управления [1]. Оргструктура формируется исходя из требований обеспечения конкурентоспособности и экономической эффективности результатов, целесообразности и рациональной кооперации управленческой деятельности. Организационная структура уп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.