тановки. Это могут быть установки типа: «меня никто не заставлял — я сам выступил, что говорит о моей достаточной решительности»; «получилось лучше, чем в прошлый раз — уже видел аудиторию, не то, что раньше, когда все слушатели были как в тумане»; «уже больше занимался делом и меньше думал о себе — налицо прогресс» и другие, а также избегать таких установок, как: «опозорился, больше я на публичные выступления не ходок» и др.
Следует отметить, что при организации творческой и научно-исследовательской деятельности важно учитывать, что такие приемы, как поощрение, добровольность, позитивное отношение к творческим удачам, импровизация, сниженная критичность, свобода оценок, становятся фактором оптимизации творческого развития обучающегося, ориентируя их на созидание, самопознание и саморазвитие своего научного потенциала.
Особая роль при формировании психологии исследователя принадлежит руководителю научно-исследовательской деятельности, который позволяет обучающемуся актуализировать
Библиографический список
свой текущий познавательный интерес и далее осуществлять конкретные шаги по его удовлетворению, а также формирует умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива [1]. Именно работа педагога должна быть основой при формировании различных аспектов психологии юного исследователя.
Таким образом, обучающиеся, делая свой вклад в общий банк знаний человечества, приобщаются к высокому творчеству. Полученные в ходе исследования конкретные навыки позволят юному исследователю иметь возможность и способность работать с неизвестными ранее объектами. В нашей работе был рассмотрен представленный диагностический инструментарий, который может с успехом использоваться для комплексной оценки уровня готовности обучающихся к научно-исследовательской деятельности, а также раскрыты основные принципы организации творческой и научно-исследовательской деятельности обучающихся.
1. Платонова, Т. И. Творчество исследователя : Достижимый рубеж или синяя птица? [Текст] / Т. И. Платонова // Первое сентября. Химия. — 2008. — № 20.
2. Поддьяков, А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / А. Н. Поддьяков. — Режим доступа: http: // www.researcher. ru/methodics.
3. Пискунова, М. В. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс] / М. В. Пискунова. — Режим доступа: http: // www. researcher.ru.
4. Алексеева, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся учащихся [Текст] / Н. Г. Алексеева // Исследовательская работа школьников. — 2009. — № 1. — С.24-33.
5. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие / В. И. Загвязинский. — М. : Академия, 2007. — 208 с.
УДК 377 Н. Н. Балчугова, зам. директора по теоретичес-
001 кому обучению Саткинского политехнического
техникума им. А. К. Савина, Челябинская обл., г. Сатка, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье рассматриваются некоторые особенности инновационного подхода к научно-методической работе: учет различного уровня педагогического мастерства и его использование при реализации модели «5 шагов к успеху», диагностика готовности педагогов к внедрению новых
технологий и инноваций как необходимое условие повышения качества и эффективности научно-методической работы в условиях реорганизации Саткинского политехнического техникума.
Ключевые слова: реорганизация образовательных учреждений, инновационный подход к научно-методической работе, модель «5 шагов к успеху».
Одним из направлений модернизации системы профессионального образования является реорганизация образовательных учреждений, которая должна обеспечить переход учреждений начального профессионального образования на более высокую ступень развития — среднее профессиональное образование, что требует реализации инновационного подхода к научно-методической работе и подготовке кадрового потенциала, осуществляющего инновационную деятельность в условиях реорганизации [1].
Основными направлениями реализации инновационного подхода к научно-методической работе реорганизованных образовательных учреждений являются:
- изучение теории преподаваемого предмета, установление его связей с профилем образовательного учреждения;
- создание содержательных методических комплексов, единых с инновационным аспектом и подчиненных целям и задачам среднего профессионального учреждения;
- отбор и апробирование новых обучающих систем, разработка и применение рекомендаций по их реализации;
- формирование базы данных об учебных и творческих способностях обучающихся, выбор способов их выявления и дальнейшего развития;
- решение вопросов комплектования из преподавательского состава дифференцированных инициативных творческих групп и кооперации отдельных преподавателей с целью реализации инновационных аспектов основных направлений научно-методической работы образовательного учреждения в условиях реорганизации;
- овладение современными технологиями обучения, выявление и устранение методических затруднений преподавателей, создание специфических систем воспитательной работы;
- экспериментально-исследовательская работа и т. д.
Реализация перечисленных направлений с учетом инновационного подхода к научно-методической работе в образовательном учреждении зависит от готовности педагогов и их возможностей выполнять ее [2; 3].
Изучение деятельности и реальных возможностей педагога — необходимое условие повышения качества и эффективности научно-ме-
тодической работы в условиях реорганизации. В результате диагностики готовности педагогов к внедрению новых технологий и инноваций, наблюдений за педагогической деятельностью в Саткинском политехническом техникуме определилось три группы педагогов с различным уровнем педагогического мастерства:
- низкий (10 %) — интуитивный;
- средний (60 %) — поисковый;
- высокий (30 %) — мастерский.
Методическая работа с десятью процентами педагогов ориентирована на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями по инновационным аспектам педагогической деятельности и их применении на репродуктивном уровне в условиях реорганизации образовательного учреждения.
Целью методической работы с педагогами, имеющими средний уровень, является формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогическими технологиями, инновационными аспектами педагогической деятельности на преобразующем уровне педагогической деятельности, осознание собственной индивидуальности.
Методическая работа с педагогами, обладающими высоким уровнем, предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы, включающей инновационный подход в условиях реорганизации образовательного учреждения. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых технологий обучения и воспитания студентов [4]. Педагоги с высоким уровнем педагогического мастерства, готовые к инновационной деятельности с учетом дифференцированного подхода, объединены в творческие группы, которые принимают активное участие в реализации намеченных задач.
Учет выявленных особенностей трех групп педагогов с различным уровнем педагогического мастерства используется при реализации модели «5 шагов к успеху», что позволяет целенаправленно организовывать научно-методическую работу в Саткинском политехническом техникуме в условиях реорганизации.
Раскроем содержание данной модели.
Шаг 1. Для решения проблемы подготовки педагога, обладающего ИКТ-компетентностью, в техникуме организуются постоянно действующие компьютерные курсы «Современный педагог и решение проблемы оптимизации его работы». На этом этапе в большей степени привлекаются педагоги из первой группы. Результатом работы на курсах являются созданные цифровые образовательные ресурсы, которые в дальнейшем используются педагогами при проведении учебных занятий и внеклассных мероприятий.
Шаг 2. Для повышения компетентности педагогов в области современных образовательных технологий в техникуме организуется научно-методический семинар по их изучению. При организации работы семинара очень важно использовать как информационный подход к повышению квалификации педагогов, так и деятельностный, личностно-ориентированный, позволяющие создавать условия, при которых происходит формирование и развитие личности педагога с учетом результатов диагностики его готовности к внедрению новых технологий и инноваций. Изучение современных образовательных технологий: проектной, модульного обучения, проблемного обучения и других, организуется таким образом, что педагогу предлагается не только руководить деятельностью обучающихся, а самому пройти весь путь по созданию проекта, изучить предлагаемые технологии «изнутри».
Шаг 3. Практическая деятельность «Применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе» включает в себя проведение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний с применением современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Работа на данном этапе происходит в творческой лаборатории, созданной на базе мультимедийного кабинета. Для оказания педагогам методической помощи в режиме индивидуального консультирования и консультирования творческих групп с учетом выявленных воз-
Библиографический список
можностей работают заместитель директора по научно-методической работе, педагог информатики, руководители методических объединений.
Шаг 4. Весьма важным аспектом методической работы в техникуме является формирование проектной культуры отдельного педагога и всего коллектива в целом. Проектирование стимулирует педагога к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает развивать профессиональную компетентность.
В Политехническом техникуме разрабатывается и реализуется система проектов, направленных на реализацию инновационных аспектов научно-методической деятельности в образовательном учреждении, управление педагогическим процессом, планирование и развитие образовательного учреждения, повышение квалификации педагогов.
Шаг 5. Участие педагогов в семинарах, конкурсах, научно-практических конференциях, публикация и распространение своего опыта работы, включающего инновационные аспекты педагогической деятельности. Работа на данном этапе строится на акмеологической концепции: в основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, к совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности [5]. На этом этапе в большей степени привлекаются педагоги третьей группы.
Использование особенностей инновационного подхода к научно-методической работе как учет различного уровня педагогического мастерства и его использование при реализации модели «5 шагов к успеху», изучение реальных возможностей педагога, диагностика готовности педагогов к внедрению новых технологий и инноваций, наблюдений за педагогической деятельностью являются необходимым условием повышения качества и эффективности научно-методической работы в Саткинском политехническом техникуме имени А. К. Савина в условиях реорганизации.
1. Абасов, З. А. Проектирование инноваций в структуре педагогической деятельности [Текст] / З. А. Абасов // Высшее образование сегодня : Реформы, нововведения, опыт. — 2004. — № 6. — С. 8-12.
2. Аналитика и экспертиза инновационных проектов [Текст] / сост. : Е. В. Рачкова, М. Н. Мельникова. — М. : Эврика, 2003. — 80 с.
3. Аттестация педагогических кадров в учреждениях образования // Московское образование в документах. Серия «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве» [Текст] / отв. ред. Г. Д. Кузнецов. — Вып. 2. — М. : Центр инноваций в педагогике, 1997. — 75 с.
4. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1988.
5. Барабанова, Н. В. Методическое сопровождение инновационной деятельности школы с углубленным изучением отдельных предметов [Текст] / Н. В. Барабанова, С. А. Ноздрина // Методист. — 2006. — № 4. — С. 36-40.
УДК 377 351/354
Г. Т. Калинкина, ст. преп. Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
АДАПТИВНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА УПО В УСЛОВИЯХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
В статье раскрываются преимущества использования в инновационных учреждениях профессионального образования адаптивных организационных структур управления, в частности, матричной структуры управления, а также представляется анализ некоторых результатов работы УПО по разработке организационных структур управления в рамках практического семинара ЧИРПО.
Ключевые слова: организационная структура управления, адаптивная структура управления, матричная структура управления, реструктуризация, инновационное образовательное учреждение.
В условиях реструктуризации учреждений начального профессионального образования, поставленных перед необходимостью реализо-вывать в едином образовательном пространстве уровни начального и среднего профессионального образования, необходимы новые подходы к управлению инновационными образовательными учреждениями и протекающими в них инновационными процессами.
Проблема инноваций широко обсуждается российской общественностью. Об этом свидетельствуют выступления ученых, представителей правительства Российской Федерации, педагогов и других социальных субъектов, включенных в подготовку профессиональных кадров новой формации, обладающих инновационным потенциалом. В последнее время появился ряд документов, в которых инновационность российской экономики закреплена законодательно: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. и др. Однако остается проблемным вопрос о том, что понимать под инновационностью: идею, коренным образом меняющую деятельность того или иного учреждения, его структуры, внедрение новых технологий, создание новых объединений, призванных реализовывать конкретные проекты или что-то иное. В связи с этим, говоря об управлении инновационными образовательными учреждениями, следует учитывать, что речь идет о новых учреждениях (ресурсных
центрах, профессиональных колледжах и техникумах), новых технологиях управления.
Организационной основой такого рода инновационных образовательных учреждений могут стать адаптивные структуры управления, а это требует, в свою очередь, обновления теоретических знаний руководителей и освоения ими практических умений по разработке организационных структур управления в условиях реструктуризации образовательных учреждений.
Структура управления организацией — одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями процесса управления, работой руководителей и распределением между ними полномочий. Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется так же, как и форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления соответствующими функциями, направленными на решение поставленных задач и намеченных целей. Она отражает уровень социально-экономического развития, философию и стратегию субъекта управления [1]. Оргструктура формируется исходя из требований обеспечения конкурентоспособности и экономической эффективности результатов, целесообразности и рациональной кооперации управленческой деятельности. Организационная структура уп-