СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
К вопросу о мотивации обучения английскому языку у студентов неязыковых вузов
Быч Елена Ивановна,
старший преподаватель, департамент языковой подготовки, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: [email protected]
В данной статье рассматриваются основные проблемы формирования мотивации в процессе обучения иностранному языку у студентов неязыковых вузов. Рассмотрены понятия «мотив» и мотивация» к обучению иностранных языков. Исследуются различные виды мотивации. Приводятся методы и приемы работы на занятиях, которые могут применяться в практической работе преподавателей английского языка и помочь им повысить уровень мотивации у студентов неязыковых специальностей.
Ключевые слова: мотивация, виды мотивации, аудирование, аутентичные тексты, студенты неязыковых специальностей.
Актуальность проблемы мотивации студентов при изучении иностранных языков объясняется современными процессами глобализации во всех сферах общественной жизни. В условиях постоянного расширения международных связей и сотрудничества России с разными странами возрастает роль межнациональной коммуникации, где требуются необходимые знания иностранного языка.
Не секрет, что часто иностранный язык представляет трудность в изучении для студентов-первокурсников. Наряду с усвоением высшей математики, химии, физики и специальных дисциплин изучение иностранного языка требует внимания, времени и усилий. Кроме того, курс иностранного языка в вузе предполагает, что выпускники общеобразовательных школ обладают коммуникативной иноязычной компетенцией на уровне А2 по общеевропейской шкале. Но это далеко не так. Как становится понятным из практики, большинство студентов имеют несильную школьную подготовку по иностранному языку. И поэтому программа, согласно которой по окончании обучения выпускники, имеющие степень бакалавра, должны владеть профессионально-ориентированной межкультурной коммуникативной компетенцией на уровне В1, представляет для них огромные трудности. В работе со студентами неязыковых специальнэстей прихoдится много внимания уделять вопросу мотивации обучающихся при изучении инoстранного, в частности, английского языка. Следует отметить очень низкую мотивацию, и это впэлне объяснимо: языковая среда для изучения отсутствует, кроме того, сам иностранный язык, как предмет, довольно сложный для изучения и требует огромной зaтраты времени, сил и желания, систематичности в изучении. Здесь oстро встает вoпрoс о мoтивирoванности к обучению. Области применения иностранного языка расширяются постоянно даже в таких видах деятельности, где раньше это и нe требoвалось. Очевидно, что студенты неязыкoвого вуза, обучаясь таким специальностям, как например, государственное и муниципальное управление, экэноми-ка в отраслях ТЭК, кредиты и финансы, страхование, занятия по иностранному языку считают малозначительными в контексте будущего овладения избранной профессией. Предмету отвo-дится небольшое кoличествo часов в расписании, к дополнительным мероприятиям на иностранном языке студенты большого интереса не проявляют.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Именно в неязыковом вузе значимость мотивации как основного фактора обучения возрастает. И поэтому важно понимать, что же такое мотивация, и что помогает ее повысить в процессе обучения иностранному языку. Поиск возможностей решения обозначенной проблемы определил актуальность нашего исследования.
В ходе работы, направленной на повышение мотивации к изучению английского языка студентов, было выдвинуто предположение, что потребность студентов к изучению английского языка значительно увеличится, если в процессе учебного занятия активно будут применяться различные способы для повышения мотивации. И для этого нам было необходимо, прежде всего, понять, что именно ученые- педагоги, методисты, психологи вкладывают в понятие «мотивация»? Важно отметить, что мотивацию необходимо рассматривать с позиции другого понятия - мотива. Термин «мотив» происходит от латинского глагола moveo - двигаю. Мотив-это именно то, что мотивирует, стимулирует к выполнению той или иной деятельности. В.И. Лозовая, к примеру, предлагает на рассмотрение три аспекта мотивации: целевой аспект, ценностный и аспект направленности [2]. М.В. Матю-хина предлагает свою классификацию мотивов: мотивы, представленные непосредственно в самом учебном процессе, и мотивы, связанные с косвенным продуктом учебной деятельности [3]. Тем не менее, в научной литературе понятие «мотив» учеными-исследователями рассматривается неоднозначно. Например, Л.И. Божович отмечала, что мотивационная структура предполагает усвоение тех или иных моральных ценностей как основных мотивов поведения [1]. П.М. Якобсон, утверждает, что мотив - это то побуждение, которое ведет к совершению того или иного поступка [6].
Теперь обратим внимание на те виды мотивации, которые мы можем наблюдать при обучении, в частности, иностранному языку. Учебную мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация зависит от внешних обстоятельств и не связана с содержанием предмета. В качестве примеров можно привести: мотив самоутверждения (здесь рассматривается стремление студентов утвердить себя, получить одобрение других людей), мотив аффилиации (желание общаться с другими людьми), мотив саморазвития (рассматривается стремление к самоусовершенствованию), просоциальный мотив (основывается на осознании социальной значимости учебы).
Внутренняя мотивация, наоборот, связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Студентам нравится непосредственно английский язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. Внешние мотивы могут оказывать влияние на внутрен-5 нюю мотивацию.
о Как известно, вопрос мотивированности в обучении возникает при изучении каждого предме-° та, но особенно остро, как нам представляется, он ав проявляется в изучении иностранного языка. Обу-
чающийся проявит интерес к изучению иностранного языка и добьется хороших результатов в обучении при условии, если почувствует необходимость в этом.
Исходя из того, что мотивация ученика определяется его личными представлениями, побуждениями и потребностями, автором был проведен методический эксперимент на базе Финансового университета, где его участниками стали студенты 1 курса Финансово-экономического факультета, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» (профиль: Страхование, Корпоративная экономика и финансы). Данный контингент студентов при изучении учебно-познавательных мотивов исследовался впервые, что подтверждает новизну научной работы. Исследование проводилось в конце обучения курса английского языка и представляло собой анкету из прямых вопросов. Целью исследования было изучить уровень мотивации студентов к изучению английского языка, с одной стороны, и предложить возможные пути ее повышения, с другой. В эксперименте принимали участие 42 студента. Используя метод анкетирования, мы предложили студентам ответить на следующий вопрос: «С какой целью вы изучаете английский язык?». Ответы опрошенных студентов распределились следующим образом:
- изучаю английский язык, т.к. предмет включен в программу -75%,
- изучаю этот предмет, т.к. по окончании Фину-ниверситета хотел бы устроиться на хорошо оплачиваемую работу, где одно из требований-знание английского языка - 15%,
- изучаю английский язык, т.к. хочу свободно общаться на разные темы в путешествиях за границей - 8%,
- изучаю английский язык, т.к. мне нравится изучать английский язык - 2%.
Подводя итоги, можно сказать, что большая часть студентов, изучая английский язык в вузе, движима просоциальным мотивом («нужно изучать предмет по учебной программе», «чтобы сдать зачет»). У небольшой части опрошенных главным является мотив самоутверждения («найти интересную и хорошо оплачиваемую работу») и мотив аффилиации («чтобы путешествовать за границу»). И при этом только 2% учащихся имеют внутреннюю мотивацию. Они изучают английский язык, т.к. им это действительно нравится. Становится понятным, что в основном, внешние мотивы влияют на изучающих английский язык, при этом присутствует и отрицательная мотивация («чтобы не поставили двойку», «не отчислили»). Несмотря на обилие информации и недостаток времени, студенты осознают важность иностранного языка не только как фактора получения престижной профессии, но и средства развития интеллекта, познавательных процессов и коммуникации.
Необходимо отметить, что в создании и развитии мотивации важную роль играет непосредственно преподаватель иностранного языка, кото-
рый должен создавать необходимые условия для возникновения внутренних мотивов в обучении и познавательного интереса к изучению иностранного языка, а также уметь определенным образом влиять на мотивационную структуру посредством достижения личностно значимых целей обучения. Следует отметить, что изучение иностранного языка - это сложная работа, это- каждодневный труд. Без проявления личностных волевых качеств, без применения творческого подхода и осуществления продуманного во всех деталях контроля со стороны преподавателя его не осилить. Задача преподавателя иностранного языка видится в расширении зоны внешней мотивации путем формирования полиязычной среды обучения, выдвижения долгосрочных целей, значимых для студентов, таких как обучение в магистратуре в своем вузе или за рубежом, научной деятельности, участие в научных конференциях и семинарах. И с другой стороны, преподавателю необходимо принимать во внимание и ориентироваться на внутреннюю мотивацию студента, его задачи и потребности, а также повышать интерес к изучению иностранного языка как способу поликультурного общения, помогать в расширении кругозора обучающихся, воспитанию их толерантности к другим народам и культурам. Преподавателю необходимо показать обучающимся, что в будущем без знания иностранного языка они не смогут сделать хорошую карьеру и влиться в социокультурное пространство.
Подводя итоги, можно сказать, что особенно важными для преподавателя иностранного языка являются задачи, способствующие повышению внешней мотивации. Очень важным для преподавателя становится умение создавать ситуации успеха, умение формировать у студентов уверенность в своих силах, поощрять учащихся за успешно выполненные задания, способствовать пониманию, осознанию студентами своих неудач, а также помогать находить причины этих неудач. Необходимо своевременно доводить до сведения обучающихся «строгие требования», при которых преподавателем устанавливаются определенные, чёткие сроки, представляемые студентам для выполнения разнообразных заданий, что помогает развитию личной ответственности студентов. Педагог осуществляет необходимый контроль знаний, организовывает соревнование на занятиях (как между студентами в парах, так и между подгруппами), повышает таким образом интерес обучающихся к изучению языка, и это может быть вполне реализовано через содержание занятия, посредством правильной организации и сочетания различных видов деятельности в процессе обучения.
Рассматривая феномен мотивации, также очень важно обратить внимание на причины снижения мотивации у обучающихся в неязыковых вузах при изучении иностранного языка. К первой группе относятся причины, которые зависят от преподавателя, а ко второй отнесем причины, которые зависят от самих студентов. Причи-
нами, которые зависят от преподавателя, являются: неправильный выбор учебных материалов, который может привести к неполноценной нагрузке учащегося или наоборот, вызвать перегрузку, а также очень часто низкий уровень владения преподавателем современными методами обучения и его неспособность и нежелание строить отношения со студентами и организовывать их взаимоотношения друг с другом, отсутствие четкой, определенной системы требований, а также особенности личности самого преподавателя. Важно отметить, что студенты в большей степени мотивированы к изучению предмета, если преподаватель им нравится, с кем у них налажен контакт. Основой особенностью успешного преподавателя является его личность. Преподаватель обязан быть интересным, уверенным и оптимистичным человеком со многими творческими идеями. Преподавателю важно уметь не только передавать знание, но также и общаться с учащимися, уметь поддерживать доброжелательные отношения с ними. Еще одна важная особенность - это энтузиазм преподавателя. Если он с большим энтузиазмом представляет информацию по теме, студенты будут понимать, что тема имеет для них большое значение. Таким образом, энтузиазм преподавателя также может мотивировать обучающихся. И, к тому же, неоспоримым является тот факт, что преподаватель должен быть профессионалом в своем деле. Он обязан непрерывно совершенствовать свои языковые умения и навыки: общаться с носителями языка, переводить сложные тексты, следить за меняющимися тенденциями в языке. Причины снижения или отсутствия мотивации у студентов можно обозначить следующим образом: это - невысокий уровень знаний, плохая память, несформирован-ность или отсутствие мотивов образовательной деятельности, особенно приёмов самостоятельного накапливания знаний, иногда не налаженные отношения с коллективом. Таким образом, целью любого преподавателя иностранного языка должно быть постоянное стремление вызывать у студентов положительное отношение к учебе, обогащать знаниями, развивать их память, обучать навыкам и приёмам самостоятельного приобретения знаний, а также способствовать налаживанию отношений в коллективе.
В формировании и сохранении устойчивой мотивации, развитии познавательной деятельности, а также стремления обучающихся к коммуникации помогает применение разнообразных методов и приемов обучения. Использование преподавателями иностранного языка нестандартных занятий, применение разных методов и приемов обучения, которые вносят разнообразие в обычный процесс изучения иностранного языка, тем самым повышая активный и устойчивый интерес к изучению дисциплины, являются наиболее эффективными. Наряду с повышением мотивации обучения, нестандартное занятие способствует развитию учебных и творческих способностей студентов. Сегодня современные технологии позволяют
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
непосредственно улучшить качество практического занятия и ввести такие формы обучения, которые помогают повысить познавательную активность и интерес обучающихся, способствуют развитию и улучшению их интеллектуальных, творческих способностей, умений самостоятельным образом приобретать новые знания в необходимой сфере деятельности и создают условия для успешной самореализации будущих специалистов. Выделяют два вида средств обучения: аудиовизуальные (видео материалы) и технические средства обучения (мультимедийные обучающие комплексы). Использование аудио материалов стимулирует и способствует успешному обучению иностранному языку. Все аудиовизуальные средства положительным образом влияют на процесс обучения, при том условии, что они используются в правильное время и в правильном месте. При обучении иностранному языку и в процессе его изучения, обучающиеся используют как зрительный, так и слуховой каналы для восприятия информации. Видеоматериалы относятся к аудиовизуальным средствам обучения. Они являются одним из наиболее эффективных средств обучения иностранному языку. В настоящее время использование видео на занятиях по иностранному языку является одним из этапов занятия, так как процесс обучения приобретает коммуникативную направленность. Видеоматериалы являются несомненно необходимыми и полезными обучающими средствами, так как учащимся всегда нравится что-то новое в обучении наряду с учебниками и аудиозаписями для аудирования. Чем больше наблюдается заинтересованность и вовлеченность в деятельность, тем более интерактивным становится каждое занятие, тем лучше студенты воспринимают и запоминают информацию, представленную на занятии. Таким образом, применение видео на занятии помогает педагогу заинтересовать студентов, активизировать их работу, расширяет их кругозор и способствует лучшему усвоению и пониманию английского языка и культуры страны изучаемого языка. Огромным преимуществом использования аудио и видео в обучении иностранному языку является то, что оно предоставляет аутентичный материал.
В качестве наглядного примера и описания способов мотивации автором предлагается анализ практического занятия, проведенного со студентами 1 курса направления 38.03.01 «Экономика» в рамках дисциплины «Иностранный язык». Научная новизна работы заключается в том, что была предпринята попытка при обучении аудированию иноязычной речи студентов создать технологию, которая была разработана с учетом психологических особенностей и трудностей в этом процессе на различных этапах обучения студентов. Практи-5 ческая значимость данной работы состоит в раз-§ работке методического обеспечения к видеоматериалам, которое может быть применимо в практи-° ческой работе преподавателей английского язы-ав ка и помочь им повысить мотивацию у студентов.
Аспект аудирование включен в комплекс занятий по теме «Labor market». По мнению Е.М. Торбик, «аудирование профориентационной направленности эффективнее всего проводить после проработки соответствующей темы курса» [5, с. 98100]. Цель занятия заключается в развитии навыков аудирования, коммуникативной компетенции в рамках предлагаемой темы.
На начальном этапе занятия предлагается вводная беседа, в процессе которой важно определить базовые знания студентов. Введением в тему может служить заранее подготовленное задание, направленное на поиск информации в Интернете по заданной теме. Важно подчеркнуть, что основной направленностью этой стадии является введение обучающихся в контекст отрабатываемого материала, что может осуществляться с помощью большого количества разнообразных заданий. Примерами упражнений, предлагаемых автором, послужили следующие задания [4]: Task 1.
Work in pairs. Before wаtching the video episode translate the title and say how the information given by the spеаker will be structured. Task 2.
Watch the video and compare your plans with the actual structure of the speech. Task 3.
Before watching the video read the following statements. You should define the statements as True or False.
1. There are many perfectly competitive markets nowadays.
2. Theoretically perfect competition involves only a number of sellers and a number of buyers.
3. As for products in the competitive environment they are to be similar.
4. Sellers always provide comprehensive information on their prices.
5. Modern information systems and technologies allow customers to do comparison shopping based on prices.
Task 4. Watch the video to check your answers. Следующим этапом введения выступила работа с новой лексикой. Студентам предлагались следующие задания: Task 1.
Study the word combinations, connected with the word "market". Then use them in your own sentences. active market - активный рынок; consumer market - потребительский рынок; domestic market - внутренний рынок; to meet with the ready market - находить быстрый сбыт;
marketable - годный для продажи, ликвидный. Task 2.
Give verbs as examples that are most commonly used with:
Market, choice, price, supply, effort, output. После этого этапа подготовки к результативному восприятию материала, студенты приступают к основному этапу-прослушиванию аудиoтекста,
взятому из youtube. Необходимо отметить, что все студенты проявили заинтересованность к предложенному аудиотексту и к его содержанию. Конечно, текст был предварительно отобран, и в него входило всего 30% незнакомых слов, что необходимо для закрепления словарного запаса по данной теме, с одной стороны, и активизацию ранее сформированного, с другой. Последующие задания были направлены на детальное понимание информации и представляли собой самостоятельную работу студентов, после чего предлагалась совместная проверка и обсуждение различных вопросов.
Task 1.
Fill in the gaps.
a) A society, which experiences a violent political
___is not conducive for economic growth, because
there is very little___in the system.
b) Governments need to make sure that the country has a stable political environment, which is
very important for the___level required for people
to invest and increase economic___in a country.
c) Government plays the crucial role of being the ___and to provide a competitive marketplace.
d) The government also needs to think about policies, when it comes to trade with foreign countries national__.
Task 2.
Find the words in the video that are synonyms to the following:
To replace, peculiar, profit, result, competent
Task 3.
You should identify the words or word combinations in the video that mean the following:
a) to ask some quantity of money as a price for a good or service
b) investment in an organization or in government debt instrument that can be traded on the financial markets and produce an income for the investor
c) a compromise in which two opposing situations, factors or qualities can't be attained at the same time
d) the ability of a person to manage with (cope with) something that he doesn't like or doesn't agree with
Task 4.
You should give antonyms to the following words in the video. Pay attention to the way they form a contrary meaning. Provide good translation.
employment, desirable, acceptable, available, equality, tolerable.
Task 5.
Watch the video and tick the points which the speaker mentions in the video.
1. A seller wants to sell a product at different prices at different markets.
2. There are different degrees in price discrimination.
3. A seller should be able to differentiate among purchasers who are willing to pay different prices.
4. One of the conditions that makes price discrimination possible is that the seller should have a complete control over a market.
Task 6.
Match the words from a) and b) to form collocations.
a) labor, derived, economic, improve, relevant
b) skills, resources, economy, opportunities, demands
Последние задания, приведенные ниже, вызвали наибольший интерес, поскольку студенты уже имели необходимые знания для того, чтобы выполнить такие задания, были мотивированы к решению поставленной проблемы, и сама форма заданий позволила студентам показать активную деятельность, вьюказать свою сoбствeннyю позицию, подойти к представленной прoблeмной ситуации творче^и.
Task 1. Work in pairs.
Student A: Take the role of a journalist. Organize an interview with a Professor of E^nomics on the problems of labor market. Begin the discussion and ask different questions, connected with the common information on the topic that is presented in this video.
Student B: Act the role of a Prоfessоr of Economics. Firstly, greet the journalist and be ready to answer his questions. You should use words and word combinations identified and formed in the Tasks of the lesson.
Task 2. Work in pairs.
Make use of the data in the table to summarize the information presented in the video. Listen to each other. How accurate are the summaries?
Task 3.
Speak on the following topic:
Market economy vs planned economy (exemplified in tractor manufacturing).
Task 4.
Formulate the definitions of the terms that denote three types of money: "commodity money", "commodity-backed money", "fiat money" based on the information presented in the video. Bring into focus the differences that will help distinguish these terms.
Task 5.
Analyze the compliance of the US airline industry with three conditions of purely competitive competition covered in the video. Surf the Internet for some supporting materials.
На протяжении предлагаемого на рассмотрение занятия применялись такие формы работы как: фронтальная, работа в группах, работа в парах. Интерес обучающихся к рaбoте с современными поисковыми системами, актуальность обсуждаемой темы, стремлeниe каждого студента в группе активно участвовать в процессе общения на иностранном языке, а также понимание взаимосвязи профилирующих предметов по специальности и английского языка послужили мотивирующими факторами.
Подводя итог, следует отметить, что мотивация имеет огромное значение в учебном процессе, активизируя мышление, восприятие, понимание и усвоение материала. Преподаватель должен обязательно стремиться к повышению уровня мотивации студентов и способствовать развитию познания и интеллектуальной деятельности у студентов, что и приводит в результате к повышению эффективности процесса обучения.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Литература
1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович // Под ред. Д.И. Фельд-штейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
2. Лозовая, В.И., Троцко, А.В. Вопросы теории воспитания: учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Лозовая, А.В. Троцко // Харьков: Основа, 1994. - 160 с.
3. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
4. Торбик, Е.М. Сборник учебных заданий к видеофрагментам по дисциплине «Иностранный язык» [Электронный ресурс] / Е.И. Быч, Е.М. Торбик. - М., 2017. - 80 с. URL.: Шр®:// pоrtal.fa.ru/Filеs/Data/C70F1C4F-90D2-4AC4-8189-0736BC5203B6/Szd_Inyaz_bЕ_17.pdf (дата обращения: 02.12.2019).
5. Торбик Е.М. Совершенствование аудитивных навыков в высшей школе (на примере дисциплины «Иностранный язык» у студентов-бакалавров направления 38.03.01 «Экономика») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (7). 2017. С. 98-100.
6. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст]: научное издание / П.М. Якобсон; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Просвещение, 1969. - 317 с.
TO THE QUESTION ABOUT THE MOTIVATION OF TEACHING ENGLISH IN STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES
Bych E.I.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The article deals with the main problems of the formation of motivation in the process of teaching a foreign language in students of non-linguistic universities. The concepts "motive" and "motivation" are considered. Different types of motivation are described. The methods and techniques of work in the classroom, which can be used in practical work of English teachers and help them to increase the level of motivation of students of non-linguistic specialties are given.
Keywords: motivation, types of motivation, listening, authentic texts, students of non-linguistic specialties.
References
1. Bozovic, L.I. Problems of personality formation / L.I. Bozhovich // Ed. DI. Feldstein. - M.: Publishing house "Institute of Practical Psychology", Voronezh: NPO "MODEK", 1997. - 352 p.
2. Lozova, V.I., Trotsky, A.V. Questions of the theory of education: textbook. manual for university students / V. I. Lozova, A.V. Trotsky // Kharkov: Osnova, 1994. - 160 p.
3. Matyukhina, M.V. Motivation of the teachings of primary school students [Text] / M.V. Matyukhina. - M.: Pedagogy, 1984. -144 p.
4. Torbik, E.M. Collection of educational tasks for video clips on the discipline "Foreign language" [Electronic resource] / E.I. Bych, E.M. Torbik. - M., 2017. - 80 s. URL.: https: //portal.fa.ru/Files/ Data/C70F1C4F-90D2-4AC4-8189-0736BC5203B6/Szd_In-yaz_bE_17.pdf (accessed: 02.12.2019).
5. Torbik EM Improving the audit skills in higher education (on the example of the discipline "Foreign Language" among bachelor students in the direction 38.03.01 "Economics") // Pedagogy. Questions of theory and practice. 2017. No. 3 (7). 2017. P. 98100.
6. Jacobson, P.M. Psychological problems of motivation of human behavior [Text]: scientific publication / P.M. Jacobson; USSR Academy of Sciences, Institute of Psychology. - M.: Education, 1969. - 317 p.
о с
u
CM
л