УДК 353-021
Манкиева А. В.1 Куров А.Е.2
К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ И КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье поднимается вопрос об оценке эффективности деятельности органов государственной власти в России. Авторы отмечают отсутствие единого подхода к подобной оценке как в нормативно-правовых актах, так и на практике. В ходе исследования установлена необходимость разработки комплексной модели оценки эффективности, которая соответствовала бы современным требованиям и учитывала специфику и цели органов государственной власти. Также авторами акцентируется внимание на актуальных проблемах сбора статистической информации и оценки качества услуг, которые затрудняют объективную оценку эффективности деятельности органов публичной власти. Результаты исследования могут быть использованы на практике для совершенствования системы оценки эффективности деятельности органов государственной власти и повышения их эффективности.
Ключевые слова: органы государственной власти, оценка эффективности деятельности, критерии оценки, методы оценки эффективности, эффективность управления.
Mankieva A.
Kurov A.
ON THE QUESTION OF METHODS AND CRITERIA FOR ASSESSING THE EFFICIENCY OF ACTIVITIES OF STATE AUTHORITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article raises the issue of assessing the effectiveness of public authorities in Russia. The authors note the lack of a unified approach to such assessment both in regulatory legal acts and in practice. The study established the need to develop a comprehensive model for assessing effectiveness that would meet modern requirements and take into account the specifics and goals of public authorities. The authors also focus on the current problems of collecting statistical information and assessing the quality of services, which complicate an objective assessment of the effectiveness of public authorities. The results of the study can be used in practice to improve the system for assessing the effectiveness of public authorities and increase their effectiveness.
Keywords: government bodies, performance evaluation, evaluation criteria, performance evaluation methods, management efficiency.
1 Манкиева Аза Вахидовна, заведующий кафедрой правового обеспечения деятельности органов власти, кандидат политических наук, доцент, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Aza Mankieva, Head of the Department of Legal Support for the Activities of Government Bodies, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
2 Куров Аркадий Евгеньевич, магистрант, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Arkady Kurov, graduate student, North Caucasus Institute-branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
В современной России органы публичной власти играют огромную и значимую роль. Именно благодаря им принимаются эффективные управленческие решения, реализуются актуальные задачи и важные функции, которые оказывают положительное влияние на жизнь граждан Российской Федерации и территории страны в целом.
В связи с чем особенно актуален вопрос повышения эффективности деятельности органов публичной власти, важность которого не раз отмечается в действующих нормативно-правовых актах. Повысить подобную эффективность можно путем разработки и реализации единых методов и критериев оценки эффективности государственных органов. Однако, на данный момент в нормативно-правовых актах и на практике отсутствует единый подход по данному вопросу.
Традиционно под органами публичной власти понимаются государственные структуры, которые осуществляют публичную власть в стране на нескольких уровнях:
1) органы государственной власти: центральные и региональные;
2) органы местного самоуправления.
По сути, органы публичной власти выступают в качестве связующего элемента воли общества и государства, осуществляя удовлетворение общих интересов. Порядок их работы, функционирования и формирования подробно регламентирован действующим законодательством РФ.
Тем не менее, термин «органы публичной власти» был закреплен в нормативно-правовых актах относительно недавно, а именно после принятия поправок к Конституции Российской Федерации в июле 2020 года [1]. Это объясняет факт малой изученности рассматриваемой темы российскими учеными-правоведами.
В последнее время интерес к данной теме растет [2], что объясняется следующими логичными причинами:
1) Стремительный рост необходимости налаживания стабильной и оптимизированной работы государственных структур и ведомств: при осуществлении анализа и комплексной оценки деятельности органов публичной
власти можно понять насколько эффективно они выполняют свои функции, выявить возможные проблемы в их работе и предложить оптимальные пути решения сложившихся проблем;
2) Необходимость оценки показателей эффективности национальных и региональных проектов: достичь поставленных в проектах целей и задач можно только при эффективной деятельности органов публичной власти;
3) В условиях санкционного изолирования Российской Федерации от международной арены наблюдается стремительная трансформация различных сфер общественной жизни и, как следствие, возникает необходимость модернизации системы публичной власти и управления.
В современной России прагматическая оценка эффективности деятельности государственных органов власти происходит на основе комплексной модели, которая включает в себя сбор и анализ показателей по следующим направлениям [2]:
1) Достижение целей: по данному направлению происходит оценка эффективности достижения поставленных целей государственных проектов/программ за предшествующий календарный год;
2) Внутренняя эффективность: позволяет производить комплексную и систематическую оценку и анализ показателей в социальной, инвестиционной и бюджетной сферах.
Даже, несмотря на то, что вышеуказанная оценка эффективности происходит систематически, она не соответствует современным требованиям оценки качества работы государственных структур, что подтверждается высказываниями депутатов Государственной Думы РФ и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ на круглом столе «Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления: совершенствование нормативно-правового регулирования и механизмов практической реализации» [3]. На наш взгляд, это объясняется следующими причинами:
Во-первых, это слабо развитая система сбора статистической информации о деятель-
ности органов публичной власти. Известно немало случаев, когда отдельные государственные органы на протяжении многих лет не обновляют свои интернет-порталы со статистической информацией о проделанной работе [4], что не позволяет оценить эффективность их работы.
Во-вторых, в стране действует единая система оценки качества полученных государственных и муниципальных услуг на основе системы «ИАС МКГУ», которая лишь в последние годы модернизируется по различным направлениям: интеграция обратной связи, добавление новых элементов семантики и так далее [5]. Следует отметить тот факт, что осуществлять оценку о работе ведомства через эту систему достаточно проблематично для большинства граждан. Ведь это необходимо сделать через личный кабинет на специальном сайте. Вместе с тем, подобную оценку можно осуществлять и через систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». В связи с чем невозможно дать однозначную характеристику эффективной работе государственных структур на основе данных «ИАС МКГУ».
В-третьих, это сложности выбора критериев оценки деятельности органов публичной власти [6]. Это связано с тем, что каждый государственный орган имеет свою специфику в виде целей, задач и функций, что осложняет процесс выработки единых методов и критериев оценки эффективности деятельности публичных органов власти.
Вместе с тем на данный момент в стране отсутствует единый нормативно-правовой акт или же их совокупность с подробным алгоритмом, методами и критериями оценки эффективности деятельности органов публичной власти РФ.
Однако в действующем законодательстве на федеральном уровне закреплены нормативно-правовые акты, которые содержат основные положения о правовой оценке деятельности органов публичной власти субъектов РФ:
- Статья 35 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», в которой указывается, что перечень показателей (критериев) оценки эффективности деятель-
ности высших должностных лиц субъектов и исполнительных органов субъектов утверждается Президентом РФ [7];
- Постановление Правительства РФ от 03.04.2021 № 542, которое регламентирует методы расчета показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и исполнительных органов субъектов РФ [8].
Для разработки единой качественной системы методов и критериев оценки эффективности деятельности органов публичной власти необходимо учитывать не только вышеуказанный правовой базис, но и прагматические индикаторы оценки в виде следующих критериев:
1) Технологический критерий: уровень профессионализма и компетентности сотрудников государственных органов, оперативность и своевременность принимаемых управленческих решений и другие;
2) Инструментальный критерий: качество и рациональность управленческой деятельности, уровень оптимизации систем органов власти по использованию доступных ресурсов для реализации совместных функций по достижению стратегических целей страны;
3) Прагматический критерий: объем инвестиций в основной капитал, уровень бедности и образования, производительность труда, доступность жилья, естественный прирост населения и многие другие.
Отдельно необходимо отметить тот факт, что некоторые субъекты РФ самостоятельно разрабатывают и внедряют инновационные методы и критерии оценки эффективности региональных органов публичной власти. В качестве положительного примера изучим более подробно опыт Иркутской и Курганской областей.
В Иркутской области вопросы подобной оценки содержатся в постановлении Правительства Иркутской области от 10.05.2023 № 394-пп [9], в соответствии с которым в регионе введены шесть критериев оценки:
- эффективность реализации государственных программ;
- исполнительская дисциплина;
- обеспечение законности в деятельности;
- независимая оценка деятельности;
- кадровая политика;
- финансовая деятельность.
Вышеперечисленные критерии позволяют
наиболее точно определить уровень качества эффективности деятельности региональных органов власти, рассчитать размеры денежных премий для сотрудников, выявить проблемные аспекты, которые требуют скорейшего урегулирования.
Еще один положительный пример - Кур -ганская область, а именно распоряжение Губернатора области [10], в котором оценка проводится по 4 критериям:
- исполнение указов Президента и поручений Губернатора;
- обеспечение достижения показателей региональных проектов;
- реализация государственных программ;
- планирование и исполнение бюджета.
По каждому из заданных критериев определяются количественные и качественные показатели, на основе которых используется методика расчета.
Как видно из практики, субъектам РФ, равно как и всей системе органов публичной власти, необходима единая система методов и критериев оценки эффективности их деятельности. В связи с чем целесообразным выступает необходимость разработки, утверждения и применения на практике такой системы.
Для разработки подобной федеральной системы оценки деятельности органов публичной власти можно обратиться к опыту Норвегии, чья модель оценки может быть эффективно адаптирована в России. Примечательно, но в норвежской правовой системе наблюдаются некие схожести с российской. Так, структура органов публичной власти Норвегии выглядит следующим образом [11]:
- Король (глава страны): имеет право принимать нормативные акты в сфере торговли, охраны общественного строя, промышленности и т. д.;
- Стортинг (парламент): ответственен за законодательную власть;
- Государственный совет: осуществляет исполнительную власть в стране;
- Судебная власть: независима от вышеуказанных субъектов.
Для оценки эффективности деятельности вышеуказанных органов публичной власти с 2002 года в Норвегии используется система методов и критериев «КОБТЯЛ» (КОшшипе-81а1;-КЛррог1;епп§ - от норвежского «система муниципальной государственной отчетности»), которая регулируется законом о местном самоуправлении и законом о статистике [12].
В эту систему представителями муниципалитетов вносятся различные данные и показатели о деятельности органов публичной власти. Обычно в этих данных указывается количество получивших государственные и муниципальные услуги граждан, финансовая отчетность ведомств, различные статистические показатели, результаты специальных социальных опросов населения и многое другое.
После чего на основе полученных данных, с помощью утвержденных методов и критериев оценки происходит анализ эффективности деятельности органов публичной власти Норвегии, на основе которого оценивается качество деятельности структур и выявляются возможные проблемы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации отсутствует единый выработанный комплекс методов и критериев оценки эффективности деятельности органов публичной власти, что является недопустимым для правового развитого государства. Для преодоления сложившейся системной проблемы необходимо учитывать успешный опыт в подобной оценке некоторых субъектов РФ и эффективных механизмов, применяемых за рубежом. Именно на их основе удастся создать единую систему оценки эффективности деятельности органов публичной власти, которая будет включать в себя различные социально-экономические показатели.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными общероссийским голосованием 1 июля 2020 года. - Москва: Издательство АСТ, 2020. - 64 с.
2. Рубан В.А., Литвиненко М.О. Развитие системы оценки эффективности государственного управления в Российской Федерации // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2018. № 3. URL: https://journals.bsu.ru/content/articles/1334.pdf (дата обращения: 21.10.2024).
3. Сборник материалов основных мероприятий, проведенных Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в седьмом созыве. - М.: Издание Государственной Думы, 2019. - 320 с.
4. «3.2 Трудности в работе с государственными данными» // Интернет-сайт Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации - URL: https://cdto.ranepa.ru/reports/ data/3-2-trudnosti-v-rabote-s-gosudarstvennymi-dannymi (дата обращения: 21.10.2024).
5. ИАС МКГУ Минэкономразвития РФ // Интернет-сайт «Цифроматика» - URL: https:// digimatics.ru/ias-mkgu-minekonomrazvitiya-rf/ (дата обращения: 16.12.2024).
6. Дементьев М.Р. Проблема выбора критериев оценки эффективности органов власти // Инновации и инвестиции. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vybora-kriteriev-otsenki-effektivnosti-organov-vlasti (дата обращения: 22.10.2024).
7. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс» - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404070/ (дата обращения: 22.10.2024).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 N 542 «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 № 915» (с изм. на 01.07.2023) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов - URL: https://docs.cntd.ru/document/603274553 (дата обращения: 22.10.2024).
9. Постановление Правительства Иркутской области от 10.05.2023 № 394-пп «Об утверждении Порядка проведения региональной оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области» (с изм. на 15.04.2024) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов - URL: https://docs. cntd.ru/document/406669964 (дата обращения: 22.10.2024).
10. Распоряжение Губернатора Курганской области от 01.03.2019 № 23-П-р «Об организации работы по оценке эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти Курганской области и государственных гражданских служащих Курганской области» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов - URL: https:// docs.cntd.ru/document/553171511 (дата обращения: 23.10.2024).
11. Государственное управление в Норвегии // Образовательный портал «Справочник» -URL https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/mezhdunarodnoe_ gosudarstvennoe_upravlenie/gosudarstvennoe_upravlenie_v_norvegii/ (дата обращения: 23.10.2024).
12. KOSTRA // Statistics Norway - URL: https://www.ssb.no/en/offentlig-sektor/kostra/statistikk/ kostra-kommune-stat-rapportering (дата обращения: 23.10.2024).
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. The Constitution of the Russian Federation with amendments approved by the all-Russian vote on July 1, 2020. - Moscow: AST Publishing House, 2020. - 64 p.
2. Ruban V.A., Litvinenko M.O. Development of the system for assessing the effectiveness of public administration in the Russian Federation // Bulletin of the Buryat State University. Economics
and Management. 2018. No. 3. URL: https://journals.bsu.ru/content/articles/1334.pdf (date of access: 10/21/2024).
3. Collection of materials from the main events held by the State Duma Committee on Federal Structure and Local Self-Government in the seventh convocation. - M.: Publication of the State Duma, 2019. - 320 p.
4. «3.2 Difficulties in working with government data» // Website of the Center for Training Managers and Digital Transformation Teams - URL: https://cdto.ranepa.ru/reports/data/3-2-trudnosti-v-rabote-s-gosudarstvennymi-dannymi (date of access: 10/21/2024).
5. IAS MKGU of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation // Website «Tsifromatika» - URL: https://digimatics.ru/ias-mkgu-minekonomrazvitiya-rf/ (date of access: 12/16/2024).
6. Dementyev M.R. The Problem of Selecting Criteria for Assessing the Effectiveness of Government Bodies // Innovations and Investments. 2019. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problema-vybora-kriteriev-otsenki-effektivnosti-organov-vlasti (date of access: 10/22/2024).
7. Federal Law of 21.12.2021 №. 414-FZ «On the General Principles of Organization of Public Authority in the Constituent Entities of the Russian Federation» (as amended on 08.08.2024) (as amended and supplemented, entered into force on 01.09.2024) // Reference and Information System «ConsultantPlus» - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404070/ (date of access: 10/22/2024).
8. Resolution of the Government of the Russian Federation of 03.04.2021 №. 542 «On approval of methods for calculating indicators for assessing the effectiveness of the activities of senior officials of constituent entities of the Russian Federation and the activities of executive bodies of constituent entities of the Russian Federation, as well as on recognizing as invalid certain provisions of the Resolution of the Government of the Russian Federation of July 17, 2019 №. 915» (as amended on 01.07.2023) // Electronic fund of legal and regulatory documents - URL: https://docs.cntd.ru/document/603274553 (date of access: 10/22/2024).
9. Resolution of the Government of the Irkutsk Region dated 10.05.2023 N 394-pp «On approval of the Procedure for conducting a regional assessment of the effectiveness of the executive bodies of state power of the Irkutsk Region and recognizing as invalid certain resolutions of the Government of the Irkutsk Region» (as amended on 15.04.2024) // Electronic fund of legal and regulatory documents - URL: https://docs.cntd.ru/document/406669964 (date of access: 10/22/2024).
10. Order of the Governor of the Kurgan Region dated 01.03.2019 №. 23-P-r «On the organization of work to assess the performance of heads of executive bodies of the Kurgan Region and state civil servants of the Kurgan Region» // Electronic fund of legal and regulatory documents - URL: https://docs.cntd.ru/document/553171511 (date of access: 10/23/2024).
11. Public administration in Norway // Educational portal «Handbook» - URL https://spravochnick. ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/mezhdunarodnoe_gosudarstvennoe_upravlenie/ gosudarstvennoe_upravlenie_v_norvegii/ (date of access: 10/23/2024).
12. KOSTRA // Statistics Norway - URL: https://www.ssb.no/en/offentlig-sektor/kostra/statistikk/ kostra-kommune-stat-rapportering (date of access: 10/23/2024).