Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ)'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценка эффективности / органы / местного самоуправления / деятельность органов местного самоуправления / показатели эффективности деятельности / модель оценки / performance assessment / local governments / activities of local governments / performance / indicators / evaluation model

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Васильева А. П., Агибалов Ю. В., Шахворостов Г. И., Самсонов В. С., Агибалова О. Ю.

Актуальность темы. В настоящее время повышение эффективности муниципального управления является важным условием для достижения высоких экономических показателей в стране и обеспечения достойного уровня жизни граждан. Оценка эффективности выступает в качестве неотъемлемого процесса муниципального управления, с помощью которой корректируется общий вектор направления деятельности органов местного самоуправления, определяются главные траектории развития муниципалитетов и разрабатываются пути её совершенствования. Цель. Анализ системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и разработка предложений по совершенствованию данной системы. Методология. Методы теоретического и логического анализа данных, метод эмпирического обобщения, метод анализа нормативно-правовой базы, по теме исследования, метод системного подхода. Результаты и выводы. В рамках анализа системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж были выявлены, следующие проблемы: несоответствие методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления поставленным задачам и заявленным возможностям методики оценивания; отсутствие некоторых показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, конкретизирующих описание текущего положения. При совершенствовании системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж рекомендуется: разработать методические рекомендации по разработке положений об оценке эффективности деятельности отраслевых и функциональных муниципальных подразделений городских округов и муниципальных районов; расширить перечень показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области некоторыми дополнительными показателями и разработать для них соответствующую методику расчета. Область применения. Результаты исследования могут быть применены в процессе совершенствования системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в администрации городского округа город Воронеж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Васильева А. П., Агибалов Ю. В., Шахворостов Г. И., Самсонов В. С., Агибалова О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF LOCAL GOVERNMENT BODIES (USING THE EXAMPLE OF THE VORONEZH CITY DISTRICT)

The relevance of the topic. Currently, improving the efficiency of municipal management is an important condition for achieving high economic indicators in the country and ensuring a decent stan dard of living for citizens. Efficiency assessment acts as an integral process of municipal management, with the help of which the general vector of the direction of activity of local governments is adjusted, the main trajectories of development of municipalities are determined and ways of its improvement are developed. Goal. Die. analysis of the system for evaluating the effectiveness of the activities of local governments of the Voronezh city district arid the development of proposals for improving this system. Melhodologу. Methods of theoretical and logical, data analysis, the method of empirical, generalization, the method of analyzing the regula tory framework on the research topic, the method of a systematic approach. Results and conclusions. As part of the analysis of the system for evaluating the effectiveness of local self-government bodies of the Voronezh city district, the following problems were identified: the inconsistency of the methodology for evaluating the effectiveness of local self-government bodies with the tasks set and the slated capabilities of the. assessment methodology; the absence of some performance indicators of local self-government bodies that specify the description of the current situation. When improving the system for evaluating' the effectiveness of local self-government bodies of the Voronezh City district, it is recommended to: develop methodological recommendations for the development of regula tions on evaluating the. effectiveness of sectoral and functional municipal divisions of urban districts and municipal districts; expand the list of indica tors for evaluating the effectiveness of local self-government bodies of municipalities of the Voronezh Region with some additional indicators and develop an appropriate calculation methodology for them. Scope of application. The results of the study can be applied in the process of improving the. system for evaluating the effectiveness of local government in the administration of the Voronezh city district.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

УДК 352/354

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ)

Коды JEL: ТТ11, TITO, Т31, R10

Васильева А. П., магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РЛПХиГС), г. Воронеж, России E-mail: vasilevaanna2001 (igmail.com; SPIN-код: отсутствует

Агибалов Ю. В., кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РЛНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected]; SPIN-код: 7016-1790

Шахворостов Г. И., кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РЛПХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected]; SPIN-код: 3352-6307

Самсонов В. С., кандидат экономических наук, декан факультета ГМУ-1ЩО, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РЛНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: [email protected]; SPIN-код: 1427-8466

Агибалова О. Ю., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы. при Президенте Российской Федерации (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: arigion'ilist.ru; SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 15.08.2024. Принята к публика ции 29.03.2024 Ан нота им.»

Ак ту а л ь н ос ть темы. В настоящее время повышение эффективностиjмуниципального управления является важным условием для достижения высоких экономических показателей в стране и обеспечения достойного уровня жизни граждан. Оценка эффективности выступает в качестве неотъемлемого процесса муниципального управления, с помощью которой корректируется, общий вектор направления деятельности органов местного самоуправления, определяются главные траектории развития муниципалитетов и разрабатываются пути её совершенствовании,

Цель. Анализ системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и разработка предложений по совершенствованию данной системы.

Методология. Методы, теоретического и логического анализа данных, метод эмпирического обобщения, метод анализа нормативно-правовой базы по теме исследования, метод системного подхода.

Результаты и выводы. В рамках анализа системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж были выявлены следующие проблемы; несоответствие методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления поставленным задачам и заявленным возможностям методики оценивания; отсутствие некоторых показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, конкретизирующих описание текущего положении.

При совершенствовании, системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж рекомендуется: разработать методические рекомендации по разработке положений об оценке эффективности деятельности отраслевых и функциональных муниципальных подразделений ¿юродских округов и .муниципальных районов; расширить перечень показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области некоторыми дополнительными показателями и разработать для них соответствующую мет одику расчета.

Область применения. Результаты исследования .могут быть применены в процессе совершенствования системы оценки эффективности деятельности органов мест ного самоуправления в администрации городского округа город Воронеж.

Ключевые олова : оценка эффективности, органы местного самоуправления, деятельность органов местного самоуправления, показатели эффективности деятельности, модель оценки.

UDC 352/354

IMPROVING THE SYSTEM FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS

OF LOCAL GOVERNMENT BODIES (USING THE EXAMPLE OF THE VORONEZH CITY DISTRICT)

JEL Codes: НИ, H70,131, RIO

Vasileva A. P., gradúale student, Hussion Presidential Academy of National Economy and Public. Administration ((.RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: [email protected]; SPIN-code: none

Agibalov Y. V., Candidate of Economics, Docent, Professor of the Department of State and Municipal Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration ((RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: ayvl957<<iyandex.ru; SPIN-код: 7016-1790

Shakhvorostov G. I., Candidate of Technical Sciences, Docent, Head of the Department of State and Municipal Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: [email protected]; SPIN-код: 3352-6307

Samsonov V. S., candidate of Economic Sciences, Dean of the Faculty of GMIJ-CDO, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration ((RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: svs13immail.ru; SPIN-code: 1427*8466

Agibalova O. Yu., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, associate professor of the Department of Stale and Municipal Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: arigionfflist.ru; SPIN-код: отсутствует

Abstract

The relevance of the topic. Currently, improving the efficiency of municipal management is an important condition for achieving high economic indicators in the country and ensuring a decent standard of living for citizens. Efficiency assessmen t acts as an integral process of municipal managemen t, with the help of uhich the general vector of the direction of activity of local governments is adjusted, the main trajectories of developmen t of municipalities are determined and ways of its improvement are developed,

Goal. The. analysis of the system for evaluating the effectiveness of the activities of local governments of the Voronezh city district and the development of proposals for improving this system.

Methodology. Methods of theoretical and logical data analysis, the method of empirical generalization, the method of analyzing the regulatory framework on the research topic, the method of a systematic approach.

Results and conclusions. As par I of the analysis of the system for evaluating the effectiveness of local self-government bodies of the Voronezh city district, the following problems were identified: the. inconsistency of the methodology for evaluating the effectiveness of local self-government bodies with the tasks set and

the stated capabilities of the assessment methodology; the absence of some performance indicators of local self-government bodies that specify the description of the current situation.

When improving the system for evaluating the effectiveness of local self-government bodies of the Voronezh City district, it is recommended to: develop methodological recommendations for the development of regulations on evaluating the. effectiveness of sectoral and functional municipal divisions of urban districts and municipal districts; expand the list of indica tors for evaluating the effectiveness of local self-government bodies of municipalities of the Voronezh Region with some additional indicators and develop an appropriate calculation methodology for them.

Scope of application. The results of the study can be applied in the process of improving the system for evaluating the effectiveness of local government in the administration of the Voronezh city district.

Keywords: performance assessment, local governments, activities of local governments, performance indicators, evaluation model.

Введение

В связи со спорым томном изменения социально-экономических условий в современном мире перед системой местного самоуправ-ленпя возникают новые крупные и сложные задачи, успешное решение которых зависит от органов местного самоуправления и требует от них повышении эффективности их деятельности.

Оценка эффективности деятельности органон местного самоуправления и грает большую роль в системе муниципального управления, так как они непосредственно связаны с населен нем и взаимодействуют с ннм. Целью оценки эффективности органов в публичном управлении является намерение определить, насколько правильно выбраны направления деятельности, и какой результат они приносят [1].

Оценка эффективности выступает в качестве неотъемлемого процесса муниципального управления, с помощью которой корректируемся общин вектор направления деятельности органов местного самоуправления, определяются главные траектории развития муниципалитетов и разрабатываются пути её совершенствования.

Таким образом, осуществление оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, тем самым, способствует повышению этой эффективности в дальнейшем. Отсюда вытекают положительные последствия в виде повышения качества жизни населения и улучшения его благосостояния, повышения экономического роста, разви тия инфрас труктуры и различных сфер жизни общества.

Тема оценки эффективности деятельности органон моеч ного самоуправления все еще является актуальной для многих исследователей, в связи с чем, в настоящее время отсутствует единое и общее определение понятия «эффективность деятельности органов местного самоуправления». которое бы наиболее полно и точно передавало бы суть его содержан пя.

DOI: 10.22894/1997-4469-2024-65-2-89-98

Сложность формулировки данного определения обусловлена различными подходами к рассмотрению этого понятия, а также многогранностью и спецификой муниципальной службы

В российской литературе понятие «эффективность» определяется как относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта. результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечивающим его получение [2].

В работах, посвященных вопросам управления. в частности, муниципального, можно встретить следующее определение: эффективность «...как отношение чисто положительных результатов н допустимых затрат», при этом, «решение .можно назвать эффективным, если наилучший результат достигнут при наименьших затратах» [31.

Согласно точке .зрения В. С. Каминского: эффективность — это соотношение между достигнутым результатом н использованными ресурсами. а результативность — фактическое достижение конкретной цели (задачи). В системе муниципального управления логика такая же. однако, категоризации этих понятии будет более масштабной [41.

Профессор В. Н. Лисин определяет эффективность деятельности органов власти исходя из количественного соотношения целевым образом использованных ресурсов (финансовых, информационных, кадровых и пр.), а также результатов муниципального управления или посредством сравнения экономических параметров реализации конкретных полномочии с нормативными (ожидаемыми) и за предыдущие периоды [51.

Как можно замоч и ть, эффективность государственного (муниципального) управления не может отражать и интерпретироваться с опорой на результаты в каком-либо одном направлении, она должна раскрывать все его многомерное содержание, все многообразие протекающих процессов и явлений, результаты взаимно об-

условленных процессов развития государства, общества , личности с внешней средой.

Таким образом, эффективность деятельности органов местного самоуправления отражает, насколько результаты деятельности соответствуют целям и задачам, которые были поставлены но решению вопросов местного значения. Это не только степень полноты и качества выполнения органами местного самоуправления своих функций, но и степень удовлетворенности потребностей самого населения.

Основываясь на приведенных выше суждениях. можно акцентировать внимание на том. что эффективность деятельности органов местного самоуправления — это интегрированный показатель, который отражает степень социальной удовлетворенности общества избранной моделью управлении, способность этой модели удовлетворять экономические потребности населения и адаптироваться к любым внешним и внутренним изменениям без потерн работоспособности и снижения уровня экономического п социального обеспечения.

Данный показатель, по справедливому замечанию П. А. Морозова, должен быть включен в систему «субъект у правлен п.н — взаимодействия— управляемые объекты» н измеряться, оцениваться по состоянию производительности, результатам и качеству функционирования последних по структуре, объему и актуальности производимых и потребляемых ими материальных, духовных, социальных, экономических и иных благ [6].

Кроме того, необходимо учитывать не только инторесь.....отрсбности местного населения, но и имеющиеся у муниципалитета ресурсы для их обеспечения. Ведь стоит отметить, что муниципальное образование имеет ряд своих особенностей, которые могут послужить как положительными, так п отрицательными факторами при осуществлении местного самоуправления. К таковым особенностям можно отнести, например, климатические условия, территориальное расположение, наличие полезных ископаемых, инвестиционная привлекательность и другие особенности. Наличие подобных аспектов обусловливает потребность в оценке эффективности деятельности органов местного самоу-правлен ия.

Идентификация проблем оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в городском округе город Воронеж

Анализ нормативно-правового массива и реальной управленческой практики показывает.

что I! России оценка эффективности деятельности органов самоуправления имеет особую специфику; помимо векторов реализации мониторинга п оценки, для нашей страны харак терно сочетание как абсолютных, так н относительных показателей.

Кроме того, оценка эффективности имеет объективно-субъективный характер: итоговое оценочное суждение в той или иной области управления формируется как за счет объективных, фактологических, количественных данных, так н на базисе субъективной оценки эффективности, реализуемой посредством опроса общественности [7].

В настоящее время оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж находится в ведении администрации городского округа город Воронеж. Полномочия по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления возложены на управление экономики адмпнистра......юродского округа город

Воронеж.

На уровне Воронежской области система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления регламентируется Указом Губернатора Воронежской области от 21 феврали 2013 г. № 62-у «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Воронежской области» |8] Нормы, содержащиеся в данном документе, отражают перечень необходимых для оценки показателей, закрепляют регламент процедуры, а также отмечают ответственных лиц. Кроме того, администрацией было принято распоряжение от 13 мая 2016 года № 336-р «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж», в котором содержится перечень показателей и описан механизм н порядок проведения оценки [9].

ТТа основании информации об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж разрабатывается прогноз социально-экономического развития. Данные материалы публикуются на официальном сайте администрации. что позволяет гражданам с ними ознакомиться.

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Воронежской области осуществляется по федеральным и регион ал ьн ым I юказателя м.

Общая схема оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Общая схема оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского

округа город Воронеж

Несмотря на имеющуюся правовую базу п сформированный механизм оценки эффективности деятельности органов местного само-

управления, стоит выделить следующие проблемы н недостатки данной системы в городском округе город Воронеж (Рисунок 2).

/-

1. Несоответствие методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления поставленным задачам и заявленным возможностям методики оценивания.

Г-

2. Отсутствие некоторых показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, конкретизирующих описание текущего положения.

Рис. 2. Проблемы системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления

в городском округе город Воронеж

В отношении первой проблемы стоить отметить, что федеративным государственным устройством России обусловливается важность разработки результативной системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в целях повышения степени управляемости для устранения негативных последствий экономической нестабильности.

Согласно методике оценки эффективности органов местного самоуправления, утверж-

денной Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р, можно выделить задачи, которые решает система оценивания:

1) определение единых подходов:

2) оценка эффективности расходов бюджетных средств:

3) определение темпов изменения показателей, характеризующих качество жизни населения:

А) определен пс тем ион социально-экономического развития муниципальных образований;

о) степень внедрения современных методов и принципов управления [10].

В федеральной методике оценивания обозначено,. что мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления направлен на определение результативности, т. с. модель оценивания выстроена по принципу регистрации результата, достигнутого муниципальной социально-экономической системой по критерию.

Анализ перечня критериев и показателей позволяет сделать вывод, что за достижение их большинства отвечают муниципальные органы исполнительной власти. Это положение подтверждается региональной и муниципальной практикой оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, когда за предоставление определенных показателей ответственными назначаются отраслевые н функциональные исполнительные органы власти.

В методике указано, что в качестве исходных данных для оценивания используются официальные данные, представленные в докладах глав моечных администраций. Таким образом, источником данных для оценивания эффективности органов местного самоуправления является информация муниципальной исполнительной власти.

Анализ организации оценивания эффективности органон местного самоуправления городского округа город Воронеж позволяет сделать вывод о конкретизации операций сбора, обработки н представления информации на муниципальном уровне, а также своевременном внесении поправок в методику оценки при изменении федерального законодательства.

На основании анализа модели и критериев оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления можно заключить, что оценивание носит отраслевой характер. По преимущества такой модели не используются в полной мере. Отраслевые региональные министерства обладают большим объемом данных о качестве деятельности муниципальных органов исполнительной власти в определенной отрасли.

К возможностям применения результатов оценивания эффективности деятельности органов местного самоуправления (по материалам Распоряжения Правительства РФ от 11.09.2008 № ШЗ-р) относятся:

— возможность определения зон. требующего приоритетного внимания муниципальных властей;

— возможность формирования перечня мероприятий по повышению результативности деятельности:

— возможность определения и снижения неэффективных расходов:

— возможность определения резервов ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых и др.) |10].

Но необходимо отметить, что результаты оценивания с.чабо применяются, несмотря на заявленные возможности методики оценивания, представленные выше. Существующая модель оценивания эффективности деятельности органов местного самоуправления реализуется в плоскости: «отчетный период — ре-.зул ьтат»,

В отношении второй проблемы стоит отметить. что в Перечне региональных показателей, по которым была проведена оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж (за 2019—2022 годы) содержи тся такой показатель, как «Уровень доверия населения к власти. %». Данный показатель взаимосвязан с другим федеральным показателем — «Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (мунпцппальногорайона), %» [11]. Дан-пая взаимосвязь характеризуется тем, что, чем выше уровень удовлетворенности местного на-селенпя деятельностью муниципальной власти, тем, соответственно, выше уровень доверия населения к данной власти.

Если уровень удовлетворенности и доверия граждан к власти недостаточно высокий, то органам местного самоуправления необходимо предпринимать меры по устранению имеющихся недостатков с целью повышения значений данных показателей. Но в силу того, что данные показатели можно охарак терпзовач ь как обобщающие в данной сфере, то без проведения дополнительных мероприятий по анализу мнения граждан о деяч'сльносчч! муниципальной власти возникает сложность в определении конкретных сфер деятельности, по которым имеются недосч'ач'ки, низкие показатели и недоработки.

Таким образом, показатели «Удовлетворенность населении деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), %» и «Уровень доверия населения к власч'ц, %» являются недостаточно конкретизирующими текущее положение в сфере взаимоотношения местного населении п муниципальной власти. Что, в свою очередь, снижает уровень объективности оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, важно иметь представление об уровне развития гражданского общества в городском округе, например, в плане поддержки сонпально-орпснгпрованныч некоммерческих организаций (СОНКО). Так как реализуется помошь мобилизованным гражданам и другим уязвимым категориям населения, оказывается грантовая поддержка, а также имущественная, спонсорская, информационная помощь. Чем больше данная работа проводится в муниципалитете, тем больше выполняется этот показатель, что будет являться одним из сущес твенных преимуществ при оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж, а -такисе сделает эту оценку наиболее полной п достоверной.

Предложение по совершенствованию оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в городском округе город Воронеж

В целях совершенствования системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж целесообразно разработать следующие предложения по совершенствованию.

С целью установлении соответствия методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления поставленным задачам и заявленным возможностям методики оценивания, а также повышения объективности и достоверности результатов путем использования принципа детерминизма необходимо разработать методические рекомендации по разработке положении об оценке эффективности деятельности отраслевых и функциональных муниципальных подразделений городских округов и муниципальных районов.

Данное предложение поможет в решении первой проблемы, так как углубленный профессиональный подход может обеспечить более качественный анализ деятельности муниципальных властей, дополнив имеющиеся федеральные показатели конкретизирующими данными. Это мероприятие позволит отразить управляющие воздействия региональных профильных министерств в рамках государственной социально-экономической пол и тики.

В качестве экспертов целесообразнее всего использовать руководителей отраслевых п функциональных муниципальных пол,разделений. Они уже на этапе разработки смогут провести самодиагностику своих структур на основе разрабатываемых кри териев и, соответственно. выявить все проблемные участки деятельности и формируемой методики. Процедура позволяе т адап тирова ть крптериальн ый аппарат под изменяющиеся соцнально-зкономиче-

окне условия и задачи. Таким образом, предлагаемая модель «объединения» основана на практическом опыте и построена с учетом сп-стемных принципов и методов обобщения и экстраполяции.

Учет целевого предназначения системы управления, влияющих на нес условий и факторов, а также современных рекомендаций позволяет спроектировать ее наиболее продуктивную модель. Поэтому разработанная модель имеет очевидные преимущества. В ней учтен н нивелирован недостаток существующей системы оценивания эффективности органов местного самоуправления, а именно, слабость применения результатов оценивания. Дополнительно предлагается использовать результаты оценивания в корректировке планов и формировании прогнозов развития отраслей в регионе и муниципальных образованиях в комплексе. Этап применения результатов оценивания является ключевым, так как качество пепользо-вания результатов системы оценивания эффективности деятельности свидетельствует о выполнении целевых установок государственных нормативных документов об измерении результативности муниципальной власти. Оценивание не должно заканчиваться па награждении лидеров.

Применение результатов оценивания должно быть усилено процедурными связями. Важно установить ответственность за стабильно низкие результаты при достаточных условиях для управления и стимулировать руководителей отраслевых и функциональных иодразделений, добившихся высоких результатов. Таким образом, между показателями эффективности деятельности органов местного самоуправления и показателями эффективности деятельности отраслевых и функциональных подразделений местных администраций, а также показателями стимулирования их руководителей устанавливается процедурная связь, которая усилит знач имость результатов оценивания и мотивацию исполнителей.

С целью увеличения количества показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, конкретизирующих описание текущего положения социально-экономической ситуации в городском округе город Воронеж необходимо расширить перечень показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области некоторыми дополнительными показателями и разработать для них соответствующую методику расчета.

Таким образом, в рамках решения второй проблемы предлагается расширить перечень показателей оценки эффективности деятель-

ист

ности органон местного самоуправлении следую щим и пок а з а те л ям и:

— «Количество социально-ориентированных некоммерческих организаций на 10 тыс. населения, единиц»

— «Доля бюджетных ассигновании, направляемых на реализацию мероприятий по формированию инфраструктуры поддержки социально-ориентированных некоммерческих организации и общем объеме расходов бюджета муниципального образования, %»

— «Уровень удовлетворенности граждан ор-ганизацпсй обратной связи с населением, %»

— «Уровень удовлетворенности граждан сферой здравоохранения. %»

— «Уровень удовлетворенности граждан сферой образования. %»

— «Уровень удовлетворенности граждан сферой культуры, %»

— «Уровень удовлетворенности граждан благоустройством территории, %»

Внесен но данных показателей в качестве дополнительных региональных показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления позволит сделать системы оценивания более точной и объективной.

Таким образом, было изучено и проанализировано текущее положение системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж. а также определены проблемы осуществления и предложены возможные пути совершенствовании данной системы.

Заключение

В связи со скорым темном изменения социально-экономических условии в современном мире перед системой местного самоуправления возникают новые крупные и сложные задачи, успешное решение которых зависит от органов местного самоуправления и требует от них повышения эффективности их деятельности.

При решении поставленных задач большую значимость имеет вовлеченность в процесс и заинтересованность муниципальных органов власти в достижении важных для общества целей и задач, чему способствует оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Деятельность органов местного самоуправ-ленпя достаточно значима для нашего государства, потому что большинство проблем граждан относятся именно к муниципальному уровню и местное население при решении вопросов взаимодействует непосредственно с органами местного самоуправления. И от качества пеполпе-н ни ими своих функций и служебных обязанностей зависит экономическое и социальное

развитие муниципального образования, уровень жизни населения и его удовлетворенность работой местных органов власти.

Данными умозаи';|ючениямм обусловлена актуальность применения системы оценки эффективности деятельности органов местного са-моуправленпя.

О помощью оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления становится возможным определение актуальных проблем муниципального образования, а также дальнейших путей развития его социальной и экономической сфер.

В ходе анализа оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж были выявлены проблемы осуществления данной оценки. к которым относятся несоответствие методики оценки эффективности дея тельности органов местного самоуправления поставленным задачам и заявленным возможностям методики оценивания и отсутствие некоторых показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, конкретизирующих описан по текущего положения.

Также, были предложены пути совершенствования оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж.

Стоит отметить, что экспертный ситуационный анализ разрабатываемого положении будет способствовать реализации принципа профессионализма. а значит, уменьшать количество недостатков в оценивании, следовательно, результаты оценивания будут более объективными. Усовершенствование процедурной модели оценивания эффективности деятельности органов местного самоуправления повлияет на адаптацию критериального аппарата оцепива-нпн под реальные социально-экономические условия, будет стимулировать власти к достижению целей социально-экономической политики, а значит, увеличит темпы социально-экономического развития муниципальных образован И11.

Кроме того, внесение дополнительных региональных показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления позволит сделать систему оценивания в городском округе город Воронеж более точной и объективной ввиду конкретизации критериев оценки эффективности.

Таким образом, вышеизложенные пути совершенствования оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж позволят устранить имеющиеся недостатки и сделать систему оценивании в данном муниципальном образовании более точной и объективной.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи,

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурцева К. О, К вопросу о действующей системе оценки эффективности муниципального управления в Российской Федерации / К. О. Бурцева // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 87—90. — URL: https:// moluch.ru/archive/357/79778/ (дата обращения: 21.02.2024).

2. Ежукова О. Л. Об оценке эффективности органон публичной власти в новых конституционно-правовых и социально-экономических условиях / О. А. Ежукова // Конституционное и му-нп ци и ал ь нос право. — 2020. — №7. — С. 7—12.

3. Сморгунов Л. В. Государственная политика и управление : в 2 ч. Ч. 1. Концепции и проблемы : учебник для вузов / иод ред. Л. В. С.моргунова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрант, 2022. — С. 221.

4. Каминский В. С. Эффективность государственного управления: анализ основных методик / В. С. Каминский // Society and Security Insights. — 2019. — № 4. — С. 13—33.

5. Лексин В. H. Результативность и эффективность действий региональной и муниципальной власти: назначение и возможности корректной оценки / В. Н. Лексин // Регион: экономика и социология. — 2012.— № 1 (73). — С, 8—14.

6. Морозов П. .4. Понятие эффективности управления на государственном и надгосудар-ственном уровнях (на примере ЕС) / П. А. Морозов // Вестник БД У. Сер. 3. — 2011. — № 1. —

С, 53—57.

7. Репей А. О. Мони торинг эффективности деятельности органов местного самоуправления как инструмент повышения качества муниципального управлен пя (на примере Белгородской области) / А. О. Репей //Власть. —2021. — № 5.—С. 313—319.

8. Российская Федерация. Воронежская область. Губернатор Воронежской области. Об оценке эффективности деятельности органов .местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Воронежской области : указ Губернатора Воронежской области от 21 февраля 2013 г. № 62-у [Электронный ресурс] // Информацнонно-право-вое обеспечение Гарант. — URL: http s: //base. garant.ru/18146868/#friends/ (дата обращения: 20.10.2022)

9. Российская Федерация. Администрация городского округа город Воронеж. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж: распоряжение администрации городского округа город Воронеж от 13 мая 2016 года № 336-р [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых н нормативно-технических документов. — URL: https://il.ocs. cnkl.ru/documenl/440511669/ (дата обращения: 24.02.2024)

10. Российская Федерация. <0 реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муни ципальных районов)» (вместе с «Методикой мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», «Методическими рекомендациями о порядке выделения за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации гран тов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»: распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р (ред. от 13.07.2011) [Электронный ресурс] // КонсультаптПлюс. — URL: https://www. con su lta nt. ru/docu men t/cons_doc_L AW_80157/0c51 fdOdOcd Ic92aa6 le8fb 1090dffa 29e282 lea / (дата об -ращения: 24.02.2024)

11. Свод значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Воронежской области за 2019—2022 годы [Электронный ресурс] // Официальный портал органов власти Воронежской области. — URL: https://www.govvrn.ru/ ocenka-effekti\mosti-deatel-nosti-organov-mestnogo-samoupravlenia-gorodskih-okrugov-i-municipal-nyh-rajonov-vorone/.skoj-oblasti-po-fedcral-nym-po-kazatelam/(дата обращения: 25.02.2024)

LITERATURE

1. Burtseva К. О. On the issue of the current system of evaluating the effectiveness of municipal management in the Russian Federation / К. O. Burtseva // Young scientist. — 2021. — № 15 (357). — Pp. 87—90. — URL: https:// moluch.ru/archive/3o7/79778 / (date of appeal: 02/21/2024).

2. Yezhutiova O. A. On evaluating the effectiveness of public authorities in new constitutional, legal and socio-economic conditions / O. A. Yczhukova // Constitutional and municipal law. —2020. — No. 7. — C, 7—12.

.'3. Smorgunov L. V. State policy and management : in 2 hours 1. Concepts and problems: textbook for universities / edited by L. V. Smorgunov. —2nd eel., ispr. and add. —Moscow : Yurayt Publishing House. 2022. — P. 221.

4. Kaminsky V' S. Efficiency of public administration: analysis of basic techniques / V. S. Kaminsky // Society and Security Insights. — 2019. — No. 4." — Pp. 13—33.

o. Leksin V. ;Y. Effectiveness and efficiency of actions of regional and municipal authorities: purpose and possibilities of correct assessment / V. N. Leksin //Region: economics and sociology. — 2012. — No. 1 (73). — Pp. 8—14.

6. Morozov R Л. The concept of management efficiency at the state and supranational levels (on the example of the EU) / P. A. Morozov // Bulletin of the BDU. Ser. 3. — 2011. —No. 1. —Pp. 53—57.

7. Ilepey A. O. Monitoring the effectiveness of local government as a tool to improve the quality of municipal management (on the example of the Belgorod region) / A. O. Ropey // Power. — 2021. — No. 5.—Pp. 313—319.

8. The Russian Federation. Voronezh region. The Governor of the Voronezh region. On evaluating the effectiveness of the activities of local self-government bodies of urban districts and municipal districts of the Voronezh Region : Decree of the Governor of the Voronezh Region dated February 21, 2013 No. 62-u [Electronic resourcel // Information and legal support of the Guarantor. —URL: https://base.ga rant. ru/18146868/#friends / (accessed: 10/20/2022)

9. The Russian Federation. Administration of the Voronezh city district. On evaluating the effectiveness of the activities of local self-government bodies of the Voronezh city district : order of the

Voronezh City District Administration dated May 13. 2016 No. 336-r [Electronic resource] // Electronic Fund of legal and regulatory documents. — URL: https://docs.cntrl.ru/document/440511669 / (date of access: 02/24/2024)

10. The Russian Federation. <On the implementation of the Decree of the President of the Russian Federation dated 04/28/2008 No. 607 «On evaluating the effectiveness of local self-government bodies of urban districts and municipal districts)» (together with the «Methodology for monitoring the effect iveness of local self-government bodies of urban districts and municipal districts», «Methodological recommendations on the procedure for allocating grants from the budget of the subject of the Russian Federation to municipal entities in order to facilitate the achievement and (or) encourage the achievement of the best values of the performance indicators of local governments of urban districts and municipal districts»: decree of the Government of the Russian Federation dated 09/11/2008 No. 1313-r (ed. dated 07/13/2011) [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_80l57/0c51 fdOdOcd 1 c92aa61 c8fbl090dffa29e28 2lea / (date of access: 02/24/2024)

11. Summary of the values of performance indicators of local self-government bodies of urban districts and municipal districts of the Voronezh Region for 2019—2022 [Electronic resourcel // Official portal of the authorities of the Voronezh region. — URL: https://www.govvrn.ru/ocenka-effektivnosti-deatel-nosti-organov-mestnogo-samoupravlenia-gorodsk ill-ok rugov-i-mun icipal-nyh-rajonov-voronezskoj -obla sti-po-fodera 1-nym-po-kazatelam / (date of access: 02/25/2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.