бытовые услуги и т.д. Именно поэтому данный договор является более
распространенным среди всех разновидностей ренты.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 10.12.1998.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ: принят Гос. Думой 22 дек. 1995 г. [с послед. изм. и доп.].
4. Гражданский кодекс РСФСР. Утвержден Законом РСФСР от 11 июня 1964 г., введен в действие с 1 октября 1964 г.
5. Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/19445/ (дата обращения: 02.06.2016).
6. Герценберг В.Э., Перетерский И.С. Обязательственное право. Книга V Гражданского уложения. СПб., 1914.
7. Золотько Н.В. Договор ренты в гражданском праве России Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук Краснодар, 2002.
8. Иоффе О.С. Обязательственное право. М. Юрид. лит., 1975. 294 с.
9. Иоффе О.С., Толстой Ю.К. Новый Гражданский кодекс РСФСР. Изд-во ЛГУ, 1965. 260 с.
10. Мамаев А. Договор ренты, М.: Юрайт, 2002. 226 с.
11. Рясенцев В.А. Договор об отчуждении имущества на условии пожизненного пользования. // Социалистическая законность, 1945. № 1-2. С. 25.
К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНОСТРАННОГО
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Куркина Ю.В.
Куркина Юлия Владимировна - студент, кафедра теории и истории государства и права, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти
Аннотация: в статье анализируются критерии определения национальности юридического лица, выделяемые доктриной, а также закрепленные в законодательстве Российской Федерации.
Ключевые слова: личный статут юридического лица, национальность юридического лица.
Развитие внешнеэкономической деятельности, инвестирования и предпринимательства в целом привело к увеличению доли иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Особенности правового регулирования их деятельности предопределяют необходимость разграничения понятий российское и иностранное юридическое лицо. Однако для формулировки соответствующего понятия необходимо, в первую очередь, выявить критерии отнесения юридического лица к иностранным.
Относимость юридического лица к тому или иному государству определяется понятием «национальность», которое раскрывается как связь юридического лица с государством. Однако указанный термин носит доктринальный характер и не закреплен в нормативно-правовых актах. «Национальность» следует отличать от понятия «личный статут» («личный закон») юридического лица, которое означает, право какого государства определяет правовой статус юридического лица [1, с. 90]. Например, если юридическое лицо будет считаться российским (его национальность), то его личным законом будет российское право (личный статут).
Существует несколько наиболее распространенных критериев определения национальности юридического лица. Так в западноевропейских государствах ключевым является критерий оседлости, который предполагает, что личным законом юридического лица является право государства, в котором находится его главный орган управления. В странах англо-саксонской правовой семьи ведущим является критерий инкорпорации, означающий, что национальность юридического лица определяется, исходя из места его регистрации. Критерий места осуществления деятельности представляет собой доктрину, согласно которой к юридическому лицу применяется право того государства, на территории которого оно фактически осуществляет коммерческую деятельность. Выделяют и другие критерии определения национальности юридического лица: гражданства учредителей организации, места подписки на акции компании и т.д. Кроме того, возможно сочетание ряда критериев. Для выделения критериев, позволяющих выявить иностранные юридические лица в РФ, обратимся к законодательству.
Гражданское законодательство РФ не содержит понятия иностранного юридического лица, однако Гражданский кодекс РФ [2] определяет, что личным законом юридического лица является право того государства, в котором оно учреждено. Исключением являются юридические лица, местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа (либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) которых является Республика Крым или город федерального значения Севастополь. Указанные юридические лица в срок до 01.03.2015 имели право обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, с заявлением для внесения сведений о них в единых государственный реестр юридических лиц. Таким образом, ключевым, для определения национальности юридического лица в российском праве, является критерий места его учреждения.
Однако ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ [3] предусматривает возможность государственной регистрации юридического лица лишь по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа либо, в случае его отсутствия, иного лица или органа, уполномоченного выступать от имени юридического лица в силу закона или иного правового акта, учредительного документа.
Таким образом, вспомогательным критерием для установления иностранного юридического лица является критерий оседлости.
ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ [4] определяет иностранное юридическое лицо как юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами. Такое толкование «от обратного» не раскрывает сущности рассматриваемого понятия, не устанавливает четких критериев для отнесения юридических лиц к иностранным.
Согласно ФЗ «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 № 183-ФЗ [5] иностранные лица - юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены. В налоговом законодательстве содержится
85
понятие иностранной организации, критериями отнесения к которой являются наличие гражданской правоспособности, а также учреждение в соответствие с законодательством иностранного государства.
Таким образом, из анализа норм действующего законодательства следует сделать вывод о том, что ведущим в российском праве является критерий инкорпорации, однако зачастую совместно с ним применяются иные критерии. Следовательно, представляется необходимым законодательно закрепить соотношение основополагающего критерия определения иностранного юридического лица -инкорпорации и факультативных критериев, их взаимодействие.
Список литературы
1. Еремина Е.И. Критерии определения личного закона и национальности юридического лица // Juvenis scientia, 2015. № 1. С. 89-94.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (часть третья) (ред. от 8.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 2001. № 49. Ст. 4552.
3. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собрание законодательства РФ, 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.
4. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 2003. № 50, Ст. 4850.
5. Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 1999. № 30. Ст. 3774.